Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Переход народов Советского Востока к социализму, минуя капитализм, как новый тип общественного прогресса Рахметов Кияседен Джукалтаевич

Переход народов Советского Востока к социализму, минуя капитализм, как новый тип общественного прогресса
<
Переход народов Советского Востока к социализму, минуя капитализм, как новый тип общественного прогресса Переход народов Советского Востока к социализму, минуя капитализм, как новый тип общественного прогресса Переход народов Советского Востока к социализму, минуя капитализм, как новый тип общественного прогресса Переход народов Советского Востока к социализму, минуя капитализм, как новый тип общественного прогресса Переход народов Советского Востока к социализму, минуя капитализм, как новый тип общественного прогресса Переход народов Советского Востока к социализму, минуя капитализм, как новый тип общественного прогресса Переход народов Советского Востока к социализму, минуя капитализм, как новый тип общественного прогресса Переход народов Советского Востока к социализму, минуя капитализм, как новый тип общественного прогресса
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Рахметов Кияседен Джукалтаевич. Переход народов Советского Востока к социализму, минуя капитализм, как новый тип общественного прогресса : ил РГБ ОД 71:85-9/51

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА И ЕЕ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 18-52

1. Революционный переворог в учении об обществе, совершенный марксизмом, я создание подлинно научной теории общественного прогресса 18-28

2. Сущность и основные проявления общественного прогресса, его объективность и познаваемость 28-52

Глава II. ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, РАЗВИТИЕ ОБ ЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПРОГРЕСС ОБЩЕСТВА 53-75

1. Общественное разделение труда и социальный прогресс 53-65

2. Проблема развития общественных отношений и общественный прогресс 65-75

Глава III. ДИАЛЕКТИКА ОБЪЕКТИВНОГО И СУБЪЕКТИВНОГО В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОГРЕССЕ 76-92

Глава ІV.СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА 93-148

1. Общие законы общественного прогресса 93-110

2. Частные законы общественного прогресса ...110-127

3. Антагонистический характер общественного прогресса в дореволюционном Казахстане ...127-148

Глава V. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СОЦИАЛИЗМУ, МИНУЯ КАПИТАЛИЗМ 149-201

I. Единство революционной теории, политики и деятельности КПСС в условиях некапиталисти ческого развития 153-182

2. Диктатура пролетариата и национальная государственность как факторы общественного прогресса 182-201

Глава П. ЛИКВИДАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО УГНЕТЕНИЯ НАРОДОВ - ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ 202-266

Глава УП. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ПЕРЕХОДЕ НАРОДОВ СОВЕТСКОГО ВОСТОКА К СОЦИАЛИЗМУ 267-301

Глава УШ. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ НЕКАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ПУТИ 302-336

Глава IX. КУЛЬТУРНЫЙ ПРОГРЕСС В УСЛОВИЯХ НЕКАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 337-385

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 386-399

БИБЛИОГРАФИЯ

400-450

Введение к работе

Актуальность исследования. Материалистическое понимание истории, созданное К.Марксом и Ф.Энгельсом, позволило впервые рассмотреть исторический прогресс как естественно-исторический закономерный процесс движения общества, развития человечества от низшего к высшему. Выделение способов производства, выяснение подлинных причин их движения и развития, а также смены одного способа производства другим дало прочную научную основу материалистической концепции общественного прогресса, выяснения объективных тенденций его движения. Без тени преувеличения можно сказать, что человечество впервые получило реальную возможность предвидеть объективные тенденции общественного развития и строить свою деятельность в соответствии с этими тенденциями.

Марксистская концепция исторического прогресса органически связана с основами всего учения основоположников научного коммунизма. Она не только спонтанно вытекает из этого учения, но и выступает как теоретическое обоснование всемирно-исторической миссии рабочего класса, исторического оптимизма, который пронизывает его идеологию и деятельность. Отсюда следует непреходящая теоретическая и практическая актуальность разработки проблем исторического прогресса на основе обобщения нового опыта исторического развития, выявления и анализа глобальных проблем человечества, возникших и остро проявившихся во второй половине XX века.

Как показывает весь исторический опыт, пути прогресса человечества не сводятся к одной смене способов производства, к одноименной смене общественно-экономических формаций. Пути прогресса оказываются более сложными. Прогресс отдельных народов и стран при сохранении общей направленности движения не является простым аналогом прогресса других народов и стран. Многие народы миновали рабовладельческий способ производства. По мере развития взаимосвязей между народами пути прогресса локальных цивилизаций все в большей мере испытывали внешние влияния, под воздействием которых складывался исторический опыт движения данного народа. Этот процесс приобрел особое значение в нашу эпоху, главным содержанием которой является переход от капитализма к коммунизму. В центре этой эпохи стоит раоочий класс я его основное детище - мировая система социализма. Он оказывает все возрастающее влияние на мировой исторический процесс, вызывает к жизни новые формы и пути исторического прогресса. Пожалуй, наиболее значительная из этих форм - переход ряда народов к социализму, минуя капитализм. Этот путь исторического прогресса, впервые появившийся в Советском Союзе, со временем приобрел международное значение. По этому пути пошли многие народы других стран, для которых исторический опыт ряда народов нашей страны, в частности опыт народов Средней Азии и Казахстана, представляет практический, жизненный интерес. Между тем теоретическое обобщение этого опыта далеко не закончено, не говоря уже о том, что путь движения к социализму, минуя капитализм, спонтанно порождает ряд проблем развития этих народов уже в условиях социализма. Содержание этих проблем и пути их решения четко определены в докладе Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Ю.В.Андропова "Шестьдесят лег СССР".

