Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Источники обычного права кабардинцев в XVIII - второй половине XIX веков Крымшокалова Фатимат Хасеновна

Источники обычного права кабардинцев в XVIII - второй половине XIX веков
<
Источники обычного права кабардинцев в XVIII - второй половине XIX веков Источники обычного права кабардинцев в XVIII - второй половине XIX веков Источники обычного права кабардинцев в XVIII - второй половине XIX веков Источники обычного права кабардинцев в XVIII - второй половине XIX веков Источники обычного права кабардинцев в XVIII - второй половине XIX веков Источники обычного права кабардинцев в XVIII - второй половине XIX веков Источники обычного права кабардинцев в XVIII - второй половине XIX веков Источники обычного права кабардинцев в XVIII - второй половине XIX веков Источники обычного права кабардинцев в XVIII - второй половине XIX веков Источники обычного права кабардинцев в XVIII - второй половине XIX веков Источники обычного права кабардинцев в XVIII - второй половине XIX веков Источники обычного права кабардинцев в XVIII - второй половине XIX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крымшокалова Фатимат Хасеновна. Источники обычного права кабардинцев в XVIII - второй половине XIX веков : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Крымшокалова Фатимат Хасеновна; [Место защиты: Сев.-Кавказ. акад. гос. службы].- Нальчик, 2007.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-12/2236

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I АДЫГЭ ХАБЗЭ

1. Понятие и состав источников обычного права кабардинцев

2. Адыгэ хабзэ, ее структура и содержание.

ГЛАВА II СОГЛАШЕНИЕ ЗЭГУРЫГУЭ КАК

ИСТОЧНИК ПРАВА

1. ЗэгурыГуэ (соглашение) 1767 г. как источник права

2. ЗэгурыГуэ (соглашение) подати кабардинцев в 1782 г.

3. Уэркътын как источник права

4. Обычай дыщырыкГ, уасэ, уасэГыхьэ как источник права

ГЛАВА III УНАФЭ - РЕШЕНИЕ НАРОДНОГО

СОБРАНИЯ (ХАСЭ) КАК ИСТОЧНИК ПРАВА

1. Постановление о сословиях в Кабарде 1785 г.

2. Народное условие 1807 г.

ГЛАВА IV ТРАНСФОРМАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ

ПРАВА

1. Положение о родовых судах и расправах в Кабарде 1793 г.

2. Прокламации генерала А.П.Ермолова 1825 г.

3. Взаимодействие адыгэ хабзэ, норм шариата и русского законодательства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования обусловливается как многоаспектностью проблемы понимания социально- юридической природы обычного права, так и отсутствием в современной отечественной юриспруденции единства взглядов и оценок относительно места и роли норм-традиций в системе российского права.

Характеристика Российского государства как крупнейшего социально-территориального образования полиэтнического типа позволяет говорить о специфике форм, средств и методов правового регулирования в отдельных регионах страны. При этом Северо-Кавказский регион привлекал и привлекает пристальное внимание исследователей, что обусловлено, с одной стороны, поистине уникальной социальной структурой и богатейшими историческими традициями населения, а с другой - не прекращающимися в течение длительного времени межнациональными конфликтами, оказывающими негативное воздействие как на социально-политическую обстановку внутри данного региона, так и на стабильность государственно-правовой системы России в целом.

Формирование действенного механизма предотвращения и разрешения возникающих конфликтов возможно только в том случае, если будет исследован и воспринят опыт, накопленный в течение многовековой истории населяющих Северный Кавказ национально-этнических общностей. Одной из важнейших составляющих такого опыта является систематизированная информация об источниках правового регулирования, посредством которых закреплялись наиболее значимые отношения, разрешались спорные и конфликтные ситуации, осуществлялись меры ответственности в отношении нарушителей. Издавна на Кавказе в качестве таких регуляторов выступали нормы обычного права, многие из которых вплоть до настоящего времени оказывают ощутимое влияние на юридически значимые отношения в области профилактики и противодействия преступности, разрешения имущественных и семейных споров.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется также тем обстоятельством, что вопросы, относящиеся к формам (источникам)

4 права, являются самыми не разработанными в обычном праве народов Северного Кавказа. Так, до сих пор в юридической историографии Северного Кавказа нет ни одной работы, посвященной источникам обычного права кабардинцев.

Степень научной разработанности темы. Планомерное исследование проблемы обычного права в России начинается со второй половины XIX в. В 1875 г. в Москве состоялся съезд юристов России, на котором было принято решение о создании Комиссии по сбору и исследованию материалов по обычному праву не только русского, но и других народов, проживающих в России. В этот период изучением обычного права начали заниматься такие известные юристы, как А.Я. Ефименко, М.М. Ковалевский, П.А. Матвеев, К.А. Неволин, В.И. Сергеевич, Н.Н. Харузин и др. Вопросам обычного права народов Северного Кавказа посвятили ряд своих работ М.М. Ковалевский, Ф.И. Леонтович, Ш.Б. Ногмов, В.Б. Пфаф и др.

