Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обычное право и суд в Кабарде во второй половине 18 - 19 веке Кетов Юрий Максидович

Обычное право и суд в Кабарде во второй половине 18 - 19 веке
<
Обычное право и суд в Кабарде во второй половине 18 - 19 веке Обычное право и суд в Кабарде во второй половине 18 - 19 веке Обычное право и суд в Кабарде во второй половине 18 - 19 веке Обычное право и суд в Кабарде во второй половине 18 - 19 веке Обычное право и суд в Кабарде во второй половине 18 - 19 веке Обычное право и суд в Кабарде во второй половине 18 - 19 веке Обычное право и суд в Кабарде во второй половине 18 - 19 веке Обычное право и суд в Кабарде во второй половине 18 - 19 веке Обычное право и суд в Кабарде во второй половине 18 - 19 веке
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кетов Юрий Максидович. Обычное право и суд в Кабарде во второй половине 18 - 19 веке : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Ростов н/Д, 1998 132 c. РГБ ОД, 61:99-12/218-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Общественно-политическое устройство и правовая система Кабарды до распространения российской администрации на Северном Кавказе

1. Общественно-политический строй

2. Адыгэ Хабзэ

3. Судебные органы

ГЛАВА II. Судоустройство и судопроизводство в первой половине ХVІ в.

1. Родовые суды и расправы, мехкемэ

2. Кабардинский временный суд

3. Окружной и участковые суды в середине XIX в.

ГЛАВА Ш. Судебные органы в 60-70-х годах XIX века

1. Судебная реформа во второй половине XIX в.

2. Нальчикский горский словесный суд

3. Сельские судебные органы во второй половине XIX в.

4. Адат, шариат и русское законодательство в судебной системе кабардинцев

5. Виды преступления и меры наказания

Заключение

Литература

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

В ходе осуществления правовой реформы в Российской Федерации и ее субъектах выявилось много препятствий и трудностей, связанных с попытками воплотить в жизнь абстрактные правовые идеи и принципы, не имеющие под собой реально значимых корней в общественном и индивидуальном сознании членов общества.

Наряду с этим отмечается известное невнимание, а нередко пренебрежительное отношение к традиционным нормативно-правовым институтам, возникшим в процессе исторического развития народов и оказавшим большое влияние на людей.

К таким институтам, бесспорно, относится и обычное право различных народов, которое играло в прошлом и сохраняет в настоящем роль регулятора общественных отношений наряду, с часто и вопреки нормативно-правовым предписаниям современного государства.

Однако в научной литературе далеко не исчерпаны возможности для изучения содержания, форм существования и реального воздействия на общественные отношения обычно-правовой и религиозной нормативной системы.

Сказанное, в первую очередь, относится к обычному праву народов Северного Кавказа.

Исследования нормативной системы кабардинцев, которая сложилась в Кабарде во 2-й половине ХУШ - XIX вв., развивавшейся под воздействием российской администрации и законодательства на Кавказе, имеет большое научно-практическое значение.

Сегодня, как никогда, нуждаются в исторической оценке особенности формирования традиционно складывавшейся у каждого народа власти. Можно даже сказать, что важным условием успешного проведения реформ становится опора на укоренившиеся в народном сознании, устоявшиеся традиции осуществления всех разновидностей власти и, прежде всего, судебной власти.

До сих пор в Кабардино-Балкарии, как и во всей нашей стране действует устаревшая судебная система, сложившаяся при тоталитарном режиме Советского Союза. Актуальность избранной темы предопределяется потребностями ее обновления, при котором очень важен анализ и учет прошлого опыта организации и осуществления судебной власти и его использование в строительстве нового федеративного многонационального государства и федеративной правовой системы.

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Объектом данного исследования является система обычного права,сложившаяся в Кабарде в период ее вхождения в состав многонационального Российского государства, а предметом - обычное право в его взаимодействии с другими элементами правовой системы; правовое закрепление судоустройства и судопроизводства. Выбор правовой системы Кабарды в качестве объекта исследования обусловлен длительными политическими, экономическими и культурными связями кабардинцев с Российском государством, начало которых относится к середине ХУІ века.

Хронологические рамки настоящей кандидатской диссертации охватывают период трансформации правовой системы Кабарды во второй половине ХУШ - начале XIX вв.

Автором сделана попытка доказать, что для практического учреждения управления как Кабардой, так и всем Кавказским краем самодержавие считало необходимым, прежде всего, овладеть судебным аппаратом, т.к., по мнению составителей проектов управления краем, "все отношения горцев, как подданных русскому правительству, проявлялись лишь в делах судебных".

Прокламация об учреждении судебного управления Кабардой прямо предписывала разрешать дела по "древним ... обычаям и обрядам, приспосабливая оные, поколику важность случаев дозволит, к правам российским".

Таким образом, источником права в Кабарде рассматриваемого периода было обычное право. Не секрет, что обычное право исследователями того периода признавалось примитивным. Между тем уровень общественного развития Кабарды в ХУШ-ХІХ веках был настолько высок, что принятие здесь законов в отмену или изменение норм обычного права вполне было возможно. Однако памятники законодательства до нас не дошли.

Целью настоящей работы являлось раскрытие содержания обычного права и его роли в организации деятельности системы судов Кабарды во второй половине ХУШ - начале ХХвв. Задачами являлись последовательный анализ судоустройства и судопроизводства в Кабарде, проблем совмещения норм обычного права, шариата и Российского законодательства, применявшегося в Кабарде.

Методологическую основу составили системный анализ, сравнительно-правовой, исторический подход.

ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ. При исследовании поставленных в данной работе бвли использованы две основные категории источников. Первую составили этнографические исследования и публикации. А вторую - архивные документальные материалы.

В юридической литературе вопросы обычного права кабардинцев изучены недостаточно. Они затрагивались преимущественно авторами общих трудов по истории Кабарды, в частности Ш. Ногмовым, Хан-Гиреем.

Наиболее достоверные данные о судебных органах Кабаоды мы встречали у первого кабардинского ученого и просветителя Шоры Бекмурзовича Ногмова. В его работе "История адыгейского народа" описано судоустройство кабардинцев конца ХУШ - первой половины XIX вв. Кроме того книга имела приложение "Постановление о сословиях в Кабарде"2. В этом приложении содержится немало ценных сведений о судоустройстве и обычном праве кабардинцев.

Этот документ по поручению наместника Кабарды генерала Ермолова был составлен в 1822 году кабардинцем Я. Шардановым, бывшим в то время секретарем Кабардинского временного суда. Он является сводом обычно-правовых норм кабардинцев, куда вошли различные записи правовых норм на турецком и арабском языках, относящиеся к ХУІ - первой четверти XIX века.

"Постановление о сословиях в Кабарде" состоит из 4-х частей.

В 1-й, вводной части, состоящей из 7 статей, отмечается сословная структура кабардинского общества и административно-территориальное деление Кабарды, сложившиеся к 1-й половине XIX века.

2-я часть, в свою очередь, состоит из двух разделов. В 1-м разделе содержится 25 статей, регулировавших отношения князей с другими сословными категориями. Во 2-м разделе - 26 статей, содержащих нормы крестьянских повинностей своим феодалам.

Анализ статей 2-й части показывает, что эти обычно-правовые нормы относятся к периоду до 1807г.

3-я часть под названием "Народное условие, сделанное 18 года июля 10, после прекращения в Кабарде заразы, в отмену прежних обычаев" состоит из 41 статьи. Она фактически представляет отдельный свод законов. В ее основе лежат правовые нормы, действовавшие до 1807г. в письменном виде. В связи с Кавказской войной и чумными эпидемиями в Кабарде ее население сократилось в 10 раз (с 350 до 37 тыс.), а структура общества и сословий трансформировалась. Это обстоятельство привело кабардинцев к пересмотру своих правовых норм, проведению правовой реформы.

Многие статьи были изменены, дополнены новыми параграфами в соответствии с происшедшими в жизни кабардинского народа к 1-й четверти XIX в. социально-экономическими изменениями.

4-я часть содержит обычно-правовые нормы, действовавшие в жизни и передававшиеся устно из поколения в поколение, но не вошедшие в существовавшие до этого письменные своды. Они здесь обозначены как дополнения к ранее существовавшим сводам правовых норм и составляют 40 статей.

Постановление о сословиях в Кабарде находилось в Кабардинском временном суде для руководства при разбирательстве судебных дел. Оно впервые в печати было опубликовано в 1868 году как приложение к книге Ш.Б. Ногмова "История адыгейского народа" на немецком языке.

Следующий свод законов - это "Полное собрание кабардинских 1 древних обрядов"Г

В 1842 г. командующий войсками Кавказской линии генерал-лейтенант Граббе поручил начальникам Кавказского края собрать и составить свод обычно-правовых норм, регулирующих общественную и семейную жизнь горцев Кавказа. В Кабарде эта работа была поручена бывшему в то время начальнику центра Кавказской линии подполковнику Голицину.

В основу "Полного собрания кабардинских древних обрядов" были положены "Постановления о сословиях в Кабарде", "Народное условие 1807г." и дособранные в 1943-1944гг. правовые нормы. Все они были разбиты по разделам и параграфам заранее составленной специальной программы. Этот сборник отличается от ранее существовавших сводов своей полнотой. Полное собрание состоит из 12 параграфов. Впервые они были опубликованы в 1882г. профессором Новороссийского университета Ш.И. Леонтовичем в сборнике "Адаты кавказских горцев".

В 1997г. в г.Майкопе, в издательстве "Иеоты" вышал сборник "Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев в ХУ-ХІХ вв." составителями сборника являются Думанов Х.М. и Думанова 2 .Х. В сборник включены все известные, а также до сих пор неизвестные ученым памятники обычного права не только кабардинцев, но и других адыгских народов и балкаро-карачаевцев. Всего в сборнике 45 документов, каждый из которых составляет отдельный кодекс законов. Они извлечены из различных изданий, архивов и публикаций, относящихся к различным историческим периодам, начиная с ХУ в. до конца XIX в. Это самый полный и новейший свод законов адыгов.

Во 2-й половине XIX века появились первые труды, содержащие данные по обычному праву, судоустройству и судопроизводству, принадлежащие Ш.Б. Ногмову, Н.Грабовскому, М.Н. Агишеву, В.Д.Бушену, Ф.И. Леонтовичу и другим.

Центр Кавказской линии составляла Большая Кабарда и часть линии по Малке до Моздока (Ю.К.)

Наиболее достоверные данные о судебных органах Кабарды мы встречаем у первого кабардинского ученого и просветителя Шоры Бекмурзовича Ногмова. В его работе "История адыгейского народа", вышедшей в 1861 году, было описано судоустройство кабардинцев конца ХУШ - первой половины XIX веков.

В 1970 году в четвертом выпуске журнала "Сборник сведений о кавказских горцах" была опубликована статья Н.Грабовского под названием : "Очерк суда и уголовных преступлений в Кабардинском округе". Н.Ф. Грабовский был председателем Съезда мировых судей Владикавказского округа. Он приводит много фактического материала из деятельности местных судов Кабардинского округа, показывает - как приспосабливались обычное право и шариат к деятельности судебных органов в Кабарде во 2-й половине ХУШ века. Это была первая обобщающая работа, посвященная судебным органам кабардинцев в прошлом.