Таким образом, актуальность дальнейшего исследования процесса перехода народов Средней Азии и Казахстана к социализму, минуя капитализм, а также особенностей современного развития с точки зрения исторического прогресса обусловлена рядом при- чин как внутреннего, гак и международного характера. К числу последних относятся, по крайней мере, следующие. Во-первых, углубление общего кризиса капитализма, усиление борьбы международного рабочего класса, широких народных масс против социального и национального гнета, за прочный мир, демократию и социализм. Во-вторых, распад колониальной системы поставил перед освободившимися народами проблему выбора пути своего дальнейшего развития. В-третьих, ряд стран, освободившихся от колониального ига, уже твердо встали на путь движения к социализму, минуя капитализм, и избрали социалистическую ориентацию своего развития. Что касается причин внутреннего порядка, го здесь можно отметить следующее. Построение зрелого социализма в СССР, успехи братских стран социализма создают новый опыт всестороннего прогресса общества, гармоничного и динамичного развития общественной жизни, исторического творчества народных масс, которые нуждаются в теоретическом анализе. При этом значительный интерес представляет теоретический анализ общественного прогресса народов, которые совершили переход к социализму, минуя капитализм. Новые выводы и обобщения в этой области нашли свое концентрированное выражение в теории развитого социализма, разраооганной КПСС. Следует отметить, что общественный прогресс в наше время протекает под воздействием научно-технической революций. Общественный прогресс приобретает новые, ранее невиданные черты, возникают новые явления. Теоретический анализ новых черт и проявлений исторического развития обогащает марксистскую теорию общественного прогресса.

Дальнейшая разработка этой теории служит разоблачению современных буржуазных концепций общественного прогресса, которые проповедуют безграничные возможности совершенствования и трансформации капитализма, конвергенцию противоположных общественных систем и т.п. Вместе с тем растет необходимость более углубленной критики ревизионистских взглядов на общественный прогресс.

Построение социализма в СССР явилось величайшей победой человечества, оказало огромное влияние на мировой социальный прогресс. Одним из великих завоеваний Великой Октябрьской социалистической революций, ярким воплощением животворной силы ленинизма является утвердившаяся в нашей стране дружба народов, успешное решение национального вопроса. Исторический опыт СССР убедительно показал, что только на базе социализма можно успешно и окончательно решить национальный вопрос, порожденный капитализмом и являющийся ныне еще не решенной острейшей проблемой в капиталистическом мире.

Глубокое изучение и обобщение опыта перехода народов восточных окраин России к социализму и выявление на этой основе закономерностей данного процесса приобретает большую актуальность в современных условиях, когда "Молодые государства, и в первую очередь те из них, которые выбрали социалистическую ориентацию, с живым интересом относятся к советскому опыту национально-государственного строительства, перехода ряда народов СССР к социализму, минуя капиталистическую стадию развития".

Исследование общественного прогресса, который осуществился в Казахстане за годы Советской власти, представляет значительный научный интерес. Казахстан - это классический образец превращения невероятно отсталой национальной окраины в передовую социалистическую республику.

Исследование процесса революционного перехода к социализму, минуя капитализм, обогащает исторический материализм и тезі. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г. М.: Издательство политической литературы, 1982, с.83. орию научного коммунизма, гак как позволяет конкретизировать представления о путях революционного преобразования общества, дает обоснование георщ перехода народов к социализму, минуя капитализм, а также расширяет возможность применения этой теории в различных регионах, где народы, не прошедшие капиталистическую стадию развития, стоят перед выбором путей и форм общественного прогресса; позволяет более точно учитывать специфику развития стран, избравших путь движения к социализму, минуя капитализм, творчески использовать проверенные на практике формы и пути такого перехода.

Проблема общественного прогресса ранее отсталых народов занимает одно из важных мест в теории и практике коммунистического строительства. На ХХУ и ХХУІ съездах КПСС подчеркивалась необходймосгь дальнейшей комплексной разработки актуальных вопросов национального развития и национального строительства в СССР, воспитания трудящихся в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, гордого чувства принадлежности к единой великой Советской Родине, усиления борьбы за полное и окончательное преодоление национальных предрассудков в сознаний людей. Исследование закономерностей и особенностей общественного прогресса народов Средней Азии, как видно, лежит в русле этих задач.

Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС поставил перед идеологическими работниками в области формирования марксистско-ленинского мировоззрения задачу тесно связывать его "с убедительной и умелой пропагандой наших исторических достижений, преимуществ нового строя. Надо глубже раскрывать значение таких фундаментальных ценностей социализма, как коллективистский дух и товарищеская взаимопомощь, подлинное народовластие и гуманизм, братская дружба народов, нравственное здоровье общества и уверенность каждого человека в завтрашнем дне".

Состояние научной разработки проблемы. Общественный прогресс и его отдельные аспекты довольно обстоятельно и глубоко рассмотрены в грудах советских философов и историков, опублико-ванных в печати. Философско-социологический анализ динамики общественного прогресса, в особенности в условиях строительства социализма и коммунизма, дан в трудах академиков В.Г.Афанасьева, М.Б.Мйтина, Ф.В.Константинова, П.Н.Федосеева, чл.-корр. М.Д.Кам-мари, М.Т.Иовчука, Ц.А.Сгепаняна, И.Т.Фролова, Б.А.Чагина, докторов философских наук Г.З.Апресяна, Г.М.Гака, М.С.Джунусова, В.Ж.Келле, А.М.Ковалева, М.Я.Ковальзона, А.С.Ковальчука, А.Д.Ко- сичева, М.И.Куличенко, Х.Н.Момджяна, Б.А.Амантаева, К.Б.Бейсам-биева, Н.Д.Джандильдина, А.Х.Касымжанова, Д.К.Кшибекова, Л.М.Славина, М.М.Сужикова и др.

Коммунист, 1983, Ю, с.25-26.

См.:Асланян Г.Г. Идея прогресса в буржуазной философии истории.Ереван: - Изд-во Академии наук Армянской ССР, 1965; Аргановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Философско-методологический анализ современных зарубежных концепций. - Л.:Просвещение, 1967; Бернардинер В. Что такое прогресс человечества - Вопросы философии, 1958, $2; Буслов К.П. Проблема социального прогресса в грудах В.И.Ленина /І9І7-І923 гг./. - Шнек.: Изд-во Академии наук БССР, 1963; Глезерман Г.Е. Законы общественного развития: их характер и использование. - М.: Политиздат, 1979; Кон М.С. Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли. - М.: Соцэкгиз, 1959; Макаровский А.А. Общественный прогресс. - М.: Политиздат, 1970; Мигин М.Б. Философия и социальный прогресс: Анализ современных буржуазных концепций социального прогресса. - М.: Наука, 1979; Мишин В.И. Общественный прогресс. - Горький.:Волго-Вяг.кн.изд-во, 1970; Николаева Л.В. Типы социального прогресса. - М.: Изд-во Московского университета, 1967; Семенов Ю.Н. Общест- ' венный прогресс и социальная философия современной буржуазии. - М.: Наука, 1965; Сурин В.И. Социализм и мировой социальный прогресс. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1972; Украинцев Б.С. Новый тип общественного прогресса. - Вопросы философии, 1962, ЖЕ: Федосеев П.Н. Диалектика современной эпохи. М.: Наука, 1978; Францов Г.П. Исторические пути социальной мысли. - М.: Мысль, 1965 и др.

Имеется немало содержательных работ о некапиталистическом развитии народов Советского Востока, созданных философами, экономистами, историками, государствоведами. На большом фактическом материале в них исследуются общетеоретические вопросы некапиталистического развития, закономерности и особенности ломки докапиталистических и установления социалистических общественных отношений. В трудах советских экономистов и историков исследованы особенности социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, культурной революции, изучается опыт партийного руководства процессом перехода ранее отсталых наро-

I. В их числе: Агафонов В.ЇЇ. Марксистско-ленинское учение о некапиталистическом пути развития. - М.: Высшая школа, 1978; Алгмышбаев А.А. Октябрь и развитие общественного сознания киргизского народа. - Фрунзе.: йлим, 1980; Амангаев Б.А. Социализм и коренное преобразование социальной природы казахского крестьянства. - Алма-Ата.: Наука, 1969; Ахмедова М.А. Некапиталистический путь: некоторые проблемы теории и практики. - Ташкент.: Узбекистан, 1976; Грошев И.И. Исторический опыт КПСС по осуществлению ленинской национальной политики. -М.: Мысль, 1967; Джунусов М.С. Об историческом опыте строительства социализма в ранее отсталых странах. - М.: Госполиг-издат, 1958; Жангельдин Т.Ж. Диктатура пролетариата и становление социалистических общественных отношений. - Алма-Ата.: Наука, 1973; Кшибеков Д.К. О закономерностях замены докапиталистических производственных отношении социалистическими /на примере Казахстана/. - Алма-Ата.: Изд-во АН Каз.ССР, 1963; Ленинизм и опыт строительства социализма в республиках Советского Востока. Фрунзе.: Кыргызстан, 1970; 0 закономерностях перехода народов ранее отсталых стран к социализму. - Алма-Ата.: Изд-во АН Каз.ССР, 1963; От средневековья к вершинам современного прогресса. - М.: Наука, 1965; Сужиков М.М. Социально-экономические проблемы национальной консолидации /на примере Казахстана/* - Алма-Ата.: Наука, 1968; Тасганов Ш.Ю. Советский опыт формирования и развития интеллигенции ранее отсталых народов /на примере Казахстана/. - Алма-Ата.: Казахстан, 1975; Тулепбаев Б.А. Осуществление ленинской аграрной политики партии в Республиках Средней Азии. М.: Мысль, 1967; Турсунбаев А.Б. Казахский аул в грех революциях. -Алма-Ата.: Казахстан, 1967 и др. дов СССР к социализму, минуя капитализм.I в грудах руководителей Коммунистической партии среднеазиатских республик и Казахстана обобщен богатейший материал, характеризующий историю партийных организаций, их роль в руководсгве народными массами, раз- вигии экономики и культуры. На симпозиумах и научно-георегичес- ких конференциях творчески обсуждались многие актуальные пробле-мы некапиталистического развития.

