Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Визуальная информация в эстетическом формировании городской среды (опыт исследования закономерностей художественного решения информационных систем) Устин Виталий Борисович

Визуальная информация в эстетическом формировании городской среды (опыт исследования закономерностей художественного решения информационных систем)
<
Визуальная информация в эстетическом формировании городской среды (опыт исследования закономерностей художественного решения информационных систем) Визуальная информация в эстетическом формировании городской среды (опыт исследования закономерностей художественного решения информационных систем) Визуальная информация в эстетическом формировании городской среды (опыт исследования закономерностей художественного решения информационных систем) Визуальная информация в эстетическом формировании городской среды (опыт исследования закономерностей художественного решения информационных систем) Визуальная информация в эстетическом формировании городской среды (опыт исследования закономерностей художественного решения информационных систем) Визуальная информация в эстетическом формировании городской среды (опыт исследования закономерностей художественного решения информационных систем) Визуальная информация в эстетическом формировании городской среды (опыт исследования закономерностей художественного решения информационных систем)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Устин Виталий Борисович. Визуальная информация в эстетическом формировании городской среды (опыт исследования закономерностей художественного решения информационных систем) : ил РГБ ОД 61:85-17/17 1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Визуальная информация как элемент эстетического формирования городской среды 7

1. Задачи визуальной информации в эстетическом формировании городской среды: - ... 7

а/ исторический обзор 7

б/ анализ современной практики ... 2?

2. Факторы,обуславливающие художественное решение визуальной информации как элемента города .. 28

3. Композиционно-художественное построение информационных систем-

а/ общая организация в структуре города . ... 59

б/ композиция в городских центрах . ЄБ

в/ включение в архитектуру зданий . 79

ВЫВОДЫ

ГЛАВА П. Закономерности художественного решения объектов городской визуальной информации . 93

1/ Композиционные принципы формообразования информа ционных объектов . 94

2/ Художественные средства построения композиции объектов визуальной информации ; 107

а/ композиционно-пластические средства . ... 107

б/ средства гармонизации формы .. 117

в/ графическо-еветовые средства выразительности... ІРІ

ГЛАВА Ш. Перспективнше направления в художественном решении информационных систем 149

1. Методика ведения художественных работ в области городской визуальной информации с 149

2. Системное формообразование информационных объектов 152

3. Развитие форм объектов визуальной информации на основе применения новых материалов, конструкций, .-:-и техники 158

Выводы...

заключение литература

Факторы,обуславливающие художественное решение визуальной информации как элемента города

Факторы, обуславливающие художественное решение визуальной информации как элемента города. Рассматриваемые факторы могут быть разделены на три основные группы: функциональные, эргономические и архитектурно-градостроительные. Первые две группы довольно подробно проанализированы в специальной литературе Д7,48,58 и др./, поэтому их можно рассмотреть кратко, уточняя лишь основные моменты, связанные с задачами данной диссертации. Наиболее важным представляется анализ факторов последней группы.

Визуальная информация с полным основанием может быть отнесена к объектам бифункциональных искусств, т.к. ей имманентно присущи утилитарные функции. Именно они, в первую очередь, определяют характер ее художественного решения. Эти функции вытекают из социальных процессов, происходящих в городе, из тех общественных и индивидуальных потребностей, которые формируются этими процессами. Такие потребности обуславливают размещение в городе информации двух основных групп:

- собственно, информирующей /решающей функциональные задачи общественно-политического значения/ и

- ориентирующей.х Эти группы отражают и соответствующее разделение информационных объектов.

Информация первой группы обращена к широкой массе людей и носит, в основном, развернутый характер. К объектам, представляющим ее, могут быть отнесены:

- средства пропаганды, представляющие информацию политического содержания /выставки наглядной агитации, доски почёта, лозунги и т.п./;

- рекламные установки, представляющие рекламу фирм, услуг городских предприятий бытового обслуживания, торговую рекламу /отдельностоящие рекламные установки, щиты, тексты на зданиях, брадмауэры и т.п./;

-стенды справочной информации /афишные установки, доски объявлений, информационные стенды и т.п./.

х/ В исследованиях /46,58 и др./ функциональная классификация городской визуальной информации проводиться только по видам, что, по мнению автора, не обеспечивает выявление общих черт информационных объектов.