0 судебных органах 2-й половины XIX века очень много материалов содержится в Кубанской справочной книжке за 1891 год. В ней опубликованы правила, по которым создавались суды у народов Кубанской и Терской областей после отмены крепостного права.

Деятельности судов, действовавших во 2-й половине XIX века, посвящена книга Н.М. Агишева и В.Д. Бушена под названием: "Материалы по обозрению горских народных судов Кавказского края". Большую ценность этой работе придает опубликование в ней материалов конкретных судебных дел и малоизвестных статистических сведений.

0 сельских судебных органах во 2-й половине XIX века написал А.А. Кануков. В его работе "Положение о сельских (аульских) обществах и общественном управлении...", изданной во Владикавказе в 1908 году, содержатся ценные материалы о сельских судах кабардинцев 2-й половины XIX века. Ценные сведения по исследуемому вопросу содержатся в статье Кази Атажукина, опубликованной в 1870 году в газете "Терские ведомости" под названием "Заметка на статью пКраббе". В ней К.Атажукин выявляет различие между народными судами 60-х годов XIX века и третейскими судами, показывает влияние шариата на обычное право кабардинцев.

Достаточно богатый материал содержат труда Н.Дубровина и Я.Абрамова. Дубровин перед тем, как изложить историю Кавказской войны, знакомит нас с культурой адыгов, так как "только при таком знании можно критически отнестись к фактам, сделавшимся достоянием истории". В историей судов и их деятельностью мы можем ознакомиться в историческом очерке "Балкария" Мисоста Абаева2 и в работе Басията Шаханова "Горский словесный суд". Каждый из авторов приводит свои доводы о необходимости осуществления изменений в местных судебных учреждениях. В первой работе автор останавливается на вопросах судопроизводства в Нальчикском округе, дает характеристику состава окружного суда начала хХ века.

Большой вклад в изучение адатов горцев Северного Кавказа и, в частности, кабардинцев внес известный исследователь обычного права A.M. Ладыженский. В архиве КБЙГИ сохранилась его рукопись "Общественно-политический строй кабардинцев в ХУШ-ХІХ вв., где он обстоятельно разбирает многие вопросы истории государства и права кабардинцев.3

Таким образом, нетрудно заметить, что данные работы знаменуют только первые шаги в изучении "кавказского права" и судов.

Не завершено изучение рассматриваемой проблемы в советской, российской историографии. Впервые из советских историков, кто обратил внимание на судоустройство и судопроизводство кабардинцев в прошлом, является доцент Н.Х.Тхамоков. В своей книше: "Социально-экономический строй и политический строй кабардинцев в ХУШ веке" он описал судебные органы Кабарды в ХУШ веке. В сводной двухтомной истории Кабардино-Балкарской АССР профессором Г.М. Мамбето-вым коротко, но содержательно охарактеризованы судебные органы в ХУ - 1-й половине XIX века. Специальную работу истории судебных органов кабардинцев посвятил профессор Т.Х. Кумыков.

Материалы, представляющие научный интерес для настоящего исследования, содержатся в статье доцента Е.Дж. Налоева "К вопросу о государственном политическом строе Кабарды первой половины і ХУШ века." "" В 1995 году опубликована книга Ж.А.Калмыкова "Установление русской администрации в Кабарде и Балкарии", в которой даются материалы из истории судебных органов Кабарды и Балкарии.

Ценные сведения по исследуемой теме содержатся в работах современных авторов: Бабича И., Кряжкова В.У., Мальцева Г.В., Семенова Ю.К., Смирновой Я.С, Пергаица А.И., Тишкова В.У. Свечникова Л.Г. посвятила свою кандидатскую диссертацию изучению семейного права народов Северного Кавказа в XIX - начале XX века. В ней большое место занимают материалы о кабардинцах.

Кроме перечисленных работ использованы и архивные документы, хранящиеся в архивных фондах Кабардино-Балкарского инститз/та гуманитарных исследований. Их можно разделить на две группы. К первой группе относятся материалы, собранные у старожилов Кабарды, начиная с 1947 по 1984 год, экспедициями, организованными институтом. Ко второй группе относятся материалы, хранящиеся в Центральном военно-историческом архиве СССР, Центральном Государственном архиве Грузинской ССР, Государственном архиве Ставропольского края, Центральном Государственном архиве Северо-Осетинской АССР и приобретенные Кабардино-Балкарским институтом. Эти материалы охватывают период с конца ХУШ до середины XIX века и пред-ставляют ценнейший материал не только по судоустройству и судопроизводству, но и по многим вопросам общественного строя кабардинцев в ХУШ - XIX веках.

Архивные документы шестого фонда ЦГА КБР содержат приговоры сельских обществ, которые входят в "Переписку со старшинами селений о выборе доверенных лиц". Среди документов этого же фонда есть материалы, предоставляющие нам возможность рассмотреть ,# структуру как окружных, так и сельских органов военно-народного управления и изменения, которые произошли в ней в связи с вступлением Кабарды и Балкарии в капиталистические отношения.

Дела двадцать шестого фонда ("Горский словесный суд"), на- ф сыщенные фактическим материалом, оказали неоценимую помощь в освещении дореволюционной судебной практики, правового положения и традиций кабардинцев. Материалы фонда "Горского словесного суда" в определенной мере объясняют влияние законодательства централь- Ф ных губерний царской России на судопроизводство двух наших наро дов.

