Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современный альбом (Типология, поэтика, функции) Калашникова Марина Владимировна

Современный альбом (Типология, поэтика, функции)
<
Современный альбом (Типология, поэтика, функции) Современный альбом (Типология, поэтика, функции) Современный альбом (Типология, поэтика, функции) Современный альбом (Типология, поэтика, функции) Современный альбом (Типология, поэтика, функции)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калашникова Марина Владимировна. Современный альбом (Типология, поэтика, функции) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.08 : Тверь, 2004 265 c. РГБ ОД, 61:05-10/647

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Альбом как вид массового рукописного сборника текстов 26

Глава 2 Альбом как текст: структура, поэтика, функции 49

Глава 3 Современные альбомы: культурные концепты и текстовые реализации 92

Глава 4 Проблема словесного текста в альбоме 143

Глава 5 Печатные альбомы 175

Заключение 187

Список использованной литературы 192

Приложение 1 Опись материалов 200

Приложение 2 Рисунки 210

Альбом как вид массового рукописного сборника текстов

Слово «альбом» использовалось для обозначения исследуемого объекта с момента его появления в России в XVIII веке. АЛЬБОМ 1810-е г.г. (-бум 1748, -баум 1801-1808) а, м. Тетрадь для вписывания на память о знакомстве автографов, стихов, изречений и т.п. (первоначально в студенческой среде). 0 Альбум студиозорум (album studiosorum). Альбы студиозорум называются некоторые книшки, в которых студенты, вместе учившиеся, по окончании своих учений, или при расставании, вписывают свои имена, и притом некоторую сильную, краткую и хорошую речь. (Словарь русского языка XVIII века. Вып. 1. Л., 1984. С. 4).

При этом альбомом назывался как сам бумажный носитель, так и созданный в результате заполнения «продукт» индивидуально-коллективного творчества. Об этом говорят, в частности, названия стихотворных экспромтов, как авторские, так и названные издателями, например Г.Р.Державин «В альбоум красавице» (1808 год), И.И. Дмитриев «В альбом Шимановской» (1822 год), В.Л. Пушкин «Стихи в альбом» (1822 год) и др.

В.Г. Белинский в статье «Страсть к альбомам» (перевод статьи Генриха Монье) пишет об альбомах так: «Происхождение альбома теряется в самых отдаленных временах; они начались в Германии. Когда кто-нибудь предпринимал продолжительное путешествие, то было в обыкновении, чтобы он отсылал к своим друзьям книгу, которая должна была заключать в себе рисунки, стихи или музыку; к сему присовокуплялись еще семейные письма. В отдалении от родной стороны эта книга делалась товарищем путешествия, другом. В те минуты тоски, когда душа так нуждается, чтоб вылиться наружу, когда вы сами мечтаете о душе, которая могла бы вас понимать, раскрывая подобный альбом, вы с удовольствием находите своих друзей, советы матери, нежные попечения милой сестры или письма женщины, которую любили в первый раз. Это была некоторым образом книга сердца, заключавшая в себе воспоминания о всех драгоценнейших склонностях и связях наших» (Белинский 1900: 191).

С самого начала своего существования альбом является частью мужской культуры - студенчества, и только потом появляются женские альбомы. Как показано в работе В.Э Вацуро, альбом - явление постоянно развивающееся: это связано и с модой, и с проникновением традиции ведения альбома в различные социальные слои, и с индивидуальными пристрастиями владельцев и составителей. В.Э. Вацуро рассматривает изменение альбомной традиции на протяжении 100 лет: от немецких штамбухов до массовых альбомов первой половины XIX века (Вацуро 1979). Под «альбомом в точном смысле слова» исследователь понимает тот альбом, «предпосылкой формирования» которого является «наличие определенной литературной или окололитературной среды, которая группируется вокруг хозяина (хозяйки) альбома и оставляет на альбомных страницах след своего существования» (Вацуро 1979: 7). Эти альбомы противопоставлены сборникам выписок и тетрадям с рисунками, сделанными одним лицом.

