Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Креативная рецепция незаконченных произведений как литературоведческая проблема : на материале дописываний незаконченных отрывков А.С. Пушкина Абрамовских Елена Валерьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абрамовских Елена Валерьевна. Креативная рецепция незаконченных произведений как литературоведческая проблема : на материале дописываний незаконченных отрывков А.С. Пушкина : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.08 / Абрамовских Елена Валерьевна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)].- Москва, 2007.- 453 с.: ил. РГБ ОД, 71 07-10/277

Введение к работе

Для литературного процесса характерно возникновение произведений, вступающих в открытый диалог с текстами великих предшественников (литературные мистификации, пародии, ремейки, продолжения) Особый интерес вызывает такое уникальное явление, как продолжение и окончание незаконченного произведения

Примеры продолжения незаконченных произведений можно обнаружить, начиная с античности и заканчивая неклассическим искусством Наиболее наглядным является пример средневековых боцетти - эскизов скульптур, выполнявшихся учителем художественной мастерской и отдававшихся затем на доработку ученикам Замысел в боцетти оказывался воплощенным, пути его развития и довершения были уже предугаданы, несмотря на формальную незаконченность

Известны варианты завершения незаконченных произведений в живописи - «Венера» Джорджоне, законченная Тицианом, в музыке - окончание Зюсмайером «Реквиема» Моцарта, в литературе — дописывание «Штосса» М Ю Лермонтова А А Соколовым, продолженный Г Эверсом незаконченный роман Ф Шиллера «Духовидец», множество версий завершения незаконченного романа Ч Диккенса «Тайна Эдвина Друда» Эти примеры можно продолжать

Активность такой формы творческого диалога с классическим текстом объясняется отчасти читательской психологией - нежеланием мириться с открытым финалом Так, В Набоков устами героя незаконченного романа «Solus Rex» говорил о том, что незаконченная драма А С Пушкина «Русалка» вызывает у него «раздражение» Это «раздражение» можно объяснить оставленностью текста на пороге однозначного решения, желанием решить для себя сложную шахматную задачу, вся сложность которой в отсутствии ответа, в самом процессе решения, в стремлении раскрыть «творческий потенциал» текста предшественника

Рецепция незаконченного текста писателями и критиками относится к типу так называемой «продуктивной» (термин М Наумана), или креативной рецепции Для обозначения сути диалога творческого читателя с текстом предшественника уместно также понятие «внутрицеховой» рецепции (термин М В Загидуллиной) писатель - произведение - другой писатель Процесс такого типа рецепции ведет к созданию нового произведения

На примере креативной рецепции незаконченного текста особенно ярко раскрывается «внутренне диалогическая (коммуникативная) природа художественного творения» (В И Тюпа) Креативная рецепция незаконченного текста представляет собой идеальную модель для изучения С одной стороны, незаконченный текст, открытый диалогу, провоцирующий воспринимающее сознание на со-творчество С другой стороны, креативная рецепция представляет собой не виртуальный процесс актуализации смысла, а вполне реальное литературное творчество, акт которого закреп-

лен в создании нового произведения, что дает возможность исследовать механизм встречи «горизонта ожидания» текста и «горизонта ожидания» читателя

Актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью осмысления креативной рецепции незаконченного текста как литературоведческой проблемы в коммуникативном аспекте

Изучение поставленной проблемы продемонстрирует, по каким каналам осуществляется считывание кода исходного текста, насколько глубокие уровни структуры при этом затрагиваются, позволит определить существует ли предел «творческого потенциала» текста и потенциала восприятия

Выявление внутренних стратегий восприятия незаконченного текста, исследование процесса встречи «горизонтов ожидания» текста и читателя поможет оценить степень авторитарности текстов и читательской свободы Сквозь призму креативной рецепции текста можно понять общие закономерности рецепции предшествующей культурной традиции (эстетическое отклонение от опыта великих предшественников по собственному пути или подчинение великим образцам, отталкивание от традиции для создания своего произведения или стремление ограничиться истолкованием этой традиции и др )

