Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы преемственности и развития традиций народного искусства в современном дизайне (На опыте Московского художественного училища прикладного искусства) Толкачев Александр Герасимович

Проблемы преемственности и развития традиций народного искусства в современном дизайне (На опыте Московского художественного училища прикладного искусства)
<
Проблемы преемственности и развития традиций народного искусства в современном дизайне (На опыте Московского художественного училища прикладного искусства) Проблемы преемственности и развития традиций народного искусства в современном дизайне (На опыте Московского художественного училища прикладного искусства) Проблемы преемственности и развития традиций народного искусства в современном дизайне (На опыте Московского художественного училища прикладного искусства) Проблемы преемственности и развития традиций народного искусства в современном дизайне (На опыте Московского художественного училища прикладного искусства) Проблемы преемственности и развития традиций народного искусства в современном дизайне (На опыте Московского художественного училища прикладного искусства) Проблемы преемственности и развития традиций народного искусства в современном дизайне (На опыте Московского художественного училища прикладного искусства) Проблемы преемственности и развития традиций народного искусства в современном дизайне (На опыте Московского художественного училища прикладного искусства) Проблемы преемственности и развития традиций народного искусства в современном дизайне (На опыте Московского художественного училища прикладного искусства) Проблемы преемственности и развития традиций народного искусства в современном дизайне (На опыте Московского художественного училища прикладного искусства)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Толкачев Александр Герасимович. Проблемы преемственности и развития традиций народного искусства в современном дизайне (На опыте Московского художественного училища прикладного искусства) : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.06 : Москва, 2004 207 c. РГБ ОД, 61:04-17/129

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Народные художественные промыслы как часть национальной культуры России 12

Глава 2. Анализ композиционной организации и принципов построения изделий народных художественных промыслов как объектов этнодизайна 33

2.1. Исторические особенности развития народных ткацких, кружевных, вышивальных художественных промыслов 33

2.2. Основные положения методики исследования изделий народных промыслов на базе аспектов дизайн-технологий 38

2.3. Художественно-констуркторский анализ и исследование образного построения изделий народных ткацких, кружевных, вышивальных художественных промыслов 39

2.3.1. Ткацкие промыслы 39

2.3.1.1. Из истории российских ткацких художественных промыслов 39

2.3.1.2. Ткани северных регионов России 47

2.3.1.3. Ткани южных регионов России 50

2.3.1.4. Виды ткачества 55

2.3.1.5. Определение характерных композиционных элементов и частоты их встречаемости в изделиях ткацких художественных промыслов 64

2.3.2. Кружевные промыслы 74

2.3.2.1. Основные этапы развития русского коклюшечного кружева 74

2.3.2.2. Анализ образцов кружевных изделий народных промыслов 77

2.3.2.3. Определение частоты встречаемости композиционно-конструктивных элементов в кружевных изделиях по регионам России 91

2.3.3. Вышивальные промысш 96

2.3.3.1. Из истории развития русской народной вышивки 96

2.3.3.2. Анализ образцов русской народной вышивки 102

2.3.3.3. Композиционный строй и изобразительные мотивы вышивки 112

2.3.3.4. Технико-технологические средства как способы создания художественного образа вышивки.. 118

2.3.3.5. Применение вышивки в русском народном костюме 121

2.3.3.6. Определение частоты встречаемости средств композиции в русской вышивке 128

Глава 3 Роль московского художественного училища прикладного искусства в сохранении традиций народных художественных промыслов и в формировании концепции этнодизайна 135

3.1. Народные художественные промыслы и учеьные заведения поподготовкн специалистов 135

3.2. К вопросу об истории училища 137

3.3. Преподаватели училища 144

3.4. Система подготовки специалистов по ткачеству, кружевоплетеиию и вышивке 147

3.5. Творческая работа выпускников училища 158

3.6. Участие студентов училища в выставках и конкурсах 164

Общие выводы по работе 167

Заключение

Список литературы 171

Иллюстрации

Введение к работе

Народное искусство - наше материальное и духовное богатство. Уникальное и многообразное по своим видам, оно составляет значительную часть отечественной культуры.

Своеобразной формой народного искусства являются народные художественные промыслы. Сохраняя нравственные идеалы национальной культуры, художественные промыслы накапливают уникальный опыт коллективного и индивидуального художественного творчества, ручного и механизированного производства. На протяжении столетий создавались многообразные изделия, сформировавшиеся как объекты гармоничной материальной предметной среды, окружающей человека и служащей ему.

Существующие в промыслах национальная стилистика и художественная образность соответствовали высоким критериям художественного качества, отражали традиции и вкусы народа, сделав их носителями истинных духовных и пластических ценностей. В этом качестве промыслы подошли к концу XX века.

Однако теперь, находясь, как и другие формы художественного творчества, в кризисном состоянии, народные промыслы вовлечены в самые динамичные и противоречивые социально-экономические и культурные процессы нашего времени. Они нуждаются в комплексном анализе специалистов, с тем чтобы адекватно включиться во всё более ускоряющийся процесс развития современной культуры.

