Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политико-философские идеи Д.Л. Андреева : 1906-1959 Шуран, Татьяна Игоревна

Политико-философские идеи Д.Л. Андреева : 1906-1959
<
Политико-философские идеи Д.Л. Андреева : 1906-1959 Политико-философские идеи Д.Л. Андреева : 1906-1959 Политико-философские идеи Д.Л. Андреева : 1906-1959 Политико-философские идеи Д.Л. Андреева : 1906-1959 Политико-философские идеи Д.Л. Андреева : 1906-1959
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шуран, Татьяна Игоревна. Политико-философские идеи Д.Л. Андреева : 1906-1959 : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.01 / Шуран Татьяна Игоревна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филос. фак.].- Москва, 2011.- 158 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-23/217

Введение к работе

з

Актуальность темы исследования. Данная работа посвящена исследованию политико-философских идей русского мыслителя середины XX века Даниила Леонидовича Андреева (1906-1959), разработавшего самобытную концепцию «метаисторического» анализа политической действительности. Специфические условия создания и публикации трудов Д.Л. Андреева, а также их глубокое жанровое своеобразие негативным образом повлияли на восприятие и оценку концепции мыслителя в научном сообществе. Изучение работ Д.Л. Андреева также усложняется из-за введенной мыслителем авторской терминологии. С другой стороны, именно оригинальность концепции Д.Л. Андреева придает ей особую актуальность, раздвигает привычные границы политологического дискурса, помогает в поиске новых вариантов решения традиционных общественно-политических проблем.

Обращение к политико-философским идеям Д.Л. Андреева может быть полезно в свете таких актуальных для современной политической философии и политической науки вопросов, как сравнительное исследование демократии и авторитаризма, определение рациональных степени и форм участия рядовых граждан в политической жизни страны, взаимодействие гражданского общества и государства. Идеи Д.Л. Андреева актуальны также в связи с дискуссиями о защите государственного и национального суверенитета в глобализующемся мире, перспективах развития международных организаций и сохранении культурной самобытности. Концепция Д.Л. Андреева обнаруживает новые подходы к таким проблемам современного мира, как кризис традиционного общества и постиндустриальной цивилизации потребления, поиск нового стиля жизни, путь ненасильственных политических преобразований, обновление духовной сферы общественной жизни.

Особое внимание в творчестве Д.Л. Андреева уделено проблеме политической роли России, соответствующей геополитическому и культурному своеобразию страны, определению задач России и русского народа в условиях глобального межцивилизационного взаимодействия. Обращение к наследию Д.Л. Андреева помогает сформировать комплексную, взвешенную оценку исторического прошлого России; подход Даниила Андреева к анализу политической действительности предполагает целостный взгляд на события, связанные с государственно-политической сферой, как на многоплановые, внутренне противоречивые тенденции общественного развития, которые следует оценивать во всем объеме их проявлений.

В научном аспекте актуальность изучения наследия Д.Л. Андреева
обусловлена тем, что в концепции Д.Л. Андреева значительное внимание
уделено анализу духовных оснований мировой политической истории,
выявлению взаимозависимости между формой государства и
преобладающими в сфере общественного сознания парадигмами духовного
развития, рассматриваются такие базовые для теории и философии политики
проблемы, как природа государства, движущие силы политической истории,
законы и тенденции социально-политического развития, принципы
политических преобразований и политический идеал, предлагается
оригинальная оценка российской и мировой истории, формулируется
идейное обоснование конструктивного межцивилизационного

взаимодействия в глобализующемся мире. Научное текстологическое исследование наследия Д.Л. Андреева, истолкование его идей в терминах политической науки, взвешенная оценка и определение места мыслителя в идейном пространстве отечественных общественно-политических исканий способно обогатить современную теорию и философию политики.

