Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Право как феномен культуры Гусейнов Абульфаз Ибрагим-оглы

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гусейнов Абульфаз Ибрагим-оглы. Право как феномен культуры : автореферат дис. ... доктора юридических наук : 12.00.01 / Гусейнов Абульфаз Ибрагим-оглы; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2007.- 47 с.: ил. РГБ ОД, 9 07-5/3625

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Новые подходы к пониманию права стали насущной проблемой общества, юридической науки и органов государственной власти. О неослабевающем внимании ученых к проблемам современного правоведения свидетельствуют и исследования последних лет, где центром внимания становятся именно культурные аспекты функционирования права.

Повышенное внимание к праву как социокультурному явлению обусловлено целым рядом обстоятельств. Право стало рассматриваться как источник, инструмент общественных преобразований, как наиболее эффективный, уникальный в своем роде регулятор жизни общества. Отсюда стремление выявить потенциал права, найти возможности его активизации и в то же время усилить защитные и адаптационные особенности. Это приводит к необходимости выделения сущностно-содержательных характеристик права в целях его отграничения от иных регуляторов как проявлений социальной нормативности.

Всякий раз, когда общество потрясают катаклизмы, кризисы, общественная мысль обращается к поиску правовых ценностей, которые могут стать основанием правового менталитета. Это предопределено тем, что никакие преобразования невозможны там, где ценностные регуляторы не стали элементом сознания человека, его правовой культуры. В связи с этим важно изучать не столько регулятивные специально-юридические характеристики права, сколько гуманитарное содержание и цель правового опосредования общественных отношений. Кроме того, сохранить действительность регулятивных функций правовых норм и институтов представляется возможным лишь при условии и в процессе выяснения содержания понятия «ценность», свойственного данной культурной традиции. Это позволяет сформировать доктрину о праве как ценности. Адекватное осмысление правовых явлений требует существенного расширения исследовательского контекста с привлечением современных методов юридической науки. Таковым является социокультурный анализ, предполагающий видение права не только во взаимодействии с некой социокультурной средой, но и в качестве неотъемлемого компонента культуры. Предложенный метод позволяет надеяться на получение новых результатов в трактовке нормативных представлений, их ценностного содержания. В этой связи встает вопрос о более подробном изучении самого понятия права и его развития как самобытного, автономного, и в то же время связанного с иными явлениями культуры, феномена.

Очевидно, что в условиях глобализации народ, опирающийся на исторически свойственную ему систему социального регулирования, при умело выбранной стратегии модернизации имеет шансы выйти на передовую линию развития. Внешнее заимствование западных ценностей и институтов не может привести к формированию общества, построенного на гуманитарных идеалах. Образовавшиеся на постсоветском пространстве государства, обратившись к собственным культурно-историческим основам, определяют свой путь развития права и государственного строительства. Выбор с точки зрения правовых систем оказался достаточно разнообразным: представлены все известные юридической науке типы.

В последние годы существенно возрос интерес к проблематике прав и свобод человека, являющихся важным системообразующим элементом в системе культуры каждого общества.

Актуальность предлагаемой темы определяется тем, что правовая культура является интегральной частью всей культуры общества. Этим обусловлена необходимость социокультурного подхода, позволяющего выявить не только универсальные по своей сути формационные и цивилизационные детерминанты права, но и его многообразные связи с конкретно-историческими особенностями развития того или иного общества.

Большой исследовательской интерес представляют причины неоднозначного, нередко скептического отношения к позитивным законам в современном общественном сознании. Надо выйти за пределы позитивного, формально-догматического метода и рассматривать право как культурный феномен в его взаимосвязи с моралью, с нравственностью общества.

Необходимо комплексное изучение права в контексте социокультурной проблематики, формирования новых правовых идей, способных быть воспринятыми обществом. Такой методологический подход позволит преодолеть последствия этатического правопонимания, итогом которого стал современный кризис позитивного права.

Развитие права в современных условиях должно осуществляться на условиях взаимопроникновения с цивилизационными ценностями и культурой. Социокультурный подход определяет необходимость антропологического поворота в праве, и возможность синтеза культурологических и правовых знаний с целью комплексного изучения права.