Помимо решения теоретической проблемы (взаимодействие «горизонта ожидания» незаконченного текста и творческого читателя) актуальным представляется выявление места вторичных произведений, возникших на основе текста-источника, в литературном процессе

В качестве материала исследования выступают варианты продолжений незаконченных произведений А С Пушкина лирического отрывка «В голубом эфира поле», драмы «Русалка» и новеллы «Египетские ночи» Выбор именно этих произведений А С Пушкина объясняется серийностью вариантов дописываний, ими спровоцированных, и их интегрированно-стью в общую культурную матрицу

Нами установлены следующие варианты креативной рецепции драмы А С Пушкина «Русалка» Д П Зуева, А Ф Вельтмана, А Крутогорова (Антона Штукенберга), А Ф Богданова, В Набокова, В Рецептера, продолжения лирического наброска «В голубом эфира поле» А Майкова, С Головачевского, М Славянского, В Ходасевича, ГШенгели, Л Токмакова, Г Сапгира, Т Щербины К дописыванию новеллы «Египетские ночи» обращались В Брюсов, М Л Гофман, Д Томас

Приведенные варианты дописываний пушкинских отрывков характеризуются индивидуальными спецификациями по отношению к тексту предшественника, в частности, определенной исторической дистанцией, типом письма, трансформацией «творческого потенциала» (термин В И Тюпы) исходного текста и др

Объектом исследования в диссертационной работе является феномен креативной рецепции незаконченного произведения

Предмет исследования - рецептивные стратегии читателей-соавторов незаконченных произведений

Цель диссертационного исследования - определить механизмы и закономерности креативной рецепции незаконченного произведения в научной парадигме теории рецепции

Поставленная цель определяет и основные задачи

1) обосновать теоретико-методологические стратегии исследования
рецепции художественного произведения,

2) дать теоретическое обоснование понятий «незакончен
ность/законченность», «незавершенность/завершенность»,

3) установить различные типы незаконченных произведений,

  1. исследовать «творческий потенциал» незаконченного текста, направленный на активизацию читателя-соавтора и провоцирующий его на создание нового произведения,

  2. рассмотреть взаимодействие «творческого потенциала» незаконченного текста и потенциала восприятия креативного читателя,

  3. выстроить типологию креативной рецепции незаконченных произведений,

  4. определить место креативной рецепции незаконченного текста в литературном процессе

Степень разработанности проблемы. На творческую роль читательского начала указывали многие исследователи, хотя собственно креативная рецепция, а также механизмы и закономерности ее осуществления не стали предметом специального теоретического изучения

Стратегии читательской рецепции были в той или иной степени определены феноменологией (Ф Брентано, Э Гуссерль), герменевтикой (М Хайдеггер, X -Г Гадамер), диалоговой теорией М М Бахтина и его последователей, школой рецептивной эстетики (Г -Р Яусс, В Изер)

Творческо-диалогическая концепция художественного восприятия разрабатывалась в трудах А А.Потебни, Д Н Овсянико-Куликовского, В В Виноградова, А Г Горнфельда, Л С Выготского, а затем развивалась и конкретизировалась в работах Б С Мейлаха, В В Прозорова, Н В Осьмакова, Г Н Ищука, М В Строганова, М М Кедровой, Л В Чернец и др

Наиболее полное теоретическое обоснование диалогическая концепция искусства находит в трудах М М Бахтина Так, в представлении М М Бахтина, читательское восприятие продуктивно, активно-оценочно, оно «продолжает творчество» писателя во времени, раскрывает все его своеобразие Согласно теории М М Бахтина, понимание должно быть творческим, чтобы «восполнить» текст автора « < >понимание восполняет текст оно активно и носит творческий характер»1 Понимание в трак-

1 Бахтин ММ Эстетика словесного творчества -М Искусство, 1979 -С 346

товке ученого не является внешним по отношению к субъекту анализом, но есть приобщение к нему, «включение в диалогический контекст»