1. См.: Алампиев П.М. Ликвидация экономического неравенства народов Советского Востока и социалистическое размещение производительных сил /исторический опыт Казахской ССР/. М.: Изд-во АН СССР. 1958: Баишев С. Победа социализма в Казах стане. - Алма-Ата.: Изд-во АН Каз.ССР, 1961; Дахшлейгер Г.Ф. Социально-экономические преобразования в ауле и деревне Ка захстана. - Алма-Ата.: Наука, 1965; Нейшгадг С.А. Социалисти ческое преобразование экономики Казахской ССР в 1917-1937 гг.

Алма-Ата.: Казгосиздаг, 1957: Бейсембиев К.Б. Победа марксистско-ленинской идеологии в Казахстане. - Алма-Ата.: Казахстан, 1970; Джандильдин Н.Д. Расцвет культуры и науки в Советском Казахстане. - Алма-Ата.: Казахстан, 1956; Ержанов А.Е. Успехи национальной политики КПСС в Казахстане /I946-1958 гг./

Алма-Ата.: Наука, 1969.

См.: Кунаев Д.А. Отчетный доклад ЦК Компартии Казахстана ХІУ съезду Компартии Казахстана. - Алма-Ата.: Казахстан, 1976; его же. Отчетный доклад ЦК Компартии Казахстана ХУ съезду Компартии Казахстана. - Алма-Ата.: Казахстан, 1981; его же. Советский Казахстан. М.: Изд-во политической литературы, 1982; Рашидов Ш.Р. 60-легие Великого Октября и торжество" пролетарского интернационализма в СССР. - м.: Политиздат, 1977; его же. Советский Узбекистан. - М.: Изд-во политической литературы, 1982; Усубалиев Т.У. Дружба народов - наше бесценное завоевание. - М.: Изд-во политической литературы, 1977; его же. Советский Кйргийган. - М.: Изд-во политической литературы, 1982 и др.

Исторический опыт КПСС в борьбе за укрепление мира и дружбы между народами. - Алма-Ата.: Наука, 1978; Опыт социалистических преобразований в СССР и его международное значение. - М.: Наука, 1974; Проблемы национально-освободительного движения. - М.: Мысль. 1970; Торжество ленинской националь ной политики. - Алма-Ата.:Наука, 1973 и многие другие.

Анализ работ советских ученых, занимающихся исследованием проблеглы некапиталистического развития, показывает, что к настоящему времени уже сделано многое в разработке ленинских идей, в конкретно-историческом освещении некапиталистического пути развития народов Советского Востока. Менее разработаны социальные последствия этого процесса, поскольку отсутствуют специальные фундаментальные исследования, посвященные исследованию закономерностей общественного прогресса в условиях некапиталистического развития. А они нужны, тем более, что исторический опыт ускоренного экономического и социального развития республик Советского Востока, поднявшихся за 3-4 десятилетия от крайней отсталости и докапиталистических отношений до высот социально-экономического и культурного прогресса, подвергается злобным нападкам со стороны антикоммунистов, стремящихся парализовать влияние успехов нашей страны на национально-освободительное движение. Всестороннее разоблачение фальсификаций, изобилующих в работах буржуазных историков, философов, социологов, экономистов по данной проблеме, является актуальной задачей советских ученых, которые призваны "Аргументированно разоблачать буржуазных фальсификаторов истории нашей страны, национальной политики КПСС. Наглядно, на конкретных фактах показывать неискоренимость национального гнета и неравенства в мире капитала, проявления национальных и расовых антагонизмов, грабительский характер отношений, навязываемых империализмом народам развивающихся стран; усилить патриотическое и интернациональное воспитание молодежи".

I. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г. - М.: Изд-во политической литературы, 1982, с.30.

12 Нисколько не умаляя всей важности проделанной работы по критике современной буржуазной теории общественного развития, в го же время хотелось бы подчеркнуть, что интересы строительства коммунизма и успешной борьбы с враждебной нам идеологией настоятельно требуют обратить самое пристальное внимание прежде всего на позитивную разработку основных проблем марксистской теории социального прогресса, в том числе общественного прогресса ранее отсталых народов, миновавших капиталистическую формацию. Несмотря на значительные достижения в исследовании перехода народов Советского Востока к социализму, минуя капитализм, до сих пор, однако, еще нет обобщающих работ, анализирующих накопленный ими опыт строительства нового общества с точки зрения теории общественного прогресса. Поставленные проблемы еще мало исследованы в философско-социологическом аспекте, в плане исторического материализма и теории научного коммунизма. Между тем их разработка способна обогатить исследования представителей конкретных общественных наук. Подход к проблеме некапиталистического развития народов с точки зрения теории общественного прогресса позволяет рассмотреть целый спектр философско-социоло-гических проблем, имеющих непосредственное отношение к революционной практике.