Исследованию права в социокультурном аспекте способствует понимание путей, задач и методов построения и развития демократической, правовой государственности в России. Статья 15 Конституции РФ, провозгласив общепризнанные принципы международного права частью правовой системы России, статьи, закрепившие статус прав и свобод человека, его определяющее значение для всех государственно-правовых институтов, создают юридическое основание для культурологического, антропологического развития права и выражающего его законодательство.

Таким образом, актуальность культурологического осмысления феномена права обусловлена как теоретическими проблемами, связанными с мировоззренческо-методологическим обеспечением юриспруденции, так и с практическими проблемами трансформации современного российского общества и государственности.

Степень научной разработанности проблемы. Специфика исследуемой проблемы определена тем обстоятельством, что право как феномен культуры представляет огромный интерес для целого ряда наук. Комплексный характер исследуемой проблемы обусловливает обращение не только к юриспруденции, но и широкому спектру научных работ в иных областях: философских, психологических, культурологических, социологических, антропологических и т.д. Для достижения целей, поставленных в диссертационном исследовании, использовались достижения как российской, так и зарубежной научной мысли.

Так, в целом достаточно широко представлены вопросы соционормативного регулирования, понятия и виды социальных норм в работах В.С.Нерсесянца, Г.В.Мальцева, Г.И.Муромцев, А.Б.Венгерова, Б.М.Пенькова, И.М.Бачилашвили, Л.С.Явича, Е.А.Лукашевой, В.К.Бабаева, М.И.Бобневой, Ю.А.Тихомирова, С.В.Полениной, Я.В.Гайворонской, Н.И.Матузова и других. В работах данных исследователей в определенной мере заложены элементы методологической основы социокультурного подхода в разработке правовых категорий.

Обширный круг работ посвящен интегративным функциям права. Традиция их изучения уходит своими истоками еще в эпоху античности с характерным для нее отождествлением права и справедливости (в частности, у Аристотеля). Функции права рассматривались наиболее выдающимися представителями ранней новоевропейской (Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо) и немецкой классической (И.Кант, Г.Гегель) философии. Во второй половине XIX-XX вв. в том же русле работали В.С.Соловьев, Б.А. Кистяковский, И.А.Ильин.

В наименьшей степени философскому осмыслению подвергалась взаимосвязь права с конкретно-историческими особенностями того или иного социального организма. Специализированные исследования права в социокультурном контексте были весьма немногочисленны. В XVIII в.- это Ш.Л.Монтескье, в XIX в. – Г.Гуго, К.Савиньи, Ф.Пухта.

Со становлением сравнительного правоведения в 60-е годы XX в. интерес к данному кругу вопросов оживился. В частности, в работах Р.Давида, Г.И.Муромцева, А.Х.Саидова, М.А.Супатаева, Л.Р.Сюкияйнена, К.Цвайгерта и Х.Кетца, Ю.А.Тихомирова, М.Н.Марченко нашли свое отражение проблемы многообразия правовой реальности, ее зависимости от специфики социокультурного развития определенного общества. На примере исследования обычно-правовых систем различных народов эти исследователи акцентировали внимание на уяснении сущности, понимании традиционной основы существования отдельных государств и обществ, их специфических признаков и соотношении традиций и обычного права.

Разработки аксиологических аспектов права представлены в трудах Н.Н.Алексеева, Д.А.Керимова, В.С.Нерсесянца, В.Г.Графского, а также в трудах зарубежных правоведов: Ж.Карбонье, Н.Неновски, С.П.Сингха, Л.Фридмана и др.

Аксиологическое осмысление права творчески обогащено социологическим подходом. В этой связи несомненный интерес представляют работы Л.Бергера, Т.Лукмана, Н.Лумана, Т.Парсонса.

Отдельные психологические аспекты диссертационной проблемы в большей или меньшей степени затрагивались в работах Е.Н.Трубецкого, а также Л.И.Петражицкого, обосновавшего императивно-атрибутивную природу права.

Идеи о целостности права, каждый элемент которого удовлетворяет определенную потребность, а значит, является необходимым, развиваются в теоретических концепциях Б.Малиновского, К.Мангейма.

