Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политико-правовые идеи социал-реформистской концепции "демократического социализма" в Португалии Якушик Валентин Михайлович

Политико-правовые идеи социал-реформистской концепции
<
Политико-правовые идеи социал-реформистской концепции Политико-правовые идеи социал-реформистской концепции Политико-правовые идеи социал-реформистской концепции Политико-правовые идеи социал-реформистской концепции Политико-правовые идеи социал-реформистской концепции Политико-правовые идеи социал-реформистской концепции Политико-правовые идеи социал-реформистской концепции
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Якушик Валентин Михайлович. Политико-правовые идеи социал-реформистской концепции "демократического социализма" в Португалии : ил РГБ ОД 61:85-12/62

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Условия формирования социал-реиюржтской концепций "демократического социализма" в Португалии 10

I. Основные черты социал-реформистской концепции "демократического социализма". Ее .варианты 10

2. Особенности развития Португалии в период общего кризиса капитализма. Апрельская революция 1974 г . 25

3. Возникновение и эволюция концепции "демократичес кого социализма" в Португалии 37

ГЛАЕА II. Теоретические вопросы государства и права в концепции "демократического социализма" 58

I. Антимарксистские характер, идеализм и метафизичность методологических основ концепции "демократического социализма" 58

2. Взгляды социал-реформистов на государство, диктатуру и демократию 81

3. Особенности социал-реформистского правопонимания... 108

ГЛАВА III. Социал-реформистские политико-правовые идеи государства переходного периода к социализму и их последствие в Португалии 133

I. Воззрения португальских социал-реформистов на организацию государственной власти переходного периода к социализму /до принятия конституции Португалии 1976 г . 133

2. Политико-правовые идеи "демократического социализма" и конституция Португалии 1976 160

Заключение 180

Список использованной литературы 194

Введение к работе

Современная социал-демократия, подобно оппортунистическим течениям П Интернационала /см.: 92, с.4/, является одной из главных опор капитализма. Под ее влиянием находится значительная часть рабочего класса и мелкобуржуазных слоев населения капиталистических стран. Выдвигая концепцию "демократического социализма" в качестве "альтернативы" и капитализму, и реальному социализму, идеологи социал-реформизма уводят трудящиеся массы в сторону от борьбы за свои коренные интересы, по ряду вопросов смыкаются с империализмом, который активно использует идеи "демократического социализма" как одно из средств, "рассчитанных на подрыв социалистического мира, его разрыхление" /III, с.9/. Находящиеся в плену социал-реформистских иллюзии трудящиеся массы могут и должны быть вовлечены в антиимпериалистическую борьбу. Поэтому коммунисты, неизменно подчеркивая, что "об идеологическом сближении научного коммунизма с реформизмом социал- демократов не может быть и речи" /ІЮ, с.32/, высказываются "за сотрудничество с социалистами и социал-демократами, чтобы установить передовой демократический строй сегодня и построить социалистическое общество в будущем" /126, с.306; см. также: 106, с.42/.

На необходимость аргументированной критики идеологии социал-реформизма обращалось внимание на ХХІУ-ХХУІ съездах КПСС /см.: 109, с.103; НО, с.73-74; III, с.146/. Июньский /1983 г./ Пленум ЦК КПСС, поставивший задачу развертывания поступательной контрпропагандистской работы как на международной арене, так и внутри страны /см.: ИЗ, с.52/, дал важнейшие ориентиры в идеологической борьбе против всех враждебных марксизму-ленинизму концепций.

Усиливающееся ...идейное расслоение в рядах международной социал-демократии требует дифференцированного подхода к ней, исследо вания теории и практики ее отдельных "национальных" и "региональных" отрядов.

