Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политико-правовая теория Томаса Гоббса Мележик Ирина Николаевна

Политико-правовая теория Томаса Гоббса
<
Политико-правовая теория Томаса Гоббса Политико-правовая теория Томаса Гоббса Политико-правовая теория Томаса Гоббса Политико-правовая теория Томаса Гоббса Политико-правовая теория Томаса Гоббса Политико-правовая теория Томаса Гоббса Политико-правовая теория Томаса Гоббса Политико-правовая теория Томаса Гоббса Политико-правовая теория Томаса Гоббса Политико-правовая теория Томаса Гоббса Политико-правовая теория Томаса Гоббса Политико-правовая теория Томаса Гоббса
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мележик Ирина Николаевна. Политико-правовая теория Томаса Гоббса : ил РГБ ОД 61:85-12/53

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социально-исторические и методологические основы учения тігоббса о государстве и праве .

I Характерные черты английской буржуазной революции и политические идеи первой половины ХVII в;

2 Философско-методологические основы учения Т.Гоббса .

Глава II. Учение Т.Гоебса о праве

1. Естественноессостояние в учении Т.Гоббса

2. Естественное право и естественные законы

3 Учение Гоббса о соотношении естественного закона и позитивного права

4; Гоббс о содержании и сущности гражданских законов

Глава III. Учение т.гоббса о государстве

I. Происхождение и природа государства

2. Понятие государства

3 Т.Гоббс о формах государства;

Заключение

Библиография

Введение к работе

Томас Гоббс /1588-1679/ - один из крупнейших мыслителей периода утверждения капитализма в Англии; Воззрения Гоббса на государство и право явились заметным шагом в развитии политических и правовых учений Нового времени; Гоббс сыграл значи-_ тельную роль в обосновании капиталистических порядков, утвер дившихся в ходе английской буржуазной революции ХУЛ века, и_ оказал большое влияние на многих видных представителей политико-правовой мысли, таких, как Б;Спиноза, Д;Локк, Д; Гар-рингтон, Д.Юм, И;Бентам, С .Пуфендорф", Д;Дидро, Ж;-Е; Руссо, К;А.Гельвеций, И;Кант, Г;В;Ф;Гегель, А;Фейербах,0;Конт, Дж .Ст.Милль и др;

Под определенным воздействием Т.Гоббса находились также представители политической мысли в России, в частности, С.Десницкий, Я;Козельскии и др;

Теория государства и права Гоббса традиционно находится в центре внимания историков политических и правовых учений;

К творчеству Гоббса неоднократно обращались и советские исследователи. В работах философского и исторического профиля, опубликованных особенно в последние десятилетия, рассматривались также отдельные государственно-правовые идеи Гоббса в связи с его философскими, историческими и социологическими воззрениями; Здесь в первую очередь следует указать труды: Б.В;Мееровского "Гоббс"/1975/, Н.В.Мотрошиловой" Познание и общество" / из истории философии ХУП-Х7Ш веков/ /1969/, И.С.Нарского "Западноевропейская философия ХУЛ века"/1974/, В.В.Соколова Предисловие к I тому произведений Т;Гоббса, П;Д.Шашкевича "Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени" /1976/, диссертацию В.М.Кучкина "Социологическая концепция Т.Гоббса и ее историческое значение"/ 1969/.

Политико-правовые воззрения Гоббса были предметом изучения ряда советских юристов; Так, в работе "Политические учения: история и современность" дается характеристика политико-праЕовых взглядов Гоббса и делается вывод о том, что "теория государства Гоббса логически вытекает из его теории права и морали"1/ . Далее авторы рассматривают причины обращению к данному учению в современной политологии и те положения политической теории Гоббса, которые особенно привлекают внимание современных буржуазных интерпретаторов;

В статье В.Е. Сатышева "Томас Гоббс и формирование буржуазное государственно-правовой идеологии" автор указывал на противоречия в оценке политического наследия Гоббса. В целом автор статьи относит Гоббса к сторонникам государственного абсолютизма;

