Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обращение и его текстообразующие функции в прозе и поэзии А.С. Пушкина Лупашку Татьяна Гавриловна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лупашку Татьяна Гавриловна. Обращение и его текстообразующие функции в прозе и поэзии А.С. Пушкина : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Лупашку Татьяна Гавриловна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2007. - 22 с. РГБ ОД, 1-ая:пол.:19:в.:--:Персоналии:писателей:--:Пушкин:Александр:Сергеевич:(1799-1837):-:писатель:--:Поэтика:--:Язык:и:стиль

Введение к работе

Реферируемая диссертация посвящена исследованию текстообразующей роли обращения в лирике и прозе А С Пушкина

Пушкиноведение, насчитывающее более двух веков своего существования, оформилось в особую отрасль знаний, которую можно определить как историю изучения творчества Пушкина Эта история обогатилась весьма устоявшимися традициями, среди которых особое место занимает теория художественной речи, а также методика собственно интерпретационного подхода к отдельным произведениям писателя (А 3 Лежнев, В Ф Ходасевич и др ), ориентированного главным образом на лексический анализ В минимальной мере затронуты вопросы функционирования языковых категорий других уровней, в особенности, если иметь в виду их текстообразующую роль

Это последнее обстоятельство делает актуальным изучение контактоустанавливающих речевых средств, представленных прежде всего обращением, соотнесенным с другими явлениями этих средств — местоименным симбиозом я/ты9 предопределяющим коммуникативную ось, вопросительными и побудительными предложениями и вводными словами

Ориентация на поэзию и прозу Пушкина предопределена прежде всего исключительной ролью последнего в становлении русской реалистической литературы и соответственно русского литературного языка - и поэтического, и прозаического Еще один повод обращенности сегодня к наследию Пушкина связан с тем, что, будучи воспринят в национальном сознании русского человека как «паше все», как гений-символ, Пушкин во все переломные эпохи страны оказывался необходимым звеном, присваиваемым в идеологической борьбе теми, кто чувствовал себя в ней победителями, не важно мнимыми или истинными Нынешняя Россия, переживающая смену экономических, общественных, этических и эстетических ориентиров, не исключение в этой общей исторической тенденции находить методологическую опору в лице великого русского поэта Это дополнительное, но весьма существенное обстоятельство делает тему предлагаемого исследования еще более своевременной

Предпринятое исследование носит собственно лингвистический характер, представляя тем самым фрагмент творческой деятельности Пушкина в наиболее объективизированном виде, однако в то же время не может пренебречь собственно методологическими и литературоведческими изысканиями (С Д Абрамович, М П Алексеев, М М. Бахтин, С М Бонди, С Г Бочаров, В В Виноградов, Г О Винокур, В Э Вацуро, Н К Гей, М О Гершешон, Г А Гуковский, А С Долинин (А Искоз), Ю М Лотман, В М Маркович, Л Б Модзалевский, В.С Непомнящий, Н.Н Петрунина, С А Фомичев, С Л Франк, В.Ф Ходасевич, Т Г Цявловская, М А Цявловский, В Б Шкловский, Б М Эйхенбаум, Р Якобсон и др.) Ссылки на них, а также введение конкретных положений предлагаются по ходу лингвистического анализа Однако подобный сопутствующий комментарий не может исключить указаний на общие ориентиры (в самом сжатом их изложении), которые имелись в виду при осмыслении необходимости выходить в ряде случаев за пределы собственно лингвистического поля, хотя в определенных отношениях и самодостаточного, но тем не менее включаемого в более широкое филологическое пространство Среди проблем данного филологического пространства оказались затронутыми те, которые связаны с общим подходом к феномену адресованности и роли в ней обращения, а именно"

- периодизация творческого наследия Пушкина, обладающая большим разнообразием подходов, начиная с собственно биографического (лицейский период, период южной ссылки, Михайловский, «болдинская осень» и т. п ) и кончая опорой на сложнейшую эволюцию поэта, связанную как с историческими процессами его эпохи, так и с его творческим восприятием достижений основных литературных направлений — классицизма, романтизма и реализма, влиявших на языковую ориентацию поэта, в том числе и в выборе обращения,

- соотнесенность и характеристика в творческом наследии писателя стихотворной и прозаической составляющей, каждая из которых привносит свою специфику в использование обращения;