Первоначальное назначение альбома - быть напоминанием о близких людях, поэтому альбом составлялся перед предстоящей разлукой.

В это же время формируются правила обращения с альбомом и знание того, что и как следует вписывать в альбом. Об этом свидетельствует запись в альбом О.А. Козловой, сделанная А.Н. Островским:

«Вы, вашим альбомом, ставите драматического писателя в драматическое положение... Я не знаю, имел ли я смолоду столько легкости и остроумия, сколько им нужно, чтоб без труда, без тоскливого чувства своего бессилия написать приятную или шутливую безделиц. Теперь я очень хорошо чувствую, что все, что было во мне молодого и игривого, утрачено безвозвратно... Но богатое талантами общество, в которое вы меня радушно приглашаете, манит меня; я не могу отказать себе в удовольствии войти в него и только прошу извинения, что занимаю страницу блестящего альбома несвязными строчками. 11 апреля 1874 года» (Островский Полное собрание сочинений :В 12 т. М., 1974. Т. 10. С. 461). Таким образом, с самого начала своего существования альбом -прежде всего вещь, вещь художественная, вещь «на память» по функции и содержанию. Именно поэтому ни для фольклористов, ни для литературоведов современный альбом долго не являлся «своим» предметом исследования. Об этом свидетельствует, в частности, отсутствие определений альбома в соответствующих литературоведческих и фольклористических словарях и энциклопедиях. В частности, А.В. Корнилова в статье «Альбомы домашние» в энциклопедическом издании «Быт пушкинского Петербурга» не дает определения альбому как явлению, однако отмечает следующие его черты: многожанровость и установка на игру (Корнилова 2003: 26).

В современных словарях фиксируются следующие значения слова «альбом»:

АЛЬБОМ, -а, м. 1. Тетрадь или книга с чистыми листами для стихов, рисунков, фотографий, открыток и т.д. 2. Объединенное по теме собрание иллюстраций, рисунков, репродукций, чертежей и т.п., переплетенных вместе или собранных в папку. (Словарь русского языка: В 4 т. М.., 1985. Т.1. С.ЗЗ).

АЛЬБОМ, а, м. 1) Тетрадь в папке или книга с чистыми листами для открыток, фотографических карточек, марок и т.п. 2) Тетрадь в папке или книга для эскизов, стихов, изречений, рисунков и т.п. 3) Объединенное по теме издание или собрание портретов, иллюстраций, рисунков, чертежей и т.п., переплетенных вместе или собранных в папку. (Словарь современного русского языка: В 17 т. М., 1948. Т.1. С. 104).

АЛЬБОМ (от франц. album), книжное издание с воспроизведениями картин, рисунков, чертежей, фотоснимков и т.п. с пояснительным текстом (Книговедение. Энциклопедический словарь. М., 1982. С. 19).

Если для носителей альбомной традиции XIX века слово «альбом» было однозначно понятным и значение это сохранялось еще в 20-х годах XX века, то со временем оно постепенно перестает использоваться. Едва ли не в первую очередь это связано с идеологическими установками. Так, в заметке, впервые опубликованной в 1926 году в пермской газете «Звезда» в № 36 за 13 февраля, А.П. Гайдар с удивлением и недоумением пишет, что альбомная традиция сохранилась и в среде «совпартшкольцев» и подчеркивает ее неуместность. Слова «альбом» и «альбомные стихи» становятся неотъемлемой частью описания мещанских привычек, требующих искоренения. Заметка заканчивается риторическим вопросом автора к молодым строителям светлого будущего: «Почему же такая разница и такое несоответствие между красивыми фразами о перестройке быта и затхлыми, затасканными строчками специфически «альбомных стихов», переходящих без изменения из поколения в поколение?» (Гайдар 1951:280).

