Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическое сознание в структуре культуры кризисных эпох Иванчук Александр Петрович

Эстетическое сознание в структуре культуры кризисных эпох
<
Эстетическое сознание в структуре культуры кризисных эпох Эстетическое сознание в структуре культуры кризисных эпох Эстетическое сознание в структуре культуры кризисных эпох Эстетическое сознание в структуре культуры кризисных эпох Эстетическое сознание в структуре культуры кризисных эпох Эстетическое сознание в структуре культуры кризисных эпох Эстетическое сознание в структуре культуры кризисных эпох Эстетическое сознание в структуре культуры кризисных эпох Эстетическое сознание в структуре культуры кризисных эпох Эстетическое сознание в структуре культуры кризисных эпох Эстетическое сознание в структуре культуры кризисных эпох Эстетическое сознание в структуре культуры кризисных эпох
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Иванчук Александр Петрович. Эстетическое сознание в структуре культуры кризисных эпох : диссертация ... кандидата философских наук : 17.00.08. - Москва, 1995. - 181 с. : ил. РГБ ОД, 61:96-9/14-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Характер и исторические типы эстетического сознания кризисных эпох. 12

1.1. Методология подхода к проблеме эстетического сознания в периоды общественных кризисов 12

1.2. Соотношение эстетического сознания и культуры ...55

Глава II. Эстетическое сознание в культуре периода пост перестройки 91

2.1. Эстетическое сознание в культуре советского периода: формирование новой ментальности и ее кризис ..91

2.2. Некоторые тенденции изменения эстетического сознания в период кризисного развития современной отечественной культуры 129

Заключение 157

Литература 163

Приложение 175

Введение к работе

Сегодня в многочисленных научных трудах, посвященных социально-экономическим реформам последних лет, почти не отводится места исследованиям состояния и функций культуры как генеративного фактора глубоких социально-экономических, политических трансформаций. Можно найти достаточно много интересных и серьезных исследований, изучающих экономические, психологические и социальные аспекты реформ, но исследований, рассматривающих культуру, мен-тальность, ее эстетические структурообразующие как фактор и важнейшее условие происходящей трансформации, по нашему мнению, существует мало.

Поиски источников кризиса, исследование состояния духовной жизни общества в переходные периоды велись на основе различных социологических, культурологических, экономических, теологических и других концепций. Обращение же к ментальности, ее эстетическим структурообразующим как механизмам изменения духовной жизни общества, осталось за пределами внимания ученых, культурологов, философов, социологов и психологов. Это и пробудило нас обратиться к исследованию проблемы ментальности, эстетических ее компонентов в период кризиса общественных структур.

Актуальность темы данного исследования обусловлена сложностью и противоречивостью современного состояния общества: коренными изменениями социально-политических, экономических и духовных условий, глубокими изменениями менталитета, переоценкой духовных ценностей, трансформацией эстетического сознания и важнейших его структурообразующих компонентов: эстетического вкуса и эстетического идеала. Сложные и противоречивые процессы, происходящие в

нашем обществе, приводят к изменению менталитета, который затем выступает как адаптирующий фактор ядра культуры, жизнедеятельности общества к новым реалиям жизни.

Нынешнее кризисное состояние общества обнаруживает тенденцию отчуждения человека от духовных ценностей, которые в условиях такого кризиса нивелируются до уровня массовых. Другими словами,наш современник теряет сегодня ценностные ориентации, оказывается в духовно-нравственном вакууме и зачастую вынужден опираться в своих эстетических оценках действительности на личный чувственный опыт и представления, порой недостаточные для адекватного эстетического восприятия. Он становится перед фактом, когда ему приходится на интуитивном, личностном уровне формировать свои представления об эстетической ценности того или иного явления, предмета искусства, то есть изменять свой эстетический вкус и эстетический идеал, не имея при этом опоры на общественные эстетические оценочные критерии, которые теряют свою значимость в период кризиса. Поэтому в переходный период проблема кризиса отечественной культуры, ментальности, эстетического сознания делает актуальными вопросы гуманизации человеческой деятельности и определения механизмов изменения образа мышления или ментальности, ее структурообразующих компонентов: эстетического вкуса и эстетического идеала. Ментальность как глубинный пласт человеческого сознания, имеющая подсознательный и осознанный аспекты, во многом способствует формированию и защите ядра культуры, то есть норм и стандартов поведения, национальных традиций, принципов и правил жизнедеятельности, системы ценностей. Так как система материальных и духовных ценностей во многом в своем возникновении зависит от эстетического опыта человека, его эстетической деятельности, его

эстетического вкуса и идеала, то актуальным также становится исследование процессов развития и трансформации этих структурообразующих ментальности, являющих собой один из механизмов ее формирования и изменения в период кризиса общественных структур.