- образ автора в поэзии и прозе как методологическая платформа в осмыслении стихотворной стихии поэта и повествовательного начала в организации прозы

Категория обращения требует нового осмысления и в собственно лингвистическом отношении. Традиционно обращение рассматривалось и с собственно грамматической точки зрения, получая при этом различную конкретную квалификацию: 1) в качестве слова, не обладающего синтаксической связью ни с одним из членов предложения, ни с предложением в целом, а потому выходящего за его пределы (А А Шахматов, А.М Пешковский и др ); 2) в качестве члена предложения особого порядка, являющегося его строевым компонентом (А М Мухин), обладающим, с точки зрения некоторых синтаксистов, специфической связью, названной соотносительной (А.Г Руднев, Л.К Дмитриева) (по существу семантической -ТЛ), 3) в качестве самостоятельного предложения (В П Проничев) Этот последний подход можно рассматривать как предвестие собственно коммуникативной интерпретации обращения, поскольку оно приравнивалось к коммуникативной единице (предложению)

Однако оформление коммуникативной концепции обращения стало возможным лишь с появлением работ Р.М Гайсиной и особенно В Е Гольдина

Разделяя эту последнюю точку зрения, внесем лишь уточнение, связанное с введением категории обращения в общий синтаксический дискурс

грамматики, представлен двумя составляющими, которые осуществляют его основные задачи отражение «положения дел» (окружающей действительности реальной или вымышленной) и установление взаимодействия между говорящим и слушающим в коммуникативной оси Я— ТЫ

Первая реализуется за счет средств референции — номинации (в широком смысле слова - структурная схема предложения, словосочетание и др), вторая - за счет средств собственно коммуникативных (адресатно-субъектных -обращения, целеустановки предложения, вводных слов и др)

Существование референциальных и адресатно-субъектных средств под одной «синтаксической крышей» и шире - грамматической, при сохранении каждой из них весьма специфических особенностей, объясняет стремление современных лингвистов вывести в ряде случаев за пределы традиционных морфологических парадигм средства собственно коммуникативные (См вывод за пределы падежной парадигмы форм обращения у В С Храковского и А Г. Володина)

Предметом исследования является категория адресованности и текстообразующие функции ее основной составляющей обращения в прозе и поэзии А С Пушкина

Целью диссертации является исследование текстообразующих функций категории обращен ия, представленного на фоне других контакто-устанавливающих средств в лирике и прозе Пушкина

В связи с названной целью решались следующие задачи 1) изучение истории интерпретации категории обращения в структурно синтаксическом и коммуникативном аспектах с целью определения

теоретических ориентации исследования,

2) анализ лингвистических подходов к исследованию обращения, используемого в художественных текстах,

3) рассмотрение в качестве методологического ориентира категории образа автора и специфики ее реализации в прозе и поэзии,

4) выявление специализированных стандартизированных контекстов функционирования обращения,

5) изучение проблем пушкиноведения, предопределяющих приемы анализа функционирования обращения как с точки зрения лингвистической, так и с общефилологической,

6) сопоставление функционирования обращения в лирике и в прозе с учетом специфики художественной организации этих сфер пушкинских текстов

Научная новизна диссертации определяется как значимостью языкового материала, являющегося объектом исследования, так и исследовательскими подходами и результатами, направленными на изучение идиостиля писателя

Сущность исследовательского подхода к анализу художественного текста определилась ориентацией на концепцию образа автора с учетом ее различной и прозе одного писателя с учетом их общности и различий (тематических, мировоззренческих, эстетических и др ) Выявлены стандартизированные контексты обращения, связанные с его соотнесенностью с личным местоимением 2-го лица, побудительным и вопросительным предложением.

Определены текстообразующие функции обращения, проявляющиеся прежде всего в категориях интеграции, делимитации и модальности текста Представлены тематические группы внешнеориентированных обращений лирики и внутриориентированных обращений в прозе Собственно лингвистические параметры исследования категории адресованности сопряжены с параметрами общефилологическими, представленными современным пушкиноведением

Картотека исследуемого материала составляет 1500 текстовых фрагментов.