Концепция "демократического социализма" в Португалии обладает немалой спецификой по сравнению с аналогичными идеями социал-реформистов других стран. Португальские идеологи "демократического социализма" в силу особенностей исторического развития их страны были вынуждены решать ряд таких теоретических вопросов, которые обычно находятся вне сферы внимания западноевропейской социал-демократии. Много своеобразия в ЭВОЛЮЦИИ официальной доктрины португальского социал-реформизма. Концепция "демократического социализма" оказала огромное воздействие на развитие государственно-правовых институтов Португалии, что особенно ярко проявилось при разработке конституции 1976 г. и ее пересмотре в 1982 г.

Советская и _ зарубежная марксистская литература по критике социал-реформистской идеологии достаточно обширна, но в ней невелик удельный вес юридических работ. Исследований политико-правовой идеологии португальского социал-реформизма пока еще нет. Б монографии и статьях советского историка И.Б.Данилевич /237; 235;23б/ дается общая характеристика истории, идеологии и политики Португальской социалистической партии. Вместе с тем государственно-правовой и, в частности конституционный, аспект идеологии португальской разновидности "демократического социализма" требуют специального рассмотрения с позиций юридической науки, которая имеет свой предмет, специфические цели исследования и особенности политико-правового анализа /см.: 335, с.3-59/.

Пелью настоящей диссертации является системный критический анализ с марксистско- ленинских методологических позиций полгшко-правовых идей "демократического социализма" в Португалии в их связи с государственно-правовыми учревдениями и политикой социал-реформизма. Данная цель конкретизируется в следующих основных зада чах: I/ раскрыть особенности концепции "демократического социализма" в Португалии, показав отражение в ней специфических условий развития этой страны в годы фашистской диктатуры, в период революции 1974-1976 гг. и во время последующего наступления правых сил на революционные завоевания трудящихся; 2/ вскрыть несостоятельность методологических и общетеоретических позиций португальских идеологов "демократического социализма" по вопросам государства и права , составляющих основу их социал-реформистской политической программы; 3/ выявить буржуазное содержание отстаиваемых португальскими социал-реформистами идей "правового государства", "разделения властей" и других положений об организации государственной власти, показать их антикоммунистическую и контрреволюционную направленность, неприемлемость для защиты коренных интересов трудящихся; 4/ определить характер воздействия политико-правовых идей "демократического социализма" на государственное строительство и правовое, прежде всего конституционное, развитие Португалии, раскрыть несоответствие между теорией и практикой социал-реформизма.

Методология и источниковедческая база исследования. Методологической основой диссертации является материалистическая диалектика. Автор работы руководствовался марксистско-ленинской теорией государства и права, принципами классовости и партийности, объективности и доказательности научных знаний. В качестве главных специальных и частно-научных методов исследования применялись системный подход, соединение исторического и логического рассмотрения, метод сравнительного правоведения.

Теоретическую основу исследования составили произведения классиков марксизма-ленинизма, программные документы Коммунистической партии Советского Союза, материалы съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС, работы и выступления руководителей КПСС и Советского госу дарства, документы, материалы и труды видных деятелей Португальской коммунистической партии и международного коммунистического движения. Особое значение для разработки темы имели работы и выступления Генерального секретаря ІЇЇШ А.Куньяла.