В области структурно-культурологических исследований проблемы генезиса общественного сознания (и правового, в частности) рассматриваются М.Фуко, К.Леви–Строссом и др. В аспекте связи правосознания и правовой культуры интерес представляют труды В.Г.Афанасьева, П.П.Баранова, В.Н.Кудрявцева, В.П.Казимирчука, В.И.Каминской и др. В трудах Э.Бланкенбург, А.А.Ликас, В.П.Сальникова разрабатываются проблемы правовой культуры в системе социальных институтов. Проблемы формирования правовой установки в связи с развитием правовой культуры отражены в работах Н.Л.Гранат, В.И.Калинской, Т.В.Синюкова, А.Р.Ратинова и др.

В диссертации нашли определенный отклик работы И.А.Ильина, Е.А.Лукашевой, Р.С.Байниязова, В.Н.Синюкова, связанные с изучением понятия права через категорию «правовой менталитет». В рамках указанной темы особый интерес представляют общие вопросы менталитета. Среди работ, анализирующих этот аспект, следует выделить исследования М.П.Мчедлова, К.Л.Абульханова, А.Л.Гуревича.

Исследованию генезиса права посвящены работы Г.В.Мальцева, Ю.И.Семенова, Т.В.Кашаниной, А.И.Першиц, И.Л.Честнова, Л.О.Мурашко, А.Б.Венгерова, среди зарубежных ученых - Г.Дж.Бермана, Э.Аннерса и др.

Полнота научного анализа права как феномена культуры невозможна без опоры на работы таких выдающихся российских мыслителей как Н.А.Бердяев, Ю.С.Гамбаров, М.М.Ковалевский, С.А.Муромцев, П.И.Новгородцев, Г.Ф.Шершеневич, Н.М.Коркунов.

Не могли обойти вниманием и фундаментальные труды по исследуемой проблеме известных зарубежных ученых, а именно: М.Вебера, Э.Дюркгейма, Ф.Тённиса, Л.Дюги, Г.Радбруха, Г.Еллинека, Г.Зиммеля, Р.Иеринга, Ф.Ницше, Ю.Хабермаса, К.Ясперса, А.Тойнби, П.Сорокина, А.Щвайцера и других.

Обширный круг авторов, в той или иной мере освещавших культурологические проблемы права, говорит об их перманентной актуальности. Сама природа этих институтов (культуры и права) свидетельствует об имманентных взаимосвязях, взаимодополнении и взаимопроникновении культуры и права, в связи с чем, думается, можно говорить о единой проблеме «культура – право». Это привело к тому, что право стало пониматься как неотъемлемый элемент культуры, как феномен культурной природы. Культурологическая концепция права сейчас по-настоящему начинает оцениваться и осваиваться правоведами, культурологами и представителями других областей знаний.

Тем не менее, нам представляется, что вопрос об особом месте права в системе культуры нельзя признать исчерпанным. Анализу подвергались лишь отдельные стороны проблемы (А.Г.Гузнов, Г.Д.Гриценко, С.Б.Зинковски).

В условиях смены культурной ситуации требуется иное понимание права, что позволит не только внести коррективы в культурологический подход к праву, но и на само право взглянуть иными глазами. Тем более, что право как одно из явлений культуры само испытывает на себе воздействие этой социокультурной ситуации.

Теоретической основой диссертационного исследования являются научные труды отечественных правоведов по общей теории и истории права и государства, истории правовых учений: С.С.Алексеева, М.И.Байтина, И.Н.Барцица, С.В.Бошно, А.В.Васильева, Р.Ф.Васильева, В.Г.Графского, В.П.Казимирчука, А.Д.Керимова, Д.А.Керимова, М.А.Краснова, В.П.Кудрявцева, В.В.Лазарева, О.Э.Лейста, Е.А.Лукашевой, Т.Д.Матвеевой, Н.С.Малеина, А.В.Малько, Г.В.Мальцева, М.Н.Марченко, Н.И.Матузова, Л.А.Морозовой, В.С.Нерсесянца, А.С.Пиголкина, С.В.Полениной, Ф.М.Рудинского, Т.Н.Радько, М.М.Рассолова, Б.А.Страшуна, В.М.Сырых, Ю.А.Тихомирова, Б.Н.Топорнин, В.А.Туманова, Р.О.Халфиной, О.И.Чистякова, Т.М.Шамбы, А.И.Экимов, И.С.Яценко

Объект исследования составляют общественные отношения, которые подвергаются разнообразному воздействию социо-нормативных регуляторов, в числе которых право должно выступать в культурологическом, а не только позитивистском понимании.

