Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Критика антимарксистских концепций классового самосознания пролетариата Волков Владимир Николаевич

Критика антимарксистских концепций классового самосознания пролетариата
<
Критика антимарксистских концепций классового самосознания пролетариата Критика антимарксистских концепций классового самосознания пролетариата Критика антимарксистских концепций классового самосознания пролетариата Критика антимарксистских концепций классового самосознания пролетариата Критика антимарксистских концепций классового самосознания пролетариата Критика антимарксистских концепций классового самосознания пролетариата Критика антимарксистских концепций классового самосознания пролетариата
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Волков Владимир Николаевич. Критика антимарксистских концепций классового самосознания пролетариата : ил РГБ ОД 61:85-9/105

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Марксистско-ленинское учение о классовом самосознании пролетариата II

1. Сущность, генезис и основные этапы в развитии пролетарского самосознания 11

2. Влияние объективных факторов на формирование классового самосознания пролетариата 31

3. Воздействие субъективных факторов на формированиеклассового самосознания пролетариата 62

Глава 2. Классовое самосознание пролетариата и его интерпретация антимарксистами 83

1. Методологические основы антимарксистских концепций классового самосознания пролетариата 83

2. Концепции классового самосознания пролетариата в технологическом детерминизме 98

3. Необихевиористские концепции классового самосознания пролетариата 135

4. Концепция «дуалистического самосознания пролетариата 147

Заключение 162

Библиография 166

Введение к работе

Актуальность критики антимарксистских концепций классового самосознания пролетариата состоит в том, что борьба с буржуазной идеологией - это важная и ответственная задача научного коммунизма. Особенно возрастает ее значение в настоящее время, потому что «на международной арене происходит резкое, небывалое за весь послевоенный период обострение борьбы двух общественных систем, двух полярно противоположных мировоззрений... Поэтому особую важность сегодня приобретают классовая закалка трудящихся, бескомпромиссная борьба против буржуазной идеологии"-;

Критика антимарксистских концепций классового самосознания пролетариата направлена на защиту главного в учении Маркса - теории о всемирно-исторической роли пролетариата. С момента своего возникновения она подвергается ожесточенным нападкам со стороны наших идеологических противников, которые пытаются отрицать или принизить значение рабочего класса в мировом революционном процессе. Они отыскивают мнимые противоречия между теорией научного коммунизма и практикой рабочего движения, спекулируют на неразработанных, нерешенных вопросах общественной науки.

Актуальность исследования заключается в необходимости защиты теоретических положений марксизма по проблеме революционности рабочего класса капиталистических стран, его роли в создании общества, свободного от эксплуатации и угнетения. Решение стратегических проблем мирового революционного процесса в немалой степени зависит от субъективного фактора, в частности, от успешного развития классового самосознания пролетариата. Этим и обусловлена борьба буржуазных социологов с марксистской концепцией самосознания

1 Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 г. М., 1983,

D.68.

- 4 -рабочего класса.

Данная тема актуальна и потому, что классовое самосознание пролетариата как одна из важнейших категорий марксистско-ленинской науки пока еще недостаточно разработана.

Вместе с тем, борьба с буржуазной идеологией требует от марксистов ясного и четкого представления об этом социально-психологическом феномене, о тенденциях и закономерностях его развития.

Антикоммунизм действует в наше время более изощренно и коварно, чем это было в прошлом. На ХХУІ съезде КПСС отмечалось: «События последнего времени еще и еще раз подтверждают: наши классо-вые противники учатся на своих поражениях. Они пытаются приспособиться к изменившимся условиям, использовать в борьбе против научного коммунизма новейшие достижения буржуазной философской и социологической мысли.

Марксисты обязаны вести постоянную борьбу с антикоммунизмом, разоблачать наиболее распространенные приемы фальсификации классового самосознания пролетариата.

Степень разработанности проблемы, В нашей научной и общественно-политической литературе обращается внимание на изучение сущности, структуры и закономерностей общест-венного сознания Однако и в настоящее время область формирования общественного сознания относится к одной из наименее изученных проблем общественной науки. Не случайно на июньском (1983 г,) Зленуме ЦК КПСС было подчеркнуто, что необходимо активизировать

2 Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., 1981, с.9.

u См.: Гак Г.М. Учение об общественном сознании в свете теории юзнания. М,, I960; Журавлев В .В. Проблемы духовной жизни общест-за, Ростов-на-Дону, 1972; Келле В.Ж. Структура общественного соз-їания. М., 1964; Келле В.Ж., Ковальзон МЛ. Формы общественного

- 5 -научный поиск ученых-обществоведов в области исследования закономерностей общественного сознания4.

Объектом пристального внимания советских и зарубежных марксистов стали теоретические проблемы формирования и развития само-

сознания рабочего класса в условиях капитализма .

