Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Синкретизм правовой культуры современной России: теоретико-методологическое и историко-прикладное исследование Галиев Фарит Хатипович

Синкретизм правовой культуры современной России: теоретико-методологическое и историко-прикладное исследование
<
Синкретизм правовой культуры современной России: теоретико-методологическое и историко-прикладное исследование Синкретизм правовой культуры современной России: теоретико-методологическое и историко-прикладное исследование Синкретизм правовой культуры современной России: теоретико-методологическое и историко-прикладное исследование Синкретизм правовой культуры современной России: теоретико-методологическое и историко-прикладное исследование Синкретизм правовой культуры современной России: теоретико-методологическое и историко-прикладное исследование Синкретизм правовой культуры современной России: теоретико-методологическое и историко-прикладное исследование Синкретизм правовой культуры современной России: теоретико-методологическое и историко-прикладное исследование Синкретизм правовой культуры современной России: теоретико-методологическое и историко-прикладное исследование Синкретизм правовой культуры современной России: теоретико-методологическое и историко-прикладное исследование Синкретизм правовой культуры современной России: теоретико-методологическое и историко-прикладное исследование Синкретизм правовой культуры современной России: теоретико-методологическое и историко-прикладное исследование Синкретизм правовой культуры современной России: теоретико-методологическое и историко-прикладное исследование Синкретизм правовой культуры современной России: теоретико-методологическое и историко-прикладное исследование Синкретизм правовой культуры современной России: теоретико-методологическое и историко-прикладное исследование Синкретизм правовой культуры современной России: теоретико-методологическое и историко-прикладное исследование
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Галиев Фарит Хатипович. Синкретизм правовой культуры современной России: теоретико-методологическое и историко-прикладное исследование: диссертация ... доктора юридических наук: 12.00.01 / Галиев Фарит Хатипович;[Место защиты: оссийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации].- Москва, 2014.- 523 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Теоретико-методологические основы исследования сущности и условий формирования синкретизма правовой культуры

1. Эволюция и общая характеристика современного состояния правовой культуры 20

2. Понятие и объективные условия становления синкретизма правовой культуры 38

3. Сущность синкретизма правовой культуры 69

4. Исторические особенности становления синкретизма правовой культуры 89

ГЛАВА II Трансформация синкретизма правовой культуры в процессе эволюции российской государственности

1. Синкретизм правовой культуры и общечеловеческие ценности 118

2. Синкретизм правовой культуры и осознанная жизнедеятельность 143

3. Проблемы синкретизма правовой культуры в современном обществе 156

ГЛАВА III Синкретизм правовой культуры в механизме правового воздействия на общественные отношения

1. Общая характеристика воздействия синкретизма правовой культуры на общественные отношения 189

2. Синкретизм правовой культуры и общественное мнение 206

3. Синкретизм правовой культуры как фактор оптимизации нормативного регулирования 224

ГЛАВА IV Особенности взаимодействия синкретизма правовой культуры и правосознания

1. Взаимообусловленность правовой культуры и правосознания 238

2. Факторы развития правосознания в традиционной

культуре населения 255

3. Синкретизм правовой культуры и правовая жизнь 3 03

ГЛАВАV Теоретико-прикладные аспекты развития синкретизма правовой культуры

1. Синкретизм правовой культуры в структуре общественной жизни субъекта Российской Федерации 325

2. Синкретизм правовой культуры и проблемы формирования гражданского общества 338

3. Синкретизм правовой культуры в контексте становления правового государства 379

Заключение 429

Список использованных источников и научной литературы 450

Приложения 490

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. В условиях глобальных научно-технических достижений рубежа тысячелетий, который характеризуется как переходный этап к новой цивилизации, общественные отношения становятся разнообразными и сложными, особое значение приобретает готовность людей воспринимать установки социальных регуляторов, способствующие выбору правомерных моделей поведения. При этом право было и остается востребованной и государством, и обществом регулятивной системой. В силу этого правосознание и правовая культура в современной науке преимущественно воспринимаются как придаток позитивного права. Правовая культура, особенно в обществах переходного характера, должна предшествовать и способствовать формированию позитивного права. Большое значение при этом приобретает учет в позитивном праве многообразия мотивов поведения людей. Как показывают социологические исследования и мировая практика, во множестве случаев взаимоотношения людей регулируются не только нормами права. При этом способы решения проблем обычно не противоречат требованиям законодательства, хотя многие из участников этих отношений не знают о содержании юридических требований, если и предполагают их наличие. Потому что «образ жизни людей определяют разные традиции, обычаи, модели поведения. Поэтому безусловной ценностью для нас являются интеграторы, мощные скрепляющие факторы – русский язык, русская культура, Русская православная церковь и другие традиционные российские религии. И, конечно, многовековой опыт совместного исторического творчества разных народов в одном, едином Российском государстве»1.

Правоотношения основываются на нормах юридического права,
участники которых обладают субъективными правами и несут юридические
обязанности, и должны знать их. Но редко какому обществу удается добиться
такого состояния правовой грамотности, когда люди хорошо знают
требования действующего законодательства и подчиняются этим

требованиям, однако люди выбирают правомерную форму поведения,
подчиняются правовым требованиям. Обратное утверждение не

соответствовало бы реальности, потому что в обществе всегда больше людей

1 Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсант. 2012. 6 февраля.

с правомерным поведением. Это доказывает наличие системы ценностей и
мотиваций, способствующей оптимальному режиму общественных

отношений. Исследование данного явления обусловливается понятием
«синкретизм правовой культуры». Правовые ценности складываются не
только на основе юридических норм. Право как понятие шире правил
поведения, содержащихся в законах, и не всегда соответствует по
содержанию и сущности требованиям закона. Правовая культура не только
то, что формируется под влиянием норм права. Правила поведения,
закрепленные в законодательстве, функционируют при полном

соприкосновении с другими социальными нормами (мораль, религия, традиции, этика и т.д.). В то же время проблема их общности, которая может образовать единство, до сих пор остается неисследованной. Характер взаимоотношений различных систем регулирования, имеющих свои особенности, очень сложен. Но все вместе они образуют еще более значительную ценность, которая охватывается понятием «синкретизм правовой культуры», заслуживает внимание исследователей и нуждается в тщательном анализе и изучении.

Функциональная зависимость современной правовой культуры как

соционормативного явления от общего состояния других составляющих культуры (моральной, религиозной, этической и т.д.) является реально существующим фактом. Без учета этого трудно выработать позитивное отношение в обществе к праву, юридическим нормам и законам, современным принципам и требованиям права, выявить основные причины явлений, противоречащих общепринятым представлениям, и способы борьбы с ними (правовой нигилизм, коррупция, преступность, межнациональные конфликты и т.д.). Этим определяется необходимость рассмотрения понятия «правовая культура» в диалектическом единстве с другими составляющими культуры, оказывающими воздействие на сознание и поведение людей.