- зо Вторая группа охватывает информацию, обращенную к узкому контингенту людей - покупателю, пешеходу, водителю и др. и имеющую предельно краткое содержание. Передающие ее объемы это:

- вывески,

- номерные уличные указатели /номера домов, таблички с названиями улиц и площадей, карты-схемы и др./»

- дорожные знаки.

Функциональный характер объектов визуальной информации указанных групп предопределяет ия разное решение: первой группы -свооодное расположение в городе в наиболее оживленных его участках и многоэлементность композиции; второй - расположение в строгом соответствии с функциональной организацией городских районов и лаколизация формы.

Особенности решения информационных объектов выявляются также в связи с другими их функционально- типологическими признаками. Наиболее важным в художественном плане следует считать такой признак как степень индивидуализации объектов. По нему объекты различаются на:

- индивидуального характера и

- типовые.

К первому типу относятся, например, рекламные установки, вывески фирменных предприятий обслуживания /магазинов, ресторанов, кафе и др. и т.п ти объекты отличаются крайним разнообразием и своеобразием форм. В их решении предполагается большая свобода выбора вариантов. Второй тип охватывает такие объекты,как: дорожные знаки, номерные указатели и т.п. Их разработка основывается на строгой оптимизации форм.

Важным признаком является ирасположение информационных объектов в городском

- пространстве:

- в тротуарной зоне и

- на зданиях.

Выбор места зависит как от назначения объектов, так и от условий их восприятия в пространстве. В тротуарной зоне располагаются установки со сменяемой, развернутой информацией - газетные стенды, выставочные экспозиции наглядной агитации, афишные установки и т.п., а также приближаемые к человеку в целях обеспечения лучшей видимости указателей у общественных зданий, карты-схемы, знаки переходов и т.п. Решение этих установок характеризуется прямой связью с планировкой и организацией пространства, в котором они размещаются.

На зданиях устраиваются объекты, рассчитанные, в основном, на восприятие с дальних расстояний. Это - лозунги, рекламные тексты, информационные табло, вывески и др. Эти объекты зрительно тесно связаны с застройкой и поэтому требуют своего решения во взаимодействии с ней.

Характер решения информационных объектов на зданиях во многом определяется их уровнем размещения. Можно выделить три таких уровня:

- в верхнем поясе зданий /на крышах/,

- в среднем поясе,

- в уровне витрин /нижний пояс/.

включение в архитектуру зданий

Художественное решение информационных систем в.рамках отдельных зданий заключает свои закономерности, которые обуславливаются спецификой восприятия архитектурных объемов, особенностями самой архитектуры. Точнее5здесь можно говорить уже не о системах, а об отдельных элементах. Но эти элементы, опять же, могут быть рассмотрены как сложные структурные образования, составленные из различных композиционных элементов: объемов, пластических форм, цветовых пятен и др. Таким образом,они также выступают в качест-зе систем, но более низкого, чем рассмотренные выше, порядка.

Как отмечалось в первом разделе настоящей диссертации, визуальная информация призвана решать в архитектуре зданий важные художественные задачи: углублять образное содержание архитектуры, выявлять характер архитектурной композиции, подчеркивать ориентирующую роль архитектурных объемов в композиционной структуре города и ее элементах. Решение этих задач предопределяет и соот - 80 ветствующий подход к построению композиции информации на здании, а именно:

- в связи с назначением здания,

- с учетом особенностей архитектурной композиции и

- в соответствии с расположением здания в застройке. Связь с назначением здания обуславливает построение - двух

основных видов композиции информации:

- строгого характера, сдержанной и

- яркой, насыщенной по цвету, рекламного характера. Первая отвечает размещению информации на административно общественных и производственных зданиях, вторая - на зданиях культурно-бытового назначения. При строгом решении в наибольшей мере выявляются коммуникативные качества информации, при "рекламном" - информация выступает активным средством наружного оформления здания, обогащения его архитектуры. Но различие задач того и другого решения может быть признано только относительным, ибо эти задачи во многом смыкаются, предопределяя сложность построения информационных систем.

Построение информационных систем с учетом построения архитектурной композиции носит многоаспектный характер и имеет целый ряд специфических закономерностей. Эти закономерности заключаются в следующем.