сознания. М., 1959; Мшвениерадзе BJB. Роль идеологии в жизни общества. М.9 1970; Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972; Тугаринов В Л. Философия сознания. М., 1971; Уледов А.К. Актуальные проблемы социальной психологии. М., 1981; его же. Духовная жизнь общества. М., 1980; его же. Структура общественного сознания. М., 1968; Чагин БД. Структура и закономерности общественного сознания. Л., 1982; Ядов В.А. Идеология как форма духовной деятельности общества. Л., 1961 и др.

4 Материалы Пленума Щ КПСС, 14-15 июня 1983 г., с.70.

См.: Дилагенский Г.Г. Марксистско-ленинская концепция классового сознания и ее критики.- Вопросы философии, 1969, № 2, с. 15-25; его же. Развитие сознания пролетариата капиталистических стран.-В кн.:Идеологические проблемы научно-технической революции. М., 1974; его же. Проблемы классового сознания в истории и социологии рабочего движения.- В кн.: К изучению рабочего класса и рабочего движения. М., 1982, с.276-286; Ильяшенко Ф.И. Формирование коммунистического самосознания трудящихся. Свердловск,1976; Рюмин В .А. Научно-техническая революция и формирование социалистического сознания рабочего класса (В условиях государственно-монополистического капитализма). Канд. дис. Л., 1975; Хаан Э. Материалистическая диалектика и классовое сознание. М., 1977; Черков Г. Понятието класово съзнание, класово-партийно съзнание, съзна-ние на класата, съзнание на работническата класа и тяхната взаи-мовръзка. Пловдив. Университет "Паисий Xилeндapcки,,. Научни тру-

В современной марксистской литературе глубоко изучаются изменения психологии, идеологических и социально-политических пред-ставлений рабочих в различных капиталистических странах .

Большое значение придается советскими учеными анализу взглядов К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И .Ленина на проблемы классового самосоз*-

нания рабочих Марксистско-ленинское учение о классовом самосоз-

дове. 1976, т.14, кн.5, с.51-63; Шаронов В .В. Психология класса. Л., 1976 и др.

6 См.: Амбатьелос А. О формировании сознания рабочего класса. - В кн.: Как живут и борются партии коммунистов. Прага, 1981, с. 75-91; Вайнштейн Г.И. Американские рабочие: сдвиги в общественном сознании. М., 1977; Дилигенский Г.Г. Некоторые проблемы психологии пролетариата.- В кн.: История и психология. М., 1971; его же. Рабочий на капиталистическом предприятии. М., 1969; Ивахник А.Г. Некоторые тенденции развития массового сознания английских рабочих.- Рабочий класс и современный мир, 1973, № 3, с.69-77; Иерусалимский В. О некоторых особенностях сознания рабочего класса Западной Германии.- В кн.: Социально-политические сдвиги в странах развитого капитала. М», 1971; Керемепкий Я.Н. Развитие общественного сознания американского рабочего класса.- США: экономика, политика, идеология, 1979, № 5, с.3-16; Попов Н.П. Политизация массового сознания в США.. М., 1981; Современное политическое сознание в США. М., 1980 и др.

См.: Ващенко В Д. В.И .Ленин о формировании классового самосознания пролетариата. Автореф. канд. дис. Киев, 1971; Галкин к А. Марксизм-ленинизм и проблемы формирования сознания рабочего класса.- В кн.: Атакующий класс. Проблемы теории, истории и современного развития международного рабочего движения. Днепропетровск, 1973; Ильяшенко ФЛ. Указ. соч., 3; Каримов М.Х. В.И .Ленин и

нании пролетариата используется в качестве методологической базы изучения современных вопросов рабочего и коммунистического движения в развитых капиталистических странах.

Значительное место уделяется советскими учеными борьбе с антимарксизмом по проблеме места и роли рабочего класса при капита-

лизме .

вопросы классового самосознания.- В кн.: Некоторые вопросы ленинской теории некапиталистического пути развития. Ташкент, 1969; Кувакин В.А. В.И .Ленин о классовом самосознании пролетариата. Научные доклады высшей школы. Научный коммунизм. М., 1979, № 2, с* 124-132; Малашенко Т.Н. В.И .Ленин о роли партии в формировании классового сознания пролетариата. Воронеж, 1981; Ходячий Ф,3. К вопросу о ленинском понимании путей формирования классового сознания пролетариата. - В кн.: Ленинская теория культурной революции и современность. Л., 1973 и др.

8 См.: Бадеева Г .В. Критика буржуазных и ревизионистских интерпретаций роли современного рабочего класса.- В кн.: НТР и кризис современной буржуазной идеологии. М., 1978, с.79-105; Дарий у|.Л. Концепции французских антикоммунистов о месте и роли рабочего класса в жизни капиталистического общества и их несостоятельность. Автореф. канд. дис. М., 1976; Никишов СИ., Рябов Д.Д. критика антикоммунистических извращений роли рабочего класса в ус-говиях НТР,- Научный коммунизм, 1979, № I, с.139-147; Сапрыков J.H. Миф об «интеграции" рабочего класса в капиталистическую систему. М., 1974; Селигеев Р.С. Против фальсификации роли рабочего сласса в эпоху НТР. Критика теорий «постиндустриального общества". івтореф. канд. дис. М., 1974; Сирота НД. Критика антикоммунисти-іеских фальсификаций места и роли рабочего класса при капитализме. І., 1981; Современный капитализм и рабочий класс: критика анти-

Однако необходимо отметить, что такие проблемы,как содержание классового самосознания, его уровни, факторы, влияющие на его формирование и динамику, и некоторые другие еще недостаточно разработаны. Это создает возможность буржуазным социологам искажать взгляды основоположников научного коммунизма на рабочий класс и его роль в мировом революционном процессе, фальсифицировать марксистско-ленинское учение о классовом самосознании рабочих.