Обобщенная в диссертации марксистско-ленинская специальная литература включает в себя работы видных советских ученых-юристов по теории государствами права, государственному праву, истории политических и правовых учений, критике современной буржуазной, реформистской и ревизионистской идеологии - С.С.Алексеева, В.Д.Бабкина, А.М.Васильева, П.С.Грацианского, В.Е.Гулиева, В.Е.Даниленко, Н.Н.Деева, В.К.Забигайло, В.Д.Зорькина, И.П.Ильинского, Д.А.Кери-мова, Д.И.Луковской, Л.С.Мамута, П.Е.Недбайло, В.С.Нерсесянца, Н.С.Прозоровой, Э.Л.Розина, И.С.Самощенко, В.Г.Сокуренко, Ю.А.Тихомирова, В.А.Туманова, В.Е.Чиркина, Г.Х.Шахназарова, исследования зарубежных юристов-марксистов - Ы.Ананиевой /НРБ/, К.Кульча-ра /ВНР/, К.Мольнау /ГДР/, В.Морейра /Португалия/, Н.Неновски /НРБ/, труды советских философов, историков и экономистов - Ф.М. Бурлацкого, А.П.Бутенко, А.А.Галкина, И.В.Данилевич, В.В.Заглади-на, К.И.Зародова, Н.М.Кеизерова, Б.А.Кольчика, Ю.А.Красина,И.М.Кри-вогуза, Л.Г.Крицкого, М.А.Неймарка, В.А.Никитина, Б.С.Орлова, Ф.Я.Полянского, С.И.Попова, С.С.Салычева, Н.Г.Сибилева, Г.С.Сого-моняна, В.І ї.Суханова, О.К.Тимашковой, В.А.Уварова, В.Я.Швейцера, С.В.Ястржембского, а также зарубежных философов и историков-марксистов - Г.М.Карасимеонова, А.Кожарова /НРБ/, Я.Обзины /ЧССР/, Дж.Уодлиса /Великобритания/, Е.Фремонтье /Франция/ и других авторов.

При написании диссертации были использованы материалы газеты "Правда", журналов "Коммунист", "Проблемы мира и социализма", "Рабочий класс и современный мир", периодических изданий ШШ -газеты "Аванте!" и журнала "Милитанте", а также прогрессивной португальской газеты "Диариу" и др.

Б диссертации критически проанализированы программные документы Португальской социалистической партии /ПСИ/, материалы ее съездов, другие официальные публикации этой партии, работы и выступления ее лидеров и основных идеологов /М.Соареша, В.М.Годынью, Ф.С.Зеньи, М.С.Кардиа, М.Курту, А.А.Сантуша, Б.Г.Фернандеша и др./, документы и материалы иных португальских социал-реформистских организаций и групп.

Объектом диссертационного исследования являлись также конституция Португалии 1976 г. в ее первоначальной и нынешней /1982 г./ редакциях, другие нормативные акты Португалии, тексты законопроектов, выдвигавшихся различными партиями, и материалы их обсуждения в Учредительном собрании и Ассамблее Республики.

Предметом критического анализа послужили программные документы Социнтерна и ряда;, социал-демократических партий, работы ведущих социал-реформистских идеологов Австрии, Испании, Италии, Франции, ФРГ, а также буржуазных юристов - Дж. Де Верготтини /Италия/, М.Каэтану, А.С.Яеала, І.Б. де Маседу, Ж.Миранды /Португалия/ и др.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации определяется тем, что она является первым в советской юридической литературе исследованием политико-правовых идей социал-реформистской концепции "демократического социализма 1 в Португалии в их связи с практикой социал-реформизма и развитием государственно-правовых институтов Португалии.

Наиболее важными новыми или обладающими элементами новизны выводами и положениями, сформулированными и обоснованными в диссертации, являются:

I. Предложенное соискателем понятие общей социал-реформист-ской концепции "демократического социализма" и раскрытие специ фики политико-правовых идей ее португальской разновидности; вывод о том, что особенности португальской разновидности "демократического социализма" заключаются в своеобразном сочетании в ней элементов правого и левого вариантов данной общей концепции и отражении в ней внутриполитического развития Португалии от фашистской диктатуры к существующему ныне буржуазно-демократическому режиму через этап антифашистской антиимпериалистической демократической революции I974-IS76 гг.

2. Анализ основных принципов и доктрин, лежащих в основе государственно-правовой практики португальского социал-реформизма /"правового государства", "разделения властей", "плюралистической демократии"/, позволивший сделать вывод о том, что государство переходного к социализму периода мыслится идеологами "демократического социализма" как государство буржуазного типа.