В работе B.C. Нерсесянца "Право и закон" рассматривается соотношение прнва и закона в трудах Гоббса. Данный вопрос, по мнению автора, Гоббс решал с ярко выраженной этатистской позиции. Давая характеристику гоббеовской концепции суверенитета, автор показывает ее антидемократическую, антилибе 2/ ральную и антииндивидуалистическую направленность ;

Вопросу соотношения общества и государства в произведениях Гоббса посвящен раздел в работе Л.Т; Кривушина "Проблема государства и общества в домарксистской мысли" , в которой он характеризует Гоббса как сторонника абсолютистского радикализма;

Исследуя взгляды Гоббса на государство В.Г.Грагаский отмечает, что " у Гоббса концепция государственной власти и природы права несет на себе печать своеобразного на I/ В сборнике: Вопросы истории политических учений туралистического детерминизма без которого была бы немыслимой его материалистически строгая, логически выверенная политическая механика" "..

Однако, до сих пор отсутствует обобщающее монографическое исследование учения английского мыслителя о государстве и праве. Зто и определило выбор темы кандидатской диссертации, которая соответствует п;20 раздела "История политических и правовых учений", содержащегося в примерном . перечне тем диссертационных работ по юридической науке .

В условиях обострения идеологической борьбы ПРОТИВНИКИ марксизма-ленинизма активно обращаются к доктринам прошлого, в том числе к теории Гоббса. Ссылками на авторитет великих мыслителей современные апологеты капитализма пытаются оправдать империалистическое государство и право и очернить достижения реального социализма;

Собственно политико-правовое учение Гоббса относится к политическот мысли английской буржуазной революции, т.е; принадлежит истории ХУЛ века; Однако бурный расцвет всевозможных интерпретаций данной доктрины позволяет говорить о её "участии" в современной идеологической борьбе; "Политические учения предшествующих эпох, их идеи и концепции опосредованно участвуют в идейной борьбе современности, поставляя материал для Еосхвалення, подкрепления либо опровержения и дискредитации тех или иных современных взглядов в свете "авторитета" истории" ;

За последние десятилетия в буржуазной науке истории политических учений интерес к теории Гоббса резко возрос. При этом для буржуазных авторов характерна необычная пестрота мнений, о творчестве английского мыслителя, сввдетельствующая не только об острой борьбе вокруг его идейного наследия, но и о глубине его влияния на последующее развитие политической

В вышедшей в 1956 году работе Р.Петерса" Гоббс" автор рассматривает в качестве отличительной черты гоббсовскои тео рии соединение индивидуализма с абсолютизмом.

Исследованию гоббсовских взглядов на право посвятил свой труд X; Уоррендер "Политическая философия Т.Гоббса. Его теория обязательств" , где он относит политическую философию Гоббса к традиционным естественно-правовым теориям;

В опубликовэнном в 1979 году в Париже I томе Истории политической? мысли Ж;-Ж;Шевалье делается вывод о. том, что взгляды Гоббса утверждают монархический абсолютизм" ;

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы с позиций диалектико-материалистической методологии исследовать теорию государства и права Гоббса, показать ее классо-BJIO сущность, научно-познавательное и социально-историческое значение;

В этой связи в диссертации поставлена задача:

-выявить идеологическую, классовую направленность теоретических конструкций Гоббса о государстве и праве;

-показать роль Гоббса как одного из крупнейших мыслителей, который в переходный от феодализма к капитализму период выдвинул и разработал ряд оригинальных и сложных проблем, имевших существенное значение в развитии политико-правовых идей эпохи ранних буржуазных революций;

-подвергнуть анализу гоббсовскую трактовку государства и политической власти;

-рассмотреть особенности естественно-правовой концепции Гоббса, его взгляды на соотношение естественного и пози U 12 -тивного права;

- критически рассмотреть современные интерпретации учения Гоббса о государстве и праве.

