Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Природа мусульманского права Гилязутдинова Роза Хусаиновна

Природа мусульманского права
<
Природа мусульманского права Природа мусульманского права Природа мусульманского права Природа мусульманского права Природа мусульманского права Природа мусульманского права Природа мусульманского права Природа мусульманского права Природа мусульманского права
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гилязутдинова Роза Хусаиновна. Природа мусульманского права : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Уфа, 2001 193 c. РГБ ОД, 61:02-12/640-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Мусульманское право и анализ представлений о его природе в отечественной юридической науке

1. Понятие и общая характеристика мусульманского права

2. Анализ представлений о природе мусульманского права, сложившихся в отечественной юридической науке 46

Глава 2. Мусульманское право в системе сравнительного правоведения 89

1 . Мусульманское право и другие правовые системы 89

2. Мусульманское право и система религиозных правил поведения 108

3.Мусульманское право и система юридического права 128

4.Мусульманское право и государство 160

Список использованной литературы 185

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Обратиться к проблеме природы мусульманского права в настоящем диссертационном исследовании нас побудили несколько факторов.

Во-первых, мусульманский мир переживает период своей значительной активации, и об этом говорят во всех концах планеты. Начиная с исламской революции 1978 года в Иране, процессы исламизации всей общественной жизни (включая и юридическую сферу) происходили и происходят в Пакистане, Алжире, Афганистане и в некоторых других странах мира. Ислам вновь, как тогда, когда "отпочковался" от иудаизма и христианства, пытается обосновать свой самостоятельный третий (не капиталистический и не социалистический) путь развития, по которому, якобы, должны развиваться мусульманские страны. Поэтому сегодня обострилась критика как практики вестернизации исламских государств, так и социализации общественной жизни в них по опыту и подобию прокоммунистических стран. В этих условиях предпринимаются попытки повышения роли и значения шариата как исторического заменителя юридического права, сформулированного в мусульманских странах в период их колонизации и развития по пути капитализма или социализма (в зависимости от того, в каких конкретных мусульманских государствах какие тенденции получили развитие во второй половине двадцатого века).

Во-вторых, Россия - страна, где мусульманский фактор имеет существенное значение. Здесь ислам является второй по степени распространенности религией, и она затрагивает интересы значительной части населения. К тому же события в Чечне (вкупе с событиями в Афганистане, Таджикистане, Косове и т.д.) значительно активизировали процессы политизации ислама. Речь идет не только об идеологической угрозе со стороны возрождающегося исламского фундаментализма, но и о том, что в Чечне был принят Уголовный кодекс на основе шариата, в Ингушетии - закон о многоженстве и т.д. О необходимости принятия закона о многоженстве довольно значимая дискуссия идет и в Республике Башкортостан1. Короче говоря, под флагом возрождения ислама кое-где пытаются внести изменения в существующий в Российской Федерации правопорядок в пользу некоторой его исламизации. В этих условиях проблема всестороннего исследования перспектив ислама в России и его правил поведения приобретает важное значение.

В-третьих, в последние годы внимание к мусульманскому праву в отечественной юридической науке усилилось: почти во всех учебниках появились соответствующие разделы и параграфы. Однако природа мусульманского права остается неисследованной в достаточной мере. В этих учебниках нет даже четкого ответа на вопрос о том, является ли мусульманское право религиозным или юридическим правом. Представления о смешанном характере мусульманского права, то есть о том, что оно является не только религиозным, но и юридическим, сложились еще давно и сегодня нуждаются в основательном осмыслении. Да и вряд ли можно согласиться и с представлением о том, что Коран одновременно является источником как религиозной, так и юридической правовой системы. Логически Коран и другие источники религиозного мусульманского права должны бы были сопоставляться со священными книгами (Библией, Торой и т.д.), но в отечественной юридической литературе мусульманское право сравнивается с англо-саксонской и романо-германской правовыми семьями, то есть с юридическими правовыми семьями.

В целом, всесторонне осмысливая имеющиеся данные о природе мусульманского права, содержащиеся, прежде всего, в отечественной юридической науке, диссертант обнаружил здесь весьма противоречивые представления. К тому же выяснилось, что в отличие от других общественных наук (истории, философии и т.д.) и в большей мере в противовес им в отечественном правоведении сегодня преобладает концепция о юридическом характере мусульманского права. Оно подается как юридическое право мусульманских стран и сравнивается с англо-саксонской и романо-германской правовыми семьями.

Такое представление о природе мусульманского права, по мнению диссертанта, является, по меньшей мере, спорным, а то и ошибочным. Поэтому и необходимы более глубокие научные изыскания, посвященные проблеме природы мусульманского права. Отечественная юриспруденция должна иметь обоснованные данные о природе мусульманского права.

Актуальность темы диссертационного исследования объясняется и тем, что проблема природы мусульманского права непосредственно связана с проблемой правопонимания вообще, оптимальное разрешение которой также нуждается в определенных поисках. Сравнительный анализ мусульманского права со сводами других правил поведения, в том числе и юридическим правом, позволяет несколько расширить подходы и к понятию "право"в целом.

Объектом диссертационного исследования являются мусульманское право как система норм, содержащихся в Коране, Сунне, в других источниках шариата, а также сложившиеся представления о мусульманском праве в отечественной юридической науке.

Предметом данного исследования являются религиозно-государственно-правовые закономерности возникновения и функционирования мусульманского права, сравнительный анализ его с другими правовыми системами (в том числе и юридическим правом) и выявление на этой основе его природы.

