Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Разработка методики дизайн-проектирования головных уборов Деменкова Александра Борисовна

Разработка методики дизайн-проектирования головных уборов
<
Разработка методики дизайн-проектирования головных уборов Разработка методики дизайн-проектирования головных уборов Разработка методики дизайн-проектирования головных уборов Разработка методики дизайн-проектирования головных уборов Разработка методики дизайн-проектирования головных уборов Разработка методики дизайн-проектирования головных уборов Разработка методики дизайн-проектирования головных уборов Разработка методики дизайн-проектирования головных уборов Разработка методики дизайн-проектирования головных уборов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Деменкова Александра Борисовна. Разработка методики дизайн-проектирования головных уборов : диссертация ... кандидата технических наук : 17.00.06.- Москва, 2006.- 307 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-5/1870

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Общие вопросы дизайн-проектирования головных уборов 11

1.1. Степень изученности головных уборов в дизайнерской практике 11

1.2. Методологическое обоснование использования новых методик формообразования в проектировании головных уборов 31

1.2.1. Использование приемов морфологической трансформации в дизайне 31

1.2.2. Классификация геометрической формы головных уборов на основе методов симметрии и асимметрии 49

Выводы 64

Глава 2. Исследование вопросов формообразования головных уборов xx-начала XXI вв 66

2.1. Разработка метода количественного анализа формы головных уборов по фотографиям и изображениям, в зависимости от антропологических параметров головы человека 66

2.2. Методика проведения статистического анализа по выявлению закономерностей исторического формообразования головных уборов XX начала XXI вв 74

2.3. Статистический анализ данных распределения основных формообразующих параметров головных уборов XX - начала XXI вв 79

2.4. Статистические связи формы головных уборов и формы костюма 97

2.5. Влияние динамики космопланетного ритма на периодичность смен формообразующих параметров головных уборов XX - начала XXI вв 109

2.6. Построение каталога структурных моделей формообразования головных уборов в пространстве геометрического подобия 111

Выводы 115

Глава 3. Разработка методики дизайн-проектирования головных уборов 116

3.1. Оценка предпроектной ситуации 118

3.2. Проектирование матрицы пропорционирования пространства геометрического подобия форм головных уборов 124

3.3. Разработка вероятностных моделей формообразования головных уборов на ближайший проектный период 130

3.4. Проектирование головных уборов на основе приемов морфологической трансформации 133

3.4.1. Разработка структурного каталога образцов исторических архетипов моды на основе приемов морфологической трансформации 133

3.4.2. Разработка структурного каталога МТ головных уборов на материале патентов и промышленных образцов 143

3.4.3. Учебное макетирование головных уборов на основе приемов морфологической трансформации. Средства гармонизации плоских форм (кроя) головных уборов 160

3.5. Проектирование ассортимента головных уборов в условиях массового производства 174

Выводы 182

Общие выводы по работе 183

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы. Произошедший переход от плана к рыночной экономике в 90-е годы обусловил появление такого нового социального явления, как конкуренция в легкой промышленности, и в частности, между производителями головных уборов. Таким образом, вопросы надежного обеспечения стабильного качества и конкурентоспособности, спроса на производимые изделия приобретают особую значимость.

На сегодняшний день, имеющиеся исследования в области проектирования головных уборов, включает в себя широкий спектр проблем. При этом остается недостаточно исследованным художественная часть дизайн-проектирования головных уборов. Менее всего исследованы вопросы художественного формообразования головных уборов. Неясна природа модных смен формы головных уборов. В тоже время, в смежных областях (архитектуре и дизайне) накоплен ряд передовых методик, которые могут быть внедрены в сферу формообразования головных уборов.

Это дает основание считать разработку новых подходов и методик дизайн-проектирования головных уборов на базе теоретических и экспериментальных исследований актуальной.

Цель работы состоит в расширении и углублении существующей методики дизайн-проектирования головных уборов по основным формообразующим параметрам; обуславливающим тектонику формы.

Объектом исследования явилась теория и практика формообразования головных уборов в контексте общих закономерностей дизайнерского формотворчества.