3. Выявление объективно контрреволюционного характера в конкретных условиях Португалии социал-реформистской трактовки соотношения "гражданской" и "военной власти" в государстве, критика выдвигавшихся социал-рефоршстами с позиций "чистой демократии" требований подчинения "военной власти" "власти гражданской",

4. Исследование вопроса о влиянии концепции "демократического социализма" на развитие государственно-правовых институтов и конституцию Португалии 1976 г., в которой декларирование строительства социализма как цели государства соединяется с.типичными идеями буржуазного конституционализма .

5. Исследование малоизученного в советской юридической литературе вопроса о социал-реформистском лравопонимании и вывод о том, что оно восприняло основные идеи современной буржуазной юридической науки - формальную внеклассовую трактовку права, миф об "общей воле" и о "беспристрастном регулировании" общественных конфликтов, идеи сохранения неких "общих культурных ценностей За пада.

Практическое значение "результатов исследования. Проведенное диссертантом исследование выполнено в плане решения поставленной КПСС задачи усиления контрпропагандистской работы против влияния буржуазной идеологии. Его результаты могут быть использованы для дальнейшего развертывания критики теории и практики современного социал-реформизма и разработки научных проблем соотношения идеологии социал-реформизма и правого ревизионизма, проблем истории международного рабочего движения, новейшей истории Португалии. Положения и выводы диссертации могут быть использованы при чтении учебных курсов по истории политических учений, теории государства и права, всеобщей истории государства и права, спецкурсов по критике современных буржуазных, реформистских и ревизионистских учений о государстве и праве.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации изложены в опубликованных диссертантом научных статьях, а также докладывались на заседаниях кафедры теории государства и права и на научных конференциях молодых ученых юридического факультета Киевского госуниверситета, на Ш Всесоюзной школе молодых ученых-юристов /г.Звенигород, 1983 г./ и П Республиканской конференции молодых ученых "Обострение идеологической борьбы по глобальным проблемам современности и молодежь" /г.Киев,1983г./. Материалы работы используются в учебном процессе на юридическом факультете и факультете международных отношений и международного права Киевского госуниверситета.

Основные черты социал-реформистской концепции "демократического социализма". Ее .варианты

В силу несомненного сходства идеологии современного социал-реформизма с теоретическими полоненнями ее идейных предшественников трудно однозначно определить время возникновения концепции "демократического социализма" не только в Португалии, но и в мире в целом. Обычно в советской литературе эту концепцию отождествляют с официальной идеологией Социалистического интернационала - созданного в 1951 г. международного объединения социал-реформистских партии, с идеологией современной социал-демократии /см.: 344, с.202; 353, с.З; 388, с.75-76; 395, с.8-Ю; 417, с.31; 431, с.17,39; 436, с.5/. Такой подход, на ваш взгляд, является вполне обоснованным. Вместе с тем требуются определенные уточнения. В частности, это касается некоторых не до конца решенных вопросов, связанных с отграничением "демократического социализма" от смежных концепций /в первую очередь от буржуазно-реформистских теорий/ и с определением понятия концепции "демократического социализма".

Термином "демократический социализм" для обозначения своей идеологии в настоящее время пользуются представители различных немарксистских /в том числе и открыто антимарксистских/ концепций социализма . Из их перечисления, данного авторами монографии "Что такое "демократический социализм"?"и статьи "Демократический социализм" в словаре по научному коммунизму, следует, что за этим названием кроме различных вариантов социал-реформистской идеологии, могут скрываться и иные по своей природе оппортунистические и откровенно буржуазные концепции /см.; 431, с.7-8, 127-182; 334, с.41-43/. Всех их объединяет лишь то, что они противопоставляются марксизму-ленинизму ж реальному социализму. Появление буржуазно-реформистских концепций "демократического социализма" является следствием попыток части либеральной буржуазии выдать себя за социал-демократов путем заимствования социал-реформистской терминологии, а также, как отмечает А.А.Галкин, "прямого перехвата" буржуазными реформистами конкретных программных требований социал-демократии /216, с.80/. Аналогичными причинами - политической мимикрией и идейным влиянием социал-реформизма - объясняется и возникновение отличных от социал-реформистских право- и левоошгартунистических концепции "демократического социализма".