В это же время в ленинградской газете «Смена» опубликована заметка, автор которой скрылся за инициалами П.У. Заметка называется «Секрет краснофлотских тетрадок». Начинается она, как и статья А.П. Гайдара, с упоминания о существовании девичьей альбомной традиции и краткой ее характеристики, при этом отмечается клишированность текстов девичьих альбомов. Далее автор переходит к характеристике тетрадок краснофлотцев. Как всегда, критике подвергается репертуар тетрадок: «Достаточно беглого взгляда по страницам тетрадки, по заголовкам стихов, чтобы убедиться, что пальма первенства досталась не революционным поэтам, и не классикам, а неизвестным авторам». Среди прочего автор мимоходом отмечает чрезвычайно важные для нашей работы сюжеты, связанные с особенностями бытования тетрадок: «Некоторые молодые краснофлотцы особенно из деревни с особым «рвением» переписывают всякую «дребедень» к себе в тетрадки для того, чтобы, во-первых: не отстать в этом отношении от старослужащих и, во-вторых: когда поедет в отпуск к себе в деревню, блеснуть городской «культурой», знанием новинок в области городских песен». И далее: «Распространителями самых скверных и порнографических стихов служат недисциплинированные краснофлотцы, которых списывают (переводят) с корабля на корабль, а они с собой переносят и пропагандируют свои записи в тетрадке» (Смена 1927: 3).

Из этих замечаний, сделанных автором статьи мимоходом, следует, что рукописная традиция в армейской среде существует уже довольно давно, а цитированные тексты (особенно про гауптвахту) могут быть сопоставлены с текстами из современных солдатских блокнотов

Альбом как текст: структура, поэтика, функции

С самого момента своего появления альбом служил средством особой коммуникации между хозяйкой/хозяином альбома и его «гостями». Структура альбома задается самим способом его существования: на первой странице (обложке) гости знакомятся с владельцем альбома, далее в специально отведенных для этого местах оставляют «на память» что-нибудь: от словесного текста до картинки или фантика, принимают участие в альбомных розыгрышах, и, наконец, на последней странице пишут свое мнение об альбоме или о его владельце и прощаются. Описанная инвариантная структура реализуется в конкретных альбомах с разной степенью обязательности всех элементов.

Современный альбом, в силу сложившихся обстоятельств, является многожанровым явлением.

Сходные явления существовали в древнерусской литературе. В связи с этим Л.С. Лихачев пишет: «В научной литературе обычно принято называть более или менее крупные объединения письменных произведений сборниками - устойчивого и неустойчивого состава». И далее: «Включаемые в состав этих объединяющих жанров произведения отнюдь не однородны по жанру» (Лихачев 1979: 59). При этом название (и жанр) сборника определялись входящими в него другими, более мелкими, «первичными», по выражению исследователя, жанрами. Такие структуры названы Лихачевым «жанры - сюзерены» и «жанры - вассалы» (Лихачев 1979: 59). Не считая возможным использовать данную терминологию применительно к нашему материалу, все же отметим продуктивность такого подхода при анализе современных источников. Мы будем рассматривать альбом как особый единый гетерогенный текст, обладающий собственной структурой, поэтикой и семантикой и состоящий из других текстов различной природы. Для этого нам необходимо проанализировать специфику всех текстов, составляющих альбом.

Вслед за И.А. Разумовой, отметим, что существующая в фольклористике жанровая система создавалась для описания корпуса традиционных фольклорных текстов и не отвечает специфике нашего материала. Однако «мы не можем отказаться ни от принятой терминологии (с необходимыми оговорками), ни от попыток жанровой идентификации, которая неизбежно сопутствует установлению функций текста, способа его реализации и структуры» (Разумова 2001: 10).

Включенные в альбом тексты далеко не всегда определяются владельцами с точки зрения их жанровой принадлежности. Среди жанровых определений чаще всего встречаются: «песня» или «песни» (как наименование раздела), «стих», «афоризмы». Следует отметить, что чаще всего наименование жанра встречается там, где тексты одного жанра вписаны подряд, как коллекция; и гораздо реже тогда, когда тексты разной жанровой природы вписаны в альбом «вперемежку».