Для того чтобы определить, какую роль и место занимает эстетическое сознание в культуре кризисных эпох, как его элементы влияют на ход изменений, происходящих в духовной сфере общества, необходимой становится задача рассмотрения методологических подходов к объяснению источников и причин кризиса культуры, а также выявления механизмов такого кризиса, проявляющих себя в изменении эстетического сознания, его структурообразующих (вкуса и идеала). Необходимо, наконец, определить, как последние влияют на изменение менталитета общества и культуры в переходный период.

Учитывая степень научной разработанности проблемы, автором предпринимается попытка многоаспектного рассмотрения предмета исследования: определение природы, механизмов, причин кризиса культуры; изучение структуры и динамики изменения ментальности, ее эстетических структурообразующих (вкуса и идеала) в контексте исторического и культурного развития, а также динамической взаимосвязи кризиса эстетического сознания, его важнейших структурообразующих компонентов с коренным переустройством общества на определенном этапе его исторического развития, выявление соотношения бессознательного и сознательного в процессе формирования ментальности личности. Это обусловило обращение автора к научным трудам по философии, теории- и истории культуры, эстетики, антропологии, социологии и культурологии.

Состояние культуры в переходный период издавна привлекало внимание исследователей, однако до сих пор не выработано единого по-

нимания источников и механизмов ее кризисов и процессов, проис-исходящих в той части общественного сознания, которая обозначается понятием менталитета, и где существенную роль играют изменения эстетических потребностей, интересов, чувств и эмоции, вкусов и идеалов, происходящие в условиях кризисного развития. Поэтому свою основную задачу мы видим именно в том, чтобы проанализировать данный аспект проблемы. В связи с этим понадобилось обратиться к работам, в которых применяются различные подходы к пониманию природы кризиса общества и , в частности, эстетического сознания кризисных переходных эпох. Здесь мы опирались на труды авторов, изучавших общие закономерности культурно-исторического процесса. В первую очередь следует назвать имена таких ученых, как А.И. Арнольдов, С.Н. Артановский, А.С. Ахиезер, Л.М. Баткин, Р. Белла, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, М. Вебер, А.Я. Гуревич, Н.Я. Данилевский, И.А. Ильин, Г.С. Кнабе, Д.С.Лихачев, А.Ф.Лосев, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, X. Ортега-и-Гассет, П.А.Сорокин, А. Тойнби, О. Шпенглер, Е.М.Штаерман и других.*

Особенности и роль эстетического сознания в формировании менталитета общества освещены в научных трудах В.Ю. Борева,

* См.: Арнольдов А.И.Введение в культурологию.- М. ,1992, он же, Человек и мир культуры.- М., 1993; Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур.- Л. ,1967; Ахиезер А.С.Россия: критика исторического опыта.-М.,1991; Баткин Л.М.-Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления.- М. ,1978; Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства.- М. ,1994; Библер B.C. Мышление как творчество.- М.,1975; Вебер М. Избранные сочинения.- М. ,1990; Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. -М.,1984; Данилевский Н.Я. Россия и Европа.-М.,1991; Ильин И.А. Собр. соч.- М.,1993; Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима.- М. ,1994; Лихачев Д.С. Прошлое - будущему.- М.,1985; Лосев А.Ф.Философия.Мифология.Культура.- М., 1991; Лотман Ю.М. Культура и взрыв.- М., 1992; Маркарян Э.С. Очерки теории культуры.- Ереван, 1969; Межуев В.М. Культура и история.- М., 1977; Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры.- М.,1991; Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество.-М. ,1992; Тойнби А. Постижение истории.- М.,1991; Шпенглер 0.Закат Еъроиы.- М. Д^ЗЗ-, ЭДза&рмак Е.М.Кръгис античной кужьіури.- Ч. ,1975.