Профессиональные художники многих поколений всегда находили и будут находить в богатейшем арсенале народного искусства черты, созвучные современности, и плодотворно используют их в своем творчестве. В настоящее время существует устойчивый интерес специалистов к тем областям народного творчества, которые нацелены на создание совершенных эстетических и практических свойств объектов материальной среды. В значительной мере этот интерес сосредоточен в области дизайна, объекты которого сочетают в себе совокупность эстетических, функциональных, эргономических и технологических свойств. Все эти черты присущи и предметам народного материального искусства, которое можно с полным правом назвать этнодизайном.

В этой связи необходимо отметить, что существующая система художественных ремесел не является «художественной резервацией», существующей вне времени и пространства, она развивается в соответствии и с учетом современных требований к изделиям, технологичности их изготовления, а также конструкции, композиции и орнамента. Они заложены в художественных

традициях народного творчества и могут служить базой для современного дизайн-проектирования при соблюдении одного, но очень важного, условия. Так, по мнению Г.К.Вагнера (29, с. 266)1, традиции немыслимы без развития, но при непременном условии сохранения главных фольклорных принципов народной поэтической образности. Никакая «вторая», или «третья», редакция народного искусства невозможна, если не будет соблюдено это условие.

Во ВНИИТЭ уже проводились исследовательские работы в области изучения особенностей крестьянской культуры и ремесла. Большой вклад в данном направлении внесли Н.В. Воронов и СО. Хан-Магомедов. Некоторые аспекты этой проблематики присутствуют в теоретических исследованиях Е.В. Жердева и А.А. Грашина. Актуальность продолжения этой работы обоснована тем, что включение в систему деятельности народных промыслов принципов дизайн-проектирования может существенно обогатить эту область отечественной культуры. С другой стороны, использование традиционного опыта в сфере предметной культуры может способствовать развитию творческих процессов в самой дизайнерской деятельности.

Кризисное состояние, в котором находятся в наше время народные промыслы, делает особенно значимым решение проблем преемственности и передачи накопленного художественного опыта. С нашей точки зрения, практически единственными путями сохранения и развития народного искусства являются подготовка специалистов, передача молодым художникам знаний и навыков, выработанных поколениями народных мастеров. Только в этом случае можно надеяться, что традиции народного искусства не погибнут, а будут жить и воздействовать на становление нравственно-эстетического мировоззрения современного человека.

Одним из верных хранителей народного опыта, школой народных традиций, передающей их последующим поколениям на высоком профессиональном уровне, на протяжении 85-ти лет является Московское художественное училище прикладного искусства (МХУПИ). Это учебное заведение воспитало немало известных мастеров, которые своим творчеством не только значительно обогатили многие народные промыслы, но и способствовали их развитию в непростых условиях современной действительности. Вместе с тем вся сложная структура педагогического и учебного процесса МХУПИ направлена на поиск новых возможностей в таких традиционных видах народного искусства, как ткачество, кружевоплетение, вышивка, органично входящих в систему народного костюма.

' В скобках сначала указывается порядковый номер источника, стоящего в «Списке литературы», затем проставляются страницы.

Одновременно идет активное интегрирование современных направлений в искусстве и дизайне в комплексную структуру обучения, освоение новых технологий в учебном процессе.

В данной диссертации предпринята попытка осмысления современных перспектив развития народного искусства, которые обрели крепкую фундаментальную исследовательскую базу, составляющую основной блок профессионального образования в МХУПИ. Это, в свою очередь, определило необходимость изучения истории создания и специфики МХУПИ в контексте современного художественного образования и обобщения богатого опыта, накопленного училищем за годы своего существования.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена:

необходимостью решения проблемы преемственности художественного опыта, накопленного поколениями народных мастеров, которая напрямую связана со сферой художественного образования;

важностью овладения теоретическими знаниями и практическими навыками современного дизайна, обладающего богатым арсеналом проектных и конструкторских приемов, культурная значимость которого проявляется в организации предметной среды, синтезе различных видов искусств, в том числе и прикладного, а значит, имеющего непосредственное отношение к преемственности, стилеобразующим процессам, основанным на культурных традициях, что способствует наиболее эффективному осуществлению практических дизайнерских решений.

Целью настоящей работы является установление исторически сложившихся закономерностей композиционно-конструктивного построения изделий народных промыслов (ткачества, кружевоплетения, вышивки), определение их связей со спецификой профессионального образования в МХУПИ для внедрения и использования методик, образных и семантических систем, свойственных народному искусству, в современных дизайнерских разработках.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

Аналитический обзор литературных, иллюстративных и архивных источников, посвященных проблемам народного искусства, художественных промыслов и образования в этой области.

Исследование традиционного применения выразительных элементов и композиционных средств в художественных промыслах: ткачество, кружевоплетение, вышивка.

Проведение художественно-конструкторского анализа репрезентативной выборки образцов и статистической обработки экспериментальных данных для определения частоты встречаемости комплекса композиционных приемов.