Предметом исследования является процесс дизайн-проектирования головных уборов (на примере головных уборов европейских домов моды XX-XXI веков).

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: - провести анализ вопросов теории и практики в дизайне головных

уборов;

- разработать метод количественного анализа формы головных уборов по фотографиям и изображениям в зависимости от антропологических параметров головы человека, используя построения модели пропорционирования по А-ромбу;

- исследовать характер формообразования головных уборов на протяжении XX - начала XXI вв.;

- выявить антропоморфные (стилевые) зоны - модули формообразования головных уборов; разработать структурный каталог аналогов и прототипов формообразования на материале патентов, промышленных образцов и исторических архетипов моды;

- разработать методику проектирования головных уборов на основе приемов морфологической трансформации и пространственной трансформации плоскости материалов в автоматизированном режиме;

- адаптировать методику дизайн-проектирования головных уборов к условиям учебного и промышленного проектирования.

Методы исследования. Методологическая основа исследования строится на целостном системном подходе к решению поставленной задачи. В ходе выполнения исследования были использованы методы: системного анализа, классификаций, литературно-аналитического, теоретические и практические основы проектирования, статистические методы сбора и обработки информации, экспериментальных методов, математической статистики и структурно-графического анализа, использованы компьютерные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Corel Draw 11 , Adobe Photoshop, Internet Explorer.

Научная новизна работы: - впервые разработан метод количественного анализа формы головных уборов по фотографиям и изображениям в зависимости от антропологических параметром формы головы человека;

- выявлены статистические закономерности распределения основных формообразующих параметров головных уборов ХХ-начала XXI вв., позволяющие наблюдать процесс исторического развития;

- установлена закономерная связь формообразующих параметров головных уборов в антропоморфном пространстве геометрического подобия,модулем которого является антропологическая форма головы человека; показана их связь с формой костюма; разработаны структурно-морфологические модели процесса формообразования женских головных уборов в XX - начала XXI вв.;

- разработана методика трансформативного формообразования головных уборов и предложены структурные каталоги аналогов исторического головного убора;

впервые разработана зонированная матрица пространства геометрического подобия на базе которой возможно структурировать модную информацию и вести проектный поиск ассортимента. Практическая значимость:

- в практику проектирования введен метод количественного анализа

формообразующих параметров головных уборов в зависимости от

антропологического модуля головы человека;

- разработаны наглядные статистические модели распределения

формообразующих параметров женских головных уборов в XX - начала XXI вв.

необходимые для оценки предпроектной ситуации;

построены геометрические модели исторических процессов формообразования головных уборов в период 1900-2006 гг., имеющие значение для исследовательского и поискового этапа дизайн-проектирования головных уборов; - сформированы структурные каталоги исторического материала международной моды; патентов и промышленных образцов головных уборов на основе приемов морфологической трансформации, необходимые для проектного этапа дизайн-проектирования;

- показаны новые возможности разработки эскизов, макетов и опытных образцов креативных и промышленных головных уборов на базе приемов МТ; проведения их апробации и внедрения в учебный процесс; - разработана методика дизайн-проектирования головных уборов и проведена апробация на промышленном предприятии, что позволило автоматизировать процесс обработки модной информации и проведения проектных работ на качественно новом уровне. Методика имеет социальный эффект, выражающийся в своевременном и качественном обеспечении потребителя разнообразным ассортиментом головных уборов. Экономический эффект может быть достигнут за счет сокращения временных затрат на проектирование головных уборов и снижения процента возврата их на доработку. Апробация результатов исследования. Апробация работы проведена на предприятиях ООО «Сторм Трейд» (г. Москва), ЗАО «Текстильэкспо» (г. Москва), в лабораториях кафедры «Дизайн костюма» Московского государственного университета дизайна и технологии. Реализация результатов диссертационной работы подтвердила эффективность разработанных методов.