Одним из первых к изучению обычного права кабардинцев обратился известный юрист XIX в. М.М. Ковалевский. В 80-90-х годах XIX в. он вместе с известным ученым В.Ф. Миллером приехал в Балкарию для проведения исследований по сравнительному правоведению. Основные результаты исследований обычного права народов Северного Кавказа представлены в трудах, написанных им в 1886 и 1890 годах1. Сравнительное изучение обычного права осетин, балкарцев, сванов и кабардинцев позволило ученому выявить черты сходства и различия правовых систем этих народов.

Вопросы судоустройства и судопроизводства кабардинцев получили отражение в статье Н.Ф. Грабовского , работавшего в управлении Кабардинского округа судебным следователем. Большое внимание изучению обычного права кабардинцев уделил A.M. Ладыженский. Исследуя вопрос о зарождении и развитии обычного права, он несколько раз обращался к кабардинским материалам. Под обычным правом ученый понимал «определенную совокуп-

1 Ковалевский М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном
освещении. Т. 1-2. М., 1886; его же. Закон и обычай на Кавказе. Т. 1-2. М., 1890.

2 Грабовский Н.Ф. Очерк суда и уголовных преступлений в Кабардинском округе //Сборник сведений о кав
казских горцах. Вып. IV. СПб., 1870.

5 ность правил внешнего поведения, опиравшихся на три ключевых принципа: эти правила, во-первых, должны были признаваться обществом, во-вторых, должны были исполняться, в-третьих, отражать интересы определенного сложившегося класса»3.

Большой вклад в изучение обычного права кабардинцев внес Ф.И. Ле-онтович. Касаясь происхождения обычного права, он писал, что «источниками права являлись маслагаты». «Суд посредников, не находя в адате установления на новые случаи, должен произносить решения еще небывалые. Постановленное таким образом решение называется маслагатом и повторенный в других подобных же случаях присоединяется к массе народных обычаев и окончательно обращается в адат»4. Но это предположение уже в первой половине XIX в. не имело практического значения.

Особенно существенных успехов в изучении обычного права кабардинцев добился известный кавказовед В.К. Гарданов, который всю свою научную жизнь посвятил исследованию истории обычного права адыгов. По его утверждению, обычное право кабардинцев в первой половине XIX в. являлось прежде всего феодальным правом, стоявшим на страже интересов кабардинских князей (пщы) и дворян (узденей-уорков), под властью которых находилась вся остальная масса угнетенного и закрепощенного кабардинского народа, поэтому «основное значение» обычного права кабардинцев в рассматриваемый период он видит в упорядочении и регламентации феодальных отношений в Кабарде, закреплении господствующего положения кабардинской феодальной знати. В дошедших до нас записях кабардинских обычаев первой половины XIX в. появляющиеся в то время статьи касаются взаимоотношений кабардинских феодалов с их крепостными, подробно определяют виды и нормы феодальной эксплуатации крестьян, степень их личной зависимости, а также тщательно перечисляют права и привилегии сюзеренов и

3 Ладыженский A.M. Адаты горцев Северного Кавказа. Ростов-на-Дону. Изд.-во СКНЦВШ. 2003. С. 191; Его
же. Обычное право черкесов. Новый Восток. 1928. Кн. 22; его же. «Адып хабсэ» (обычное право черкес).//
Информационный бюллетень Всесоюзного общества культурных связей с заграницей. Ростов-на-Дону,
1927. № 1-47; его же. Общественно-политический строй кабардинцев в XVIII-XIX вв. Рукопись. Архив
КБИГИ.

4 Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Вып. 1. Одесса, 1882. С. 7,9.

6 повинности вассалов, т.е. трактуют важнейшие вопросы феодального обычного права .

Исследованию проблем судоустройства и соотношения правовых систем в судопроизводстве кабардинцев в ХУ1П-ХІХ вв. посвятил обстоятельную статью историк Т.Х. Кумыков .

В этнографических монографиях профессора Х.М. Думанова большое внимание уделено сословно-иерархической природе обычного права кабардинцев, процессу применения норм Адыгэ хабзэ, шариата и русского законо-дательства для регулирования судебных споров .

Различные вопросы обычного права кабардинцев получили освещение в ряде работ проф. И.Л. Бабич. В них она рассматривает степень функционирования обычного права, шариата и русского законодательства .

