Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Общая характеристика правовых обязанностей человека и гражданина 15
1.1. Возникновение и содержание обязанностей человека и гражданина 15
1.2. Понятие и сущность обязанностей человека и гражданина и их взаимосвязь с правом 37
1.3. Классификация обязанностей человека и гражданина 55
Глава 2. Реализация обязанностей человеком и гражданином 77
2.1. Форма реализации обязанностей человеком и гражданином 77
2.2. Исполнение обязанностей человеком и гражданином как условие функционирования государства и регулирования общественных отношений 96
2.3. Ответственность человека и гражданина как необходимое условие выполнения обязанностей 114
Заключение 134
Список использованной литературы 140
- Возникновение и содержание обязанностей человека и гражданина
- Понятие и сущность обязанностей человека и гражданина и их взаимосвязь с правом
- Форма реализации обязанностей человеком и гражданином
- Исполнение обязанностей человеком и гражданином как условие функционирования государства и регулирования общественных отношений
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Реформирование социально-экономической и политической системы Российской Федерации обусловило возникновение определенных проблем в социально-правовой сфере, что повлекло за собой нестабильность, нескоординированность, а следовательно и недостаточную эффективность деятельности государства по обеспечению реализации прав и свобод человека и гражданина, сохранению и поддержанию материальных и духовных ценностей общества.
Необходимо обратить внимание на то, что проблема прав и обязанностей человека всегда занимала центральное место-в науке теории государства и права. Ее теоретическому обоснованию и многостороннему исследованию были посвящены многочисленные работы отечественных ученых. Однако многоаспектность и значимость данной проблемы выявляет все новые ее стороны, нуждающиеся в научном осмыслении и требующие разработки практических рекомендаций.
С начала 90-х годов XX века по настоящее время особое значение в обществе придается правам, свободам и интересам личности, при этом забывается важнейший правовой институт - обязанности человека и гражданина. Строгое и четкое исполнение субъектами права обязанностей является условием реализации нормативных правовых актов, восстановления справедливости в обществе, обеспечения стабильности, безопасности и защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
Каждый участник общественных отношений имеет не только права, но и обязанности. Как справедливо заметил Ф. Энгельс, «вместо «за равное право» я предлагаю: «за равные права и равные обязанности всех». Равные обязанности являются для нас особо важным дополнением к буржуазно-
4 демократическим равным правам, которое лишает последних их
специфически буржуазного смысла»1.
В -связи с этим чрезвычайно важное значение имеет исследование правовых обязанностей человека и гражданина, которое будет способствовать расширению и углублению наших представлений о путях строительства гражданского общества и правового государства, а также обогатит знания о возникновении, содержании и развитии обязанностей человека и гражданина и придаст новое качество.
Выполнение человеком и гражданином правовых обязанностей детерминирует соблюдение в обществе прав и свобод других лиц, выступает необходимым способом правового регулирования, влияет на совершенствование правоотношений и развитие общественных интересов.
По справедливому замечанию выдающегося русского ученого В.О. Ключевского, «права без обязанностей - юридическая нелепость, как следствие без причины - нелепость логическая» . Формула «нет прав без обязанностей» получила международное признание. Так, в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. указывается, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности» .
Проблема исследования состоит в том, что обеспечение прав граждан возлагается не только на государственные органы, но и на граждан, которые должны исполнять свои обязанности, предписанные нормативными правовыми актами. Знание и возможность реализации гражданами своих правовых обязанностей перед обществом и государством позволит сохранить общественный порядок, предотвратить нарушения прав и свобод других людей, а также преступления и иные виды правонарушений.
'Март, К., Энгельс, Ф, Соч. Т. 22. С. 235. 'Ключевский, В.О. Соч. Т. 9. - М., 1990. - С.65. 3Безуглов, А.А., Беломестных, Л.Л. Конституционное право России: Учебник для юридических вузов. - М.: АЭФП, 2004. - С. 332.
5 Обеспечение прав и свобод человека и гражданина есть общая цель
всех людей, которую они могут достигнуть при условии соблюдения
взаимных прав и четкого исполнения обязанностей. Каждый человек
внутренне свободен и зависит только от законов разума, и потому другие
люди не должны использовать его как средство защиты своих личных
интересов. Тот, кто нарушает свободу другого, поступает против его
природы. И это, в свою очередь, есть доказательство тому, что
справедливость является естественным явлением, а для ее сохранения
субъекты права должны строго соблюдать возложенные на них правовые
обязанности.