Основные положения и результаты диссертационной работы неоднократно обсуждались и получали положительную оценку на заседаниях кафедры «Дизайн костюма» МГУДТ 2001-2006 гг., а также на четвертой Международной научно-методической конференции «Непрерывное профессиональное образование в области технологии, конструирования изделий легкой промышленности» (г. Москва), межвузовской научно-технической конференции, посвященной 70-летию института: «Современные проблемы текстильной и легкой промышленности» (г. Москва), межвузовской научно-технической конференции «Молодые ученые - развитию текстильной и легкой промышленности» «Поиск - 2002» (г. Иваново), VI Международной научно-методической конференции «Непрерывное профессиональное образование в области технологии, конструирования изделий легкой промышленности» (г. Москва), Международной научно-технической конференции «Современные наукоемкие инновационные технологии развития промышленности региона (ЛЕН 2006), г. Кострома

Полученные результаты внедрены в учебный процесс на кафедре «Дизайн костюма» Московского государственного университета дизайна и технологии, опубликованы три учебных пособия для специальности 0524.03: «Морфологическая трансформация головных уборов», «Разработка методики анализа формы головных уборов», «Принципы классификаций головных уборов».

Достоверность полученных результатов подтверждается актами производственной апробации на предприятии швейной промышленности, положительными оценками специалистов при обсуждении на заседаниях секций научно-технических конференций, публикациями и в учебном процессе в курсе ведения дисциплин: «Макетирование», «Художественное проектирование костюма».

Публикации. Основные результаты работы изложены в семи печатных работах. Защищен один патент на промышленный образец МКПО 02-03 № 55979,2005.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам и работе в целом, списка литературы из 136 источников и 4 приложений. Работа изложена на 194 страницах, содержит 81 рисунков, 10 таблиц. Приложения представлены на 104 страницах, содержащих 17 таблиц и 11 рисунков. Используемая терминология

Перед изложением материала дадим расшифровку некоторым терминам.

А - ромб - способ построения гармонической системы пропорций на основе биологической симметрии подобия [40].

Гармония - (греч. harmonia - связь, стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое [26].

Дизайн - (от английского слова design - проектировать, конструировать) - проектно-художественная деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими свойствами [136].

Золотое сечение - пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей [7].

Классификация - (от класс и лат. Facio - делаю), распределение множества предметов на классы по определенному общему для каждого класса признаку, так, что классы множества составляют систему [136].

Линия присада - линия посадки головного убора [48].

Морфологическая трансформация (МТ) - средство придания изделию функциональной многозначности [52].

Пропорциональность - такая соразмерная взаимосвязь частей, когда при увеличении или уменьшении одной части соответственно увеличивается или уменьшаются все остальные части [58].

Пространство геометрического подобия - структурная модель, формообразования, объединяющая в себе группу преобразований симметрии подобия [40].

Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения [40].

Репрезентативность выборочного наблюдения - соблюдение принципов случайности и достаточности при отборе модных образцов [40]. 

Степень изученности головных уборов в дизайнерской практике

Анализ литературы по теории и практике художественного проектирования головных уборов, позволил установить, что по мнению ряда авторов [40, 41, 20, 10, 49], головной убор в гораздо большей степени, чем другие виды одежды, определяет социальную значимость костюма в целом, его стилистическую завершенность, которая отражает морально-эстетические нормы своего времени. Системное понятие «костюм» не мыслится без головного убора - своей существенной части.

Элементный состав костюма приведен на рис. 1.1., где головной убор, подразделяется на тулью и поля. В современном костюме головной убор отвечает тем же, что и костюм, требованиям и развивается как форма, соподчиненная с формами костюма.

Как концентрированное выражение содержания костюма, головной убор нередко приобретает символическое значение. В работах [45, 37, 32, 22], головной убор рассматривается как символ власти, по которому можно судить о происхождении и социальном статусе человека-носителя.

В инженерном проектировании головных уборов, основное внимание уделяется разработке автоматизированных систем, алгоритмов, программных комплексов трехмерного построения моделей, путем варьирования ряда параметров объемной формы и построения разверток деталей [56, 30].

Так, например, усовершенствование конструкторского и технологического процесса изготовления головных уборов представлено в ряде работ [51,3,4, 17,46,43,31,61].