В приводимых нами текстах полностью сохраняются орфография и пунктуация, а также разделение на строки, принятые в оригинале.

В ходе предшествующей работы все тексты, входящие в альбом, были разделены на несколько групп, каждая из которых включает тексты как с очевидной жанровой принадлежностью (пожелания, афоризмы и т.д.), так и тексты, жанровая природа которых не очевидна. В качестве таких групп нами были выделены:

- структурообразующие тексты;

- тексты с выраженной адресацией (коммуникативные);

- тематически актуальные тексты (стихотворные произведения, мантические тексты, прозаические произведения и др.);

- тексты, появление которых на страницах альбома носит индивидуальный характер («случайные» тексты).

Структурообразующие тексты Самыми устойчивыми в современном альбоме являются структурообразующие тексты. Ими являются тексты зачинов и финалов. Они имеют множество вариантов и встречаются практически в каждом альбоме. Отметим, что одновременно в традиции существуют несколько текстов, которые могут функционировать как зачины. При этом для первой страницы выбирается только один или два. Прочие же могут встречаться и в середине альбома в качестве обычного стихотворного произведения.

Зачин знакомит с хозяйкой/хозяином альбома, устанавливает правила обращения с альбомом, а также ограничивает круг возможных читателей.

Хозяйка этого альбома — Моя симпатия и жизнь. Смотри, читатель незнакомый, В хозяйку эту не влюбись. (Д-30)

Прошу! 1. Тетрадь не пачкать,

2. Листов не вырывать,

3. Замечаний не делать. 4,Ошибок не исправлять. (Д-1)

Адрес моего песенника:

Область Страдальческая,

Город Любви,

Улица Свидания,

Дом Ожидания,

Квартира для всех, кто влюблен. (Д-29)

Кто писал, тебе известно. А другим не интересно. Ну а если интересно: На «М» - моя фамилия На «М» - мое имя На «А» - мое отчество На ... мои подруги лучшие На ... мой милый друг. (Д-9)

Такие тексты используются также и при заполнении анкеты: так подруги хозяйки отвечают на вопрос «Фамилия, имя отчество» или «Домашний адрес», например:

Ответ № 3

1. Кто писал, тебе известно. А другим не нужно знать, Ну, а если интересно, могу три буквы подсказать: Ч.И.Н. (Д-89)

Ниже в той же анкете (вопрос про домашний адрес):

3. г. Мечты, р-н Поцелуев, ул. Свидания, сквер Ожидания, кв. Любви - время будет -приходи.

Приведем примеры других зачинов: Я открою старую тетрадь, которую давно пора порвать И выбросить в корзину, или сжечь Зачем в столе ненужное беречь? Но как всегда

Мне жаль расстаться с ней. Она свидетель юности моей И бледных строк встаёт передомною Забывший образ парня одного! (Д-48, рисунок 87)

Когда тетрадь ты эту грустя иль радуясь возьмёшь. Поверь мне не умрёшь от скуки. А может быть и не уснёшь. (Д-43)

Открытость и доступность девичьего альбома противостоит закрытости мужского. Девичий альбом прямо не ограничивает круг возможных «гостей» и читателей, тогда как круг читателей мужского альбома резко ограничен: читать не могут те, «кто не (служил, отбывал срок)». Очевидна гендерная спецификация такого разделения: «кто не...» - это только сверстники, не имеющие подобного жизненного опыта, запрет не относится к представительницам противоположного пола.

