Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние Византийского права на древнерусское и российское законодательство X-XVII вв. (Опыт сравнительного анализа) Чемеринская Вероника Вячеславовна

Влияние Византийского права на древнерусское и российское законодательство X-XVII вв. (Опыт сравнительного анализа)
<
Влияние Византийского права на древнерусское и российское законодательство X-XVII вв. (Опыт сравнительного анализа) Влияние Византийского права на древнерусское и российское законодательство X-XVII вв. (Опыт сравнительного анализа) Влияние Византийского права на древнерусское и российское законодательство X-XVII вв. (Опыт сравнительного анализа) Влияние Византийского права на древнерусское и российское законодательство X-XVII вв. (Опыт сравнительного анализа) Влияние Византийского права на древнерусское и российское законодательство X-XVII вв. (Опыт сравнительного анализа) Влияние Византийского права на древнерусское и российское законодательство X-XVII вв. (Опыт сравнительного анализа) Влияние Византийского права на древнерусское и российское законодательство X-XVII вв. (Опыт сравнительного анализа) Влияние Византийского права на древнерусское и российское законодательство X-XVII вв. (Опыт сравнительного анализа) Влияние Византийского права на древнерусское и российское законодательство X-XVII вв. (Опыт сравнительного анализа)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чемеринская Вероника Вячеславовна. Влияние Византийского права на древнерусское и российское законодательство X-XVII вв. (Опыт сравнительного анализа) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Москва, 2003 186 c. РГБ ОД, 61:04-12/895

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ВИЗАНТИЙСКОЕ ПРАВОВОЕ НАСЛЕДИЕ НА РУСИ В X-XV ВВ 15

1.1. Первые юридические памятники на руси: влияние византийских правовых норм

1.2. «Русская правда» и законодательство византии-проблемы рецепции 26

1.3. Сборники византийского права и их славянские переводы в древних списках или «изводах» наших кормчих. 48

ГЛАВА 2. ВИЗАНТИЙСКОЕ ПРАВО, КАК ИСТОЧНИК СОБОРНОГО УЛОЖЕНИЯ 1649 г. 74

2.1. Рецепции византийского права в уложении: постановка проблемы и историография вопроса 74

22. Уголовные законы уложения 1649 года и византийское законодательство: сравнительный анализ 83

2.3. Влияние византийского права на гражданские законы уложения 1649 года 121

2.4. Византийское право, как источник законов уложения о судопроизводстве и государственных законов 155

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 167

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 176

Введение к работе

І. Актуальность темы исследования

Византийское правовое наследие на Руси - новая исследовательская тема, возникшая на стыке исследований международных политических и культурных связей в Европе с одной стороны и политического и правового развития Руси в периоды раннего и развитого феодализма, с другой. Постановка её связана с современным этапом развития исторической науки, после работ, посвященных раскрытию общественного и государственного строя Древней Руси и её международных связей.1 Изучались источники, возникшие самостоятельно, на местной раннеклассовой основе, как Русская Правда , или на более широкой основе, не отразившие местные древнерусские правовые нормы, как договоры с Византией3, княжеские церковные уставы и уставные грамоты4. Эти исследования позволяют показать уровень развития древнерусского права, его характерные черты сравнительно с правом других народов в средневековье, стоявших как на примерно том же уровне общественного развития, так и менее социально развитых или, наоборот, имевших более глубокие классовые корни.

При ближайшем знакомстве с законодательством Западной Европы у некоторых российских правоведов ХІХ-ХХ вв. сложилось мнение о полной самобытности российского права, об отсутствии какого бы то ни было влияния греко-римского права на отечественное гражданское и процессуальное законодательство.

Вопрос о воздействии римского права на русское допетровское законодательство до сих пор является малоизученным и имеет много спорных

1 Греков Б.Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в. кн. IМ., 1952; Юшков СВ. Общественно-
политический строй и право Киевского государства. М., 1949; Пашуто B.T. Внешняя политика Древней Руси.
M., 1968.

2 Тихомиров M.H. Исследование о Русской Правде. М.-Л., 1940; Юшков СВ. Русская Правда. М., 1950; Зимин
А.А. Феодальная государственность и Русская Правда. Исторические записки, 76. М., 1956.; Черепний Л.В.
Общественно-политические отношения в Древней Руси и Русская Правда. В кн.: Древнерусское государство и
его международное значение. M., 1965.