В дизайнерской практике, в работах [48, 40, 20, 2, 41, 10, 49] предложены различные эмпирические классификации головных уборов, например, по ассортименту и способу ношения на голове; по объемно-пространственному решению; по половозрастному делению, назначению, сезонности и используемым материалам; по способу формования на основе базовых конструкций составных деталей.

В сфере художественного проектирования головных уборов, накоплен некоторый опыт описательных, эмпирических классификаций. Так, например, на рис. 1.2., 1.3. приведено обобщение ассортимента женских и мужских головных уборов. Большую группу по ассортименту, составляют формы так называемого декоративного объема. Это, женские головные уборы: шляпа («болеро», клеш, классическая с отогнутым краем полей, флорентийская, «канотье», котелок, цилиндр), берет, «ток», сложно драпированные (чалма, тюрбан), фантази, чепец, капюшон; мужские: шляпа («канотье», котелок, «боливар», «травелер», берет, капюшон, которые созданы по мотивам головного убора в историческом костюме. Плотно облегающие голову женские: капор, мужские: жокейка, академическая, (рис. 1.4.).

Женские головные уборы декоративного объема бытовали в народном костюме различных этносов, это шляпы (ковбойская, «сомбреро», вьетнамская), боярка, кокошник, башлык, кубанка, колпак. Мужские шляпы - (тирольская, ковбойская, «сомбреро»), картуз, башлык, боярка, кубанка, папаха, шапка-ушанка, колпак. Среди всего многообразия выделены плотно облегающие голову женские головные уборы - повязка, косынка, лента, шаль, платок, тюбетейка. Мужские -феска, тюбетейка, (рис. 1.5.).

XX век привнес в культуру новые формы, которые также вписаны в эту классификацию. Это женские головные уборы декоративного объема с дутыми деталями, кепеобразные, «таблетка», пилотка, каскетка, панама и мужские: шляпа классическая, нарядная, повседневно-деловая, спортивная, кепи, пилотка, фуражка, (рис. 1.6.).

Классификация головных уборов по объемно-пространственному решению представлена на рис. 1.7. [48]. В ней установлено, что головные уборы делятся, на плотно облегающие голову, декоративного объема и сложного декоративного объема. Головные уборы, декоративного объема бывают мягкие неустойчивой формы и жесткие, устойчивой формы. Головные уборы, сложного декоративного объема делятся, на мягкие неустойчивой формы и жесткие устойчивой формы, комбинированные. Последние в свою очередь бывают драпированные, созданные из разных материалов и сочлененные с элементами костюма (косынками, шарфами, воротниками и пр.).

Головные уборы повязываются на голове, имеют плетеную конструкцию, которая может быть сплетенная по форме, стачанная из плетеной тесьмы. Вязаные головные уборы, могут быть мягкие и на каркасной основе. В группе вязаных головных уборов конструктивное решение формы закладывается в расчет петель при ручном вязании или в технологический расчет количества игл и переплетения при вязании на машине.

Головные уборы, по способу их формования могут быть комбинированные. Шитые головные уборы, бывают мягкие и на каркасной основе. В шитых головных уборах форма зависит от конструктивной четкости в сопряжении деталей. При одинаковом наборе деталей их различная конфигурация (например, клиньев) дает разную форму (можно получить берет или плотно облегающую голову шапочку).

Следует отметить, что конструкция формованных головных уборов, практически совпадает с их объемно-пространственной структурой. Формованные головные уборы могут быть созданы на разборных, цельных и комбинированных колодках. Прессованные головные уборы, создаются на цельных колодках.

Вопросы композиционной связи головного убора и форм костюма рассмотрены в работе [27], как масштабная и линейная согласованность отдельных элементов, (рис. 1.9.). Связь линий головного убора с линиями в костюме может строиться на контрастном, нюансном и тождественном отношении. Линии головного убора должны иметь себе подобные в костюме - в оформлении горловины, лифа, линии плеч, (рис. 1.10.).