Обязанности человека так же естественны и неотъемлемы, как и его права. Без правовых обязанностей не может быть упорядоченных социальных связей и отношений, ответственности человека за свои поступки. Следует отметить, что мыслители прошлого, в первую очередь Китая, Индии, Японии, подчеркивали примат долга и обязанностей человека, из которых уже следуют права.
Таким образом, целесообразно говорить именно о единстве обязанностей и прав, необходимых для гармоничного развития гражданского общества и правового государства. Так, русский ученый-правовед конца XIX в. Б.Н. Чичерин писал, что «свобода не состоит в одном приобретении и расширении прав. Человек потому только и имеет права, что он несет на себе обязанности, и, наоборот, от него можно требовать исполнения обязанностей единственно потому, что он имеет права. Это два неразрывных начала».
Исследование теоретических вопросов правовых обязанностей человека и гражданина стало важной проблемой юридической науки на данном этапе развития общества, когда изменилась концепция прав человека, произошел отказ от представлений о государственной власти и праве как единственном источнике и главном гаранте прав личности. Уместно вспомнить по этому поводу слова знаменитого русского
философа И.А. Ильина, сказанные им в начале прошлого столетия: «Современный мир переживает глубокий кризис - религиозный, духовный и национальный. Из него необходимо найти выход. Этот выход надо каждому из нас найти, прежде всего, в самом себе; творчески создать его; убедиться и удостовериться в его верности. И только потом можно будет указать его другим. Надо самому начать быть по-новому. Обновленные люди, одолевшие соблазн, найдут друг друга. Найдя, они заткут новую ткань духовного бытия. Это единственный путь. Иного нет»1.
Каждому человеку и гражданину необходимо постоянно совершенствоваться, четко выполнять возложенные на него обществом и государством правовые обязанности. Без выполнения обязанностей перед государством, обществом, согражданами человек не может пользоваться соответствующими правами и свободами. В то же время использование гражданами своих прав и свобод не должно приносить вред интересам общества и государства.
Степень разработанности темы исследования. Представленная тема
является теоретически малоизученной, но отдельные вопросы,
касающиеся обязанностей человека и гражданина, были и остаются объектом изучения ученых-правоведов: С.С. Алексеева, П.В. Анисимова, Ю.Г. Арзамасов, B.C. Афанасьева, СВ. Бахнина, С.Н. Бочаровой, С.Н. Братуся, В.Н. Бутылина, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, И.В. Гончарова, М.Ю. Горлач, Н.Л. Гранат, Р.Е. Гукасяна, А.А. Гусейнова, С.Ф. Кечекьяна, Б.А. Кистяковского, М.М. Ковалевского, Н.М. Колосова, А.В. Корнева, О.Е. Кутафина, В.В. Лазарева, Е.А. Лукашевой, Ф. Люшера, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, М.Н. Марченко, В.А. Масленникова, Н.И. Матузова, Р.С. Мулукаева, B.C. Нерсесянца, Н.В. Новоселовой, Ф.М. Рудинского, А.Е. Сунцов, В. А. Тол етика, А.Н. Цуканова, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева и др.
1 Российская газета. — 2007. - 17 июля.
7 В диссертации широко использованы работы отечественных и
зарубежных философов и ученых-правоведов прошлых веков:
Г.В.Ф. Гегеля, М.Т. Цицерона, Т. Гоббса, И. Канта, Дж. Локка,
Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева,
Л.И. Петражицкого, Е.Н. Трубецкова, Л.Л. Гервагена, Б.Н. Чичерина,
Г.Ф. Шершеневича, Н.Н. Алексеева, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева и др.
Данными авторами были исследованы различные общетеоретические
аспекты обеспечения прав и реализации обязанностей человека и
гражданина. Тем не менее в настоящее время отсутствуют комплексные
исследования проблемы правовых обязанностей человека и гражданина.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, составляющие сферу правовых обязанностей человека и гражданина.
Предмет диссертационного исследования составляют правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при выполнении обязанностей человека и гражданина.