3 Каштанов СМ. О процедуре заключения договоров между Византией и Русью в X в. В кн.: Феодальная
Россия во всемирноисторическом процессе. М., 1972.

4 Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в древней Руси XI-XIV вв. М., 1972.

моментов. Фундаментальные исследования по данной проблеме принадлежат русским учёным-юристам XIX в.

В настоящее время современными авторами делаются попытки переосмыслить значение римского права для российской правовой доктрины и российского законодательства, осветить новые аспекты данной проблемы. Данная тема исследования является важной и для истории и для юриспруденции. Она позволяет определить степень практического значения римского права для отечественного законодательства. Настоящая работа является одним из шагов в этом направлении.

В России в отличие от стран Западной Европы, некоторых стран Азии и Латинской Америки никогда не имела места рецепция римского права в полном смысле этого слова и Дигесты никогда не были в ней правом действующим. Профессор М.В.Владимирский-Буданов говорит о рецепции некоторых кодексов Византийского светского права, хотя заимствования греческих норм русским правом не носило того всеобъемлющего и обширного характера, как в странах Западной Европы. Речь может идти лишь о влиянии римско-греческого права, так как даже те иностранные нормы, которые были восприняты русским правом, в большинстве своём перерабатывались и изменялись (иногда до неузнаваемости) законадателями, приспосабливавшими их к местным условиям.

В то же время некоторые нормы римских источников были восприняты российским гражданским процессуальным законодательством на различных ступенях его развития.

В XIX в. существовали три основные концепции, характеризовавшие степень влияния римского права на российское законодательство:

1) Российское право исторически развивалось самостоятельно от римского. Этой точки зрения придерживались С.А.Муромцев, Ф. Леонтович. По мнению С.А.Муромцева, римское право не оказало влияния на российскую систему права. По его словам, римское право имеет лишь историческое

Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. 5-е изд. СПб., 1907, стр. 90-94.

значение и должно быть оценено только в этом аспекте.1 Наиболее ревностным сторонником этой точки зрения был крупный государственный деятель граф М.М.Сперанский. Он писал: «От самой древности до времён наших российское законодательство, исключая двух эпох: при Ярославле и при Петре Великом, действовало и возрастало собственными природными силами и, может быть, одно во всей Европе ничего почти не почерпало в общем источнике законов, в праве Римском, ...прибавить к сему должно, что другие народы вступили в гражданскую жизнь с великим наследством; мы, напротив, мы ничего почти не наследовали от римлян, и весьма мало от греков. Всё богатство наше в сем роде есть наше собственное, благоприобретенное» .

  1. Российское право полностью произошло из римского, такой позиции придерживался К.Д.Кавелин и другие. Сторонники данной концепции считали, что российское право являлось продуктом римского права и его истоки кроются в римской и византийской традиции.3

  2. На определенных этапах развития российское право заимствовало отдельные римские институты и понятия. На этой позиции основываются взгляды Н.Рождественского, НЛ.Дювернуа, А.М.Гуляева. Дювернуа и другие представители третьей концепции анализируя древнерусские правовые источники, пришли к выводу, что в определённые периоды истории российского права обнаруживаются следы римского влияния.4

Современная правовая наука придерживается третьей концепции, отличая при этом, что доминирующее влияние римское право оказало на гражданское законодательство.

Выделяют два этапа воздействия римского права на российское дореволюционное законодательство: начиная с X в. на отечественное право оказывали влияние положения византийского законодательства, а с эпохи Петра I - западноевропейского.

1 Муромцев С.А. О консерватизме римской юриспруденции. М, 1875, стр. 182.

2 Цит- по: Гуляев А.М. Об отношении русского гражданского права к римскому. Киев, 1894, стр. 9.

3 Шершеневич Т.Ф. Наука гражданского права в России. Казань, 1893, стр. 238.

4 Дювернуа НЛ. Значение римского права для русских юристов. Ярославль, 1872.

Определение степени влияния римского права в настоящее время необходимо для оценки его значения для российского законодательства.

Обращение к истории российского права, рассмотрение некоторых особенностей его развития, актуально для современного законодательства и определения того значения, которое в нём сыграло римское частное право.

II. Цель исследования

Главной целью диссертационной работы являются исследование влияния византийских источников права, таких как Эклога, Прохирон и Эпанагога на статьи Соборного Уложения 1649 года.