В данной работе рассматривается основной концептуальный религиозно-философский труд Д.Л. Андреева «Роза Мира», который сам автор считал итоговым произведением, рациональным обобщением множества идей, которые представлены в его поэтическом творчестве в

образной, художественной форме. «Роза Мира» является синкретическим трудом, в котором комплексно рассматривается совокупность общественно-политических, историософских, культурологических, религиозно-мистических тем.

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время научное изучение наследия Д.Л. Андреева находится в своей начальной стадии. Появились диссертации, рассматривающие наследие писателя в филологическом, культурологическом, философском контексте . На основе двух международных научных конференций «Даниил Андреев в культуре XX века» (1996 г.) и «Связь времен: Даниил Андреев и пушкинские традиции в культуре XX века» (1999 г.) в 2000 году вышел сборник статей «Даниил Андреев в культуре XX века» , в котором различные аспекты творчества писателя рассматриваются с литературно-художественной, религиозно-философской, историко-политической точек зрения. В 2010 году в серии «Русский путь» вышла антология «Даниил Андреев: pro et contra» , в которой представлены критические отзывы современных ученых, публицистов и общественных деятелей, рассматривающих наследие Д.Л. Андреева в

Ахтырский Д.К Философские идеи в творчестве Д.Л. Андреева: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03: Москва, 2004; Дашевская О.А. Жизнестроительная концепция Д. Андреева в контексте культурфилософских идей и творчества русских писателей первой половины XX века: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01: Томск, 2006; Игнатьева А.С. Д. Андреев в процессе обновления русского реализма XX века: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01: Вологда, 2001; Кочетков Д.А. Рифма Д.Л. Андреева в лингвистическом аспекте. На материале сборника «Русские боги»: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Череповец, 2000; Орлова Е.В. Нерефлексивные формы познания в контексте творчества Даниила Андреева: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01: Архангельск, 2003; Петрусевич А.А. Философия храма: от традиции к космоутопическим проектам Н.Ф. Федорова и Д.Л. Андреева: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11: Саранск, 1996; Ращевская Е.П. Космогонический миф Даниила Андреева и культура Серебряного века: дис. ... канд. культурологических наук: 24.00.01: Киров, 2006; Цылев В.Р. Интерпретация мифа в русской религиозно-философской традиции (Конец XIX - первая половина XX в.): дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03: Мурманск, 2004; Часовских Е.В. Поэтико-философский контекст и околороманное пространство «Розы Мира» Д.Л. Андреева: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Тамбов, 2003; Чиндин И.В. Философско-мистические аспекты йенского романтизма в творчестве Д.Л. Андреева: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13: Москва, 2004.

Даниил Андреев в культуре XX века: Сб. статей и биографич. материалов. М.: «Мир Урании», 2000. 3 Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010.

общемировом литературном и культурном контексте, полемизирующих относительно религиозно-мистической составляющей его творчества, анализирующих философские основания его концепции. Это объемное издание стало очередным шагом к фундаментальному исследованию и взвешенной научной оценке наследия Д.Л. Андреева, однако за пределами однотомной антологии остались диссертации и созданные на их основе книги, а также многие интересные публикации из периодических изданий и с электронных ресурсов.

Публикации о Д.Л. Андрееве носят, как правило, обзорный характер. Многие исследователи пытаются прежде всего определить место мыслителя в российском и мировом идейном наследии, провести аналогии, выявить преемственность с какой-либо традицией. Так, например, в исследованиях И.В. Кондакова4, О.А. Дашевской5, В.Б. Микушевича6, С.Г. Семеновой7, М.В. Смагиной8, Н.К. Антроповой9, Г.С. Померанца10, А. Палея11, М.Н. Эпштейна , М.И. Штеренберга , Д.К. Ахтырского прослеживаются связи идейного наследия Д.Л. Андреева с русской религиозно-философской традицией, а также эстетическими и религиозно-мистическими исканиями

Кондаков И.В. Мир «Розы» Даниила Андреева: между модернизмом и постмодернизмом // Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010.

5 Дашевская О.А. Жизнестроительный проект Даниила Андреева // Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010.