Правовая культура взаимообусловлена всеми системами социальных
норм функционирующих в современном обществе. Игнорирование этого
приводит к тому, что санкционированные государством нормы поведения не
всегда совпадают с реальными представлениями людей о законном и
справедливом. В то же время, современная «государственная политика
ориентируется на исторически сложившиеся нормы морали и

общепризнанные нравственные ценности многонационального народа

России, направленные на обеспечение правомерного и добропорядочного
поведения граждан. Формирование позитивного правового сознания
обеспечивается, в том числе, путём принятия системных мер по
противодействию любым формам национального и религиозного

экстремизма либо поведения, посягающего на общественную нравственность и правопорядок, гражданский мир и национальное согласие»2. Синкретизм правовой культуры является основой обеспечения взаимообусловленности законности, справедливости и нравственности в общественных отношениях. «Доверие между людьми складывается только тогда, когда общество скреплено общими ценностями и люди не утратили способность к вере, честность, чувство справедливости. А уважение к закону возникает только тогда, когда он один для всех, всеми соблюдается и в основе его – правда»3.

Правовая культура предполагает наличие позитивного понимания, восприятия, оценки и отношения к государственно-правовым явлениям в целом, а в частности, к закону, правовым нормам и принципам, что обеспечивается в современных условиях синкретизмом правовой культуры. «Мы знаем, что в мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира», - говорится в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию4.

Необходимость исследования синкретизма правовой культуры

становится еще более актуальной в связи с усложнением общественных
отношений, увеличением социального и этнокультурного напряжения,
расширением глобализационных и миграционных процессов, усилением
вызовов и угроз социальной безопасности, которые диктуют объективную
потребность учета всего комплекса социальных регуляторов,

совершенствования правотворчества, правоприменения и правового

регулирования, что должно способствовать новому состоянию правовой

2 Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности правосознания граждан
4 мая 2011 года http: //

3 Путин В.В. Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить // Известия. 2012. 16
января.

4 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года // www.
kremlin.ru

культуры. «Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен, прежде всего, быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности»5. Злободневность темы настоящей работы заключается в том, чтобы проследить развитие правовой культуры с учетом ее синкретизма и на основе понятия «синкретизм правовой культуры» выйти как на проблемы правопонимания, так и на осмысление перспективных проблем развития права, правосознания, совершенствования правовой культуры и правовой политики, что должно способствовать позитивной динамике правовой культуры современной России, оптимизации современных общественных отношений, дальнейшему совершенствованию гражданского общества и правого государства.

Степень научной разработанности темы. Особенность исследуемой проблемы заключается в том, что право и правовая культура представляют интерес для целого ряда наук, что предполагает привлечение большого объема работ исследователей, прямо или косвенно затрагивающих тему диссертационного исследования.

Использование широкого спектра научных работ, связанных с
культурологией, философией, политологией, социологией связано с
комплексным характером темы диссертационного исследования. Многие
аспекты исследуемой темы рассматривались в работах отечественных
исследователей фундаментальных основ государственно-правовых и
социокультурных процессов. В начале ХХ века философскому осмыслению
проблем права, правосознания, связи правовых явлений с конкретно-
исторической ситуацией, сложившейся в России, большое внимание уделили
Н.А. Бердяев, Н.Я. Данилевский, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин,

Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, Вл.С. Соловьев, П.А. Сорокин, Е.Н. Трубецкой, Б.Н. Чичерин и др.

Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012. 23 января.

Исследованию теоретических проблем правопонимания,

государственно-правового развития общества, становления и

совершенствования гражданского общества и правового государства,
особенностей функционирования механизма правового воздействия на

сознание и поведение людей, соционормативного регулирования

общественных отношений, специфики правосознания и правовой культуры посвятили свои работы С.С. Алексеев, В.Г. Афанасьев, А.М. Васильев, А.Н. Бабенко, П.П. Баранов, А.Б. Венгеров, Н.Л. Гранат, В.Г. Графский, В.Н. Карташов, Т.В. Кашанина, Д.А. Керимов, А.Д. Керимов, И.В. Ковалева, C.А. Комаров, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лазарев, О.Э. Лейст, Е.А. Лукашева, В.П. Малахов, А.В. Малько, Г.В. Мальцев, О.В. Мартышин, М.Н. Марченко, Л.С. Мамут, Н.И. Матузов, А.С. Мордовец, Л.А. Морозова, Г.И. Муромцев, М.В. Немытина, В.С. Нерсесянц, В.Д. Перевалов, Л.А. Петручак, Н.И. Полищук, Т.Н. Радько, А.Р. Ратинов, Ф.М. Раянов, В.М. Розин, В.П. Сальников, В.К. Самигуллин, А.П. Семитко, М.Б. Смоленский, В.М. Сырых, Н.Н. Тарасов, А.Г. Хабибуллин, В.И. Червонюк, И.Л. Честнов, В.Е. Чиркин и др.

Большое внимание к теоретическим и историческим проблемам,

связанным с социокультурной динамикой России, философским основанием
культурологии, спецификой становления государства, права, формированием
и функционированием правовой культуры уделяется в трудах

В.П. Алексеева, С.А. Арутюнова, А.С. Ахиезера, Е.Г. Бессонова, А.С. Бондарева, Г.Д. Гачева, Л.Н. Гумилева, П.С. Гуревича, И.А. Василенко, В.И. Добренькова, О.П. Дубягиной, В.К. Егорова, Т.И. Заславской, В.В. Ильина, И.Д. Левина, Л.В. Лескова, Д.С. Лихачева, С.Г. Киселева, Н.В. Клягина, И.В. Кондакова, В.В. Ильина, Л.Е. Кертмана, А.П. Паршева, А.И. Першица, А.В. Савка, Л.И. Семенниковой, В.М. Соколова, В.В. Сорокина, В.П. Спивака, Е.С. Строева, М.Б. Туровского, М.М. Утяшева, А.Н. Чумакова, И.И. Царькова и др.

