Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-политическая концепция партии социалистов-революционеров Юрченков Евгений Юруллаевич

Социально-политическая концепция партии социалистов-революционеров
<
Социально-политическая концепция партии социалистов-революционеров Социально-политическая концепция партии социалистов-революционеров Социально-политическая концепция партии социалистов-революционеров Социально-политическая концепция партии социалистов-революционеров Социально-политическая концепция партии социалистов-революционеров
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Юрченков Евгений Юруллаевич. Социально-политическая концепция партии социалистов-революционеров : диссертация ... кандидата исторических наук : 23.00.01.- Москва, 2001.- 134 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/642-4

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Эсеровская концепция социально-политического развития России 19

Раздел II. Проблемы многонациональной России в концепции эсеров 62

Раздел III. Социально-политическая концепция эсеров и современность 82

Заключение 113

Библиографический список использованной литературы 120

Приложение 127

Эсеровская концепция социально-политического развития России

Социально-политическое положение России на рубеже XIX—начала XX вв. было всецело связано с особенностями её социально-экономического развития, с тесным переплетением феодально-крепостнических остатков в землевладении и бурным развитием капитализма в промышленности, строительстве, железнодорожном транспорте и в банковском деле. В России капитализм "насаждался" сверху самодержавным правительством в области тяжёлой промышленности и стихийно развивался в сельском хозяйстве. Эти противоречия отразились как на уровне развития капитализма, на его темпах, так и на социальном развитии общества, на формировании классов буржуазного общества и на их антагонистической борьбе.

Главным тормозом экономического развития буржуазного общества являлось помещичье землевладение и крестьянское землепользование. У 30 тыс. российских помещиков в начале XX в. было 62 млн. десятин земли; у 10 млн. крестьян было 70 млн. десятин земли. Именно здесь решалась судьба будущей России, здесь был источник буржуазно-демократической революции.

На рубеже XIX— начала XX века в стране сложились классы, присущие буржуазному обществу— пролетариат и буржуазия. Однако политическая власть находилась в руках самодержавия, выражавшего и защищавшего интересы помещиков и дворян. Такое положение не могло не вызвать острейшей общественно-политической борьбы.

В условиях социально-экономического и политического кризиса революционное и оппозиционное движение могли возглавить только политические партии, которые стали возникать в конце XIX века. Возникшая партия социалистов-революционеров считала себя выразительницей интересов всех угнетённых, в первую очередь рабочего класса и трудового крестьянства.

Партия социалистов-революционеров входила в общедемократический лагерь и была довольно многочисленной. По своему составу она являлась мелкобуржуазной. Кроме того, в её рядах были крестьяне, ремесленники, интеллигенция и рабочие. Эсеры считали себя правопреемниками революционного народничества. Распад "Земли и Воли", гибель "Народной воли", формирование либерального народничества не могло не сказаться на развитии общественного движения в России в конце XIX века. Возникновение марксистских организаций, ориентирующихся на пролетариат в революционной борьбе с царизмом, оформление либерально-буржуазного течения, выражавшего интересы российской буржуазии, заставляло неонародников искать своё место в общероссийской борьбе.

Сформировавшееся в 80-х— начале 90-х годов XIX века либеральное народничество стало тормозом не только для распространения марксизма в России, но и для развития мелкобуржуазного революционного движения. Как писал впоследствии лидер партии эсеров В.М.Чернов, "боевое народничество 60-х и 70-х годов сменилось пресным культуртрегерским народолюбием восьмидесятников, сосредоточивших всё своё внимание на кустарных промыслах, артелях, общественных запашках, пытающихся подобно тартарену "вырастить баобаб в горшке из-под резеды"1.