Б научной литературе имеются различные определения социал-реформистской концепции "демократического социализма". Е.Г.Панфилов /355, с.77/ и А.М.Садовская /384, с.26/ отмечают ее основные признаки и наиболее характерные программные установки. Б.А.Никитин /345, с.35/ наряду с указанием на реформистский характер идеологии "демократического социализма" подчеркивает специфику ее социальной базы. Не касаясь вопроса об удачности тех или иных формулировок, использованных в имеющихся определениях /см. также: 441, с.31/, следует отметить их неполноту, ибо обобщающее определение социал-реформистской концепции "демократического социализма", как представляется, должно раскрывать: а/ специфику составляющих ее основное содержание идей; б/ особенности ее социальной базы /т.е. указывать ее основных носителей/; в/ классовый характер данной концепции, т.е. то, чьи классовые интересы она объективно защищает.

Можно назвать следующие важнейшие черты социал-реформистской концепции "демократического социализма".

Во-первых, она отвергает правильность основных положений марксистско-ленинской теории научного социализма и извращает природу соответствующего ей реального социализма.

Во-вторых, ей свойственна определенная критика капитализма как социально несправедливой системы. Некоторые исследователи проблем социал-демократии оставляют этот элемент "демократического социализма" без должного внимания. С.И.Попов, например, пишет, что "демократический социализм" исходит "из признания незыблемости буржуазного строя и его экономической основы - частной собственности на средства производства" /361, с.16/. Конечно же, социал-реформистская критика капитализма, как справедливо отмечает Н.Г.Сиби-лев, "весьма поверхностна, недостаточно содержательна и принципиальна" /388, с.77/. Она главным образом содержит, пользуясь словами Б.И.Ленина, "прекраснейшие общие места" /63, с.247/, но все-таки, несмотря на это, она есть /см.: 527,s. 50; 535, р.1-3; 542, р.8-14; 594, р.357; 599,а 612/ и является обязательным компонентом социал-реформистской идеологии, отличающим ее от буржуазно-реформистских теорий /см.: 189, с.4; 337; с.136-137; 457, р.356/.

Третий важнейший элемент социал-реформистской концепции "демократического социализма" - выдвижение в качестве "альтернативы" и капитализму и реальному социализму иллюзорного социального идеала -общества "демократического социализма", в котором при сохранении институтов буржуазной демократии якобы удастся обеспечить социальное равенство, широкие демократические права и свободы всех граждан, ликвидировать эксплуатацию человека человеком.

Единственный путь к достижению данного социального идеала социал-реформисты видят в постепенном "реформировании" капитализма в рамках системы буржуазного парламентаризма. Обоснование программы реформ составляет четвертый элемент концепции "демократического социализма", который обычно именуется теорией "третьего пути развития"

Особенности развития Португалии в период общего кризиса капитализма. Апрельская революция 1974 г

Португалия, которую В.И.Ленин в 1916 г. наряду с Францией, США, Швейцарией относил к числу самых демократических буржуазных к власти пришел фашизм - "открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала" /131, с.376/. Б 1926 году португальская крупная буржуазия и латифундисты совершили военный переворот. "Их цель, - указывал А.Куньял, - заключалась в том, чтобы "поставить себе на службу государственный аппарат, отстранить от власти мелкую и среднюю буржуазию, затормозить рабочее движение" /138, с.17/. К середине 30-х годов военная диктатура трансформировалась в фашистский режим. В такой форме нашла свое отражение в этой стране отмеченная В.И.Лениным общая тенденция империализма к политической реакции /см.: 59, с.93/.