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть правовые обязанности человека и гражданина, охарактеризовать их роль в деятельности государства и общества, выявить те аспекты, которые при творческом к ним подходе могли бы оказаться полезными в деятельности государства.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
- обобщен теоретический и эмпирический материал, отражающий
правовые обязанности человека и гражданина;
исследованы предпосылки возникновения правовых обязанностей, а также выявлены их соотношение и взаимосвязь с правами человека и гражданина;
дана объективная оценка законодательной базы, регулирующей правовые обязанности человека и гражданина, выявлено то, что можно
8 рационально использовать для совершенствования деятельности
современного Российского государства;
— классифицированы обязанности человека и гражданина с целью
изучения их самостоятельной правовой значимости;
—'проведен теоретический анализ соотношения обязанностей с такими социальными нормами, как долг и ответственность;
определено место правовых обязанностей в правовом статусе человека и гражданина, государственных органов и должностных лиц;
раскрыты формы и способы реализации правовых обязанностей человека и гражданина;
Методологическая база и методы диссертационного исследования. В процессе работы над диссертационным исследованием использовался диалектический метод научного познания, с позиций которого явления и объекты рассматривались комплексно, в движении, развитии, взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями и средой. На диалектическом методе основывались общенаучные (анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, системно-структурный, функциональный и др.) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительное правоведение, филологический и др.) методы. Особое внимание в рамках методологии уделено деятельностному, инструментальному и функциональному подходам к предмету исследования.
Использовался способ выведения общего понятия «социальная обязанность» и понятия «правовая обязанность» с учетом их специфических видовых признаков, что полностью соответствует правилу традиционной логики определения понятий «через ближайший род» и «видовое отличие», а также основополагающим принципам материалистической диалектики - рассматривать все явления социальной жизни в их единстве и борьбе противоположностей, приобретать истинные знания путем восхождения от абстрактного к конкретному.
9 Нормативную и эмпирическую базу исследования составили
научные труды отечественных и зарубежных ученых - философов,
социологов, политологов, юристов - специалистов в области теории
государства и права, международного права, конституционного,
административного, уголовного, гражданского, трудового права,
процессуальных отраслей, социологии и философии права.
В качестве фактического материала использовались положения Конституции Российской Федерации и конституций зарубежных стран, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации; постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, материалы научно-практических конференций, статистические данные Федеральной службы государственной статистики, аналитические материалы ГИАЦ МВД России.
Научная новизна исследования определяется выбором темы диссертационного исследования. Несмотря на отражение данной проблематики в работах ряда ученых, на что указывалось выше, комплексному изучению вопросы теории правовых обязанностей человека и гражданина не подвергались.
До настоящего времени авторы, занимающиеся изучением категории обязанностей, посвящали свои работы в основном проблемам чисто правовых, особенно конституционно-правовых, и других отраслевых обязанностей. В данном исследовании предпринята попытка сосредоточить внимание на правовой составляющей этих общетеоретических конструкций, на выявлении закономерностей возникновения, развития и функционирования правовых обязанностей, а также их преобразования в ранг категорического императива (то есть санкционируемых государством). Новизна исследования заключается в комплексном анализе современных достижений отечественной теории
10 государства и права, их влияния на понимание закономерностей
реформирования, преобразования российской правовой системы с учетом происходящих изменений в социально-экономической, общественно-политической сферах жизни общества и государства.
В диссертационной работе предпринята попытка исследования генезиса обязанностей вообще и правовых обязанностей в частности, поскольку обязанности являются основанием права.
Автор предлагает восстановление утраченных обществом моральных ценностей в виде рождающихся ценностей социального капитала, способствующих реализации правовых обязанностей человека и гражданина.
Результаты обобщения и анализа изученных материалов позволяют сформировать представления о том, что успешная реализация правовых обязанностей человеком и гражданином способствует созданию условий обеспечения законности, правопорядка, динамичного развития общества, а также защиты прав личности.
Основные положения, выносимые на защиту:
С появлением государства возникли, развивались и подвергались дальнейшему совершенствованию правовые обязанности человека и гражданина. В государстве санкционируются лишь те обязанности, которые являются особо важными и позволяют решать социальные задачи. Содержание обязанностей человека и гражданина включает в себя: обязывания как предписания совершать какие-либо действия; запреты как возложение обязанностей воздерживаться от определенных действий; взаимосвязанные обязательства друг перед другом, а также наступление благоприятных условий для развития общества и государства в целом.
Обязанности являются основанием права, при помощи которого реализуются правовые нормы. Понятие обязанности неразрывно связано с понятием права. Человек потому только имеет права, что он несет обязанности, и, напротив, от него можно требовать исполнения
обязанностей лишь потому, что он имеет права. Только единство прав и обязанностей и возможность их полной реализации человеком и гражданином являются залогом обеспечения справедливости, законности, общественной безопасности и правопорядка.