Расположение на здании. Можно выделить три основных приёма расположения информации на здании:

- в одной фасадной плоскости,

- в нескольких фасадных плоскостях,

- с использованием выступающих объемов.

Каждый прием характеризуется своими закономерностями использования.

Расположение информации в одной фасадной плоскости здания определяется как восприятием объема в каком-то одном направлении, так архитектурной задачей выделения главного фасада или его основного композиционного элемента, например, входа / тб.ІЗ, ф.1/. Естественно, оно имеет место и при размещении здания в сплошном ряду периметральной застройки. Этот традиционный, можно сказать,классический прием приобретает большое значение в современной архитектуре, в связи с тенденцией к усложнению архитектурной формы, а с другой - к ее локализации, разработке с учетом конкретных условий восприятия пространства. Информация - в одной плоскости способствует выявлению главного фасада в сложном объеме здания и тем самым органичному включению архитектурного объема в окружающее пространство /тб.ІЗ, ф.2/.

Расположение информации в нескольких фасадных плоскостях обуславливается многосторонним восприятием пространства и решением такой архитектурной задачи как выявление объема здания или его элементов /выступов, надстроек и др./. В случае двухстороннего восприятия, например, в зоне перекрестка, закономерно угловое расположение информации на здании. Оно чётко обозначает перелом фасадных плоскостей, формирующих архитектурный объем /тб.ІЗ,ф.З/.

Использование выступающих объемов с информацией - наиболее активный прием трансформации архитектурных объемов зданий. Он закономерен как средство выявления характера пространственной архитектурной композиции, её слияния с окружением. Этот прием использовался широко в архитектуре 20-х гг. нашего столетия, являясь одним из важных средств выражения новой пространственной концепции архитектурной формы /42, с.13/.

Объемы с информацией могут занимать разное место в здании и иметь соответственно разное композиционное значение. Для организации пространства тротуарной зоны у входа в здание закономерно использование установок, связанных с козырьком. Такие установки выступают активным пространственно- организующим средством архитектурной композиции, либо доминируя в открытом прилегающем к зданию пространстве /тб.ІЗ, фЛ/» либ определяя собой зрительный акцент замкнутого пространства, непосредственного формируемого тротуарной зоной у входа в здание /тб.ІЗ, ф.7/.

Другой прием - размещение объема с информацией на крыше здания. Он позволяет обогатить не только объем, но и силуэт здания, что очень важно с градостроительной точки зрения, объемная установка на крыше может выступать в качестве главной доминанты архитектурной композиции, выявляющей градостроительное значение здания ./тб.ІЗ, ф.5/.

Художественные средства построения композиции объектов визуальной информации

Специфика художественного решения информационных объектов в городе, как раскрыто выше, заключается в его функционально -материальной основе. Из этой основы вытекает характер формы объектов - материальной, наделенной определенной функцией. В широком композиционном плане такая форма может быть рассмотрена как пластическая, выявляемая различными композиционными средствами. Эти средства выступают главными в художественном решении объектов и могут быть названы пластическо-композиционными средствами. В чём закономерности их использования?

А. Композиционно-пластические средства.

Среди композиционно-пластических средств решения информационных объектов основным связующим выступает сама Форма. Она,по-существу, представляет собой композиционную систему взаимодействия разных пластических средств. Но вместе с тем, возникая на основе функциональных требований, форма обладает своими специфическими свойствами, которые характеризуют ее как один из элементов этой системы. Можно выделить два вида таких свойств: "собственные", или как они названы выше, содержательные, обусловленные функционально-эргономическими требованиями и выражаемые в её геометрии, размерах, расположении, и "ассоциативные" или формальные, отвечающие чисто эстетическому восприятию формы и раскрываемые в ее ассоциативном характере, например, в устремленности вверх вертикали, . стремительности горизонтальной линии, устойчивости куба и т.д. В каждом виде формы эти свойства проявляются по-разному и требуют специфического выражения. Каковы же эти виды и закономерности их использования?

Простейший вид -линейная форма, Её использование обуславливается, как правило, размещением небольшой надписи или знака на здании. Она характеризуется таким "собственным свойством как контур. Контурная линия надписи или знака отличается ажурностью очертания, поэтому она закономерна на нейтральном фоне, например, нерасчленнои плоскости стены. Такой фон обеспечивает ей необходимый контраст с окружением, создает условия для выявления ее эстетических свойств: живости линии, подчеркнутой строгости и др./тб.19, ф.1,2/.

