Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политическая культура творческой личности Потульницкий Владимир Арнольдович

Политическая культура творческой личности
<
Политическая культура творческой личности Политическая культура творческой личности Политическая культура творческой личности Политическая культура творческой личности Политическая культура творческой личности Политическая культура творческой личности Политическая культура творческой личности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Потульницкий Владимир Арнольдович. Политическая культура творческой личности : ил РГБ ОД 61:85-9/709

Содержание к диссертации

Введение

I. Политическая культура как элемент социалистической культуры советского общества

1.1. Культура как общественное явление

1.2. Понятие политической культуры

II. Политическая культура как фактор проявления самосознания творческой личности и необкодимое условие формирования ее социально-политической ориентации 72 - 129

2.1.Творческая личность и ее социально-политическая ориентация 72 - 88

2.2. Политическая культура как проявлениесамосознания творческой личности 88 - 104

2.3. Роль политической культуры в формированиисоциально-политической ориентации творческой личности 104 - 129

Заключение 130-133

Литература134 - 152

Введение к работе

На апрельском /1984 г./ Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. К.У.Черненко подчеркнул: "... наш стратегический ориентир - формирование всесторонне развитой личности". /2.6., с.17/. Характерной чертой личности нового типа, сформировавшейся в ходе построения социализма, стала его политическая культура. Классовая и партийная по своей сущности политическая культура личности социалистического общества является предметом всестороннего исследования ученых различных отраслей общественных наук.

В Отчетном докладе ЦК ffllCG ХХУІ сьезду партии отмечалось: "Советский человек - это добросовестный труженик, человек высокой политической культуры, патриот и интернационалист. Он воспитан партией, героической историей страны, всем нашим строем, он живет полнокровной жизнью созидателя нового мира". /2.3., с.63/.

КПСС, социалистическое общество и Советское государство уделяют значительное внимание различным аспектам формирования политической культуры творческой личности. Коммунистическая партия на всех этапах великого коммунистического созидания уделяла и уделяет в настоящее время большое внимание творчеству народных масс, развитию творческого процесса в области культуры, литературы, искусства, науки и техники. Историческое творчество масс, творческая деятельность отдельных личностей при социализме сливаются в единое русло общественного движения к коммунистическим идеалам. "... Историческое творчество масс... охватывает все сферы общественной жизни. В этом наглядно проявляется коренное политическое качество нашего строя - внутренне присущий ему демократизм. На примере собственной жизни советские люди убеждаются в органической взаимосвязи успехов социалистического строительства - 4 -и углубления демократии. Вполне закономерно, что общество развитого социализма стало обществом постоянно развивающегося народовластия" /2.II., с.8/.

Материалистический подход к изучению закономерностей общественной жизни позволяет с научных позиций оценить роль личности в истории, цели и задачи творческой деятельности широких народных масс и отдельных творческих работников. Научный анализ значения творчества, творческого подхода к различным явлениям общественной жизни выступает методологической основой правильной оценки сущности творческого труда, его общественной значимости и ценности, а также правильного определения роли творческих работников в деле построения коммунистического общества.

Коммунистическая идейная направленность творчества - залог повышения его роли как фактора коммунистического воспитания. На июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС было подчеркнуто: "... самое талантливое искусство, самая яркая и интересная пропаганда... не достигнут цели, если они не наполнены глубокими идеями, тесно связанными с реальностями сегодняшней жизни и указывающими путь дальнейшего движения вперед" /2.5., с.7/.

Политическая направленность творческой деятельности всегда имела большое общественно-политическое значение, придавая действенный характер как результату творческого процесса, так и самому творческому работнику, превращая его в активный субьект, преобразующий действительность.

Результаты творчества всегда имели определенное политическое значение для общества в целом и каждого его члена, так как в них в той или иной степени выражалась политическая культура творческой личности, ее классово-политическая ориентация и конкретные политические интересы.

Решающим условием, определяющим политическую направленность всего процесса творческого труда и политическую сущность его результатов, является политическая культура творческого работника.

Конкретной целью данной диссертации является подробный анализ сущности и содержания таких важных явлений общественной жизни, как культура, политическая культура вообще, и политическая культура творческой личности в частности. Причем, указанные явления общественно-политической жизни человеческого общества рассматриваются нами в их естественной неразрывной взаимосвязи и взаимообусловленности.

С помощью диалектического метода в работе сделан развернутый анализ всех наиболее существенных аспектов процесса формирования и развития политической культуры общества, класса, его политической партии, а также личности, занимающейся творческим трудом.

Ссылаясь на К.Маркса, В.И.Ленин, анализируя сущность диалектического метода познания, подчеркивая его значимость и преимущество, говорил о необходимости начинать "с самого простого, обычного, основного, с самого массовидного" /1.35., с.318/, иными словами, исходного в исследуемом предмете.