Однако по судебным делам, к большому сожалению , не всегда удается установить, какими положениями из обычного права руководствовался судья перед вынесением приговора за то или иное деяние.

Полезные сведения о судоустройстве и судопроизводстве в Кабарде и Балкарии 2-й половины XIX - начала XX века содержатся на фотопленках споавочных изданий: "Сборник сведений о кавказских ш і горцах" и "Терский календарь"."

Нами использованы сведения об общественно-политическом строе Кабарды и Балкарии из периодических изданий прошлого: газет "Кавказ", "Терские ведомости".

Таков круг исследовательских работ по рассматриваемой теме. Нетрудно, однако, заметить в этой литературе наличие серьезных пробелов. .Это. .прежде всего отсутствие комплексного исследования. Вместе с тем и отдельные аспекты данной проблемы освещены далеко не полностью.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка комплексного изучения места адата, шариата и русского законодательства в правовой и судебной системе кабардинцев в ХУШ - начале XX вв., их соотношения в регламентации правового положения. Исследована структура нормативной системы кабардинцев под названием "Адыгэ хабзэ", которым регулировался правовой быт и общественные отношения. В научный оборот вводится значительная информация об обычно-правовых нормах, которые лежали в основе судоустройства, судопроизводства и правосознании населения.

АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИИ. Результаты научного исследования докладывались на научных конференциях: "Актуальные проблемы развития процессуального права", Ростов-на-Дону, май 1998г., "Правовая реформа в субъектах Российской Федерации на Северном Кавказе", Нальчик, сентябрь 1998г. Работа обсуждена на заседании кафедры теории и истории права и государства РЮИ СКАГС (ноябрь, 1998г.). Материалы диссертации используются при преподавании истории государства и права Кабардино-Балкарии, истории государства и права России на юридическом факультете Кабардино-Балкарского госуниверситета. Результаты исследований были учтены пои разработке Конституции КБР, законов о местном самоуправлении и выбооах.

Окружной и участковые суды в середине XIX в.

В сентябре 1858 года в Кавказской администрации и управлении краем произошли некоторые изменения. По указу генерал-адъютанта Барятинского прежняя структура Кавказской линии была упразднена. Это было связано с тем, что к этому периоду народы центральной части Северного Кавказа уже были включены в состав Российского государства. Военные действия продолжались на Северо-Западном Кавказе против адыгских народов и на востоке против Шамиля. Война шла к концу и было уже очевидным, что она закончится в пользу Российской империи. Поэтому Кавказская администрация была озабочена необходимостью приступить к "органическому единению горских народов с Россией".

Таким образом, на Северном Кавказе в 1858 году были образованы Кабардинский, Осетинский, Чеченский и Кумыкский округа. В состав Кабардинского округа вошли и пять горских обществ Кабарды, т.е. балкарцы.

С образованием Кабардинского округа Кабардинский временный суд был упразднен. Он был заменен Кабардинским окружным судом. Кроме окружного были созданы три участковых суда: Баксанский, Че-рекский и Мало-Кабардинский. Балкарские общества Урусбиевское и Чегемское были причислены к Баксанскому участку, а Черекское и Хуламо-Безенгиевсие ущелья - к Черекскому участку. Окружной суд был высшим судебным органом в Кабардинском округе.

Участковые суды разъезжали по аулам, разбирая судебные дела на местах.

Кабардинский окружной суд состоял из пяти членов. Председателем был начальник Кабардинского округа. Членами суда становились по выбору по одному представителю от трех участков Кабардинского округа. Пятый должен был быть представителем "от черного народа", т.е. крестьян. Он избирался на окружном народном сходе Ка-барды. Председателем участкового суда назначался начальник участка.

Члены участкового суда избирались сроком на один год на участковом собрании специальными выборщиками от селений и сельских обществ. В состав избирателей, как правило, попадали зажиточные люди. Решение участкового собрания об избрании состава суда не могло вступить в силу до утверждения его начальником ок 1 руга.

Количество членов участкового суда зависело от установок областной администрации. Так, в I860 году начальник штаба левого крыла Кавказской линии предписывал начальнику Кабардинского округа иметь в суде Баксанского участка одного кадия и одного члена

из Аташукинской фамилии, одного из Мисостовской фамилии и одного депутата от черни; итого - четырех человек; в суде Черекского участка - одного участкового кадия, одного из Бекмурзинской фамилии и одного из Кайтукинской; в ауле Балкарского общества - одного из Безенгиевского и Хуламского обществ, по одному из -Іегемско го и Урусбиевского обществ и по одному депутату на каждого члена

1 от простого народа; всего девять человек.- Отсюда видно, что в

Балкарский участковый суд избиралось значительно больше депутатов, чем в остальные участковые суды Кабардинского округа. Это, видимо, объяснялось желанием администрации включить в состав суда представителей всех пяти наиболее влиятельных фамилий Балкарии.

Участковый суд был уполномочен рассматривать лишь мелкие гражданские дела. Он рассматривал и решал главным образом дела по имущественным искам, кражам, увозу женщин, мошенничеству и т.д. Как и в окружном суде, большинство дел рассматривалось в соответствии с нормами обычного права. Семейные дела, разводы, споры о наследстве и калыме решались по канонам шариата.

Н.Ф. Грабовский в одном из своих трудом приводит выписку из настольных журналов Мало-Кабардинского участка, представляя следующие цифры разбиравшихся в нем на судебных заседаниях по поводу убийств и поранений2: по убийствам по ранениям 1863 - 9 5 1864 - 3 5 1865 - 6 3 1866 - - 3 1867 - 3 2 1868 -2 1 Отбросив даже все случаи, которые так и не дошли до судеб ного разбирательства, оказывается, что ежегодный процент убийств и поранений до 1969 года был слишком велик для 50-ьысячного на селения Кабарды.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в участковых судах все же имел место разбор уголовных дел.