Распад народнических организаций на отдельные группы, формирование различных течений, порой противоположных по своим взглядам и интересам, отражал состояние общедемократического движения. С 1881 года в Петербурге действовала подпольная организация "Группа народовольцев", многие члены которой во главе с М.С.Ольминским вступили впоследствии в РСДРП. Вокруг журнала "Русское богатство", наоборот, группировались либеральные народники. В 1892 году образовалась "группа молодых народовольцев", в 1893 году за границей сложилась "Группа старых народовольцев", начавшая издавать журнал "Вестник русской революции". В 1894 году сформировался "Северный союз социалистов-революционеров", в 1896 году возникла "Южная партия социалистов-революционеров". Наконец, в формировании партии эсеров существенную роль сыграли "Рабочая партия политического освобождения России" (1899г.) и заграничная "Аграрно-социалистическая лига" (1900г.), а с 1903 года "Заграничный союз социалистов-революционеров".

Свою историю социалисты-революционеры ведут от группы "Народное право", возникшей в начале 90-х годов, издававшей "Манифест", "Насущный вопрос" и брошюры, раскрывающие его содержание. Группа поставила перед собой задачу объединить революционные и либеральные элементы России, организовать общественное мнение, создать силы, борющиеся при помощи "всех нравственных и материальных средств" с деспотизмом . Однако группа была довольно быстро разгромлена полицией.

Оформление партии эсеров заняло несколько лет. В 1896 году "Северный союз социалистов-революционеров" издал "Основные положения программы социалистов-революционеров". В "Основных положениях" говорилось о необходимости путём пропаганды и агитации, путём массового террора проводить революционную борьбу против самодержавия. Авторы документа заявляли, что систематический террор будет продолжаться до полной дезорганизации врага и прекратится лишь после свержения самодержавия и достижения полной свободы" .

В 1898 году "Союз социалистов-революционеров" издал "Основные положения" в виде брошюры под названием "Наши задачи", которая была разослана для обсуждения в народнические организации на местах. Это был переработанный и расширенный вариант программы, который должен был стать основой для создания партии. В "Наших задачах" говорилось, что программа "Союза эсеров" во всём существенном сходна с программой "Народной Воли". "Некоторые изменения, вызванные жизнью, нисколько не лишают нас права считаться продолжателями дела, завещанного революционерами 80-х годов, и если мы не называем себя народовольцами, то это обусловлено не изменением программы, а, главным образом, соображениями тактики: нежеланием вызывать лишние недоразумения в виду существующей общей путаницы понятий в среде революционной интеллигенции, часто встречающимся полным незнакомством с нашим революционным прошлым и способностью нередко из-за названий и клички видеть врагов в союзниках"1.

В программном документе говорилось, что ближайшей целью "Союза" является борьба за политическое освобождение России— уничтожение самодержавия. Этой политической свободой воспользуется русская социалистическая партия для осуществления ряда радикальных реформ, приближающих нас к социалистическому строю будущего. Для достижения намеченной цели, считали лидеры "Союза", необходима организованная революционная сила, создание которой и является основной задачей организации. Такой организацией должна стать партия.

Для создания партии необходимы кадры. На первое место "Союз социалистов-революционеров" поставил перед собой задачу вести агитационно-пропагандистскую работу среди интеллигенции и главным образом среди молодёжи, а также среди фабричных рабочих крупных центров. В "Наших задачах" отмечалось, что члены "Союза" "глубоко уверены, что пока в России не возникнет самостоятельного рабочего революционного движения, до тех пор, как и прежде, инициатором этого движения, авангардом русской революции будет являться социалистическая интеллигенция..." .

Главной опорой революции, её главной боевой силой члены "Союза" считали городской фабричный пролетариат крупных промышленных центров. "Он, предводительствуемый социалистической интеллигенцией, поднимет движение и явится выразителем воли всей трудящейся массы— фабричного люда и крестьянства" .

Члены "Союза социалистов-революционеров" в данное время сочли для себя нецелесообразным работать среди крестьянства. "Систематическую деятельность среди крестьянства мы оставляем на будущее, не отказываясь лишь пользоваться всякими удобными способами для ознакомления крестьянства со своей программой и привлечения сознательных сторонников из наиболее развитой его части. Такое наше отрицательное отношение к крестьянству, как к неудобной почве для революционной пропаганды и агитации, отнюдь не основывается на каких-либо общетеоретических посылках...". На крестьянство члены Союза смотрели как на пролетариат1. В основу тактики борьбы "Союз социалистов-революционеров" поставил терроризм. Причём утверждалось, что "это положение санкционировано нашими учителями социализма К.Марксом и Ф.Энгельсом"2.