При рассмотрении содержания понятия "политическая культура" нельзя оставить без серьезного внимания такие понятия как "культура" и "политика", ибо они в своей совокупности составляют его структурное единство. Понятия культуры и культурности в различных формах их проявления позволяют правильно оценить сущность политической культуры.

Определению собственного понятийного аппарата в диссертации отведено значительное место. В.И.Ленин подчеркивал::;"Кто берется за частные вопросы, без предварительного решения общих, тот немину- - б - емо будет на каждом шагу бессознательно для себя "натыкаться" на эти общие вопросы, А натыкаться на них в каждом случае - значит обрекать свою политику на худшие шатания и беспринципность" /1.29., с.368/.

Именно поэтому в диссертации уделяется значительное внимание рассмотрению политической культуры творческой личности как одной из форм проявления культуры общества и индивидуума.

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе дается общее определение понятия культуры, определение понятий политической культуры, ее цели, сущности и содержания, политической активности и политической сознательности личности, проводится критика буржуазных концепций политической культуры.

Во второй главе дается общее определение понятий личности, творческой личности, политическая культура рассматривается как элемент самосознания творческой личности; определяется роль политической культуры в формировании социально-политической ориентации творческой личности, исследуется, связанный с практикой политической деятельности в социалистическом обществе метод формирования и развития политической культуры творческой личности.

Источником методологических основ изучения проблемы послужили работы К.Маркса, Ф.Энгельса и В,И,Ленина. В работах основоположников научного социализма мы находим решение ключевых проблем теории культуры; выявление генетической связи культуры с человеческим трудом, определяющий характер материального производства по отношению к духовному, относительную самостоятельность духовного производства и его обратное воздействие на материальное, кон> кретно-исторический характер культуры, ее классовое содержание, - 7 -закономерности поступательного развития культуры, формы взаимосвязи политики и культуры, концепция социалистической политической культуры и другие.

Вопросы марксистской теории культуры весьма интенсивно разрабатывались в последние годы. Углубленный интерес к исследованию проблем культуры и ее элемента - культуры политической, - одно из знаменательных явлений в нашей литературе. Опубликовано ряд серьезных работ, в которых характеризуются законы развития культуры как особого общественного явления, вскрываются взаимосвязи между культурой в целом чи другими сферами социальной жизни, а также между отдельными компонентами культуры, изучаются проблемы политической культуры как элемента социалистической культуры развитого социалистического общества*''.

В 70-е годы возросло количество диссертаций, детально исследующих теоретико-методологические вопросы культуры, ее сущность и структурные компоненты, взаимодействие материального производства и духовной культуры в историческом развитии, методологические вопросы системного исследования культуры, место культуры во всем

I. См.: Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. - Ростов-на-Дону, 1979; Ешин С.З. Очерки марксистско-ленинской теории культуры. - Минск, 1974; Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. - М.: Наука, 1980; Культура в общественной жизни. -М.: Мысль, 1976; Культура и общественное развитие. - Тбилиси, 1979; Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. - Ереван, 1969; Межуев В.М. Культура и история. - М., 1977; Методологические проблемы изучения культуры. - М., 1978; Некоторые теоретические проблемы культуры. - М., 1977; Основы марксистско-ленинской теории культуры. - М., 1976; Проблемы культуры в современной философии. - М., 1974; Проблемы исследования культуры. - М., 1977; Проблемы теории культуры. - М., 1977 и другие. - 8 -богатстве общественных отношений, ее функции в обществе1. Результаты этих исследований учтены нами при уточнении понятия "культура", рассмотрении ее структуры и динамики.

В процессе работы был использован материал монографий,посвященных принципиально новым характеристикам культуры, вопросам качественных особенностей создания, распределения и потребления культурных ценностей при социализме, вопросам культурной революции как закономерности развития культуры, изучению роли политической культуры в формировании личности развитого социалистического о общества .

При изучении проблемы мы использовали также работы советских ученых, посвященных анализу отдельных вопросов теории культуры: диалектике общечеловеческого и классового в культуре, роли культуры в развитии личности, преемственности как закономерности ее

См.: БокоеваЛ.А. Взаимодействие материального производства и духовной культуры в историческом развитии. - М., 1973; Гениса-ретский О.И. Опыт системного исследования социологического понятия культуры. - М., 1970; Злобин Н.С. Место культуры в системе общественных связей. - М., 1979; Межуев В.М. Марксистский историзм и понятие культуры. - М., 1971; Ханова О.В. Методологические вопросы системного исследования культуры. - Саратов, 1979.

См.: Арнольдов А.И. Культура развитого социализма. - М., 1975; Баллер Э.А. Коммунизм, Культура. Человек. - М., 1979; Иовчук И.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. - М., 1979; Коган Л.Н., Вишневский Ю.Р. Очерки теории социалистической культуры. -Свердловск, 1972; Коган Л.Н. НТР и социалистическая духовная культура. - Л., 1974; Культура развитого социализма. Некоторые вопросы теории и истории. - М., 1978; Лукин Ю.А. Многогранная социалистическая культура. - М., 1977 и другие. - 9 -развития .