М.М.Бахтина, В.М.Видгофа, Л.С.Выготского, А.Я.Гуревича, А.Я.Зися, М. С. Кагана, Л.Леви-Брюля, К.Леви-Строса, А. Лефевра, М.Я.Сарафа, и других.*

В настоящем диссертационном исследовании автор также опирался на теоретические выводы и наблюдения современных ученых, где освещаются проблемы культуры в переходный период, формирования духовных ценностей и эстетического сознания. Среди таких авторов следует отметить Г.А. Аванесову, Е.В. Ардашову, М.А. Афасижиева, В.Л.Базанова, М.А.Волынского, А.В.Грязнова, А.Н.Данилова, К.М.Долгова, Н.А.Йгнатенко, Т.М.Кононенко, Т.Н.Куракину, О.В.Левицкого, А.Г.Плиева, Н.В.Плотинскую, Н.А.Руднева, В.А.Рыбина, С.А.Семедова, И.А.Смирнова, В.А.Соколова, Ю.М.Татаринова, И.А.Тихонову, Е.М.Травину, И.В.Фролова, О.В.Ханову, Р.С.Чекалину, Н.А.Ястребову.**

* См.: Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.- М.,1990, он же, Эстетика словесного творчества.- М. ,1986; Борев Ю.Б. Эстетика.- М. ,1988; Вид-гоф В.М. Целостность эстетического сознания.- Томск, 1992; Гуре-вич А.Я. Исторический синтез и школа "Анналов". - М., 1993; Зись А.Я.- Искусство и эстетика. Традиции. Категории и современные проблемы.- М. ,1975; Каган М.С. Эстетические факторы перестройки и ускорения.- Л.,1988; Леви-Брюль Л. Первобытное мышление.-М.,1930; Леви-Строе. Структурная антропология.- М. ,1985; Лефевр А. Введение в эстетику.- М.,1954; Сараф М.Я. Лекции по курсу эстетики.- Голицино, 1991.

** См.: Ардашова Е.В. Эстетическая культура студентов как социально-философская проблема.- Уфа, 1993; Афасижиев М*.Н. Эстетика фрейдизма как выражение кризиса буржуазных теорий искусства.- М., 1965; Базанов В.Л. Проблемы сохранения историко-культурного наследия в условиях обновления общества.- М.,1991; Грязнов А.В. Консервативность в массовом сознании.- М., 1992; Данилов А.Н. Социологический анализ духовных потребностей молодежи.- Минск, 1990; Кононенко Т.М. Эстетические чувства и процесс гуманизации личности.- Киев, 1992; Куракина Т.Н. Сохранение культурного наследия в условиях перехода к рыночным отношениям.- М.,1993; Левицкий О.В. Мимикрия эстетического сознания в современной буржуазной массовой культуре.- Киев, 1978; Плиев А.Г. О природе эстетического идеала. -М.,1965; Плотинская Н.В. Феномен веры.- М.,1990; Семедов С.А. Бессознательное и сознательное в социальных процессах и явлениях. - М.,1993; Смирнов И.А. Советская культурная ситуация.-СПб.,1993; Тихонова И.А. Нравственные и эстетические ориентации в ценностном освоении мира.- М.,1993.

- 8 -Объектом нашего исследования является эстетическое сознание в культуре общества переходного периода, а предметом исследования эстетические компоненты менталитета общества переходного периода. В связи с этим целью диссертационного исследования является анализ изменений эстетического сознания, его структурообразующих факторов: эстетического вкуса и эстетического идеала в системе культуры кризисных периодов - и их влияние на духовное развитие общества и личности, их менталитета во время коренных переустройств общественных структур.

В качестве гипотезы нами выдвинуто предположение, что кризисные периоды развития общества, перестройка системы культуры, ее ядра в значительной степени предопределяются глубинными изменениями эстетического сознания, динамикой его трансформации и адаптации к новым социально-политическим и экономическим условиям. Эти процессы прежде всего начинаются в сфере эстетических ориентации, вкусов и идеалов, в нарастании их противоречий с архетипическими представлениями, сформировавшимися в прошлом и лежащими в основе ментальности, и представляющими собой один из главных механизмов кризиса духовности.

