Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление кинематографа в культуре Якутии Сивцев Степан Николаевич

Становление кинематографа в культуре Якутии
<
Становление кинематографа в культуре Якутии Становление кинематографа в культуре Якутии Становление кинематографа в культуре Якутии Становление кинематографа в культуре Якутии Становление кинематографа в культуре Якутии Становление кинематографа в культуре Якутии Становление кинематографа в культуре Якутии Становление кинематографа в культуре Якутии Становление кинематографа в культуре Якутии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сивцев Степан Николаевич. Становление кинематографа в культуре Якутии : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09 : М., 2005 157 c. РГБ ОД, 61:05-17/171

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Своеобразие якутской культуры 14

1.1. Пространственные представления и образы в традиционной культуре народа саха 14

1.2. Мифологические традиции в якутской культуре 23

1.3. Особенности социальной и прикладной культуры народа саха 34

1.4. Поэтика олонхо и эпические традиции в якутской литературе и живописи 48

Глава II. Становление и развитие кино в Якутии 73

2.1. История формирования и организации кинодела в Якутии 73

2.2. Якутское кино в 1970-80-е годы 90

2.3. Деятельность Государственной конокомпании «Сахафильм» 116

Заключение 143

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. В художественной культуре XX века особый ранг по статусу и значительное место по объему, безусловно, принадлежит кинематографу. Кино как новое синтетическое искусство универсально сочетает в себе возможности художественной литературы, изобразительного искусства, музыки и театра. Отсюда его широкая востребованность в современном обществе - и как средства коммуникации, и как вида художественной культуры. Кино, подобно фольклору, синкретично по своей жанровой природе. И фольклору, и кино свойственно разнообразие художественных приемов создания народного характера, самого образа народа через непосредственное восприятие реальных моментов общественной жизни страны. Особенно ярко народность киноискусства, его внутренняя связь с фольклором проявляется в становлении молодых национальных кинематографий.

Национальный кинематограф как составная часть духовной культуры народа саха - результат развития и взаимодействия ряда существенных социальных и общественных факторов. Наряду с многовековой традицией художественного слова, а также современным уровнем развития театрального, изобразительного, музыкального искусств, формирование национального кино в Якутии в первой трети XX века связывалось с такими социальными явлениями, как установление навыков и устойчивых форм городской жизни, широкомасштабное развитие промышленности, целенаправленное освоение профессионального образования и повышения мастерства специалистов.

С другой стороны, неоспоримое своеобразие якутского кино имеет отношение к характеру самой природы на вечной мерзлоте. Крайняя северная точка Якутии на континенте, как установлено учеными, - мыс Нордвик — лежит под 74 градусом северной широты, а самая северная точка

на суше - остров Генриетты - под 77 градусом северной широты. Крайняя южная точка находится на Становом хребте в 55,6 градусах северной широты. Таким образом, протяженность территории с севера на юг составляет немногим менее 22 градусов, что равно 2300 километрам. Самая западная точка расположена под 105,5 градуса восточной долготы (Оймяконский улус), самая восточная - под 162,6 градуса восточной долготы (Нижнеколымский улус). Расстояние с запада на восток равно 57 градусам. Добавим к этому, что столица Республики Саха (Якутия) — город Якутск -находится в 8468 километрах от столицы нашей большой родины города Москвы. Якутия занимает пятую часть площади России и является самым большим по территории субъектом страны из всех 89 ее республик, краев, областей и автономных национальных образований.1

Именно эти уникальные масштабы еще в XVII веке привлекли серьезное внимание только что созданной Российской Академии наук. С 1774 года с момента выхода первого научного отчета И.Э.Фишера интерес к Сибири возрастает. Выходят в свет фундаментальные работы Я.А.Линденау и И.Г.Гмелина, представляющие не только географические наблюдения, но и богатые историко-этнографические описания жизни и быта якутов. К этому же периоду относится и фундаментальный труд И.Г.Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов», где якуты «вошли наравне с другими народами огромной империи в обобщающий труд, которым никакая другая страна не могла тогда похвастаться».2

Таким образом, от первого научного обращения к территории Якутии и населяющим ее народам до первых научных и научно-популярных кинематографических съемок на самой северной части России проходит два столетия. Первые опыты демонстрации кино в городе Якутск относятся к концу 1911 года. В начале 30-х годов XX века в Якутии работала первая

1 Максимов Г.Н. Родная Якутия: природа, люди, природопользование. - Якутск: изд. Бичик, 2003. - С.5-6.

2 Иванов В.Н. Русские ученые о народах северо-востока Азии. - Якутск: Книж.изд., 1978. - С.55. 81-83.

крупная экспедиция советских кинематографистов - киносъемочная группа «Востоккино» в составе В.Блувштейна, Я.Светозарова, Н.Привезенцева. Целью их командировки в 1931 году была постановка полнометражного фильма о жизни республики.

Все эти исторические сведения необходимы для понимания нового для Якутии вида искусства ~ кинематографа, представляющего собой одно из самых перспективных направлений искусства XX века. Таким образом, историческое направление выступает наиболее оптимальным методом исследования такого сложного и многомерного явления, как становление национального кино в его связи с многовековыми духовными и художественными традициями якутского народа.

Степень разработанности проблемы. Вопросы истории кино в Якутии
освещались в отдельных изданиях 1970-х годов. Ныне стали

библиографической редкостью книги А.А.Клецкина и Н.Е.Саввинова, написанные в виде очерков о становлении кинофикации и историко-литературных портретов режиссеров и операторов, работавших над темой Якутии.1 В названных работах более подробно освещаются первые шаги кино в Якутии (1910-30-е гг.), документальные съемки 1950-60-х годов, а также работы операторов А.Кричевского, А.Литвинова, Л.Сурина и других как создателей кинематографической хроники ЯАССР. Н.Саввинов отдельные главы книги посвятил истории создания художественных фильмов «Утро долгого дня» (Рижская киностудия, 1967), «Тайна предков» (Таджикфильм, 1972). Обе названные работы внесли значительный вклад в освещении истории кино в республике, представив кинодело показателем социального развития Крайнего Севера после Октябрьской революции. Вопросы изучения кинематографа в контексте национальной культуры и, в целом, в культурологическом аспекте в указанных работах не затрагиваются.