При изучении политической культуры как элемента духовной жизни развитого социалистического общества мы опирались и на работы советских ученых, посвященные анализу отдельных вопросов исследования политической культуры; роли политической культуры в формировании социально-политической активности масс в эпоху построения коммунизма, значению политической культуры на этапе совершенствования развитого социалистического общества, путям формирования политической культуры личности, роли социалистического образа жизни в процессе ее формирования, коммунистической партийности как ведущему принципу воспитания политической культуры .

См.: Дьяченко Н.В. Проблемы исторической преемственности. /Канд. дис/. - Харьков, 1975; Исмаилов Ф.Ю. Взаимосвязь социалистической духовной культуры с культурным наследием прошлого. /Канд. дис/. - Ташкент, 1973; Каирян В.М. Ленин и преемственность в развитии культуры в условиях социализма /Канд. дис/. - М., 1972.

См.: Блинов Н., Ожегов Ю., Шереги Ф. Политическая культура и молодежь. - М., 1972; Кейзеров Н.М., Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Политическая культура развитого социализма: проблемы и опыт. -Свердловск, 1982; Лисенков М.М. Политическая культура советского человека. - М., 1983; Ожегов Ю.П. Политическая культура молодежи. - М., 1980; Ожегов Ю.П. Политическая культура и молодежь. - В сб.: Искусство воспитания. - М., 1981; Ожегов Ю.П. Политическая культура личности; проблемы формирования. - М., 1982; Поскотина В.И. Политическая культура и ее роль в формировании социально-политической активности масс. - В сб.: Духовная культура и проблемы социального управления. - Новосибирск, 1981; Севрук Н.В. Сущность, содержание и структура политической культуры. - В кн.: Проблемы социального развития и социальной политики. - М., 1981; Политическая культура как элемент духовной жизни развитого социалистического общества. - Проблемы научного коммунизма, 1981, Вып. 15. - ю -

Определяющую роль при осмыслении проблем диссертации сыграли работы зарубежных ученых-марксистов. Так, актуальные вопросы теории культуры находятся в центре исследования ученых ГДР, Болгарии, Польши, ученых-марксистов США и Англии. Следует отметить, что большей частью эти работы основаны на конкретных социологических исследованиях, рассматривают отдельные стороны интересующих нас общественных явлений.

Внимание обществоведов социалистических стран привлекают вопросы целенаправленного формирования системы социалистических ценностей в культуре, соотношения культуры с другими общественными сферами, в частности, с политической сферой, роль политической культуры в борьбе с буржуазной идеологией, формирования личности социалистического типа .

Критическое обращение к работам буржуазных культурологов открыло перед нами пеструю картину различных концепций в понимании культуры, объединенных лишь общей проблематикой и антикоммунистической направленностью. Как тенденцию можно отметить распространение бихейвиористских направлений в общем русле буржуазной

2 культуро логии**.

I. Parsons H.L. The Concept of Creativity in Marx* Dialectics and Humanism.-W-wa,I978,vol.5,N 1$ Wallis A* Kultura і wiez prze-: Ksiazka і wiedza,I978.

2« Cm. :Altman L.,Chemers M. Culture and environment «-Monterey, Brooks/Cole,I980.-227 p.f Hart I. Truth and Culture. National Review,1977$ Langton J. Darwinism and the behavioral theory of socio-cultural evolutionі An analysis of British working-class youth culture»-Houstom,I978j The idea of culture in the social science* Ed* by L.Schneider,Ch.M.L. Cambridge unit, press,1972$ The structure of action. Ed. by Bremer M.-Oxford,Blackwell,1980.-

559 P» - II -

Различные теории культуры абстрагированы от реальных социально-экономических, политических и классовых основ, являются идеалистическими по сути. Главная цель буржуазных концепций культуры заключена в их выводах о возможности преобразовать капиталистическое общество посредством "революции в сознании", в духовной культуре1.

Актуальность темы диссертации обусловливается возрастанием роли политической культуры в процессе реализации программных целей КПСС в области формирования нового типа личности, личности творческой, коммунистической. Эти цели, подчеркивается в постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", - "воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности социалистической Родине, делу коммунизма, коммунистического отношения к труду и общественной собственности, полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов; всестороннее, гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры" /2.7., с.З/. Эта программная задача нашей партии отражена в новой Конституции /Основном Законе/ Союза Советских Социалистических Республик, где говорится о том, что государство заботится о расширении реальных возможностей для все-

I.Bell D. The Cultural Contradictions of Саріtalisau«JI.X», 1976; Bell D» Beyond Modernism, Beyond Self««In: Art, Politics and Will.~H,Y«,I977$ Graham G. Art and Politics.-London,1978; Lau-din Harvey» Victims of Culture» Columbus (Ohio),I973| Reich Ch« The Greening of Aaerica»-H.Y.,I970| Frilling b. Beyond Culture» N»Y#,I965$ Roshark Th. The making of a counter~culture»«Garden-Gity,I969» - 12 -стороннего развития личности / 2.2., с.12/.

