Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Право как явление культуры Гузнов, Алексей Геннадьевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гузнов, Алексей Геннадьевич. Право как явление культуры : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.01.- Москва, 1994.- 23 с.: ил.

Введение к работе

Чктуалыюсть исследовании.

В.; настоящее время, значительно возросло число работ, в которых шалмзируется проблема взаимодействия права и культуры. С одной стороны, іелается попытка исследовать влияние культуры той или иной социальной руппы, прежде всего таких как нация, народ, этнос, на процесс формирования права и правоприменения. Иначе говоря, центром исследования тановятся проблемы культурного аспекта функционирования правовом истемы. Особенно важна роль изучения данной темы при рассмотрении ірактпческого вопроса о методах и следствиях рецепции таких элементов олнтпко-правовых систем, которые сегодня признаются вненациональными, бщечеловеческнми ценностями. Речь идет, скажем, о рецепции некоторых лемеитов формы государства, в частности, механизма разделения властей, ных публично-правовых институтов, а также о некоторых институтах егулнровання гражданского и торгового товарооборота. Данная проблема есьма оживленно дискутируется в советской и российской как научной, так в публицистической литературе последних лет.

С другой стороны, ширится интерес к проблеме права как одного из анболее активно используемых средств современной культуры. С этой точки рения, вновь встает вопрос о более подробном изучении самого понятия рава и его развития Как самобытного, автономного и в то же время вязанного с иными явлениями культуры предмета. Необходимость такого ода исследований вытекает прежде всего из ситуации методологического зкуума, в который попала теория государства и права и социальные науки эобще. Общая картина неопределенности, возникшая в теории права за эследние несколько лет, затрудняет использование права как средства зіхода из кризиса общественного развития, который переживает в настоящее іемя Российская Федерация. Кроме того очевидно, -что право как одно из -злений культуры само испытывает на себе воздействие этого комплексного, щпокультурного кризиса.

Обобщение вышеуказанных направлений исследований в праве и ;реработка нх результатов составило основное содержание настоящей іссертационной работы.

Степень разработанности темы.

Проблемам взаимодействия права и культуры формально посвящено в советской и российской правовой литературе ограниченное количество исследований, хотя фактически объем работ, в которых так или иначе затрагиваются отдельные аспекты культуры в их соприкосновении с правом, значительно шире. Это прежде всего касается работ, связанных с анализом соотношений права к нравственности, прежде всего справедливости. Здесь следует назвать работы В. Н. Кудрявцева, Е.А.Лукашевой, Р.З.Лифшпна, В.С.Нерсесянца, Г.В.Мальцева, Э.Ю.Соловьева, А.М.Экнмова, Л.С.Явпча. Более подробно право как явление культуры анализируется в работах И.Н.Грязнна. Эта тема также стала предметом специального изучения в позднейших работах С.С.Алексеева и В.Н.Кудрявцева.

Научная новизна н теоретическая ценность диссертации заключается в следующем:

- диссертация представляет собой одну из первых в российской
литературе попыток целостного исследования в области проблемы "право как
явление культуры", в ней использован ранее мало затрагиваемый материал
российских эмигрантских авторов в области теории права, теории
государства, культурологии;

в диссертации предпринята попытка обоснования оригинального определения права в связи с пониманием последнего как явления культуры;

в диссертации впервые в российской литературе с использованием исторического и современного материала исследуются пути взаимодействия права и культуры, в рамках теоретико-правового исследования подтверждается вывод о единстве всех сфер, явлений культуры;

в диссертации впервые в российской литературе дается анализ роли права и культуры в эпоху кризиса общественного развития, применяются новые: не использованные ранее методы изучения права и культуры в период кризиса;

- в диссертации делается обоснование возможности современного
научно-практического деления системы права на частное и публичное право; в
связи с мало используемым ранее материалом переосмысляется проблемы
соотношения права и морали; соотношения права її волн (насилия).;

- в диссертации делается ряд научно-практических рекомендаций в области правотворчества (законотворчества) в свлзн с процессами рецепции ірава, аккультурации правовых и политико-правовых институтов.

Эсновные выводы, выносимые втором на защиту:

1) Право представляет собой обособленное явление культуры, в то же
фемл тесно связанное со всеми иными ее явлениями; логика познания права
і целом близка логике познания культуры, в связи с этим изучение права с
очки зрения культуры открывает более широкие возможности "для
іравопониманпя.

2) Существующие модели правопониманпя, сформулированные в
>амках основных концепций права, отражают отдельные стороны права и
іедостаточньї для формирования его целостного понимания; более точное'
іредставленне о праве дает модель права как системы, особенно с учетом
ого, что системность как модель познания и принцип строения бытия и право
есно связаны друг с другом. Однако системная модель правопониманпя,
оздавая возможности для развития определенных направлений поэнания-
ірава, закрывает другие возможности. В связи с этим встает необходимость
эормулпрованпя целостного подхода, который рассматривается в качестве
іредставлення права явлением культуры как формой естественно-'
історпческон целостности.

3) Особенность права как явления культуры состоит в том, что оно
режде всего представляет регулирующую, управляющую структуру,
снованную на началах рациональныюго. Это порождает как определенные
ренмущества права по сравнению с иными регулирующими структурами
ультуры, так и его определенные недостатки.

'О Особенно остро ощущаются недостатки права как управляющей, егулпрующей структуры в процессе переживания обществом и государством ошюкульльтурного кризиса, поражающего практически все социальные пстемы, традиции, нормы, типичные модели воспроизводства жизни. При том в настоящее время вообще исторически поздно предлагать право в ачестве основного средства выхода из кризиса, каким оно видится в звестных теориях "правового государства", "господства права" и т.д.

Апробация результатов диссертационного исследовании.

Некоторые выводы диссертационного исследования были использованы автором при проведении семинарских занятий в рамках курса теории государства и права МГУ им.М.В.Ломоносова, курса "Энциклопедия права" Юридического колледжа при"МГУ им.М.В.Ломоносова, а также в процессе подготовки и проведения научно-практической конференции "Методология организации и проведения референдума". Практическая их значимость была подтверждена в процессе исследования в рамках программ Парламентского центра Российской Федерации в 1992-93 гг.

Практическая значимость исследования.

Результаты исследования имеют как теоретический, научно-педагогический, так и практический характер. В частности, они могут быть использованы при преподавании курса "Теория государства и права", "Энциклопедия права", а также спецкурсов по теоретико-правовых дисциплинам на юридических факультетах университетов, в юридических вузах, а также в иных высших учебных юридических заведениях. Некоторые выводы диссертации могут быть использованы в качестве практических рекомендаций для законотворческого процесса.

Структура работы обусловлена предметом исследования, а также целями и конкретными задачами, поставленными автором, и состоит из введения, четырех глав, 12 параграфов и списка используемой литературы.

Похожие диссертации на Право как явление культуры