Цель исследования - проанализировать природу мусульманского права с учетом современного состояния российской юридической науки и высказать на этой основе предложения и рекомендации научно-практического характера, которые могут быть использованы в юридической науке в целом, а также в таких учебных курсах как "Теория государства и права", "Проблемы теории государства и права", "История политических и правовых учений" и в некоторых других.

Задачи исследования. В соответствии с целью исследования диссертант поставил перед собой, следующие задачи:

а) с использованием данных исторической науки проанализировать эволюцию мусульманского права;

б) исследовать эволюцию проникновения в отечественную юридическую науку представлений о мусульманском праве;

в) выявить взаимосвязь мусульманского и юридического права, мусульманского и других религиозных и иных правовых систем;

г) определить соотношение мусульманского права и государства применительно к конкретным мусульманским странам;

д) выработать положения, выводы и рекомендации для совершенствования представлений о роли и месте мусульманского права в его соотношении с юридическим правом;

е) раскрыть природу мусульманского права и определиться в направлениях использования его в отечественной юридической литературе.

Степень разработанности темы

Проблема природы мусульманского права в отечественной юридической науке освещалась в исследованиях Л.Р, Сю-кияйнена1. Он последовательно придерживается представле Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право - М., 1986. ний о том, что мусульманское право от части является и юридическим правом. Других специальных исследований, посвященных природе мусульманского права, в отечественной юридической науке мы не обнаружили. Есть зарубежные исследования, посвященные мусульманскому праву вообще, без выделения проблемы его природы. Однако как эти, так и исследования по сравнительному правоведению, включающие и мусульманское право, всесторонне и специально не рассматривают проблему определения юридической природы мусульманского права.

В большей мере мусульманское право в этих исследованиях проходит как разновидность права вообще. Учебная литература по теории государства и права, истории политических и правовых учений, проблемам теории государства и права, а также по истории как зарубежного, так и отечественного государства и права, при освещении вопросов, касающихся мусульманского права, в основном отталкивается от Корана, Сунны и выводов, сделанных по этому поводу в работе Р. Давида "Основные правовые системы современности" и в уже упомянутой работе Л.Р.Сюкияйнена.

В целом природа мусульманского права специальному сравнительному исследованию на предмет выявления его юридической природы в отечественной юридической науке еще не подвергалась. Имеющиеся же высказывания о юридическом характере мусульманского права, по мнению диссертанта, нуждаются в критическом осмыслении.

Теоретическая основа исследования

Теоретическая база для исследования природы мусульманского права, с одной стороны, богата, а с другой - бедна. Богата потому, что мусульманское право является сводом ре лигиозных правил поведения ислама, а исламу посвящена обширная литература. Но эта литература написана историками, философами, филологами и т.д., и в ней почти ничего нет о юридической природе мусульманского права. Для историков, философов ислам - это одна из трех великих религий, а мусульманское право (шариат) представляет собой свод правил поведения мусульманина, то есть верующего в Аллаха и его посланника Мухаммада.

По мере возможности диссертант пытался использовать довольно обширную неюридическую литературу. Однако нацеленность на выяснение, прежде всего, юридической природы мусульманского права в определенной мере ограничила и выбор литературы: автор подверг анализу именно те источники, которые так или иначе влияют на определение природы мусульманского права. Многочисленная же литература по исламу, написанная историками, философами и т.д., к теме настоящего исследования почти не имеет прямого отношения. Ведь историки, философы и специалисты других отраслей обществоведческих наук обращаются к исламу и шариату исключительно как к религиозному явлению. Они и сравнивают ислам с другими религиозными течениями. О юридической природе мусульманского права здесь речь почти не идет.

Основные выводы и положения диссертации поэтому опираются на всесторонний анализ таких источников мусульманского права, как Коран, Сунна, и на сравнение их с источниками юридического права. При сравнительном исследовании источников мусульманского и юридического права автор широко использовал труды С.С.Алексеева, О.Г.Большакова, В.В.Бартольда, Л.С.Васильева, А.Б.Венгерова, Р.Давида, Г.М.Керимова, Х.Кетца, В.Н.Кудрявцева, М.Н.Марченко, В.С.Нерсесянца, М.Б.Пиотровского, В.Д.Перевалова, Н.Ю.По-пова,Ф. М.Решетникова, А. Х.Саидова,Е.Н.Салыгина, В.К. Сами гулина, Л.Р.Сюкияйнена, В.Е.Чиркина, К.Цвайгерта, Р.Шарля, а также некоторых других.

Методологической основой диссертационного исследования является сравнительный подход к анализу и оценке такого феномена как мусульманское право, выявлению его природы, объяснению характерных черт ислама как религии.

Диссертант исходит из того, что методология исследования особенно имеет важное значение, когда проблема связана с глубокой историей и современностью одновременно. Проблема природы мусульманского права как раз и относится к числу таковых.

Представления о юридическом характере мусульманского права в нашей юридической литературе, по мнению диссертанта, сложились прежде всего благодаря некоторым изъянам методологического характера. Ведь не только Л.Р.Сюкияйнен, но и многие другие исследователи мусульманского права в своих работах исходят из осмысления правил поведения мусульман, закрепленных в Коране или Сунне. Поскольку многие из этих правил поведения очень схожи с юридическими нормами и к тому же они применяются шариатскими (а иногда и светскими) судами, то делается вывод о том, что мусульманское право является юридическим правом.