Весомый вклад в изучение проблем обычного права кабардинцев внесли Т.М. Катанчиев9, Ю.М. Кетов10, З.Х. Мисроков11, А.С. Гуков12, А.З. Бей-туганов. В своих работах они исследовали вопросы происхождения и становления кабардинского обычного права «Адыгэ хабзэ», а также проблемы использования адатского и мусульманского права в процессах динамики систем права России в Х1Х-ХХ вв. А.З. Бейтуганов дает обстоятельную характеристику обычного права кабардинцев. Примечательно, что автор на основе анализа и сопоставления имеющихся материалов формулирует свое определение понятия обычного права: «Обычное право - система прав и обязанностей социальных субъектов, преемственно формирующихся в процессе совмест-

5 Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов. М., 1967; его же. Материалы обычного права ка
бардинцев. Первая половина XIX в. Нальчик, 1956. С. 8-15.

6 Кумыков T.X. Из истории судебных учреждений в Кабарде // Уч. зап. КБИГИ. Вып. XIX. Нальчик, 1959.

7 Думанов Х.М. Обычное имущественное право кабардинцев. Вторая половина XIX в. Нальчик, 1976; его
же. Социальная структура кабардинцев в нормах адата. Первая половина XIX в. Нальчик, 1990; его же. Зем
левладение и земельно-иерархическое право в Кабарде в первой половине XIX в.// Актуальные проблемы
феодальной Кабарды и Балкариии. Нальчик, 1992.

8 Бабич И.Л. Соотношение обычного права и шариата в правовой истории кабардинцев и балкарцев // Чело
век и общество на Кавказе. Проблемы правового бытия. Ставрополь, 2002; ее же. Народные традиции в об
щественном быту кабардинцев. М., 1995.

9 Катанчиев Т.М. Адыгэ хабзэ. как кабардинское право. Нальчик, 2001; его же. Кабардинское обычное пра
во. Его особенности. Нальчик, 2003.

10 Думанов X.M., Кетов Ю.М. Адыгэ Хабзэ. Суд в Кабарде XVIII-XIX вв. Нальчик, 2002.

" Мисроков З.Х. Адат и шариат в Российской правовой системе. Исторические судьбы юридического плюрализма на Северном Кавказе. Издательство Московского университета, 2002. 12 Гуков А.С. Обычное право черкесов в конце XVIII - первой половине XIX века. Автореферат. СПб., 2004.

7 ной жизнедеятельности, закрепленных в нормах-требованиях, обязательность соблюдения которых основывается на общем убеждении в их правильности и обеспечивается влиянием внешнего авторитета»13. Обоснованность такого понимания обычного права находит свое подтверждение в настоящем исследовании.

Современному историко-теоретическому научному исследованию вопросов обычного права большое внимание уделяют известные ученые, профессора А.И. Ковлер, В.А. Кряжков, Г.В. Мальцев, Г.И. Муромцев, В.Н. Нефедов, Л.Г. Свечникова, М. А.-К. Супатаев, Д.Ю. Шапсугов, И.Б. Ломакина, Н.И. Кочетыгова.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является обоснование системы источников обычного права кабардинцев в XVIII - первой половине XIX вв. Это потребовало решения следующих задач:

  1. определить системы источников обычного права кабардинцев;

  2. проанализировать отдельные основные его компоненты и дать их предметную характеристику;

  3. исследовать обоснованность применения термина «адаты» к обычному праву кабардинцев;

4. рассмотреть процесс формирования источников обычного пра
ва кабардинцев и возникновения норм позитивного права, роль актов
органов государственной власти Российской империи и их представи
телей на Кавказе в исторических судьбах обычного права кабардинцев.
Объектом исследования является регулирование обычным правом от
ношений в кабардинском этническом социуме.

Предмет исследования составляет система источников обычного права, сложившаяся у кабардинцев в VIII - первой половине XIX вв., и формы их выражения.

13 Бейтуганов А.З. Обычное право кабардинцев: Вопросы теории. Автореферат кандидатской диссертации. Ростов-на-Дону, 2001; его же. Нормы обычного права кабардинцев: Учебнео пособие. Ростов-на-Дону, 2001; его же. Право и обычай. Раздел монографии «Этнос. Государство. Право. Обычай». Нальчик, 2003.

Новизна работы заключается в том, что впервые в диссертации определены состав источников обычного права кабардинцев и его общая структура, выражаемые в понятии адыгэ хабзэ. Автором вводится в научный оборот обычай уэркыын как основной источник права, регулировавший отношения между сословиями в Кабарде в рассматриваемый период.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы исследования: анализа и синтеза, индукции и дедукции, системный, а также частнонаучные: сравнительно-правовой, формально-юридический и др.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Система источников обычного права кабардинцев, обусловленная историческими особенностями развития кабардинского народа, находит свое выражение в адыгэ хабзэ, представляющем собой органическое единство содержания (обычаи) и формы (соглашения, маслагат (прецеденты) и акты Народного собрания (Хасэ).