1 Клецкин А.А. Кино в жизни якутян. - Якутск: Книж.изд., 1973. Саввинов Н.Е. Якутия - киносъемочная площадка.- Якутск: Книж.идз.: 1977.

История республиканского кинопроката, представленная в воспоминаниях ветеранов кинофикации, в своеобразном очерковом жанре, освещается в специальном выпуске в двух частях, посвященном 100-летию мирового и российского кинематографа.1 Особые источниковедческие материалы о работе Якутского национального хранилища кинодокументов содержат статистические сборники для служебного пользования «Кинематография Республики Саха (Якутия) в цифрах и фактах» и «Отчет-итоги социологического исследования «Кино в нашей жизни», выпущенные в 2000 году.

В отечественной науке конца XX изучение фольклорных традиций выступает одним из главных направлений искусствоведения в целом. Начало системного изучения якутской мифологии и фольклористики было положено еще в 1920-30-е годы в трудах основоположника якутской литературы, поэта и философа А.Е.Кулаковского (1877-1926), ученого, фольклориста и этнографа Г.В.Ксенофонтова (1888-1938), репрессированного в 1938 г. как .. буржуазного националиста. Их основные труды по истории религии и культуры народов Азии, о языке и письменности якутов возвращены науке лишь в 1970-е (А.Е.Кулаковский) и в 1990-е годы (Г.В.Ксенофонтов).2 Особое значение в работе над данной диссертацией имели исследования известных фольклористов Г.У.Эргиса и Н.В.Емельянова, представляющие систематику фольклорных жанров и сюжетов якутских олонхо. Исследования современных ученых И.А.Потапова, З.И.Ивановой, А.П.Ополовникова, И.В .Покати л овой и других вплотную приводят к рассмотрению якутской художественной традиции как истокового явления в освещении национальных особенностей тех или иных направлений

1 Люди за кадром. 1895-1995. Ч.І -Якутск: Сахаполиграфиздат, 1995. Люди за кадром. 1895-1995. Ч.П. -
Якутск: «Северовед», 2000.

2 Кулаковский А.Е. Научные труды. - Якутск: Книж.изд., 1979; Ксенофонтов В.Г. Ураанхай-сахалар. Очерки
по древней истории якутов.Том I в 2-х книгах. - Якутск: Книж.изд., 1992. Ксенофонтов В.Г. Шаманизм.
Избранные труды (Публикации 1928-1929 гг.)-Якутск: «Север-Юг», 1992.

3 Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору.- М.: Наука, 1974. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. —
М.: Наука, 1980. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо о родоначальниках племени. - М.: Наука, 1990.

искусствоведения. В изучении национального своеобразия музыкальной культуры и театрального искусства Якутии значительный вклад внесли Г.М.Кривошапко и Д.К.Максимов - авторы работ по истории Якутского драматического театра и по историко-хронологическому освещению деятельности якутских композиторов, где фольклор представлен также основой национальной самобытности в индивидуальных стилях известных деятелей.2 В этом направлении современного якутского искусствоведения особняком стоит сборник избранных материалов из интервью, выступлений и статей А.С.Борисова, в чьем творческом стиле не последнее место занимает именно авторское прочтение самобытных фольклорных истоков ряда художественных произведений якутской литературы.3

Формирование кинематографа в Якутии в данной диссертации представлено как часть многонационального российского киноискусства. В этом плане особое значение имеют работы по истории экранного искусства национальных республик Советского Союза и Российской Федерации. Это, * прежде всего, исследования И.Козенкраниуса, В Торбо, М.Курбатова, Э.Кулибекова, М.Мальцене, Л.Х.Хаматовой и др., а также некоторые опыты изучения монгольского и китайского кино.4

Таким образом, можно предположить, что смежными областями науки накоплено достаточно материала, относящегося к теме данного диссертационного исследования. Имеются также реальные предпосылки для специального изучения истории формирования и становления

1 Потапов И.А. Ступени творческого роста. - Якутск: Книж.изд., 1982. Ополовников В.А., Ополовникова
Е.А. Деревянное зодчество Якутии. - Якутск: Книж.изд., 1983. Иванова-Унарова З.В. Лики шамана. - М.
Якутск, 2000. Покатилова И.В. Метаморфозы пластического фольклора в истории культуры Якутии XX
века. Автореф.дис.кадн.искусствоведения.- СПб, 2003.

2 Максимов Д.К. Очерк истории якутского драматического театра. - Якутск: Книж.изд., 1985. Максимов
Д.К. Актер Дмитрий Ходулов. - Якутск: Книж.изд., 1992. Кривошапко Г.М. Музыкальная культура
якутского народа. - Якутск: Книж.изд., 1982.

3 Андрей Борисов и Саха театр на рубеже столетий. Отв. Редактор: кандидат искусствоведения Т.В.Павлова.
- Новосибирск: Наука, 2000.

4 Козенкраниус И., Торбо В. Киноискусство советской Эстонии. - М., 1966. Курбанов М., Кулибеков Э.
Кино советского Азербайджана. - Баку, 1969. Мальцене М. Кино советской Литвы. - Л.: Искусство, 1980.
Хаматова Л.Х. Многонациональное советское киноискусство. - М.: Знание, 1982. Черненко М.М. Кино

кинематографа Якутии в системе национальной культуры. Поэтика фольклора традиционна. Исследовательские поиски диссертанта направлены на то, чтобы представить элементы традиционности кинематографа Якутии «в том глубоком смысле слова, в каком традиционны для любого народа обычаи предков, их способ отношения к миру, их нравственные и эстетические понятия».1 В этом плане большую методологическую ценность для настоящего исследования представляет книга А.Л.Казина «Философия искусства в русской и европейской духовной традиции», в которой дан целостный анализ художественного феномена в контексте определенной культуры.