"Между тем, к выяснению вопроса о том, является ли мусульманское право юридическим правом, по мнению диссертанта, необходимо подходить с позиций современного представления о понятии "юридическое право"1. В методологическом плане, видимо, будет правильным, если мы, в первую очередь, выясним то, что сама юриспруденция во всех цивилизованных странах понимает под юридическим правом. Когда выясним понятие "юридическое право", то только тогда смо жем оценить мусульманское право с точки зрения соответствия его требованиям юридического права. Понятие "юридическое право", по мнению диссертанта, является статичным, оценочным, и оно одинаково для всех стран мира. Если мы не согласимся с этим утверждением, то тогда вынуждены будем считать, что у мусульман имеется свое представление о юридическом праве, у христиан - свое и т.д. Такая методология приведет нас к тому, что понятия "право", "государство", "права человека", "демократия", "правопорядок", "правосудие" - это не научные понятия, имеющие общечеловеческое значение, а изобретение каждого народа, каждой конфессии с далеко идущими отрицательными последствиями. Да, возможно, в историческом прошлом эти понятия имели разные значения у разных народов и конфессий, но сегодня юридическая наука более или менее выработала общеприемлемые оценочные представления об этих понятиях, и нам необходимо в методологическом плане строго придерживаться общечеловеческого представления об этих понятиях, нашедших отражение и в документах международного права.

Использование именно этой методологии приводит нас к новым выводам относительно юридической природы мусульманского права.

Научная новизна исследования

В качестве научной гипотезы в диссертационном исследовании выдвигается тезис о том, что мусульманское право -это свод религиозных правил поведения, а в отечественной науке о теории государства и права оно рассматривается как разновидность юридического права наряду с англо-саксонской и романо-германской правовыми семьями.

В работе проводится системное исследование мусульманского права, и в результате автор делает вывод о том, что мусульманское право (так же, как и каноническое право в це лом) является разновидностью религиозного, а не юридического права. Используя метод сравнительного правоведения, автор в работе проводит сравнения мусульманского и юридического права, свода мусульманского и сводов других видов религиозных правил поведения, мусульманского права и других правовых систем, мусульманского и юридического права в странах с преобладанием исламской религии и в результате приходит к выводу о том, что мусульманское право (так же, как и другие правовые системы) является разновидностью религиозного, а не юридического права. Выводы диссертанта позволяют пересмотреть роль и место мусульманского права в системе правовых семей, а также несколько переосмыслить сложившиеся в отечественной юридической науке представления о юридической природе шариата.

На защиту выносятся следующие основные положения, выводы и рекомендации:

- Природа феномена "мусульманское право" в качестве свода религиозных норм.

Диссертант исходит из того, что термин "мусульманское право" является переводом на русский язык свода религиозных правил поведения мусульман, обозначаемого в арабском мире словом "шариат". Мусульманское право является разновидностью религиозного права.

Религиозная природа мусульманского права подтверждается всесторонним исследованием таких факторов, как происхождение шариата как свода правил поведения мусульман, связи шариата с государством, методы обеспечения исполнения норм шариата и т.д..

- Значение сравнительного правоведения для определения природы мусульманского права,

Диссертантом был проведен сравнительный анализ мусульманского права с другими правовыми системами, в частности, с другими религиозными правилами поведения, обыч ным правом, моральным правом, юридическим правом. В результате выявлены не только параметры объединения всех правовых систем в одно целое (общая теория права), но и факторы, обуславливающие их различия. Если бы не было отличия между различными правовыми системами (религиозным правом, обычным правом, моральным правом, юридическим правом), то невозможно было бы и заниматься сравнительным правоведением. Поэтому в современных условиях для подготовки специалистов по различным видам правовых систем большое значение приобретают исследования, выявляющие различия между разными правовыми системами. Когда делается акцент на различие между существующими в обществе правовыми системами, то становятся яснее и параметры соотношения мусульманского и юридического права, появляется возможность более точно определить природу исследуемого нами мусульманского права.

- Особенности формирования государства и его роли в странах, где наблюдается верховенство мусульманского права.

В отечественной юридической науке не всегда обращается внимание на то, что шариат в принципе не допускает функционирования государства в современном его понимании. Там, где верховодит мусульманское право, власть не приобретает существенных признаков государства, в частности, таких как суверенитет, издание законов, обязательных для всех, и т.д.

Поэтому государство в мусульманских странах, в современном его понимании, начинает формироваться по мере более или менее четкого различения духовной и светской власти, то есть тогда, когда оно приобретает суверенитет по отношению к духовной власти и получает возможность издавать законы, обязательные для всех граждан независимо от их конфессиональной принадлежности. Власть, полностью подчиненная шариату (впрочем, так же, как и власть, полностью подчиненная церкви), - это еще не государство. Государство - это светское, а не религиозное учреждение.

- Особенности формирования юридического права в странах с сильным влиянием (верховенством) шариата.

По мнению диссертанта, юридическое право в мусульманских странах появляется по мере формирования государства в современном его понимании и издания им актов, обязательных для всех, включая и духовных лиц. Юридическое право - это законы, изданные светским государством, или им санкционированные обычаи, религиозные нормы (шариата, в том числе).

- Сложившиеся в отечественной юридической науке представления о природе и месте мусульманского права нуждаются в определенном переосмыслении.

Отечественная юридическая наука в большей мере склонна юридизировать мусульманское право. Религиозная его природа однозначно признается еще далеко не всеми авторами даже учебников по предмету "Теория государства и права". По мнению диссертанта, религиозное и юридическое право в современных условиях различаются, и поэтому представители отечественной юридической науки должны более точно определиться в своей оценке природы мусульманского права.