По мере расширения коммунистического строительства в нашей стране возрастает значение вопроса о формировании личности, человека нового типа. Ввиду этого необходимо особое внимание уделить отдельным качествам человека коммунистического будущего, такому, например, качеству как творческое отношение к своему труду и общественным делам, которое невозможно сформировать без постоянного внимания к степени зрелости политической культуры личности социалистического общества. Именно поэтому соединение в одной личности политической культуры и творческого отношения к труду неразрывно и взаимообусловлено.

Выступая на Сессии общего собрания АН УССР товарищ В.В.Щер-бицкий говорил: "...Не достает у нас и обоснованных рекомендаций по улучшению управления общественными процессами, дальнейшему повышению политической культуры трудящихся" /2.18., с.2/.

Таким образом, актуальность избранной темы определяется всевозрастающим практическим значением политической культуры всех советских людей, в том числе, и работников творческого труда, по мере усложнения политических задач коммунистического строительства в деле формирования личности нового типа - носителя коммунистических идеалов, а также обострением идеологической борьбы на международной арене. . Следует особо подчеркнуть, что актуальность проблем, возникающих в процессе формирования политической культуры личности, никогда не теряли и не потеряют в дальнейшем своей остроты и значимости на всех этапах коммунистического строительства.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые как предмет специального исследования рассматривается - ІЗ -проблема политической культуры творческой личности; дается определение понятия творческой личности, комплексная оценка ведущей роли политической культуры в процессе формирования социально-политической ориентации творческой личности; политическая культура рассматривается как фактор проявления самосознания творческой личности; политическая культура творческой личности исследуется как составная часть единой политической культуры социалистического общества, Коммунистической партии, социалистического государства, всех отрядов строителей коммунизма в нашей стране.

Практическая значимость выводов и предложений, изложенных в данной диссертации, состоит в том, что они могут быть использованы в учебном процессе, в системе общественно-политической работы, партийной учебы, организационно-массовой работе среди населения, учащейся молодежи, творческих работников. Предложения и научные выводы диссертанта практически уже используются в процессе преподавания курса научного коммунизма студентам Львовской государственной консерватории, в лекциях и беседах, проводимых по линии общества "Знание", в творческих клубах, в отделении школы молодого лектора при Львовской госконсерватории, в котором изучаются основы тематического курса "Твоя политическая культура". Предложения диссертанта могут иметь значительный практический эффект при организации партийно-массовой работы и политико-организационной деятельности в творческих союзах, учреждениях культуры, творческих кружках, художественных коллективах и организациях.

Основные выводы исследования могут быть использованы в процессе совершенствования программ учебных дисциплин - как общественных, так и общенаучных; при разработке учебников, учебных пособий, методических указаний и рекомендаций; в практике препода- - 14 -вания курсов исторического материализма и научного коммунизма, при подготовке студентов к лекционной, идейно-воспитательной работе, а также в системе повышения квалификации пропагандистов и идеологических работников.

В диссертации в тесной взаимосвязи рассматриваются проблемы творчества народных масс и отдельных личностей, политической культуры класса и его политической партии, сущность политической культуры и политического сознания, политической активности и политической сознательности индивидуума, участвующего в творческом процессе.

Подчеркивая значимость проблем формирования политической культуры в обществе развитого социализма, руководители партии и государства неоднократно подчеркивали, что мы не идеализируем того, что сделано и делается в нашей стране, что у советской демократии были и есть и, надо полагать, еще будут трудности роста, обусловленные материальными возможностями общества, уровнем сознания масс, их политической культурой, да и тем, что наше общество развивается под холодными ветрами развязанной империализмом "психологической войны" /2.12., с.20/.

Роль творческой деятельности,значение творческой личности в обществе развитого социализма постоянно возрастают, так как "именно социализм устраняет вековые барьеры, разделявшие труд и культуру, создает высокой прочности союз рабочих, крестьян и интеллигенции, всех работников физического и умственного труда при ведущей роли рабочего класса. Он приобщает трудящиеся массы к достижениям науки, литературы и искусства, обеспечивает небывалое общественное признание творческой деятельности интеллигенции /2.12., с.26/. - 15 -Апробация работы. Выводы и результаты исследования излагались на всесоюзной научно-теоретической конференции "Философское наследие В.И.Ленина и актуальные вопросы борьбы против буржуаз-ной идеологии" / Запорожье, 1983 г./, на республиканской научно-теоретической конференции "Вопросы формирования марксистско-ленинского мировоззрения студентов" /Львов, 1983 г./, на межзональной научно-теоретической конференции "Взаимосвязь философского и научно-технического знания в контексте современной культуры" /Львов, 1983 г./, на всесоюзном семинаре-совещании преподавателей научного атеизма вузов культуры и искусства /Львов, 1983 г./. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях методологических семинаров в сети партийного просвещения и методологическом семинаре кафедры марксизма-ленинизма Львовской государственной консерватории им. Н.В.Лысенко. Некоторые положения исследования нашли свое отражение в методических рекомендациях по общественно-политической практике студентов, а также в разработке единого комплексного плана коммунистического воспитания студентов Львовской госконсерватории на весь период обучения.