Микушевич В.Б. Вестничество и самозванство гениальности по Даниилу Андрееву // Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010.

7 Семенова С.Г. «...Письмена о преображении мировом» // Даниил Андреев: pro et contra.
СПб.: РХГА, 2010.

8 Смагина М.В. Комментарии к работе Даниила Андреева «Роза Мира». Связь с русской
религиозно-философской традицией // София. Рукописный журнал Общества ревнителей
русской философии, Екатеринбург: Филос. фак. УрГУ, 2002, № 4.

9 Антропова Н.К. Даниил Андреев - «гений эзотеризма» // София. Рукописный журнал
Общества ревнителей русской философии, Екатеринбург: Филос. фак. УрГУ, 2002, № 4.

10 Померанц Г.С. Тюремная лирика Даниила Андреева // Даниил Андреев: pro et contra.
СПб.: РХГА, 2010.

11 Палей А. Идейное наследие Даниила Андреева: pro et contra II Континент, 2001, № 109.
Эпштейн М.Н. Роза Мира и царство антихриста: о парадоксах русской эсхатологии //

Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010.

13 Штеренберг М.И. «Роза Мира» Даниила Андреева и современность. М.:

Полиграфресурсы, 2000.

Ахтырский Д.К. Философские идеи в творчестве Д.Л. Андреева: дис. ... канд. филос. фаук: 09.00.03: Москва, 2004.

русских символистов. В работах О.Д. Куракиной , С.Г. Семеновой, Б.В. Емельянова , А. Палея, М.Н. Эпштейна отмечена также определенная преемственность концепции Д.Л. Андреева по отношению к идеям русского

17 1Я

космизма. А.В. Богданов , Г.С. Померанц, А. Созонова , Н.К. Антропова,

В.Ю. Ирхин , В.Б. Микушевич , В.Л. Махнач , Д.К. Ахтырский в своих публикациях проводят также аналогии с мифотворческой поэзией Данте и У. Блейка, традицией западного мистицизма и визионерства (Я. Беме, Э. Сведенборг). Отмечаются также определенные параллели с восточными религиозно-философскими учениями и гностицизмом (Д.К. Ахтырский, Г.С. Померанц, В.Ю. Ирхин). Попытка выявления и комплексного анализа системы философских идей, метафизики Д.Л. Андреева предпринята А.В.

Кольцовым . Одной из первых в отечественной политической науке попыток политологического анализа идей Д.Л. Андреева являются работы СВ.

9"3

Кручинина , который рассматривает концепцию Д.Л. Андреева в контексте актуальных проблем теории и практики глобального политико-цивилизационного транзита современных государств.

15 Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. М.: МФТИ, 1993.

Емельянов Б.В. Даниил Леонидович Андреев // София. Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии, Екатеринбург: Филос. фак. УрГУ, 2002, № 4.

Богданов А.В. Мир как живая поэма: от Уильяма Блейка к Даниилу Андрееву через символизм // Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010.

Созонова А. Весть Даниила Андреева как уникальное духовное явление и принятие ее в современном мире // Даниил Андреев в культуре XX века: Сб. статей и биографич. материалов. М.: «Мир Урании», 2000.

Ирхин В.Ю. Даниил Андреев и гностическая традиция // София. Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии, Екатеринбург: Филос. фак. УрГУ, 2002, № 4.

Микушевич В.Б. Россианство Даниила Андреева // Даниил Андреев в культуре XX века: Сб. статей и биографич. материалов. М.: «Мир Урании», 2000.

Махнач В.Л. Они не знали друг друга (о сходстве мистического опыта и культурных систем Даниила Андреева и Джона Толкиена) // Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010.

Кольцов А.В. Динамическая метафизика бытия. Философское осмысление и обоснование «Розы Міра» Даниила Андреева // Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010.

Кручинин СВ. Политологическое наследие Даниила Андреева и его теоретико-методологическая значимость: дис. ... канд. полит, наук: 23.00.01: Москва, 2010; Кручинин СВ. Политико-философская концепция Даниила Андреева и ее теоретико-геополитическая сущность: Монография. СПб., 2010.