Делами горских учреждений, созданных царизмом, непосредственно ведали чиновники административно-полицейского аппарата управления, которые одновременно являлись председателями областных, окружных или участковых органов суда. В состав этих судебных учреждений избирали представителей местной верхушки и мусульманского духовенства, старательно защищавших свои интересы. Все это практически устраняло от судебной процедуры представителей самого народа.

В фонде Кабардинского окружного суда, имеющегося в Центральном государственном архиве Кабардино-Балкарской Республики, сохранились дела, по которым можно определить компетенцию этого суда. Здесь имеются следственные судебные дела о неподчинении крепостных крестьян своим феодалам, об обращении свободных крестьян в "холопство", о купле и продаже холопов, прошения холопов об освобождении от крепостной зависимости; судебные дела по обвинению крестьян в "незаконном" захвате общественной земли, в нарушении лесного устава, по иску уполномоченных о взыскании сумм за неустойку по охране земли, за потраву посевов, о взыскании долга; дела об утверждении в правах на имущество наследников, о разделе имущества, о взыскании калыма, об умыкании девушек, назначении опекунства над сиротами, о краже скота, имущества и т.д.

Из приведенного перечня дел, рассмотренных окружным судом, видно, что в его компетенцию входило разрешение наиболее важных вопросов и принятие решений по ним.

В основе решений, принимаемых окружным судом, лежали нормы адата. Нормы шариата применялись в участковых судах. С 1860 года во всех участковых судах в состав членов суда стали включать духовных лиц, которые при разборе семейно-брачных, имущественных, наследственных споров толковали нормы шариата и выносили постановления суда в соответствии с ним.

В середине XIX века, когда Кавказ еще полностью не был присоединен, Кавказская администрация отдавала предпочтение нормам обычного права. Шариат еще не стал тем инструментом, которым можно было проводить самодержавную политику на Северном Кавказе.

Судебная реформа во второй половине XIX в.

Как было сказано выше, родовые суды и расправы в Кабарде действовали с 1807г. Учрежденный в этом же году суд "мехкемэ" просуществовал до ермоловских прокламаций, изданных в 1822 году. Вместо Кабардинского временного суда были учреждены в 1858 году Кабардинский окружной и участковые суды.

Юридической основой судопроизводства у кабардинцев оставались нормы обычного права, хотя по форме они приближались к российским судебным институтам. Это объяснялось, в первую очередь, стремлением царского самодержавия еще больше ослабить роль антирусски настроенной части мусульманского духовенства в общественно-политической жизни горцев. Кроме того применение норм адата в судопроизводстве давало возможность постепенно приблизить "народные суды" к общеимперскому судопроизводству. По мнению Т.Х. Кумы-кова, к этому времени обычное право горцев хорошо было приспособлено не только к феодальным порядкам, но и к русскому законодательству (в Кабарде). Суды могли рассматривать и выносить решения по шариату, но последнему отводилась незначительная роль. По шариату разрешались споры и тяжбы, относившиеся к морали и семье (оскорбление религиозных чувств, дела, связанные с деятельностью мусульманского духовенства, расторжение брака, споры между родителями и детьми, разделы семьи и наследственные вопросы).

Инструкцией для окружных начальников Левого Крыла Кавказской линии (Терская область) I860 года "во вновь учрежденных судах, состоящих из депутатов народа, возложено председательство в окружном суде на начальника округа, в участках - на начальников оных".

В 1862 году при преобразовании военно-народного управления в Терской области (куда входила Кабарда) Кабардинский окружной суд остался в прежнем виде.2 Вместе с тем вводились русские законы дворянско-буржуазного характера.

По "Положению о порядке управления Терской областью" от 29 мая 1862 года более важные уголовные дела были изъяты из ведомства местных судов. К ним были отнесены: измена, возмущение против правительства, личное неповиновение начальству или тяжелое его оскорбление, разбой, похищение казенного имущества, убийство и поранение с увечьем. Но и здесь существовали исключения. Свя-зщанные с убийством и ранением уголовные дела оставались в ведении местных судебных органов, если они не были совершены по политическим мотивам.3 За особо опасные преступления виновный "попадал под юрисдикцию исключительно военных судов, "то есть мог быть судим военно-окружным судом. Во всех остальных случаях за перечисленные выше деяния, как правило, осужденные в административном порядке высылались во внутренние губернии Российской империи.

Роль апелляционной инстанции для окружных судов выполнял созданный в 1862 году "Главный народный суд", который находился в областном центре Терской области в г.Владикавказе. Данный суд действовал в составе председателя, шести кадиев, двадцати восьми заседателей, которые представляли округа Терской областиЛ

Царской администрацией была составлена и утверждена в I860 году "Инструкция окружных начальников", по которой в округах при подчинении окружным судам учреждались участковые народные суды. В Кабардинском округе, делившемся на четыре участка, расположилось соответствующее количество участковых судов: Баксанский, Че-рекский, Мало-Кабардинский и Горский (для горских обществ)2. Эти судебные органы были предшественниками созданных позже аульных (сельских) судов.

В компетенцию участковых судов входило рассмотрение дел лишь по имущественным искам, увозам женщин, кражам, мошенничеству и т.д. Большинство дел членами участкового суда рассматривалось по нормам обычного права. По законам шариата решались только судебные дела, составлявшие узкий круг, в который входили споры о наследстве и калыме, законности рождения, расторжении брака. Узкие границы для судопроизводства по законам шариата объяснялись тем, что царская администрация опасалась восстановления роли мусульманского духовенства в общественно-политической жизни горцев, какая была у него в годы Русско-кавказской войны.