- Содержание юридического права в странах, где ислам выступает государственной религией, имеет свои особенности.

По мнению диссертанта, в сравнительной юриспруденции необходимо анализировать особенности содержания юридического права и содержания юридического права в тех странах, где ислам выступает государственной религией. При этом, по мнению диссертанта, выясняется, что содержание юридического права в этих странах отличается ориентацией его на юридизацию норм шариата.

-Вывод о необходимости уточнения сложившихся в отечественной науке представлений об объектах сравнительного правоведения, где должны быть четко разделены понятия «право», «юридическое право», «религиозное право», «обычное право», «моральное право» и т.д.

По мнению диссертанта, в отечественной юридической науке нечетко определяются объекты сравнительного правоведения. Здесь можно наблюдать практику сравнения мусульманского права не с религиозными, а с юридическими правовыми системами. При обращении к праву мусульманских стран часто упоминаются лишь Коран и Сунна, а о конституциях и законах в конкретных государствах, которые зачастую не совпадают с источниками мусульманского права, речи почти не ведутся. Не всегда четко различаются религиозное и обычное право, религиозное и моральное право и т.д. Между тем юрист должен получать не только знания о праве вообще, а уметь четко различать разные системы права друг от друга, глубоко уяснить содержание и социальное назначение юридического права.

-Рекомендации о совершенствовании содержания тематики разделов и подразделов в тех главах учебников по общетеоретическим дисциплинам, где речь идет о современных правовых семьях.

Речь идет о том, что в учебниках по таким дисциплинам, как "Теория государства и права", "История политических и правовых учений", "Проблемы теории государства и права", "История зарубежного государства и права", и в некоторых других нередко мусульманское религиозное право (под видом его особенностей) сравнивается с юридическими правовыми семьями. Между тем, мусульманское право, как доказывает диссертант, вообще не является юридическим правом. Соответственно этому должно быть переосмыслено содержание разделов учебников, где речь идет о мусульманском праве.

-Рекомендации, которые выносятся диссертантом по ходу исследования мусульманского права и которые имеют определенное значение при осмыслении таких категорий как "право", "юридическое право", "соотношение государства и права", "правовая семья" и т.д.

Известно, что в настоящее время природа таких понятий как "право", "государство и право", "юридическое право", "правовая семья" остается дискуссионной. Разные представители юридической науки весьма по-разному понимают и представляют эти понятия. В этих условиях исследование проблемы природы мусульманского права вывело и диссертанта к этим спорным понятиям и категориям. Отдельные положения, добытые диссертантом, по его мнению, имеют значение для уточнения некоторых сторон споров, возникающих в процессе осмысления этих понятий. Поэтому по ходу исследования диссертант сформулировал свои соответствующие рекомендации.

Научно- практическое значение исследования состоит не только в том, что в ней на обширном юридико-правовом материале раскрыта природа мусульманского права, но и определены направления использования мусульманского права в юридической научной и учебной литературе.

Автор диссертации предлагает оригинальную трактовку природы мусульманского права. Это особенно важно потому, что в отечественной юридической литературе без всестороннего исследования мусульманское право преподносится прежде всего как юридическое право, проводится его сравнение не с религиозными правовыми системами, а именно с юридическими. В результате этого в нашей стране у юристов сложилось представление о мусульманском праве как о специфическом юридическом праве. О соотношении же мусульманского и юридического права в мусульманских государствах речь почти не ведется, не обращается внимание на конституции и другие законы, принятые в мусульманских государствах.

Между тем, сегодня вряд ли можно говорить о действенности мусульманского права в конкретных мусульманских странах без учета роли и значения принятых в этих же государствах конституции и других юридических законов. В отечественной юридической литературе зачастую речь ведется лишь о Коране, Сунне и о других источниках мусульманского права, и все это преподносится как действующее юридическое право.

Теоретические исследования проблем, связанных с природой мусульманского права, позволяют восполнить существующие пробелы и отдельные неточности в трактовке мусульманского права в отечественной юридической науке. В частности, на основании данного исследования следует пересмотреть содержание некоторой учебной литературы по курсу "Теория государства и права", где мусульманское право отрывается от свода других родственных религиозных правил поведения и необоснованно ставится в ряд с юридическими правовыми системами.

Теоретическая и практическая значимость темы диссертационного исследования определяется и факторами метаюри-дического характера. Мусульманское право и сегодня играет значительную роль в процессе регуляции общественных отношений. Отрицание юридической природы мусульманского права и признание за ним качества свода религиозных правил поведения не снижает его значения для миллионов верующих мусульман. Мусульманское право остается важнейшим регулятором общественных отношений в сфере отправления религиозных обрядов, реализации прав на свободу совести и вероисповедания. В то же время отдельные нормы мусульманского права могут быть санкционированы любым государством, и тогда они приобретают и силу юридических норм. Однако и в этом случае нормы мусульманского права не теряют своего религиозного значения. Все это актуализирует проблему позна ния природы мусульманского права, делает значимым его научное осмысление.

Реализация выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации, позволит правильно определить место и роль мусульманского права в системе правовых установлений, существующих в обществе.

Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование выполнено и дважды обсуждено на кафедре "Теории и истории государства и права" Башкирского государственного университета.