Цель и задачи исследования. Основная цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть проблему развития отсталых стран к социализму, минуя капитализм, с точки зрения общественного прогресса в философско-социологическом аспекте.

I. Баграмов Э.А. Национальный вопрос и буржуазная идеология. -М.: Мысль, 1966; Модржинская Е.Д. Ленинизм и современная идеологическая борьба. - М.: Мысль, 1972; Хидоягов Г.А. Ленинская национальная программа и современная идеологическая борьба. - Ташкент.: Узбекистан, 1972 и многие другие.

Для достижения этой цели в работе исследуются условия, специфические закономерности и особенности перехода ранее отсталых народов Советского Востока от докапиталистических отношений к социализму; выявляются формы исторического творчества народных масс в различных сферах жизни общества в период перехода от докапиталистических отношений к социализму, пути и средства решения национального вопроса, преодоления экономической и культурной отсталости освобожденных народов; раскрываются формы и методы осуществления ленинского плана построения социализма в республиках Советского Востока, которые в своем развитии миновали капитализм; освещается роль Коммунистической партии и Советского государства как решающих субъективных факторов социального прогресса народов Средней Азии; показывается стратегия и тактика КПСС в своеобразных условиях Средней Азии вообще и Казахстана в особенности; раскрывается международное значение опыта ускоренного перехода ранее отсталых народов к социализму, минуя капитализм. В диссертации исследуется и теоретически обобщается преимущественно исторический опыт развития Казахстана в контексте процесса перехода к социализму, минуя капитализм, всех народов Средней Азии.

Научная новизна исследования состоит прежде всего в самой постановке проблемы, в изучении закономерностей, особенностей и социальных последствий перехода народов Советского Востока к социализму, минуя капитализм, под углом зрения общественного прогресса. Специальные работы на эту тему отсутствуют.

Переход к социализму, минуя капитализм - это качественно новое явление в истории человечества. Отсюда неослабевающий интерес к уже совершившемуся переходу народов Советского Востока к социализму как одной из форм общественного прогресса в современную эпоху. Теоретическое осмысление этого исторического опыта осуществляется в данной работе в философско-социологичес-ком плане.

Элементы новизны содержатся в анализе влияния общественного разделения груда, различных типов и видов общественных отношений на поступательное развитие общества (гл.П), взаимосвязи объективного и субъективного в общественном прогрессе (гл.Ш).

При освещении общих и частных законов общественного прогресса, в том числе в условиях социалистического общества, указывается, например, закон единства экономического, социального, политического и духовного прогресса в условиях развитого социализма, который до сих пор в литературе не упоминался (гл.ІУ).

В работе уточняются некоторые категории и понятия, дается определение общественного прогресса, его основных элементов и основного направления, движущих сил развития общества, критериев общественного прогресса. Вводятся уточнения содержания общественного разделения труда на высшей фазе коммунизма, законов общественного прогресса. Закон возрастания роли народных масс в истории рассматривается как один из законов общественного прогресса, выясняются общие черты социалистического и коммунистического прогресса, дается трактовка индустриализации как общей закономерности строительства социализма для стран и народов, которые в ходе своего развития минуют капитализм. В работе имеется ряд уточнений и критических замечаний по поводу некоторых суждений и взглядов в опубликованных работах.

Значительное внимание в работе уделяется ряду методологических вопросов теории общественного прогресса, поскольку это необходимо для исследования закономерностей и особенностей перехода ранее отсталых народов к социализму, минуя капитализм, выявления объективных и субъективных условий, определяющих воз- можносгь такого перехода и пути его реализации на практике.

Постановка и решение указанных выше задач вызвана как общетеоретическим, философско-социологическим характером диссертации, их недостаточной изученностью, гак и политическим, практическим значением их разработки.

Методологическая основа исследования и основные источники. Научный фундамент диссертации составляют теоретические положения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина об общественном прогрессе, документы КПСС, международного коммунистического движения, выступления руководителей КПСС и Советского правительства. В работе учтены результаты исследований советских и зарубежных марксистов, посвященных проблемам исторического прогресса. Особое внимание уделялось трудам по истории СССР и республик Советского Востока. Ценным источником явились выступления советских авторов на страницах периодической печати, статистические и архивные материалы.