Культура как общественное явление

Коммунистическая идейная направленность творчества - залог повышения его роли как фактора коммунистического воспитания. На июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС было подчеркнуто: "... самое талантливое искусство, самая яркая и интересная пропаганда... не достигнут цели, если они не наполнены глубокими идеями, тесно связанными с реальностями сегодняшней жизни и указывающими путь дальнейшего движения вперед" /2.5., с.7/.

Политическая направленность творческой деятельности всегда имела большое общественно-политическое значение, придавая действенный характер как результату творческого процесса, так и самому творческому работнику, превращая его в активный субьект, преобразующий действительность.

Результаты творчества всегда имели определенное политическое значение для общества в целом и каждого его члена, так как в них в той или иной степени выражалась политическая культура творческой личности, ее классово-политическая ориентация и конкретные политические интересы.

Решающим условием, определяющим политическую направленность всего процесса творческого труда и политическую сущность его результатов, является политическая культура творческого работника.

Конкретной целью данной диссертации является подробный анализ сущности и содержания таких важных явлений общественной жизни, как культура, политическая культура вообще, и политическая культура творческой личности в частности. Причем, указанные явления общественно-политической жизни человеческого общества рассматриваются нами в их естественной неразрывной взаимосвязи и взаимообусловленности.

С помощью диалектического метода в работе сделан развернутый анализ всех наиболее существенных аспектов процесса формирования и развития политической культуры общества, класса, его политической партии, а также личности, занимающейся творческим трудом.

Ссылаясь на К.Маркса, В.И.Ленин, анализируя сущность диалектического метода познания, подчеркивая его значимость и преимущество, говорил о необходимости начинать "с самого простого, обычного, основного, с самого массовидного" /1.35., с.318/, иными словами, исходного в исследуемом предмете.

При рассмотрении содержания понятия "политическая культура" нельзя оставить без серьезного внимания такие понятия как "культура" и "политика", ибо они в своей совокупности составляют его структурное единство. Понятия культуры и культурности в различных формах их проявления позволяют правильно оценить сущность политической культуры.

Определению собственного понятийного аппарата в диссертации отведено значительное место. В.И.Ленин подчеркивал::;"Кто берется за частные вопросы, без предварительного решения общих, тот немину емо будет на каждом шагу бессознательно для себя "натыкаться" на эти общие вопросы, А натыкаться на них в каждом случае - значит обрекать свою политику на худшие шатания и беспринципность" /1.29., с.368/.

Именно поэтому в диссертации уделяется значительное внимание рассмотрению политической культуры творческой личности как одной из форм проявления культуры общества и индивидуума.

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе дается общее определение понятия культуры, определение понятий политической культуры, ее цели, сущности и содержания, политической активности и политической сознательности личности, проводится критика буржуазных концепций политической культуры.

Во второй главе дается общее определение понятий личности, творческой личности, политическая культура рассматривается как элемент самосознания творческой личности; определяется роль политической культуры в формировании социально-политической ориентации творческой личности, исследуется, связанный с практикой политической деятельности в социалистическом обществе метод формирования и развития политической культуры творческой личности.

Источником методологических основ изучения проблемы послужили работы К.Маркса, Ф.Энгельса и В,И,Ленина. В работах основоположников научного социализма мы находим решение ключевых проблем теории культуры; выявление генетической связи культуры с человеческим трудом, определяющий характер материального производства по отношению к духовному, относительную самостоятельность духовного производства и его обратное воздействие на материальное, кон кретно-исторический характер культуры, ее классовое содержание, закономерности поступательного развития культуры, формы взаимосвязи политики и культуры, концепция социалистической политической культуры и другие.

Вопросы марксистской теории культуры весьма интенсивно разрабатывались в последние годы. Углубленный интерес к исследованию проблем культуры и ее элемента - культуры политической, - одно из знаменательных явлений в нашей литературе. Опубликовано ряд серьезных работ, в которых характеризуются законы развития культуры как особого общественного явления, вскрываются взаимосвязи между культурой в целом чи другими сферами социальной жизни, а также между отдельными компонентами культуры, изучаются проблемы политической культуры как элемента социалистической культуры развитого социалистического общества .

В 70-е годы возросло количество диссертаций, детально исследующих теоретико-методологические вопросы культуры, ее сущность и структурные компоненты, взаимодействие материального производства и духовной культуры в историческом развитии, методологические вопросы системного исследования культуры, место культуры во всембогатстве общественных отношений, ее функции в обществе1. Результаты этих исследований учтены нами при уточнении понятия "культура", рассмотрении ее структуры и динамики.