Блок-схема диссертационного исследования

Аналитический обзор литературных и иллюстративных источников

Художественно-конструкторский анализ произведений народных

художественных

промыслов как объектов

этнодизайна

Особенности

подготовки

специалистов для

народных

художественных

промыслов в аспектах

современного дизайна

Кружевоплетение

Вышивка

Ткачество

Роль МХУПИ в сохранении и развитии традиций

народных художественных промыслов и в

формировании концепции этнодизайна

рис. 1

Теоретической и методологической основой исследования является системно-комплексный подход, позволяющий рассматривать предметы и явления народного искусства в плане их исторического развития и в свете современных художественных и образовательных процессов. Исследование опирается на научные труды в области теории и истории народного искусства, этнографии, музееведения, педагогики, на методику художественно-конструкторского анализа. В диссертации применены методы теории и практики дизайна с его оперативностью, нацеленностью на конкретные социо-культурные результаты, обеспечивающие включение художественного, материального и технологического богатства народных промыслов в общероссийский культурный потенциал.

Объектами исследования стали:

- образцы изделий народных промыслов (ткачества, кружевоплетения,
вышивки), напрямую связанные с искусством костюма, из собраний
Государственного исторического музея (Москва), Государственного
Русского музея (Санкт-Петербург), Музея декоративно-прикладного и
народного искусства (Москва), Орловского краеведческого музея,
Орловского музея изобразительных искусств, Мценской картинной
галереи (Орловская область), Курского краеведческого музея,
Воронежского краеведческого музея, личных коллекций исследователей
народного искусства, методического фонда музея МХУПИ;

архивные документы по истории МХУПИ;

учебно-методические разработки педагогического коллектива МХУПИ;

образцы применения традиций ткачества, кружевоплетения, вышивки в современном дизайне.

За пределами рассматриваемого в диссертации материала остались требующие специальных исследований такие виды народных промыслов, как резьба по дереву, лаковая миниатюра, художественная обработка металла и ковроткачество, по которым также осуществляется подготовка специалистов в МХУПИ.

Предметами исследования являются образцы народных изделий и используемые в них композиционные приемы, элементы и средства, а также методические принципы проектирования современных дизайнерских изделий на основе традиций художественных промыслов, развиваемых в МХУПИ.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

систематизирован и обобщен исторический и искусствоведческий материал по художественным промыслам: ткачеству, кружевоплетению и вышивке, органично входящим в систему как народного, так и современного костюма, предметной среды;

на основе сравнительного художественно-конструкторского анализа образцов ткачества, кружевоплетения, вышивки выявлены и обобщены их региональные композиционные особенности;

рассмотрены технические приемы и образные средства, характер их трансформаций в современных изделиях;

проведен графический и статистический анализ образцов ткачества, кружевоплетения и вышивки и выяснена частота употребления наиболее распространенных структурных композиционных элементов;

на основе поиска и изучения архивных материалов определены основные этапы истории Московского художественного училища прикладного искусства, прослежены теоретические и методические основы учебного процесса;

- выявлены взаимосвязи методических принципов, используемых в
МХУПИ, и традиционных практик народного искусства, предприятий
художественных промыслов;

составлен каталог экспонатов произведений из музея МХУПИ;

определены основные тенденции и методики применения традиций народного искусства в практике современного дизайна.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе изучения исторического развития ткачества, кружевоплетения и вышивки разработаны принципы и методы, интегрирующие теорию и практику народного искусства в систему учебного процесса МХУПИ, намечены конкретные пути по сохранению и развитию художественных промыслов, использованию образцов народного искусства в современном дизайн-проектировании костюма, интерьера, предметов быта. По сути, они заключаются в подготовке квалифицированных специалистов, не только владеющих всеми традиционными художественно-технологическими приемами, но и актуальными методиками и образными системами современных проектных практик. Подобная направленность воспитания мастеров не позволит народному искусству исчезнуть; напротив, оно будет воспринято как пластическая и семантическая основа для художественно-конструкторских решений в дизайн-проектировании одежды и предметной среды.

Материалы диссертации и выводы, полученные в данном исследовании, могут быть полезными для художественной практики дизайнеров и современных мастеров народного искусства, а также могут быть применены в системе специального художественного образования.

Конкретные результаты научно-исследовательской работы заключаются также во введении в практику дизайнерской и искусствоведческой деятельности, ранее не использованных в качестве творческого источника училищных фондов — старинных и современных изделий из музея МХУПИ. Они могут быть с успехом применены в моделировании одежды, проектировании интерьеров. С этой целью можно пользоваться составленным каталогом экспонатов музея. При рассмотрении

произведений народного искусства в качестве образцов для инновационных дизайнерских решений появляется возможность методически строить художественно-конструкторское проектирование на основе комплекса наиболее часто встречающихся композиционных и технологических приемов, выявленных в процессе проведения настоящего исследования.

Личный вклад автора диссертации состоит в постановке и разработке данной темы, основные положения которой были опубликованы в статьях и изложены в докладах на научных конференциях.