Практическая значимость работы. Изучение и теоретическое обобщение опыта социалистического развития народов Советского Востока, выявление общих закономерностей и особенностей этого пути исторического прогресса имеет теоретическое и практически-политическое значение, гак как призвано способствовать определению стратегии и тактики тех политических сил в освободившихся странах, которые избрали подлинно социалистическую ориентацию развития. Опыт народов Советского Востока, как первый завершенный опыт некапиталистического пути перехода к социализму, дает возможность определить не только ведущие тенденции, пути и методы такого перехода, но и его результаты как непосредственные, гак и контексте всемирно-исторического процесса.

Материалы и выводы нашего исследования могут быть исполь- зованы в ходе дальнейшей научной разработки теории общественного прогресса, изучения закономерностей и особенностей перехода стран и народов от докапиталистических отношений к социализму, а также лекторами и пропагандистами, работающими в системе политического образования, выступающими по линии общества "Знание" и т.п. Они представляют интерес и для преподавателей исторического материализма и теории научного коммунизма. В курсе исторического материализма наше исследование может быть использовано при освещении таких тем, как "Общественно-экономическая формация", "Историческая закономерность и сознательная деятельность людей", "Общественный прогресс", "Базис и надстройка", "Классы и классовые отношения", "Политическая организация общества", "Социальная революция", "Исторические формы общности людей", "Роль народных масс и личности в историй", "Критика современной буржуазной социологии" и др. В курсе научного коммунизма изучаются марксистско-ленинская теория социалистической революции, учение о диктатуре пролетариата и социалистическом государстве, проблемы национально-освободительного движения, переходного периода от капитализма и докапиталистических отношений к социализму и др., которые анализируются в нашей работе и могут помочь преподавателям при подготовке лекций по соответствующим темам и проведений семинарских занятий.

Теоретический анализ закономерностей, особенностей и социальных последствий общественного прогресса народов Советского Востока имеет практическое значение для управления социальными процессами в условиях развитого социализма.

Апробация диссертации. Результаты исследования обсуждались на заседаний кафедры научного коммунизма Казахского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им.С.М.Кирова, на объединенном заседании кафедр общественных наук и куль- туры Республиканского института повышения квалификации работников культуры с участием кафедры философии и научного коммунизма Казахского государственного янсгягута физической культуры, кафедры истории КПСС педагогического института иностранных языков и на кафедре философия и научного коммунизма Алма-Атинского института народного хозяйства. Материалы исследования излагались в ряде докладов автора на теоретических семинарах, а также использовались при разработке программ я темагякя лекций по линяя общества "Знание".

Ряд книг автора были представлены на ВДНХ СССР и Казахской ССР, а некоторые материалы диссертационной работы использованы при проведения конкрегно-соцяологяческого исследования в г.Эки-бастузе на стройках союзного значения. Основное содержание диссертации изложено в коллективной монографии, книгах, брошюрах и статьях автора.

Большой и обширный круг вопросов, связанных с исследованием диалектики общественного прогресса народов, миновавших капяга-лясгяческую формацию, требует для их полного я всестороннего язученяя совместных усяляй фялософов, экономясгов и ясгорякоБ. И, естественно, автор в настоящей работе не претендует на всестороннее я полное освещение всех аспектов этой проблемы. Он надеется, что его работа привлечет внимание исследователей к еще недостаточно изученным аспектам теории общественного прогресса и будет способствовать их дальнейшему углубленному анализу.

Революционный переворог в учении об обществе, совершенный марксизмом, я создание подлинно научной теории общественного прогресса

Идея общественного прогресса была выдвинута и разрабатывалась еще до возникновения марксизма. Мысль о поступательном характере общественной жизни встречается в произведениях Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара. Значительный вклад в разработку идея общественного прогресса внесли французские просветители ХУШ в., социалисты-утописты, русские революционные демократы XIX в. Коренной переворот во взглядах на общество, совершенный К.Марксом и Ф.Энгельсом, охватил также весь комплекс проблем, связанных с исследованием общественного прогресса. Они создали целостное учение об общественном прогрессе, всесторонне ясследоваля законо-мерносгя я особенностя капяталистяческого прогресса, осветяля отличительные черты прогресса в условиях первобытнообщинного, рабовладельческого я феодального строя. К.Маркс, Ф.Энгельс я В.И.Ленин доказаля, что революционный переход от капяталязма к соцяалязму открывает новую эру в ясторяя прогресса - прогресса коммунистического. Большое внимание уделяли оня методологяческям вопросам язученяя общественного прогресса.

Дяалектяко-магериалясгяческяй характер марксистско-ленинской теории общественного прогресса состоит в том, что все аспекты общественного прогресса (его содержание, движущие силы, типы и т.д.) рассматриваются с позиций диалектического материализма и магериалястяческого понимания истории, что позволяет определить материальную основу общественной жизни в ее поступательном развитии, зависимость общественного сознания от общественного бытия, его относительную самостоятельность я активное обратное воздействие на условия материальной жизни общества, взаимосвязь прогресса и регресса. Благодаря такому подходу была определена несостоятельность идеализма и метафизики в понимании общественного прогресса и его движущих сил. Он стал рассматриваться как явление исторически развивающееся, зависящее от изменений в способе производства материальных благ, взаимоотношений классов, а не от воли бога, развития абсолютной идеи или от "человеческой природы", идеалов "критически мыслящей личности" и т.п.