Исследование формирования киноискусства Якутии опирается также на классические работы по своеобразию кинодраматургии В.Шкловского, С.Эйзенштейна, А.Довженко, М.Ромма, С.Герасимова, Э.Лотяну и других классиков российского киноискусства.2 По проблемам современной кинокритики автор диссертации опирается на работы К.Э.Разлогова, А.В. Караганова, Л.С.Донец. Вопросы взаимодействия кино и художественной литературы рассматриваются в работе в ракурсе монографического исследования У.А.Гуральника.4

Объект исследования - кино в социальной и духовной жизни народов Якутии.

Предметом исследования является особенности формирования и развития кинематографа как части культуры народа саха в аспекте её национального своеобразия.

Монголии. - М., 1976. Тугутов А.И. Киноискусство МНР. Дис.канд. искусствоведческих наук. - Л., 1980. Чжу Дин Поиски «нового китайского кино». 1976-1989.Автореф.дис.канд.искусствоведения. - СПб, 1994.

1 Казин А.Л. Философия искусства в русской и европейской духовной традиции. - СПб.: «Алетейя», 2000. -
С.121.

2 Вопросы кинодаматургии. Вып.1. - M.: Искусство, 1954; Вопросы кинодраматургии. Вып.1. - М.:
Искусство, 1959; Э.Лотяну. Это мгновение. - М.: Искусство, 1971; Герасимов С. Любить человека. - М.:
Искусство, 1973.

3 Разлогов К.Э. Коммерция и творчество: враги или союзники? - М.: Искусство, 1992; Караганов А.В.
Советское кино: проблемы и поиски. - М., 1977; Донец Л.С. Слово о кини. - M.: Вагриус, 2000.

4 Гуральник У.А. Русская литература и советское кино. - М.: Наука, 1968.

Цель работы - изучение истории якутского кино как феномена
национальной культуры путем историко-типологического анализа

кинофильмов, созданных государственной национальной кинокомпанией «Сахафильм».

Реализация поставленной цели предполагает последовательное решение следующих задач:

изучение и обобщение имеющихся исследований своеобразия якутской культуры, уточнение современного понятийного аппарата, необходимого для освещения мифологических представлений и религиозных традиций в духовной культуре народа саха;

систематизация основных идейно-образных направлений в эпических памятниках фольклора, в якутской классической литературе и живописи;

изучение социальных и духовных предпосылок формирования и организации кинодела в Якутии;

исследование документальных и публицистических фильмов о Якутии середины XX века, выявление своеобразия экранного образа Якутии в современном кинематографе;

анализ первых художественных фильмов с участием якутских артистов и фильмов о Якутии, созданных советским киностудиями;

историко-типологический анализ и хронологическая систематизация работ Государственной национальной кинокомпании «Сахафильм», выявление национального своеобразия документальных и игровых фильмов последних лет;

анализ специфики кинематографа в системе духовной культуры народа саха.

Методологической основой исследования является системный анализ якутского кино на материале изучения историко-

типологической трансформации его форм в категориях современной эстетики и искусствознания. При этом автор опирался на классические отечественные работы по киноведению и кинодраматургии (С.Эйзенштейна, А.Довженко, В.Шкловский, М.Ромм, С.Герасимов, Э.Лотяну). Блыную методологическую ценность для настоящей диссертации имеют эстетико-искусствоведческие исследования А.Л.Казина. По проблемам современной кинотеории и кинокритики диссертант использовал работы Н.М.Зоркой,Я.Б.Иоскевича, А.В.Караганова, К.Э.Разлогова, Л.С.Донец. Вопросы взаимодействия кино и художественной литературы рассматриваются с опорой на результаты монографического исследования У.А.Гуральчика. В этом направлении методологической основой выступают труды Ю.Н.Тынянова, В.М.Жирмунского, Л.Д.Лихачева, М.М.Бахтина, Л.Г.Кайда и др., статьи и выступления по вопросам многонационального российского кино Л. X. Маматовой.

Научная новизна работы. Целостное изучение кинематографа в
культуре Якутии в виде научной проблемы ранее не предпринималось.
Таким образом, в данном исследовании впервые делается попытка общего
историко-культурологического анализа особенностей формирования и
становления кино в Якутии. При этом системный подход к художественной
культуре, в частности, к его «мусической подсистеме» (М.С.Каган),
осуществляется в контексте философских представлений о традициях и
верованиях народа саха. Именно на этой основе предпринимается историко-
культурная систематизация исследуемого явления: становления кино в
Якутии от первых опытов киносъемочной практики до создания
полнометражных художественных фильмов в национальной

государственной кинокомпании «Сахафильм». Таким образом,

тематические рамки предлагаемого исследования очерчиваются следующими положениями, выносимыми на защиту:

- уточнение современного понятийного аппарата, отраженного в
мифологических представлениях и верованиях народа саха, приводит к
тому, что комплекс воззрений о светлых и сильных божествах-небожителях
(Сырдык Айыылар) и духах-хозяевах природы (Иччи) представляет
отношение человека к магической таинственности природы. Эти
доминирующие черты традиционной якутской религии, выражаясь через
культовые обряды, переходят в элементы поэтики художественного
творчества XX века;

- религиозные традиции народа, зародившись в глубокой древности и
эволюционируя по законам развития общественной жизни человека,
сформировали самосознание народа и стереотипы его поведения,
обеспечивая тем самым внутренний баланс энергетических источников его
жизнедеятельности. Характер героя художественных произведений,
соприкасаясь с составляющими этого «внутреннего баланса», приобретает
национальную самобытность;

- художественные особенности якутского фольклора и особенно
эпические традиции олонхо заложили основу становления и развития
художественной литературы, что явилось началом и залогом дальнейшего
развития культуры современности, в том числе характерных деталей ее
поэтики, таких как доминирующие приемы хроникального описания,
доминанта природной символики в раскрытии образа героя;

- формирование кинематографа в культуре Якутии в первой трети XX века было тесно связано с развитием российского кино в качестве средства массовой художественной коммуникации. В этом плане обширность географических масштабов Земли олонхо, ставшей неотделимой частью Государства Российского в XVII веке (1632 год — дата вхождения Якутии в

состав России), имела большое значение. Стремление воспроизводить действительность с «максимальным подобием» ее пространственно-временных характеристик обусловило появление первых опытов киносъемки на Крайнем севере еще в начале второго десятилетия прошедшего столетия (1912 г.). Первый документальный образ Якутии через кинематограф открылся еще до 1917 года;

- к образу человека из тундры на краю Ледовитого океана первым
обратился А.Довженко в художественном фильме «Аэроград» (1935 г.).
Далее значительные примеры в этом направлении находим в работах
«Литовской киностудии» («Утро долгого дня», 1968 г.), «Таджикфильма»
(«Тайна предков», 1972 г.), «Беларусьфильма» («Пламя», 1974 ) и др.