Апробация и внедрение результатов диссертации. Основные научные и практические результаты диссертационной работы были представлены и получили высокую оценку при проведении мероприятий различного уровня значимости, таких как:

Межвузовская научная конференция «Современные проблемы текстильной и легкой промышленности», Москва, 1996;

II Международная выставка «Православная книга и современное церковное искусство», Государственная Третьяковская галерея, 1997;

Всероссийская конференция «Современные проблемы подготовки кадров для предприятий народных художественных промыслов» Ассоциации «Народные художественные промыслы», 1997;

научно-методический семинар кафедры «Технология швейного производства» РосЗИТЛП, Москва, 1995-2002;

заседания кафедры прикладного искусства Московского государственного художественно-промышленного университета им. Г.С. Строганова, 1997-2002;

IV научная конференции Государственной Третьяковской галереи «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства», Москва, 1998;

в рамках благотворительной программы «Молодые дарования», 1997-1998 (отбор образцов для внедрения в производство);

конкурс «Заводной апельсин», Москва, 1998;

Межвузовская научно-методическая конференция «Проблемы совершенствования высшего заочного образования», Москва, РосЗИТЛП, 1999;

выставка-конкурс «Святыни славянского мира», Москва, 2000;

I Московская Международная выставка-ярмарка сувениров и подарков «Сюрприз-2000»;

I Московская выставка-ярмарка народных художественных промыслов России «Ладья-2002»;

X, XI и XII Всероссийские выставки-конкурсы работ молодых мастеров народных художественных промыслов России «Молодые дарования», 2001, 2002 и 2003;

второй, третий, пятый окружные открытые Строгановские фестивали молодых дизайнеров, Москва, 1999,2000,2002;

Студенческий Фестиваль рекламы Miracle, Москва, 2002;

выставка «Поэзия предметов быта: традиции и современность», Москва, РГБИ, 2003.

Изучение научных и документальных источников, работа с редкими оригиналами - образцами народного искусства, введение в научный оборот коллекции музея и фонда МХУПИ, новых методик преподавания основ художественных промыслов обеспечили достоверность исходных методологических и теоретических позиций, целостный подход к решению поставленной проблемы, что, соответственно, служит критерием научной обоснованности выводов.

Народные художественные промыслы как часть национальной культуры России

Народные художественные промыслы как часть отечественной культуры и своеобразная форма народного искусства постоянно находятся в сфере внимания исследователей. Рост национального самосознания, подъем патриотизма, вызванный победой России в Отечественной войне 1812 года, усилил интерес русского общества ко всему исконно ему, народному. На разных этапах развития промыслов особое внимание уделялось их месту и роли в художественной культуре, которая к середине XIX века активно ориентировалась на сохранение и развитие традиций русского искусства.

Деятели культуры В.В. Стасов, С.А. Давыдова, представители Абрамцевского кружка, в частности, Е.Д. Поленова, Е.Г. Мамонтова, организовавшие мастерские народных ремесел, М.К. Тенишева, создавшая аналогичные мастерские в Талашкино, обратились к собиранию художественного наследия народного искусства и изданию специальных альбомов с воспроизведением рукотворных образцов творчества народных мастеров, чтобы на этой основе формировать новый стиль искусства, отвечающий духу нового времени.

Коллекционирование и изучение материалов народного искусства во второй половине XIX века имело в значительной степени практические цели. Активная поддержка кустарей со стороны земских учреждений сопровождалась организацией ремесленных мастерских, в которых мастера повторяли «классические» образцы прошлого, создавали по проектам и рекомендациям художников новые, более современные вещи. Здесь же, а также в специально организованных школах шла подготовка учеников для работы по определенному виду художественного ремесла.

Одновременно был поставлен вопрос об использовании новых форм подготовки мастеров промыслов, поскольку ранее традиционное ученичество сводилось к освоению основ ремесла, теперь все чаще подчеркивается необходимость воспитания художника, способного свободно развивать традицию в рамках определенного промысла. По сути, ставился вопрос о переходе к профессиональному обучению мастера как художника, знающего специфику декоративно-прикладного искусства. Эта проблема стала одной из центральных в теории и практике развития художественных промыслов. Ее актуальность и значимость подтверждают дискуссии, возникавшие на конференциях научно-практического характера уже в начале XX века. Наиболее резко спор «О степени вмешательства интеллигентных художников в народное творчество» (так назывался один из докладов) разгорелся на состоявшемся в 1911 году Всероссийском съезде художников. Противостояние разных точек зрения на развитие народного искусства заключалось в том, что сторонники бережного отношения к творчеству народных мастеров, по существу, призывали художников не подменять своими образцами подлинных изделий, которые создавались в русле традиций местной культуры.

Сами же художники, работавшие в училищах и школах, где готовилась новая смена мастеров, считали, что в XX веке народное искусство будет служить своими изделиями, не только деревне, но и городу, а поэтому кустарей надо превращать в образованных, по-новому мыслящих людей. Но, осуждая в своей резолюции вредную для народного творчества практику внедрения образцов, выполняемых художниками, съезд не определил позиции в отношении подготовки мастеров к творчеству, отметив лишь важность ознакомления их с лучшими произведениями народного и профессионального творчества.

В 20-е годы XX века, обозначившие масштабную работу по восстановлению и развитию народных художественных промыслов, практические действия в сфере производства художественных изделий нуждались в историческом и теоретическом осмыслении этого процесса. Именно тогда и закладываются основы той области искусствоведения, которая связана с исследованием народного искусства.

Первой работой, всесторонне освещающей особенности народного творчества в его бытовой, материальной сфере, явилась книга B.C. Воронова «Крестьянское искусство», изданная в 1924 году. Автор подчеркивает глубокие корни народного искусства, устойчивость и содержательность его мотивов, разрабатывает положения, важные для функционирования промыслов в новых экономических условиях. В частности, ученый высказывает мысль о родстве крестьянского искусства с городским ремеслом, что расширило существовавшее представление о народном искусстве как о творчестве сельских мастеров.