Справедливость данной гипотезы будет проверена посредством анализа научных трудов различных авторов, где исследовались эстетические компоненты общественного сознания в период кризисов и определялась роль и место сознательного и бессознательного уровней его при формировании эстетических ценностей личности, а также посредством социологического исследования эстетического сознания студенческой молодежи в период кризиса общественных структур.

Реализация поставленной цели предполагает решение автором следующих задач:

- изучить методологические подходы исследования причин и ис-

точников кризиса культуры в период коренных структурных изменений в обществе;

изучить сущность, структуру и функции эстетического сознания в период кризисных состояний общества и культуры;

раскрыть специфику эстетического сознания как средства изменения ментальности, культурного процесса;

выявить закономерность формирования эстетического сознания как обязательного условия развития человеческой индивидуальности.

Методологической основой диссертационного исследования являются принципы и подходы, разработанные культурологической и эстетической наукой (историзм, системный анализ, теоретический анализ источников и литературы, анкетирование респондентов по исследуемой проблеме). Важное значение в процессе исследования будет иметь обращение к работам ведущих культурологов, философов, антропологов, психологов, изучающих различные аспекты проблематики цивилизационного развития общества, культуры, эстетического сознания как компонента ментальности. При осмыслении проблемы кризиса в культуре, источников и причин его возникновения и обосновании этих причин с точки зрения влияния эстетического сознания нз процесс изменения ментальности основными для исследователя являются труды А.И.Арнольдова, А.С.Ахиезера, Л.М.Баткина, М.М.Бахтина, Н.А. Бердяева, В.С.Библера, Ю.Б.Борева, В.М.Видгофа, А.Я.Гуревича, Г.С.Кнабе, А.Ф.Лосева, М.Мамардашвили, Ле Гоффа, Л.Леви-Брюля, К. Леви-Строса, Ле Февра, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуе-ва, П.А.Сорокина, О.Шпенглера, А.Тойнби,К.Юнга З.Фрейда и других.

Бри анализе исследуемой проблемы автор также будет опираться на материалы периодики, научно-практических конференций и семинаров, посвященных вопросам духовного кризиса общества, эстетичес-

ким ценностям и путям преодоления этого кризиса в современной отечественной культуре.

Научная новизна исследования состоит в том, что проблема эстетического сознания в период кризиса общественных структур до сих пор не была предметом специального анализа и изучения. Поэтому основные моменты научной новизны исследования могут быть сформулированы следующим образом:

рассмотрение эстетического сознания в контексте кризиса общества и его культуры с позиции систематизации принципов и методологических подходов и выделение в связи с этим нового - линейно- циклического;

определение и раскрытие сущности эстетического сознания, его компонентов: эстетического вкуса и эстетического идеала как структурообразующих факторов системы культуры, изменение которых является одной из причин кризиса духовности общества;

уточнение понятия ментальности и ее функции как защитного пояса ядра культуры и определение роли и места эстетического вкуса и идеала в ее формировании и адаптации в период общественного кризиса;

подтверждение на основе социологического исследования состояния эстетического сознания студенческой молодежи влияния конфликта между эстетическим вкусом и идеалом на развитие кризиса культуры общества в переходный период.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в развитии методологических подходов к анализу причин и источников кризиса культуры в период формирования общества, в понимании и объяснении механизмов такого кризиса, один из которых состоит в изменении элементов эстетического сознания: эстетического вкуса и

эстетического идеала.

Положения и выводы исследования могут служить ориентирами для объяснения конкретных кризисных ситуаций культуры и путей выхода ив них, быть основой для прогнозирования формирования социокультурной среды, создания условий для творческой деятельности людей в периоды коренных социокультурных переломов, совершенствования эстетического образования и воспитания молодежи.

Апробация основных положений и результатов диссертационного исследования была выполнена в качестве отражения их в учебно-методических публикациях, при чтении лекций и проведении семинарских и практических занятий учебных курсов, в выступлении на научных конференциях Военного института правительственной связи, межвузовских конференциях города Орла, в обсуждении материалов диссертации на кафедре культурологии ЙППК МГУ. Некоторые материалы, вошедпіие в диссертацию, были использованы при разработке учебного курса "История и теория мировой и отечественной культуры", а также при разработке программы курса "Культурология".