В последующих работах [2], расширены и углублены классификации, изложенные в предыдущей работе. На рис. 1.11., дана сводная классификация головных уборов по половозрастному делению, назначению, сезонности и используемым материалам. По половозрастному делению, головные уборы бывают женские, мужские и детские. По назначению, бытовые, производственные, спортивные, зрелищные, форменные. Важно соответствие головных уборов выполняемой костюмом в целом основной функции. Головные уборы делятся на весеннее-осенние, зимние, летние. Основываясь на этой классификации предприятия, специализирующиеся на изготовлении головных уборов, создают весеннее-осеннюю, зимнюю, летнюю коллекции. По используемым материалам, головные уборы, классифицируются на фетровые, текстильные, кожаные, меховые, комбинированные, из искусственной тесьмы, из цветов, из перьев.

Методологическое обоснование использования новых методик формообразования в проектировании головных уборов

В дизайнерской практике широко используется принцип морфологической трансформации (МТ), который имеет фундаментальное значение в формообразовании современного предметного мира и дает практически неисчерпаемые возможности в плане поисков творческих решений многофункциональных комплексов. Трансформирующийся предмет - это такой предмет, который обладает подвижной материальной структурой. Она позволяет ему превращаться в другой предмет или существенно изменять свои качества. Под морфологией в дизайне понимается материальная форма вещи, организованная в соответствии с ее функциями. Понятие «морфологическая трансформация» (МТ) трактуется дизайнерами как особая процедура мышления, проектный акт, воссоздающий целостный процесс функционирования объекта в рамках дизайн-концепции. МТ описывается в исследованиях конца 60-70-х годов и начала 80-х, в частности, в работах, посвященных становлению дизайнерской деятельности. [5, 6, 8, 15,18,23, 33, 34, 35, 53, 57, 60, 1]

В этих работах раскрывается огромное значение, которое имеет принцип морфологической трансформации в современном дизайне. Принцип трансформации простых фигур в сложные, а сложных в простые, открывает для промышленной технологии новые возможности изготовления изделий, а для проектной деятельности - введение в практику принципов комбинаторной игры, агрегатирования, развертывания структур, с постоянными и динамически изменяющимися характеристиками. [1].

В теории дизайна, трансформирующиеся материальные структуры рассматривают в связи с определенным образом жизни и жизненными ситуациями, отличающимися динамичностью, частой сменой функциональных значений; высокой насыщенностью протекающих в пространстве и времени событий [52, 53, 1].

Дизайнеры обосновывают использование принципа морфологической трансформации как средства дизайн-проектирования, важного для обеспечения социально-культурных потребностей, поскольку МТ позволяет получать многофункциональные, многоэлементные, взаимозаменяемые предметы и решать проблемы экономичности, снижения их габаритов, мобильности, транспортабельности.

Методологически принцип морфологической трансформации, включает в себя три этапа: наличие исходной трансформы 1, исчезновение ее, и превращение в новую трансформу (преобразование), появление новой трансформы 2, (рис. 1.18.) [ 52 ].

Принцип морфологической трансформации по В.В. Семкину [52] Главным предметом проектирования является промежуточный процесс преобразования исходной трансформы 1 в трансформу 2. Развертывание этапов промежуточного процесса морфологической трансформации, показан на рис. 1.19. Рассмотрим каждый из них. Принцип преобразования трансформ - характеризует, каким способом осуществляются трансформативные действия, в результате которых формируется пространственная структура с новым задаваемым свойством, (позиция 1, рис. 1.19.). Он включает в себя 7 классов: «перестановка», «замещение», «добавление - убавление», «развертывание- свертывание», «исчезновение-появление», «совмещение-вкладывание», «ориентация».

Следующий прием морфологической трансформации - принцип и свойства морфологии, обеспечивающие трансформативностъ пространственной структуры, (позиция 2, рис. 1.19.). Состоит из 8 классов: «агрегатирования», «унификации», «модульного развертывания-свертывания», «модульное расчленение», «комбинаторные свойства», «топологические свойства», «метрические свойства», «конструктивных свойств», (позиция 2.1.-2.8., рис. 1.19.).

«Типы пространственно - временных связей» характеризует структурные связи функционально-технической структуры по временному признаку и по характеру взаимосвязей структурных элементов, (позиция 3, рис. 1.19.).