Классификация обязанностей как правового явления возможна по различным основаниям: происхождению, предмету правового регулирования, конституционно-правовым (основным) обязанностям, отраслям права, субъектам правоотношений, субъекту социальной и правовой ответственности, форме исполнения обязанности, характеру осуществления обязанностей в сфере личной безопасности и частной жизни. Такая классификация делает возможными четкую реализацию обязанностей личности и динамичное развитие общества и государства.
Государство должно создать такие условия, чтобы человек и гражданин выполнял свои правовые обязанности не по принуждению, а добровольно, ибо государство сильно сознательностью масс. Граждане должны иметь возможность принуждения властвующих к точному и безусловному исполнению обязанностей, которыми обладает властвующий в отношении гражданина. Ценность современного государства определяется его обязанностью служить обществу: делать то, что вытекает из его природы, не ограничивая права, свободы и волеизъявление человека и гражданина.
Методологически правильнее раскрывать понятия прав и свобод через категорию правовых возможностей, а юридических обязанностей — через категорию правовых необходимостей. Это позволяет установить существующие различия между правами, свободами и обязанностями, а также вскрыть внутреннее содержание каждого из этих правовых явлений.
Каждое изначально данное право прямо пропорционально обязывает нас к исполнению чего-либо как в духовной, нравственной, так и в обычной правовой сфере. Свобода и ответственность - категории не только юридические, но и этические. Ответственность неотделима от
12 свободы. Отношения «государство — гражданин» построены на системе
взаимной ответственности, при которой праву одной стороны
соответствуют обязанности другой и, напротив, обязанностям одной
стороны соответствует право другой. Наличие в правовом статусе
личности обязанностей предполагает наступление определенной правовой
ответственности в случае нарушения установленных правил поведения,
что способствует реализации конкретных нормативных правовых актов.
Теоретическая и практическая значимость исследования
заключается в том, что результаты могут способствовать развитию
научного знания о правовых обязанностях человека и гражданина, а также
дальнейшему совершенствованию правотворческой и
правореализационной деятельности.
Результаты исследования могут быть использованы:
- в практической деятельности для организации и проведения занятий
с личным составом органов внутренних дел в системе служебной
подготовки в целях совершенствования профессиональных знаний, умений
и навыков;
-в научно-исследовательской работе по созданию и совершенствованию нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел;
- при подготовке учебно-методических материалов по курсам «Теория
права и государства», «Конституционное право России», «Обеспечение
прав человека в деятельности правоохранительных органов».
Достоверность и обоснованность результатов исследования опреде'ляются его комплексным характером, использованием различных методов научного исследования, соблюдением принципа сопоставления, сравнения и анализа материалов, полученных из независимых источников; основываются на объективном анализе опыта российского и зарубежного законодательства, правоприменительной практики; результатах научных изысканий по философии права, теории и истории права и государства и
13 иных отраслевых юридических наук, а также по политологии, социологии,
этике; научных трудах как отечественных (дореволюционной, советской,
современной России), так и зарубежных исследователей, статистической
информации, материалах периодической печати, относящихся к теме
диссертационного исследования.
В работе собран обширный эмпирический и теоретический материал, использовано большое количество нормативных правовых актов, а таюке монографии, статьи, учебники и учебные пособия, материалы научных и научно-практических конференций. Эти материалы оказали существенную помощь в подготовке диссертационного исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования и научные сообщения по теме исследования докладывались на заседаниях кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России.
Основные положения и выводы диссертационного исследования
опубликованы в восьми научных статьях, апробированы на
международных, всероссийских, межвузовских научно-теоретических и
научно-практических конференциях. Среди них: Международная научно-
практическая конференция «Актуальные проблемы права России и стран
СЫТ», (Челябинск, Южно-Уральский государственный университет, 2005
г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Многоуровневая
система профессионального развития, подготовки, переподготовки и
стажировки кадров: реалии и перспективы», (Челябинский юридический
институт МВД России, 2005 г.); 56-я научно-техническая конференция
«Проблемы правовой безопасности России», (Челябинск, Южно-
Уральский государственный университет, 2005 г.); Межвузовская научно-
практическая конференция «Право как ценность и средство
государственного управления обществом», (Волгоградская академия МВД
России, 2005 г.); Всероссийская научно-практическая конференция
«Административно-правовые, уголовно-правовые, уголовно-
14 процессуальные, криминалистические и иные меры противодействия
экономическим, налоговым правонарушениям и преступлениям»,
(Челябинский юридический институт МВД России, 2005 г.).