Внимание социологов-марксистов сконцентрировано в основном на изучении классового самосознания рабочих как такового, а задача выявления, анализа и аргументированной критики антикоммунистических концепций самосознания рабочего класса решается пока недостаточно успешно.

В связи с этим целью данного исследования является анализ взглядов классиков марксизма-ленинизма и современных марксистов по проблеме классового самосознания пролетариата и критика антимарксистских концепций самосознания рабочего класса в развитых капиталистических странах.

Исходя из поставленной цели, автор ставит перед собой следующие основные задачи:

определить сущность, уровни и основные элементы самосознания рабочего класса;

дать анализ генезиса и основных этапов развития классового самосознания с точки зрения общих исторических закономерностей его функционирования;

марксистских концепций. М., 1976; Урбанизация, научно-техническая революция и рабочий класс. Некоторые вопросы теории, критика буржуазных концепций. М., 1972; Цыганков П.А. Рабочий класс Франции: критика антимарксистских концепций. М., 1983 и др.

выявить совокупность объективных и субъективных факторов, влияющих на формирование и развитие классового самосознания;

вскрыть методологические основы антимарксистских концепций пролетарского самосознания;

доказать теоретическую несостоятельность буржуазных концепций самосознания рабочего класса.

Научная новизна исследования определяется прежде всего слабой разработанностью отдельных аспектов самого классового самосознания;

в диссертации предпринята попытка дать анализ содержания и системы аргументации антимарксистских концепций классового самосознания рабочих;

в ней в известной мере восполняется пробел в критике антимарксистских взглядов на содержание, сущность, развитие и типологию классового самосознания пролетариата в условиях капитализма;

в ней подвергаются критическому рассмотрению концепции классового самосознания в птехнологическом детерминизме", концепция «дуалистического" самосознания, необихевиористские концепции;

подвергая критике данные концепции, автор использовал ряд новых публикаций буржуазных социологов, которые еще не анализировались в марксистской литературе»

Исходя из теоретической и идеологической актуальности поставленной проблемы, автор обратил основное внимание в диссертации на разработку концепции классового самосознания в трудах классиков марксизма-ленинизма.

Методологической основой диссертации являются работы К.Маркса и Ф.Энгельса,обосновывающие объективные закономерности развития пролетариата и его самосознания, учение В Л.Ленина о мировом революционном процессе, о роли в нем субъективного фактора.

При работе над диссертацией автор руководствовался программными документами КПСС и Советского правительства, международных совещаний и конференций коммунистических и рабочих партий, а также работами руководителей КПСС и зарубежных коммунистических партий.

Кроме того автор опирался на советскую и зарубежную литерату-ру,посвященную изучению классового самосознания пролетариата, в частности, на работы А .А .Галкина, Г .Г .Дилигенского,Ф .И .Ильяшенко, В .В .Мшвениерадзе, Т.Т.Тимофеева, Э.Хаана, Й.ІШіайфштайна и др.

В качестве основного источника для анализа антимарксистских концепций автор использовал работы таких социологов , как Р .Арон, Р .Айерман, Д .Белл, А .Гиддинс, Г .Виленски ,У .Лан-декер, ДДеггетт, С.Липсет, Д.Лоприто, Л.Азерлиг, С.Малле,М.Манн, Г.Маркузе, ФЛаркин, Л.Рейссман, СРеншон, X.Рейнольде, К .Роберте, Р.Сентерс, А .Турен, Д.Шварц и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разоблачение буржуазных концепций по данной проблеме позволяет дать отпор антимарксистским фальсификациям и извращениям теории научного коммунизма и, в известной степени, способствовать дальнейшему изучению проблем классового самосознания рабочих.

Практическое значение исследования состоит также в том, что его выводы могут быть использованы в учебно-пропагандистской деятель-юсти, при подготовке к лекциям исеминарам по теории мирового ре-золюционного процесса, при чтении курса лекций по борьбе с антикоммунистической идеологией, по стратегии и тактике коммунистических и рабочих партий как в вузах, так и в системе партийного и юлитического просвещения, а также при разработке спецкурсов по проблемам современного рабочего и коммунистического движения.

- II -

Влияние объективных факторов на формирование классового самосознания пролетариата

Классовое самосознание - это сложный социально-психологический феномен, на развитие которого влияет совокупность различных факторов. Из них основными объективными факторами являются следующие: концентрация рабочих в промышленных городах и производственных центрах; возрастающая эксплуатация рабочей силы капиталом; уменьшение различий в квалификации и заработной плате различных отрядов рабочего класса; необеспеченность средств существования; рост материальных и духовных потребностей трудящихся; социальный опыт и традиции рабочего класса. Рассмотрим их подробнее.