Основные положения и выводы диссертационного исследования представлены в опубликованных и находящихся в печати работах, апробированы на следующих научно-практических конференциях:

а) на межрегиональной научно-практической конференции "Шариат: теория и практика" (г. Уфа, 2000);

б) на всероссийских научно-практических конференциях "Актуальные проблемы правопорядка" (Москва, 2000); "Юрист XXI века: реальность и перспективы" (г. Екатеринбург, 2001).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, разбитых на шесть разделов, а также использованной литературы.

Понятие и общая характеристика мусульманского права

Приступая к исследованию проблем, связанных с мусульманским правом, прежде всего, хотелось бы обозначить те вопросы, которые так или иначе возникают в юридической науке и волнуют в целом российскую общественность. Так, в юридическом плане сразу же возникает вопрос: является ли мусульманское право юридическим правом и как оно вообще воспринимается у нас в России? Хотя вся диссертационная работа посвящается выявлению природы мусульманского права и в этом лишь разделе нашего исследования вряд ли удастся полностью ответить на этот вопрос, но четко не поставив сразу же вопросы, актуальные для современного состояния мусульманского права и мусульманского фактора в целом, трудно будет искать им и ответы.

Среди этих вопросов, в первую очередь, конечно, звучит следующий: "Что такое мусульманское право"? Всесторонне осмысливая (разыскивая) ответ на этот вопрос мы1 пришли к выводу о том, что понятие "мусульманское право, как разновидность юридической правовой системы, появилось и получило распространение в основном среди юристов"".

Историки, философы и представители других общественных наук это понятие, по существу, не употребляют. Во всяком случае, мы не нашли понятие "мусульманское право" ни в большом энциклопедическом словаре, ни в исторических. философских, политологических, ни в каких-либо других словарях. Нет этого понятия даже в справочнике, посвященном исламу1; нет его и в четырехтомной энциклопедии под редак-цией Брокгауза . Напротив, в этих словарях речь идет об исламе, шариате, фикхе и т.д. Если даже отдельные историки, философы и употребляют понятие "мусульманское право", то они употребляют его в смысле религиозного права, но не как разновидность юридического (светского) права. Так, например, употребляют понятие "мусульманское право" авторы "Хрестоматии по исламу", где в разделе "Мусульманское право" приводится перевод на русский язык отдельных выдержек из книги Абу Йсуфа под названием "Китап ал-харадж", сыгравшего решающую роль в разработке Ханифитского учения Ислама3. Речь в книге идет исключительно об обязанностях, ответственности мусульманина в соответствии с предписаниями Корана и Сунны. Да и авторы "Хрестоматии по Исламу" однозначно пишут о том, что "мусульманское право (ал-фикх) - неотъемлемая часть исламского богословия", что речь идет о "богословско-правовой науке"4.

Шариат и мусульманское право - одно и то же и для Л.С.Васильева, который однозначно определяет мусульманское право как религиозное право. "Мусульманское право - это прежде всего религиозное право, учитывающее и нормы обычного права, адата", - пишет Л.С. Васильев . "Шариат - это свод религиозно-правовых норм, который проник во все сферы повседневной жизни людей",- пишет А. Ахадов2.

Англичане У. Монтгомери Уотт и П. Какиа определяют шариат как "мусульманскую концепцию права"".

Во Всемирном писании шариат признан исламским религиозным правом и здесь он сравнивается с другими религиозными правилами .

Список ученых из разных (прежде всего - неюридических) областей наук, считающих шариат и мусульманское (где-то - исламское) право синонимами и определяющих это право как религиозное - можно было бы и продолжить. Лишь у отечественных ученых юристов мусульманское право почему-то стало трактоваться как юридическое право.

В свою очередь, появлению понятия "мусульманского права" в юридическом смысле, по нашему мнению, способствовало несколько факторов.

Во-первых, арабское слово "шариат" трудно произносимо и непонятно для русскоязычного населения. К тому же, употребляя это слово в сфере юриспруденции, каждый раз необходимо объяснять, что речь идет о системе юридических норм, характерных для мусульманских стран. Употребляя же понятие "мусульманское право", мы как бы переводим арабское слово "шариат" на русский язык и, причем, сразу же вкладываем в эти русские слова юридический смысл, то есть показываем, что речь идет о юридических нормах, применяемых в мусульманских странах.

Во-вторых, - понятие "мусульманское право" как бы позволяет обобщить юридическое право многочисленных мусульманских стран в одну правовую семью и сопоставить ее с двумя другими правовыми семьями мира, а именно: романо-германской и англо-саксонской. Так поступает Р. Давид в монографии "Правовые системы современности"1 и Л.Р. Сюкияй-нен в монографии, посвященной мусульманскому праву."

Как будет показано в дальнейшем, сравнивая эти правовые системы, различающиеся по своей природе, Р.Давид не всегда четко подчеркивает религиозную природу мусульманского права, а отсюда создается двойственное впечатление о его природе, то есть позицию Р.Давида можно понять так, что мусульманское право в отдельных случаях он преподносит как разновидность юридического.

В-третьих, употребление понятия "мусульманское право" в юридическом смысле в отечественной юриспруденции, по нашему мнению, способствовало, видимо, то, что в русском языке понятие "мусульманин" рассматривается как синоним понятий "магометанин", "правоверный"". То же самое и по отношению к женщине: мусульманка - это и есть магометанка, правоверная4. От слова "правоверный", который как раз и характеризует человека, преданного, верного праву, то есть правилу поведения, недалеко и до юридической формулировки "мусульманское право".