Методология подхода к проблеме эстетического сознания в периоды общественных кризисов

В современной науке сложились различные подходы к исследованию исторического пути развития общества: культурно-исторический, ци-вилизационный, формационный, каждый из которых по-своему объясняет при помощи определенных критериев целостность исследуемого объекта, единство человеческой истории. Среди критериев называются экономические,технико-технологические факторы, факторы "духа", "ментальности", мировоззрения, религиозности, факторы этноса, "географического культурного ареала" и другие. Фундаментально общим, сущностно связующим всю человеческую историю, делающим мировую культуру подлинно целым в генетическом, историческом и системно-структурном отношениях является, деятельность человека, труд, лежащий в основе коэволюционнного изменения и развития самого человека, культуры, общества и природы. Диахронная самотождественность сущностных оснований культуры проявляется в единстве процесса всемирной истории.

Формационный подход объясняет исторический процесс как восхождение от одной формации к другой и размещает эти формации по хронологическим периодам. Понятие общественно-экономическая формация введено в научный оборот К.Марксом и составляет основу материалистического понимания истории, развития цивилизации, культуры. С точки зрения марксизма, общественно-экономическая формация - это исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории человечества от первобытно-общинного строя через рабовладение, феодализм, капитализм к коммунизму. Здесь оперируют такими общими понятиями, как "экономический базис общества", "надстройка", " способ производства", "классы". Это понятия высокой степени абстрагирования, позволяющие представить общие социально-экономические основания и закономерности формирования и развития культуры различных исторических эпох и, следовательно, позволяющие выявить социально-экономические причины и условия переломных, кризисных периодов развития культуры. Однако методы формационного анализа именно в силу своей всеобщности не всегда применимы для описания и понимания изменений, происходящих в самой системе культуры, в соотношении составляющих ее частей и элементов, в тонком взаимодействии сознательного и бессознательного, рационального и иррационального, культурной традиции и культурной инновации. Попытки прямого применения формационных методов для описания объектов культуры и ее динамики чаще всего оборачивались грубой социологизацией.

Поэтому следует со вниманием отнестись к тем методологическим подходам, которые разрабатывались прежде всего как культурологические, - это цивилизационный и культурно-исторический подходы.Цивилизационный и культурно-исторический подходы делают исследование более конкретным и дают возможность преодолеть абст-рактивность в изучении общества, человека, культуры, образа мышления. Эти парадигмы, не исключая формационной, создают почву для сближения социально-экономического исследования с изучением культуры, ценностей, норм и традиций , кризисных явлений в культуре, общей картины мира и религиозных детерминант, формирующихся в сознании людей на подсознательном и сознательном уровнях. Тем самым становится возможным преодолеть традиционный для отечественной культурологии разрыв между социальной историей и изучением ментального универсума культуры. Последний наиболее полно исследовался в рамках теории цивилизаций.

Предметом настоящего исследования является состояние культуры в переходные, кризисные эпохи общественного развития.Точнее говоря, проявление этой кризисности в той части духовной жизни общества, которая наиболее тонко реагирует на изменение в общей системе культуры, - в эстетическом сознании общества. При этом особый интерес вызывают структурные элементы эстетического сознания, формирующиеся в непосредственной жизнедеятельности людей, в непосредственных переживаниях и реакциях, входящие в культурно-исторический менталитет.

Использование методов формационного, цивилизационного и культурно-исторического подходов к проблемам развития культуры и определение с их помощью причины кризиса культуры дает возможность выявить, как ведет себя и как формируется, изменяется менталитет в процессе возникновения и развития кризиса общества, культуры. Если под культурой понимать "совокупность способов и результатов человеческой деятельности" (М.С.Каган), обеспечивающих социализацию личности и через их усвоение функционирование и развитие общества, то можно предположить, что "кризис культуры" возникает тогда, когда последнее эффективно не обеспечивается.

Соотношение эстетического сознания и культуры

При рассматривании различных подходов к природе генезиса культуры, к кризисным явлениям,имеющим место в жизни человеческой цивилизации, становится очевидным, что кризис культуры есть такое ее состояние, при котором, с одной стороны, человеческая деятельность сознательно или бессознательно продуцирует новые формы реальности, не обеспечивая при этом эффективной адаптации к ним сознания человека, менталитета; с другой стороны, не реализуется сам процесс создания новых ценностей, соответствующих изменившейся социокультурной ситуации. Наиболее очевидно это проявляется в кризисным состоянии эстетического сознания, формирующего эстетические ценности, через несоответствие эстетических вкусов индивидов их эстетическим идеалам, носителям прежних устоявшихся ценностей.