  2. «Адыгэ хабзэ» представляет собой единство юридического (нормативного, включающего три раздела Адыгэ хабзэ: пщыхабзэ» - княжеское право, «уэркъ хабзэ» - дворянское право, «лъхукъуэл1 хабзэ» - крестьянское право), естественно-правового (права и обязанности субъектов обычного права) и поведенческого («Адыгагьэ» - адыгство (щэн, хьэл, нэмыс)) компонентов.

  3. Уэркътын - обычай, суть которого заключается в том, что князь и уорк заключают соглашение, согласно которому один (уорк) - обязан служить князю, а другой (князь) - защищать и дарить подарки уорку. Обычай уэркътын был основным источником обычного права кабардинцев. По системе уэркътын нижестоящий получал определенное гражданское сословное звание с соответствующим основным личным имущественным правом. Так сложилось иерархическое сословное право кабардинцев, нормативно закрепленное в «Постановлении о сословиях в Кабарде» 1785 г. и в «Народном условии 1807 г.».

  4. Дыщырык1 определяет статус личного имущества жены и переводится как имущество, пришедшее из родительского дома. По древним обычаям

9 кабардинцев дочь после смерти отца не получала наследственной доли, все в равной части переходило сыновьям; девушка при выходе замуж получала часть семейного имущества, равную половине братской доли. Это имущество (в основном крупный рогатый скот, лошади, овцы и т.д.) не входило в общесемейное имущество мужа, а оставалось ее личной собственностью. После смерти жены оно переходило в наследство только детям, а при их отсутствии по предсмертному завещанию - мужу или ее родственникам. На основе дыщырык1 в кабардинской семье складывалось отдельное имущественное право жены.

  1. Уасэ 1ыхьэ записывалась в брачный контракт в качестве личной собственности жены в случае развода или вдовства, а другая часть поступала ее родителям. Уасэ 1ыхьэ оставалась в доме мужа, составляя до самой смерти неотъемлемую собственность жены. Без ее согласия ни муж ни дети не имели права ею распоряжаться.

  2. Уасэ. В Кабарде в ХУІІІ - первой половине XIX вв. в феодально зависимый класс входили лагунаут - крепостные крестьяне - пщьілі (холоп). По обычаям они имели право требовать от своего владельца (феодала), чтобы он женил их. Феодал тоже имел право выбрать жену для своего холопа из своих же крепостных девушек. В этом случае феодал мог не заплатить уасэ. А если феодал выбирал невесту из крепостных другого феодала, то он должен был заплатить уасэ. Все дети, рожденные от такого брака, становились собственностью феодала. Если крепостной с согласия (зэгуры1уэ) своего феодала сам выбирал себе невесту и сам уплачивал уасэ, то дети от такого брака становились свободными людьми. Обычай «уасэ» в рассматриваемый период выступал источником сословного права кабардинцев.

7. В кабардинском языке для обозначения обычного права слово
«адат», имеющее арабское происхождение, не употребляется. Кабардинцы в
значении «обычное право» употребляют выражение «адыгэ хабзэ».

8. Юридический компонент адыгэ хабзэ в ХУШ-ХІХ вв. начинает при
обретать форму позитивного права. Об этом свидетельствуют сохранившие
ся письменные правовые памятники: «Постановление о сословиях в Кабар-

10 де», принятое на общем кабардинском сословно-представительном собрании Хасэ в 1785 г., и «Народное условие», принятое также на общекабардинском собрании Хасэ в 1807 г. Эти памятники можно рассматривать не только в качестве источников обычного права кабардинцев, но и как акты, свидетельствующие о формировании позитивного права. К ним также можно отнести законодательные акты народного собрания Хасэ: уэркътын, зэщры1уэ - соглашения, дыщырык1, уасэ.

9. В XVIII - первой половине XIX вв. маслагат (судебный прецедент) в
Кабарде утратил статус источника права, который ему был присущ в более
ранний исторический период.

10. Особый вид источников составляют нормативные акты органов го
сударственной власти России, одновременно оказывающие регулирующее
воздействие на общественные отношения в Кабарде. Одновременное дейст
вие различных источников права свидетельствует о реальном существовании
правового плюрализма в рассматриваемый нами период.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что проведенное диссертационное исследование вносит существенный вклад в развитие отечественного государства и права, а также в теорию обычного права.

Практическая значимость заключается в том, что данные диссертационной работы могут быть полезны в научных и учебных целях, при чтении лекций и спецкурсов по истории государства и права, теории государства и права, а также при формировании законодательства субъектов Федерации -республик Северного Кавказа.

Апробация диссертации. Материалы диссертационного исследования неоднократно обсуждались на кафедре теории и истории государства и права Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, изложены в восьми публикациях, в т.ч. в рецензируемом журнале Перечня ВАК Минобрнауки РФ - «Северо-Кавказском юридическом вестнике».

Похожие диссертации на Источники обычного права кабардинцев в XVIII - второй половине XIX веков