По временному признаку рассматриваемая категория «структурные связи» может быть подразделена на: постоянные - класс «статичные структурные связи, «динамичные структурные связи», «пульсирующие структурные связи», (позиции 3.1.1. - З.1.З., рис.1.19.), и временные структурные связи - класс «процессуальные», «прерывающиеся структурные связи», (позиция 3.2.1.-3.2.2., рис. 1.19.). В свою очередь, каждому временному признаку соответствуют определенные характеристики взаимосвязей составных элементов.

«Видоизменение функций», как признак морфологической трансформации, включает в себя 4 класса, это «заменяется или изменяется» функция, «развивается» функция, «добавление или убавление» функций, «совмещение» функций, (позиции 4.1.- 4.4., рис. 1.19.).

Конструктивная реализация трансформативности в технической функции, включает в себя 9 классов это «вкладывающаяся» конструкция, «складывающаяся - раскладывающаяся» конструкция, «компонуемая» конструкция, «расчленение-сочленение», «развертывающаяся -свертывающаяся» конструкция, «частично заменяемая» конструкция, «сборно-разборная» конструкция, «гибкая - эластичная» конструкция, «надувная» конструкция, (позиции 5.1.- 5.9., рис. 1.19.).

Разработка метода количественного анализа формы головных уборов по фотографиям и изображениям, в зависимости от антропологических параметров головы человека

С морфологической точки зрения опорные поверхности и конструктивные пояса головы человека являются важными для разработки количественного анализа формы головных уборов.

Опорные поверхности головы определяются системной антропометрических точек. На них ориентируются при определении размерных признаков головы, (рис. 2.40.)[25, 48]. Конструктивные пояса, определяют положение головного убора на голове, (рис. 2.41.). Основные конструктивные пояса головы следующие: 1. Линия обхвата головы - 1, проходящая по лобным буграм и затылочному возвышению; длина этой линии определяет размер головного убора. 2. Линия поперечной дуги - 2, проходящая между верхнеушными точками головы через ее верхушечную точку. 3. Линия продольной дуги - 3, идущая от небольшой впадины между надбровными дугами до затылочной точки [48].

В результате исследований, рассмотренных в первой главе, система пропорционирования А - ромба И. Шевелева позволяет разработать метод количественной оценки формы головных уборов по фотографиям и изображениям, в зависимости от антропологических параметром формы головы человека.

Для этого исходные параметры антропологической формы головы человека, накладываются на геометрическую структура А - ромба и полученная модель принимается за модуль.

Высота антропологической формы женской головы, в нашем случае, равна 19,5 см, что соответствует данным НИИ антропологии МГУ имени М.В. Ломоносова [38].

Точка Оо - верхушечная точка головы человека, соответствует нижней точки А - ромба И. Шевелева, точка N - подбородочная точка головы человека, соответствует верхней точки А-ромба. Линия Л1П1 -служит исходной линией (линией «присада»), для определения параметров тульи и полей, рис. 2.42.

С морфологической точки зрения опорные поверхности и конструктивные пояса головы человека являются важными для разработки количественного анализа формы головных уборов.

Опорные поверхности головы определяются системной антропометрических точек. На них ориентируются при определении размерных признаков головы, (рис. 2.40.)[25, 48]. Конструктивные пояса, определяют положение головного убора на голове, (рис. 2.41.). Основные конструктивные пояса головы следующие:

1. Линия обхвата головы - 1, проходящая по лобным буграм и затылочному возвышению; длина этой линии определяет размер головного убора.

2. Линия поперечной дуги - 2, проходящая между верхнеушными точками головы через ее верхушечную точку.

3. Линия продольной дуги - 3, идущая от небольшой впадины между надбровными дугами до затылочной точки [48].

В результате исследований, рассмотренных в первой главе, система пропорционирования А - ромба И. Шевелева позволяет разработать метод количественной оценки формы головных уборов по фотографиям и изображениям, в зависимости от антропологических параметром формы головы человека.

Для этого исходные параметры антропологической формы головы человека, накладываются на геометрическую структура А - ромба и полученная модель принимается за модуль. . Схемы измерения головы и расположение антропометрических точек [25] v - верхушечной; g - глабелла; t - козелковой; tr - трихион; си -тименной; ор - затылочный; gn - подбородочной; zy - скуловой; go нижнечелюстной.