Проблемы многонациональной России в концепции эсеров

Обращение неонародников к проблеме межнациональных отношений в Российской империи заметно уже в конце XIX века. Созданные в это время организации, в 1901—1902 годах объединившиеся в партию социалистов-революционеров, включили в свои программы требования по национальному вопросу. Так, в "Манифесте партии социалистов-революционеров" провозглашалось "признание права отдельных национальностей на политическое самоопределение", а "Основные положения программы социалистов-революционеров" содержали требование преобразования России в федерацию самостоятельных народностей . В целях усиления борьбы с самодержавием эсеры начали сотрудничать с революционными национальными партиями ещё" до выработки своей общепартийной программы. На конференции оппозиционных и революционных организаций России, проведённой в сентябре 1904 года в Париже, наряду с другими проблемами рассматривался и национальный вопрос. При обсуждении последнего собрание констатировало, что "участвовавшие в конференции партии.... сходятся в признании за каждой народностью права на национальное самоопределение и на гарантированную законами свободу национального развития" . Вопросы национального устройства обсуждались и на Женевской конференции социалистических и революционных партий, созванной по инициативе Георгия Гапона в апреле 1905 года. В этом собрании участвовали эсеры, Грузинская партия социалистов-федералистов-революционеров, Польская социалистическая партия, Белорусская социалистическая громада и другие. В принятой декларации говорилось, что все партии— участники конференции— будут стремиться поднять в стране вооружённое восстание. Цель восстания— переустройство России на демократических началах, на основе всеобщей, прямой, равной и тайной подачи голосов. Средство для этого— созыв отдельных учредительных собраний России, Финляндии, Польши и Кавказа3.

Проведение этих конференций было характерным явлением в период оживления политической активности, а вместе с ней и национальной жизни в стране. Этот процесс был отмечен исследователями национальной политики эсеров. А.Б.Шимановский писал: "... в 1904—07 гг. общее русло освободительной борьбы расщепилось по национальностям... общее движение, имевшее общий же объект ненависти и общую цель, тем не менее претворилось в ряд "движений": создались русла национально- революционных и национальных культурно-социалистических течений; таким образом всё в целом революционное движение проявило тенденцию к "национализации"1. О росте национального движения в эти годы говорила и Брюллова-Шаскольская .

В годы первой русской революции интерес к национальной проблематике у социалистов-революционеров стал постоянным. В программе партии, принятой в начале 1906 года, были отражены основные требования, выдвинутые национально-освободительным движением. Среди них: "... введение родного языка во все местные, общественные и государственные учреждения; ... в областях со смешанным населением право каждой национальности на пропорциональную своей численности долю в бюджете, предназначенном на культурно-просветительные цели, и распоряжение этими средствами на началах самоуправления" . Но, по мнению эсеров, решение национального вопроса не ограничивалось уравнением в правах языков, а было тесно связано с изменением политической системы в России и даже её государственного устройства. Основным положением национальной программы являлось требование всеобщего и равного избирательного права для всех граждан без различия пола, вероисповедания и национальности, установление на этих началах демократической республики с широкой автономией областей и общин, как городских, так и сельских; возмозкно более широкое применение федеративных отношений между отдельными нациями; признание за ними безусловного права на самоопределение4.

Последний пункт вызвал дискуссию на съезде. Противники предоставления "безусловного права" на самоопределение указывали на то, что такое право позволит некоторым народам требовать полного отделения от России. Они предполагали ограничиться предоставлением всем нациям равных политических прав. Делегат Крымский внёс следующую поправку к тексту программы: "Признавая право на самоопределение национальностей, входящих в состав русского государства, мы думаем, что их политическое обособление нанесёт ущерб делу единения трудящихся масс, и поэтому высказываемся против него" .