Предмет исследования составляют правовые нормы и институты, как носители социокультурной ценности права, обладающие их действительным регулятивным и охранительным потенциалом.

Цель исследования – выявление и анализ влияния социокультурных факторов на право, общих закономерностей взаимодействия, взаимозависимостей и взаимосвязей между правом и культурой, которые проявляются как в процессе историко-генетического становления, так и в нормативной регламентации данных институтов.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

- проанализировать соционормативную сферу культуры и выявить особый статус права как самобытного, автономного, саморегулирующегося и, в то же время, гармонично связанного с другими нормативными регуляторами феномена;

- доказать, что многообразие внутреннего содержания права обусловлено его ценностным измерением, которое и делает право феноменом культуры; обосновать концепцию социокультурного релятивизма права, обусловленного плюрализмом культур;

- обосновать необходимость социокультурного подхода к пониманию права, позволяющего выявить не только универсальные по своей сути формационные и цивилизационные детерминанты права, его и формационный, и цивилизационный характер, но и его многообразную глубинную природу, его связи с конкретно-историческими особенностями развития того или иного социального организма, с его ментальностью;

- дать характеристику имеющихся подходов к вопросу об историческом генезисе и ранних формах права и, опираясь на мнения авторитетных ученых, показать, что право – это органическая часть механизма социального регулирования;

- исследовать важные аспекты эволюции обычного права и выявить специфику его становления, обусловленную особенностями традиционного общества;

- исследовать особенности права в индустриальном и постиндустриальном обществах;

- проанализировать понятие культуры права; осуществить сравнительно-правовой анализ понятий «культура права» и «правовая культура».

- исследовать разновидности правовой культуры;

- выявить условия, предпосылки и перспективы развития современной правовой культуры;

Методологической основой исследования являются, прежде всего, актуальные философские методы познания (диалектический, историко-логический, системно-аналитический). Теоретико-методологической основой авторского видения проблемы выступает социокультурный подход к исследованию права.

Для целей данного исследования широко использовались системно-структурный и системно-функциональный методы познания. Такой инструментарий позволил выявить динамические характеристики права в системе социокультурных ценностей. Право занимает особое место в культурологическом массиве, в связи с чем его преобразование вне зависимости и без связи с другими элементами общей системы нормативного регулировании не возможно. Полагаем, что право следует рассматривать как равноправный и равнодействующий элемент соционормативного регулирования. Культура выступает по отношению к праву макро-системой.

В диссертационной работе использован также специально-юридический метод, т.к. предметом исследования выступают правовые акты. Сложности использования данного метода предопределены тем, что для целей настоящего исследования использованы акты различных времен и государств. Различный историко-социальный, политический и в целом культурологический контексты существенно затрудняют сравнительно-правовое исследование. Это предопределило использование историко-политического и компаративистского методологического инструментария.

Научная новизна исследования выражена в решении комплекса проблем, составными частями которого являются:

- анализ права как фактора соционормативной сферы культуры, определяемой на основе ценностей, символов, норм и институтов;

- идея о том, что право – это равный масштаб и нормативная форма свободы и ответственности, применяемые в условиях социокультурной неоднородности;

- анализ категории «ценность» в праве с выявлением противоречивого и относительного характера правовых ценностей, различающихся во времени и пространстве, выдвижение концепции ценностной легитимации права на основе традиционных, присущих правосознанию общества ценностей культуры;

- обоснование социокультурного подхода к изучению права, позволяющего описывать не только то, как право функционирует и каковы границы его существования, но и то, как оно адаптируется к меняющимся условиям, как оно само себя воспроизводит, каковы причины и механизмы его упорядоченности;

- раскрытие соотношения формационного, цивилизационного и социокультурного подходов к исследованию права;

- разработка концепции социокультурного релятивизма права;

- раскрытие многолинейного эволюционного характера процесса происхождения права;