Эстетические же вкусы широких масс во время кризисных периодов подвержены существенной трансформации в связи с изменяющимися социокультурными и экономическими условиями. В этом плане особый интерес вызывают проблемы адаптации сознания общества, его мен-тальности во время социального и духовного кризиса, механизм их формирования и развития на сознательном и подсознательном уровнях.

Поскольку культура включает в себя континуум сознания и ментальносте, постольку у нас вызывает исследовательский интерес проблема этого континуума, его эстетических составляющих как соучастников общечеловеческого исторического прогресса как его условие на определенных этапах развития, замедляющее или оказывающее прогрессивное влияние на общеисторическую динамику развития общества.

История цивилизации свидетельствует о том, что культура ориентирует и формирует жизненную позицию, менталитет личности, ее мировоззрение. Зависимость миропонимания во многом определяется уровнем развитости и вплетения в него культурных ценностей, эстетических оценок, вкусов и идеалов. В связи с этим необходимо выяснить, что являет собой сознание человека, какова его структура и, в частности, каково содержание эстетического сознания, как они проявляют себя и как объективируются на сознательном и подсознательном уровнях, каково их участие в формировании духовности в периоды коренных социально-экономических и культурных изменений, в периоды общественных кризисов.

" Со стороны культурологического подхода, отображающего во времени и социальном пространстве мир человека (материальный и идеальный), сознание выступает как духовная реальность субъекта. Ду ховность сознания представляет собой такую субъективную реальность, в которой психические и идеальные свойства субъекта даны в синтезе" [30, с. 403.

Понятие "духовная реальность" и сознание не идентичны, так как последнее выражает сущностные стороны духовного. Само же сознание - это деятельность целенаправленного и рефлексирующего отражения мира человеком. Духовный компонент человеческой деятельности по своему содержанию гараздо шире понятия "сознание", ибо включает в себя помимо сознания и бессознательную, импульсивную сферу, то есть такие духовные образования, которые нельзя назвать сознанием в общепринятом смысле. Однако эти образования не могут существовать вне сознания. Сознание статус духовности приобретает тогда, когда становится субъектом, когда обретает свою самостоятельность и свободу. Сознание бездуховно тогда, когда теряет или имеет для себя свободное "бездуховное" бытие. С потерей духовности в сознании начинают проявляться кризисные элементы.

Итак, сознание обозначает субъективную реальность, данную в ее психическом, идеальном и духовном проявлениях. Системообразующим и субстанциональным для сознания как формы бытия субъективной реальности выступает человеческая деятельность. Запредельная зона сознания в системе духовности связана с термином "бессознательное".

"Существование бессознательного предполагает актуальное или потенциальное существование сознательного у человека. Бессознательное - это то, что еще не осознано им, или то, что в определенное время при соответствующих условиях было осознанным, но при изменении этих условий перестало осознаваться" [147, с.2903, -отмечает Е.В.Шорохова. С.С.Абрамов характеризует бессознательное как субъективную реальность "непосредственно не данную субъекту, это отраженное, но не осознанное бытие, в противоположность сознанию как осознанному бытию" С1, с. 1153.

Эстетическое сознание в культуре советского периода: формирование новой ментальности и ее кризис