Открой блокнот, мой друг или подруга И пробегись глазами по строкам Здесь все написано в часы досуга В тоске по дому по родным местам. А если ты мужского пола и ты

Родных не покидал Закрой блокнот и положи на место Я не тебе все это написал.(С-8)

Кто в серой шинели не ползал, Солдатских сапог не топтал -Пусть сразу блокнот закрывает; Я здесь для солдат написал! (С-18)

Кто с этой жизнью не встречался Кто пайки хлеба не идал. Прошу закрыть тетрадку эту Яне для вас ее писал. (Г-15)

Открой блокнот мой друг или подруга И пробегись глазами по строкам они написаны в часы разлуки в тоске по воле и родным местам!!! (Т-2) Финальные тексты встречаются реже и более характерны для мужских альбомов. В них, как правило, подводится итог всему написанному выше.

Современные альбомы: культурные концепты и текстовые реализации

Цель данной главы - проанализировать содержание современных альбомов, созданных в различных субкультурах, и определить, что общего есть в них и чем они отличаются. Для этого предстоит ответить на следующие вопросы:

- какие понятия являются основополагающими для альбомного текста;

- как организованы время и пространство современного альбома, каковы основные параметры представленной в альбоме картины мира;

- каковы альбомные персонажи и их характеристики;

- является ли диалогическая структура обязательной для всех типов альбомов;

- в чем особенность мужских альбомов по сравнению с женскими;

- как соотносятся между собой альбомные тексты и фольклорный репертуар субкультуры..

Современный альбом может быть рассмотрен как целостный письменный текст с присущими ему характеристиками: особым набором персонажей, временем и пространством.

Исследовательница женских альбомов XIX века Л.И. Петина считает, что диалогичность является главной чертой альбома, а функция коммуникации - основной (Петина 1988:6,8).

Наши наблюдения над бытованием современной альбомной традиции показывают, что диалогический принцип построения альбома характерен для женской традиции. Современные девичьи альбомы тоже выполняют коммуникативную функцию и в полной мере могут быть сравнимы с альбомами предшествующей эпохи. Однако при этом наблюдается ряд отличий. Если в альбомы XIX века тексты вписывали «гости», а не сама владелица альбома (ее руке могла принадлежать лишь незначительная часть текстов) , то в современном альбоме большинство текстов вписаны рукой хозяйки, а для «гостей» выделяются специальные страницы. Диалогичность, альбомная «болтовня» при этом сохраняется за счет специфики самих текстов: большинство из них имеют выраженную коммуникативную направленность.

Между тем современные мужские альбомы построены иначе. Подавляющее большинство текстов альбомов солдат срочной службы и несовершеннолетних осужденных - тексты от 1-го лица. Именно поэтому эти тетради производят впечатление личных дневников. Мужская альбомная традиция исключает вмешательство других лиц: на страницах тетрадей и блокнотов молодых людей не встречаются тексты, написанные чужой рукой (разве что сослуживцы впишут в блокнот свои домашние адреса). Сформулированная в текстах прагматика альбома такова: он должен служить владельцу напоминанием о годах, проведенных вдали от родных и близких. Монологичность мужского альбома позволяет выделить фигуру лирического героя и рассмотреть его взаимодействие с другими персонажами и пространством. Искомые параметры картины мира (особенности развертывания категорий времени и пространства) современных мужских альбомов выявляются на материале текстов разных жанров. С другой стороны, реализация концептов и образов в существенной степени детерминируется жанровой принадлежностью текста.

Солдатский блокнот

Тексты солдатского блокнота отражают «начало пути» молодого воина: лирический герой находится в позиции неофита, который только овладевает нормами и навыками, пригодными для новой жизни, только входит в новую культуру. Информанты часто отмечают, что блокнот заводится еще в «учебке»2, но к моменту создания дембельского альбома он утрачивает свою ценность.

