Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национально-государственное и этнокультурное развитие в условиях глобализации : теоретико-методологический анализ Южанин Максим Александрович

Национально-государственное и этнокультурное развитие в условиях глобализации : теоретико-методологический анализ
<
Национально-государственное и этнокультурное развитие в условиях глобализации : теоретико-методологический анализ Национально-государственное и этнокультурное развитие в условиях глобализации : теоретико-методологический анализ Национально-государственное и этнокультурное развитие в условиях глобализации : теоретико-методологический анализ Национально-государственное и этнокультурное развитие в условиях глобализации : теоретико-методологический анализ Национально-государственное и этнокультурное развитие в условиях глобализации : теоретико-методологический анализ Национально-государственное и этнокультурное развитие в условиях глобализации : теоретико-методологический анализ Национально-государственное и этнокультурное развитие в условиях глобализации : теоретико-методологический анализ Национально-государственное и этнокультурное развитие в условиях глобализации : теоретико-методологический анализ Национально-государственное и этнокультурное развитие в условиях глобализации : теоретико-методологический анализ Национально-государственное и этнокультурное развитие в условиях глобализации : теоретико-методологический анализ Национально-государственное и этнокультурное развитие в условиях глобализации : теоретико-методологический анализ Национально-государственное и этнокультурное развитие в условиях глобализации : теоретико-методологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Южанин Максим Александрович. Национально-государственное и этнокультурное развитие в условиях глобализации : теоретико-методологический анализ : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01 / Южанин Максим Александрович; [Место защиты: Ин-т соц.-полит. исслед. РАН]. - Москва, 2008. - 167 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-22/115

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Главные характеристики глобализации и ее влияния на современные государства-нации и этнические культуры. 13

1.1 Социальная сущность и атрибутивные черты глобализации. 13

1.2 Особенности национально-государственной и этнокультурной динамики в контексте неолиберальной модели глобализации. 35

1.3 Антиглобализм и альтерглобализм: их специфика и социально-практические ориентиры международного развития. 53

Глава 2. Формирование государственной этнонациональнои политики в глобализирующемся мире. 78

2.1 Актуальные проблемы межэтнических взаимодействий в эпоху глобализации. 78

2.2 Основные типы государственной этнонациональнои политики. Общественно-политическая концепция мультикультурализма. 100

2.3 Современные концептуальные модели и методы оптимизации межэтнического общения в глобализирующемся мире. 124

Заключение 144

Приложение 155

Список литературы 157

Введение к работе

Актуальность темы исследования. С конца XX столетия одним из ключевых направлений современных социально-гуманитарных (и в особенности социологических) исследований стал анализ глобализации и ее влияния на существование и развитие современных государств — наций и этнических культур. В настоящее время практически все страны и народы мира (превратившегося- в единую, внутренне взаимосвязанную систему) активно вовлекаются в глобализационные процессы. С одной стороны, перед человечеством открылись принципиально новые возможности и перспективы. Развитие глобальных коммуникационных и информационных технологий, транснациональных экономических, геополитических и социокультурных связей, рост числа международных организационных структур и повышение их функциональной значимости закладывают объективные основы формирования, невиданной прежде общепланетарной интеграции различных государств, этносов, культур и цивилизаций. Непрерывная интенсификация международного гуманитарного сотрудничества, активизация интернационального обмена передовыми достижениями в сферах культуры, науки и образования способствуют улучшению качества жизни многих народов глобализирующегося мира.

С другой стороны, современные реалии национально-государственного и этнокультурного развития в условиях глобализации характеризуются наличием целого ряда крайне негативных явлений и тенденций. Гигантская социально-экономическая поляризация мирового сообщества, многочисленные кризисы в мировой экономике, политике и духовной жизни, общее повышение конфликтогенности международных отношений, попытки* навязывания всемирной социальной и культурной унификации, глобальные экологические угрозы, активизация* транснациональной преступности, международного терроризма и экстремизма -все это далеко не полный перечень серьезнейших проблем, присущих жизнедеятельности человечества и затрагивающих каждую конкретную

4 страну и народ. Особо следует выделить проблемный характер современных межэтнических и межкультурных взаимодействий в глобализирующемся мире. Необычайная активизация международных миграций, значительное увеличение степени интенсивности кросс-культурных отношений способствовали формированию (либо окончательному закреплению) полиэтнического облика подавляющего большинства нынешних государств — наций. Вместе с тем, реальный опыт межэтнического и межкультурного общения в современном мире оказался далеким от идиллии. Проявления этноцентризма и ксенофобии, систематической дискриминации по этническому (лингвистическому, конфессиональному, расовому) признаку, межэтнической (межкультурной) напряженности и открытых конфликтов сегодня распространены значительно больше, чем ситуации консенсусного мультиэтнического и мультикультурного единения.