Для объективно-идеалистической философии истории характерно конструирование хода истории по априорному логическому плану. Этот взгляд нашел свое наиболее полное выражение во взглядах Г.Гегеля. Хотя многие современные объективные идеалисты перешли на позиции плюрализма в истолковании природных и общественных процессов, изображая идеальное в виде атомарных феноменов, сами же эти феномены выступают как зависимые от идеальных, "божественных начал".

Субъективными идеалистами общественный прогресс - поскольку он признается - сводится к субъективной активности личности, рассматривается как простой вывод их абстрактной идеи, "формулы прогресса". Так, социальная динамика О.Конга представляет из себя в сущности применение общей формулы прогресса к действительной истории человечества. Г.Спенсер суть прогресса видит в превращении "однородного в разнородное".

Общественное разделение труда и социальный прогресс

Для понимания движущих сил и форм проявления общественного прогресса важное значение имеет исследование общественного разделения труда и его кооперации. Между гем в работах по общественному прогрессу эта проблема специально не рассматривалась. Общественное разделение груда пришло на смену естественному разделению труда, когда трудовые функции выполнялись людьми в зависимости от их пола и возраста. Общественное разделение труда проявляется в обособлении людей по различным видам груда, закреплении их различного социально-эконошческого положения в обществе. Так, с отделением духовного производства от материального эксплуататорские классы сосредоточивают в СВОИХ руках средства и продукты духовного производства, что обеспечивает господство их политической и правовой идеологий, философских взглядов, нравственных норм и эстетических ценностей в духовной жизни общества. "Разделение труда в пределах той или иной нации, - говорится в "Немецкой идеологии" К.Маркса и Ф.Энгельса, - приводит прежде всего к отделению промышленного и торгового груда ог груда земледельческого и, тем самым, к отделению щщ ог д_еревни и к противоположности их интересов. Дальнейшее развитие разделения груда приводит к обособлению торгового труда ог промышленного. Одновременно, благодаря разделению труда внутри этих различных отраслей, развиваются, в свою очередь, различные подразделения индивидов, сотрудничающих в той или иной отрасли труда".

В одной из философских работ утверждается, что "разделение между умственным и физическим трудом сыграло в истории рС)бу$.

.Щь, явилось основой раскола общества на антагонистические клас т сы . Как ни важна эта роль, определяющее значение в возникновении антагонистических классов и борьбы между ними имело появление частной собственности на средства производства, которая создала экономическую возможность эксплуатации человека человеком.

Специализация и профессионализация труда вытекают из необходимости удовлетворения разнообразных потребностей людей, для чего необходимы определенные знания, навыки и умения. Специализация труда обусловливает рост его производительности (это является прогрессивным явлением).

Диалектика объективного и субъективного в общественном прогрессе

На основе материалистического понимания истории были раскрыты сущность и соотношение стихийности и сознательности, объективных условий и субъективного фактора в развитии общества. Благодаря этому удалось познать механизмы деятельности людей в различных сферах общественной жизни, пути ее воздействия на общественный прогресс, установить его движущие силы.

Для познания содержания и движущих сил общественного прогресса большое значение имеет анализ сущности, условий, форм и видов деятельности классов и других социальных общностей. Главным условием жизни людей является их деятельность, т.е. выполнение определенных социальных функций, обусловленных потребностями общественной практики. В соответствии с главными видами потребностей людей они объединяются для совместной деятельности, чтобы осуществлять производство материальных благ, обеспечивать воспроизводство человеческого рода, воспитание подрастающих поколений, создавать материальные и духовные ценности, использовать и совершенствовать различные формы общественного управления и коммуникация.

Деятельность людей многообразна, она охватывает все сферы жизни общества и личности. Различные типы и виды деятельности обладают своей качественной определенностью, своими существенными чертами и закономерностями, они способствуют сохранению существующего положения вещей или добиваются их изменения. Значение познавательной деятельности в том, насколько точно и глубоко она отражает объективную действительность, ее свойства, связи и законы. Полученные знания реализуются в ходе практической деятельносги людей. Ее значение в том, как подчеркнул В.И.Ленин в "Философских тетрадях", что она изменяет объективную действительность. "Деятельность человека, составившего себе объективную картину мира, и_з_ м_е н_я_е_т внешнюю действительность, уничтожает ее определенность (= меняет те или иные ее стороны, качества) и таким образом отнимает у нее черты кажимости, внешности и ничтожности, делает ее само-в-себе и само=для=себя сущей (=объекгивно истинной)". Благодаря этому практическая деятельность выступает как основополагающий факгор дальнейшей познавательной деятельности.

Высшей формой практической деятельности служит трудовая, производственная деятельность. Раскрывая место этой деятельности в жизни общества, создатели материалистического понимания истории писали: "Основная форма этой деятельности - конечно, материальная деятельность, от которой зависит всякая иная деятельность -умственная, политическая, религиозная и т.д. Та или иная организация материальной жизни зависит, конечно, каждый раз от развившихся уже потребностей, а порождение этих потребностей, равно как и их удовлетворение, само есть исторический процесс...".