В процессе работы был использован материал монографий,посвященных принципиально новым характеристикам культуры, вопросам качественных особенностей создания, распределения и потребления культурных ценностей при социализме, вопросам культурной революции как закономерности развития культуры, изучению роли политической культуры в формировании личности развитого социалистическогоо общества .

При изучении проблемы мы использовали также работы советских ученых, посвященных анализу отдельных вопросов теории культуры: диалектике общечеловеческого и классового в культуре, роли культуры в развитии личности, преемственности как закономерности ееразвития

При изучении политической культуры как элемента духовной жизни развитого социалистического общества мы опирались и на работы советских ученых, посвященные анализу отдельных вопросов исследования политической культуры; роли политической культуры в формировании социально-политической активности масс в эпоху построения коммунизма, значению политической культуры на этапе совершенствования развитого социалистического общества, путям формирования политической культуры личности, роли социалистического образа жизни в процессе ее формирования, коммунистической партийности как ведущему принципу воспитания политической культуры .

Понятие политической культуры

Одним из наиболее важных факторов коммунистического строительства является высокая сознательность народных масс, каждого члена нового общества. Понятие сознательности человека немыслимо без его определенных политических убеждений. Коммунистическая партия, Советское государство, учреждения системы народного образования, массовые и общественные организации, средства массовой информации прилагают немало усилий для повышения политической культуры каждого гражданина СССР, всех слоев населения. В связи с этой практикой коммунистического строительства уделяется также много внимания изучению проблем политической культуры. "Политическая культура настолько многогранное явление, что она становится предметом исследования представителей различных отраслей общественных наук. Философ избирает свой угол зрения, отличающийся от подхода социолога, правоведа, специалиста в области культуры, политической теории, социальной психологии" / 3.28., с.З /, но никто из специалистов в перечисленных отраслях знаний не может оставить без внимания проблем политической культуры.

Каждый член общества непосредственно связан с общественным производством, экономической жизнью общества, именно поэтому он не может находиться вне политики, ее целей и проблем. Решая материальные вопросы своей жизни, индивидуум непосредственно вторгается в сферу политики.

"Первичность экономики по отношению к политике носит всеобщий характер. Однако определяющее влияние экономики на политику реализуется лишь во взаимодействии со всеми другими социальными факторами. Политика обладает относительной самостоятельностью к экономике и социальным процессам, чем и обьясняется возможность ее активного воздействия на эти вопросы. Эта закономерность выражена в ленинской формуле о первенстве политики над экономикой" / 3.22., СІ02 /.

Культура как результат развития конкретной общественно-экономической формации всегда является ареной классового противоборства. Будучи представителем определенного класса, индивидуум своим самосознанием постигает объективную реальность общественных отношений, в которых он участвует, и, осознавая их необходимость для себя, приобщается тем самым к политике и к классовой политической культуре.

Экономика как фундамент здания политики, который не всегда виден глазом, но без чего зданию не устоять. Экономические корни культуры, недоступные на первый взгляд, особенно ярко проявляются в политике и политической культуре. Политика - это сознательная и целенаправленная деятельность людей, обладающих политической культурой, которая является осознанием классовой необходимости. Именно поэтому и вся и всякая культура носит классовый и политический характер.

Неоспоримо, что любой вид культуры носит классовый характер и конкретную классовую направленность. Сознание и самосознание класса составляет сущность и существо его культуры.

В.И.Ленин определил классы как "... большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению / большей частью закрепленному в законах / к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которую они получают" / 1.45., с.15 /.

Культура потому и носит классовый характер, что она отражает во всех своих формах и видах классовые интересы. "...Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение прямо или опосредованно связано с классовыми интересами, проблемой власти" / I.I., с.360 /.

Таким образом, именно политическая культура пронизывает все структурные элементы единого понятия культуры, проходит красной нитью через каждую составную часть всей культуры и всех форм ее проявления: культуры индивидуума, класса, общества. Отношение к культуре всего человечества всегда носит классовый характер, что является по сути проявлением политической культуры. Так, в произведениях изобразительного искусства на библейские сюжеты советские художники, искусствоведы ищут проявление мастерства и мировосприятия мастеров классического искусства, оценивая их с политических позиций социалистического реализма.

Таким образом, политическая культура является ведущей и составной частью единой категории -"культура".

Расхождения в понимании учеными сущности культуры непосредственно отразились и на определении ими понятия политической культуры. Так, Кейзеров Н.М. определяет политическую культуру "как совокупность наиболее существенных черт и признаков идеологического надстроечного явления, особую разновидность культуры, определенное качество, способ /формы, уровни и т.д./ духовно-практической деятельности и отношений, обеспечивающих отражение, закрепление и реализацию коренных классовых интересов посредством формирования совокупности определенных политических взглядов, ценностей, знаний и навыков, участия граждан в общественно-политической жизни, в деле обеспечения функционирования и развития системы политических и социальных институтов, норм и традиций" / 3.28., с.4-5 /.