Отдельно можно упомянуть публикации вдовы Д.Л. Андреева А.А. Андреевой, благодаря которой наследие Д.Л. Андреева было сохранено и опубликовано. В своих мемуарах , статьях и интервью, а также публичных выступлениях А.А. Андреева стремилась свести к минимуму толкование творчества Д.Л. Андреева в эзотерическом ключе и подчеркивала литературно-художественные достоинства его поэтического наследия. Также А.А. Андреева является автором ряда биографических очерков , в которых указывает на особенности личного характера и судьбы Д.Л. Андреева, понимание которых могло бы помочь при изучении трудов мыслителя.

В своем анализе творчества Д.Л. Андреева исследователи по-разному расставляют акценты. Так, публицист Г.С. Померанц видит в Д.Л. Андрееве прежде всего создателя уникальной философско-поэтической мифологемы. А. Палей проводит сравнительный анализ религиозно-философской концепции мыслителя с идеями теософии, антропософии, а также православной догматикой. М.Н. Эпштейн считает Д.Л. Андреева продолжателем эсхатологической традиции русской историософии.

Некоторые исследователи сосредоточены на богословской проблематике ; в частности, представители РПЦ разделились во мнениях относительно

Андреева А.А. Плаванье к Небесному Кремлю. М.: Ред. журн. «Урания», 1998; Андреева А.А. Плаванье к Небесной России. М.: Аграф, 2004.

25 Андреева А.А. «Роза Мира» // Даниил Андреев в культуре XX века: Сб. статей и
биографии, материалов. М.: «Мир Урании», 2000.

26 Андреева А.А. Жизнь Даниила Андреева, рассказанная его женой // Андреев Д.Л. Собр.
соч.: В 3 тт. [В 4 кн.]. Т. 1. М.: Московский рабочий: Фирма «Алеся»: Присцельс:
Редакция ж. «Урания», 1993; Андреева А.А. Суть его жизни // Даниил Андреев: pro et
contra. СПб.: РХГА, 2010.

27 Маркус СВ. «Роза Мира» Даниила Андреева и Ислам // Даниил Андреев: pro et contra.
СПб.: РХГА, 2010.

9 соответствия «Розы Мира» христианскому миропониманию . Часть работ

посвящена литературно-художественному анализу поэзии Д.Л. Андреева .

Общепринятого мнения относительно места и роли Д.Л. Андреева в ряду отечественных мыслителей еще не сложилось. Также в обширном идейном наследии Д.Л. Андреева остается ряд тем, по-прежнему нуждающихся в научной разработке. В частности, представляются недостаточно изученными политико-философские идеи, занимающие значительное место в трудах мыслителя.

Цель и задачи исследования. Цель работы - на основе реконструкции и комплексного анализа политико-философских идей Д.Л. Андреева определить идейный потенциал наследия мыслителя в отечественной общественно-политической мысли.

В соответствии с обозначенной целью были поставлены следующие задачи:

исследовать историко-политический контекст создания и публикации трудов Д.Л. Андреева, особенности творческой биографии мыслителя, идейные предпосылки его концепции;

реконструировать, систематизировать и проанализировать политико-философские идеи Д.Л. Андреева;

- определить основания «метаисторического анализа» политической
действительности, предложенные Д.Л. Андреевым и реализованные в его
концепции, проинтерпретировать введенные мыслителем авторские понятия

Прот. Валентин Дронов. Даниил Андреев - духовный поэт русского Православия // Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010; Протодиак. Андрей Кураев. Как относиться к «Розе Мира» // Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010; Дунаев М.М. Даниил Андреев <фрагмент исследования «Православие и русская литература> // Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010.