Линейная форма может располагаться по отношению к плоскости стены фронтально и профильно. Расположение зависит от ее восприятия. При одностороннем восприятии /взгляд на фасад спереди/ закономерна фронтальное ее расположение, при двухстороннем /восприятие с боковых точек/ - профильное. Последнее выявляет ажурность линейной формы, т.к. образует нейтральный ей фон - небо /тб.19, ф.7/. Но важно учесть, что и при профильном расположении происходит зрительное наложение линейной формы на фасад,который может затруднять ее восприятие своими членениями, /тб.23, ФА/. Часто такое наложение требует использования плоскостной формы»

Плоскостная форм ах/ обуславливается размещением развернутых надписей и изовразительных экспозиций. Она характеризуется двумя координатами, которые определяют ее геометрический вид - вертикалью и горизонталью, сложным видом и таким "собственным" свойством как силуэт. Силуэтный характер плоскостной формы обуславливает возможность ее размещения на пестром фоне. Более того, этот фон создает наилучшие условия для выявления ее эстетических свойств, например, строгости силуэтной линии /тб.19, ф.7/. На нейтральном фоне плоскостная форма, ее силуэт проигрывает, зрительно как бы упрощается /тб.19, ф.5/.

Как и линейная, плоскостная форма может иметь фронтальное и профильное расположение к фасадной плоскости или фронту застройки. При фронтальном расположении важно добиться ее выразительного контрастного сопоставления со стеной. Контраст достигается, например, за счет усложнения внешнего или внутреннего силуэта, даже сведения его по характеру к контуру,/тб.19,ф.4-, тб.25,ф.5/. При сложном фоне закономерна простая силуэтная линия плоскостной формы. Профильное расположение обеспечивает ее восприятие на нейтральном фоне, который оправдывает усложнение ее силуэта /тб.28,

Но сложность силуэтного очертания плоскостной формы имеет

свой предел, за которым нарушается ее цельность и не выявляется характер. Этот предел определяется взаимодействием всех художественных средств, участвующих в композиции информационного объекта, например, изобразительных. При перегрузке композиции форма распадается. При многоэлементной плоскостной композиции важно

х/ Плоскостная форма в отличие от плоской допускает широкую свою пластическую модификацию в границах обозначенных с одной стороны линейной, а с другой объемной формой.

- no добиться органичного сочетания заполненных и незаполненных участком плоскости, связи наружного и внутреннего силуэта. Небольшие по размерам многоэлементные плоскостные формы требуют упрощения силуэта. При сложном силуэте они выглядят дробными, измельченными, /тб. 27,ф.7/.

Объемная форма определяется размещением развернутой информации в условиях многостороннего восприятия замкнутого пространства. Именно, замкнутое пространство обуславливает постановку отдельного объема, который не затесняет его, выглядит в нем масштабным /тб.26,ф.5/. В открытом пространстве он теряется, если не выделен в размерах, и прежде всего, в высоте. Объем отличается тремя координатами. Третья координата (глубина) обеспечивает ему особое качество - ракурсность, которая чётко выявляется при восприятии его в движении. Степень ра-курсности определяется раскрытостью объемной формы. По раскрытос-ти объемную форму можно разделить на замкнутую и раскрытую. Первая /куб, параллелепипед, шар и т.п./ обладает минимумом ракурс-ности, но максимумом единства. Она закономерна в условиях пестрого пространственного окружения, например, на фоне зелени, где ее простота выявляется в наибольшей мере. Нейтральный фон обуславливает раскрытие замкнутой объемной формы. Оно может быть достигнуто за счет смещения отдельных ее элементов относительно друг друга /тб.20, ф.1/, усложнением силуэта /тб.20,ф.2/, "разрывом" формы /тб.20,ф.З,4/« Такое раскрытие повышает одновременно пластические качества формы.