Результаты исследования внедрены в учебный процесс Челябинского
юридического института МВД России, Южно-Уральского
государственного университета, Российской академии правосудия
(Уральский филиал). Положения и выводы диссертационного
исследования использовались для подготовки учебных программ и
фондовых лекций по курсу «Теория государства и права»,
«Конституционное право России», «Обеспечение прав человека в
деятельности правоохранительных органов».
Возникновение и содержание обязанностей человека и гражданина
Обязанности граждан, так же как и права, появились и развивались вместе с возникновением государства. К. Маркс отмечает: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались»1. С возникновением государства с аппаратом принуждения исполнение своих обязанностей гражданами перед Отечеством поначалу было просто долгом, а впоследствии они получили, нормативное закрепление.
Обязанности являются составной частью правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются как во всей Конституции России, так и непосредственно в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина». Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок и есть единство прав и обязанностей. Включение обязанностей в правовой статус личности «не колеблет принципов свободы и правового государства, поскольку права одних лиц, не подкрепленные обязанностями других, реализованы быть не могут» .
Первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от появления первых людей до возникновения государства и права, было первобытное общество. Каждый член данного общества стремился к свободе действия, независимо от других людей, для обеспечения безопасности жизни и своего существования в нем.
В первобытном обществе правила поведения, именовавшиеся «мононормами», никогда не давали преимуществ одному члену общества перед другим. Суть этих норм состояла в поглощении человека сообществом, жесточайшей регламентации всей его деятельности, отсутствием свободы выбора. Поведение членов общества регулировалось с помощью определенных норм (от лат. norma - признанный обязательный порядок ), которые называются социальными и представляют собой правила поведения людей, распространяемые на всех членов общества.
Л.И. Петражицкий отмечал: «В прежнее дикое и грубо-варварское время люди не склонны были приписывать и уважать элементарнейших, с нашей точки зрения, прав громадного большинства других людей...» . Появление норм поведения в первобытнообщинном обществе, и в особенности норм-табу, связано с необходимостью ограничения, сдерживания биологических инстинктов". Формирование обычаев, традиций по своему характеру происходило в виде формирования норм-запретов, норм-рамок, норм обязательного поведения. Первобытное общество связывает человека по рукам и ногам, и в первобытной кровной организации - естественной или фиктивной - личность растворяется без остатка4. Общественные (социальные) нормы являются образцом поведения общего характера, формируются в процессе деятельности людей и служат для урегулированности и поддержания порядка в обществе. Такой нормой был талион, обычай кровной мести. Его формула: жизнь за жизнь, око за око. Талион является универсальным обычаем, характерным для всех народов на ступени их родового развития.
Древнейшим источником права был один из первых писаных законов - Законы XII таблиц. Данный закон представлял собой систематизированную запись обычаев, действовавших в качестве юридически обязательных правил . Знание Законов XII таблиц являлось обязательным для совершеннолетних юношей, вступающих в ряды римских граждан3.
Один из великих древнеримских политических деятелей Марк Тулий Цицерон написал трактат «Об обязанностях», представляющий собой определенный свод правил и норм поведения, рассчитанных не на особых, выдающихся людей или мудрецов, а на обычных честных и порядочных граждан. В трактате речь идет об обязанностях, приложимых ко всем людям, ко всем, у кого имеется хоть какая-либо «склонность к доблести». Трактат не только адресован молодому римлянину (изначально), но и ориентирован на, достойного гражданина, вступающего на путь государственной карьеры4. Цицерон отмечает, что любой области жизни и деятельности соответствуют свои обязанности, в исполнении которых и состоит нравственный смысл всей жизни. Отсюда следует, что все обязанности должны иметь своим источником стремление к нравственно-прекрасному, к высшему благу. Обязанности для человека — это не какой-то груз или отягощение, а стремление человека прежде всего к реализации своих прав через уважение и соблюдение прав других членов общества.