Концентрация рабочих в промышленных городах и производственных центрах Большую роль в превращении пролетариата в »класс для себя" играют крупные города и промышленные центры, где конфликт между капиталом и трудом выражен наиболее отчетливо. Именно в городах впервые зарождается рабочее движение. Это связано с тем, что «при патриархальных отношениях, лицемерно прикрывавших рабство рабочих, рабочий не мог не оставаться простым обывателем, духовно мертвым, не сознающим своих собственных интересов",- пишет Ф.Эн-гельс . Лишь с концентрацией пролетариев на капиталистических предприятиях, когда стало очевидно, что работодателя связывает с рабочим только личная заинтересованность, только погоня за прибылью, имнимые добросердечные отношения" совершенно исчезают, наступает отчуждение. пРабочие начинают чувствовать себя - в своей совокупности - как класс, до их сознания доходит, что, будучи слабыми в одиночку, они все вместе образуют силу; это СПОСОбСТВу- Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.2, с.355. - ет отделению от буржуазии и выработке самостоятельных, свойственных рабочим и их жизненным условиям понятий и идей, появляется сознание своего угнетения, и рабочие приобретают социальное и политическое значение ... И содействовали этому главным образом, осподчеркивает Энгельс,- крупная промышленность и большие города" .

Пространственные перемещения и концентрация рабочих в городах, на крупных промышленных предприятиях оказывают большое влияние на развитие личности рабочего, приводят к росту его социально-политической активности. Развитию классового самосознания в городах благоприятствуют постоянные контакты между рабочими, общность их труда и быта.

Как правило, для выходцев из сельской местности и средних городских слоев характерны индивидуализм, разобщенность, преобладание материальных интересов, в то время как для выросших в городах и в рабочих семьях - более широкий кругозор, общительность, готовность к солидарным действиям. Рабочие крупных городских и промышленных центров обычно являются наиболее сплоченными и передовыми, они в большей степени восприимчивы к революционной идеологии.

Урбанизация, являясь объективным социально-экономическим процессом, способствует осознанию рабочими их специфических интересов как класса. В.И.Ленин отмечает, что итолько крупное машинное производство будит рабочих, просвещает и сплачивает их, создает on объективные условия для массового движения" . В современный период общественного развития рост концентрации производства, выражающийся в увеличении размеров предприятий, в сосредоточении на наиболее крупных предприятиях значительной или даже преобладающей части производства и рабочей силы отдельных отос 00 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.2, с.354. 3" Ленин ВЛ. Поли. собр. соч., т.25, с.236. - раслей, значительно усиливается под влиянием НТР. Резко ускоряется и принимает новые формы процесс монополистической централизации производства и капитала на уровне отдельных компаний. Монополистическая концентрация выходит за национальные рамки, фор-мируются могущественные многонациональные компании, резко увеличивается их значение в экономике капитализма. Все эти процессы усиливают концентрацию рабочего класса, увеличивают его связь с крупным производством. Дальнейшая монополизация капиталистической экономики способствует возрастанию боеспособности пролетариата, расширяет объективные основы его организованности и сплоченности, содействует преодолению профессиональных и отраслевых рамок между отдельными отрядами рабочих, увеличивает возможности его воздействия на экономическую и социальную жизнь капиталистического общества.

Таким образом, под воздействием монополизации усиливается классовая поляризация : рост монополистического гнета создает объективную основу для объединения различных групп пролетариата и непролетарских слоев в борьбе против капиталистической системы.

Однако некоторые буржуазные социологи (Гиддинс А., Леггетт Д., Маркузе Г. и др.) утверждают, что концентрация рабочих в крупных производственных центрах не является ныне объективной основой для формирования классового самосознания. Они пытаются доказать, что городской промышленный пролетариат утратил в настоящее время революционность, эта роль перешла к «маргинальным" слоям города и деревни»

Так, Д.Леггетт полагает, что источником самосознания может быть иаграрно-индустриальная мобильность, слабая профессиональная позиция и членство в маргинальной расовой или этнической группе. Когда одна или несколько из этих характеристик присущи рабочим, то

Но социальная действительность не подтверждает этих заявлений. Как свидетельствует история классовой борьбы, «аутсайдеры", «отверженные ", люмпены, «маргинальные" слои общества никогда еще не были самостоятельной, ведущей революционной силой именно потому, что они являются группой, экономически, политически, социально и идеологически не связанной с прогрессом производительных сил, потому что им не хватает революционной организованности и дисциплины, потому что у них отсутствует политическая программа действий.