В.М.Чернов, ознакомивший съезд с проектом программы от имени редакции "Революционной России", в своём заключительном слове признавал, что взаимное обособление и изоляция народностей нежелательны, а поэтому он подчеркивал: "... мы выступаем сторонниками возможно более широкого применения федеративного принципа к отношениям между национальностями; итак, наш идеал— не обособление, а сотрудничество и сожитие национальностей, основанное на их свободном соглашении и взаимном признании друг друга равноправными договаривающимися сторонами" .

Продолжая свою речь, он заметил, что не одно и то же— признавать право нации на самоопределение и непременно одобрять стремление народа к государственному обособлению. Развивая мысль, Чернов подчеркнул, что если нация настроена на отделение—хотя бы только для того, чтобы отгородиться таможенными заставами, то партия социалистов-революционеров должна уважать это решение как правомочное, защищать его по формальным мотивам, но, партия не обязана одобрять "по существу" подобное решение. Говоря о нежелательности "взаимного обособления" народов, В.М.Чернов тем не менее допускал в некоторых случаях историческую необходимость и прогрессивность государственного отделения. В качестве примера подобного размежевания народов Чернов указал на отделение Норвегии от Швеции2.

Точка зрения докладчика была поддержана большинством делегатов съезда. Поправку Крымского, сводившуюся к тому, чтобы убрать выражение о "безусловном" праве на самоопределение, отвергли при голосовании. Сохранённое в программе партии слово "безусловное" служило показателем предельной границы самоопределения нации. Ибо, как следует из выступления Чернова, возможны два случая самоопределения "самоопределяющаяся национальность совершенно отделяется; самоопределяющаяся национальность составляет автономную часть целого" . Данные определения поставили ряд вопросов: связь "нации" с территорией (как необходимое условие для реализации права на обособление), уточнение понятий "автономия" и "федерация".

После съезда, в партийной литературе комментировались и развивались указанные выше проблемы. Популярная работа Г.Новоторжского, вышедшая в 1906 году и посвященная разъяснению партийной программы по национальному вопросу, начинается с определения нации. По мнению автора в основе деления людей на нации лежат четыре признака: "общность происхождения, язык, общность культурного и политического прошлого и, наконец, общность территории" . Хотя последний признак принимается с оговорками (есть нации не имеющие своей территории), он играет важную роль в эсеровской концепции разрешения национального вопроса в России на основе принципов автономии и федерации. При обосновании необходимости внедрения начал автономии в государственное устройство, Новоторжский обращается к истории и подчёркивает, что современные государства сложились в результате завоеваний. Вследствие чего в состав государства входят области не схожие между собой, так как каждая из них "представляет из себя большей частью нечто целое как в национальном, так и в хозяйственном отношении"1. Данное своеобразие областей и требует для лучшего управления широкой децентрализации государственной власти и развития местного самоуправления. Это самоуправление, самоопределение или "самозаконодательство" и является автономией.

Автор обращает внимание читателей на то, что под автономией часто подразумевают не национальное, а областное самоуправление. Поэтому он делит автономию на территориальную (областную) и национальную. В свою очередь, выделяются два вида национальной автономии; национально-областная (когда данная область заселена одной национальностью, или когда права национально-областной автономии даются численно-господствующей национальности) и национально-культурная. Последняя предоставляется национальному меньшинству, населяющему одну или несколько областей. Понятие культурного самоопределения предполагает пропорциональное участие в управлении областью и пропорциональную долю бюджета, расходуемую на культурные нужды национальных меньшинств . Рассматривая федерацию как союз независимых государств или автономных областей, Новоторжский считает её естественным и прямым дополнением автономии. "О федерации же может идти речь только там, где имеются налицо равноправные и независимые друг от друга народности, способные по этой причине заключить договор, основанный на взаимном уважении друг к другу. Поэтому и федерация предполагает автономию"3. Такое государственное устройство, по мнению автора, приведёт к исчезновению почвы, питающей национальную вражду. Кроме того, переустройство общества на федеративных началах при господстве капитализма рассматривалось автором как "крупный шаг для скорейшего осуществления социалистического общества"4.