Вопросы, связанные с социокультурологическими проблемами,

правом, правосознанием, правовой культурой, воздействием права и других

социальных норм сознание и поведение людей, исследуются в трудах таких

зарубежных ученых, как Ф. Бродель, Р. Давид, Т.Р. Гарр, Г. Гегель, И. Кант,

А. Кребер, Р. Леже, Д. Ллойд, Л. Люкс, Б. Малиновский, А. Мальро,

Н. Макиавелли, М. Монтень, Ш.Л. Монтескье, Т. Парсонс, Д. Рол,

Э.Б. Тайлор, Э. Тоффлер, А. Тойнби, Л. Уайт, Д.Д. Фрэзер, Э. Фромм,

Ф. Фукуяма, Ю. Хабермас, С. Хантингтон, Р. Харрис, О. Шпенглер,

К. Ясперс и др.

Объектом исследования выступают общественные отношения, регулируемые правом и другими действующими в обществе социальными нормами различного характера, которые являются основой формирования и функционирования синкретизма правовой культуры в условиях становления гражданского общества и совершенствования правового государства.

Предмет исследования - нормы российского права, составляющие

основу правовой культуры современного общества и в совокупности с
другими социальными нормами воздействующие на сознание и поведение
людей, а также объективные условия и закономерности формирования,
особенности функционирования и развития синкретизма правовой культуры
общества, который выполняет качественно отличающуюся функцию
воздействия на общественные отношения, сознание и поведение людей по
сравнению с результатами воздействия норм, закрепленных в

законодательстве.

Цель диссертационной работы заключается в разработке теоретико-
правовой концепции синкретизма правовой культуры, что предполагает
специфическое воздействие на сознание и поведение людей всей
совокупности функционирующих в обществе социальных норм во главе с
правовой нормой, их взаимосвязанность, взаимообусловленность,

взаимозависимость и взаимодействие.

Достижение поставленной цели осуществляется в ходе решения следующего комплекса задач, отражающих логическую последовательность исследования:

- провести теоретико-правовой анализ эволюции и современного состояния правовой культуры, обосновать необходимость исследования проблем, связанных со спецификой формирования и функционирования правовой культуры в обществе;

- сформулировать авторское определение понятия и обосновать
специфические особенности синкретизма правовой культуры как новой
категории юридической науки;

исследовать и дать характеристику сущности и объективных условий становления синкретизма правовой культуры;

раскрыть особенности воздействия синкретизма правовой культуры на общественные отношения с учетом его сущностно-содержательной характеристики;

- выявить исторические особенности формирования синкретизма
правовой культуры;

- определить и проанализировать специфические особенности
соотношения синкретизма правовой культуры и общечеловеческих
ценностей в процессе осознанной жизнедеятельности;

- выявить и сформулировать основные проблемы синкретизма правовой
культуры в современном обществе;

- определить роль и значение синкретизма правовой культуры в
механизме правового воздействия на общественные отношения;

- на основе данных проведенных с участием диссертанта
социологических исследований выявить особенности отражения
современным общественным мнением проблем синкретизма правовой
культуры;

- определить особенности воздействия синкретизма правовой культуры
на процесс оптимизации нормативного регулирования общественных
отношений;

- выявить специфику взаимовлияния и взаимодействия правосознания и правовой культуры в процессе формирования и дальнейшего развития синкретизма правовой культуры;

дать содержательную характеристику соотношения понятий «правовая культура» и «правовая жизнь» с точки зрения синкретизма правовой культуры;

на основе изучения данных социологических исследований обобщить основные проблемы развития синкретизма правовой культуры;

- определить роль и значение синкретизма правовой культуры в
структуре общественной жизни;

- обозначить основные направления дальнейшего развития синкретизма правовой культуры и его воздействия на общественные отношения в условиях формирования и совершенствования гражданского общества, становления и развития правового государства.

Теоретическая основа исследования. При подготовке

диссертационной работы автор опирался на труды отечественных

специалистов по теории государства и права, проблемам правового

регулирования, правового воздействия на общественные отношения,

правовой культуры и правового развития общества (С.С. Алексеев,

Н.Н. Арзамаскин, М.И. Байтин, И.Н. Барциц, С.В. Бошно, А.В. Васильев,

Г.А. Гаджиев, М.Л. Давыдова, Е.Ю. Догадайло, А.М. Дроздова, Б.П. Елисеев,

В.В. Еремян, И.А. Исаев, В.Б. Исаков, В.Н. Карташов, Д.А, Керимов,

А.Д. Керимов, С.А. Комаров, А.И. Ковлер, В.Н. Кудрявцев, И.Н. Куксин,

М.Р. Кулиев, В.В. Лазарев, И.В. Левакин, Е.А. Лукашева, А.В. Малько,

Г.В. Мальцев, М.Н. Марченко, Т.Д. Матвеева, Н.И. Матузов, А.В. Мицкевич,

А.С. Мордовец, Л.А. Морозова, В.С. Нерсесянц, М.В. Немытина, С.И. Носов,

А.С. Пиголкин, Т.Н. Радько, З.Д. Станкевич, В.М. Сырых, А.С. Тагиев,

А.А. Тилле, Ю.А. Тихомиров, Н.А. Фролова, В.Е. Чиркин, О.И. Цыбулевская,

Т.М. Шамба, А.И. Экимов, Л.С. Явич и другие ученые).

Методологической основой диссертационного исследования

является система научно-теоретических методов, определяющая основные
требования к современным научным теориям, а также к сущности, структуре
и сфере применения различных методов познания. В ходе исследования
использовался комплекс методов, продиктованных особенностями

синкретизма правовой культуры как феноменального явления в жизни
людей, диалектический метод познания, общенаучный (исторический, метод
системного анализа), частнонаучный (формально-юридический,

сравнительно-правовой, социологический и др.) методы, позволившие получить новые теоретические знания об объекте и предмете исследования. Комплексный характер проблем, лежащих на стыке теории, истории и философии права, культурологии, политологии и философии, предопределил

использование широкого спектра методов, что позволило выявить роль и
значение синкретизма правовой культуры в системе социокультурных
ценностей и соционормативного регулирования. Данный набор

методологических инструментов позволил выявить сущностно-

содержательную характеристику синкретизма правовой культуры в системе общечеловеческих ценностей.

Источниковедческую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, современные международные правовые акты, федеральные конституционные законы, федеральные законы (в том числе кодексы Российской Федерации), законы субъектов Российской Федерации, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства РФ), имеющие отношение к теме диссертационного исследования.

Так же были проанализированы данные, полученные в результате трех

авторских социологических исследований. В первом опросе приняли участие

1192 жителя Республики Башкортостан; во втором – 2300 жителей

нескольких субъектов Российской Федерации: Республики Башкортостан,

Оренбургской, Свердловской и Ульяновской областей; в третьем – 56

экспертов, работающих в качестве специалистов-юристов. (Обработка

данных проводилась с помощью лицензионной компьютерной программы

SPSS 10.0. в Научно-исследовательском центре проблем управления и

государственной службы Башкирской академии государственной службы

и управления при Президенте Республики Башкортостан).