Маргинальные слоивікогда не были и не могут быть серьезной самостоятельной революционной силой. Лишь в союзе с организованным рабочим классом и под его руководством они способны на революционные действия. Перед ними два пути: или поддержать буржуазию или примкнуть к пролетариату - самостоятельных политических требований они выдвинуть не в состоянии, поскольку не являются классом. Если они не вливаются в широкий поток пролетарской классовой борьбы, то в лучшем случае могут отвоевать у империалистической системы частичные уступки, но им никогда не добиться коренных социальных изменений. Поэтому надежда на то, что «лишенные привилегий группы, которые подвергаются наиболее сильной эксплуатации и остаются вне организованного рабочего движения" способны, как полагает Маркузе, на совместные революционные действия , совершенно несостоятельна.

Разумеется, мы далеки от того, чтобы определять уровень классового самосознания пролетариата непосредственно из степени кон 38Leggett J. С. Class race and labor. Working class consciousness in Detroit. M.Y», 1968, p.130. Marcuse H. A paper: tiie obscolence of marxism. An interview: the question of revolution. Sydney, 1968, p.3.

Воздействие субъективных факторов на формированиеклассового самосознания пролетариата

Объективной основой развития революционного пролетарского самосознания является классовая борьба. «Только борьба воспитывает эксплуатируемый класс, только борьба открывает ему меру его сил, ложения и борьбы трудящихся в условиях углубления общего кризиса капитализма. М., 1978, с.45. расширяет его кругозор, поднимает его способности, проясняет его ум, выковывает его волю",- писал В.И.Ленин . Однако исторический опыт и уроки классовой борьбы свидетельствуют, что одних лишь объективных факторов, благоприятных для единства действий рабочих, недостаточно, чтобы преодолеть его разобщенность. Определяющее значение в развитии зрелого классового самосознания пролетариата имеют субъективные факторы, формирующие способность и готовность рабочих масс к революционным действиям. Политическая организация рабочего класса и марксистско-ленинская идеология Механизму политической диктатуры монополистической буржуазии рабочий класс и другие трудящиеся противопоставляют свои политические организации и, прежде всего, коммунистические и рабочие партии. Именно поэтому некоторые буржуазные социологи пытаются извратить взгляды основоположников научного коммунизма на роль научной теории и политической организации, принизить их значение в развитии классового самосознания рабочих. В своих рассуждениях они нередко используют ошибочные положения венгерского социолога Г.Лукача, который рассматривал проблемы классового самосознания пролетариата с идеалистических позиций . По его мнению, основой исторического процесса является сознание, направляющее историческое развитие к заранее заложенной в нем цели. Исходя из этого, революционный процесс есть лишь результат реформы сознания. Истинное классовое самосознание рабочих, утверждал он, возникает само по себе, из их материального положе Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.30, с.314. 3 См.: Лукач Г. Материализация и классовое сознание.- Вестник Социалистической Академии. М., 1923, кн. 4, 5, 6. ния при капитализме. Обладая эмпирическим самосознанием, пролетариат якобы способен правильно и глубоко познать социальные процессы и тенденции развития капитализма.

На этом основании Лукач стал сводить деятельность коммунистических партии лишь к культурно-педагогической, отрицая их руководящую, организующую и идеологическую роль в революционной борьбе пролетариата. Он считал, что политическая деятельность компартий при капитализме совершенно не нужна.

Эта неверная трактовка марксистских взглядов ныне широко используется буржуазными и ревизионистскими социологами в борьбе против марксистского учения о классовом самосознании пролетариата, о роли партии в его развитии.

Так, например, С.Липсет утверждает следующее: „Марксистская концепция исторического материализма является центральной в теории Маркса о социальных изменениях. Она предполагает, что экономические и технологические силы - это первоначальное, базис, а политика и ценности функционально производны, они являются надстройкой.

Взяв это за постулат, Маркс верил, что социалистическое движение и в конечном счете пролетарская революция будут развиваться с ростом капиталистической индустриализации. Совместный опыт экономической эксплуатации приведет к возникновению у рабочих классового самосознания и к пониманию, что для ниспровержения капитализма они должны объединиться.

Предсказание, что социализм неизбежен, основано кроме того на вере, что рабочие станут подавляющим большинством индустриального общества и что это обладающее классовым самосознанием большинство обязательно одержит победу. Безусловно, в основе этого утверждения лежит идея, что капитализм как экономическая система под воз действием высокой степени индустриализации будет разрушен" .

Фальсифицируя марксистско-ленинскую теорию, липсет приписывает К.Марксу взгляд, что классовое самосознание развивается автоматически с ростом капиталистического производства. Он игнорирует многочисленные высказывания основоположников научного коммунизма по поводу теоретического воспитания трудящихся масс, о оорьбе с буржуазной идеологией и разлагающим влиянием буржуазного образа жизни. Приписывая Марксу пресловутую идею об автоматическом крахе капитализма, Липсет и ему подобные используют старый прием - извратить, оболгать основные положения марксистско-ленинской теории, чтобы затем победно опровергнуть их, заявить, что они не соответствуют-де современной действительности.

Работники наемного труда составляют ныне подавляющую часть населения капиталистических стран. Возросла степень организованности рабочего класса, располагающего массовыми профессиональными объединениями, сильными политическими партиями. Укрепился его союз с другими социальными слоями, выступающими против монополистического капитала. Рабочий класс имеет большие возможности для защиты своих интересов.