Анализ приведенной точки зрения позволяет заключить, что ее автор различает в понятии политической культуры идеологию и "духовно-практическую деятельность".

Несколько по-иному подходит к определению политической культуры В.А.Щегорцов, который считает, что "в понятии "политическая культура" органически выражается единство сознания, куль

Политическая культура как проявлениесамосознания творческой личности

По мере развития социалистического общества значительно повышается роль субьективного фактора в строительстве коммунизма. Коммунистическое строительство вообще нельзя осуществлять без постоянного проявления активной жизненной позиции личностью, без ее творческого отношения к действительности. Активная жизненная позиция личности в конечном итоге является результатом творческого отношения человеческого сознания к действительности, осознания личностью своей собственной социальной сущности и принадлежности к определенной социальной группе общества,

"В процессе выработки активной жизненной позиции личности значительная роль принадлежит ее самосознанию, которое регулирует избирательное отношение личности к социальным ценностям и целям деятельности, способствует осознанию иерархии ее потребностей. Формирование такой системы потребностей личности, которое открыва -ет неограниченные возможности для ее свободного развития, соответствует идеалам и составляет одну из главных задач зрелого социалистического общества" / 4.25.» с.135 /.

Самосознание личности не может развиваться в отрыве от конкретных общественных отношений, в которые вступает человек, находится в прямой зависимости от исторического типа этих отношений, их классовой сущности. Социальная направленность самосознания личности, ее отношение к общественной реальности, условиям своей жизни, наконец, к самому себе как к участнику общественных отношений непосредственно зависят от классовой принадлежности и ориентации человека.

Культурным признается все, что общественно необходимо, то есть осознано людьми как необходимость, постигнутая самосознанием.

Самосознание, как известно, выступает в двух формах: общественное и индивидуальное. При этом ведущую роль играет общественное сознание и культура, оказывающие решающее воздействие на развитие сознания и культуры индивидуума.

"Сознание... с самого начала есть общественный! : продукт и остается им, пока вообще существуют люди" / I.I3., с.29 /. Индивидуум вносит свой личный вклад, в большей степени этот вклад носит профессиональный характер, в развитием общественного сознания и культуры общества.

Средством реализации индивидуального сознания является культура, которая обнаруживает себя в различных формах сознательного действия: мыслях, чувствах и средствах их выражения , поступках, труде, участии во всех видах общественных отношений.

Одной из основных причин возникновения сознания у человека является его неудовлетворенность сложившейся реальностью. Культу -pa выступает формой изменения человеком реальности. "Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его", - писал В.И.Ленин / 1.34., с.194-195 /.Ярким подтверждением существования единого корня и единой сущности культуры и сознания может служить энциклопедическое определение этих двух понятий, приводимое ниже.

"Сознание - свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в психическом отражении действительности, как осознанное бытие, субъективный образ обьективного мира, как идеальное в противоположность материальному в единстве с ним; в более узком смысле под сознанием имеют в виду вьющую форму психического отражения, свойственную общественно развитому человеку идеальную сторону целеполагающей трудовой деятельности. Сознание... прежде всего... - духовная жизнь общества в совокупности всех ее форм" / 3.12., с.129 /."Культура - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых духовных ценностях" / 3.12., с.594 /.

В двух приведенных определениях речь идет о духовной жизни человека и общества, а всякая духовность немыслима вне сознания. Более того, особо подчеркивается, что сознание проявляется также, как и культура, в "целеполагающей трудовой деятельности".

Именно сознание способно выработать оценочные категории, определяющие степень культурности, то есть уровень развития сознания. Оценочный подход к действительности - это развитие сознания на пути самосознания человека и общества.

"Самосознание - это сознание, оценка человеком своего зна - 91 -ния, нравственного облика и интересов, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа. Самосознание свойственно не только индивидууму, но и обществу, классу, социальной группе, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе производственных отношений своих общественных интересов и идеалов" / 3.12., с.548 /.

Таким образом, культура как проявление и воплощение сознания выражается в форме самосознания индивидуума, класса, общества.

Шилософско-социологический подход к раскрытию понятия самосознания нельзя осуществить без рассмотрения сущности самореализации личности, которая воспринимается как акт действенной реализации человеком различных способностей его сознания. Следовательно, сознание, самосознание и самореализация не только непосредственно взаимосвязаны, но по своей сути взаимообусловлены, представляя собой звенья одной цепи.

"Анализ взаимообусловленности этих понятий связан прежде всего с местом самосознания в общей системе деятельности, с рассмотрением его как специфического способа целеполагания. Такая постановка проблемы помогает, на наш взгляд, найти правильный подход к решению вопроса о соотношении понятий "самосознания", и "самореализации" личности, дать анализ структуры самосознания как целостного образования, функционирующего в системе механизма самореализации личности. Будучи своеобразным мотивоционно побуди/ тельным процессом, в ходе которого человеком осознаются собственные способности и потребности, самосознание выступает и как элемент самоопределения личности в социальной деятельности, и как условие ее самореализации" / 4.25., с.135 /.Таким образом, самосознание дает возможность личности опре

Роль политической культуры в формированиисоциально-политической ориентации творческой личности

Формирование творческой личности - длительный процесс становления человеческого характера, политических и иных социальных позиций индивидуума, творческой самостоятельности и самобытности работника. Как и творчество, процесс формирования личности не имеет своего окончательного завершения, ибо бесконечен социальный процесс, прогресс культуры, науки, искусства, развития общества.