Высота антропологической формы женской головы, в нашем случае, равна 19,5 см, что соответствует данным НИИ антропологии МГУ имени М.В. Ломоносова [38].

Точка Оо - верхушечная точка головы человека, соответствует нижней точки А - ромба И. Шевелева, точка N - подбородочная точка головы человека, соответствует верхней точки А-ромба. Линия Л1П1 -служит исходной линией (линией «присада»), для определения параметров тульи и полей, рис. 2.42.

Схема построения системы пропорций антропологической формы головы, принятой за модуль В качестве структурных признаков формы головных уборов были приняты: высота тульи головных уборов, ширина полей головных уборов, изменение положения на голове головных уборов (линия присада) и угловые параметры полей.

Для анализа формы головных уборов необходимо задать следующие параметры формообразования в: - зоне «A» (min высота тульи); - зоне «В» (средняя высота тульи); - зоне «С» (max высота тульи). - зоне «D» (min ширина полей); - зоне «Е» (средняя ширина полей); - зоне «F» (max ширина полей).

На рис. 2.43. - а, б - показана схема поэтапного построения геометрической структуры для определения параметров формообразования в зоне «А», «В», «С» (высота тульи) головных уборов.

Первый этап включал в себя пропорциональное увеличение А -ромба, до уровня совпадения с линиями «золотого сечения» А- ромба, описывающего антропологическую форму головы человека. Второй этап б, (рис. 2.43.) - поворот увеличенного А - ромба на 180. Полученные горизонтальные линии могут служить ориентирами для определения параметров формообразования высоты тульи головных уборов.

Верхняя точка исходного А - ромба определяет формообразование в зоне «A» (min высота тульи) и совпадает с верхней точкой антропологической формы головы человека. Горизонтальная линия, расположенная над верхней точкой формы головы служит линией определения формообразования в зоне «В» (средняя высота тульи). Наивысшая точка увеличенного А - ромба является точкой определяющей формообразования в зоне «С» (max высота тульи), (рис. 2.43., в.).

Параметры формообразования в зоне «A» (min высота тульи) соответствуют от 1 до 7,5 см; в зона «В» (средняя высота тульи) от 7,6 до 12 см; в зоне «С» (max высота тульи) от 12,1 до 20см. Линия «золотого сечения» взята нами за исходную, относительно которой изменяется положение на голове головных уборов (линия присада) за исследуемый период. Данные построения позволяют определить диапазон изменения положения на голове головных уборов (линия присада) в зоне «А».

Проектирование матрицы пропорционирования пространства геометрического подобия форм головных уборов

В экспериментальных работах дизайнеров костюма [59] предпринята попытка выявить корреляционные зависимости циклов моды с основными циклами природных и социально-экономических процессов. Нами был использован этот опыт для сравнения данных с диаграммами распределения параметров формообразования в зонах «А», «С», «D», «F».

Циклическая динамика космопланетного ритма рассматривается по показателю max солнечная активность. В таблице 2.5. представлено совмещение периодов функционирования исследуемых параметров формообразования женских головных уборов с данными циклической динамики космопланетного ритма, в результате чего выявлены следующие статистические связи. Прямая связь:

- между процессом формообразования в зоне «С» (max высота тульи) и max солнечной активности. Например, формообразование в зоне «С» с характерными циклами в периоды 1902-1916 гг., 1927-1929 гг., 1943-1952 гг., 1982-1994 гг., 2002-н.в и max солнечной активности, с характерными циклами в периоды 1905-1907 гг., 1917-1918 гг., 1927-1929 гг., 1937-1938 гг., 1947-1949 гг., 1957-1959 гг., 1968-1970 гг., 1979-1982 гг., 1989-1990 гг.