Для достижения этой цели в диссертации ставились следующие промежуточные вопросы:

исследовать материалы сборников светского византийского права, которые постоянно встречаются в славянском переводе в древних списках или «изводах» наших Кормчих;

определить место и то значение которое было отведено Эклоге, Прохирону и другим источникам византийского права в системе древнейшего русского права;

исследовать первые юридические памятники, такие как русско-византийские договоры 911 г. и 945 г. и показать их значение, как источников русского права;

определить степень влияния греко-римского права на статьи Краткой редакции Русской Правды и далее Пространной редакции Русской Правды;

определить степень влияния византийских источников на статьи Псковской судной грамоты и Судебника 1497 г.;

сформулировать теоретические выводы, дающие возможность определить широту заимствований византийского права в Уложении 1649 г.;

провести сравнительно-текстологическое исследование Соборного Уложения 1649 г. и сборников византийского права, обратившись к

гражданским, уголовным законам Уложения, а также законам о судопроизводстве, показав характер рецепции византийского права в Уложении.

III. Научная разработанность темы.

Проблема использования на Руси правового наследия государств, существовавших до того, как возникло Древнерусское государство, история использования на Руси достижений более ранних обществ и государств в области права и связанная с ним правовая традиция для развития феодального государства представляет особый интерес для историков и юристов.

Вопрос о воздействии византийского права на древнейшее русское право до сих пор является малоизученным и имеет много спорных моментов. Фундаментальные исследования по данной проблеме принадлежат русским учёным-юристам XIX в. Тем не менее отдельные работы, посвященные непосредственно указанной теме, практически отсутствуют.

В дореволюционные годы источники древнерусского права изучали лингвисты и археографы, русисты и византинисты, медиевисты и слависты, историки и юристы. В.С.Нерсесянц правильно отметил, что политико-правовые идеи и концепции прошлого играют определенную роль в качестве источника аргументов и теоретической предпосылки для современного правового знания и его дальнейшего развития.1

Существенный вклад в разработку проблемы о влиянии византийского права на древнейшее русское право внесли учёные XIX в.: Беляев И.Д., Владимирский-Буданов М.Ф., Верховский К., Гуляев A.M., Дювернуа Н.Л., Крылов Н., Калачёв Н.В., Кавелин К.Д., Линовский В., Мейчик Д.М., Неволин Е.А., Рейц А., Рождественский Н., Сергеевич В.И., Тиктин Н.И. и другие.

В начале XX века появились работы Бенеманского М.И., Барац Г.М., Веселовского СБ., Голенищева-Кутузова Д., Самоквасова Д.Я., Черноусова Е., Шмелёва Г.Н. и других.

1 Нерсесянц B.C. Право и закон. M., 1983, стр. 5.

Во второй половине XX века можно выделить работы: Грекова Б.Д., Левченко М.В., Пашуто В.Т., Сахарова А.Н., Шангина М., Щапова Я.Н., и других.

Однако сравнительно невелико собственно юридических работ. Характерно, что над темой античного наследия в России работают в основном историки. При этом названная тема является не менее важной для юриспруденции. Она определяет степень практического значения византийского права для отечественного законодательства.

Влияние Византии на Русь продлилось вплоть до конца XVII века. Через посредничество Византии, и особенно Византийской православной церкви началась на Руси ещё в X веке рецепция римского права. Этому вопросу большое внимание было уделено в работах Л.Н.Щапова.1

Современными авторами делаются попытки переосмыслить значение римского права для российской правовой доктрины и российского законодательства, осветить новые аспекты данной проблемы. Для того, чтобы говорить о влиянии римского частного права на современное законодательство, необходимо обратиться к истории российского права, чтобы понять некоторые особенности его развития. Именно это обращение к истории права есть в работах С.А.Салтыковой, прослеживающей зарождение древнерусского права, рассматривающей его источники, отмечая при этом влияние рецепции византийского права.2 О влиянии Византийской Эклоги на Пространную Русскую Правду и на Судебники древней Руси указывает в ряде своих работ Л.В.Милов, сравнивая Эклогу и Пространную Русскую Правду он выделяет существенное влияние установлений Византийского свода законов на ряд статей Русской Правды, посвященных наследственному праву.3 В работе Е.В.