В целом; актуализация глобализационных процессов и их неоднозначное влияние на развитие нынешних государств и этнокультурных сообществ заставили многих научных, политических и общественных деятелей всерьез задаться вопросами: сохранятся ли в новых условиях национальная государственность и этничность, геополитическое и социокультурное многообразие, следует ли каждому народу поддерживать и развивать свою самобытность, выбирать особый социально-исторический путь или, напротив, принять участие в формировании гомогенной общечеловеческой цивилизации и культуры? Ответы на данные вопросы, равно как и предлагаемые варианты национальной и этнокультурной политики, резко контрастируют между собой. Но все более очевидна растущая необходимость выработки конструктивной стратегии общественного развития каждого народа и всего мирового социума в условиях глобализации. В конечном счете, это должно позволить человечеству свободно пользоваться благами и преимуществами глобальной интеграции и минимизировать ее уже возникшие негативные проявления. Более того, от правильности выбора пути развития сегодня зависит

5 само существование всех стран и народов, дальнейшее выживание всех

людей на Земле.

Для принятия разумных, стратегически верных решений в первую очередь необходимо тщательно, с научной точки зрения разобраться, что же на самом деле происходит в области национально-государственной и этнокультурной динамики в современном глобализирующемся мире. Соответствующий теоретико-социологический анализ позволяет не только выявить сущностные характеристики и специфические тенденции общественного развития государств,— наций и этнокультурных фреймов в условиях глобализации, но и обозначить перспективные пути и способы его оптимизации. Данное обстоятельство свидетельствует о чрезвычайной актуальности подобных тематических исследований, одновременно приобретающих огромную научно-познавательную и социально-практическую значимость и образующих магистральное направление движения социологии XXI века.

Степень научной разработанности проблемы и теоретическая база диссертации

Идейные истоки социально-философского и социологического анализа глобализации, интеграционного объединения народов мира следует искать в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, О. Конта, Г. Зиммеля, М.М. Ковалевского, B.C. Соловьева, П.И. Новгородцева, П.А. Сорокина. Но по-настоящему активные научные исследования глобализационных процессов начались в восьмидесятые годы XX столетия, когда человечество непосредственно вступило в эпоху глобализации. С того времени появились тысячи научных работ зарубежных и отечественных авторов, рассматривающих самые различные аспекты обозначенной проблематики. Однако и теперь ощущается нехватка социологических исследований комплексного характера, в которых бы в систематизированном виде раскрывались сущность и специфика национально-государственного и этнокультурного развития в условиях глобализации.

Как правило, специалисты, работающие в данной области, сосре
доточивают внимание на отдельных ее сторонах и составляющих (соци
ально-экономической, политико-правовой либо культурно-
цивилизационной). Таковы, в частности, изученные нами научные труды
С. Амина, С. Бенхабиба, П. Бергера, Дж. Бейлиса и С. Смита, И.А. Васи
ленко, А.А. Галкина, А.П. Логунова, Н.С. Кирабаева, А.В. Торкунова,
М.В. Кулакова, В.А. Михайлова, В.Н. Дахина, В.И. Добренькова, Т.Т.
Тимофеева, К. Зегберса, И.С. Иванова, В.Л. Иноземцева, И.Ю. Корюхи-
ной, В. Кузнецова, И.И. Лукашука, У. Макбрайда, П.А. Цыганкова, Дж.
Миклисвейта, А. Вулдриджа, Н.М. Римашевской, Ю.С. Пивоварова, С.
Хантингтона, В.Л. Романова, Л.В. Тычининой, С.А. Тюшкевич, B.C. Сте-
пина, СМ. Шахрая, В.Р. Чагилова, Ю.В. Шишкова, Дж. Курта, Ю.В.
Яковца и др. Более разносторонний (в предметном отношении) подход
представлен в работах 3. Баумана, У. Бека, М. Кастельса, Г.-П. Мартина,
X. Шумана, А.И. Уткина, Дж. Стиглица, В.П. Култыгина.