Учитывая специфику фашистского режима в Португалии - его зависимость от иностранного капитала56 и тесную связь с традиционными консервативными кругами /латифундистами и католической церковью/, Португальская коммунистическая партия /ПКП/ определила его как "террористическую диктатуру монополий, связанных с иностранным империализмом, и помещиков" /135, р.22/.

Португальские фашисты во главе с диктатором А. ди Оливейра Салазаром, создавая механизм антинародной диктатуры, копировали основные черты государства фашистской Италии, а с 1933 г. и Германии. В стране были запрещены все политические партии, кроме образованного в 1930 г. фашистского Национального союза. Зверствовала политическая полиция ПЙДЕ, тысячи людей были брошены в тюрьмы, концентрационные лагеря. Свободные профсоюзы были уничтожены и созданы корпоративные профсоюзы - органы "классового сотрудничества" t контролировавшиеся государством и предпринимателями. Фашнстекая конституция 1933 г. провозгласила Португалию "унитарной корпоративной республикой" /см.: 163, с.748; 228, с.22-31; 463,р.34-35, 251/.

Несмотря на свою относительную слабость в силу общей социально-экономической отсталости Португалии и ее зависимости от иностранного империализма португальский фашизм, подобно испанскому, продержался у власти значительно дольше, чем в других странах -вплоть до 1974 r.s В 1968 г. Салазара на посту диктатора сменил М.Каэтану, который,прикрываясь рассуждениями о "либерализации" режима, продолжал прежнюю политику.

За время существования антинародного террористического режима в Португалии возник и укрепился государственно-монополистический капитализм. Если в 1926 г. в стране, как отмечает А.Куньял,"еще не существовало крупных промышленных групп, а финансовый капитал... был далек от того, чтобы занять господствующие позиции в национальной экономике" /139, с.78; см. также: 138, с.17/, то к 1938 г. акционерным обществам, составлявшим всего 4,3 % от общего числа португальских компаний, принадлежало уже 52,2 % капитала /463, р.35, 251/. Фашистское государство активно вмешивалось в экономическую жизнь с целью ускорения концентрации и централизации капитала. Происходило массовое разорение мелких предпринимателей /см.: 138, с.27-31/. К 1974 г. в экономике Португалии безраздельно господствовали семь монополистических объединений, тесно связанных с иностранным капиталом /см.: 150, р.24-28/. Б 60-е - 70-е годы в Португалии появились новейшие отрасли промышленного производства, крупные предприятия. Резко возросла численность пролетариата , повысился уровень его профессиональной подготовки. Быстрыми темпами развивалась сфера услуг, в значительной степени благодаря поощрению международного туризма.

Однако основная часть крупных предприятий, игравших главенствующую роль в португальской экономике, была сосредоточена в двух районах - вокруг Лиссабона и Порту. Большинство других районов страны оставалось экономически отсталыми. Б целом численность работников наемного труда, занятых на мелких и средних промышленных предприятиях, а также в сфере услуг и транспорта, существенно превосходила число рабочих крупных предприятии.

Практически по всем основным показателям уровня экономического развития страны и уровня жизни трудящихся Португалия находилась на последнем месте в Европе /см.: 138, с.6-37; 396, с.80-83/, или, если учитывать Турцию, - на предпоследнем /см.: 274, с.14/. Как свидетельствуют статистические данные, португальские рабочие зарабатывали в 3-6 раз меньше западноевропейских. В то же время жалование высших административных кадров и технического персонала не уступало европейскому уровню /см.: 396, с.81/.