Методологический и теоретической основой диссертации являются положения диалектического и исторического мнтериа-лизма, в частности о взаимодействии экономического базиса и политико-правовой надстройки, о классовом характере политико-правовых учений и т;д; При этом диссертант всемерно опирался на основополагающие труды К.Маркса, Ф;Энгельса, В;И;Ленина", особенно по вопросам государства и права, политико-правовых учений и соответствующие материалы и документы Коммунистической партии Советского Союза;

Ведущую и основополагающую роль в процессе изучения политических идет" того или иного буржуазного мыслителя играют марксистско-ленинские принципы анализа и критической оценки буржуазных политических, и правовых учений;

В качестве первоисточников в диссертации использованы произведения Гоббса: • 0 теле", "О человеке", "О гражданине", "Человеческая природа", "О свободе и необходимости", "Левиафан, или материя, форма и власть государства черковного и гражданского", "Бегемот" и др;

Естественно, что были использованы имеющиеся отдельные работы и статьи, а также соответствующие исследования советских ученых / историков, философов и юристов/, в той или иной мере посвященные политико-правовой теории Гоббса;

Научная новизна исследования состоит в том, что онш представляет собой первую в советской юридической литературе попытку монографического анализа политико-правового учения Гоббса; В диссертации подробно анализируется и освещается

- ІЗ теория Гоббса о государстве и праве и рассматривается ее соотношение с философско-методологическими позициями мыслителя; Подробно раскрыта взаимосвязь научно-теоретического и практико-политического аспектов доктрішн Гоббса о государстве и праве, а также развернута дополнительная аргументация о ее буржуазной направленности; В диссертации рассмотрены и подвергнуты критике основные современные буржуазные интерпретации политико-правового учения Гоббса; 

Характерные черты английской буржуазной революции и политические идеи первой половины ХVII в;

К началу ХУЛ века феодализм в Англии вступил в стадию разложения. К этому времени буржуазные производственные отношения заметно развились и упрочились как в городе, так и в деревне. Старые феодальные формы собственности уже перестали отвечать развившимся производительным силам и "превратились в его оковы, - отмечал К.Маркс, - Их необходимо было разбить и они были разбиты"1 .

Связь учения Гоббса о государстве и праве с экономическим развитием, в частности с уровнем развития производительных сил (особенно машинного производства), подчеркивает в своей статье X.Ролле, научный сотрудник Центрального института философии академии наук ІДР в Берлине. По его мнению учение Гоббса показывает, "какие импульсы получает философия от материальной жизненной деятельности и естественных наук. И эту тесную связь Гоббс понял и осуществлял ее сознательно "2\

Результатом изменений в экономической и социально-гполи-тической структурах Англии явилось складывание в ней к 40-м годам XVII века революционной ситуации-1- .

Одной из задач английской буржуазной революции была ликвидация феодально-абсолютистской политической надстройки и ее наиболее одиозных учреждений, что обеспечивало бы создание необходимых условий для окончательной победы новых производственных отношений и упрочения буржуазных порядков. Эта задача и была решена в результате "двух громовых ударов -революции 1640 и 1688 годов" .

Стюартовский абсолютизм, становившийся все более реакционным, опирался на старую феодальную знать и церковь. Противниками этого альянса выступали буржуазия и джентри. На арену политической борьбы в Англии в этот период времени выходят дворянство, буржуазия, крестьянство и представители зарождающегося пролетариата (мануфактурные рабочие) в союзе с ремесленниками. Среднее и мелкое дворянство выступало не как представитель феодального общества. Это дворянство встало на сторону буржуазии \

В начале ХУЛ в. ни новое дворянство, ни буржуазию, этих классовых союзников в Англии, не мог уже удовлетворить абсолютизм. Добившись экономического господства, новое дворянст

ство и буржуазия переходят к борьбе за политическую власть, с целью подчинения себе государства, финансов и церкви. Из прежних союзников монархии они становятся в оппозицию королевскому абсолютизму, выступая вначале с безобидными лозунгами "экономического либерализма"1 .