Понятие и сущность обязанностей человека и гражданина и их взаимосвязь с правом
Понятия «права» и «свободы» имеют смысл лишь в социальном контексте. Они возможны только в обществе, ибо природа человека социальна. Их не может быть у человека, существующего совершенно изолированно от других людей. Обязанности человека, как и права, естественны и неотъемлемы для человека. Без них не может быть упорядоченных социальных связей и отношений, ответственности человека за свои поступки. Диалектика прав и обязанностей человека заключается в том, что обеспечение прав человека обусловлено выполнением другим человеком своих обязанностей (гражданских, профессиональных) и наоборот, например, в ходе взаимоотношений между учителем и учениками, работником и работодателем, больным и врачом, руководителем и подчиненным, родителями и детьми. Права человека становятся реальностью лишь тогда, когда они неразрывно связаны с выполнением людьми своих обязанностей. Обязанности — это объективная необходимость, настоятельные требования, предъявляемые обществом к человеку, с тем чтобы не нарушались права другого человека и общество функционировало нормально и стабильно. Господство права, плюрализм и права человека — нерасторжимые слагаемые- демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека. И наоборот, утверждение демократии создает условия для объединения прав человека1. Права человека включаются в систему сдержек и противовесов, только не между отдельными органами власти, а в отношении государственной власти как таковой. Естественная природа обязанностей проистекает из справедливости, являющейся фундаментом обязанности. Прежде всего, отметим, что идея справедливости не представляет собой какую-то выдумку философов и моралистов. Справедливость — жизненно важный для сохранения и развития человеческого общества ценностно-нравственный ориентир по которому, соизмеряют то, что К. Маркс назвал материальным и духовным обменом веществ , вне которого нет никакой социальности. Справедливость — идеологический масштаб соответствия, соразмерности, сбалансированности и определенной гармоничности между осуществленными тратами, усилиями, свершениями людей и ответной реакцией на это со стороны общества, его организаций, институтов и индивидов, выраженной в виде вознаграждения, поощрения или осуждения". Именно справедливость является определяющей ценностью права в силу того, что только она способна заставить человека поддерживать и подчиняться справедливым институтам даже без активации принудительной силы государства. Справедливость «принуждает нас к продвижению справедливых устройств, которые еще не введены, по крайней мере, когда это может быть сделано не слишком большой для нас ценой. Таким образом, если базисная структура справедлива или справедлива до такой степени, какой разумно ожидать в соответствующих обстоятельствах, каждый имеет естественную обязанность играть свою роль в существующей схеме. Каждый ограничен этими институтами, независимо от его добровольных действий, пер формативных или каких-либо других. Таким образом, хотя принципы естественных обязанностей выводятся из договорной точки зрения, они не предполагают согласия, явного или неявного, или же любого добровольного действия для того, чтобы быть приложимыми» . Итак, естественные обязанности в каждом конкретном обществе таковы, каковы критерии справедливости, определяющие их содержание. Такой подход характерен, например, для Дж. Ролза, который разделил естественные обязанности на положительные и отрицательные. К положительным он отнес поддержание справедливости, взаимную помощь и взаимное уважение, к отрицательным — не вредить, не причинять неприятности невиновным1. Причем положительные обязанности, вытекающие из позитивных обязываний, в развитых юридических системах не только проходят через право, но и становятся юридическими обязанностями. Правовая действительность современной России свидетельствует о достаточно прочном утверждении категорий, определяющих характер и динамику развития самых разнообразных правоотношений, эффективность воздействия юридических средств на общественные процессы, но в то же время они в недостаточной степени разработаны юридической наукой . К одной из таких категорий относятся юридические обязанности, а именно выполнение человеком и гражданином юридических обязанностей. В современном обществе люди должны осознавать ответственность друг перед другом, вырабатывать чувство солидарности и взаимоподдержки. Эти положения прежде всего выражены в нравственных ценностях. Наиболее важные, устоявшиеся в практике человеческих отношений ценности имеют свои явные императивные продолжения. Но любая ценность, если она осознается как нравственная, воспринимается как должная к исполнению. Еще точнее: некая ценность осознается человеком как нравственная в той мере, в какой она становится для него императивом. Как отмечает академик А.А. Гусейнов, «если некоторая ценность не воспринимается как то, из чего для человека следуют определенные обязательства, она не может считаться нравственной. Обязательства, вытекающие из ценности, касаются как достижения самой ценности, так и средств ее достижения. Нравственные ценности императивны (обязательны). И не просто императивны, но императивны безусловно. Это значит, что им необходимо следовать не при каких-то условиях, а всегда. Ими надо руководствоваться в отношениях со всеми людьми, а не только с ограниченным кругом родственников, друзей, коллег, .соотечественников. Нравственные императивы, как и утверждаемые ими моральные ценности, имеют надситуативныи и безличный, т.е. универсальный характер»1. Проповедь крайнего индивидуализма неплодотворна для прав человека, она ориентирует на эгоистическое, анархическое своеволие и снимает значимость такой большой социальной проблемы, как обязанность и ответственность личности перед обществом.