- документальные ленты публицистического пафоса составляют
преобладающее большинство кинематографа в Якутии в 1950-70-е годы. В :
следующие десятилетия это тематическое русло перерастает в историко-
этнографическое направление, где самобытный образ народа, носителя »-
национальной культуры, выходит на первое место;

- в 1992 году на базе творческого объединения «Северфильм» по указу
президента Республики Саха (Якутия) создается Государственная
национальная кинокомпания «Сахафильм», где создано на сегодняшний день
более 50 игровых, документальных, научно-популярных лент. Ведется
плановая налаженная работа по различным жанрам современного
кинематографа.

Практическая значимость работы. Основные положения отдельных частей работы могут быть использованы для разработки модели развития молодых национальных кинематографий, для совершенствования и регуляции текущей творческой работы профессиональных и любительских студий. Теоретические выводы диссертации послужат методологической базой дальнейшей творческой деятельности кинокомпании «Сахафильм». Результаты исследования будут использованы в лекционных и практических

курсах по искусствоведению и истории кино в вузах, средних специальных учебных заведениях и специализированных средних школах республики.

Апробация результатов исследования. Содержание диссертационной работы отражено в публикациях автора общим объемом более 20,0 п.л. В том числе в двух сборниках статей и эссе (на якутском языке): «Незабываемые встречи, неповторимые пути» (Якутск: изд.Ситим, 1994; Якутск: Полиграфиздат, 2000 - второе дополненное издание), «Вспомним недавнее...» (Якутск: Полиграфиздат, 2000). Эти работы в настоящее время используются как учебное пособие в школах с эстетическим уклоном и в средних специальных учебных заведениях республики. Автор выступал с докладами и сообщениями на республиканских и региональных научных и научно-практических конференциях. В том числе на Российской научно-практической конференции «Художественное образование и духовное развитие личности» (Якутск, 22-24 октября 2002 г.); на съезде деятелей духовной культуры народов Республики Саха (Якутия) в Якутске 22-23 января 2004 г. Материалы конференции и съезда находятся в печати.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре искусствознания Санкт-Петербургского Университета кино и телевидения 19 марта 2004 года.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, которые содержат четыре и три параграфа соответственно, заключения и библиографии.

Пространственные представления и образы в традиционной культуре народа саха

О том, что искусство как создание человеческого разума - это стремление человека создать «рядом с реальным миром более человечный мир», - писал А.Моруа. С древнейших времен люди типизировали явления природы. В иерархии теорий о происхождении искусства основными являются религиозная (И.Кант, Гегель), биологическая (З.Фрейд) и социальная (игровая) концепции. Согласно последней, «художественное творчество порождено заложенной в природе человека потребностью получить эстетическое удовлетворение, давая выход посредством игры нерастраченной в труде энергии»1. Искусство, являясь одним из видов общественного сознания и духовной культуры человека, опирается прежде всего на образные представления окружающей действительности. Основой образов искусства является вера человека творящего - духовная ценность как воплощение идеала или стремление к идеалу. В этом смысле содержание и форма даже одного определенного художественного образа и методов его эстетического воплощения в произведениях неисчерпаемо богаты и разнообразны. Однако в процессе исторического развития общества исследователи наблюдают различные типологические сходства в понимании мира, времени и человека. Этот философский ракурс генезиса искусства разносторонне и убедительно раскрывается в монографии А.Л. Казина:

«С древнейших времен до наших дней в соборном сознании народов мира присутствует символ (архетип) мирового дерева, соединяющего Небо и Землю, Правое и Левое. В христианском Откровении отношения между этими полюсами вселенной освящены как любовные, творческие, имеющие провиденциальный смысл. Мистическим и логическим символом этих отношений является Крест. Вертикальную основу мирового креста образует божественная энергия - Фаворский свет, пронизывающий собой сотворенный космос сверху донизу, вплоть до области тьмы кромешной. Со своей стороны, онтологическую горизонталь креста образует тварный мир как таковой, в его относительной завершенности и самоценности, где решающую роль играет различение правой и левой половин реальности, относящихся друг к другу как прекрасное и безобразное, правда и кривда» \

Указанные вертикаль Духа и горизонталь материальной жизни представляют основу искусства и в якутской духовной культуре. В якутских мифах отражаются представления народа о начале мира, об его трехчастном строении, о божественном происхождении людей как части Природы. На основе древних мифов сложены сюжеты и образы олонхо. По воззрениям народа саха, в вертикальной структуре представлений Вселенная отождествляется с «беспредельно широким небом» - «кинкиниир киэн халлаан», - состоящим из трех миров: Верхний мир - «УеЬээ дойду», Средний (Серединный) мир - «Орто дойду», Нижний мир - "Аллараа дойду". Согласно культурологической идее мифов, сохраненной в олонхо, разделение вселенной на отдельные миры произошло следующим образом. В незапамятной древности из-за желания обладать лучшими странами во вселенной разгорелась большая война между тремя великими племенами — племенем Юрюнг Аар тойона (Белого Престарелого Господина), Улуу тойона (Великого Грозного Господина), ё Арсана Дуолайа (Предводителя злых духов - абаасы). Война была длительная, разрушительная. Тогда воюющие стороны прекратили битву и заключили мир и договор о разделении вселенной на три яруса и заселении каждого из них: Верхний мир был заселен племенами Белого Престарелого Господина -божественными племенами; Средний мир — тридцатью пятью племенами людей, в числе которых были якуты - ураанхай саха; Нижний мир был отдан племенам Арсана Дуолайа. По заключениям фольклористов, деление мира, или вселенной, на три части (небо, земля и преисподняя) характерно для древних представлений многих коренных народов Сибири1.