Исследования актуальных проблем межэтнических и межкультурных взаимодействий в глобализирующемся мире осуществлялись в научных разработках Ю.В. Арутюняна, Дж. Берри, Ф. Бока, С. Бочнера, С.А. Ганнушкиной, М.Н. Губогло, К. Додда, Л.М. Дробижевой, Б.С. Ерасова, Ж. Зайончковской, В.Н. Иванова, Л.Г. Ионина, Г.В. Каламано-ва, Н.М. Лебедевой, B.C. Малахова, Ф.И. Минюшева, А.И. Новикова, И.Б. Орловой, Э.А. Орловой, Э. Паина, В.Н. Петрова, Т.В. Полосковой, В. Попкова, П. Салинса, Д. Серла, Б.Дж. Сингера, А. А. Су соколова, В.Л. Сарапаса, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, С.А. Татунц, Н.Н. Тоцкого, В.А. Тишкова, Г.К. Триандиса, Н.В. Федорова, Н.С. Фрейнкман-Хрусталевой, Л.Л. Шпак.

С целью изучения современных прикладных программ и методов оптимизации межэтнического и межкультурного общения в глобализирующемся мире следует обратиться к научным трудам А. Вежбицкой, С.Н. Ениколопова, Я.Ю. Ким, Н.Б. Мечковской, Р. Брислина, С. Бочнера,

7 Т.Г. Стефаненко, Г.К. Триандиса, Е.И. Шлягиной, Р. Альберта, Л.Г. По-

чебута, К. Кашнера. В целом, опираясь на научные работы указанных отечественных и зарубежных специалистов, автор одновременно попытался предложить собственное теоретико-социологическое видение проблематики национально-государственного и этнокультурного развития в условиях глобализации.

Цель диссертационной работы - на основе теоретико-социологического анализа выявить характерные особенности национально-государственного и этнокультурного развития в условиях глобализации и определить пути и перспективы его оптимизации.

Для достижения данной цели потребовалось поставить и решить следующие конкретные задачи исследования:

определить социальную сущность и атрибутивные черты глобализации;

выявить специфику национально-государственной и этнокультурной динамики в условиях нынешней неолиберальной формы (модели) глобализации;

раскрыть особенности антиглобализма и альтерглобализма и предлагаемые ими социально-практические ориентиры международного развития;

выделить актуальные проблемы межэтнических и межкультурных взаимодействий в эпоху глобализации;

провести сравнительный анализ основных типов государственной этнонациональной политики, в том, числе общественно-политической практики мультикультурализма;

охарактеризовать современные концепции и методы оптимизации межэтнического общения в глобализирующемся мире.

Объектом диссертационного исследования являются процессы национально-государственного и этнокультурного существования и развития в условиях глобализации.

Предмет исследования — основные характеристики, специфические черты и мировые тенденции развития современных государств — наций и этнических культур в контексте глобализации.

Методологической основой диссертации стали концептуальные положения и принципы социоисторическои диалектики, применяемые к изучению современных реалий и тенденций развития государств — наций и этнокультурных сообществ в глобализирующемся мире. Основным методом исследования является теоретический анализ (в его рамках, в частности, применялись системный, нормативный, сравнительный, логико-диалектический, структурно-функционалистский анализ, метод типо-логизации, дедукция, индукция, формационная и социокультурная парадигмы, интерпретативный подход к изучению поведения различных социальных субъектов). В работе также использовались социально-статистические данные, результаты теоретических и эмпирических исследований зарубежных и отечественных социологов, положения действующих международно-правовых документов.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации заключаются в следующем:

Применен комплексный интегративный подход к теоретико-социологическому исследованию специфики мировых процессов национально-государственного и этнокультурного развития (социально-экономических, геополитических и социокультурных аспектов) в условиях глобализации.

Выявлены сущность и атрибутивные черты глобализации как объективного процесса всемирной интеграции человечества, характеризующегося многомерностью, сложностью и противоречивостью своих социальных проявлений. Определены главные особенности национально-государственной и этнокультурной динамики в условиях доминирующей ныне неолиберальной модели глобализации, выражающиеся в социально-экономической поляризации мирово-

го социума, коммерциализации общественной жизни, развитии

транснациональных структур и связей, формировании однополяр-ной системы международных отношений, снижении значимости государственного суверенитета, культурной вестернизации и противодействии ей. Рассмотрены два основных направления антиглобалистского движения: антиглобализм, отвергающий глобализацию как таковую, и альтерглобализм, ориентированный на поиск иных, гуманистических форм глобализации, и предлагаемые в их рамках пути развития международного сообщества.