Научная новизна диссертационного исследования определяется

проведенным теоретико-правовым анализом совместного воздействия

современных социальных норм на сознание и поведение людей, результаты

которого позволили выдвинуть и обосновать ряд авторских идей, выводов и

обобщений, в совокупности образующих единую концепцию синкретизма

правовой культуры. Концепция синкретизма правовой культуры,

сформулированная автором на основе комплексного анализа правовой

культуры общества и различных подходов к исследованию современной

правовой культуры с учетом ее синкретизма, позволила обосновать

необходимость учета возможностей синкретизма правовой культуры в

процессе правового воздействия на сознание и поведение людей и

соционормативного регулирования общественных отношений.

Выдвинутая автором концепция синкретизма правовой культуры

предполагает сложный и многогранный характер правовой культуры;

развитие правовой культуры современного общества под влиянием всех

нормативных регуляторов и процессов, происходивших в государстве в

прошлом и развивающихся в современных условиях в России и за его

пределами; наличие прямой и обратной взаимосвязи и взаимозависимости

правосознания и правовой культуры, что отражается на синкретизме

правовой культуры; усиления возможностей воздействия юридических норм

на сознание и поведения людей.

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы, полученные автором и обладающие элементом научной новизны:

1. Обосновано и определено понятие «синкретизм современной правовой
культуры», понимаемой как естественным образом формируемая в ходе
жизнедеятельности общества объективная взаимообусловленность,

взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодействие различных социальных норм, в комплексе воздействующих на сознание и поведение людей и способствующие оптимизации общественных отношений в соответствии с представлениями о добре и справедливости.

2. Установлено, что в современном мире сложно найти юридическую норму, которая бы противоречила требованиям иных нормативных регуляторов общественных отношений, функционирующих в обществе в виде норм морали, религии, этики и т.д. Это объективно связано с синкретизмом правовой культуры, который означает взаимозависимость требований всего комплекса действующих в современном обществе социальных норм в процессе их воздействия на сознание и поведение людей. Этим обусловлена потребность в использовании феномена «синкретизм правовой культуры» в теории государства и права.

3. Определено положение о том, что синкретизм современной правовой
культуры - это естественный результат государственно-правового и духовно-
нравственного развития общества, который формируется на протяжении
длительного отрезка времени в информационном пространстве и правовом
поле государства и зависит от цивилизационного развития общества.
Трансформируясь в соответствии со спецификой развития общества,
обусловленной политическими, экономическими, социальными условиями,
синкретизм правовой культуры изменяется, и эти изменения связаны с
потребностями очередного этапа в исторической динамике общества.

4. Установлена функциональная зависимость правовой культуры от
общего состояния других компонентов культуры, что объясняется
спецификой синкретизма в правовой культуре. Правовая культура может
успешно функционировать только в обществе, в котором признаются и
воплощаются в жизнь права и свободы человека, нормы морали, религии,
этики, традиции и обычаи, способствующие гармоничному осуществлению
субъективных прав и юридических обязанностей.

5. Дано научное обоснование категориального значения синкретизма
правовой культуры как понятия теории государства и права. Оно
представляется более объемным по сравнению с понятием «правовая
культура», которое предполагает, в основном, позитивное восприятие,
оценку и отношение к праву, юридическим нормам, правовым принципам,
закону и т.д. Синкретизм правовой культуры как категория теории
государства и права должен обеспечить возможность оценки норм
позитивного права с точки зрения согласованности их требований с нормами
других, сложившихся в результате исторической динамики общества и
функционирующих в современном обществе соционормативных

регуляторов. Это приобретает особую актуальность в условиях

демократизации и модернизации общественно-политической жизни,

формирования правового государства и становления гражданского общества в Российской Федерации.

6. Доказана необходимость учета в анализе, характеристике и описании правовой культуры современного общества наряду с особенностями юридических норм и специфики требований и других соционормативных регуляторов, поскольку правовая культура, как и вообще культура,

охватывает всю систему позитивистских и духовно-нравственных моментов в жизнедеятельности человека и правовой жизни общества, как выработанных в ходе исторического развития общества, так и установленных государством в процессе правотворчества в целях достижения в обществе взаимоприемлемых решений проблемных и конфликтных ситуаций.

7. Предложен подход, позволяющий определить основные причины не
желаемых обществом негативных явлений в жизни людей, противоречащих
требованиям нормы юридического права и других социальных норм.
Исследование этих причин позволило сделать вывод о недостаточном учете в
процессе законотворчества установок современных соционормативных
регуляторов духовно-нравственного содержания. На основе
социологического исследования определено, что общественное мнение
категорично в отношении проявлений правового нигилизма и других
негативных явлений. Результаты социологического анализа доказывают, что
поведение человека, который игнорируют требования действующего
законодательства, осуждают 41,3% участников опроса.

8. Выявлены характерные особенности синкретизма современной
правовой культуры, отражающие взаимную зависимость правовой культуры
и правового сознания. В прямой зависимости от сформировавшихся в
обществе политических и социально-экономических условий, правовая
культура, с одной стороны, может стать специфической основой
правосознания, с другой стороны, может выступать в качестве
реализованного правосознания. Схематично это может быть отражено
следующим образом: а) право - правовая культура – правосознание; б)
правосознание - правовая культура - право. Последний вариант встречается в
периоды глобальных преобразований в государстве, а также модернизации
общественной жизни. В том и другом случае взаимозависимость правовой
культуры и правового сознания опосредуется юридическими нормами и
требованиями других социальных регуляторов.

9. Установлено, что в синкретизме современной правовой культуры
отражаются основные тенденции государственно-правового и духовно-
нравственного развития общества, особенности трансформационных и
модернизационных процессов в общественно-политической жизни. Значение
синкретизма современной правовой культуры заключается в увеличении

правовых способов и методов решения сложных и спорных правовых ситуаций, в усилении роли и авторитета права, в обеспечении оптимальных общественных отношений путем культивирования правомерных форм поведения субъектов права, признанных общечеловеческих ценностей в правовую жизнь российского общества.

10. Выявлены и определены новые черты позитивного права. Они могут
быть использованы при выработке научного определения понятия право. В
частности, нормы, содержащиеся в законодательстве, не должны
противоречить другим социальным нормам, исторически доказавшим свою
необходимость и состоятельность. Поэтому отечественная юридическая
наука должна разрабатывать положения об иерархии социальных норм при
возникновении между ними противоречивости и несоответствия.