Антимарксистские характер, идеализм и метафизичность методологических основ концепции "демократического социализма"

Одной из важнейших особенностей португальского варианта "демократического социализма" по сравнению с большинством других его "национальных" вариантов является то, что вплоть до 1983 г. формально декларировалась его связь с марксизмом. Однако нет оснований считать, что португальские социал-реформисты в своем отношении к марксизму существенно отошли от позиций Социнтерна, в программной декларации которого /1951 г./ записано: "Социализм -мевдународное движение, не требующее единообразия в занимаемой позиции. Основывают ЛИ социалисты свою веру на марксистских или других методах анализа общества, вдохновляются ли они религиозными или гуманистическими принципами, все они стремятся к общей цели..." /599,S.613-614/. Свойственный всей социал-реформистской идеологии принцип "идеологического плюрализма" и "мировоззренческого нейтралитета" закреплен не только в новой "Декларации принципов ДСП" /1983 г./, в которой говорится, что "ПСП не отдает предпочтения какой-либо философской или религиозной доктрине и признает за своими членами полную свободу выбора той или иной доктрины" /539, р.1/. Он достаточно четко проявляется и в прежней "Декларации принципов ПСП" /в редакциях 1973 и 1974 гг./.

Во-первых, в ней подчеркивалось, что "ПСП ставит цель осуществить синтез различных течений, стремящихся к социализму в условиях свободы" /494, р.5/, а, во-вторых, марксизм провозглашался лишь "основным", но не единственным "источником теоретического вдохновения" партии /494, р.6/, и при этом особо отмечалось признание "важности вклада христиан /в редакции 1974 г,: "всех религиозных течений"/ в дело борьбы за социализм" /494, р.6; 170, р.168/. Ярким свидетельством попытки португальских социал-реформистов лишь бравировать своей "близостью" к марксизму является следующее высказывание М.Соареша: "Мы - не марксистская партия, -говорил он в 1976 г.,- а партия только вдохновляемая марксизмом" /574,s.166/.

Итак, важно определить, что же в действительности скрывалось за декларировавшейся португальскими социалистами приверженностью марксистской теории при одновременных заявлениях об "открытости" "демократического социализма" для религиозных и других идеалистических доктрин.

М.Соареш неоднократно подчеркивал, что среди португальских социалистов имеются три "основные течения": а/ течение, следующее "идеям гуманного социализма, одним из наиболее выдающихся представителей которого в Португалии был Антониу Сер&иу"; б/ течение, заявляющее о своей связи "с марксизмом, понимаемым не как катехизис, а главным образом как метод анализа"; в/ течение, отстаивающее принципы "христианского гуманизма, обратившееся к социализму после революционных изменений, происшедших за последние годы в католической и протестантской церквах" /566, р.10; см. также: 568, р.183-184; 581, р.61/. М.Соареш приводит данную классификацию португальских социалистов с целью скрыть истинные течения в "демократическом социализме" - деление социал-реформистов на левых и правых? Вместе с тем следует признать, что он отмечает наличие особенностей в способах теоретического обоснования политико-правовых идей концепции "демократического социализма". Если отбросить используемую М.Соарешем социал-реформистскую терминологию и заменить научной, то классификация основных способов обоснования концепции "демократического социализма" может быть представлена следующим образом: а/ открытый отказ от марксизма и использование неокантиантских, позитивистских буржуазных концепции; 6/ использование методологии "классического" ревизионизма и так называемого "неомарксизма"; в/ использование теологической, религиозной аргументации.

У каждого из этих способов объяснения общественных явлений имеется своя специфика, но есть в них нечто общее, свойственное концепции "демократического социализма" в целом, что будет показано ниже.

Воззрения португальских социал-реформистов на организацию государственной власти переходного периода к социализму /до принятия конституции Португалии 1976 г

Как и в любом другом "национальном" варианте концепции "демократического социализма", важное место в ее португальской разновидности занимает проблема реформистского перехода к социализму. В первой половине 70-х годов ее трактовка португальскими социал-реформистами содержала в себе ряд существенных отличий от соответствующих идей большей части западноевропейской социал-демократии.