Анализ представлений о природе мусульманского права, сложившихся в отечественной юридической науке

Исследовать проблему, вынесенную в заголовок настоящего раздела, нас подталкивает то, что в настоящее время в отечественной юридической науке вопросы мусульманского права представлены довольно обширно. Достаточно сказать, что, начиная с середины 90-х годов прошлого столетия, в стране не выходит ни один учебник по "Теории государства и права", где бы не было определенной информации о мусульманском праве. Проблемы мусульманского права затрагиваются также в учебной литературе по курсу "История политических и правовых учений", по курсу "Проблемы теории государства и права". Вопросы, касающиеся мусульманского права, включаются и в учебные программы по вышеназванным дисциплинам. Выходит, что студенты юридических вузов (в том числе и выпускники) должны знать ответы на вопросы, связанные с мусульманским правом.

Все это можно было бы считать вполне нормальным явлением, если бы не возникало несколько вопросов, связанных с таким вниманием к проблеме мусульманского права.

Прежде всего, возникает вопрос о том, почему такая "честь" оказана только мусульманскому праву, а где же другие религиозные правила поведения? Ведь есть и каноническое (церковное) право вообще и христианское, буддистское, индусское, талмудское и т.п. своды религиозных правил поведения. Почему-то в учебниках речь идет лишь о мусульманском праве и оно сравнивается не с христианским, иудаистским, индусским и т.п. правом, а англо-саксонской, романо-германской правовыми семействами.

Мусульманское право - это религиозное или юридическое право? Предварительный ответ напрашивается такой; если мусульманское право сравнивается в учебниках по "Теории государства и права" с англо-саксонской и романо-германской правовыми системами, то авторы этих учебников мусульманское право рассматривают в качестве юридического права. Иначе они сравнивали бы мусульманское право не с юридическими правовыми системами (англосаксонская и романо-германская правовые семьи, безусловно, являются юридическими системами права), а с религиозными системами права (христианским, буддистским, тал-мудским и т.д.).

В то же время, сравнивая мусульманское право с юридическими системами права, авторы учебников и речи не ведут о юридической природе мусульманского права. Более того, во всех учебниках в качестве основного источника мусульманского права признается Коран - священная книга мусульман. Хотя Коран - это не Конституция, а источник, равноценный Библии, Торе и другим источникам религиозного права, но об этом авторы учебника опять-таки почему-то умалчивают.

Короче говоря, вопрос о том, почему мусульманское право в учебниках по дисциплинам "Теория государства и права", "История политических и правовых учений", "Проблемы теории государства и права" фигурирует наряду с юридическими правовыми системами, а не сравнивается с религиозными правовыми системами, по нашему мнению, остается открытым и он нуждается во всестороннем осмыслении. Ответ на этот вопрос становится особенно актуальным на фоне того, что раньше, в советское время, наука "Теория государства и права" вообще не интересовалась проблемами мусульманского права. Что же изменилось, почему отечественная наука "Теория государства и права" долгое время не интересовалась проблемами мусульманского права, а в последние годы ими довольно активно стала заниматься? Это еще один вопрос, на который следует ответить, если мы хотим на научной основе выяснить место и роль мусульманского права в системе науки "Теория государства и права"

Как уже отмечалось, в историческом плане впервые о мусульманском праве в России заговорили устами Н. Тор-нау. Он выполнил большую работу, которую назвал "Изложение началъ мусульманского законоведения" и издал ее в Санктъ-Петербурге в 1850 году.

По тому, какие Н. Торнау дает пояснения в предисловии к этой книге, ясно, что до него проблемами мусульманского законоведения в России никто не занимался, а зарубежные источники о мусульманском законоведении, не вызывают у него одобрения. "Государства европейские не могут похвалиться ни одним творением, верно изображающим мусульманское законоучение во всех его частях, даже по одному какому-либо разделу или расколу, а тем не менее таким, которое соединило бы в себе все особенности целого ислама, как в догматическом, так и в практическом законоведении"1.

Юридическую природу мусульманского права Н. Торнау специально не исследовал, но по его высказываниям можно понять, что он придавал юридическое значение многим положениям мусульманского права. Так, по мнению Н. Торнау, Мухаммед осуществил "тесное соединение законов гражданских с духовными, взаимную зависимость между теми и другими и сосредоточение в одних руках духовной и светской власти"1. В другом месте он пишет: "Коран заклю-чает в себе законы духовные, гражданские и уголовные5 .

В то же время Н. Торнау считал, что мусульманское право распространяется только на мусульман и для отправления дел по правилам мусульманского права существуют шариатские суды. Исследуя мусульманское право на примере жизни мусульман Закавказского края, он пишет, что источники, по которым он рассуждает о мусульманском праве, "... были проверены на месте по судебным делам мусульман, как, собственно, в их судах, так и в русских судебных местах. В сомнительных случаях, - пишет он, - я получал объяснения от сведущих в этом деле лиц, которые указывали мне на примеры в мусульманских провинциях Закавказского края"3.

Мусульманское право и другие правовые системы

Природа мусульманского права может быть правильно понята лишь в том случае, если мы на шариат будем смотреть с позиций общего мирового правового развития, с учетом тех закономерностей, которые только и могут характеризовать эволюцию регулирующих в общественной жизни правил поведения людей. Как в историческом прошлом, так и в настоящее время мусульманское право, хотя и отличалось от других религиозных правил поведения, и, в большей мере, было похожим на юридическое право, но, все равно, и мусульманский мир развивается, подчиняясь общим закономерностям развития человеческого общества, и правила поведения людей и здесь, в основном, развиваются так же, как и в других странах мира.