Вместе с тем, в капиталистических странах еще не сложились в достаточной степени необходимые субъективные предпосылки для перехода к социализму, не исчезли некоторые негативные тенденции в организации трудящихся. Рабочее движение расколото, в нем сильны реформистские предрассудки, влияние буржуазных партий. Развитию теоретического самосознания рабочих препятствует внедрение в их сознание идеи о том, что классовое неравенство - это важнейшая закономерность нормально функционирующего общественного организма, оно обусловлено социальным разделением труда. Классовая борьба, в соответствии с этой идеей, объявляется бессмыс ленной и даже вредной, поскольку она мешает эволюции буржуазного общества в нпосткапитажзм", в «технотронную эру".

Кроме этого, необходимо иметь в виду, что политика руководства социал-демократических партий, которое все более смыкается с господствующим классом, развеяла миф о возможности изменения социально-политической сущности монополистического капитализма и тем самым дискредитировала политическую деятельность вообще. Все это порождает в рядах трудящихся разочарование в политике, абсентизм, безразличие, пассивность.

В этих условиях перед коммунистами стоит задача - объединить различные антимонополистические силы во главе с рабочим классом, поднять их на борьбу против системы государственно-монополистического господства за глубокие демократические преобразования, способные открыть перспективы перехода общества к социализму.

Огромное значение в качестве средства связи и взаимодействия между рабочим классом и его партией приобретает идеология. Ее значение определяется прежде всего тем, что классовое самосознание формируется как под воздействием объективных факторов, так и закономерностей развития самого сознания, взаимного влияния взглядов различных социальных групп. В соответствии со степенью и характером идеологических влияний классовое самосознание может опережать развитие его материальных условий или отставать от него, принимая форму ложного самосознания.

«Современная общественно-политическая и экономическая жизнь ежедневно и ежечасно дает множество примеров антагонистической [противоположности интересов труда и капитала, которые не могут не бросаться в глаза,- отмечает Генеральный секретарь Компартии Ка-аады У.Каштан.- Однако эти противоречия и антагонизмы находят выражение в постоянно меняющихся формах, сплошь и рядом обретают новые, не встречавшиеся в прошлом черты, выступают каждый раз в неповторимо конкретном виде. иПростому человеку" не так-то просто разобраться в сложном переплетении событий и фактов повседневности, тем более что буржуазная пропаганда предлагает тысячи фальшивых объяснений и ответов, суть которых сводится к замазыванию этих противоречий, их истинного характера ... Лишь неустанная разъяснительная работа, основанная на глубоком научном анализе обстановки, рассеивающая туман буржуазной пропаганды и дающая верную и правдивую картину современного мира, может способствовать уяснению трудящимися своих подлинных интересов и путей к их удовлетворению. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит коммунистической партии" .

В настоящее время в развитых капиталистических странах действуют 28 коммунистических партий, в которых состоит свыше 3,5 миллионов членов. Эти партии объединяют в своих рядах почти 4/5 всех коммунистов несоциалистических стран .

Коммунистическим партиям приходится работать в различных условиях. В таких странах, как Франция, Италия, Япония, Португалия, Испания, Финляндия, несмотря на значительное влияние в рабочих массах буржуазного реформизма, существует организованный рабочий авангард, который под руководством компартии оказывает заметное воздействие на политическую жизнь этих стран. Компартии сложились и действуют там в среде рабочего класса, имеющего давние традиции классовой борьбы, отличающегося высоким уровнем ор " Каштан У. Кризис и классовые интересы.- Проблемы мира и социализма, 1983, В 6, с.26.

Концепции классового самосознания пролетариата в технологическом детерминизме

Б середине 60-х - начале 70-х годов широкое распространение в западной социологии получили концепции пугасания" классового самосознания пролетариата, в основе которых лежали тезисы об «обуржу-азивании" рабочего класса, интеграции его в капиталистическую систему, превращении в передний класс", «деидеологизации" и «депо-литизации" его классового самосознания. Эти концепции базируются на итехнологическом детерминизме", согласно которому технико-экономический прогресс, изменения в науке, технике, технологии, управлении автоматически ликвидируют классовые конфликты.

В рамках «технологического детерминизма" можно выделить несколько основных концепций классового самосознания рабочих.а) Буржуазно-апологетическая концепция классового самосознания рабочих.

Наиболее полное выражение эта концепция нашла в теориях «индустриального", а позднее - «постиндустриального" общества (Арон Р., Белл Д., Бжезинский 3., Виленски Г., Гэлбрейт Д., Липсет С, Ро-стоу У., Фурастье Ж. и другие). Авторы этих теорий абсолютизируют процессы развития науки и техники, их социально-экономические последствия, особенно такие, как изменение социальной структуры населения, структуры валового национального продукта, повышение квалификации трудящихся.