Учитывая опасность конкуренции промыслов с фабричным производством, выпускающим художественные изделия, B.C. Воронов пишет статью «Крестьянское искусство и кустарная художественная промышленность» (45), в которой говорит, что сохранение специфики творчества и художественно-технических навыков мастерства, присущих народному искусству, обеспечит нормальное развитие кустарных промыслов. Статьей «Кустарь-мастер и руководитель-художник» (45) B.C. Воронов откликается на проблему взаимосвязи художников-профессионалов с кустарями. Он предостерегает художника от подавления творческой инициативы мастера рекомендациями.

Еще ближе к интересующей нас проблематике подошел А.В. Бакушинский (7, с. 8). Он проводит исследование народного искусства и его специфики на материале художественных промыслов. В своих работах он рассматривает и сопоставляет народное и «профессиональное» творчество, выявляет тенденцию их сближения, отмечает складывающееся равновесие коллективного и личного творческого начала как новое качество современного народного искусства.

В 30-е годы расширяется круг исследователей народного искусства. Вместе с искусствоведами изучением народного творчества занимаются историки, археологи, этнографы. Их работы помогают уточнить происхождение мотивов и образов древнерусского искусства, сохраняющихся в произведениях народных мастеров, создающихся в XX веке. Собирательская и научная деятельность обеспечивает активную практическую работу с мастерами художественных промыслов. Первые публикации собранных и систематизированных материалов по искусству отдельных центров народного творчества помогают формированию художественных особенностей промыслов резьбы и росписи по дереву, кружеву, вышивке. Эти материалы оказывали помощь в деятельности учебных заведений в промысловых регионах.

Великая Отечественная война остановила активный процесс исследования народного искусства и развития промыслов. Он возобновился уже с середины 40-х годов, когда в эту работу включились теоретики, искусствоведы, художники. На фактическом материале прослеживаются закономерности творчества, формируются основные понятия специфики народного искусства, определяются пути сохранения и развития национальных традиций в многонациональной культуре России.

Принятые в 40-50-е годы государственные постановления определили задачу дальнейшего развития народных художественных промыслов. Расширение производства художественных изделий в традиционных центрах народного искусства и возрождение заглохших промыслов представляют качественно новый этап в жизни промыслов, связанный не только с проблемами экономического характера, но и с возвратом к уточнению специфики народного искусства.

Исторические особенности развития народных ткацких, кружевных, вышивальных художественных промыслов

Понятие «народные промыслы» является настолько хорошо знакомым и привычным, что порой кажется: промыслы существовали всегда, только они воплощают в себе идею народного искусства. Такая трактовка термина вполне объяснима и для сегодняшнего дня во многом верна.

Появление в XVII веке первых наиболее древних промыслов связано со становлением всероссийского рынка. На протяжении XVIII - первой половины XIX века процесс этот всё более расширялся и окончательно завершился во второй половине XIX века. В середине XIX века складываются промыслы в таких традиционных видах искусства как ткачество, кружевоплетение, вышивка, деревянная и керамическая игрушка. Эти древние виды народного художественного творчества практически до самой реформы 1861 года существовали в виде домашнего ремесла, их активный выход на рынок в виде товара приходится, главным образом, на вторую половиїгу XIX века.

К исходному для нас предвоенному 1913 году народные художественные промыслы находились на пороге гибели и нельзя не согласиться с апологической советской печатью: именно Октябрьская революция 1917 года задержала на восемь десятилетий этот исторический процесс повсеместной замены ручного труда машинным и тем самым внесла существенные коррективы в развитие народного искусства. Стремление поддержать жизнь умирающих промыслов объяснялось как экономическими, так и политическими причинами. За этот период окончательно было вытеснено домашнее производство и в редких случаях промыслы представляли собой объединения мелких производителей, «частников». Как правило, это были очень солидные предприятия. Повсюду существовали крупные фабрики с большими производственными площадями, хорошо оснащёнными цехами и немалым выпуском товара. Именно эти фабрики теперь столкнулись с большими трудностями.

В справке о состоянии и подготовке кадров для предприятий народных художественных промыслов Российской Федерации на 1979 год за подписью заместителя министра И.П. Свешникова проводятся ряд сведений и статистика, характеризующая положение дел на промыслах с 1965 года (приложение док. 10). Очевидной была тенденция увеличения выпуска художественных изделий, реконструкции действующих предприятий, строительство, оснащение новым оборудованием.

Изделия художественных промыслов и сувениров вырабатывали в России 275 предприятий, из которых 200 были специализированными. За участие в международных выставках и ярмарках предприятия награждены 65 медалями и дипломами, за новые изделия присуждено 45 дипломов и 365 медалей ВДНХ СССР. В 1965-79-х годах на предприятиях промыслов успешно трудились квалифицированные кадры рабочих, народных мастеров, художников и инженерно-технических работников, всего более 92 тыс. человек (приложение док. 10). Здесь работало достаточное количество специалистов, членов Союза художников СССР, специалистов, носящих звания Народный художник РСФСР, Заслуженный работник культуры РСФСР, Заслуженный художник РСФСР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Лауреатов государственной премии им. И.Е. Репина, а также награжденных орденами и медалями.