Изучение законов материального производства и реальных процессов его развития показало основные условия и главные движущие силы общественного прогресса, решающее значение деятельности непосредственных производителей материальных благ. В то же время оказалось возможным выяснить формы и пути воздействия материального производства, складывающихся в этой сфере общественных отношений на другие области общественной жизни - борьбу классов, их политические взаимоотношения и т.д. По своему характеру и направлению деятельность может быть прогрессивной и реакционной, революционной и контрреволюционной.

Общие законы общественного прогресса

Прежде чем перейти к характеристике общих и частных законов общественного прогресса, напомним, что все они являются объективными по своей природе. Поэтому нельзя признать правильным утверждение А.М.Минасяна, будто народ, выступающий творцом истории, вместе с тем является и творцом своих законов. "В обществе, кроме людей, нет ничего другого. Все есть действие людей сообразно со своей людской сущностью". Народ нельзя считать творцом своих законов, ибо его деятельность обусловлена объективными условиями общественной жизни.

Общественные законы различаются по сфере и длительности своего действия и некоторым другим существенным признакам. Общие (общеисторические) законы обусловливают и освещают направление развития общества в целом, последовательность смены общественно-экономических формаций, формы и способы разрешения противоречий,преодоление которых невозможно на основе господствующего способа производства. Эти законы действуют во всех общественно-экономических формациях, проявляясь своеобразно в каждой из них. Они взаимодействуют со специфическими законами общественной жизни, объединяя и связывая между собой различные формации. К числу общеисторических социологических законов относятся законы об определяющей роли способа производства в развитии общества, об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, соответствия производственных отношений уровню и характер производительных сил, об определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке, общие законы общественного прогресса и др. Основным из них является закон об определяющей роли способа производства в развитии общества. Он определяет материальную основу и структуру всякого общества, зависимость его социальной, политической и духовной жизни от способа производства материальных благт С этим законом связаны, с ним так или иначе взаимодействуют все другие общесоциологические законы, в том числе общие законы общественного прогресса.

Характеризуя определяющую основу общественного прогресса, К.Маркс подчеркивал, что "в качестве конечного результата общественного процесса производства всегда выступает само общество, т.е. сам человек в его общественных отношениях . Это означает, что развитие материального производства вызывает в конечном счете изменение всей системы общественных отношений и самого человека, который является их носителем и продуктом. Следовательно, главным в человеке является его социальная сущность, в изменении его природы концентрируются прежде всего достижения общественного прогресса.

Единство революционной теории, политики и деятельности КПСС в условиях некапиталисти ческого развития

Как свидетельствует история мирового революционного процесса, одной из общих закономерностей социалистической революции и строительства социализма является возрастание руководящей роли Коммунистической партии в классовой борьбе пролетариата, осуществлении революционного перехода от капитализма к социализму, в строительстве коммунизма. Эта закономерность впервые четко проявилась в развитии грех революций в России, в переходный период от капиталистических и докапиталистических отношений к социализму.

Ленинская партия уделяла огромное внимание развитию большевистских организаций в национальных районах России. В 1917 году среди трудящихся этих районов работало 100 тыс.большевиков.1 После победы Великой Октябрьской социалистической революций в Казахстане и Средней Азии возникло много новых партийных организаций, а прежние значительно окрепли, повысилась их боеспособность. В июне 1918 г. была создана Коммунистическая партия Туркестана, а в июне 1921 г. - Казахстанская областная партийная организация (преобразована в Краевую в декабре 1925 г. и в Коммунистическую партию Казахстана - в июне 1937 г.). В 1921 г. Казахстанская партийная организация насчитывала 26 тыс.членов и кандидатов партии, накануне Великой Отечественной войны - 126 365 коммунистов, в I960 г. - более 300 тыс., в настоящее время - более 700 тыс.человек.

Опубликован ряд фундаментальных раоог о становлении, развитии и деятельности партийных организаций Средней Азии и Казахстана на этапе некапиталистического развития народов Советского Востока. В них обобщен большой фактический материал, раскрывающий процесс их формирования и укрепления, особенности их деятельности на различных этапах строительства социалистического общества.

Партийные организации республик Советского Востока применяли различные метода осуществления революционно-демократических я социалистических преобразований, национально-государственного строительства, способствовавшие проведению генеральной линии КПСС. Наряду с идейно-политической и организаторской работой они уделяли большое внимание вопросам подготовки, распределения и правильного использования партийных, советских, хозяйственных и культурных кадров. "В переходный к социализму период перед коммунистами Казахстана встала задача - осуществить социалистическую реконструкцию народного хозяйства республики и одновременно кочевой и полукочевой казахский аул перевести на рельсы социализма, построить новую, социалистическую по содержанию и национальную по форме культуру, решить другие сложнейшие вопросы, которые до тех пор никто и никогда не решал в ходе мировой истории".

Похожие диссертации на Переход народов Советского Востока к социализму, минуя капитализм, как новый тип общественного прогресса