1 Щапов Я.Н. Рецепция сборников Византийского права в средневековых Балканских государствах. //
Византийский временник. 1976, т. 37; Он же. Римское право на Руси до XVI в.: (новые аспекты проблемы). //
Феодализм в России. М., 1987; Он же. Устав кн. Ярослава и вопрос об отношении к византийскому наследию на
Руси в XI в.//Византийский временник. 1971, т. 31, стр. 71-79; Он же. Церковь и становление древнерусской
государственности. // Вопросы истории. 1969, № 11; Он же. Византийское и южнославянское правовое
наследие на Руси в XI-XIII вв. M., 1978.

2 Салтыковва С.А. Источники древнерусского права, // Российская юстиция. 1997, № 1, стр. 59-62.

3 Милов Л.В. Легенда или реальность? (О неизвестной реформе Владимира и Правде Ярослава). // Древнее
право. 1996, № 1, стр. 201-220; Он же. Византийская Эклога и Простронная русская Правда (проблемы
рецепции). // Древнее право. 1998, № 3, стр. 113-119; Он же. Происхождение Пространной Русской Правды. //
Вестник Московского университета. Серия 8: История. 1989, № 1.

Салогубовой выявляются элементы римского права в российском судопроизводстве X-XVII вв.1

Известны также древнейшие переводы на русский язык отдельных Новелл Юстиниана, выдержек из его Кодекса и Дигест, собранных, в частности, в своде церковного права, так называемой «Кормчей книге» XII в., этому вопросу посвящен ряд работ Я.Н.Щапова и В.А.Цыпина.2

На основе этого обращения к истории права, делаются попытки выявить влияние римского права на современное росийское законодательство, переосмыслить значение римского права для российской правовой доктрины. В этом аспекте можно назвать работы Е.А.Суханова и Л.Л.Кофанова, выделяющих влияние римского права на новый Гражданский кодекс Российской Федерации и отмечающих современное значение римского права.3

В целом вопрос об истории нашего права и о том месте, которое в нём играло восточно-римское право остаётся малоизученным и в этом направлении предстоит ещё большая исследовательская работа.

IV. Методология исследования

Методологической базой исследования является диалектический метод научного познания, а также сравнительно-исторический, логический, конкретно-социологический и сравнительно-правовой методы, основанные на принципах: объективности, историзма, социального подхода, всесторонности.

Исследование правового наследия с целью углубления исторического познания самого общественно-политического прошлого страны потребовало разработки и новых методических приёмов определения действенных правовых норм заимствованного памятника путём изучения его археографической традиции и переработок, сравнительного текстологического исследования

1 Салогубова Е.В. Элементы римского права в российском судопроизводстве X-XVII вв. //Древнее право. 1999,
№1, с. 173-179.

2 Щапов Я.Н. Собрание Новелл Юстиниана в 87 главах в древнерусской письменности. //Древнее право. 1998,
№ 3; Цыпин В.А. 123-я новелла императора Юстиниана. // Древнее право. 1998, № 3.

3 Суханов Е.А., Кофанов ЛЛ. Влияние римского права на новый ГК РФ. // Древнее право. 1999, № 1; Они же.
Роль и значение изучения римского права в современной России. // Древнее право. 1996, № 1, стр. 9-14.

памятников права, известных в славянских и греческих текстах, реконструкции состава ранних сборников в результате их анализа.

V. Научная новизна диссертационного исследования

Новизна данной работы заключается в исследовании влияния Византии на Русь до принятия Соборного Уложения 1649 г. на основе анализа первых юридических памятников, ощутивших на себе влияние греко-римского права, таких как русско-византийские договоры, Русская Правда, Псковская судная грамота, Судебники и затем проведение сравнительно-текстологического исследования Соборного Уложения и византийских источников, с целью определения степени влияния норм греко-римского права на положения Соборного Уложения 1649 г.

В диссертационном исследовании сформированы и обоснованы следующие теоретические положения, которые и выносятся на защиту:

  1. Комментирование русско-византийских договоров греческими источниками позволяет утверждать, что эти договоры были прямыми проводниками для Руси некоторых византийских преимущественно международных правовых норм, а значение договоров, как источников нашего права, сводится к тому, что они дают нам новое право проникнутое греческими памятниками;

  2. Отмечая самобытный характер Русской Правды (Краткой редакции), показать некоторые элементы влияния византийских источников права, указав на то, что связь между Эклогой и Русской Правдой была осуществлена через посредство Закона Судного, составители которого имели в качестве образца для многих статей Эклогу, но несмотря на наличие некоторых черт сходства между отдельными статьями Русской Правды и статьями Эклоги, эта связь представляется очень поверхностной, формальной;