Окружной народный суд и участковые суды, находясь под непосредственным контролем областной администрации, были сословными и призванными защищать интересы местной знати. Формально называясь "народными", эти судебные органы ничего народного в себе не содержали. Созданные при колониальном режиме их непосредственно возглавляли чиновники военно-административного аппарата управления, суды были частью огромной машины угнетения горских народов.

Самые значительные преобразования в общественно-политической жизни кабардинцев и балкарцев, как и других народов Северного Кавказа, связаны с более поздними изменениями в судебной системе и судопроизводстве.

Если судебная реформа, как и все реформы 60-70-х годов XIX столетия, была следствием определенного кризиса российского общества (в том числе и так называемого кризиса верхов), то на Северном Кавказе она была проведена, кроме всего прочего, для окончательного подавления покоренных народов.

В основу нового судоустройства и судопроизводства были положены русские судебные органы, утвержденные российским императором 20 ноября 1864г." Однако судебная реформа в горских округах была настолько урезанной и отягощенной военно-административным вмешательством, что имела мало общего с судебными уставами 1864 года.

Пришедшие на смену участковым судам еще в 1868 году2 аульньк (сельские) суды на своих заседаниях рассматривали те же дела, что и их предшественники. Выбор судей и кадия также, фактически, зависел от администрации. Аульные общества выбирали доверенных лиц, из числа которых начальник округа назначал депутатов и кадия.

Параллельно окружному и аульному судебным органам в Кабарде и Балкарии существовал и такой суд, как посреднический (третейский или медиаторский). Его особенность заключалась в том, -что он собирался только для рассмотрения одного данного дела, при обоюдном согласии истца и ответчика и при посредничестве одного или нескольких лиц, которые должны были исполнить роль судьи. Решение такого посреднического суда считалось окончательным, так как стороны давали слово, что согласятся с любым их решением.

В судебной практике этого времени сохранился один из пережитков горского судопроизводства. Имеется в виду присяжничество, которое доходило порой до абсурда. К примеру, одним из веских доказательств невиновности обвиняемого была присяга его самого или2 родственников или односельчан-соприсяжников. Этих присяжных свидетелей - тхьэры1уэ щыхьэь выдвигал иногда суд, но в большинстве случаев сам истец из числа известных и уважаемых честных людей села или другого населенного пункта. Кабардинцы и балкарцы очень ценили честное слово и порицали лжесвидетельство. Если предложенный судом или истцом присяжный свидетель был уверей в честности обвиняемого человека или знал, что он не совершал /этого преступления, то он являлся на заседание суда и, касаясь правой рукой корана, давал клятву, что обвиняемый не виновен.

Сельские судебные органы во второй половине XIX в.

Вскоре после отмены крепостного права, т.е. в 1868 году наряду с административными в Кабарде была проведена и судебная реформа. Если до этого роль сельских судов выполняли участковые суды, то по новой судебной реформе в Кабарде во всех аулах были созданы постоянно действующие местные суды. Такие же местные суды были созданы во всех балкарских ущельях.

Принципы судоустройства и судопроизводства в сельских судах, а также их функции и полномочия были определены в "Положении о сельских (аульных) обществах и их общественном управлении в горском населении Терской области". Этот документ после неоднократного обсуждения многими ведомствами и внесения многочисленных поправок и дополнений царским правительством был принят и утвержден 30 декабря 1870 года. А

По предусмотренным правилам членами сельских судов избирались местные жители, родившиеся в данном населенном пункте. Переселившихся из других населенных пунктов в данный аул на постоянное место жительства избирались членами суда редко. Например, если он отличался своим знанием обычаев и нравов коренных жителей и имел большой практический опыт, то его как исключение могли избрать членом аульского суда. А представители других национальностей,как иногородние не допускались к выборам. В состав суда избирались старики, которые безупречно знали обычаи и традиции народа и сла-зились своей честностью среди односельчан.

Выборы сельских судей происходили следующим образом. Старшина аула через сельского крикуна (гъо) оповещал всех жителей о том, что на такой-то день созывается сельский сход для избрания сельских судей. Всей процедурой выборов членов сельского суда руководил сельский старшина. В указанный день собирались по одному представителю всех домохозяев аула.2 Если в этот день отсутствовал глава семьи, то она имела право вместо него послать другого члена семьи.3 Обычно у кабардинцев главой семьи считался старший мужчина - отец, дед, прадед и т.д. На сельский сход не допускали несовершеннолетних, женщин, лица, которые находились "под судейским надзором, умалишенные"-, переселенцев, наемных работников, безземельных крестьян и др. Таким обоазом, значительная часть населения была лишена права участия в работе сельского схода. Сельский сход приступал к работе в том случае, если на нем "присутствовали большинство домохозяев аула".

После сбора схода старшина объявлял, что им предстоит выбирать сельских судей и предоставлял слово желающим. Каждый имел право выдвигать свою кандидатуру и обосновать мотивы своего предложения.