По представлениям якутов, скот, все полезные человеку животные и растения созданы Айыы - божеством творящим. Согласно сюжету олонхо о «Заселении среднего мира потомками Юрюнг Аар тойона - Белого Престарелого Господина», небо многоярусное. Приведем начало этого мифа, который в хронологической и типологической классификации сюжетов олонхо Н.В.Емельяновым входит под номером один:

«На нижнем краю Восьмиярусного неба, на верхней стороне Трехярусного неба, в стране с незаходящим солнцем жил молочно-белотелый Юрюнг Аар Тойон с женой Анжынга Сиэр. У них было девять подобных журавлям сыновей, восемь подобных белым стерхам дочерей. Они имели многочисленный народ-улус Кюн Джеллют, родней их были Айыы Намасын шаманки. ... Юрюнг Аар Тойон определил места, где должны были жить его сыновья и дочери...» Далее в этом олонхо повествуется о том, что сыновья и старшие дочери его стали для людей среднего мира божествами, ведающими их судьбами, олицетворяющими те или иные ремесла и занятия обитателей Среднего мира . Например, старший сын - Чынгыс Хаан -назначен властителем судеб и живет на Трехъярусном небе. Второй сын — Джесегей Айыы - является божеством конного скота, обитает на границе земли и неба. Кытай Быхсылыы живет на границе Среднего и Нижнего миров. Отец определил его быть великим кузнецом для племен трех миров и духом-родоначальником всех кузнецов. Сээркээн СэЬэн - всеслышащее ухо, всевидящее око людей Среднего мира живет посреди густого леса на северном мысе мифического моря Уот Нудулу. Писарь всех племен Уот Дьурантаайы находится на Трехъярусном небе. Дух-хозяин огня Аан Уххан, Хатан Тэмиэрийэ вместе с духом-хозяйкой дома Дьиэрдилэ Бахсыыла и духом-хозяйкой хлева Ньаадьы Дьанха поселен в Среднем мире. Все они предназначены быть добрыми духами-хранителями благополучия людей Среднего мира. Таким образом, почитание светлых божеств - Айыы — понимается в традиционной культуре народа саха как учение самовоспитания и самосовершенствования, равняясь архетипу вертикали в структурном представлении духовности. Данной схеме соответствует и образ мирового древа Аал Луук Мае или Аал Кудук Мае. Его описание во вступлении олонхо занимает особое место. Его ствол проходит через Средний мир, крона достигает верхних небес, становясь коновязью для Юрюнг Аар Тойона. С верхних ветвей его капает благотворная жидкость на землю, которой питаются все пролетающие птицы и пробегающие звери. Корни его прорастают сквозь землю и достигают до жилища Арсан Дуолайа. Но чтоб злые духи не запятнали его, концы кореньев загибаются вверх и находятся на поверхности Среднего мира, выделяя из себя благотворную пену, питающую все живое на земле.

Горизонтальная структура мира в традиционном мировоззрении народа саха определяется окружающим реальным миром, природной действительностью.

По воззрениям якутов, пространство неоднородно и подразделяется на макрокосм - куйаар и мезокосм - эйгэ. Также оно разделяется на трансцендентальные явления (потустороннее мифопоэтическое понятие) — верхний и нижний миры, географическую реальность - орто дойду (Средний мир).

Мифологические традиции в якутской культуре

У народа саха мифологические представления о трех мирах основываются и на реальных географических и исторических явлениях. Как писал Г.У.Эргис, горные страны с чужеплеменным населением могли ассоциироваться с самим небом и вызывать представление об особом верхнем мире. А понятие нижнего мира могло возникнуть по ассоциации с севером, с его полярной ночью, с тундрой, превращающейся летом в топкие болота. В русле этой логической цепи, территория, занимаемая якутами, представлялась им средним миром (Эргис Г. Очерки...). Однако древняя религия якутов - Учение Айыы (Айыы уерэгэ) - является своеобразной философской концепцией. В определении Словаря Э.К.Пекарского, «айыы» означает «творчество», «творческое начало», «добро». Айыы - это Боги-творцы, мудрецы. Они добрые божества Верхнего и Среднего миров.

По представлениям якутов, вся окружающая природа - животные и растения - созданы и оберегаются Айыы. В русле этого учения и биоэнергетическая система человека представляла экологический баланс, содержащийся в самой природе. Человек как часть Природы живет и развивается в гармонии с окружающей средой.

Жизненный круг якутов составляет триаду жизненного цикла человека: рождение - брак - смерть (представление о судьбе, смысле жизни). Макростроение человека это соединение трех жизненных начал - трех элементов души (Кут). Человек как создание Юрюнг Айыы Тойона представляет единство трех начал. Духовное начало (материнский дух) - это его душа, что считается бессмертным явлением, после смерти покидает тело и может быть передан потомку. Материальное начало (дух-земля) смертно, оно представляет тело человека, которое идет от земли и передается земле. «Энергетическое» начало (дух-воздух) - это жизненная сила человека, когда она нарушается, человек подвергается болезням. По верованию якутов, создателем «кут» считался главный жрец пантеона божеств - Юрюнг Айыы Тойон. Кут попадает к людям при помощи Нэлбэй Айысыт, которая внедряет Кут в темя мужчин. По мнению Трощанского, Айыысыт соединяет все три элемента души - Ийэ кут, Буор кут и Салгын кут в одну душу - Кут. Душа включает в себя генную информацию о человеке. Буор кут связан с понятием материального начала в человеке, от него зависит физическое развитие человека. Салгын кут - это энергия человека, он определяет стремления, желания, мечты человека, его духовность, через эту душу человек проявляет себя в окружающем мире. Ийэ кут представляет интеллектуальные способности человека, это бессмертный дух человека, который после смерти человека может «войти» в Кут его потомков.