Д.Белл, например, выделяет три основные социальные тенденции, ведущие к становлению «постиндустриального" общества: во-первых, увеличение удельного веса непроизводственной сферы в общей структуре национальной экономики; во-вторых, увеличение удельного веса и социальной значимости «профессионального" и «технического" классов; в-третьих, возрастание роли теоретического знания, науки как эсновы социально-политического изменения. В современном обществе Белл различает три основных класса: высший класс - элита ученых и верхушка администрации; средний класс - инженеры; низший класс - пролетариат. Иными словами, Белл подменяет социальную структуру общества профессиональной, поэтому для него не существует ни пролетариата, ни буржуазии в научном понимании этих понятий.

По его мнению, невиданный прогресс в области технологии создает изобилие материальных благ. Борьба рабочего класса за повышение своего жизненного уровня в этих условиях теряет всякое значение. Белл заявляет: «Маркс полагал, что социальные отношения будут играть все большую роль и приведут к обострению классовой борьбы. На самом деле эта поляризация не произошла и наиболее важным стало воздействие техники и индустриализации" .Таким образом, классовая борьба у Белла исчезает сама собой, а ее место занимает борьба между профессионалами,контролирующими информацию, и профессионалами,которые лишены этого,- то есть главным источником власти в «постиндустриальном обществе" становится ае владение средствами производства, а обладание информацией.

Авторы теорий «постиндустриализма" утверждают,что марксизм не учел якобы некоторых тенденций в развитии капиталистического об-цества: он преувеличил роль владения собственностью в качестве источника социальных конфликтов и классовых битв, ошибся с поляризацией классов,недооценил сравнительно независимую роль государства.

Они заявляют, что капитализму удалось нейтрализовать источники зоциально-политических конфликтов и заменить их интеграционными їроцессами. С ростом материального благосостояния рабочий класс эволюционирует-де в «средний класс",теряя при этом специфику свое-70 образа жизни, идеалов и ценностных ориентации.Bell D. The coming of post-industrial society. A venture in Social forecasting. ITew York, 1976, p.40-41.

В качестве примера подобной аргументации приведем взгляды Г.Виленски, который, характеризуя рабочий класс США., пишет: «К концепциям, наиболее вводившим нас в заблуждение в попытках постижения социальной действительности, относятся концепции класса и классового самосознания ... Я утверждаю, что в США и других развитых странах классовое самосознание среди рабочих является преходящим феноменом и характеризует рабочих, которые не привыкли к современным метрополиям и к современным условиям труда ...Марксистское классовое самосознание - это спорадическое явление, и, по мере того, как Америка становится богаче, оно уходит в прош-лое"101.

Нечто подобное в отношении европейского пролетариата высказывает С.Липсет: пНаиболее зрелые формы классового самосознания, существовавшие в Европе, пришли в упадок,и в настоящее времякласс служит менее важным источником политической борьбы в развито? том индустриальном обществе, чем он был раньше" . По мнению этих социологов, изменения в системе потребления рабочего класса, происходящие под воздействием НТР, обусловливают распад, идеполитизацию" его классового самосознания. Утрачивая политическое содержание, классовое самосознание наполняется буржуазными ценностями, изменяет свою революционную сущность, перерождается в результате манипулирования потребностяьш и сознанием рабочих со стороны господствующих классов. Они считают, что именно в сфере потребления буржуазный образ 101 Г V/ilenski II. Class, class consciousness and American workers.- In: Labor in a changing America. If.Y.,1966, p.12-14,17. 102 bipset S.M. Г/hatever happened to the proletariat? Encounter, London, 1981, vol.56, Ы b, p.21. жизни для рабочих является наиболее привлекательным. И хотя социальное неравенство сохраняется, доминирующей тенденцией является выравнивание доходов, жизненного и культурного уровня различных социальных слоев капиталистического общества. Перемены в технологии и управлении рассматриваются ими как факторы, содействующие процессу обуржуазивания рабочего класса; в этом же направлении, по их мнению, действует нразмывание" рабочего класса выходцами из сельской местности, строительство новых городов и районов и другие перемены. Расширение контактов, воздействие средств массовой коммуникации делает рабочих более восприимчивыми к новым стандартам, подтачивает нормы их поведения.

Процесс изатухания" классового самосознания пролетариата рассматривается этими социологами не как временное явление, а как результат эволюции индустриального общества в мпосткапитализм". Рабочий класс позволяет якобы интегрировать себя в такой степени, что становится одним из основных оплотов капиталистической системы. Как утверждает С.Липсет, пДеятельность партий и профсоюзов, представляющих менее привилегированные слои в демократических странах, служит стабилизации этих обществ, действительно помогает завоевать приверженность пролетариата этим национальным системам ...Рабочие являются... сторонниками,а не могильщиками капитализ-ма"103.