Важные для армейской субкультуры понятия и реалии находят свое отражение в «Армейском словаре» (другие названия: «Армейская хроника» и «Армейский лексикон») - аналоге «Школьной хроники» (Лурье В. 1998: 399-429), а также в афоризмах. Эти тексты обозначают реалии солдатского мира. Однако если задача афоризма заключается в том, чтобы дать определение исходному понятию, то в «Армейском словаре» происходит своеобразная перекодировка, перевод слова, обозначающего определенное понятие, на другой, более близкий субкультуре язык. Поэтому в данной работе при выделении значимых понятий мы опираемся, главным образом, на армейские афоризмы, а определения из «Армейского словаря» привлекаем в качестве дополнительного иллюстративного материала.

На основе анализа армейской афористики можно выделить следующие значимые для данной субкультуры понятия: армия; «гражданка»; водка; и персонажи: сержант/старшина/другие командиры -то есть, «непосредственный начальник»; друг; а также девушка и мать. Фактически этими понятиями и ограничивается круг актуальных для альбома тем. Армия

Служба в армии начинается с повестки. Согласно «Армейскому словарю», повестка - это путевка в жизнь. Смысл этого определения заключается в том, что повестка - не только путь в собственно армейскую жизнь, но и в жизнь будущую, гражданскую. «С антропологической точки зрения, -пишет М.Л. Лурье, - срочная служба в Вооруженных силах - это прежде всего один из основных современных институтов половозрастной инициации» (Лурье 2001:247).

Курсанты военных училищ ведут блокноты первые два года службы, в течение которых курсанты, как правило, живут в казарме.

Сходство блокнотов солдат и матросов срочной службы позволяет рассматривать их вместе в рамках одной традиции. Кроме специальных оговорок, рассматриваемые проблемы относятся ко всем родам войск. Среди армейских занятий отмечаются следующие: хождение в наряды, марш - броски, но самое главное - это физический труд (ФИЗО -физическое изнасилование здорового организма - из «Армейского словаря»). Солдат в армии нужен, прежде всего, как дешевая рабочая сила, а важная составляющая характеристики солдата - способность к физической работе4. Сформулированная многолетним опытом максима армейской жизни выглядит так: Не хочешь мозолить руки - не мозоль глаза начальству (С-5).

Течение повседневной армейской жизни сконцентрировано в «Колыбельной деду», второе название текста - «Дембельская сказка».

Внимание! Внимание! Говорит радиа станция дембель!

Как-то рано на опушке соловей сказал кукушке-«Чик-чирик пиздых ку-ку, скоро дембель стари

- Масло съел и день начался, старшина ебать примчался

Мясо съел, а день идет старшина ебёт, ебёт.

- Рыбу съел и день прошел, старшина домой ушёл.

Спи мой дед спокойной ночи, дембель стал на день короче, пусть приснится дом родной, баба с пышною пиздой, Море пива, водки таз, и на дембель твой приказ, ну, а нам твоим сынам залупатся как бобрам, пусть приснится полотер, чтоб полы пиздато тер, море пены, мыло таз, и пиздатый унитаз, через горы, через лес, едет дембелъский экспрес, подмывайтесь девушки, домой едут дедушки. (С-5)

О той же повседневной жизни афоризм:

Армия - это море нарядов, гектары полов километры писем и океан тоски. (С-14)

Армия чаще всего сопоставляется со школой, но школой необычной:

Армия - это школа, в которой как ни учись, все равно оставят на второй год. (С-28)

Армия - это школа, но лучше пройти ее заочно. (С-14)

1 год - солдат ничего не умеет, но все делает; 2 год - все умеет, но ничего не делает (С-16)

В армии уму не учат, но дурь вышибут. (С-21)

Эта школа проверяет не только солдата, но и его близких:

Армия - это школа для парня и экзамен для девушки. (С-15)

Армия - единственное место, где узнаешь, любит ли тебя твоя девушка. (С-14)

Проблема словесного текста в альбоме

Проблема трансформации и преобразования текстов литературного происхождения давно рассматривается и литературоведами, и фольклористами (Виноградов 1941, Медриш 1980, Новикова 1982). Однако во всех указанных работах рассматриваются варианты изменения литературных текстов, которые происходят при попадании их в устную традицию, или фольклорные вкрапления и реминисценции в текстах авторских по происхождению. Нас в данной работе будут интересовать изменения, которые происходят в любом тексте при записывании и переписывании.