- выдвижение идеи о перспективах институционности правового регулирования;

- обоснование положения о том, что особенности типа культуры определяют направления развития права, его содержание и эволюцию форм права и выдвижение идеи о трех основных исторических этапах в эволюции права: обычного, индустриального и постиндустриального;

- развитие идеи о том, что изначально право национально, и существует в основном, в границах национальных государств. Тем не менее, социокультурные общности, носящие надгосударственный характер и образующиеся не по государственно-территориальными критериями, предопределяют основу для оформления правовых семей, для взаимодействия государственно-правовых систем;

- автором обосновано положение о влиянии технического прогресса на усиление единообразия форм права в условиях постиндустриального общества;

- приведено обоснование тезиса о том, что индустриальное право, развиваясь вступило в стадию постепенной утраты своей культурной ценности. На смену индустриальному праву приходит постиндустриальное право (но не в мировом масштабе), представленное и прогнозируемое нами как сочетание позитивного и естественного правопонимания, основанное на рациональных и иррациональных ценностях одновременно;

- раскрытие структуры и разновидностей правовой культуры, выявление условий и предпосылок ее развития в современных условиях, анализ культуры права;

- обоснование необходимости формирования смешанной правовой культуры, способствующей понимающему и диалогическому правопониманию, культурно-ценностному пониманию права.

Проведенное диссертационное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные теоретические положения и выводы, выносимые автором на защиту и обладающие элементами научной новизны:

Соционормативная сфера культуры – это комплекс нормативно-регулятивных систем, обусловленный всей совокупностью конкретно-исторических условий, в котором сущностными элементами являются идеи, ценности, нормы, институты, обязательно стандартизированные и составляющие основу моделей поведения, и который, в конечном счете, упорядочивает общественные отношения. Роль права, считает диссертант, состоит в поддержании общественного равновесия путем социализации индивида и внедрения, с помощью нормативных моделей поведения, общих ценностей, составляющих структурную основу общества.

Диссертант считает, что существующие модели правопонимания, акцентируя внимание на его институциональной функции по нормативному упорядочиванию общественных отношений, упускают из виду культурную природу права. История права входит в культуру, в само существование общества. Оно органично включено в общий, единый нормативно-ценностный комплекс общества. Право – это древнейший механизм саморегуляции, культурно-нормативная ценность, ставшая уже инструментом целенаправленных общественных изменений современности. Право, по мнению диссертанта, такой элемент ценностно-нормативной системы общества, на который возлагается задача упорядочения, гармонизации, адаптирования и утверждения общественных отношений, смягчения потенциальных противоречий, заложенных в общественной системе.

По мнению диссертанта, в основе генезиса права лежит многолинейность и многообразие. В любой исторической ситуации у каждого народа имеется множество направлений правового развития. Даже в истории отдельно взятого государства и стран развитие права происходит не единообразно, оно зачастую пребывает в состоянии дифференцированности и плюрализма, развивается относительно разнообразно во времени и пространстве, проявляясь в разных формах, системах и понятиях. Разные периоды развития общества оставляют своеобразные отпечатки в правовой жизни общества. В генезисе права выделяется как осознаваемая сторона правосознания (теоретический, обыденный уровень), так и бессознательная область (архетипы). Архетипы (проявляются, в мифологических и религиозных символах, в образах правосудия, власти и т.д.) – это первообразы права, которые определяют правовые установки. Архетипы являются основой представлений человека о правовой действительности. Понимание права как многомерного явления выражено на основе социокультурного подхода к его становлению, этапам развития, сущности и содержанию.

Социокультурный релятивизм права заключается в том, что идея права в реальной жизни носит относительный характер, имеет разные содержание и формы, обусловлена многообразием правовой культуры. Существует связь между плюрализмом цивилизаций и многообразием форм права и в разных культурно-исторических условиях одной и той же цивилизации наблюдаются разные формы выражения права. Разница в праве и правовой культуре в типичных правилах поведения, в стереотипах правового сознания и образе жизни, в историко-культурном развитии, в традициях, в правовом менталитете народов, наций и этносов. Социокультурный релятивизм подтверждается тем, что восточные страны воспринимают западные правовые ценности по-разному: полностью отвергают, воспринимают при сохранении традиционной культуры, трансформируют. Применительно к большинству азиатских государств (например, в Азербайджане) западные правовые ценности представляются неэффективными и, соответственно, повышается авторитет восточного правового регулирования. Таким образом, развитие права, правопонимания, правовой культуры и сознания, правовых норм и правового мышления отличается относительностью и это обусловлено типом существующих культур соответствующего времени.