Буржуазные социологи утверждают, что, по мере того как буржуазия постепенно укрепляла свое положение и добивалась интеграции рабочего класса в капиталистическую систему, она все меньше обращалась к элементам принуждения. Идеологические противоречия утрачивают свою остроту вследствие рационализации мышления противоборствующих сторон, поэтому классовая борьба, как считает Р.Арон,

Концепция «дуалистического самосознания пролетариата

Кроме буржуазных концепций классового самосознания рабочих, основанных на «технологическом детерминизме", в антимарксистской литературе существует концепция «дуалистического" самосознания пролетариата. Отдельные элементы этой концепции встречаются в работах А.Гиддинса, А.Турена и Д.Локвуда, но наиболее полно ее разработал М.Манн. В работе «Самосознание и действие рабочего класса Запада" он подвергает критике как марксистские, так и буржуазные концепции классового самосознания рабочих. Полемизируя с буржуазно-апологетическими и леворадикальными концепциями «технологического детер минизма", утверждающими, что при капитализме происходит примирение классовых конфликтов, он в то же время ставит под сомнение марксистский тезис о превращении пролетариата из пкласса в себе" в «класс для себя". Какова же система его аргументации? Манн признает существование четырех элементов классового самосознания: 1) классовой самоидентификации - «определения себя как рабочего класса, играющего особую роль совместно с другими рабочими в производственном процессе"; 2) оппозиции к буржуазии, «классовой противоположности - чувства того, что капитализм и его представители являются для рабочего класса враждебной силой"; 3) «целостного представления об обществе, то есть принятия двух предыдущих элементов в качестве определяющих характеристик а) определенного совокупного социального положения и б) всего общества, в котором человек живет"; 4) нконцепции альтернативного общества - цели, для достижения тдо которой необходима борьба с противоположной системой" . Манн подчеркивает,что «истинно революционное самосознание является комбинацией всех четырех элементов и в действительности теп существует очень редко" . По его мнению, в современном капиталистическом обществе противоречие между трудом и капиталом не вытесняется другими социальными противоречиями, как об этом заявляют социологи буржуазно-апологетического и леворадикального направлений, но тем не менее конфликт между общественным характером производства и частнокапи 149 Mann Ы. Consciousness and action among the western working class. London, 1973, p.13. 150 Ibid. -талистической формой присвоения явно недостаточен для формирования всех элементов классового само со знания рабочих. Манн утверждает, что, вопреки убеждению марксистов, главные факторы, определяющие современное классовое самосознание, лежат вне структуры капитализма, поэтому элементы, составляющие его, разобщены и никогда не разовьются полностью.

При этом Манн приписывает марксизму концепцию,согласно которой рост классового самосознания происходит в результате нвспышек", порождаемых острыми классовыми конфликтами. Эти «вспышки" якобы способствуют усвоению рабочими социалистической идеологии.

По его мнению, среди современных марксистов распространена концепция двойственного самосознания, самосознания действительного и возможного. Он пишет: «Согласно Марксу, самосознание пролетариата возникает из его непосредственного практического опыта под воздействием основного противоречия между существующими индивидуальными отношениями производства и возникающими коллективными силами производства. Капиталистические частнособственнические отношения развивают пролетариат,сила которого основана на коллективизме и опыте. Самосознание рабочего класса диалектически вырастает с опытом в тред-юнионах,в политических партиях и в сфере самого производства.Таким образом, по Марксу, если субъективное самосознание отсутствует, то имеются объективные условия, и эти два момента немогут существовать раздельно" .

Однако, утверждает Манн, старое представление о постепенном развитии классового самосознания марксисты сейчас отбросили. Популярной стала точка зрения, что обычно самосознание существует вMann М. Op. cit., р. 12. скрытой форме, а в революционной ситуации происходит его взрыв.

По мнению марксистов, пишет он, реформизм рабочих преодолевается в результате внезапного усиления отчужденности, которая приводит к вспышке самосознания рабочих. Современный марксизм, считает Манн, выдвигая тезис о вспышке самосознания, опирается на известное замечание Маркса, что решающее значение для судеб рабочего класса имеет не то, в чем в данный момент видит свою цель тот или иной пролетарий или даже весь пролетариат, а то, что представляет собой пролетариат на самом деле и что он, сообразно этому своему бытию, исторически вынужден будет делать.

Согласно Манну, эта концепция различает,с одной стороны, действительное самосознание рабочих,а с другой - возможное самосознание152.

В соответствии с новой концепцией классового самосознания, полагает он, рабочий в обычных ситуациях воспринимает свой труд как враждебную силу. На этом этапе он еще классово несознателен и может иметь консервативные взгляды, но уже недоволен своим положением и пытается изменить его. Его согласие с системой носит прагматический характер и объясняется равновесием сил в промышленности.

Манн отмечает, что когда оно нарушается, обычно в период забастовки, то становится заметным возмущение рабочих. На этой ступени они начинают нрасширятъ" свое самосознание. Несмотря на то, что коллективные действия рабочих затем ослабевают или достигают ограниченных целей, они способствуют росту классового самосознания.

Следовательно, пишет Манн, одновременно происходят два процесса: осознание рабочими своего положения и быстрые циклы воз Mann М. Op. cit., р.45.

Похожие диссертации на Критика антимарксистских концепций классового самосознания пролетариата