В данной главе кроме основного материала привлекается дополнительный: тексты из альбомов с начала XX века и опубликованные материалы.

Источники альбомных текстов Любой альбом заводится с оглядкой на традицию. Вместе с тем в процессе составления альбома учитываются две разнонаправленные тенденции: с одной стороны, альбом должен быть традиционным, то есть соответствовать существующим в субкультуре нормам, с другой стороны, каждый новый альбом должен отличаться от предшествующих, поскольку негласными «правилами пользования» разрешается списывать только отдельные тексты, иногда копировать отдельные элементы или принципы оформления (особенности орнамента, шрифта и т.п.). Полное копирование осуждается самими носителями субкультуры, которые негативно относятся к тем, у кого отсутствует собственная фантазия и творческий подход, поскольку существует задача «сделать лучше всех, привлекательней» (из интервью). «Составительница не позволяла копировать тексты и переписывать, даже читали его (альбом - МК) лишь избранные (ближайшие подруги)» (П-1). Стремление к разнообразию проявляется также и при выборе печатной анкеты или альбома: девочки стараются покупать такие анкеты, каких еще нет у подруг или одноклассниц.

Источниками текстов для альбомов могут быть:

- альбомы представителей старшего поколения (старших сестер, подруг старшей сестры; осужденных в более раннее время; солдат срочной службы старшего поколения), в эту группу довольно редко включаются родители (матери), мне известен только один случай, когда младшая дочь продолжала вести свой альбом в той же тетради, что и ее мать и старшая сестра;

- альбомы сверстников;

- литературные и различные печатные издания: книги, журналы и т.п.;

- любые типы аудионосителей.

Текст отбирается с учетом личных пристрастий составителя альбома, вкусов ближайшего окружения и существующей моды. При чтении альбомов можно заметить, что некоторые тексты в одном альбоме повторяются. Приведем только один пример из девичьего альбома1

Такие повторы, по-видимому, происходят по следующим причинам: а) владелец/владелица использует в качестве источников несколько альбомов со сходным репертуаром и при переписывании не замечает, что какой-то текст уже записан; б) текст может быть переписан дважды с одного альбома (как в представленном выше случае, где между записанными текстами - 2 страницы, здесь же дважды повторен еще один текст); в) текст мог быть повторен дважды в альбоме - источнике. По нашему предположению, процесс списывания текстов с чужого альбома может проходить механически, при этом в записанных текстах наблюдаются расхождения, но, как правило, незначительные.

Говоря об источниках альбомных текстов, следует отметить, что из стихотворных текстов в альбом попадают, как правило, те литературные произведения, тематика которых близка альбому: размышления о любви и дружбе, ненависть, счастье, одиночество и т.п. Круг авторов, произведения которых попадают в альбомы, в основном ограничивается рамками школьной программы по литературе. Исключение составляет, пожалуй, только Э. Асадов. Характерно, что появившиеся в последние годы в массовой продаже типографские альбомы - заготовки не значительно расширяют круг русскоязычных авторов, а стараются придерживаться уже известного рукописному альбому набора имен: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.В. Кольцов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.3

Изобразительный ряд (рисунки, фотографии, наклейки, вкладыши, вырезки, орнамент и т.п.), как правило, несет дополнительную, по отношению к словесному тексту, информационную нагрузку. Чаще всего на страницах современных альбомов мы встречаем рисунки с характерной для данной субкультуры символикой.