- между процессом формообразования в зоне «D» (min ширина полей) и max солнечной активности. Например, формообразование в зоне «D», с характерными циклами в периоды 1923-1946 гг., 1954-1970 гг., 1971-1987 гг., 1992-2005 гг. и max солнечной активности, с характерными циклами в периоды 1905-1907 гг., 1917-1918 гг., 1927-1929 гг., 1937-1938 гг., 1947-1949 гг., 1957-1959 гг., 1968-1970 гг., 1979-1982 гг., 1989-1990 гг.

Обратная связь:

- между процессом формообразования в зоне «A» (min высота тульи) и max солнечной активностью. Например, формообразование в зоне «А», с характерными циклами в периоды 1911-1926 гг., 1928-1937 гг., 1946-19 гг., 1971-1982гг., 1992-2005 гг., и max солнечной активности, с характерными циклами в периоды 1905-1907 гг., 1917-1918 гг., 1927-1929 гг., 1937-1938 гг., 1947-1949 гг., 1957-1959 гг., 1968-1970 гг., 1979-1982 гг., 1989-1990 гг.;

- между процессом формообразования в зоне «D» (max ширина полей) и max солнечной активности. Например, формообразование в зоне «D», с характерными циклами в периоды 1906-1914 гг., 1928-1940 гг., 1945-1957 гг., 1959-1977 гг., 1985-1994 гг. и max солнечной активности, с характерными циклами в периоды 1905-1907 гг., 1917-1918 гг., 1927-1929 гг., 1937-1938 гг., 1947-1949 гг., 1957-1959 гг., 1968-1970 гг., 1979-1982 гг., 1989-1990 гг. Т.О. сравнительный анализ статистических данных показал:

- что, при увеличении max солнечной активности синхронно увеличивается количество встречаемости в моде головных уборов с высокой тульей, что позволяет предполагать взаимосвязь конкретных параметров формы; при увеличении max солнечной активности синхронно уменьшается количество встречаемости в моде головных уборов с большой шириной полей.

Для целей проектирования, проведенный статистический анализ, данных распределения основных формообразующих параметров головных уборов XX - начала XXI вв., необходимо перевести в наглядные структурно-морфологические модели. Для этого иллюстративный материал моды, частично представленный на фотографиях модных женских головных уборов XX - начала XXI вв., (приложение В), был внесен в компьютер, и редактировался с помощью графических редакторов. Процесс построения структурных моделей формообразования головных уборов состоит из нескольких этапов:

1). Фотографии модных коллекции женских головных уборов накладывают на схему построения антропологической формы головы принятой за модуль, в результате чего головные уборы сводятся к единому масштабу;

2). Перевод в линейные контуры фотографий головных уборов, в результате чего получены структурные модели;

3). Систематизация структурных моделей формообразования головных уборов по зонам формообразования. Суммируются все модели головных уборов, формообразование которых протекает в зоне «D» (min ширина полей), зоне «Е» (средняя ширина полей), зоне «F» (max ширина полей).

Полученные структурно-морфологические модели женских головных уборов представлены в табличной форме по десятилетиям, (приложение С, табл. С.1-С.11). В горизонтальных столбцах таблиц расположен исследуемый период весеннее-летнего сезона 1900-2006 гг., а в вертикальных столбцах графические модели головных уборов, классифицируемые по зонам формообразования.

Как показывает таблица, началу XX в. характерны шляпы невероятной величины, в стиле модерн, достигающие в 1912 г. своего максимального размера. Например, головные уборы с преобладанием формообразования в зоне «Е», «F», (табл. C.I, С.2, приложении С). Для 1910 года характерно преобладание в моде статистических показателей в зоне «A» (max высота тульи), составляющее 72 %, от общего количества исследованных моделей, (приложение А, табл. АЛ). Высота тульи в 1910 году колебалась от 5,1 см до 33 см., (приложение А, табл. А.2). При этом изменение положения головных уборов на голове (линия присада) в зоне «А» составляло от 1 до 11,5 см, что говорит о смещении положения головного убора на макушку головы, (приложение А, табл. А.5). Постепенно массивные шляпы уступают место головных уборам умеренных форм. Для головных уборов 10-х годов характерно преобладание формообразования в зоне «D», «Е» головных уборов, (табл. С.З, приложении С).

Похожие диссертации на Разработка методики дизайн-проектирования головных уборов