11. Установлено, что основным критерием разграничения понятий
«юридическая культура» и «правовая культура» служит их сущностно-
содержательная характеристика. Это связано с тем, что юридическая
культура возникает вместе с государством, поэтому она непосредственно
связана с правотворческим процессом, юридической техникой, применением
права, правоохранительной деятельностью, означает не только уважительное
отношение к позитивному праву, закону, юридическим нормам,
установленным законодательством, обеспеченных принудительной силой
государства и функционирующих в виде нормативно-правовых и иных актов,
но и знание их содержания и соответствия их установкам. В отличие от
юридической культуры, правовая культура начинает складываться еще до
появления законодательства, существует в сознании человека, в его
представлениях о должном и обязательном, традициях, обычаях, в
установках моральных, религиозных и иных социальных норм, традициях и
обычаях – в ней с самого начала развивается синкретизм. Особенности
такого разделения становятся особо значимыми, во-первых, при
исследовании специфики механизма воздействия имеющегося в обществе
комплекса соционормативных регуляторов на общественные отношения,
сознание и поведение субъектов права, во-вторых, при анализе особенностей
взаимодействия социальных норм и применении понятия «синкретизм
современной правовой культуры» в теории государства и права.

12. Правовое государство – это правовая форма организации

политической власти в гражданском обществе, функционирующем на основе
современных правовых принципов. Под воздействием закономерностей
социально-экономического и государственно-правового развития страны в
гражданском обществе складываются специфические условия для

функционирования синкретизма современной правовой культуры. Это
происходит за счет характерных особенностей деятельности гражданского
общества, где налаживаются гармоничные, толерантные, добровольно-

добросовестные отношения между субъектами права не только на основе нормы права, но и требований норм морали, религии, этики, традиций и т.д.

13. Основной причиной преобладания в обществе людей с правомерным
и законопослушным поведением служит то, что позитивное и решающее
воздействие на сознание и поведение субъектов права способны оказывать
социальные нормы, которые с древнейших времен функционируют в
обществе. 72,4% респондентов считает, что на общий уровень правовой
культуры влияет знание традиций и обычаев. Поэтому современный
законодатель в процессе правотворчества должен учитывать правила
поведения, которые не только отвечают интересам широких слоев населения,
но и соответствуют духовно-нравственным представлениям людей и
опираются на синкретизм современной правовой культуры.

  1. В результате социологических исследований установлено, что в обществе полноправно действуют лишь те социальные нормы, которые выработаны за все время цивилизованного существования человеческого общества и соответствуют нравственным представлениям людей о законности и правомерности. В этом выражается основная сущность и позитивное влияние синкретизма современной правовой культуры на сознание и поведение людей, на дальнейшее государственно-правовое развитие российского общества, динамику правовой культуры.

  2. Выявлено и обосновано положение о том, что огромный спектр социокультурных своеобразий, моральные, религиозные, этические нормы, традиции и обычаи, обрядовая и ритуальная культура будут оказывать прямое или косвенное влияние на правовую культуру и в обозримом будущем, способствуя усилению и активизации юридической составляющей

в правовой культуре. Поэтому проблема синкретизма современной правовой культуры надолго остается объектом внимания исследователей, оказывает влияние как на правотворческую и правоприменительную практику, так и на развитие и совершенствование правовой культуры российского общества, на повышение роли права в жизни людей.

Научная и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что установленные в работе положения дополняют науку теория государства и права в части, касающейся технологии и методологии формирования и развития права с учетом полиструктурности общественных отношений, влияющих на него, и вносят существенный вклад в развитие системы знаний о праве и правовой культуре.

Полученные результаты могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности, при анализе особенностей общего состояния, перспектив и тенденций развития правовой культуры России; в разработках современной, наиболее эффективных, отражающих особенности политической, правовой и нравственной культуры граждан нашей страны, направлений развития взаимоотношений общества, государства и права. Это, в свою очередь, может найти отражение и закрепление в законодательных актах Российской Федерации; использоваться при подготовке лекционных курсов, проведении семинарских и практических занятий по общей теории права и государства, истории политических и правовых учений, истории отечественного государства и права, философии и социологии права, политологии и истории России; при подготовке и проведении спецкурсов по проблемам исследования основных тенденций и направлений развития правовой культуры с учетом ее синкретизма. Практическая значимость работы определяется ее направленностью на дальнейшее развитие и совершенствование правовой культуры гражданского общества и правового государства. Материалы диссертации могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности в целях углубленного изучения проблем синкретизма правовой культуры, а также практическими работниками государственных органов.

Степень достоверности и апробация результатов исследования.

Основные теоретические положения и результаты исследования,

практические рекомендации и предложения по совершенствованию правовой

культуры были отражены в трех монографиях, в 82 научных статьях, из них 22 статьи в журналах, рекомендованных ВАК Российской Федерации.

Основные положения и выводы диссертации нашли широкое
применение в учебном процессе Института права ФГБОУ ВПО «Башкирский
государственный университет», ГОУ ВПО «Башкирская академия

государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан», при преподавании «Теории государства и права», «Истории отечественного государства и права», что подтверждают соответствующие акты внедрения.

Результаты исследований докладывались автором и получили положительные отзывы на международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях: «Реализация положений Конституции Российской Федерации в законодательстве (к 10-летию Конституции России)» (Челябинск, 2003), «Теория и практика правопорядка в современных условиях» (Москва, 2009), «Актуальные проблемы права и государства в ХХI веке» (Уфа, 2010), «Модернизация политической и правовой системы России» (Нефтекамск, 2010), «Современное развитие регионов России: политико-трансформационные и культурные аспекты» (Уфа, 2010), «Правовые культуры. Жидковские чтения» (Москва, 2011), на научно-практическом семинаре «Методологические проблемы юридической науки. Право и ценности» (Челябинск, 2012), «Проблемы формирования правового государства в России» (Уфа, 2013), и др.

Структура и объем диссертации обусловлены объектом, предметом, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников и научной литературы, и приложений. Каждый параграф диссертационного исследования завершается формулированием основных выводов и рекомендаций, которые в обобщенном виде представлены в заключении. Общий объем работы соответствует предъявляемым требованиям.

Понятие и объективные условия становления синкретизма правовой культуры

Общественный порядок сам по себе тоже является феноменальным явлением в обществе. В отдельные периоды жизни общества он устанавливается на высшем уровне, но иногда его невозможно добиться никакими усилиями. Например, особо тревожное и напряженное состояние российского общества в январе 1905 года и в феврале 1917 года, всеобщий подъем патриотизма населения Российской империи во время войны 1812 года, стремление народов СССР освободить территорию страны от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны, события 1993 года и т.д.