На предприятиях были созданы 244 экспериментально-творческие лаборатории и творческие группы, в которых работали 3660 человек. Мастерам и художникам предоставлялись творческие командировки для сбора материалов, посещения выставок, музеев. На многих предприятиях имелись ассортиментные кабинеты, музеи, фонды образцов, методические пособия и др.

Специалисты с высшим и средним профессиональным образованием приходили на предприятия художественных промыслов в основном из Московского высшего художественно-промышленного училища (быв. Строгановского), Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, Московского текстильного института и Московского технологического института, а также из трёх средних профессиональных учебных заведений: Московского художественного промышленного училища им. М.И. Калинина, Абрамцевского художественно-промышленного училища им. В.М. Васнецова и Уральского училища прикладного искусства.

Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП) постоянно оказывал помощь предприятиям в повышении квалификации художников и мастеров путём проведения семинаров, конференций, консультаций, создания альбомов, пособий и др.

В 1970 году на предприятиях работало 67% художников с высшим и средним профессиональным образованием, а в 1979 году - соответственно 70%. Среди руководителей предприятий этот процент составил от 75% до 83%. Отсюда ясно, что потребность промыслов в специалистах была достаточно высокой, что было тесно связано с перспективой развития учебных заведений.

Сегодня предприятиям приходится менять характер своей деятельности. Оказавшиеся на собственном обеспечении, без государственной дотации они просто не в состоянии окупить свои затраты. Производство оказалось нерентабельным. Полностью затормозить происходящие изменения в настоящее время совершенно нереально, а в сущности и нецелесообразно: государству просто не по силам содержать фабрики на дотации. И тем не менее заинтересованность государственных структур решительно необходима для сохранения не только народных промыслов, но народного искусства как такового.

В марте 1990 года в НИИ теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР состоялась Всесоюзная теоретическая и научно-практическая конференция «Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций» (приложение док. 11). На конференции было заслушано 80 докладов. Многие мысли, высказанные в них, являются актуальными и в настоящее время. Участники конференции всесторонне обсудили теоретические, научно-практические и творческие вопросы народного искусства в аспекте проблем современной культуры.

В центре внимания стоял вопрос духовной исторической ценности народных традиций, их фундаментального значения для развития национальных культур и культуры общечеловеческой, а также вопрос о художественной специфике искусства народных промыслов. В свете этого рассматривалось современное состояние народного искусства, отмечалось трудное положение народного мастера, его бесправность как творческой личности.

В целом состояние традиционных народных художественных промыслов, в большей части находящихся в системе местной промышленности, определено как острокризисное, далеко не соответствующее цифровому благополучию ведомственных отчётов о росте объёмов реализации изделий. Расчленённый на отдельные операции, трудовой процесс не соответствует духу творчества народного промысла, превращает мастера в придаток конвейера.

Культурная преемственность традиций ломается. Такое положение мастера является следствием неверной политики, проводимой длительное время в отношении народного искусства. В последние годы заметно осложнились проблемы организации творческого труда, материально-финансовых условий, подготовка кадров на промыслах. Всё это не могло не сказаться негативно на художественном качестве их изделий. Многие промыслы оказались на грани фактического распада.

Сегодня развитию народного искусства, его живым традициям угрожает тотальная коммерциализация, распродажа его неповторимых богатств ради сиюминутной выгоды, бесконтрольный вывоз художественных ценностей народной культуры за рубеж.

Основные положения методики исследования изделий народных промыслов на базе аспектов дизайн-технологий

Методика базируется на принципах историко-искусствоведческого, графического, художественно-конструкторского и статистического анализов.

Главная особенность предложенной методики заключается в комплексности подхода, свойственной методологии дизайн-проектирования. Она включает в себя ряд основных этапов. Вначале определяется цель исследования, которая состоит в том, чтобы на основании анализа натурных образцов определить характерные композиционные приемы, а затем выявить их частоту встречаемости в изделиях народных промыслов. Таким образом, определяется морфологическая структура художественно-конструкторского языка, составляющего формальные проявления гармонии, отфильтрованной многими поколениями народных мастеров.

Для анализа была определена и отобрана репрезентативная выборка из 146 оригинальных образцов изделий народных промыслов (ткацких - 48, кружевных -53, вышивки - 45). Был также привлечен обширный иллюстративный материал печатных источников, живописные и графические произведения.

Отбор и изучение образцов проходили в Государственном историческом музее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном этнографическом музее (Санкт-Петербург), Всероссийском музее народного и декоративно-прикладного искусства (Москва), Музее народного искусства (Москва), Орловском краеведческом музее, Орловском музее изобразительных искусств, Мценской картинной галерее (Орловская область), Воронежском краеведческом музее, в личных коллекциях исследователей народного искусства, методическом фонде музея МХУПИ, выставочном и архивном фондах библиотеки НИИХП.

Фотографии и зарисовки образцов представлены в разделе «Иллюстрации» диссертации. Первым этапом исследования образцов народного искусства является их словесно-описательный и историко-искусствоведческии анализ, проводимый традиционными, принятыми в искусствоведении и культурологии методами.