29 Храмов Е. Китежанин // Новый мир. 1991. №6; Романов Б.Н. Богосыновство. Даниил Андреев и русская духовная поэзия // Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010; Ростовцева И. Даниил Андреев: зеркальное письмо // Даниил Андреев в культуре XX века: Сб. статей и биографич. материалов. М.: «Мир Урании», 2000; Игнатьева А. «Большой ансамбль» литературного наследия Даниила Андреева // Даниил Андреев в культуре XX века: Сб. статей и биографич. материалов. М.: «Мир Урании», 2000; Тюпа В.И. Постсимволизм: Теоретические очерки русской поэзии XX века. Самара: Ун-т Наяновой, 1998.

(«уицраор», «велга», «демиург» и др.) в общепринятых терминах политической науки;

исследовать природу государства, движущие силы политической истории, закономерности, тенденции и смысл общественного развития в интерпретации Д.Л. Андреева;

рассмотреть предложенные мыслителем принципы общественного переустройства и политический идеал;

определить идейный потенциал, место и роль политико-философской концепции Д.Л. Андреева в отечественной религиозно-философской и общественно-политической мысли.

Теоретические и методологические основы исследования. В основу данной работы положены традиционные методы конкретно-исторического, сравнительного, структурного анализа, а также социокультурный, аксиологический, системный подходы.

В связи со своеобразным образно-символическим стилем Д.Л. Андреева одной из главных задач исследователя является толкование идей мыслителя в общепринятых научных терминах и, как следствие, особое значение приобретает герменевтический подход.

Научная новизна исследования

- В данном диссертационном исследовании впервые предпринята
попытка выявить, систематизировать и проанализировать политико-
философские идеи мыслителя в контексте русской религиозно-философской
традиции, определить идейный потенциал и место концепции Д.Л. Андреева
в отечественной общественно-политической мысли;

- впервые на основе комплексного анализа идей мыслителя,
относящихся к проблемному полю политической философии, определены
базовые основания предложенного мыслителем «метаисторического
анализа» политической действительности;

содержание использованных Д.Л. Андреевым авторских терминов («уицраор», «велга», «демиург» и др.) раскрыто с точки зрения подходов политической философии;

получены выводы о том, что, в интерпретации Д.Л. Андреева, государство обладает духовной природой и подчиняется ряду циклических закономерностей развития;

обосновано положение, согласно которому принципы общественных преобразований и политический идеал Д.Л. Андреева состоят, прежде всего, в совершенствовании духовной сферы общественной жизни, посредством которого должны быть преображены и иные ее сферы.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Наследие Д.Л. Андреева представляет собой синкретическую совокупность общественно-политических, историософских, культурологических, религиозно-философских идей, научный текстологический анализ и толкование которых позволяет выявить самобытную политико-философскую концепцию. Такие характерные особенности, как историософичность, социоцентризм, создание авторской мифопоэтической мировоззренческой системы для анализа политики в контексте комплексного исследования всех сфер человеческой деятельности, признание приоритетной роли духовного фактора, поиск принципов социальной гармонизации и идеального политического устройства, осмысление роли России в мировой истории, позволяют сделать вывод об органической связи политико-философских идей Д.Л. Андреева с традицией русской религиозной философии.

  2. Текстологический анализ основного труда Д.Л. Андреева «Роза Мира» позволяет реконструировать систему политико-философских идей мыслителя по таким базовым вопросам теории и философии политики, как движущие силы мировой политической истории, природа государства, закономерности и тенденции политического развития общества, факторы, определяющие форму государства, принципы политических преобразований

и достижения общественной гармонии, критерии оценки политической действительности, анализ роли индивида в макросоциальных процессах, осмысление проблем и перспектив межцивилизационного взаимодействия в современном глобализующемся мире, задач отдельных народов и государств в контексте общемирового общественно-политического строительства.