Несмотря на то, что основой общественного порядка служат, кроме правовых норм, и все другие регуляторы общественных отношений, право остается основным средством установления порядка. Не бывает сабантуя без милиционера, несмотря на то, что сабантуй чисто традиционное явление в нашем обществе, организационно и процессуально регламентируемый традицией и обычаями. При этом взаимосвязанность и взаимодействие социальных норм с правовой нормой оказывается явлением, присущим не только нашей стране. О том, что приверженность традиционным духовным ценностям культуры и религии в современных условиях нельзя игнорировать, поскольку они оказывают огром 19 См.: Демидов А.И. Нетрадиционные методы исследования правовой жизни // Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект / Под ред. ІІ.И. Матузова и А.В. Малько. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2005. С. 107. ное воздействие на реальное осуществление международных стандартов прав человека в различных цивилизационных просторах, пишут авторы работы ОС) «Права человека и процессы глобализации современного мира»" .

Таким образом, в целом, специфика понимания правовой культуры в России, выделяющейся от многих западных стран своей этатичностыо, заключается в том, что правовая культура здесь традиционно понималось как нечто вторичное от государственных проектов, законов и т.д. Такое представление правовой культуры, к сожалению, преобладает и сегодня. Поэтому появляется необходимость рассматривать правовую культуру не только как обособленное и автономное составляющее культуры вообще, основанное на правовой норме, а как явление, взаимосвязанное и взаимодействующее с другими проявлениями культуры, представленными в виде норм морали, религии, этики, традиций и обычаев. Создаваемая, таким образом, общая картина сочетания множества регуляторов общественных отношений на едином информационном и правовом пространстве государства позволяет рассматривать и анализировать их как некую целостность.

Эта целостность оказывает огромное влияние на процесс воздействия права на сознание и поведение людей, регулирования общественных отношений и создания гармоничных взаимоотношений в обществе. Скрепленные общим происхождением, схожей направленностью воздействия на общественные отношения, спецификой параметров функционирования в обществе, идентичностью целей и задач, стоящих перед ними, эти системы социальных норм способствуют достижению общего результата: оптимизации общественных отношений, формированию общественного и правового порядка. При этом эффективность воздействия основной части этих регуляторов обеспечивается силой общественного мнения.

Правовая культура, прежде всего, неразрывно связана с правом как регулятором общественных отношений. Она основана на идеалах правды и опирается на право, как систему общеобязательных правил поведения людей в обществе и государстве. Правовая культура складывается веками, она должна способствовать будущему развитию общества. Но таковым она становится не только под влиянием действующего законодательства. В социально неоднородном обществе существуют и функционируют не только законы, но и другие системы социальных норм, выработанных обществом и способствующих гармонизации и оптимизации жизнедеятельности людей, и каждая из этих систем представляет собой такой же регулятор общественных отношений, как и право. Юридические нормы находятся в постоянном контакте с нормами других регуляторов возникающих, изменяющихся и исчезающих в человеческом обществе общественных отношений, и вместе с ними обеспечивают оптимальный для данного общества режим проживания на территории государства множества людей различного происхождения и верований, опираясь, в отличие от них, и на силу государственного принуждения. В нормальном обществе жизнь не выводит законодательное регулирование за пределы всеобщего регулирования общественных отношений именно посредством функционирующих в обществе социальных норм. Законодательное регулирование усиливает, дополняет эту целостность тем, что оно в большей степени конкретизировано, формализовано и находится в постоянной динамике в зависимости от специфики и темпов развития общественных отношений. Естественно, такое, скрепленное воедино состояние множества регуляторов общественных отношений, предполагает их синкретизм.

Синкретизм правовой культуры и осознанная жизнедеятельность

Синкретизм правовой культуры, как категория науки «Теория государства и права», должен служить инструментом оценки норм позитивного права с точки зрения согласованности их с нормами других, исторически сложившихся социальных регуляторов, что важно в условиях демократизации и модернизации общественной жизни, становления гражданского общества, формирования правового государства в нашей стране, стремления к гражданскому миру и межнациональному согласию.

Жизнь людей окружена специфической аурой, которая складывается веками и совершенствуется в соответствии с каждым новым этапом в развитии человечества, и эту ауру называют культурой. За тысячелетия своего существования человечество создало бесчисленное количество материальных и духовных ценностей, с одной стороны, способствующие облегчению условий жизнедеятельности общества, а с другой стороны, украшающие социальные условия, делая окружающую действительность более привлекательной и приятной для восприятия.

Все это создавалось на протяжении жизни многих поколений, и, так же, как никто не может назвать имя изобретателя колеса, самовара и т.д., мы не можем определить имя конкретного человека - создателя этих феноменальных вещей, без которых невозможно представить жизнь людей. Ибо творцы бесчисленного множества ценностей, без которых жизнь человеческого общества была бы, несомненно, с одной стороны, усложнена, а с другой стороны, неинтересна, безвестно канули в Лету. Люди не стали бы людьми, если б не было культуры. Правда, возможно и обратное утверждение, что если б не было людей, культуры бы не было вообще. Человечество и культура - понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные. «Человечество обречено культуре» - писал Н.А. Бердяев в своей работе «Философия неравенства» .

С какой бы точки зрения не рассматривать, культура представляет собой чрезвычайно многостороннее и сложное явление в жизни людей. Этим обусловливается и наличие огромного количества подходов к определению понятия «культура», и, одновременно, наличие расхождений во взглядах исследователей. Например, Л.А. Асланов утверждает, что одно из самых удачных определений, наиболее полно раскрывающих содержание понятия «культура», было сформулировано социальными психологами М.-А. Робером и Ф. Тильманом: «Культура — это образ жизни, присущий группе. Это система нормальных реакций, которые можно ожидать от любого члена группы в той или иной жизненной ситуации. Культура включает в себя общий способ производства, поведения, самовыражения, систему и иерархию ценностей; она включает ту или иную мораль, те или иные обычаи, тот или иной язык. Она является совокупностью действий, взглядов и мыслей, санкционированных обществом и сложив-шихся в группах» . Кратко говоря, обобщает свои мысли Л.А. Асланов, куль-тура включает в себя неписаные правила человеческого общежития .

В то же время, многие исследователи культуры как феноменального явления приходят к выводу о том, что она охватывает все сферы жизнедеятельности людей и основывается на тех материальных и духовных ценностях, которые человечество выработало за все время своего существования.