Заканчивающийся XX век - это время ускоренной смены проблемных ситуаций и перманентных кризисов. Возрастающие темпы социальных перемен означают неоднородность развития общества и культуры. Разным уровням культуры соответствуют разные даже на одном уровне ее виды. Сегодня все более заметным становится., что человек является не только социально действующим элементом, но и субъектом культурно-исторического процесса. Это еще раз подтверждает вывод о том, что культура во всем множестве своих проявлений все полнее должна воспроизводиться на уровне индивидуальном, в личностном сознании, ментальностью человека,его эстетическими вкусом и идеалом. Динамика трансформации эстетического сознания нашего общества будет наїли прослежена в контексте анализа культуры советского периода, Она будет рассматриваться в соответствии с выбранным наїли методологическим подходом к определению источников и причин кризиса в обществе - линейно-циклическим, Культура советского периода являет собой определенный цикл в развитии отечественной культуры, начало которого обозначается революционными преобразованиями в начале XX столетия и конец - постперестроечным временем. Она также представляет собой определенный этап в линейном развитии культуры нашего общества. Наша задача будет состоять в том, чтобы определить структуру культуры советского периода, как двухкомпо нентную, элементами которой являются ее ядро и защитный пояс, выявить характер и причины противоречий, возникающие в ней в период і кризиса, а также определить, какое место занимают эстетические і структурообразующие сознания в возникновении этих противоречий. ! Именно постперестроечные годы заострили проблемы и противоре-] чия в нашем обществе, его культуре. Вряд ли кто сегодня сомневается в том, что общество, в котором мы живем, испытывает глубокий кризис, пронизавший все сферы человеческого бытия, и в том числе культуру. Одна система ценностей сменяется сегодня в нашем обществе другой системой, в результате чего возникает ценностный вакуум. Стихийный процесс его заполнения другими ценностями означает тревожность такой ситуации. Оправдывается опасение высказанное еще Ортегой-и-Гассетом о тенденции террора "массовой культуры". Это же суждение высказывает И.В.Кандаков. Ученый указывает, что переживаемые на протяжении нескольких последних лет нашим обществом драматические и эпохальные по своему историческому значению процессы, охватившие социум и культуру, возникших на месте бывшего COOP, связаны главным образом с крахом политической идеологии коммунизма, которая на протяжении многих десятилетий составляла ценностно-смысловое ядро советской культуры...

В образовавшийся вакуум - культурный, идеологический, политический - немедленно хлынули различные мистические и эзотерические учения, подчас граничащие с национализмом и экстремизмом, архаические и реанимированные за неимением иных духовных альтернатив коммунистической идеологии. В ситуации "большого провала" подобный мировоззренческий и научный хаос представляет большую опасность для духовного и нравственного состояния общества [61, о.33. Далее автор пишет, что в настоящей социокультурной ситуации, \ рожденной взрывом и чреватой новыми культурно-историческими взры-; вами, пусть и меньшей мощности, чрезвычайно важно заполнить духовный, идеологический вакуум такими знаниями, идеями, теориями, ценностями, которые, не будучи скомпрометированными в политико-идеологическом и морально-этическом отношении, обладая безусловным статусом научности, культурно-исторической значимости и духовной ценности, смогли бы взять на себя объяснение исторического процесса, осмысление настоящей общественно-духовной, ситуации. в обществе, способствовали становлению и развитию мировоззрения, соединяющего научность, достаточно широкий культурный кругозор и значительный потенциал духовности [61, с.33.

В первом приближении любую развитую социоэтнокультурную систему можно представить как двухкомпонентную структуру - ядро культуры и защитный пояс Сем.108, с.233.

Ядро культуры концентрирует в себе нормы, стандарты, эталоны и правила деятельности, а также систему ценностей, выработанных в реальной истории данного этнического, профессионального или религиозно-культурного целого, Эти специфические стандарты, правила связаны с судьбой сообщества, его победами и поражениями, реальными условиями, в которых оно формировалось спецификой окружающей сотщальной и природной среды, рациональными привычками, адаптационными процессами и теми цивилязационными условиями, в которых изначально формировалось это ядро. Структурами, в которых реализуется ядро культуры, являются., прежде всего, фольклор, мифология, предрассудки, исторические традиции и так далее. На формирование и утверждение последних определенное влияние оказывают структурообразующие эстетического сознания - эстетические потребности, чувства, вкусы и идеалы,

Так как главная функция ядра культуры - сохранение и передача самоидентичности социума, то оно обладает высокой устойчивостью и минимальной изменчивостью. Ядро культуры выполняет функцию накопления информации, которая, аккумулируясь в ядре, черев систему воспитания и образования., механизм социального импринтинга трансформируется от поколения к поколению, и именно этим гарантируется самоидентичность данного этнического или социального организма. Для сохранения ядра культуры в процессе исторического развития возникает особый культурный защитный пояс. Он выполняет функцию фильтрующего механизма, пропускающего директивную информацию, идущую из ядра культуры во все структурные узлы социального механизма, но отслеживающего и поглощающего информационные импульсы, поступающие в социум от других культур.