3. Ядром политико-философской концепции мыслителя является
«метаисторический анализ» политики, основаниями которого служат:

- представление о духовной природе политики и о существовании в
сфере общественного сознания «метаисторических сил» - сущностей,
которые определяют идейные стереотипы относительно всех существующих
форм человеческой деятельности и соответствуют макросоциальным,
исторически протяженным, многофакторным тенденциям общественно-
политического развития;

идея непредсказуемости, принципиальной изменчивости политического развития, по природе своей открытого для появления беспрецедентных, ранее неизвестных политических форм и подчиняющегося лишь сравнительно устойчивым закономерностям;

- телеологизм, согласно которому тенденции общественного развития
обусловлены выраженным в соответствующей «метаисторической» силе
политическим идеалом.

4. Авторские политико-философские термины, которые Д.Л. Андреев
вводит для обозначения «метаисторических сил», могут быть
проинтерпретированы в терминах политической философии. Такие понятия,
как «эгрегор», «уицраор», «велга», «каросса», «демиург», «Идеальная
Соборная Душа народа», являются иносказаниями, обозначающими смысл
политической истории с точки зрения общечеловеческого духовного
развития. Действие «метаисторических сил», по Д.Л. Андрееву, относится к
сфере общественного сознания и неформальной стороне социально-
политического поведения, а потому различные тенденции могут проявляться
в рамках одного и того же социального (политического) института.

  1. Одной из ключевых идей политико-философской концепции Д.Л. Андреева является двойственная оценка роли государства как основного актора современной мировой политики, неразрывно, однако, связанного с тенденцией к авторитаризму. По Д.Л. Андрееву, на том уровне духовно-нравственного развития, когда сохраняется опасность физического взаимоуничтожения людей, легитимное государственное насилие служит гарантом относительного, неустойчивого порядка; в то же время присущая государственной системе тенденция к самодовлеющему насилию препятствует духовному самосовершенствованию народа и несовместима с гармоничным социальным устройством.

  2. Поскольку Д.Л. Андреев обосновывает идею о духовной природе политики, можно сделать вывод о том, что проблему социальных преобразований и государственного строительства на гуманистических, демократических началах мыслитель связывает, прежде всего, с практикой индивидуального духовного совершенствования. «Роза Мира» - это предполагаемое состояние общественного сознания будущего, характеризующееся, в политическом плане, признанием личной ответственности рядового гражданина за государственное строительство и осознанием духовного смысла социальных действий. Политический идеал Д.Л. Андреева - реализация в рамках существующих законов и социальных институтов принципа «мирской праведности», выработка и практическое осуществление духовных идеалов для государственной, культурной, экономической, финансовой, эстетической, бытовой сфер жизни. В масштабе мировой политики концепция Д.Л. Андреева представляет собой осмысление тенденций к глобализации с точки зрения духовного развития народов. В силу ряда геополитических и социокультурных особенностей именно Россия, по мысли Д.Л. Андреева, должна дополнить мировое финансово-экономическое и военное объединение государств мирным межрелигиозным и межкультурным сотрудничеством народов.

7. На основании проделанной работы можно сделать вывод о том, что совокупность идей Д.Л. Андреева является самобытным вкладом в отечественную политико-философскую мысль. Продолжая традиции русской религиозной философии, концепция «Розы Мира» в то же время предлагает оригинальное осмысление актуальных политических проблем: противостояния авторитарным тенденциям в политике, ненасильственного межкультурного взаимодействия и роли России в глобализующемся мире.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов, обобщений и выводов, содержащихся в работе, для дальнейшей разработки концептуальных и теоретико-методологических положений в области политической философии, социологии, культурологии, религиоведения. Результаты исследования могут способствовать более глубокому пониманию феномена государственности, переосмыслению общественно-политического развития России и ее всемирно-исторических задач. Материалы и выводы исследования могут быть использованы при подготовке и преподавании курсов политологии, истории, социологии, истории политических учений.

Апробация исследования. Работа была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии политики и права философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. По теме диссертации опубликовано 6 научных статей общим объемом 2,8 п.л.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Похожие диссертации на Политико-философские идеи Д.Л. Андреева : 1906-1959