Союз буржуазии и нового дворянства в Англии наложил существенный отпечаток на характер.и итоги английской буржуазной революции. В сближении интересов буржуазии и нового дворянства (при ведущей роли последнего) К.Маркс видел специфику и одну из важнейших особенностей английской буржуазной революции, ее консерватизм и незавершенность2 . Связанный с буржуазией класс мелких и средних землевладельцев находился не в противоречии, а наоборот, в полном согласии с условиями существования буржуазии, так как "земельные владения этого класса представляли на деле не феодальную, а буржуазную собственность" . Тем не менее известная часть крупной буржуазии и нового дворянства продолжала видеть в королевской власти надежное орудие в осуществлении угнетения народа и защитника против его выступлений. Они были сторонниками союза со старой феодальной знатью, но только уже на почве буржуазной эксплуатации и буржуазного способа обогащения, без сохранения старых феодальных приемов, существование которых ущемляло и наносило вред интересам буржуазии (патенты на монополии, тамо женные пошлины, налоги и т.п.г .

В начале ХШ века в Англии недовольство абсолютистским режимом и его внутренней политикой резко возросло. Повышение рент, трансформация держаний по копильгольду в держания по лизгольду, сокращение сроков аренды, огораживание общинных земель, пустошей и болот - все это привело к усилению бедственного положения крестьянства. Народные массы были возмущены свирепым законодательством о бедных, предусматривавшим жестокое наказание "бродяг" и "здоровых нищих", как их классифицировал закон , возраставшими государственными налогами, продажностью судей и классовым пристрастием королевских чиновников, беспощадным подавлением крестьянских волнений3 . Б десятилетия, предшествовавшие гражданской войне, "выступле ния крестьян расшатали власть крупных землевладельцев, местной администрации, судов и короны.

Философско-методологические основы учения Т.Гоббса

Глубокие сдвиги в социально-экономической и политической структурах, происшедшие в Англии конца ХП и первой половины ХШ вв; и закрепленные в ходе английской буржуазной революции, во время которой бушевали политические страсти, определявшиеся накалом классвой борьбы, содествовали превращению Англии в буржуазную страну; Эти сдвиги открыли путь для ее превращения в передовую державу мира как в области материального производства, так и в области идеологии; И та идейная борьба в период английской буржуазной, революции, в ходе кото -рой ставились и решались вопросы дальнейшего экономического и политического развития страны, несомненно была отражением социально-политического развития Англии того времени, той классвой борьбы, которая привела к революционным битвам;

Обострение социальных противоречий в Англии конца ХУІ в; и первых десятилетий ХУЛ в. привело к революции 1640 г; Не случайно этот период К.Маркс назвал "прологом английской революции "

Развитие науки о природе и обществе в Англии первой половины ХУІ в; неразрывно связано с именами двух крупнейших мыслителей того времени: Ф.Бэкона и Т.Гоббса; Бэкон, будучи "родоначальником английского материализма и всей современной экспериментирующей науки nI , вел непримиримую боріг-бу против устаревшего средневекового мировоззрения, а его понимание назревшего идейно-теоретического перелома позволили ему наметить новые пути для более объективного познания и объяснения мира;

Близкое знакомство с Бэконом / І56І-І626/ в поиледние годы его жизни наложили глубоких отпечаток на философские и политико-правовые взгляды Т.Гоббса, который стал, по мнению К.Маркса, "систематиком бэконовского материализма"

XVII век был веком ожесточенной борьбы не только на политической арене, но и в духовной области, так как именно новая для того времени философия и религия - эти мировоззренческие формы общественного сознания, по-разному объясняли отношения людей друг к другу, к природе и общественным явлениям / классвой борьбе, собственности и т.д./;

Материализм в то время был в основном механистическим, и отражал уровень развития тогдашней науки. Потребность в изучении физических и механических свойств тел неизбежно привела к бурному развитию естественных наук; К тому времени наибольшего расцвета и законченности достигла механика твердых тел; Поэтому философы придавали законам механики всеобщий и -универсальный характер, сводя все многообразие мира к механическому движению однородных частиц материи. Положения и выводы математики пытались использовать и при решешш таких вопросов, как поведение человека, его моральх/. "Этот метафизический материализм не мог понять мир как процесс, как такую материю, которая находится в непрерывном историческом развитии"