Члены суда выбирались путем голосования, получивший наибольшее число голосов, "хотя бы одним голосом"2, становился членом сельского суда. Если кандидаты набирали одинаковое количество голосов, то предпочтение "отдавалось тому кандидату, за которого был подан голос старшины населения3. Количество членов аульного суда не должно было быть "менее трех человек, но сход по своему усмотрению мог избирать и больше". " Кроме членов суда избирали езе одного кандидата, в случае отсутствия или болезни одного из членов суда, чтобы он мог занимать его место. В состав сельского суда входил и сельский эфенди. Если он был один в селении, то за него не полагалось голосовать на сходе, а если их было больше, то голосовали за каждого и получивший большинство голосов становился духовным представителем в сельском суде. Старшина аула и его помощники членами суда избирались по желанию схода, но избрание их не было обязательным. Они не имели права вмешиваться в дела аульных судов, если не состояли членами суда по выбору сельского схода. Им даже запрещалось "присутствовать во время заседания суда" чтобы исключить давление с их стороны на членов суда и судебного процесса.

После окончания выборов члены суда давали присягу "начальнику участка или округа о том, что они не будут злоупотреблять и служить верно." " После такой официальной процедуры начальник участка или округа окончательно утверждал состав суда. Членов аульного суда избирали сроком на три года. По истечении этого срока снова возвращались к выбора судей. Если члены суда за истекший срок работали, не нарушая правила и их работой были довольны жители села, то их могли выбирать членами суда на второй срок. В противном случае их заменяли другими лицами.

Следует отметить и то положение, что если члены суда не соответствовали должности или нарушали правила, то их заменяли, не дожидаясь следующего выбора. По этому поводу в "Положениях о сельских (аульных) положениях" записано, что "по причинам особенно уважительным участковый начальник может устранить старшину, судью и помощников от должности, донося об этом начальнику округа"2. Таким образом, деятельность судей контролировалась со стороны участковых начальников и начальника округа.

Значительный интерес представляют права самих членов суда при заседании. Одной из характерных черт является то обстоятельство, что в кабардинском сельском суде не было главного судьи (судыщхьэ). Все члены суда пользовались одинаковыми правами и никто не имел решающего голоса. При заседании все члены высказывали свои соображения до тех пор, пока не приходили к единогласному решению. Согласно "Положению о сельских судах" суд собирался еженедельно, если имелось судебное дело. Но старшина имел право собирать членов суда в любой день, если дело было связано с неотлагательным решением.

Суд приступал к разбору дела по жалобе одной из спорящих сторон. Потерпевший приходил к старшине и объявлял, что он подает жалобу в суд на такого-то человека за такие-то поступки или совершенное дело против него. Старшина, в свою очередь, объявлял это обвиняемому. После получения старшиной соглашения с обеих сторон о том, что они разберутся в сельском суде, он предупреждал членов суда об этом. Судьи отбирали от спорящих сторон согласие и приступали к разбору дела. В статьях, посвященных судопроизводству, сказано, что выбранные в судьи старики до приступления к рассмотрению дела спрашивают у тяжущихся: останутся ли они довольны тем разбирательством и решением дела, какое ими будет сделано". Аульным судам были предоставлены права решать все спорные дела между жителями одного и того же аула, не превышающие иск 100 рублей.2 Если стороны давали расписку независимо от цены о том, что они желают разбираться в сельском суде, то суд мог разбирать и споры, превышающие иск в 100 рублей.3 В отличие от аульных судов Кабарды, в сельских судах Кубанской и Терской областей разбирались споры, не превышающие 30 рублей.

Адат, шариат и русское законодательство в судебной системе кабардинцев

Разработка вопросов обычного права кабардинцев в XIX - начале XX вв. представляет сложную практическую задачу. Сложность эта заключается в том, что в пореформенный период многие обычно-правовые нормы, которые действовали до отмены крепостного права, не сохранились в своем первоначальном виде, а подверглись изменениям. Некоторые из них вовсе исчезли. Наиболее ощутимые изменения произошли в имущественном праве бывших зависимых сословий. Например, если в дореформенный период после смерти пшитля его имущество переходило к феодалу, то в пореформенный период с освобождением крестьян, наследниками становились дети или близкие родственники умершего. С момента отмена крепостного права крестьяне получили личное освобождение. Прекращалось право владельцев распоряжаться личностью крестьян - продавать, дарить, покупать, обменивать и подвергать наказаниям. С освобождением крестьяне получили личные и имущественные права. К личным правам относились: свободное вступление в брак без разрешения владельцев, самостоятельное заключение договоров и обязательств с частными лицами, самостоятельное ведение судебных дел, гражданских и уголовных. К имущественным правам, которые распространялись на освобожденных крестьян, относились: право приобретать движимую и недвижимую собственность, право свободно пользоваться общинными земельными участками и право наследовать имущество в соответствии с действующими законами и т.д. Одним из главных прогрессивных значений отмены крепостного права в Кабарде является отмена домашнего рабства, просуществовавшего вплоть до 2-й половины XIX века. Если до отмены крепостного права рабы считались совершенно бесправными и нормы обычного права на них не распространялись, то в изучаемый период они становятся субъектами права наравне с другими слоями трудового народа. Бывшие рабы приобрели личные и имущественные права и превратились из "безобрядных холопов" в категорию свободных крестьян. Князьям и уоркам запрещалось обращаться с бывшими рабами так, как это было раньше. Того, кто отказывался выполнять требования адата, изгоняли из фамилии с величайшим позором. За исключением редких случаев во 2-й половине XIX и начале XX вв. кровомщение заменялось платою за кровь - лъыуасэ. Теперь крово-щению подлежали непосредственно лица, которые являлись убийцами. Кровная месть прекращалась в том случае, если убийца при помощи родственников и авторитетных людей мог примириться с родственниками убитого и выплачивал лъыуасэ. Примирение сторон происходило следующим образом: убийца посылал родственников к потерпевшим с просьбой о примирении и об ограничении дела уплатой лъыуасэ. Посредниками выступали родственники виновного в убийстве и почетные старики общества. Посредники просили стороны о примирении для предотвращения кровопролития. В случае отклонения просьбы со стороны потерпевшего общество грозило им удалением из селения, отстранением от общественных молений в мечетях, предупреждало их о том, что в случае смерти не будут хоронить и т.д. этот вид наказания ослушников у кабардинцев называется "унэимыхьэ - хьэдэимых". Мировые сделки заключали письменно, причем каждая сторона обязывалась не нарушать договор. Подписки эти утверждались "горским судом и заносились в журнал"" . "Дело, прекращенное мировою сделкою, не может быть возобновлено ни сторонами, участвовавшими в ее совершении, ни наследниками их".