  3. Показать влияние византийских источников на статьи Пространной редакции Русской Правды, особенно заметное в статьях, посвященных наследственному праву, в частности, в вопросах об

11 имущественных правах вдов и сирот. Провести параллели Тит. II 6,

7 Эклоги и ст. 93, 94, 101, 102, 103 ПРП, Тит. II 11 Эклоги и ст. 94,
104, 105ПРП;

Проведя сравнительно-текстологическое исследование Соборного Уложения 1649 г. и византийского законодательства, мы позволим себе сделать вывод о том, что последнее было одним из основных источников Уложения, и, что нормы византийской Эклоги и Прохирона отразились на уголовных, гражданских законах и законах о судопроизводстве Уложения 1649 года;

8 Соборное Уложение 1649 года вошли только такие начала
византийского права, которые уже раньше были усвоены народным
сознанием и не находились в противоречии с действительной
жизнью, поэтому мы пытались показать, что заимствования
производились с известным выбором и не состояли в простом
списывании статей византийских источников и эти последние
подверглись в Уложении более или менее значительной переработке;
Показать, что византийские нормы более всего проявились в
уголовных законах Уложения 1649 г., под их влиянием выделяются
следующие византийские начала: главным при оценке преступлений
становится субъективный элемент, момент знания и воли; наказание
приобретает публичный характер, становится возмездием со стороны
верховной власти и упадает на самую личность преступника. Цель
наказания по Уложению та же, что и по Эклоге и Прохирону —
устрашение;

Отметив наличие примеров, когда составители Уложения отдавали предпочтение из градских законов Прохирона пред Эклогою, хотя есть и обратные, - видимого предпочтения Эклоги Прохирону, сделать вывод о том, что Эклога на Руси за всё время пользовалась совершенно одинаковым значением с Прохироном. Имевшиеся в Византии основания для смены Эклоги Прохироном не могли иметь всеобщего значения.

VI. Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретические данные исследования могут стать отправным пунктом для дальнейшей, более углубленной разработки рассматриваемой темы. Выводы, которые содержатся в диссертации помогут определить степень практического значения римского права для отечественного законодательства. Выделить те нормы греко-римских источников, которые были восприняты российским гражданским процессуальным законодательством на различных ступенях его развития.

Изученный в диссертации материал позволяет заметно расширить наши представления о культурной и политической истории Восточной Европы XI-XIV вв. Уже в XII-XIII вв. на Руси велась большая работа по приспособлению и обработке сборников церковного права, свидетельствующая о стремлении использовать правовое наследие Византии, но привлечь его не целиком, в виде системы, а лишь в том объёме и в тех формах, которые были актуальны для Руси исходя из внутренних нужд развития её общества и государства.

На территории древнерусских феодальных княжеств, Русского централизованного государства, на Украинских и Белорусских землях Литовского великого княжества, в XIV-XV вв. не только активно использовалось общее древнерусское правовое наследство, но и происходил и взаимный обмен сборниками права, что отражало культурную общность восточно-славянских народов в пору их раздельного государственного существования.

Практическая значимость исследования заключается в использовании его в науке истории государства и права России, истории государства и права зарубежных стран - как основы для дальнейшего развития комплексных междисциплинарных исследований истории права; для последующего исследования вопросов поставленной проблемы.

Учебно-познавательный аспект практической значимости исследования сводится к тому, что его результаты получили применение в учебном процессе. Материалы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в

спецкурсах по истории государства и права, а также при подготовке соответствующей учебно-методической литературы.

VII. Иточниковедческая база исследования

Источниковедческая база исследования обширна. Проанализированы следующие памятники права: Договоры Руси с Византией 911 г. и 944 г.; Русская Правда, Уставы киевских князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича; Новгородская Судная Грамота, Псковская судная грамота, Судебник 1497 года, Судебник 1550 г., Статут Великого княжества литовского 1529 г., Соборное Уложение 1649 г.

Изучены и использованы источники византийского права: Эклога Льва Исаврянина и Константина Копронима (739-741 гг.); Прохирон Василия Македонянина (870-878 гг.), называемый в наших Кормчих «законами градскими», - памятник богатый содержанием и близкиий по духу к римскому праву; Эпанагога (884-886 гг.), появившаяся после Прохирона; Закон Судный людям, представляющий собой болгарскую компиляцию из различных источников византийского права; Номоканоны - своды законов духовной и светской власти по церковным делам. Изучены тексты Свода Юстиниана, составленного императором Юстинианом в VI в. в Византии и в XII в., получившем наименование Свода гражданских прав (Corpus juris civilis).