Теоретическая значимость исследования определяется выявлением лингвистических подходов к анализу средств адресованности в художественном произведении с учетом использования их в прозаической и поэтической структуре текста

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования результатов исследования при решении проблем» связанных с дальнейшим изучением категории адресованности в художественной прозе и поэзии Выводы и материалы исследования могут быть использованы в практике вузовского преподавания дисциплин языковедческого цикла и при создании учебных пособий по современному русскому языку и стилистике.

На защиту выносятся следующие положения:

1 Наиболее эффективным подходом к интерпретации категории обращения является коммуникативный, позволяющий рассмотреть семантико грамматическую сущность данной категории в рамках синтаксического описания в пределах собственно коммуникативных средств, с одной стороны, и выявить его текстообразующие потенции как в прозаической, так и поэтической речи, с другой стороны

2 Полнота характеристики обращения невозможна без его контекстуальной интерпретации В тексте обращение употребляется не только в свободном нестандартизированном контексте, но и контексте специализированном, включающем другие (один или несколько) контактоустанавливающие средства

3 Методологическим ориентиром рассмотрения обращения в художественном тексте является концепция образа автора с такой его целеустановкой как адресация (с учетом более частного ее проявления -адресованности), противопоставленная распространенным попыткам анализа функционирования этой категории в поэзии с собственно грамматических позиций 

4 Теория образа автора (с учетом ее модернизации, проявившейся, в частности, в концепции категории повествователя) должна подразумевать определенную специфику ее реализации применительно к поэзии и прозе, связанную в первом случае с такими характеристиками как собственно стиховая организация, уплотненность стихотворного ряда, возможное пренебрежение причинно-следственными отношениями, эмоционально-экспрессивная насыщенность, ограниченность в использовании диалога, распространенность слияния категории адресата с категорией наблюдателя, сжатость сюжетной и композиционной развернутости, широкое использование субстантивных форм, а во втором случае (в прозе) - с большей упорядоченностью фактов хронотопа, с причинно-следственным детерминизмом, с чередованием монолога и диалога, с ориентацией на повествовательные и повествовательно-описательные фрагменты, опирающиеся на тема-рематическую организацию, широкое использование глагольных форм

5 Изучение функционирования языковой единицы в художественном тексте требует привлечения не только собственно лингвистических концепций и наблюдений, но и общефилолошческих, тем более, если речь идет о родоначальнике литературного языка и прозаической его составляющей -Пушкине, исследование творчества которого сформировалось как особая отрасль филологии - пушкиноведение

6 Сопоставление функций обращения в прозе и поэзии Пушкина обнаружило как общность (адресованное , наличие стандартизированных контекстов, роль в реализации таких текстовых категорий, как интеїрация и делимитация и др ), так и различие (различие в тематических группах, в поэзии — более дифференцированные и метафорически окрашенные, в прозе — сближающиеся с обращениями естественной живой речи), разность в мотивации использования обращения (историко-биографической, мировоззренческой, содержательно-тематической и эстетической) - в лирике, (содержательно-тематической и эмоциональной при внутренне-ориентированном типе обращения с его универсальными характеристиками -выделительности, контактирования, оценочности, отражающих специфику повседневного общения) - в прозе

Апробация работы По теме работы сделаны доклады в Ленинградском государственном университете им А С Пушкина на X, XI Международных научных конференциях «Пушкинские чтения - 2005» (6 июня 2005 г), «Пушкинские чтения — 2006» (6 июня 2006 г), в РГПУ им А-И Герцена на Всероссийской научной конференции «Слово Словарь. Словесность. Из прошлого в будущее (к 225-летию АХ. Востокова)». - Санкт-Петербург, 15 -17 ноября 2006 г Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях проблемной группы «Русский синтаксис в текстовом аспекте» и заседаниях кафедры русского языка РГПУ им А И Герцена

Структура диссертации. Работа общим объемом 194 стр состоит из Введения, трех глав (глава I «Теоретические предпосылки изучения обращения в художественном тексте на современном этапе развития лингвистики»; глава II «Обращение как ядерная категория адресованное и его функции в лирике повествовательной структуры произведения («Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка»)»), Заключения и Библиографического списка, включающего 204 наименования Основные положения исследования отражены в 5 публикациях 

Похожие диссертации на Обращение и его текстообразующие функции в прозе и поэзии А.С. Пушкина