Социально-политическая концепция эсеров и современность

Современная многопартийность формируется в условиях, коренным образом отличающихся от тех, что имели место в обстановке кризиса самодержавия и Российской империи начала XX века. Вот почему говорить о политических партиях сегодняшнего дня как о прямых преемниках и продолжателях традиций предреволюционной многопартийности не приходится. Тем не менее, многие проблемы, с которыми столкнулась Россия на исходе XX века, корнями своими уходят в глубь истории. И это заставляет новые политические силы и элиты в чём-то стихийно, а в чём-то сознательно, объективно ориентироваться на идейный багаж и исторический опыт, накопленный партиями на заре истекающего столетия. Именно в этом смысле в диссертации ставятся и решаются некоторые вопросы проблемы преемственности.

26 февраля 1993 года в Москве состоялся Учредительный съезд Аграрной партии России, на котором была создана Аграрная партия России. В съезде приняли участие делегаты из 47 региональных организаций. Председателем АПР был избран М.И.Лапшин. Окончательная редакция Программы Аграрной партии России была принята на V съезде АПР, который проходил в марте 1997 года. Основной социальной базой АПР являются крестьяне. Аграрная партия выдвигает две основные задачи: "первая задача— остановить разрушение производственной системы сельского хозяйства, его жизнеобеспечения; вторая задача— спасение и возрождение села как образа жизни, как свойственного только России социального и культурного уклада"1.

Позиция АПР ближе к левому политическому спектру, и, прежде всего к КП РФ. В докладе заместителя Председателя АПР А.Д.Михайлова на III съезде партии подчёркивалось: "В программу включены принципы социальной справедливости и приоритета труда как источника доходов. Это предполагает наличие в экономике крупного сектора с общественной собственностью на средства производства. АПР трезво оценивает возможности нынешнего государства успешно управиться с хозяйством и потому выступает за народную приватизацию. Суть в том, что сегодня единственным социальным субъектом, способным ответственно распорядиться предприятиями, не распродать их и не свернуть производство, являются трудовые коллективы. Им и надо вручить заводы, комбинаты, хозяйства на разных началах: полной собственности или хозяйственного распоряжения" . Это обуславливает то, что АПР выступает за развитие подлинного народовластия— как системы, отвечающей традиционным представлениям о власти и её взаимоотношениям с гражданами.

Однако АПР— за сочетание и равноправие различных форм собственности, за смешанную экономику, за развитие фермерства и предпринимательства. Важнейшим для партии остаётся вопрос— о земельной собственности. В основу раздела Программы "В области земельных отношений" положен Крестьянский наказ о земле, принятый Всероссийским сельским сходом. Партия не приемлет раскрестьянивания крестьянства, превращения его в бесправного батрака. Именно поэтому земля должна принадлежать тем, кто на ней трудиться, имеет соответствующий опыт и квалификацию.

АПР категорически выступает против свободной купли-продажи земли, чтобы она стала предметом коммерческой, а не производственной деятельности. Аграрии против возникновения латифундистов и крупных земельных рантье, против продажи земли иностранцам и лицам с двойным гражданством.

Партия— за признание коллективной совместной и коллективно-долевой форм собственности на землю в качестве равноправных с другими формами собственности, недопущение свободной продажи земельных долей, развала коллективных, кооперативных и других форм хозяйствования .

АПР выступает "за введение монополии внешней торговли, запрет на вывоз отечественного капитала за рубеж, госзаказы в АПК и высокотехнологические отрасли, списание платежей по кредитам и процентам, предоставленным селу. Переориентация от свободы для коммерсанта-перекупщика на свободу для предпринимателя, восстановление управляемости народным хозяйством" .