Во-первых, факт существования в их стране фашистского режима обусловливал включение в "социалистическую" программу португальских /как и испанских /см.: 511, р.20-21/ социал-реформистов дополнительного /первого/ этапа преобразований - "ликвидацию фашизма и установление политической демократии" /565, р.365/. При этом не исключалась возможность применения революционного насилия /см.: 565, р.-323, 391-392; 567, р.217, 269, 278-279/, что свидетельствовало о возможности широкого сотрудничества революционных сил с социал-реформистами на этапе антифашистской демократической революции.

Во-вторых, вследствие доминирующего положения в социал-реформистском движении в Португалии /до 1976 г./ представителей его левого крыла /"неомарксистов", сторонников идей "самоуправленческого социализма"/, в официальной концепции ПСП отвергалась свойственная правой социал-демократии /особенно английской, западногерманской, шведской/ теория "государства всеобщего благоденствия" как переходного этана к социализму /см.: 542, р.7,10-11; 594,р.354; 255, с,76-77; 418, с.140/. Как и многие левые социалисты других стран например, 255, с.77/ лидеры ЇЇСЇЇ квалифицировали эту теорию как неприемлемую для них неолиберальную доктрину /см.: 507, р.149/ . Вместо нее португальскими идеологами "демократического социализма" была выдвинута теория "переходного периода к социализму", включавшая в себя идеи "обобществления основных средств производства", "демократического планирования экономики", "введения самоуправления", "установления власти трудящихся" /см.: 494, р. 17-25; 534, р.10-46; 565, р.365/.

Государственно-правовые аспекты разработанной португальскими социал-реформистами социально-экономической программы преобразований будут рассмотрены в следущем параграфе в связи с определением влияния концепции "демократического социализма" на конституцию Португалии 1976 г. Здесь же остановимся на анализе взглядов португальских социал-реформистов на организацию государственной власти в переходный к социализму период.

Идеологами "демократического социализма" предусматривалась ломка репрессивного аппарата фашистской диктатуры /в первую очередь -ликвидация наиболее одиозных его элементов - политической полиции ІЩЕ и "чрезвычайных судов"/, общая демократизация государства. Вместе с тем их планы имели целью не слом буржуазной государственной машины, а лишь изменения ее формы.

Роль орудия построения социализма лидеры ПСП отводили так на й Негативное отношение к теории "государства всеобщего благоденствия" сохраняется у португальских представителей левого течения в "демократическом социализме" и в настоящее время. М.Курту, например, говорит о ее банкротстве /см.: 592, р.7/. Португальские правые социалисты, хотя и перешли на позиции этой теории, но пока воздерживаются от использования ее "ярлыка", ибо в силу переживаемого ею кризиса это не может принести им каких-либо политических дивидендов "правовому государству" /см.: 595, р.6/, наделенному типичными атрибутами буржуазной демократии . В самом общем плане В.Г.Фернандеш определял "правовое государство" как "политическую и юридическую организацию страны, обеспечивающую права и неотъемлемые свободы граждан, при которой существует исполнительная власть, ответственная за свои действия, законодательная власть, создающая законы и контролирующая их исполнение, и полностью независимая судебная власть" /501, р.44/. Обобщение отдельных высказываний португальских социал-реформистов по проблеме "правового государства" /см.: 501, р.17-20,28,43-46,55-56; 567, р.16,41,191/ s Еыдвигая собственный вариант теории "правового государства", португальские идеологи "демократического социализма" не занимаются специальной разработкой вопросов соотношения государства и права, а сосредоточивают свое внимание на выборе "оптимальных", по их мнению, принципов функционирования государственного механизма и его "наилучшей" структурной организации. Поэтому диссертант не останавливается на получившей широкое освещение в марксистско-ленинской юридической литературе проблеме критики идей "примата права", свойственных различным вариантам буржуазной концепции "правового государства" /см.: 177, с.193; 182, с.73-74; 278, с.5; 306, с.90; 413, с.26; 426, с.51/.

Похожие диссертации на Политико-правовые идеи социал-реформистской концепции "демократического социализма" в Португалии