Аналитический, с известной долей прагматизма подход к явлениям действительности, расчленение их на составные части, детальное изучение элементов сложного целого, будь то сама вещь, явление или знание о них, - составляло характерную особенность тогдашней науки, которая с неизбежностью влекла к односторонности и ограниченности представлений о мире природы, общества, политики, государства и права. В период Нового времени элементы диалектики сохранялись в области философского спекулятивного мышления, а научные знания развивались на основе метафизического мышления. Воззрения Галилея, Декарта, Ньютона, Лапласа, Лейбница и др., хотя и содержали отдельные элементы диалектики, но находились в плену метафизического мышления. Как признает сам Т.Гоббс, "та часть философии, которая трактует о величинах и фигурах,прекрасно разработана. Но другие ее части еще не достигли равной степени развития" . Оценивая метафизический метод познания, Ф.Энгельс писал, что он "хотя и является правомерным и даже необходимым в известных областях более или менее обширных, смотря по характеру предмета, рано или поздно достигает каждый раз того предела, за которым он становится односторонним ограниченным, абстрактным и запутывается в неразрешимых противоречиях, потому что за отдельными вещами он не видит взаимной связи, за их бытием - их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса"3 Философы и ученые Нового времени на первый план выдвигали механические качества вещей. "Отсюда вытекала научная программа: перевести мир вещей на язык механики, формой работы стали механическая гипотеза, механическасд модель"

Естественноессостояние в учении Т.Гоббса

Решение вопроса о том, был ли Т.Гоббс сторонником есте-ственноправовой теории или нет, имеет важное методологическое значение для правильной оценки его концепций политико-правового учения. В советской историко-правовой и философской литературе Т.Гоббса чаще всего относят к представителям-естественноправовой доктрины. Однако, было время (еще в начале IX века), когда некоторые дореволюционные ученые России полагали, что отнесение государственно-правовой теории

Гоббса к школе естественного права остается "не вполне точно выясненным"- - . Эти суждения буржуазных ученых, содержащих оценку взглядов Гоббса на государство и право являются скорее подтверждением сложности и противоречивости воззрений английского мыслителя.

Те, кто сомневался в принадлежности Т.Гоббса к естественноправовой школе, считали его продолжателем учения эпикурейцев, школы, которая наиболее резко отрицала существовал естественной справедливости" .

Другие буржуазные авторы, рассматривая учения философов ХУІ и ХУЛ веков (в том числе и Т.Гоббса), видели в них результат эволюции шздивидуализма, который берет начало в стоической философии и который нашел свою юридическую форму-лировку в классическом римском праве . По их мнению основной идеей этой концепции является то, что "человек по природе свободный, независимый, изолированный носитель индивидуальных прав, неотчуждаемых, неотъемлемых, - прав, называемых естественными, нерасторжимо связанных с личностью, как таковой

Содержание, которое вкладывали в понятие индивидуализма мыслители периода английской буржуазной революции в значительной степени отличается от представлений об этом у современных буржуазных философов. Для первых это был способ раскрытия человека как личности буржуа, для вторых же это был обособленный индивид, замкнутый в собственных интересах, не видящий ничего кроме собственных проблем и чаяний. "Если на первом этапе своего развитіш юридическое мировоззрение в том виде, как оно получило выражение в доктрине естественного права, было связано с требованиями социальных изменений, перестройки общества в соответствии с разумным правом, то на следующем этапе, в условиях победившего буржуазного строя, его целенаправленность меняется: общество уже получило совершенную правовую основу и не может отказаться от нее. Юридическое мировоззрение становится средством отрицания каких бы то ни было коренных социальных преобразований" .

Следует отметить, что большое влияние идей естественно- го права на мировоззрение Т.Гоббса было обусловлено тем, что его философские.и иные воззрения являлись антиподом феодальным представлениям о мире и о человеке. Т.Гоббс относился к тем философам ХУЛ века, которые выводили "естественные законы из разума и опыта, а не из теологии"3 .