Форма реализации обязанностей человеком и гражданином
Обязанности человека, как и права, естественны и неотъемлемы. Без них не может быть упорядоченных социальных связей и правоотношений. Диалектика прав и обязанностей человека заключается в том, что обеспечение прав человека обусловлено как выполнением другим человеком своих обязанностей. Существование и реализация прав неразрывно связаны с определенными обязанностями, которые выступают их оборотной стороной. Обязанность - это мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования. В правовом обществе народ, с одной стороны, и государство — с другой, принимают на себя обязательство следовать праву. Исходя из того что права и обязанности неразрывны друг от друга, вопрос о формах реализации обязанностей необходимо рассмотреть через призму права. Без выполнения правовых предписаний в жизни нормы права мертвы, иначе говоря, они теряют свое социальное значение. «Права нет, — замечает Л.С. Явич, - если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях. Нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества». Проблемы реализации права всегда привлекали внимание ученых. Еще в период перестройки одной из центральных проблем, с которой столкнулось общество, было развитие демократии в сочетании с соблюдением законности и дисциплины. Это значит, что сколько бы ни были радикальны реформы в политической, экономической, социальной и других сферах, они должны осуществляться, лишь получив одобрение избранной демократическим путем законодательной власти. Вместе с тем правовой практике были присущи правовой нигилизм, декларативность многих законодательных установлений. Без преодоления указанных недостатков невозможно построение правового социального государства. Претворение в жизнь правил поведения, которые представляют собой содержание права, осуществляется в процессе реализации норм права, то есть поведения субъектов права в соответствии с требованиями норм права (запрет, разрешение, обязательство). Реализация права всегда связана только с исключительно правомерным поведением людей, то есть таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. В одном случае это активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности), в другом - это бездействие субъектов (воздержание от совершения противоправных действий). Следовательно, правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерное - нарушает. Именно через реализацию норм права достигается результат, содержание которого было заложено законодателем при разработке нормы права. Вот почему своевременная и точная реализация правовых норм - это самая важная предпосылка соблюдения и усиления правопорядка. Раскрывая содержание форм реализации права и юридических норм, необходимо разобраться, что такое реализация права и какова его форма. Термин «реализация» в общей теории права широко используется для обозначения соответствующих процессов. Реализация права — это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций . Как пишет И.Я. Дюрягин, под реализацией правовых норм понимается претворение в жизнь правовых норм в фактической деятельности организаций, органов, должностных лиц и граждан1. Стоит согласиться с профессором В.И. Леушиным, что реализация — это осуществление чего-либо, проведение в жизнь какого-либо плана, проекта, программы, намерения и т. п. Термин «реализация права» аналогичен по смыслу. По мнению В.В. Лазарева, реализация права — перевод норм права в правомерное поведение субъектов в форме использования принадлежащих им прав, исполнения обязанностей и соблюдения запретов в целях удовлетворения интересов и потребностей адресатов права, достижения их целей2. Классификация форм реализации правовых норм производится по различным основаниям. С точки зрения уровня реализации содержащихся в нормативных актах положений выделяют: а) реализацию общих установлений, содержащихся в преамбулах законов, в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности; б) реализацию (вне правоотношений) общих форм, устанавливающих правовой статус и компетенцию; в) реализацию в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм. По субъекту реализации права можно выделить две формы: а) индивидуальную; б) коллективную. По внешнему проявлению выделяют активную и пассивную формы реализации права. В зависимости от метода государственного воздействия на поведение субъектов различают добровольное и принудительное осуществление права. Характер действий субъектов, степень их активности и направленность поведения позволяют выделить следующие формы реализации: а) соблюдение; б) исполнение; в) использование; г) применение. В чётком определении этих форм заключается большое научное завоевание теории права, так как их анализ позволяет установить способы активной деятельности самих субъектов права в обществе, развитие правовой коммуникации, другие аспекты воплощения права в повседневном социальном бытие. Под соблюдением в общей теории права принято понимать такую форму реализации, которая выражается в соответствии поведения субъектов юридическим запретам. Характерная черта данной формы — пассивное поведение субъектов. Субъекты не совершают действий, запрещенных юридическими нормами, то есть выполняют возложенные на них обязанности . Принцип единства прав и обязанностей при соблюдении проявляется в том, что конституционной обязанности не совершать определенных действий соответствует конституционное право требования такого поведения. В форме соблюдения, как правило, проявляется внешняя связь единства конституционных прав и обязанностей.