По мнению диссертанта, право любой эпохи, всякая правовая система ориентированы на определенный тип или образ человека, в котором заложены нравственные качества. Нормы права рассчитаны на социально-полезный тип личности (это человек добросовестный, заботливый родитель, рачительный хозяин и т.д.). Современное западное право ориентировано на Homo economicus. Право охватывает правовой менталитет как совокупность проявлений правового мышления, правового поведения, правовых навыков и привычек, характерных для данной культуры. Особенно наглядно правовой менталитет выражается в обычном праве, нежели в индустриальном и постиндустриальном.

Определяя культурно-историческую ценность всех форм права, диссертант приходит к выводу, что правовой обычай основывается на самом факте однообразного массового поведения, сопровождаемого сознанием его необходимости, и потому его мотивационное действие непосредственнее, и, следовательно, сильнее, чем действие закона, который основывается на велении государственной власти, рассчитанном на подчинение ее авторитету. Исторически закон оформляется значительно позднее обычного права и постепенно приобретает все большее значение, доходя до исключительного преобладания, наблюдаемого в настоящее время. Закон как форма права формален, космополитичен, содержащиеся в нем нормы легко переносить из одной правовой системы в другую. Обычай более глубоко укоренен в культуре определенной общности. Заимствованный обычай, адаптированный некоторой культурой, меняется, становится принципиально иным обычаем. С другой стороны, как считает диссертант, роль обычая в индустриальном обществе ограничивается, и его нормативные предписания выступают как одно из средств реализации институциональных норм и ценностей. В индустриальном обществе право творится по усмотрению, по принципу эффективности или неэффективности, выгодности или невыгодности, оно последовательно и целеустремленно привносится государством. Идентификация права как самодостаточной части общей системы социокультурных регуляторов требует адекватного сочетания культурологических и государственно-институциональных свойств в действующих формах права.

Диссертант считает, что в тех странах, где произошел кардинальный разрыв с традиционным правом, доминирует закон, а там, где такие резкие изменения не произошли, т.е. отсутствовало полное отрицание обычного права развивается комплекс форм права (прецедент, обычай, нормы религиозного происхождения и др.). Исторически обычно-правовая система была обусловлена традиционностью общественной системы, с одной стороны, и существованием общинной собственности – с другой. Но на современном этапе, по мнению автора диссертации, невозможно говорит о существовании и господстве обычно-правовой системы в какой-нибудь стране. Религиозно-правовая система, которая на современном этапе в чистом виде ни в одной стране не существует, исторически, была связана с первобытным состоянием сознания человека, существованием авторитетов религиозных текстов и отсутствуем правового сознания. Диссертант убежден, что в тех странах, где главную роль играет закон (в континентальной системе) и судебный прецедент (в англо-саксонской системе) в самом начале имели место индивидуальная свобода, а в тех странах (в основном – Восточных странах, в Африке), где исторически доминировали обычно-правовые и религиозно-правовые источники права изначально существовало коллективное (общинное) сознание, нормы, правила поведения, свобода целого (например, государства), а не индивида.

Диссертант полагает, что дистанция между различными правовыми системами велика, что не позволяет видеть близкую перспективу унификации права Даже в случае полной унификации частного права индустриальных стран это не обязательно приведет к его одинаковому применению и интерпретации в различных стран. Несмотря на то, что фундаментальная кооперация часто является основой сотрудничества в континентальной правовой сфере, на практике существуют противоречия между системами права западноевропейских стран. Трудность состоит еще и в том, что системы права обособлены не только в плане решения общих проблем, но и в их формулировках, используемых понятиях, стилях и способах, установления и понимания права.