Изучены и использованы материалы «Кормчей книги» — основного типа сборников христианского и византийского церковного права на Руси с XI в. Он содержал как «апостольские правила», правила вселенских соборов, сочинения церковных писателей IV-VII вв., касающиеся христианских норм управления, права и службы, а также компиляции из установлений византийских императоров по делам, касающимся церкви. Кормчие книги известны в очень большом числе списков, их насчитывается до 180.

Проанализирована и использована специальная литература по исследуемой проблеме, работы историков и правоведов XIX века, которые имеют большое значение для изучения данного вопроса, т.к. фундаментальные исследования по данной проблеме принадлежат именно этим учёным-юристам.

VIII. Апробация результатов исследования

Основные положения и выводы диссертационного исследования были использованы в ходе чтения лекций по истории государства и права России и по истории государства и права зарубежных стран в Оренбургском институте Московской государственной юридической академии, проведении соответствующих семинарских занятий. Выводы и положения, выносимые на защиту, обсуждались на научно-теоретических конференциях в Оренбургском институте Московской государственной юридической академии. Материалы диссертационного исследования отражены в научных публикациях автора.

IX. Структура диссертации

Структура диссертации определена характером исследуемых проблем. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и списка источников и используемой литературы.

Первые юридические памятники на руси: влияние византийских правовых норм

Влияние Византии на Русь продлилось вплоть до конца XVII в. Первыми русскими юридическими памятниками, ощутившими на себе воздействие римского права, являются договоры князей Олега и Игоря с греками.

Возникновение нового государства есть социально-политический факт. С момента своего возникновения государство становится субъектом международного права и вступает в дипломатические отношения с другими государствами.

В период образования Древнерусского государства положение Руси на международной арене было сложным. В IX в. новое государство сразу включается в орбиту политических событий Европы и Ближнего Востока.1

Взаимоотношения с Византией были важной составной частью внешней функции Древнерусского государства. Общению Руси с Византией не раз мешали кочевники причерноморских степей. Но помешать взаимоотношениям двух государств они не смогли. Путь из «варяг в греки» был торговой и военной дорогой, а с возникновением Древнерусского государства - и, так сказать, дипломатической дорогой Киевской Руси. По образному выражению М.А.Алпатова, история Киевской Руси была повёрнута главным образом лицом на юг.

Славяне вступили в соприкосновение с Восточной Римской империей, когда у них ещё не сложилось классовое общество, а эксплуатация рабов носила патриархальный характер.

Первые контакты славян с Византией начались в V веке. О набегах славян писали греческие историки Прокопий Кесарийский, Иоанн Эфесский, Псевдо-Маврикий, Менандр Протиктор.

«Установлению межгосударственных договорных отношений Руси с Византией предшествовали вековые связи с империей отдельных земель восточнославянской конфедерации», - пишет В.Т.Пашуто. Экономические предпосылки этих отношений окрепли с VII в., когда арабский мир стал теснить Византию. Князья отдельных земель восточно-славянской конфедерации уже имели какие-то договоры с Византией касательно торговли и войны. По наблюдению Б.Д.Грекова анты, подобно тому как и южные, и западные славяне, уже в VI-VII веках создали свою политическую организацию.

Г.М.Барац склонен полагать, что договорные отношения между Русью и Византией существовали с давних времен, и приводит свидетельства византийских историков о существовании договора в IX веке, но сам документ не дошёл до нас.4

Содержание договоров Руси с Византией отражает не только соотношение сил между двумя договаривающимися странами, но разнообразные политические, торговые, культурные и другие связи, существовавшие между Русью и Византией. Мирные договоры были заключены государствами, из которых одно существовало уже много веков и являлось развитым, а второе недавно возникло и бурно развивается. Византия первая в IX в. юридически признала существование и суверенитет Киевской Руси.

Первый договор был подписан великим князем Олегом и византийскими императорами Львом и Александром в 911 г. Второй договор, подписанный в 945 г. между князем Игорем и греческими императорами Леоном и Александром, был составлен аналогично первому, но более подробно.