Исполнение обязанностей человеком и гражданином как условие функционирования государства и регулирования общественных отношений
Для современных демократических государств основополагающей идеей является идея правового государства, базовыми принципами которого выступают социальный принцип - наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина и формально-юридический принцип - наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения1. Не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека, и, наоборот, утверждение демократии создает условия для объединения прав человека2. Как отмечает профессор Б.С. Эбзеев, обязанности человека и гражданина не следует расценивать как нечто противоречащее демократическим началам организации общества и деятельности государства. Напротив, они вытекают из факта общественного бытия и в единстве с правами образуют универсальный принцип демократической организации общественной жизни . Через каждую отдельную личность, ее права и свободы они ограждают себя от опасностей злоупотребления властью. Права человека включаются в систему сдержек и противовесов, только не между отдельными ветвями власти, а в отношении государственной власти как таковой. Русский юрист И.В. Михайловский отмечал: «Если нарушение законов гражданами есть большое зло, то это зло достигнет наивысшей степени, когда оно совершается властью, то есть тем самым авторитетом, который санкционировал законы, а следовательно, прежде всего обязан охранять их. Нет более опасного пути, чем тот путь, на который становится власть, нарушая законы: она теряет свой этический авторитет и начинает опираться на самый ненадежный базис, а именно на силу. Это — с одной стороны, а с другой стороны, такое повеление власти заражает все общежитие: там теряется драгоценное и ничем не замененное чувство законности и наступает господство случайности, произвола и всеобщего одичания»1. Важнейшим ценностным смыслом прав и свобод человека выступает то, что каждый признающий за собой право иметь и осуществлять собственные ценности должен признавать, что и каждый другой субъект имеет право на осуществление своих ценностей, прав и потребностей, а также признавать обязанности не ущемлять эти права . Правовые системы стран мира построены на основе равных прав и равных для всех членов общества обязанностях. И это естественно, ибо равенство прав и обязанностей означает справедливость как существенный принцип права. Если правам и свободам личности в действующей Конституции Российской Федерации и литературе уделяется большое внимание, то этого нельзя сказать об обязанностях. В Конституции РФ имеются лишь несколько статей, посвященных обязанностям. Содержание действующей Конституции Российской Федерации свидетельствует о существенном сокращении норм, закрепляющих обязанности, возложенные на граждан. Многие обязанности человека и гражданина сформулированы в связи с предоставлением прав и свобод . Так, в Конституции России 1993 года закреплены обязанности человека и гражданина: - в п. 3 ст. 17 - обязанность при осуществлении своих прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц; - в ст. 21 - обязанность уважать достоинство других людей и запрещение его умаления; - в ст. 36 — обязанность не наносить ущерба окружающей среде, не нарушать права и законные интересы иных лиц в процессе пользования землей и иными природными ресурсами; - ст. 38 предусматривает обязанности родителей по воспитанию детей и совершеннолетних детей по отношению к своим родителям; - в ст. 43 — обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования; - ст. 44 — обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия и беречь памятники истории и культуры. В Конституции Российской Федерации прямо закреплены четыре вида основных всеобщих обязанностей: - обязанность всех соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (п. 2 ст. 15); - обязанность платить законом установленные налоги и сборы (ст. 57); - обязанность охранять природу (ст. 58); - обязанность защиты Отечества (ст. 59). Рассмотрим содержание обязанностей, прямо закрепленных в Конституции Российской Федерации. Пункт 2 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Не выполняя обязанности, человек мешает другим гражданам осуществлять свои права. Проблема обязанностей оказалась весьма актуальной в наше время, когда Россия стоит на пути совершенствования рыночных отношений и формирования правового государства и гражданского общества. Пока еще наше государство сталкивается с массовым неисполнением обязанностей граждан (например, уклонение от уплаты налогов и военной службы). Социальная ценность человека определяется не только тем, что ему предоставлены широкие права. Она измеряется и тем, насколько добросовестно он выполняет свои обязанности. Наблюдается следующая закономерность: чем выше уровень правовой культуры народа, чем популярнее идея правопослушания, тем меньше мелочных бюрократических предписаний издается в стране. Судья Л. Хенд (США) высказал верную мысль, что «конституция может действовать эффективно только тогда, когда она находится в сердцах и умах людей». В этой ситуации можно позволить себе такую роскошь, как наличие пробелов в законодательстве, формулирование правовых предписаний лишь на уровне принципов без их детализации, упрощение судопроизводства. Такие явления наблюдаются, в частности, в странах Европейского Союза. И наоборот, массовое неисполнение обязанностей влечет за собой издание огромного количества строжайших нормативных актов, целевых программ, которые накапливаются, но вскоре забываются и не исполняются. Вероятно, существует какой-то порог, за которым дальнейшее нормотворчество приказного характера становится бессмысленным.