Аграрная партия ставит своей задачей утвердить подлинное народовластие, обеспечить социальную справедливость, добиваться в рамках многоукладной экономики постоянного роста благосостояния крестьянства и всех слоев общества, бороться за выравнивание социальных условий жизни на селе и в городе, возродить духовное богатство нашего народа. Основная ближайшая задача Аграрной партии— остановить разрушение села, добиться прекращения спада сельскохозяйственного производства и тем самым создать условия для преодоления кризиса в других отраслях, для обеспечения стабилизации экономики и повышения жизненного уровня людей труда.

Перспективная задача Аграрной партии России— вывод России из экономического и политического кризиса, создание общества социальной справедливости, в котором коренные крестьянские интересы найдут достойное и справедливое решение. Вывод из кризиса партия видит в отказе от политического и социально-экономического курса проводимого в 90-х годах, замене его другим, отвечающим интересам крестьянства, всего народа, интересам России. Отвергая негативные явления недавнего прошлого, Аграрная партия стремится сохранить всё положительное, что было достигнуто трудом многих поколений. АПР видит будущее аграрного сектора России в создании на базе достижений науки многоукладного высокотоварного сельского хозяйства, основанного на широкой кооперации и агропромышленной интеграции.

В политической области Аграрная партия видит свою задачу в борьбе за власть и приход к власти конституционным путём на всех уровнях самостоятельно или в коалиции с народно-патриотическими и другими прогрессивными силами;

Активное участие крестьянства в управлении и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на всех уровнях через участие в референдумах и выборах;

Выдвижение крестьянства на арену государственной и общественной жизни страны как самостоятельного субъекта политики. В области государственного устройства и национальной политики Аграрная партия России выступает за утверждение в России подлинного народовластия на основе следующих принципов: разделение властей, подконтрольность и подотчётность исполнительной власти законодательной, признание оппозиции и обеспечение правовых гарантий её деятельности, правление не должностных лиц, а законов, свобода массовой информации, разрешение политических конфликтов конституционным путём, обеспечение прав и свобод человека и гражданина; утверждение в России политического многообразия и реальной многопартийности; утверждение законности и правопорядка, обеспечение безопасности граждан, борьба с преступностью; укрепление Российской Федерации, сохранение целостности и неприкосновенности территории России, равноправие всех проживающих в ней наций и народов, гармоничное развитие межнациональных отношений, чёткое распределение экономических и имущественных прав и обязанностей между федеральным центром и субъектами Российской Федерации1.

При сопоставлении программы эсеров с программой Аграрной партии мы пришли к следующим выводам. В то время как эсеры ориентировались на более широкий круг трудового народа— рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, Аграрная партия России ориентируется на представителей крестьянства, фермерства. Современные аграрии выступают за многоукладность экономики, признавая, таким образом, наличие частной собственности на землю, отдавая, правда, предпочтение общественной собственности, а эсеры выступали за безусловную социализацию земли. Обе партии выступали за свободу слова, печати, собраний, наличие многопартийной системы, развитие принципа федерализма в области межнациональных отношений, свободу и неприкосновенность отдельно взятой личности. Но в области политико-государственного устройства взгляды обеих партий существенно расходятся. Аграрная партия России признаёт в качестве факта принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, выступая за подотчётность исполнительной власти законодательной, в то время как эсеры, и это мы уже подчёркивали, никогда не признавали этого принципа. Аграрная партия России видит свой приход к власти, либо в коалиции с другими народно-патриотическими силами, исключительно конституционным способом, то есть в результате выборов, в то время как эсеры уповали на насильственный способ прихода к власти в коалиции с другими социалистическими партиями, то есть с помощью революции и лишь затем проведение выборов в Учредительное собрание, которое выберет форму будущего государственного устройства страны.

Коммунистическая партия Российской Федерации / КПРФ / была учреждена в июне 1990 года, несмотря на всяческие препятствия. Даже был принят ряд конкретных мер со стороны ЦК КПСС, его непосредственного руководства. Процесс становления российской Компартии всячески игнорировался. Она была запрещена после августовских событий 1991 года фактически по инициативе Генерального секретаря ЦК КПСС М.Горбачёва1.

Похожие диссертации на Социально-политическая концепция партии социалистов-революционеров