Большая часть договоров 911 и 944 гг. содержит нормы, относящиеся к уголовному праву и процессу. В них устанавливается ответственность за различные преступления: за убийство, кражу, нанесение ран мечом или другими предметами, разбой, грабёж, похищения и укрывательство беглых рабов.

Нормы процессуального права в рассматриваемых договорах определяли порядок разрешения взаимных споров между русскими и греками, виды и значения доказательств по уголовному делу. Договор 911 года включал видоизменённые нормы римского процесса о судебных доказательствах (ст. 8). С этого момента клятва или присяга (ст. 2), розыск, показания свидетелей начинают фигурировать в русском законодательстве в качестве судебных доказательств.

Не учитывая римско-греческого влияния на законодательство славян, трудно объяснить явное расхождение между нормами, содержавшимися в договорах, и нормами, действовавшими в тот период в древнерусском праве. Однако по данному вопросу в русской юридической литературе высказывались различные точки зрения.

«Русская правда» и законодательство византии-проблемы рецепции

Следующим законодательным памятником Древней Руси, ощутившим влияние Византии, была Русская Правда, принятая в XI в. Она с изменениями и дополнениями действовала на Руси до XIV в. В неё была перенесена часть статей из Судного закона. Из византийских источников, в частности из Эклоги,

в Русскую Правду были включены статьи об ответственности хозяина (господина) за преступления его холопа (ст. 17 Академического списка Русской Правды).1 Телесные наказания, до этого периода очень популярные на Руси, заменялись штрафом в три гривны (ст.ст. 7, 11, 13, 15 Академического списка Русской Правды). Были заимствованы также статьи об обеспечении иска, о поручительстве, о судебных сроках.3 На основании византийских источников в данном законе были предприняты попытки отделить вещный иск (actio in rem) от личного (actio in personam) (ст. 35, 38, 44, 45, 47 Пространной редакции Русской Правды).4 Начали различать два вида присяги: дополнительную (iusiurandum suppletorium)H очистительную (iusiurandum pirgatiorium) (ст. 37, 49, 52, 109, 115 Пространной редакции Русской Правды).5 Законом был установлен обязательный минимум свидетелей (ст. 29, 31 Пространной редакции Русской Правды).6 Из Византии в Русскую Правду пришли статьи об испытании раскалённым железом (ст. 21, 22 Пространной редакции Русской Правды).7 В Византии существовало правило: «Если у тебя нет свидетелей в качестве доказательства, то ты должен доказать истину горячим железом».8

Весь период русского законодательства, охватывающей развитие Русской Правды, представляет постоянную борьбу начал, выраженных в Судном законе и других византийских источниках и перенесённых в русский вариант Номоканона, с чисто русскими национальными началами отечественного права. Результатом этой борьбы явилось придание византийским нормам русского характера и перенесение последних в Русскую Правду, которая вместе с Судным законом и ещё некоторыми византийскими законами впоследствии слилась в Судебник царя Ивана Васильевича и в его Стоглав.

Характеризуя «Русскую Правду» М.Ф.Владимирский-Буданов отмечал: «... Собиратели несомненно включали в сборники и выбранные отдельные постановления из византийских кодексов; например, постановления об ответственности господина за преступления его холопа (взяты из Эклоги: «тативаю раба господин аще хощеть имъти его раба, безтщетно да сотворить украденному; не хотяй же имъти раба того, да отдаст совершенно господину, пострадавшему окраденіе» (Печатная Кормчая. Гл. 49, зач. 16; подобное же в Прохироне - Печатная Кормчая. Гл. 48, гр. 39, ст. 55). Может быть следует признать, что статьи о холопстве и наследстве- составлены под сильным влиянием византийских источников.

Прежде существовавшее мнение (немецкой школы) о том, что главное содержание Русской Правды взято из древнескандинавских и из древненемецких законов, ни на чём не основано кроме общего сходства права всех младенчествующих народов».1

Пытаясь установить связь между Эклогой и Русской Правдой М.Н.Тихомиров указывает, что эта связь была осуществлена через посредство Закона Судного, составители которого имели в качестве образца для многих статей Эклогу.2

« В пространной редакции Закона Судного людем мы находим статьи, имеющие прямое отношение к Древнейшей Правде, это статьи о всядении на чужого коня и о порче копья и щита. Одна из этих статей (о всядении на чужого коня) находится в тексте Закона Судного людем, другая поставлена в Пушкинском списке XIV века перед Законом Судным людем, в софийских же летописях в конце текста.