По Трощанскому и Кулаковскому, соединение трех элементов души -Кут происходит следующим образом. Айыысыт из земли берет «буор кут» (глиняную душу), из воздуха «салгын кут» (воздушную душу), присоединяет их в «ийэ кут» и все это внедряет в женщину. Таким образом, «кут» обеспечивает жизнедеятельность человека и в силу «воспитуемости» -целенаправленного подтверждения изменению, - придает человеку индивидуальность. Однако «Кут» не придает человеку качество личности, что связано с другим понятием - «Сюр». Этимологию этого слова современные этнопедагоги связывают со словами «сюрэх» - сердце1.

Три элемента Кут, таким образом, составляют внутреннее состояние человека, а Сюр - показатель его психики, выражаемый через его жизненную силу. Лишение Сюр приводит к болезни, смерти. Сур передается по наследству и продолжает род человечества. Символика Кут-Сюр, как доказывают современные этнографы, обозначалась в виде головы орла -Хомпоруун Хотой Айыы. В этнической культуре якутов орел имеет прямое отношение к солнцу: в древности он олицетворял одну из высших сил или даже выступал повелителем воли Природы, являясь творцом, либо священной птицей верховного божества. Кут-сюр олицетворяет также процесс перехода от представлений зооморфического воззрения к антропотеизму. В это понятие входило естественное состояние человека, одухотворенность природы и окружающей среды. Ийэ кут - имунногенетик племени, в котором отражалась генетическая сила народа, как в природе отражается биосфера земли. Салгын кут - духовная и ценностная культура. Буор кут - экологическое состояние земли, как в человеке - физическое состояние.

Антропотеистическое видение непосредственно связывалось с анимистическими представлениями о природе. Одушевление окружающей среды в Учении Айыы приводит к поклонению Духам-охранителям Природы. - Иччи. Представления об Иччи как о человекоподобных существах связаны с почитанием их, жертвоприношениями и обрядами. В этом плане, как читаем у Г.Эргиса, «многое в отношении людей у Иччи напоминает взаимоотношения двух дружественных родов, их любезные отношения и одаривание друг друга» (Очерки..., с. 116). Иччи могут делать доброе или злое, в зависимости от того, как будет относиться к ним человек. Иччи населяют все в среднем мире. Они бессмертны и никому не подчинены. Им приносили бескровные жертвы. С момента рождения человека его окружают духи - охранители, которым он посвящает благословения и лучшие кушанья из своего стола - молочные продукты.

Дух - хозяин домашнего очага Хатан Тэмиэрийэ. Это, пожалуй, самый почитаемый из всех Иччи, возводимый до степени божества, почитаемый и поныне - «Уот иччитэ». Дух огня очищает от злых духов, сглаза и т.д. Олицетворяет устойчивость домашнего очага, является покровителем семьи. Обладая сверхъестественным свойством, огонь изгоняет злых духов. С этим его свойством связан обряд Арчы. Силой огня пользовались шаманы, кузнецы. Огонь жил в восточной стороне жилища.

Хозяйкой домашнего очага является также Дьиэрдэ Бахсыына, а хлева Ньаадьы Дьанха Хотун. Хозяин изгороди, сэргэ - Тойон Тюсюмэл. Все эти иччи, духи-охранители имеют как хозяйственные, так и ритуальные значения. Сэргэ - ставится в центре круга, усадебного освоенного пространства. Коновязь выступает и показателем жизнедеятельности семьи, ее внешнеэкономических и культурных связей. Как и мировое дерево, сэргэ выполняет функцию связывающего центра между всеми пространственными плоскостями Вселенной. Служит и коновязью богов - айыы.

Хозяин леса - тыа иччитэ Баай Байанай. Байанай - это общее имя всех девяти братьев. Его представляли себе как веселого, шумливого старика, обросшего седыми волосами. Он является ценностным культом для народа. Олицетворяет своей щедростью природные богатства, но строго «карает» чрезмерную зависть к богатству.

Хозяйка земли - дойду иччитэ Аан Алахчын Хотун. От благосклонности духа-хозяйки земли зависит благополучная жизнь людей и размножение скота, дарованного божествами, покровителями скотоводства. Ее дети «Эрэкэ-Дьэрэкэ о5олор» - богини растительного мира. Они охраняют природу. От дыхания Эрэкэ-Дьэрэкэ о5олор весной зеленеют деревья и травы. Земля - это центр средоточия космоса, земля и небо в соединении друг с другом осуществляют творческий акт, они - творцы всего сущего, поэтому священны. У кочевых народов Азии почитание неба, земли и воды также было стержневым во всем комплексе их верований.

Народ верил в неразрывную связь времени в настоящем и будущем в отношении осмысления жизни. Эта вера на практике воплощается в поклонении Природе и почитании одушевленных духов природы. Таким образом, при существовании нескольких миров по представлениям народа необходим был посредник между этими мирами. И они были - это шаманы.

История формирования и организации кинодела в Якутии

Первые упоминания о киносъемках в Якутии относятся в 1912 году, о чем свидетельствует сообщение в газете "Якутская окраина" от 14 августа 1912 года: "Сегодня, близ дачи Кушнарева, состоится раскопка кургана, на которой будет присутствовать французский путешественник Д.Бюссон и др. Раскопка будет фотографироваться кинематографическим аппаратом". Даниэль Бюссон представлял Министерство просвещения, Географическое общество, Музей естественной истории. Целью его поездки в Якутию явилось «ознакомление с краем в этнографическом отношении и собирание некоторых антропологических коллекций».1

А.А.Клецкин приводит сведения о том, что данная экспедиция работала в Якутии около полутора месяцев. Нет сомнения в том, что энтузиасты нового дела добирались по Лене в самых трудных условиях, снимая интересные места великой реки (оператор Марэ). О результатах работы в Якутии не имеется пока никаких сведений.