Раскрытая объемная форма /трехлистная, сложная в плане/ характеризуется максимумом ракурсности, которая достигается, в основном, за счет зрительного наложения друг на друга образующих ее плоскостей. Её закономерно размещать в нейтральном окружении. Зрительно она выглядит разделенной на части, поэтому воз - Ill никает проблема ее, объединения. Она решается за счет компактного расположения элементов формы /тб.20,ф.5/ или использования объединяющего элемента, например, "карниза" /тб.20, ф.6/. Предельной раскрытостью обладает форма, в которой элементы четко разделены и смещены по отношению один к другому. Она хорошо смотрится только в нейтральном окружении. Пестрый фон ведет к ее зрительному переусложнению /тб.20, ф.7/.

Необходимо отметить, что замкнутые объемные формы предполагают использование сложных по силуэту пластическо и графическо-информационных элементов, а раскрытые - простых. В этой закономерности проявляется положительное действие на форму композиционного принципа "единство в многообразии". Примеры, раскрывающие этот принцип, подтверждают данную закономерность /тб.20,ф.4, тб.

Пространственная форма образуется за счёт размещения развернутой информации на отдельных плоскостях или объемах, собранных в пространстве в единую композицию. Она характеризуется развитием одного, двух или всех трех координат, т.е. своей развернутостью. Основное эстетическое свойство этой формы - пространственность раскрывается при ее размещении в открытом пространстве, которое создает для нее наиболее благоприятные условия восприятия и которому она соразмерна.

По своему расположению пространственные формы могут быть разделены на два основных вида: развернутые в одном направлении и образующие в пространстве композиционный центр, компактные.

Использование компактной формы обуславливается центричним её расположением в городском пространстве /см. расположение визуальной информации в тротуарной зоне, гл.1, раздел 2, п.2/ и ее многосторонним восприятием.

Системное формообразование информационных объектов

Системное формообразование информационных объектов. В плане системного формообразования объектов городской визуальной информации выделяется сегодня., прогрессивный метод структурного моделирования, кстати, характерный для современного градостроительства и архитектуры. Он основан на свободной компоновке готовых типов объектов, их составных частей или первичных модульных элементов. Последними очень часто выступают широко применяемое в практике оформление выставок элементы конструктивной системы "шар-труба". Такая система составляет конструктивную основу многих выставок наглядной агитации ; рекламных отдельноетоящих установок, элементов оформления входов на выставки и др. Структурное моделирование на модульной основе позволяет добиться композиционного разнообразия информационных объектов при едином конструктивном приеме их исполнения и простой техники монтажа. Он особенно эффективен в решении временных крупномасштабных систем, например, выставок, устраиваемых в городе к различного рода фестивалям и т.п.

Значительное развитие получает сегодня практика выпуска "н а б о р о в" уличного оборудования, в которые включаются и элементы визуальной информации. В этой практике можно видеть осуществление тех идей :единиц обслуживания", которые выдвигались еще в 30-ые гг. К.Дюпре и Н.Флагесманом. Как отмечалось, эти идеи заключались в функционально-художественном объединении разных элементов городского дизайна: автобусных остановок, светильников, киосков, скамей, указателей, реклам, стендов. На современном этапе "наборы" как бы раздвигают свои границы, включая в себя не только новые виды оборудования и благоустройства, но и образуемое их элементами пространства, часто весьма обширные площади, зоны отдыха и др. Конструктивную основу "наборов" составляют сборные унифицированные элементы. Из этих элементов, в частности, формируются информационные стенды. В целом "наборы" образуют гголифункциональные системы, которые отличаются стилевым единством и композиционной целостностью. Такие системы разрабатывались, например, на первом международном семинаре художников-конструкторов, проходившем по программе "интердизайна" в Минске в 1971 г. /авт.В.Бердюгин, Г.Белтадзе и др./. В них визуальная информация решалась в тесной композиционной связи с другими элементами городского оборудования и в этом выявлялась её основные эстетические качества.

Другой перспективный метод -"промышленное тиражирование" элементов городской информации. Он стал утверждаться в нашей практике с середины 60-ых гг. и получил самое широкое распространение в последнее время. Его преимущество -возможность массового производства информационных объектов в заводских условиях, гарантирующих их высокое качество исполнения. Этот метод особенно эффективен в крупных городах. Он позволяет решить важную функциональную задачу по размещению в городе большого количества стендов, вывесок, знаков. Однако, к сожалению, очень часто эта задача решается еще в отрыве от художественной.