Сравнительно недавно в научный оборот вошло понятие «организационная культура», которое означает восприятие той или иной организации ее членами, система всеобщего мнения и ценностей, которые отличают данную организа-цию от остальных . Отдельные авторы отмечают, что в последние несколько десятилетий этим термином стали пользоваться также исследователи организаций и менеджеры, обозначающие им общий климат компании и характерные методы работы с людьми, а также провозглашаемые ею ценности и кредо. В этом контексте управленцы говорят о «надлежащей культуре», «культуре качества», «культуре обслуживания покупателей», имея в виду, что культура связана с определенными ценностями, транслируемыми менеджерами организаций.

При этом предполагается, что существуют лучшие и худшие, сильные и слабые культуры, эффективность работы компании определяется наличием или отсутствием «надлежащей» культуры, а также чем сильнее культура, тем эффективнее организация76.

И.Б. Орлов, например, пишет о «гражданской культуре», «культуре гражданского общества», «культуре граждан» как о «смешанной культуре, в которую входят, во-первых, элементы приходской (приверженность «корням» и отсутствие осведомленности о государстве в целом), во-вторых, подданнической (пассивное отношение человека к политической системе) и, в-третьих, культу-ры участия (ориентированность членов общества на систему в целом) .

В.Н. Иванова пишет о «налоговой культуре» как о составной части понятия «правовая культура», акцентируя внимание на то, что «налоговая культура населения определяется комплексом норм налогового права и системой право 78 отношений, возникающих при их реализации» .

Современность предложила для пользования еще одно понятие - «культура обеспечения жизнедеятельности». Оно означает состояние общественной организации, обеспечивающее определенный уровень безопасности человека в процессе жизнедеятельности. При этом на общественно-государственном уровне развитие культуры безопасности жизнедеятельности, отмечает Ю.Л. Воробьев, должно осуществляться путем формирования системы социальных ценностей и приоритетов, социального сознания в области безопасности жизнедеятельности, развития нормативного правового поля, проведения политики

Синкретизм правовой культуры и общественное мнение

Не вызывает сомнений очевидность и правомерность того, что в рамках национальной, в том числе и российской правовой культуры, не должны отрицаться общечеловеческие ценности, достижения множества иных правовых культур. Но при этом национальная правовая культура должна придавать об-щецивилизационным достижениям социальное значение и ценность, которые обусловлены национальным менталитетом, национальной правовой традицией. Общечеловеческие ценности так же, как и государственно-правовые идеалы иных культур, должны проходить соответствующую оценку через призму традиционных духовных ценностей, свойственных российской правовой культуре. Только в этом случае они приобретают конструктивное значение и гармонично воспринимаются обществом . Своя позиция в вопросе о соотношении национальной и общечеловеческой ценностей была обозначена и руководителями правоохранительных органов. О том, что с точки зрения эффективности в противодействии вызовам и угрозам преступности представляет интерес опыт зарубежных стран, писал министр внутренних дел Российской Федерации Р. Нургалиев. Он обратил внимание на то, что в США, некоторых странах Евросоюза, Канаде, Японии, несмотря на высокий уровень социального и экономического развития, уважение к правам и свободам человека, масштабы преступности весьма велики. Опыт этих стран заслуживает внимания, однако дальнейшее развитие Министерства внутренних дел РФ должно соответствовать потребностям российского общества. В современных условиях поиска оптимальной модели дальнейшего развития общества вопрос о соотношении право вой культуры и общечеловеческих ценностей особо актуализируется. Трансформации в социокультурных институтах бывают сложными, многозначными и трудно предсказуемыми, отмечает Ю.Г. Марченко. По его мнению, часто благонамеренные замыслы могут быть нейтрализованы непредвиденными обстоятельствами, привести к негативным результатам. Органическая взаимозависимость феноменов культуры требует культурологического дискурса и управленческих решений, их духовно-нравственной обоснованности165.

Разумеется, только в приказном порядке добиваться того, чтобы человек в соответствии с нормами права сознательно ограничивал себя от правонаруша-ющих поступков и выбирал правомерную модель поведения, остерегаясь неблагоприятных для себя последствий за неподчинение требованиям действующего законодательства, очень сложно. Тем не менее, опыт прежних поколений показывает, что нигде в народных традициях, религиозных, моральных, этических и иных социальных нормах нет установок на нарушение нормы права, и это определяет их общечеловеческую ценность. Выработанные единым общественным организмом в течение жизни всего человечества регуляторы общественных отношений рассчитаны на единый результат: налаживание оптимальных, гармоничных отношений между конкретными индивидами, между отдельным человеком и обществом, между обществом и государством и т.д.

Поэтому в тех случаях, когда нет естественного сочетания традиционного и современного, этого сочетания необходимо добиваться целенаправленно или же создать условия для этого. На наш взгляд, для достижения этой благой цели хороши все средства, начиная от дошкольного и школьного воспитания детей до организации ликвидации правовой и общекультурной безграмотности всей взрослой части населения страны. М.В. Немытина пишет о необходимости гармонизации частных и публичных интересов, человек, общество и государство должны идти навстречу друг другу. При всем том, что общество развива Марченко Ю.Г. Русская культура в XX веке: трансформация системообразующих оснований: , в основном, за счет «включения» механизмов саморегуляции, государство должно воспринимать общественные установки, ценности166. Есть вещи, которыми нельзя поступиться, есть вещи, ради которых нужно бороться и побеждать, это то, что дорого вам, дорого мне, дорого нам всем, говорится в Послании Федеральному Собранию РФ Президента в 2008 г. То, без чего мы не можем себе представить нашу страну. Наш народ духовно и нравственно богат. Нам есть чем гордиться, есть что любить. Есть что отстаивать и что защищать, есть к чему стремиться167.

На наш взгляд, очевидна целесообразность и необходимость изучения и поддержки оставленных прошлыми поколениями общечеловеческих ценностей, которые способствовали развитию и совершенствованию государства и общества. В переходном времени освоение новых моральных ценностей выходит за рамки переходного периода, закономерно возникает рассинхронизация между правом и моралью, отмечает О.И. Цыбулевская. В России ситуация углубляется еще и тем, что кризис проявляет себя во всех сферах жизни современного общества — экономике, политике, морали, культуре, праве. Она подчеркивает, что демократические преобразования должны иметь прочные нравственные основания. Проблема правового регулирования защиты общественной нравственности современными российскими реалиями включена в комплекс задач, стоящих перед государством, что говорит об объективной необходимости принятия закона о защите нравственности168.