Один из первых исследователей истории кино в Якутии, автор цитированной книги, приводит далее весьма интересный факт. Примерно в это время в Нижнеколымск прибыл представитель известной московской кинофирмы А.А.Ханжонкова (1877-1945). Выходит, Якутия с самого начала привлекла внимание фирмы-организатора и руководителя первого русского кинопредприятия, выпускавшего отечественные фильмы, начиная с 1907 г. Однако посланец, не имея достаточных средств и не получив достаточной поддержки на месте, не смог выехать даже в соседний Среднеколымск.

Демонстрация кино в Якутии начинается в конце ноября 1911 года. Газета "Сибирь", издаваемая в Иркутске, написала 31 ноября 1911 г., что "при областном музее установлен кинематограф". На паевых началах киноделом занялась группа предпринимателей: М.Р.Моргулец, Н.И.Силин, И.А.Семенов и другие. Но показ кинофильмов по разным причинам, в основном из-за отсутствия картин, проводился нерегулярно.

Вскоре, летом 1912 года, отставной казак Якутского казачьего полка Пантелеймон Иннокентьевич Никулин начал демонстрацию фильмов в зале Якутского музея. Но на зал, арендуемый им в Областном музее, одновременно претендовала вышеупомянутая группа. Разгорелась конкурентная борьба. П.И.Никулин предложил городской управе за аренду зала 100 рублей, обещал пожертвовать в пользу библиотеки и музея сборы от 2-3 сеансов. Не помогло. Поэтому П.И.Никулин объединился с вышеуказанными предпринимателями, ему было назначено жалование в 75 рублей и половина чистой прибыли, если таковая окажется. Это был один из первых предпринимательских проектов в Якутии.

Через год, в 1913 году, группа пайщиков распалась. Тогда П.И.Никулин еще раз обращается в городскую Думу с просьбой уступить ему помещение Музея, рассчитывая давать за аренду по 100 рублей ежемесячно и устраивать не менее 16 сеансов в месяц. "Зал Музея тогда имел 174 различных стульев и 42 скамейки. Качество кинопоказа и культура обслуживания были низкие. Во время сеанса лента часто рвалась, сидений не хватало, многие курили, и табачный дым застилал без того тусклый экран" - такие сведения дает А.А.Клецкин в своей книге.1 Однако П.И.Никулину не суждено было стать хозяином кино в Якутске. Одновременно с ним кинематографом занялся политический ссыльный Василий Петрович Приютов. Активную революционную деятельность в Якутске он не вел. После февральской революции 1917 г. принимал участие в работе Бюро Охраны труда и устанавливал "... сношения с освобожденными (из тюрьмы) по устройству разных ремесленных предприятий в Якутске".1 Его основной деятельностью в Якутске была организация фотографического дела, а затем он стал заниматься кинематографом. В.П.Приютов не имел своего зрительного зала, что явилось тормозом в развитии его кинопредпринимательства. Поэтому он пристроил к собственному дому по улице Большой каменную аппаратную, часть дома приспособил под зрительный зал, приобрел кинопроекционный аппарат и осенью 1913 года приступил к работе. При доме была и фотография.

В это время в центральных областях России уже практиковалось распространение кинематографа передвижного типа, т.е. владелец кинематографа в поисках новых и новых зрителей передвигался с одним и тем же фильмом из одного города в другой. Так в Якутске в 1913 году появился комбинированный кинотеатр "Цирк электро-театр Черноберевского", где наряду с цирковыми трюками демонстрировались и кинокартины "Прогулка по Норвегии", "Человек с деревянной головой" и другие.

Кинематографисты Якутии находились в трудном положении. Из-за отсутствия пунктов (баз) кинопроката, фильмы часто приходилось закупать в Иркутске. Но из-за малочисленности населенных пунктов поблизости от Якутска, куда можно было выезжать без особого затруднения, показывать фильмы явилось экономически невыгодным делом. А выезжать вглубь, в обширные просторы Якутии мешали бездорожье и разбросанность селений. Однако энтузиазм людей, одержимых новыми идеями, послужил основой дальнейшего развития кино в Якутии. В 1914 году на паевых началах три Общества: "Благотворительное", "Библиотека-читальня" и "Пожарное" -приобрели аппарат и начали показывать кино в городе Олекминске. По этому поводу газета "Якутская окраина" 25 июня 1914 г. писала: "...Первый сеанс показа нельзя назвать удачным, так как было сильное мигание, ощущался недостаток света. Первый сеанс дал дохода в 35 рублей. Кинематограф Обществу стоил 22 рубля. Надо полагать, что кинематограф внесет в нашу скудную, нудную жизнь хоть некоторое развлечение". Кино в Олекминске просуществовало недолго. Также из-за отсутствия собственного кинотеатра и дороговизны приобретения картин П.И.Никулин выбыл из конкуренции, прекратив свою деятельность.1

Из всего сказанного можно сделать конкретный вывод: кино в начале XX века в духовной жизни народов России явилось, действительно, делом революционным в самом благородном смысле этого определения. Ведь первые энтузиасты трудились не для себя, а для просвещения народа. Они упорным трудом, с незаурядной выдумкой осваивали главное искусство нового века - кино. Их целеустремленность и оптимизм особенно ярко проявляется на примерах деятельности первых «кинодеятелей» Якутии.

Якутское кино в 1970-80-е годы

Документальные съемки на якутскую тематику были самой популярной формой кино вплоть до 70-х годов. Данный период явился продуктивным в создании лироэпического художественно-публицистического образа Якутии в кино. В создании публицистических, историко-документальных и научно-популярных фильмов о Якутии внесли неоценимый вклад Новосибирская киностудия (режиссер А.Литвинов, оператор В.Придорогин), Восточно-Сибирская студия кинохроники (режиссеры В.Гейман, А.Клевайчук, Р.Григорьев, операторы А.Барковский, А.Агапов, А.Белинский), Якутский кинокорпункт (В.Мишин, А.Вилькенс, Л.Сурин, В.Хоменко и др), а также Свердловская студия, Центрнаучфильм, Таллинфильм. Наряду с работами этих организаций, где участвовали целые коллективы и группы специалистов, на экранах всесторонне глубоко и интересно создавался образ земли Олонхо первым профессиональным кинооператором из Якутии Н.Е.Саввиновым (1933-1993).