Понимая под ролью "род, характер и степень участия" в каком-то процессе, следует признать, что творческие поиски личности, ее творчество в материальной и духовной областях деятельности не могут быть успешно осуществлены без определенной политической ориентации индивидуума, без глубокого понимания классовой цели творческого труда, без осознания себя как составной части класса, общества, партии, что в своей совокупности представляет содержание политической культуры как проявления самосознания личности.

Для опредедаіия роли политической культуры в формировании социально-политической ориентации творческой личности необходимо -составить определенное представление о самом процессе формирования творческой личности. Процесс формирования личности творческого труда можно условно подразделить на несколько вполне самостоятельных элементов: формирование сознания и самосознания личности, формирование общей культуры и конкретно политической культуры, формирование профессионального уровня подготовки и творческих навыков.

Необходимо подчеркнуть, что каждый из названных процессов формирования творческой личности носит определенно классовый, а следовательно, и политический характер, так как любая форма образования имеет конкретно политическую направленность.

Учитывая политический характер всех форм образования, надо признать, что творческая личность с первых же шагов в творчестве и в процессе образования попадает под активное влияние и воздействие политических воззрений определенного класса и его политической партии. Таким образом, формирование человеческой личности как таковой и ее творческой самобытности полностью совпадает по времени с началом формирования и политических воззрений индивидуума.

Важно отметить, что политические воззрения личности начинают формироваться задолго до начала системного образования человека. Определенные элементы политической культуры, собственная оценка тех или иных аспектов политики, формируются у человека под непосредственным воздействием условий его жизни, быта, труда, размера и способа получения материальных благ. Именно данные обстоятельства выступают побуждающими факторами к освоению личностью определенных политических знаний, приобщению к политической культуре своего класса, активной политической деятельности.

Перед творческой личностью всегда очень остро стоит вопрос о том, кому адресовать результаты своего творческого труда? При решении данного вопроса творческая личность руководствуется определенными классовыми интересами, желая получить общественное признание и необходимые материальные блага. На характер принимаемого творческой личностью решения по указанному вопросу оказывает влияние ее социальное происхождение, образование, материальные условия жизни, активность и формы участия в общественно-политической деятельности и классовых отношениях. Каждый из перечисленных факторов может стать решающим при определении классового ориентира в творческой деятельности личности. В этой связи уместно будет напомнить слова Ф.Энгельса о том, что "в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели"/1.19., с.306 /.

Говоря о свободе творчества и свободе творческой личности, необходимо помнить, что свобода представляет собой "осознанную необходимость" / I.I8., с.116 /.

История становления всех творческих личностей, творивших культуру, свидетельствует о том, что такие личности выбирают для себя необходимость, в той или иной мере ими познанную, как цель, преследуемую творческим процессом и собственным вкладом в его развитие. При этом творческой личности приходится постоянно осознанно выбирать формы и методы проявления своего сознания, демонстрируя свою сознательность в творчестве и степень осознания исторической необходимости, что и составляет содержание политической культуры творческой личности.

В развитии всего творческого процесса и его результатов ярко проявляется политическая культура личности. Творчество представителей подлинной культуры находится в прямой противоположности с политической культурой реакционных классов, даже если они являются выходцами из этих классов. Достаточно вспомнить творческую судьбу и направленность произведений А.Пушкина, М.Лермонтова, Л.Толстого, А.Блока, А.Толстого и др. Глубокое понимание нужд и интересов народа, страстный протест против социальной несправедливости - вот что характеризует политическую направленность лучших произведений творческих личностей - творцов подлинной культуры. Для них творческой необходимостью являлась поддержка угнетенных, выступление 1/ за социальную справедливость.

Таким образом, прогрессивная политическая ориентация делает творчество достоянием бессмертной человеческой культуры.

Однако простого сочуствия и понимания интересов угнетенных для активной жизненной позиции в процессе классовой борьбы, для творческой личности, как, впрочем, и для любого индивидуума, явно недостаточно.

Как уже отмечалось, в рамках политической культуры необходимо не только осознавать историческую необходимость достижения определенных политических целей, но и проявлять политическую сознательность в своей творческой деятельности, результаты которой должны стать одним из средств достижения прогрессивных политических целей. Только при таком условии можно признать целостность политической культуры творческой личности.

Прогрессивный борющийся класс использует все лучшее из достижений культуры человечества, все приемлемые результаты творческого процесса для обоснования своих политических требований, рассматри