Идея М М Бахтина о «восполняющем» характере читательской рецепции дала начало многим теориям Авторы учебника «Теория литературы» В И Тюпа, Н Д Тамарченко, С Н Бройтман в главе «Коммуникативная природа литературы» обозначают две позиции адресата (читателя» зрителя, слушателя) по отношению к произведению искусства позицию сопереживания (по отношению к герою) и позицию сотворчества (по отношению к эстетическому субъекту) Для «адекватной рецепции» эти две составляющие должны находиться в состоянии «динамического равновесия» и взаимодополнительности

Наиболее приближена к теме нашего исследования теория художественного дискурса В И Тюпы По определению ученого, рецептивная компетенция эстетического дискурса предстает как «со-творческое сопереживание между организатором коммуникативного события (автором) и его реализатором (читателем, зрителем, слушателем) относительно объединяющего, а не разделяющего их эстетического объекта»3

В И Тюпа привлек внимание к исследованию незаконченного текста на примере набросков А С Пушкина и ввел в научный оборот понятие «творческого потенциала», которое представляется особенно актуальным для нашего исследования Под «творческим потенциалом» незаконченного текста понимается некая «система указателей», формирующая читательские стратегии, это своеобразные лакуны текста, провоцирующие читателя на со-творчество Сознательное выстраивание в тексте подобных «указателей» будет актуализировано в эпоху неклассического письма, когда произойдет смещение акцента в сторону воспринимающего сознания

Основные положения теории изложены В И Тюпой как в теоретических исследованиях, так и в разработках концепции креативной педагогики

В соответствии с концепцией диалогического образования выстраивается система обучения, важным звеном которой является авторская программа В И Тюпы, направленная на развитие креативных способностей ребенка В ее основе лежит методика постижения смысла художественных произведении в процессе завершения и дописывания школьниками незаконченных текстов Экспериментальное исследование В А Щепы, основанное на концепции В И Тюпы, показало, насколько продуктивным является данный подход как для формирования «культуры художественного

Теория литературы Учеб пособие для студ филол фак высш учебных заведений В 2 т / Под ред Н Д Тамарченко Т 1 Н Д Тамарченко, В И Тюпа, С Н Бройтман Теория художественного дискурса Теоретическая поэтика - М Издательский центр «Академия», 2004 -С 77-105

Тюпа В И Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ) -М Лабиринт, РГГУ, 2001 -С 33

восприятия», так и «для формирования диалогической парадигмы мышления у школьников»

Творчески-диалогический подход определил рецептивно-педагогическую практику альтернативных концепций и программ литературного образования в 1990-е гг НД Тамарченко, ЛЕ Стрельцовой, С П Лавлинского, «школы диалога культур» В С Библера, С Ю Курганова, И Е Берлянд, Э Н Горюхиной

В указанных концепциях креативной педагогики важным оказывается выход на категорию читателя Эта категория является все более актуальной и для современных теоретических исследований

Парадоксально при этом, что проблема читателя-соавтора не стала предметом самостоятельного научного изучения

Одной из первых работ, в которой акцентировалась необходимость изучения истории читателей, стала статья А И Белецкого «Об одной из очередных задач историко-литературной науки (изучение истории читателя)» (1922) Помимо категории воображаемого читателя А И Белецкий предложил субъективную классификацию реальных типов читателей, в которую включил истинных ценителей искусства А И Белецкий называет их «читателями, взявшимися за перо» А И Белецкий пытается развести подлинных писателей, в произведения которых «другой» текст включается на уровне традиции, и читателей-писателей, творчество которых порой представляет литературный плагиат Вне поля зрения исследователя остаются творческие читатели - поэты, писатели, художники, для которых произведения предшественника становятся источником собственного вдохновения Однако сама постановка проблемы придает работе А И Белецкого высокую научную ценность Исследователь предполагал, что «группа читателей, взявшихся за перо», при пристальном изучении окажется неоднородной по своему составу, и говорил о необходимости изучать это уникальное явление

Представители рецептивной эстетики (Р Ингарден, Г-Р Яусс, В Изер) искали некую наиболее компетентную категорию читателей, чей «феноме-нологизм духа» может адекватно соотноситься с «феноменологией текста», и относили к ним творческих читателей - критиков и писателей Однако в работах представителей этой школы креативная рецепция, в процессе которой происходит рождение нового произведения, не рассматривается