Основными причинами для возникновения юридического мировоззрения и его продолжительного господства в буржуазном мире было: развитие новых товарных капиталистических отношений, необходимость государственного и правового закрепления и охраны новых экономических и политических отношении "Скроенное по мерке феодализма католическое мировоззрение не могло больше удовлетворять этот новый класс, так как оно не соответствовало созданным им новым условиям производства и обмена"

Оценивать естественноправовую концепцию Т.Гоббса, по нашему мнению, можно по крайней мере с 2-х позиций. Основу первой составляет представление об "естественном состоянии", как термине, используемом Гоббсом для характеристики догосу-дарственного бытия человека, когда отсутствовала общая власть. Основу же второй составляет степень использования понятия "естественное право", как основного критерия для сравнительной характеристики существующих форм государственного устройства, перспектив их изменения, служащая для теоретического обоснования Гоббсом своего учения о государстве и праве. Без выявления позиций Гоббса к вопросам, связанным с "естественным правом",нельзя быть уверенным в правильном и объективном понимании его учения.

Происхождение и природа государства

Т.Гоббс был одним из создателей договорной теории происхождения государства в период утверждения капиталистического строя. Согласно данной теории государство возникло в результате соглашения между людьми, находившимися до этого в "естественном состоянии". Необходимость образования государства связывалась им с невозможностью для людей вне государства обеспечить себе жизнь и безопасность.

Окончательно буржуазная теория договорного происхождения государства сложилась в период кризиса феодализма и борьбы буржуазии за власть, когда богословские политические теории начали уступать место светским доктринам естественного права. Идеологи феодализма с позиций теологического мировоззрения считали, что государь наделен властью от бога, и никто кроме бога не вправе лишить его этой власти. Так, по мнению Якова I, права подданных в государстве были не более как "истечением королевской милости, великодушным даром монарха"1 . Гоббс в борьбе против такого схоластического подхода к вопросу о возникновении верховной власти выдвинул и отстаивал светскую теорию договорного происхождения государства.

По Гоббсу, государство появилось в результате общественного договора с целью ограничения "войны всех против всех", т.е. для охраны жизни людей и обеспечения общественного порядка. Целью государства в момент его возникновения, по мнению Гоббса, является упразднение "естественного состояния" людей, цри котором человек человеку - волк, и утвердить порядок, способствующий предотвращению гражданских войн, при котором интересы людей определялись бы государством и защищались бы им.

По мнению Гоббса, необходимо создать такие условия, цри которых люди имели бы возможность "жить в соответствии с естественными законами"-1- была бы обеспечена безопасность, необходимая "для осуществления естественной справедливости" : Поэтому, с этой целью, "для достижения безопасности необходима принудительная власть"3 . Основу договорного возникновения государства Т.Гоббс ищет не в воле бога, а в человеческом разуме. Отсюда в какой-то мере проступает мысль, что творцом государства является разум. Разработанные Гоббсом принципы договорного происхождения государства сыграли в то время определенную прогрессивную роль: отвергая богословские представления о провиденциальном происхождении государственной власти, он представлял собой попытку обосновать ее необходимость с точки зрения общественных интересов .

Теория договорного происхождения государства получила широкое распространение в период английской революции ХVII в. и использовалась для защиты и оправдания революционных устремлений буржуазии. Например, по учению Мильтона, договор заключается между подданными и королем. С этой точки зрения Стюарты рассматривались, как нарушители договора, заключенного с ними английским народом. В отличие от этих идеологов (Мильтон, а позднее Руссо и др.), которые разрабатывали принцип народного суверенитета и революционные притязания буржуазии, рассматривали народ как источник и конечный обладатель политической власти, Гоббс отвергал принцип народного суверенитета и на основе договорной теории стремился защитить государственный абсолютизм.

В условиях кризиса феодализма и буржуазных революций теория общественного договора у буржуазных идеологов имела прогрессивный характер, была направлена против феодальных доктрин возникновения государства, отстаивавшим исключительные права королевской власти и феодального государства, как орудия властвования. Государство, согласно этой теории, ус- и) тановлено путем взаимного соглашения людей и дощ -гарантировать неотчуждаемые права и свободы граждан в государстве, на основе создания возможности мирного сосуществования всех его подданных, что могло произойти лишь в результате сосредоточения всей полноты власти в руках государства.

Похожие диссертации на Политико-правовая теория Томаса Гоббса