Как принято считать в "Теории государства и права", общественная жизнь, в какой бы стране она не протекала, в целом в настоящее время регламентируется разными видами социальных норм1. По нашему мнению, их можно сгруппировать следующим образом: обычаи (обычное право); нормы нравственности (моральное право); нормы, создаваемые различными корпоративными организациями, куда входят профсоюзы, акционерные общества, кооперативы, а также и религиозные организации (корпоративное право); нормы, создаваемые органами государственной власти, куда входят законы и иные нормативные правовые акты (юридическое право); нормы, создаваемые международными организациями (международное право). Других правил поведения, не входящих в эти группы социальных норм, по нашему мнению, просто нет.

Эти пять групп социальных регуляторов можно назвать и соответствующими правовыми системами: обычное или традиционное право, моральное право, корпоративное право, юридическое право, международное право. Несколько иную группировку правовых систем можно найти в юридической литературе1. Однако главная наша задача заключается не в поисках чистоты классификации правовых систем прошлого и современности, а в нахождении места мусульманскому праву в общечеловеческих правовых системах. Причем, каждую группу правовых систем можно, в свою очередь, классифицировать на более мелкие группы. Так, юридическая правовая система может быть классифицирована на романо-германскую и англосаксонскую правовые семьи. Корпоративная правовая система соответственно - на профсоюзное, молодежное, каноническое и т.д. В свою очередь, каноническая правовая система (религиозное право) может быть подразделена на такие виды, как: христианское, религиозное, буддистское, мусульманское и т.д.

Если подойти с позиций такой классификации социальных норм и их разновидностей, то религиозные нормы, содержащиеся в Библии, Коране, Ветхом Завете и т.д., - это разновидности корпоративных норм. В принципе, религиозные нормы можно, видимо, выделить и в особую группу социальных норм. Главное, что мы хотим здесь сказать, заключается в том, что религиозные нормы довольно четко отличаются от юридических правил поведения и смешивать их вряд ли следует. С этих позиций вряд ли правомерно отнесение мусульманского права к разряду юридических правил поведения. Ведь, история знает очень много ментальностей и в области формирования правовых систем. Каких только правил поведения народы не знают, какие только регуляторы в общественной жизни народами не используются. Так, например, очень забавными, с сегодняшних позиций, являются существовавшие в древности правила возбуждения судебного дела против камня, других неодушевленных предметов, которыми был убит человек.

Или еще. В древности существовали особые процессуальные нормы рассмотрения споров. Так, у некоторых австралийских кочевых групп средством разрешения споров являлись поединки, проводившиеся под контролем старших. Стороны сражались с большой яростью, но только до первой крови, после чего ранее существовавший конфликт считался оконченным. У гренландских эскимосов до сих пор существует обычай, в соответствии с которым две спорящие стороны в присутствии свидетелей используют форму песенного диалога для разрешения возникшего между ними спора. Эти песенные поединки могут длиться годами, причем эта форма судебного разбирательства используется и при рассмотрении таких преступлений как убийство. Судом является суд общественного мнения.

Архаическое право знает много других таких анимистических представлений древних о правовом регулировании общественных отношений1.

Само религиозное право возникает позже разных архаичных форм регулирования общественных отношений, а во многих случаях - взамен им. С современных позиций некоторые религиозные формы регулирования общественных отношений превращаются в архаическое право. По нашему мнению, мусульманское право и есть архаическое право арабов. У арабов Арабского Халифата мусульманское право заменило даже их обычаи. Хотя мусульманское право признает обычаи, но это уже относится к обычаям других народов, завоеванных арабами, и принявших ислам. Поэтому для арабов мусульманское право является архаическим и по этой причине.

Мусульманское право, в отличие от многих других разновидностей религиозного права, по общему признанию, охватывает значительно широкий круг отношений, включая и политические, экономические, семейные отношения. Отсюда сложилось представление об универсальности мусульманского права по сравнению с другими правовыми системами.

Даже сегодня многие исследователи природы ислама, вслед за богословами, продолжают подчеркивать его универсальность, то есть шариат для мусульманина преподносится как всеобщий регулятор его жизни и деятельности. Так, основатель современной Исламской Республики Иран Имам Хо-мейни в своем завещании, оставленном потомкам, пишет: "Ислам и исламское правление связаны с учением, которое имеет отношение ко всем сферам жизни - частной, общественной, материальной, духовной, культурной, политической, военной, экономической. В нем находят отражение все моменты, даже самые незначительные, касающиеся человека и общества, материального и духовного прогресса. Оно предупреждает человека и общество о трудностях и указывает путь к их устранению".

Мусульманское право и система религиозных правил поведения

Религия, по определению Л.С. Васильева, является автономной системой, с общими закономерностями связи с другими цивилизациями . Опираясь на труды таких выдающихся обществоведов, как немецкий социолог М. Вебер и английский историк А. Тойнби, Л.С. Васильев проделал значительную работу по идентификации религии вообще, религий Востока, в частности. Много места в его исследованиях отводится исламу.

По Л.С. Васильеву религия имеет свои основные функции, параметры влияния на общество. Несмотря на различия разных религий, все они вместе образуют одно общее понятие "религия", и религия идентифицируется в свою автономную систему по сравнению с другими институтами общества. Во взаимоотношениях с обществом все религии похожи друг на друга, они претендуют на универсальность своих правил, на подчинение им государственной власти, пытаются направить ее служению делам религий, В то же время, поскольку религий в мире сегодня много, ни одна из них не может и не должна претендовать на исключительность, на роль единственно верного учения.