Своеобразным аналогом категории творческого (идеального) читателя можно считать категорию «имплицитного читателя», предложенную В Изером Под имплицитным читателем В Изер понимает определенную текстовую инстанцию, предполагаемую самой структурой текста, на вос-

Щепа В А Диалогическое мышление школьников - основа читательской компетенции -Самара ГОУ СИПКРО, 2005 -С 10

приятие такого читателя текст рассчитан Категория «имплицитного чита-тепя» соотносится с «имплицитным автором» Однако вопрос о конвер-гентности реального читателя с имплицитным нуждается в конкретизации Исследование креативной рецепции незаконченного текста в той или иной степени позволит определить реализацию рецептивных стратегий незаконченного текста, рассчитанных на воображаемого читателя, хотя в настоящем исспедовании категория имплицитною читателя специально не рассматривается

Помимо исследований теоретического характера, проблемы творческого восприятия так или иначе затрагиваются в историко-литературных работах, освещающих разные аспекты взаимодействия незаконченного текста и креативного читателя Анализ работ, связанных с исследованием незаконченных произведений А С Пушкина, позволил наметить пути движения исследовательской мысли, в которых открываются грани научной рефлексии, значимые для решения интересующей нас проблемы Факты креативной рецепции становятся поводом к размышлению об особенностях художественного мира как автора, так и соавтора незаконченного текста (С Долгов, В М Жирмунский, С А Фомичев, Л М Лотман, В Перельмутер, L O'Bell и др )

В русле другого направления рассматривается вопрос о рецепции
пушкинского наследия (в том числе и незаконченных произведений) в рус
ской литературе XIX - XX вв К этому направлению следует отнести рабо
ты Н О Лернера, У Фохта, Г М Фридлендера, П Дебрецени, Р Г Назирова,
В Б Шкловского С М Петрова, А В Чичерина, Н Л Степанова,

А 3 Лежнева, Л С Сидякова, Н Н Петруниной, Г М Фридлендера, Н К Гея, В Г Одинокова, В С Белькинда и др

Итак анализ подходов к изучению со-творческого характера чнта-тепьского восприятия показал, что креативная рецепция незаконченного текста как специальная литературоведческая проблема осталась вне поля зрения исследователей Соответственно, явление креативной рецепции до сих пор не осмыслено в теоретическом аспекте В то время как существующий литературный материал - факты дописываний незаконченных текстов - представляет собой явление достаточно неоднородное и требующее изучения и систематизации

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем. что оно впервые обращено к креативной рецепции незаконченного текста, представляющей идеальную модель для изучения взаимодействия «горизонта ожидания» текста и читателя В настоящей работе впервые вы-явпяются стратегии незаконченных произведений различных типов, продуцирующие креативную рецепцию

Разработанный теоретико-методологический подход, направленный на выявление механизмов рецепции «творческого потенциала» незакон-

ченного текста, позволил выстроить типологию креативной рецепции незаконченного текста

Методологическую базу исследования составляют работы по теории литературы (М М Бахтин, В И Тюпа, Н Д Тамарченко), герменевтике (М М Бахтин, П Рикер, Г Гадамер), феноменологии творчества и восприятия (Э Гуссерль, Р Ингарден), рецептивной эстетике (Г -Р Яусс, В Изер)

Для изучения креативной рецепции незаконченного текста актуализирован комплекс понятий, разработанных в современной теории литературы Принципиальной для данного исследования явилась концепция архитектонических и композиционных форм М М Бахтина, позволившая разграничить категории незаконченности/законченности и незавершенности/завершенности, и, соответственно, определить рецептивные стратегии различных типов незаконченных текстов

Необходимым представляется выход в смежные с теорией литературы области феноменологии и рецептивной эстетики (осмысление продуктивных моделей эстетической коммуникации автора и читателя), а также герменевтики

Положения, выносимые на защиту:

  1. Креативная рецепция незаконченного текста наглядно отражает общие закономерности диалоговой концепции искусства, в основе которой лежит принцип продуктивной со-творческой интенции воспринимающего сознания Рецепция незаконченного текста творческими читателями является идеальной моделью для изучения, поскольку 1) незаконченный текст представляет собой текст открытой структуры, провоцирующий сознание реципиента на со-завершение, 2) результатом читательской стратегии становится рождение нового произведения (автор - текст - творческий читатель - произведение)

  2. Открытость «творческого потенциала» не является качеством только текстов нон-финито, она в своей мере присуща и формально законченному тексту Соотношение открытости / закрытости «творческого потенциала» текста определяется активностью провоцирования читательской интенции на процесс со-творчества Например, закрытым, заблокированным является «творческий потенциал» текста, принадлежащего массовой литературе, поскольку он ориентирует читателя на однозначные перспективы чтения

3 Изучение креативной рецепции позволяет выявить особенности ав
торской интенциональности создателя незаконченного текста, исследовать
«творческий потенциал» текста и потенциал восприятия, обозначить про
странство фаницы «горизонта ожидания» текста и «горизонта ожидания
читателя»

4 Основанием для разграничения категорий незавершенно
сти/завершенности и незаконченности/законченности послужила концеп
ция М М Бахтина об архитектонических и композиционных формах Под

архитектонической формой понимается форма «внутреннего произведения» (эстетического объекта), а под композиционной формой - материал «внешнего произведения» (текста) Завершенность является качеством архитектонической формы, целостностью художественного произведения как эстетического объекта, в то время как категория незаконченность/законченность относится к свойству композиционной формы

5 Исследование различных типов композиционно незаконченных тек
стов демонстрирует сходство и различие их внутренних стратегий «Твор
ческий потенциал» незаконченных текстов задается участками неопреде
ленности (лакунами), наиболее активно провоцирующими сознание реци
пиента на со-творчество Внутренние стратегии сознательно незакончен
ного текста выстраиваются по принципу случайно незаконченного (остав
ленного автором по тем или иным субъективным или объективным причи
нам) Если первоначально сознательно незаконченный текст строился ав
тором по принципу случайно незаконченного в соответствии с целями и
задачами, актуальными для литературы того или иного периода (например,
романтики пытались через осколок, фрагмент передать всю полноту бы
тия), то в неклассической литературе эта тенденция доводится до абсурда
и имеет последствия энтропийного характера

  1. Исследование креативной рецепции незаконченного текста позволяет определить специфику функционирования его «творческого потенциала» С одной стороны, он безграничен, открыт бесконечному числу интерпретаций, с другой стороны, имеет пределы собственного «творческого потенциала», которые устанавливаются авторской интенциональностью

  2. В зависимости от избранной читательской стратегии реализуется та или иная программа, «творческий потенциал» текста Комбинации в дешифровке лакун на уровне жанра, композиции, сюжета, системы образов и др бесчисленны Однако в сознании каждого творческого читателя они накладываются на предшествующий культурный код, стиль и такую важную характеристику творческой личности, как гениальность

  3. Феномен незаконченного текста, исследованный на примере незаконченных произведений А С Пушкина, характеризуется антиномией между композиционной незаконченностью и завершенностью архитектонической формы Для незаконченных произведений А С Пушкина характерна различная степень проявленности архитектонического задания В некоторых случаях эстетический объект явлен лишь частично, в то время как композиционное достраивание незаконченного текста в процессе креативной рецепции направлено на то, чтобы приоткрыть до конца архитектоническую форму художественного целого

9 Креативная рецепция незаконченного текста, исходящая из пре
зумпции имманентной целостности текста, усиливает его «творческий по
тенциал» Именно на этом строятся конгениальные варианты «заверше
ния», выходящие на более сложные уровни рецепции Обнаруженные в

процессе такого типа рецепции пустые места незаконченного текста не заполняются однозначным прочтением, а аккумулируются, тем самым, усиливая участки коммуникативной неопределенности при интеграции составляющих «творческого потенциала» на новом уровне Завершение текста на уровне композиционной формы отражает подчинение интенции креативного читателя авторской интенциональности (однозначное заполнение очевидных лакун)