Следующим этапом осуществления методики является составление и компоновка таблиц, по которым проводится художественно-конструкторский анализ. Каждый образец разбирается по всем составляющим его строй композиционно-конструктивным элементам, средствам и техническим приемам. Их наличие или отсутствие отмечается в соответствующих графах таблиц. Такие системные таблицы составляются по каждому из исследуемых народных промыслов. Данные таблицы подвергаются статистической обработке и ее результаты наглядно демонстрируются в гистограммах, иллюстрирующих частоту встречаемости композиционно-конструктивных элементов и средств.

В результате осуществляется их кодировка и построение итоговых (в частности - круговых) диаграмм, в которых в сжатой графической форме приводится вся информация о наиболее типичных и менее распространенных приемах, свойственных структуре построения изделий того или иного народного художественного промысла в сравнении с современными образцами. Таким образом, определяются те основные позиции, которые требуют особо внимательного освоения в процессе подготовки специалистов МХУПИ. Эти позиции характеризуются безусловным сбережением традиций великого русского национального наследия.

С другой стороны, традиции осознаются и развиваются при абсолютной ориентации на современные тенденции, оценивающие народное искусство, участвующее в формировании предметной среды., не только как прототип современных художественно-конструкторских решений, но и как проявления этнодизайна. Как показали дальнейшие исследования, его профессиональный структурно-формальный язык практически полностью совпадает с тем, который принят в современном дизайн-проектировании.

Ручное узорное ткачество - один из древних и развитых видов русского народного искусства. В нем отражены такие свойственные всему народному творчеству черты, как высокое мастерство, богатство орнамента, колорита, жизнеутверждающий строй образов.

Специфика ручного тканья позволяет создавать изделия, отличающиеся своеобразием художественного облика, обусловленным самобытностью приемов народного ткачества разных регионов России.

Применение в современном быту предметов народного тканья имеет самые широкие возможности, так как они сочетают в себе ручное мастерство, неповторимость каждой вещи с ее доступностью для населения. Это определяет целесообразность дальнейшего функционирования основных центров народного узорного ткачества.

Возрождение и развитие художественных промыслов основано в первую очередь на глубоком изучении локальных особенностей народного искусства. Именно такой путь открывает возможности выявления самобытности того или иного промысла, позволяет сформулировать отличное от других центров художественно-стилевое направление.

Народное узорное ткачество сохраняет своё значение и в наши дни. Изделия с ткаными узорами широко применяются в современном быту. Хорошо гармонируют с обстановкой жилья тканые коврики, дорожки, декоративные подушки ручной выработки - яркие, сочные по цвету, лаконичные по орнаменту. Простые клетчатые скатерти и салфетки, обогащенные рельефными переплетениями, портьеры, занавески оживляют интерьер, вносят в него уют.

Произведения русского народного ткачества привлекают внимание своеобразием узоров, оригинальностью художественных и технических приёмов их исполнения. Им, как и большинству произведений народного искусства, присуща композиционная слаженность узора с украшаемой вещью, декоративность общего художественного решения.

Русское узорное ткачество имеет много общего с ткачеством славянских народов, но вместе с тем, оно самобытно, оригинально и отличается глубоко выраженным национальным характером.

Искусство узорного ткачества было развито повсеместно в крестьянском быту не только у русских, но и у других народов России (194).

Одной из главных особенностей русского узорного ткачества является строгая геометричность всех узоров, их большая ритмичность и уравновешенность отдельных частей.

Сравнительно редко встречающиеся зооморфные и растительные мотивы, а также узоры с изображением человеческих фигур бывают сильно геометризированы, окружены геометрическими мотивами и превращены в орнамент, подчиненный строгим линейным ритмам.

Народные художественные промыслы и учеьные заведения поподготовкн специалистов

Народное искусство, связанное с созданием широкого круга бытовых предметов, отмеченных художественными достоинствами, чаще всего определяется как форма производства, именуемая промыслом. В истории развития ремесел художественные промыслы - явление довольно позднее. Они формировались при постепенном расширении рынка, который приобретал в России все большие масштабы, когда в отечественной экономике XVIII века обозначился переход от натурального хозяйства к фабричному производству различных товаров. Началось соревнование сельских промыслов с городскими ремеслами и мануфактурами, заставлявшее деревенских мастеров искать выход из создавшегося положения, чтобы сохранить свои позиции на рынке.

Во второй половине XIX века, в период образования многих художественных промыслов, их противостояние промышленному производству приводило к снижению художественных и утилитарных достоинств создаваемых вещей, а нередко к свертыванию промысловой деятельности.

С целью сохранения художественного ремесла в центрах народных промыслов земства губерний стали организовывать школы, рисовальные и технические классы, в которых обучали молодежь художники-профессионалы и опытные мастера. Эта форма художественно-технической подготовки кадров оказалась не слишком результативной, но она обозначила важную проблему в деле сохранения народных художественных промыслов и необходимость выработать особую систему подготовки специалистов. Эта система должна была соединить академическую программу, формирующую личность художника, и программу овладения художественно-техническими приемами мастерства, которая представляет базовую основу народной ремесленной традиции.