Диссертант считает, что право в индустриальных обществах, развиваясь и достигнув высшей степени развития, сегодня исчерпывает возможности дальнейшего роста или, как утверждают некоторые западные авторы, близится к упадку. Вера в мудрые законы утрачивается. Возрастает значение традиции в жизни общества. Если в западных индустриально развитых странах это связано с кризисом позитивного права и правовых ценностей, то в посткоммунистических странах – с возрождением национальной государственности и национальных правовых систем. Установление новой правовой системы в посткоммунистических странах происходит тогда, когда западные рыночно-правовые институты переживают кризис. Диссертант полагает, что если право, в целом в индустриальном обществе отрицало традиционные нормы, то постиндустриальное общество противостоит индустриальному праву, т.к. предпринимает попытку реабилитации традиций и придания им действенных характеристик.

По мнению автора диссертации, в постиндустриальном обществе право подвергается воздействию технического и научного прогресса. Ожидается комплексная автоматизация некоторых правотворческих и правоприменительных процессов на основе сопряжения права и сетевых технологий. В условиях огромного объема правовых норм, их сложности и разнообразности с целью стабильности и экстренности для эффективного управления требуется «гибкое» правовое регулирование в форме модельного законодательства. Правовое регулирование в постиндустриальном обществе, как полагает диссертант, помимо прочего, будет иметь следующие направления: электронная коммерция, защита интеллектуальной собственности и предотвращение компьютерных преступлений. Но традиционные функции права не потеряют своего значения. Роль, которую играла книга в представлении правовой информации в постиндустриальных обществах, будет принадлежать электронным правовым базам данных. Если на ранних этапах развития права главной формой была традиция, обеспечивающая сохранение общества, то в индустриальном периоде все более значимой становилась правовая инновация, а на современном этапе – взаимодействие традиций и инноваций в сфере права.

Диссертант полагает, что будущее права тесно связано с институционализацией в широком смысле слова – не отдельные нормы, а институты права, включающие комплекс норм, присущих разным областям (право, экономика, информатика и т.д.), будут играть важную роль в регулировании общественных отношений. Универсальным механизмом институционализации в сфере права выступает правотворчество, являющееся официальным закреплением интересов и идей в новых условиях. Но для того, чтобы выполнять свои функции в регулятивном механизме, институты должны приобрести системный характер. Преобладание (но не господство) роли государственно-правовых институтов при учете значения и неюридических регуляторов, представляется диссертанту наиболее эффективным способом регулирования в информационном обществе, каким оно становится в эпоху постиндустриализма.

Диссертант считает, что право, будучи феноменом культуры, национально по содержанию. Сама история права берет свое начало из конкретных условий, где существуют индивидуальные локальные культуры. Поэтому нет и не может быть общечеловеческой правовой культуры и глобального права. Под глобализацией права диссертант понимает доминирование одной правовой культуры и права над всеми остальными, приводящее, по сути дела, к унификации на основе западной модели права. Вместе с тем, полагается, что на мировом уровне между разными правовыми системами должны происходить объективные процессы взаимодействия на законодательном и правоприменительном уровнях. Но речь идет о праве писаном, формальном, в определенной сфере отношений, охватывающих все мировое сообщество. Поэтому в некотором смысле глобальная парадигма права, видимо, возможна. Но кроме мирового (глобального) права будут существовать и региональные правовые системы, в том числе национальные и т.д. Вместе с тем, недопустимо абсолютизировать глобализацию права, так же как и плюрализм права. Но из этого не следует, что правовой плюрализм затрудняет или исключает диалог правовых культур. В самой сути культуры присутствует элемент взаимопонимания. В целях более гармоничного регулирования (а не ради утверждения «общего рынка», ошибочно связываемого со сближением источников права) право, должно основываться не на одном источнике, а включать в себя весь комплекс источников (а значит, и разных культур). Тем самым откроется путь к взаимопониманию и диалогу между народами, принадлежащими к различным правовым культурам. Данные положения составляют суть авторской концепции понимающей и диалогической правовой культуры.