Некоторые тенденции изменения эстетического сознания в период кризисного развития современной отечественной культуры

В самом общем виде кризис есть нарушение системы и в то же время переход к новому ее равновесию. Это новая острая форма движения через дезинтеграцию и конфликт к новому состоянию общества. Ситуация, сложившаяся в нашей стране, указывает на наличие универсального социально-культурного кризиса, объемлющего совокупность как социальных отношений, так и духовных, то есть способы человеческой деятельности, ментальность общества. Именно такой кризис возник в нашей стране в последнее десятилетие на основе тоталитарного отчуждения масс от власти, самоорганизации и результатов труда, от исторического самосознания и личной безопасности, отчуждения производства от потребностей населения. Во второй половине восьмидесятых годов он поразил основные сферы бытия: политическую, экономическую, социальную, где произошла стремительная дезинтеграция общественных групп и институтов, утрата личностной идентификации с прежними социальными структурами, ценностями и нормами. Другой, не менее значительной составляющей, стал кризис культуры или самих способов созидательного творчества, ментально-сти людей, типов воспроизводства обществом своей функциональности.

Новое эстетическое осмысление человеком действительности, реализующееся в его вкусе и идеале, является жизненной необходимостью сегодня. Именно скорейшее изменение менталитета как защитного пояса ядра культуры общества должно помочь выйти из создавшегося кризиса. И здесь важную роль призваны сыграть эстетические структурообразующие сознания: эстетический вкус и эстетический идеал. Ибо они, по нашему мнению, формируют новое представление человека о духовных ценностях, адаптируют ядро культуры и представляют собой эстетические оценочные критерии. Быстрейшее их формирование будет способствовать заполнению того духовного вакуума, который возник сегодня в результате кризиса культуры, и формированию новой системы ценностей, соответствующей общечеловеческим ценностям.

Духовный вакуум сегодня проявляется в том, что, во-первых, эстетические потребности людей и в сфере искусства, и в непосредственной жизнедеятельности сужаются, приобретают эмпирическую, утилитарную направленность. Разрушение прежней советской идеологии повлекло за собой дискредитацию и отторжение духовных ценностей, эстетических оценочных критериев, формировавших в советский период эстетические вкусы и идеалы людей. Другими словами, были разрушены эстетические структурообразующие ментальности - эстетический вкус и идеал. Новой же идеологической основы сегодня не предложено. Поэтому, оказавшись в ситуации, когда старые духовные ценности дискредитированы, а новые еще не созданы, наш соотечественник пытается заполнить этот вакуум самостоятельно, при этом опираясь на систему ценностей, проникающих извне, порой чуждых нашей культуре, не соответствующих ментальности россиянина. Как правило, эти ценности обладают качествами, которые удовлетворяют эстетическую потребность человека на низком потребительском уровне. В связи с этим сегодня на первый план выступают текущие, а не долговременные эстетические интересы и потребности человека. Сложившаяся кризисная ситуация в духовной культуре общества сводит эти эстетические потребности до уровня массовых, утилитарных. Такая нивелировка последних немедленно сказывается на формировании соответствующих эстетических вкусов и идеалов, изменении ментальности общества. Поэтому сегодня очевидной становится ситуация, когда общество, и особенно молодежь, интересует не столько высокое искусство, сколько массовое, развлекательное, в котором затрагиваются преимущественно биологическая структура личности.

Для проверки теоретических выводов относительно основных тенденций изменения менталитета в период кризиса общественных структур нами было предпринято социологическое исследование состояния структурообразующих эстетического сознания, вкусов и идеалов студенческой молодежи.

Данное исследование не претендует на глубокий социальный анализ состояния эстетического сознания общества в период кризиса культуры, а является лишь попыткой на социологическом материале проверить наши предположения о том, что структурообразующие эстетического сознания - вкус и идеал, взятые нами как одни из основных в структуре эстетического сознания,—существенно влияют на формирование ментальности людей, формируют новые представления о духовных ценностях, а значит, и влияют на общий ход развития культуры. Это становится особенно зримым в период кризиса общества, когда обостряются все противоречия, в том числе и противоречие между эстетическим вкусом и идеалом людей, архетипическими и новыми представлениями об эстетическом, прекрасном.

Похожие диссертации на Эстетическое сознание в структуре культуры кризисных эпох