Перспектива метода "промышленного тиражирования" в области городской визуальной информации заключена в использовании его эстетических возможностей. Данный метод следует рассматривать /иногда сегодня уже рассматривается, например, французскими дизайнерами/ как средство эстетического влияния на формирование городской среды. С его помощью визуальная информация способна решить важные композиционно-художественные задачи либо объединения, либо персонификации отдельных городских районов, служить своего рода символом города. Примеры решения таких задач уже имеются. Так, для Ленинграда характерными и символичными стали традиционные афишные "тумбы", своеобразие ему придают и новые типовые номера на зданиях. Для Москвы и Киева внедрен свой "тираж" таких номеров. Хотя они и не отличаются еще эстетическим совершенством, но все же их художественно-формирующее значение в облике улиц достаточно велико.

За рубежом опыт внедрения "промышленных тиражей" визуальной информации в городах уже весьма значителен. Для Франции, например, характерен широкий промышленный выпуск визуальных коммуникаций, которые выделяются своими высокими эстетическими качествами. Так, для промышленного города - спутника Парижа Витри созданы простые по форме, но выразительные по силуэту и графическому исполнению унифицированные указатели для разных городских служб. В Англии тиражируются гибкие формы рекламных установок.

Перспективным можно считать разработку, так называемых информационных "к усто в" и "деревьев" -структурных образований, которые группируют в одном месте большое количество информации, однородной или разной по содержанию. Эти образования позволяют достичь лучшей ориентации человека в городе и необходимой информационной насыщенности городской среды.

Композиционное значение этих объектов раскрывается прежде всего в их активном участии в организации архитектурно-градостроительного пространства. Очень часто они выступают композиционными доминантами в ансамбле площадей. Иногда их пространственно-организующая роль возрастает до средств зонирования пространства тротуарной зоны, как например, в том же проекте реконструкции "Тайм-Сквер" в Нью-Йорке, где отдельноетоящие рекламные установки формируют пространство пешеходной эспланады. Структурно,информационные "кусты" и "деревья" представляют собой, как правило, те же модульные системы, позволяющие свободно менять "экспозицию", дополнять ее новой информацией, не меняя характера всей композиции или, наоборот, модифицируя ее в связи с решением новых архитектурно-художественных задач.

Решение информационно-структурных образований может носить как модульно-типовой, так. и уникально-скульптурный характер,способствующий выявлению своеобразия городской среды. Последний может иметь эстетическое значение при размещении информационных "кустов" и "деревьев" в зонах отдыха, на выставках торговых улицах и в других общественных центрах города.

Возможности достижения выразительности информационно-структурных объектов чрезвычайно широки. Они - в раскрытии характера их многоэлементной объемной формы, ее пластики, графического решения, в активном использовании цвета. Важную эстетическую роль может играть и освещение, как акцент в световом уличном ансамбле.

Следует отметить, что информационные "кусты" целесообразны не только в тротуарной зоне. Они эффективны, причем как в функциональном, так и в художественном плане, и на зданиях / здесь, повидимому, уместно говорить не о "кустах" или "деревьях", а о "гроздьях" информации/. Группировка информации на зданиях позво - 156 ляет во-первых, обеспечить лучшую ориентацию человеку, а во-вторых, образовать композиционные доминанты в рекламном оформлении городских участков. Она уместна в зонах перекрестков и в начале улиц.

В плане художественно-графической разработки информационных систем можно выделить несколько перспективных направлений, отражающих последние достижения отечественной и зарубежной практики в области визуальной информации. Одно из них, наиболее широкое -это разработка унифицированных комплексої визуальных коммуникаций. Такие комплексы характерны, например, как средства ориентации в городе во время проведения крупных спортивных мероприятий: Всемирных Олимпиад, Спартакиад и т.п. Часто они остаются в городах в качестве основного элемента визуальной информации и после проведения спортивных игр. С композиционной точки зрения эти комплексы вносят в информационную среду города определенную строгость, как бы подчиняя себе всю прочную городскую информацию, их художественно-организующая роль выявилась, например, во времени проведения Московской Олимпиады.

Похожие диссертации на Визуальная информация в эстетическом формировании городской среды (опыт исследования закономерностей художественного решения информационных систем)