С особой остротой задачи решения названной проблемы встали в XX веке, при переходе России к развитию всех форм производства после социально-общественных потрясений, вызванных революцией 1917 года и гражданской войной. Кустарная промышленность, выступавшая в форме кооперативных промысловых артелей, занималась в это время выпуском крайне необходимых предметов быта, одежды, обуви, игрушек, и, в том числе, изделий художественных промыслов, создаваемых в традиционных центрах народного искусства. Здесь нужны были специалисты, знающие специфику данного производства. Для их подготовки и стали открывать профтехшколы, куда вместе с педагогами-художниками приглашались для преподавания опытные мастера с промыслов. С этого трудного, сложного времени начинается история Московского художественного училища прикладного искусства (МХУПИ).

Учебные заведения создавались при центрах художественных ремесел в основном в первое двадцатилетие XX века. Так, в 1994 году Торжская профтехшкола отметила свое 100-летие, а Абрамцевский художественно-промышленный колледж в 1995 году - свой 110-летний юбилей. Эти и другие учебные заведения являются уникальными. Они призваны приумножить творческое наследие и высокое искусство народных художественных промыслов России.

Созданная инфраструктура учебных заведений была максимально приближена к потребителям кадров, выверена годами. Выпускники учебных заведений постоянно пополняли коллективы предприятий народных художественных промыслов и активно влияли на развитие их художественной стилистики и совершенствование технологии производства, занимая должности организаторов производства, технологов, художников, мастеров.

В 1978 году была проведена серьезная работа по определению потребности в кадрах художников для предприятий народных промыслов. Выявилось, что ежегодная потребность в специалистах с высшим образованием удовлетворяется на 25-30%, а в специалистах со средним профессиональным образованием на 60-70% с дифференциацией по регионам и связанной с этим специализацией художественных промыслов, традиций. Эти сведения получены из подборки архивных документов за подписями начальника управления учебных заведений Министерства культуры РСФСР И.Н. Романова и заместителя начальника управления развития народных художественных промыслов и сувениров местной промышленности РСФСР Н.И. Самоцветова.

По данным начальника управления кадров и учебных заведений АО «Ростместпром» (правопреемник Министерства местной промышленности) Т.В. Кузнецовой на 1995 год в системе местной промышленности Российской федерации находилось 15 учебных заведений, подведомственных АО «Ростместпром». В основном они осуществляют подготовку художников-мастеров и мастеров-исполнителей для древнейших русских народных художественных промыслов лаковой миниатюры Мстеры, Холуя, Федоскино, росписи подносов Нижнего Тагила и Жостово, Богородской резьбы по дереву, Холмогорской резьбы по кости, Торжокского золотого шитья, ковроделия Курска, Тюмени, Дагестана, кружевоплетения Вологды, Кирова, Ельца, художественной керамики Скопина, Гжели, Дулева, ручного ткачества Рязани, Воронежа и так далее.

Качество подготовки специалистов в учебных заведениях является достаточно высоким. Учебные заведения местной промышленности, созданные на исторически сложившихся промыслах, представляют собой подлинную кузницу кадров для предприятий декоративно-прикладного искусства. Регулярно среди студентов учебных заведений проводятся отраслевые конкурсы на звание «Лучший по профессии». Итоги защиты дипломных работ учащихся показывают хороший уровень знаний и профессиональное мастерство исполнения изделий в материале. Студенческие работы с большим успехом экспонировались на выставках во Франции, Италии, США, Англии, Канаде, Японии, Германии, на Мальте.

Однако в настоящее время предприятия народных художественных промыслов не имеет средств на свое развитие, техническое перевооружение, капитальный ремонт. Поэтому промыслы уже не могут поддерживать учебные заведения, тогда как раньше они являлись для них базовыми предприятиями и осуществляли материальную и методическую помощь, представляя базы для прохождения производственной практики, материалы, полуфабрикаты и оборудование.

Учебные заведения находятся на Государственном республиканском бюджете. Их финансирование осуществляется на том же скудном и неудовлетворительном уровне, как и всех остальных учебных заведений. Однако следует подчеркнуть, что существует постоянно увеличивающийся заказ от населения, о чем свидетельствует по-прежнему большие конкурсы абитуриентов, желающих стать специалистами художественных промыслов. Это явление наглядно демонстрирует жизненность и осознание необходимости сохранения и развития традиций, неувядаемый интерес к ним и мощный потенциал, заложенный в природу народного искусства всей историей его формирования и развития.

Одно из ведущих мест среди этих учебных заведений по праву принадлежит Московскому художественному училищу прикладного искусства.

В процессе написания настоящей работы был проведен поиск документов в Центральном государственном архиве, содержащих свидетельства об организации, преобразованиях и истории Московского художественно-промышленного училища им. М.И. Калинина (ныне - Московское художественное училище прикладного искусства). Такие документы хранятся в материалах Народного комиссариата просвещения РСФСР, Главного комитета профессионально-технического образования и Народного Комиссариата Рабоче-крестьянской инспекции РСФСР за 1919 - 1929 годы (приложение «Архивные документы»).

Похожие диссертации на Проблемы преемственности и развития традиций народного искусства в современном дизайне (На опыте Московского художественного училища прикладного искусства)