При совершении примирения с согласия сторон "степень виновности и количество вознаграждения определяли по обычаю".2

Для примера приведем решение медиаторского суда о примирении Ельджаруки Теуникова, убившего Кима Куралова и ранившего своего дядю Теуникова с родственниками убитого и раненым. Елджаруко Теу-ников в драке убил Кима Куралова и ранил своего дядю Инуса. Когда родственники решили отомстить за убитого, то сельское общество потребовало от обеих сторон примирения, чтобы не допустить нового кровопролития. Стороны были примирены медиаторским судом. Вот что было написано в решении суда: "1885 года, января 26 дня селение Ахлово, Нальчикского округа, Терской области, на основании подписи Нальчикского горского словесного суда от 18 сего января за 54 на рапорпт старшины селения Ахлово от 23 декабря прошлого 1884 года за №658, мы, нижеподписавшиеся, выбранные медиаторы, с согласия стороны умершего от ран жителя селения Ахлова Кима Куралова, Хажимета Секова, Магомета Жилетежева, со стороны обвиняемого сына

Сафара Теуникова Эльджаруко Теунокова Уважуко Дадов, Бечкан Ка-рашев, присутствовавшие: Бот Кожаев, Эльджаруко Инароков, помощник старшины Батыр Гетагежев и эфенди Мухаб Дадов в заседании своем разобрали с согласия сторон дело о нанесении ранения жителю этого селения Киму Куралову односельцем его Эльджаруко Теуниковым первого ноября 1884 года во время бытности их на свадьбе у Хаджи Кондрокова, который вследствие полученных ран Ким Куралов 22 числа декабря месяца 8,5 часов вечера умер. Вследствие чего мы меди-аторским решением с согласия сторон постановили следующее: Эльджаруко Теуников с ручательством отца своего Сафара Теуникова и брата должны заплатить родственникам умершего Куралова, за поранение их от родственника Кима Куралова, который вследствие полученных ран 22 декабря прошлого 1884 года умер, наличными деньгами пятьсот рублей. В том числе уже израсходовано Теуниковыми восемьдесят рублей во время болезни Кима Куралова, двести рублей выдано родственникам умершего Куралова. Затем остальные двести дцадцать рублей родственники Кураловы должны получить от Теуниковых в мае месяце сего года по оценке скотом. Сверх того Теуниковы по обычаю должны выдать родственникам Куралова лошадь стоимостью пятьдесят рублей. Сделать при примирении и на поминку кушанье на тридцать одно блюдо, сварив браги на три пуда меду на угощение по туземному обычаю. Затем обе стороны, как родственники Куралова, кто бы то ни было, и Теуниковы: не должны преследовать друг друга и иметь вражду между собою, а также более не должны приносить жалобы начальству по сему делу друг на друга, а считать это дело оконченным настоящим нашим медиаторским постановлением. Подписи членов суда и присутствовавших.

По делу решения Инуса Теуникова медиаторский суд постановил "Взыскать с Эльджаруко Теуникова сто рублей в пользу потерпевшего йнуса Теуникова и удовлетворить в месячный срок по оценке скотом. Стороны, как братья, должны остаться довольными без претензий друг на друга".

Эти решения были утверждены Нальчикским горским словесным судом с предписанием о немедленном исполнении решения суда и прекращении вражды между сторонами.

Приведенные материалы показывают, какими обычно-правовыми нормами сопровождались примирения сторон по убийству и решению. Они заключались в определении лъыуаса (плата за кровь), установлением срока исполнения, определении количества блюд, которые должны были приготовить ответчики во время примирения для гостей, а также содержании больного до выздоровления и угощении гостей, которые приходили проведать раненого, выделении средств на лечение раненого за счет ответчика.

В связи с лечением раненого следует отметить, что в рассматриваемое время в обычно-правовой норме кабардинцев видное место занимал обычай "1эзап1щ1э" (плата за лечение раненого), то есть средства, выплачиваемые ответчиком в пользу раненого для его лечения. Размер "1эзап1щ1э" не был строго определенным, но был обязательным. Сумма для лечения раненого определялась с учетом степени и серьезности ранения. Если рана носила серьезный характер, то размер Іззапіщіз становился выше, а если рана была незначительная, то платили меньше. При определении размера платы за лечение учитывалось и время нанесения раны. Например, полевые этнографические материалы показывают, что если ранение произошло во время уборки урожая или в сенокосную пору, или во время пахоты, то учитывался и размер ущерба, который мог понести потерпевший вследствие ранения. Также учитывалось и обстоятельство, при котором было совершено ранение. Если невиновный человек при отражении нападения ранил нападавшего, то он не платил "1эзап1щ1э", если гагатил, то незначительную сумму. После получения "Іззапіщїз" ее делили на две части с тем, чтобы за одну половину нанимать лекаря в дом потерпевшего, а другую часть оставляли потерпевшему в виде возмещения ущерба, причиненного вследствие ранения.

Похожие диссертации на Обычное право и суд в Кабарде во второй половине 18 - 19 веке