10 Выстроенная нами типология креативной рецепции на примере
дописываний незаконченных произведений А С Пушкина позволяет по
нять 1) характер рецепции «творческого потенциала» незаконченного тек
ста незаконченный текст как побудительный мотив к созданию собствен
ного текста, конгениального в художественном отношении тексту предше
ственника (неподчинение творческого читателя авторской интенции),
формальная (количественная) реконструкция, антитетичная авторскому
замыслу, нейтральная реконструкция, реализующая те или иные стратегии
«творческого потенциала», не противоречащие логике авторского замысла,
реконструкция, аутентичная авторской интенции или максимально к ней
приближенная, 2) степень воплощения «творческого потенциала» незакон
ченного текста, определяемую частичной или полной реализацией зало
женных в нем стратегий усиление новыми коннотатами, разрушение, ней
трализация, эстетическое отклонение

11 Через типологию креативной рецепции незаконченного текста
можно осмыслить модель рецепции предшествующей культурной тради
ции в целом

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется 1) разработкой теоретико-методологического подхода к изучению феномена креативной рецепции незаконченного текста, 2) введением в научный оборот понятий незаконченности/законченности и незавершенности/завершенности на правах самостоятельных исследовательских дефиниций, 3) построением типологии креативной рецепции незаконченного текста, с одной стороны, отражающей характер реализации текстовых стратегий, с другой - демонстрирующей некоторые закономерности литературного процесса

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенное в ней системное исследование креативной рецепции незаконченного текста дает теории и практике преподавания уточненное представление о функционировании парадигмы автор - текст - читатель, является толчком для построения целостной теории рецепции, помогает понять специфику функционирования текста нон-финито в литературном процессе

Полученные результаты могут быть использованы при разработке как общих, так и специальных курсов по теории и истории литературы, эстетике словесного творчества, а также по методике преподавания литературоведческих дисциплин в вузе и в школе

Апробация работы. Материалы и результаты диссертационного исследования использовались при составлении программ учебных курсов, при чтении лекций и спецкурсов на филологическом факультете Самарского государственного педагогического университета Основные положения диссертации в виде докладов были представлены на научных конференциях «Психология литературного творчества и восприятия искусства» (Самара, 2001), «Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе Проблемы теоретической и исторической поэтики» (Гродно, 2003), «Интертекст в художественном и публицистическом дискурсе» (Магнитогорск, 2003), «Третьи международные Измайловские чтения» (Оренбург, 2003), «Феномен заглавия» (Москва, 2003), «Opus # 2 Соавторство» (Вильнюс, 2004), «Филология в XXI веке проблемы и методы исследования» (Санкт-Петербург, 2004), XXIX Зональная конференция литературоведов Поволжья «Актуальные проблемы изучения литературы в вузе и школе» (Тольятти, 2004), «Забытые и "второстепенные" критики и филологи XIX - XX веков» (Псков, 2005), «Русский язык и литература рубежа XX - XXI веков специфика функционирования» (Самара, 2005), «Движение художественных форм и художественного сознания XX - XXI веков» (Самара, 2005), «Являться муза стала мне Творчество писателя как предмет литературы» (Пушкинские Горы, 2005), «Восток - запад пространство русской литературы и фольклора» (Волгоград, 2006), «Русская фантастика на перекрестье эпох и культур» (Москва, 2006), «Поэтика русской литературы проблемы сюжетологии» (Москва, 2006) Материалы исследования обсуждались на междисциплинарном семинаре проф Н Т Рымаря «Граница как механизм художественного языка» (Самара, 2004), на теоретическом семинаре проф И В Фоменко, посвященном памяти проф Н А Кожевниковой (Тверь, 2006)

Результаты исследования представлены в монографии «Феномен креативной рецепции незаконченного текста» (М , 2006) и в 27 научных и учебно-методических публикациях

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и трех приложений, включающих тексты дописываний незаконченных произведений А С Пушкина

Похожие диссертации на Креативная рецепция незаконченных произведений как литературоведческая проблема : на материале дописываний незаконченных отрывков А.С. Пушкина