Для девичьих альбомов характерны изображения сердец, цветов, красавиц из модных журналов, использование наклеек, открыток для декорирования страницы. Девичьи альбомы, как правило, отличаются яркостью и многоцветностью. По использованной полиграфической продукции зачастую можно определить время составления недатированного альбома. Так, для альбомов 1970-80-х годов характерны вырезки из журнала «Крестьянка». Крайне редко встречаются вырезки из более дорогих журналов вроде «Журнала мод». Довольно часто можно встретить вырезки из открыток с фотографиями актеров и певцов, а также из открыток с изображением девушек, демонстрирующих швейные и вязальные модели для самостоятельного изготовления. Цветочные «сюжеты» берутся, как правило, из поздравительных открыток. В последнее десятилетие при декорировании своих альбомов школьницы все чаще используют разнообразные наклейки или вкладыши из упаковок жевательной резинки, например, «Love is...» и др.

В блокнотах малолетних преступников и солдат срочной службы вырезки практически не встречаются, поэтому особая роль в них отводится рисунку. Часть рисунков в альбомах малолетних преступников вместе с включенным в них текстом представляют собой рисованные варианты татуировок, имеющие особое символическое значение (рисунок 8). Отметим тщательность, с которой эти рисунки выполняются. Цветовая гамма таких изображений ограничена: количество выбранных цветов зависит от наличия шариковых ручек с цветной пастой. Рисунки, выполненные фломастерами, в альбомах до 1990-х годов отсутствуют, вероятно, по причине недоступности фломастеров. При этом максимально стереотипны рисунки в мужских альбомах.

Страница как единица альбомного пространства

«Единицей» альбомного пространства является страница. Согласно сложившейся традиции, в мадригальных альбомах XIX века каждый новый «гость» альбома заполнял новую страницу, на которой еще никто ничего не писал. Отсюда значимость последней страницы (ср. надпись на последней странице: «Кто любит более тебя, пусть пишет далее меня»). Соблюдение хронологии и последовательности при этом не обязательно. Так, в альбоме Веры Фоменко (1908 г.р.) текст на 16 развороте датирован 01 февраля 1923 года, а на 19 развороте - 18 апреля 1919 года, разворот 27 отмечен 01 марта 1919 года.

В некоторых современных альбомах наблюдается стремление поместить на одной странице только один текст. В этой связи интересны незаполненные альбомы, поскольку в них видно, что в ряде случаев сначала декорируется страница (рамка), а уже затем туда заносится текст (рисунки 4, 78, 79, 81, 82). Очевидно, что стилевое единство не соблюдается, скорее всего, варианты и примеры декорирования страниц берутся из разных альбомов (рисунок 5; страница из того же альбома, что и две предыдущие).

Кроме того, именно мужские альбомы довольно часто оформляются «на заказ»: местный художник расписывает страницу, открывающую рубрику, и, возможно, декорирует другие отдельные страницы.

Словесный текст на альбомной странице может сопровождаться орнаментализацией (выделение первой буквицы, изменение шрифта), рисунком (любым изображением, в том числе вырезкой из типографских издании, наклейкой), изменением цвета (каждый новый текст либо части одного текста написаны новым цветом) (рисунки 9, 10, 11, 12,13).

Традиция использования изображений различных цветов для декорирования альбомов XIX века рассмотрена в работах К.И. Шарафадиной. Каждый цветок обладал собственной семантикой, которая в сочетании с определенным цветом, раскрывала определенные понятия: «Как важный коррелирующий момент, применяемый в альбомной графике и поэзии в системе «языка цветов», выступает собственно цвет, его символический фонд, например, на языке цветов красная роза содержала любовное признание, белая - заменяла упрек в гордости... Желтая роза говорила об измене» (Шарафадина 2004: 77-78).

Среди рисунков в альбомах предшествующей эпохи особое место занимали рисунки букетов, которые также обладали собственной семантикой: «По принципу букета могли составляться и поэтические комплименты - пожелания: "Будь роза девственной красою, / Невинность лилии храни, / Фиялки скромной простотою / Дары природы осени, / Будь нежным плюющем для подруги / И незабудкою для друга"» (Шарафадина 2004: 81)

Похожие диссертации на Современный альбом (Типология, поэтика, функции)