Автор диссертации полагает, что одна из причин переживаемого сегодня кризиса позитивного права заключается как раз в том, что велико расхождение между традициями и позитивным правом в современной России. С одной стороны, имеется огромное количество юридических норм государственного происхождения, которые не воспринимаются по разным причинам общественным мнением, с другой - достаточное количество норм обычаев, нуждающихся в поддержке государства. В законодательном выражении право слишком тяжеловесно, перегружено наукообразными языковыми структурами. Поэтому диссертант считает необходимым добиться того, чтобы расхождение между культурными ценностями и позитивным правом было минимальным, а правовые нормы и институты соответствовали основным ценностям данной культуры, т.е. были опосредованы культурным смыслом.

Диссертант считает, что правовую культуру в ценностно-нормативном плане можно представить в виде особой нормативной системы в общей системе нормативной культуры, регулирующей отношение к институтам и нормам как позитивного, так и традиционного права. Правовая культура – это совокупность всех ценностей, создаваемых людьми в области права и выражающихся в нормах, институтах, поступках, оценках, взглядах. Разновидности правовой культуры являются подсистемами правовой культуры, которая в свою очередь является подсистемой права и включена в систему «культура – право». Диссертант считает необходимым формирование такой правовой культуры, которая включала бы в себя элементы современной и предшествующей (дореволюционной, советской) правовой культуры. Но самодостаточная и качественная правовая культура немыслима без «культуры права», которая понимается диссертантом как стиль и мера освоения и утверждения правовых ценностей и их носителей, цель и задачи права, характер самого правопонимания в обществе, выраженного, прежде всего, в правовом мышлении, правовом опыте и правовой деятельности.

По мнению диссертанта, социокультурный подход определяет право как культурно-исторический феномен, обусловленный многообразными проявлениями культуры (в т.ч. правовой), его устойчивостью и изменчивостью, пространственно-временной и этнокультурной целостностью. Если в формационном подходе право и государство определяются экономикой, в цивилизационном - технологией, то в социокультурном – культурой. Цивилизационный подход акцентирует внимание на материальной составляющей культуры, тогда как при социокультурном подходе право понимается в основном как духовно-культурное явление. В формационном подходе культура не остается без внимания, но исходит из экономического базиса. Признание более широкой, чем экономической, детерминации расширяет формационный подход за счет новых факторов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в теоретико-методологическом анализе права в социокультурной плоскости. Достигнутые выводы могут быть использованы для разработки учебных курсов по теории и истории права, социологии права, философии права и т.д.

Практическое значение проведенного исследования предопределяется нацеленностью на решение современных проблем в сфере отношений «культура - право», повышение уровня реализации законов. Исходя из этого ряд предложенных положений, выводов, концептуальных тезисов и рекомендаций может быть использован в правотворческой деятельности.

Итоги осуществленного анализа стимулируют последующую разработку сформулированных вопросов, имеют значение для углубления научно-практических исследований, как в сфере теории государства и права, так и в русле развития правовой реформы российского общества, равно как и осуществляемых мерах по укреплению правопорядка.

Выработанные диссертантом рекомендации по состоянию, структуре и перспективам развития правовой культуры могут стать концепцией для новых моделей правового воспитания. В целом, социокультурный подход к праву может быть положен в основу государственных программ развития правовой культуры и методологию воспитания культурно-правомерной личности.

Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты исследования изложены в опубликованных монографиях, научных статьях, обсуждены на заседаниях методологического семинара кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ, международной научно-практической конференции Российской академии юридических наук: «Современное законотворчество: теория и практика (к 100 летию Государственной Думы России) в Москве 22 - 23 декабря 2005 года.

По результатам диссертационного исследования разработана концепция правового воспитания, представленная в органы государственной власти при использовании в правотворческой деятельности. Автором подготовлена и представлена в комитет по культуре Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации аналитическая справка о значении культурологического фактора в процессах глобализации и взаимодействия государств, принадлежащих к различным правовым системам.

Выводы и итоги диссертации в качестве тезисов обсуждены на научной конференции «Источники права» и учебно-методическом семинаре по проблемам преподавания теории государства и права (Российская академия правосудия, Москва, 23-25 мая 2007 г.), на научно-практической конференции «Актуальные проблемы юридической науки» (Институт философии и политико-правовых исследований Академии наук Азербайджана, 22 марта 2007 г.).

Объем и структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих 10 параграфов, заключения и списка нормативно-правовых актов и использованной литературы.

Похожие диссертации на Право как феномен культуры