Сказанное в полной мере (а, возможно, в большей мере) относится к исламу.

Представители исламского фундаментализма порою любят философствовать об исторической миссии ислама. Однако они при этом забывают о том, что сегодня мир живет в эпоху экуменизма. Чистота мусульманской общины сильно пошатнулась: мусульмане все больше и больше вынуждены жить и трудиться вместе с немусульманами. В этих условиях "началось движение за "широкий экуменизм", приведшее к диалогу между лидерами и учителями всех религий мира. Теологи всех конфессий теперь признают позитивное значение других религий и пытаются отойти от предубеждений прежних времен. В наши дни все глубоко осознают, что поиски человеком Бога, или Высшей реальности, независимо от названия, лежат в основе всех религий"1.

Экуменизм влечет за собой сближение мусульманского права, как свода правил поведения ислама, не с юридическим правом, а с правилами поведения, составляющими суть других религиозных конфессий. Сближается понимание общих основ всех религий - постижение познаний мира и путей его развития через божественные откровения.

Поэтому сегодня мусульманское право, в первую очередь, является объектом сравнительного религиоведения, которое является самостоятельной научной дисциплиной . Ведь в обществоведении наряду с такими понятиями как обычное право, юридическое право уже давно употребляют и понятие "религиозное право"2. Религиозное право существует объективно, и мусульманское право - его разновидность или внутриотраслевое его подразделение. Но какое бы место мусульманское право (шариат), впрочем так же как и еврейское религиозное право (талака), не занимало в системе религиозного права, оно - его подразделение, составная часть. Это означает, что мусульманское право имеет больше общего с другими религиозными правовыми системами, нежели с юридическими правовыми системами. У мусульманского и других религиозных правовых систем много общего, они сходятся в единую религиозную правовую систему по основным, характеризующим религию, признакам.

Так, известно, что в настоящее время три монотеистические религии - иудаизм, христианство и ислам - называют ав-раамическими потому, что у всех трех религий Авраам почитается их последователями как "отец верующих". У всех трех религий есть очень схожие между собой по содержанию священные книги Библия, Коран, Тора. В соответствии с этими книгами у всех трех религий почти одни и те же пророки, единый вероустав, то есть десять заповедей - основа для всех этих религий. Очень много общего и в отправлении обрядов. Например, как у иудаизма, так и у ислама с небольшими отклонениями существуют такие общие обряды, как омовение и очищение, суннаит (обрезание), посты, странствия, обращение к кебля во время молитвы, объявление одного дня нерабочим (у мусульман - пятница, а у евреев - суббота) и т.д.

То, что Мухаммад всю догматику мусульманской религии откровенно заимствовал из Библии, заметно не только в результате сравнения многих положений Корана и Сунны с Библией, но и по признанию самих исламистов тех, кто занимается исследованием истоков мусульманского права.

Как видно из книги В.Ф.Пановой и Ю.Б.Бахтина "Жизнь Мухаммеда"1, Мухаммад не только сам дважды был в Иерусалиме, где впервые познакомился с основами иудаиетского учения, но и затем, в период формирования своего мусульманского учения, тесно общался с евреями, хорошо знал их обряды и ритуалы.

Из Библии Мухаммад заимствовал идею Страшного суда, представление о рае, о сатане (шайтане), бесах (джиннах) и многое другое .

Самое же главное сходство этих трех религий - это священность источников веры, которые идут от Бога (Аллаха) и которые не могут быть изменены, отменены земными властями.

Отношение ислама к природе земной власти ничем, по существу, не отличается от представлений, сложившихся по поводу характера взаимоотношений государственной власти с высшими небесными силами в соответствии с другими религиозными учениями. Божественное происхождение земной власти - характерный признак для всех религиозных течений, и в этом отношении ислам не является исключением.

Более того, как свидетельствует история возникновения ислама, основатель мусульманской веры Мухаммад, прежде чем обосновал основы мусульманства, довольно подробно изучал особенности христианства и иудаизма3. При этом он не мог не заметить, что законы еврейского народа по священному учению получены Моисеем прямо от Бога, что Моисей был пророком Бога. Не отрицая священность Моисея и его качества пророка, Мухаммад сам объявляет себя пророком, которому Бог открывал определенные правила, которые затем вошли в священную книгу мусульман- Коран и дополнены Сунной пророка1.

Поступки Мухаммада по поводу создания относительно самостоятельной исламской религии, формирования правил поведения мусульман (шариат), выработка учения о месте и роли власти в обществе, верующем в одного Бога, и много другое очень похожи на аналогичные поступки других, таких же посланников Бога.

Что говорить о Мухаммаде и его последователях, которые жили в VII веке, если еще и в средние века Фома Аквин-ский (1225-1274) пытался обосновать и убедить уже просвещенную Европу своими утверждениями о том, что "всякая власть от бога". Известно, что, стремясь подвести базу под вмешательство церкви в дела государства и доказать превосходство духовной власти над светской, Фома Аквинский ввел порядок, в соответствии с которым в государственной власти следует различать сущность, форму и использование этой власти. Сущность государственной власти, по учению Фомы Ак-винского, - это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения, что такой порядок заведен богом. По своей исконной сути государственная власть и власть вообще есть установление Божественное, и она (власть) - неизменно добро, всегда нечто хорошее, благое.