Рецепции византийского права в уложении: постановка проблемы и историография вопроса

В историографии об Уложении 1649 года, особенно со второй половины XIX века появилось множество работ, посвященных различным вопросам, связанным этим с Кодексом.

Кроме специфических юридических проблем, центральное место занимала научная дискуссия об источниках Уложения и обсуждении роли Земского собора 1648-1649 гг. при разработке правовых норм этого законодательного произведения.

Как видно из пометок на подлинном свитке Уложения, важным источником кодекса был Литовский статут. Вопрос об отношении Соборного Уложения к Литовскому статуту тщательно изучен известным историком русского права М.Ф.Владимирским-Будановым.1 При этом автор характеризует заимствование литовских правовых норм составителями Уложения как творческое, соответствующее конкретным историческим условиям в Московском государстве.

Источники Уложения, по мнению Владимирского-Буданова, греко-римские, взяты из Кормчей, а именно из Эклоги, Прохирона, новелл Юстиниана и правил Василия Великого; из них более обильным источником был Прохирон (для глав X, XVII и XXII Уложения); новеллы послужили источником I гл. Уложения («О богохульниках»). Вообще же заимствования из Кормчей немногочисленны и фрагментарны и иногда противоречат постановлениям, взятым из туземных источников о том же самом предмете и включенным в тоже Уложение (к примеру ст. 10 главы XIV со ст. 27 гл. XI Уложения).

Обильным источником Уложения был Литовский статут 3-й редакции (1588 года); именно из него прямо или косвенно заимствована вся первая часть Уложения (гл. II-IX). Затем почти целиком заимствована из статута глава XXII Уложения. В остальных частях Уложения есть отдельные заимствования из статута, особенно в главе X.1

Путь для заимствования был облегчён уже тем, что уже раньше приказные дьяки брали и переводили из статута некоторые пригодные артикулы. Способ заимствования разнообразен; иногда заимствуется содержание статута буквально; иногда берётся только система и порядок предметов; иногда заимствуется только предмет закона, а решение даётся своё; большею частию Уложение дробит один артикул на несколько статей. Несмотря на такое множество заимствований из чужих источников, Уложение не есть компиляция иноземного права, а кодекс вполне национальный, переработавший чужой материал по духу старо-Московского права, чем он совершенно отличается от переводных законов XVIII века.

Другим известным исследователем источников кодекса 1649 г. был К.Верховский. Предпринятое им сравнение пометок («из литовского», «из градских», «из Стоглава» и др.) на подлиннике с названными источниками доказало, что эти пометки являются действительными.

Вопрос о влиянии византийского права на Соборное Уложение 1649г. достаточно спорный и мало изученный русскими учеными. Одним из первых этого вопроса коснулся профессор Н.Крылов в своей речи «Об историческом значении римского права в области наук юридических» в 1838 г. Профессор Крылов видит в Уложении 1649 г. «классическое произведение письменности юридической, недостигаемой тогдашним веком»1 и приписывает это, главным образом, влиянию греко-римского права; как пример он приводит 7 статей, заключающих в себе начала этого влияния (Глава II, ст.4.,УП - 28,29,30; X -170,224,259).

Гораздо более подвинул вопрос о византийских заимствованиях в Соборном Уложении профессор Н.Рождественский своими рассуждениями «О влиянии греко-римского права на российские гражданские законы 1843 г.». Сознавая важность влияния греко-римского права на русское законодательство, он приводит отметки подлинника относительно «градских законов» и добавляет, что он нашел также многие другие статьи, «слово в слово» заимствованные из византийских источников. Таких статей найдено 14 ( Гл. X ст.162,166,170,172,174,181,194,203,209,255,274,279,280, XX - ст.68).

Профессор Рождественский показывает в первой части своего труда юридические сочинения, посредством коих греко-римское право перешло в Россию, он приводит во второй части содержание этих сочинений относительно гражданских законов; изложение свое разбивает на 4 отдела: права и обязанности семейные, порядок приобретения прав на имущества, обязательства и гражданское судопроизводство, и в каждом отделе указывает статьи Уложения, в которые перешли постановления греко-римского права.

Таким образом, профессор Рождественский первый более точно обозначил широту заимствований византийского права в Уложении, указав сами места греко-римских памятников, соответствующие заимствованным статьям Уложения.

Похожие диссертации на Влияние Византийского права на древнерусское и российское законодательство X-XVII вв. (Опыт сравнительного анализа)