Синкретизм правовой культуры и проблемы формирования гражданского общества

Существует множество примеров самоотверженности, героизма, подвигов, которые совершали люди. Выясняя причины такого поведения человека, можно услышать, что он к этому готовился всю свою жизнь. В то же время никогда и никто из нас к чему-то героическому в своей жизни специально не готовится. Образ Рахметова из романа классика русской литературы не типичен для таких случаев. Тем не менее, в словах о том, что человек готовился к данному подвигу всю свою жизнь, отражается знание им всего того комплекса социальных норм, включая и правовую норму, которая обеспечивается государственным принуждением. Требованиям всех этих социальных норм человек подчиняется даже в экстремальных ситуациях. Иногда в экстремальные условия попадает все общество, государство. Это начинает отражаться в специфике правовой культуры. Такие экстремальные условия сложились в годы Великой Отечественной войны. В условиях подготовки к празднованию 70-летия Победы сложно дать анализ специфике правового поведения советских людей в те годы, многое успело раствориться во времени. Тем не менее, архивные материалы, произведения литературы, военные мемуары, воспоминания и рассказы ветеранов и очевидцев тех событий позволяют выделить некоторые особенности поведения людей в то время.

В первую очередь, необходимо говорить о том, что стержневой идеей, охватившей всех, была идея неминуемой победы над врагом, которой подчинялось все. Становилось понятным: приказы не обсуждаются, а выполняются, и главная задача - выгнать противника за пределы нашего государства и уничтожить, загнав в собственное логово. Все то, что соответствует этому и содействует осуществлению этого - правомерно, если нет, то - преступно. Правовое поведение людей того времени может быть охарактеризовано как правомерное, исходя из нескольких позиций. Во-первых, так было нужно. Во-вторых, так было правильно. В-третьих, так должно было быть. В-четвертых, так поступали все советские люди. В-пятых, кто не поступал так, тот способствовал врагу. Примером служит творчество народного поэта Башкортостана Р. Нигъмати. В годы войны он написал стихотворение «Убей, мой сын, фашиста!».

Призыв убивать кого-либо в нормальных условиях вызвал бы взрыв всеобщего негодования. В условиях войны призыв уничтожить противника воспринимается как само собой разумеющееся дело, естественная и почетная обязанность, гражданский долг, единственно допустимая модель поведения человека, ничуть не задевая принципы общечеловеческого гуманизма. В качестве примера можно сослаться на призыв уничтожить врагов народа в условиях политических процессов 30-х годов, хотя в данном случае сложно дать однозначную характеристику событий. В то же время, даже в жесточайших условиях войны, когда ненависть к врагу не имела пределов, проводилась четкая грань между тем, кто является врагом, а кто - нет. Это яркое проявление синкретизма правовой культуры, с одной стороны, враг есть враг, так как он напал на нас, и его необходимо уничтожить. С другой стороны, немецкие женщины и дети, поэты и писатели, ученые, которые жили в то время, врагами не были, хотя и были немцами, враг воспринимался как фашист.

В произведениях тех лет делается упор на то, что немецкий фашизм и немецкий народ - это два разных понятия. То, что творил фашизм, нельзя было приписывать всему немецкому народу, но всем было понятно, что на нас напали и убивают не какие-то абстрактные враги, а именно враги немецкого происхождения, люди, пришедшие из Германии, немцы, у которых там остались свои дети, жены, старики-родители и т.д. Другими словами, те, кто на нас напал, были выходцами из того же самого немецкого крестьянства и рабочего класса Германии. Там были и представители творческой интеллигенции, врачи и учителя. Но дело в том, что в правовом сознании образ врага утвердился в виде Фрица или Ганца в солдатской шинели, в каске с символикой фашистской армии, который пришел завоевать нашу землю, которого необходимо было истреблять и уничтожать всеми средствами и способами. Средств было много, потому что не впервые россиянам приходилось отстаивать свою независимость. Способов было всего два: это героическая борьба на фронте и самоотверженный труд в тылу во имя Победы над врагом.

На наш взгляд, это редчайший в истории государств и мировых цивилизаций пример сочетания человеческого и нечеловеческого в страшных условиях войны. Общественное сознание восприняло эту специфику создавшейся ситуации. В правовом поведении советских людей относительно немецкого народа в целом, вооруженные представители которого пришли с войной, не было злости, хотя слово немцы в России воспринималось и ассоциировалось с чем-то чужим и ненужным. Немцы это те, которые не Мы. А Мы ни в коем случае не Они" .

Это является доказательством того, что правовое поведение, как реализованное в поступках и действиях людей правовое сознание, непосредственно стыкуется с моральной и этической стороной. Да, убивать нельзя, но врагов убивать - это другое дело. Любовь к своей стране, своему народу и ненависть к врагам - это два составляющих одного целого, которое называется патриотизмом. На правовое поведение людей в те годы оказывали сильное влияние события, связанные с революцией, гражданской войной, коллективизацией, раскулачиванием, борьбой с врагами народа и т.д. Необходимость сражений с врагом, в ходе которых можно было оказаться убитым, связывалось с тем, что советский народ строил совершенно новый тип государства, в котором все должны были быть равны, свободны и счастливы, с чем не мог соглашаться противник. Преодолевая трудности, не обращая внимания на лишения и страдания, советский народ шел к Победе, и это было правомерным. Тоталитаризм и фашизм, как разновидности политико-правового режима обладают уникальными возможностями завлечь людей какой-либо идеей, оперативностью их осуществления. Дело заключается не только в наличии так называемой подсистемы страха, которая вынуждала людей подчиняться закону. Правовое поведение того времени основывалось на других стандартах мышления, моделях поведения, представлениях о добре и справедливости, которые в современных условиях сложно воспринимать однозначно. Даже артисты, исполнявшие роли отрицательных персонажей, зрителями долго воспринимались негативно. Такого единства взглядов в обществе на сложившиеся обстоятельства и ситуацию трудно найти в истории послевоенного времени.

Таким образом, война, с одной стороны, резко изменила обычный ход уже устоявшейся, с мирными традициями и обычаями жизни, рассчитанный на трудовые будни, научные открытия и защиту границ от непрошеных гостей. С другой стороны, война заставила людей соприкоснуться со страшной действительностью: вот он - враг, который пришел для того, чтобы уничтожить нас. Это тот враг, в борьбе с которым все средства хороши, которого обязательно нужно уничтожить, иначе он уничтожит нас. Особенности правового поведения человека на войне, специфика его представлений о допустимом и недопустимом, вопросы справедливого и несправедливого на войне еще не получили своего исследователя. Эта тема была и остается не только одной из интересных по своему содержанию, но и важных по своей значимости. Несмотря на всеобщее желание жить в мире и согласии, научно-технический прогресс и стремление мирового сообщества людей к следующему уровню цивилизованности, военные стычки и столкновения, террористические акты уже на другом, международном уровне, не уходят с политической арены.

Похожие диссертации на Синкретизм правовой культуры современной России: теоретико-методологическое и историко-прикладное исследование