Никандр Егорович Саввинов родился 15 ноября 1933 года в Сунтарском районе. В 1952 году поступил и в 1962 году успешно закончил Всесоюзный институт кинематографии в Москве, и был назначен специальным корреспондентом в Якутии при Восточно-Сибирской киностудии. Им создано более 500 киносюжетов о республике, которые демонстрировались на Всесоюзных экранах в таких популярных сериях, как «Восточная Сибирь», «Новости дня», «Пионерия». Как кинооператор и киносценарист он участвовал в создании более 50 хроникально-документальных и специальных фильмов. Кроме этого, им написано две книги, освещающих историю развития кино в Якутии. Он поистине создал школу якутских кинооператоров, выступив учителем и наставником последующего поколения специалистов высокой квалификации. Неповторимый творческий почерк Н.Е.Саввинова положил начало раскрытию проникновенного экранного образа уникального края с утонченной красотой природы, с промышленным потенциалом. Среди специальных выпусков Восточно-Сибирской киностудии можно назвать такие работы, как «Совхоз «Приморский» (1968) о северных оленеводах, «Встречи на земле Башкирской» (1972) о деятелях искусства, «Ленский флагман» (1980) о Герое Социалистического труда, одном из первых речников Якутии. В каталоге фрагментов 1960-1989 годов работы Н.Е.Саввинова привлекают внимание особой пейзажной тематикой: например, «Ленские столбы» (1965), где запечатлены древние наскальные надписи, «Рыбаки» (1966) - зимняя рыбалка на знаменитом озере Ниджили, «Переправа» (1973) - последние дни навигации на Лене. «Кумысная фирма» (1982) - лето в Якутии. Он объездил всю обширную территорию Якутии, увековечил ее историю в портретах современников, пейзажных зарисовках -в лентах, снятых пытливым талантливым художником.

Эти картины, в целом, можно сгруппировать по трем основным тематическим направлениям. 1. Публицистические киноленты, имевшие целью ознакомление с Крайним Севером как частью Советской России, начинающей новую историческую эпоху после Октябрьской революции. Они представляются фильмами 30-х годов, а также более поздними работами, такими как "Советская Якутия" (1948 г., оператор - А.Белинский), "Якутия" (1952 г., оператор - В.Придорогин), "Якутия. Март" (1966 г., оператор - Н.Саввинов, режиссер - Л.Сурин), "Основной закон моей республики" (1978 г., оператор - Н.Саввинов) и др. 2. Историко-документальные фильмы научно-познавательного, учебного характера, представляющие зрителям уникальные природные богатства Якутии, знакомящие с особенностями климата, географического ландшафта огромной территории России. Это такие картины, как "Обыкновенная Арктика" и "Крылья над полюсом" (1959 г., оператор В.Мишин), "Овощеводы Якутии" (1965 г., оператор - Н.Саввинов), "На Лене-реке" (1967 г.) и "В дельте Лены" (1972 г., оператор - В.Зак, режиссер - Н.Прозоровский), "В якутской тундре" (1968 г., режиссер - Л.Сурин), "Моя Лена" (1970 г., оператор - Б.Винокур, режиссер - А.Вилькенс) и др. 3. Историко-биографические и историко-этнографические фильмы, представляющие образы современников, посвященные раскрытию национального менталитета народа саха, его своеобразное искусство, быт и нравы, отражающие традиции народов Якутии. Можно назвать "Повесть о земле Якутской" (1958 г., оператор - А.Белинский), "Искусство страны олонхо" (1967 г., оператор - В.Мишин), "Чорон" (1968 г.) и "Самый трудный день" (1969 г., оператор - Л.Сурин), "Мы из Чурапчи" (1970 г., режиссер - А.Вилькенс), "Задача" (1974 г., оператор - Н.Саввинов).

Эти работы явились истоками творческих поисков кинематографистов. В них особое место отводилось съемкам природы, на фоне которой происходило развитие сюжета, более углубленно, художественно раскрывалась авторская идея. Именно образ Якутии, ее уникальная самобытность представляет в этих картинах перспективы развития кино в республике, что дало начало кинолюбительству. Увлечение десятков постепенно становится увлечением сотен энтузиастов самых разных профессий, посвятивших свой талант «малому экрану». Первые кинолюбители Э.Тирский, В.Таганов, А.Клецкин, А.Тимофеев и другие создают самодеятельные киностудии, кружки, секции, объединения. В свои руки это любительское киноискусство взяли профсоюзные организации и начали создавать их материально-техническую базу, а Областной Совет профсоюзов организовал республиканские смотры-конкурсы любительских фильмов, победители которых участвовали во всероссийских и всесоюзных смотрах. Первый смотр-конкурс работы кинолюбителей проведен в 1965 году, в котором участвовали 16 фильмов, а на XIII смотре, проведенном в 1985 году - 56 фильмов-претендентов. 14-15 апреля 1990 года состоялся XVII смотр-конкурс любительских фильмов в рамках III Всесоюзного фестиваля народного творчества. Ответственную работу председателя жюри смотра-конкурса неизменно выполнял Никандр Егорович Савинов. Все эти интересные мероприятия организовывал председатель Совета по кино ЯОСПС (Якутского областного совета профессиональных союзов) Эдуард Михайлович Тирский. В 1970 году при Совете по кино ЯОСПС на общественных началах был создан любительский киноклуб. В 1975 году он перерос в республиканский клуб-лабораторию кинолюбителей профсоюзов со штатом 4 человека. Президиумом ЯОСПС 30 апреля 1974 года принято постановление "О мерах по дальнейшему развитию киносамодеятельности среди рабочих и служащих". В 1979 году в республике была 31 любительская киностудия с охватом 350 человек, 14 коллективов имели штатные единицы руководителей.

Похожие диссертации на Становление кинематографа в культуре Якутии