Выделены наиболее актуальные проблемы межэтнических и межкультурных взаимодействий в современном глобализирующемся мире (необычайная активизация международных миграций, интенсификация кросс-культурных взаимодействий, феномен «этнического ренессанса», усиление межэтнической и межкультурной напряженности и увеличение числа конфликтов), предложена концептуальная схема анализа процессов социокультурной адаптации индивидов и групп людей в иноэтнической среде.

Проанализированы и сопоставлены основные исторически сформировавшиеся типы государственной этнонациональной политики (геноцид, ассимиляция, сегрегация, мультикультурализм). Сформулированы принципы и рекомендации, позволяющие достичь оптимального соотношения традиций и нововведений (в том числе связанных с иностранными, инокультурными заимствованиями) в жизни и социально-историческом развитии каждого народа и государства.

В отечественный социологический дискурс введен ряд современных концептуальных моделей и методов оптимизации межэтнического и межкультурного общения в глобализирующемся мире. Практическая значимость исследования связана с возможностью

использования авторских разработок в деятельности компетентных го-

10 сударственных (российских) органов, международных организаций, общественных объединений и движений, вовлеченных в процессы принятия управленческих решений, разработки социально-инженерных проектов и рекомендаций по актуальным вопросам национально-государственной и этнокультурной динамики в условиях глобализации. Представленные в диссертации концептуальные модели и схемы, статистические данные, экспертные оценки, исследовательские выводы, социально-практические предложения позволяют выявить реальные характеристики, особенности и тенденции развития современных государств — наций и этнокультурных сообществ в глобализирующемся мире и определить в этой области желательные и конструктивные приоритеты, цели и пути их достижения. Материалы диссертационной работы могут быть использованы при подготовке учебных пособий, монографий, в лекционных курсах (по общей социологии, социологии глобальных процессов, этносоциологии, социальной антропологии, социологии культуры, социологии международных отношений, мировой политике, социальной педагогике и др.). В целом, результаты данного исследования могут представлять интерес для специалистов-обществоведов различного профиля и служить основанием для осуществления дальнейшего научного анализа проблем глобализации.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории и теории социологии социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Основные выводы и положения диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора, его научных сообщениях на международных научных конференциях «Ломоносов 2003», «Ломоносов 2004», «Ломоносов 2005», «Ломоносов 2006», «Ломоносов 2007», в учебном процессе. Наряду с этим, диссертант принимал участие в секционных заседаниях на втором и третьем Всероссийских социологических конгрессах.

На защиту выносятся следующие положения:

Социологический анализ процессов развития современных государств — наций и этнических культур в глобализирующемся мире неразрывно связан с изучением социальной сущности и характерных черт самой глобализации. По своей сути, глобализация представляет собой объективный процесс всемирной интеграции человечества в единое целое, а ее главными атрибутивными чертами становятся многомерность, сложность и противоречивость.

Современные страны, народы и социокультурные системы существуют и развиваются в условиях прозападной, неолиберальной формы (модели) глобализации, базовыми приоритетами которой являются всеобщая капитализация, постепенное исчезновение суверенности национальных государств, установление однополяр-ной системы международных отношений, вестернизация.

Следует признать, что неолиберальный мировой порядок не отвечает потребностям и коренным интересам большей части населения Земли, поэтому крайне необходим переход к новым, альтернативным формам глобализации, основывающимся на принципах гуманизма, толерантности, социальной справедливости, солидарности и взаимной ответственности, непрерывного и повсеместного повышения уровня жизни людей, всестороннего и конструктивного международного сотрудничества.

Залогом успешного и бесконфликтного развития человечества должно стать формирование многополярного и мультикультурно-го мира, в котором каждое государство и каждый народ реализуют собственное суверенное право самостоятельно выбирать свой социально-исторический путь и соответствующие ему атрибуты культуры. Любое навязывание одними странами и обществами всем остальным своих ценностей и стандартов недопустимо.

Принципы мультикультурности, равенства прав, возможностей и обязанностей всех граждан независимо от их этнической, конфессиональной, расовой принадлежности следует заложить в основу этнонациональной политики современных полиэтнических государств. В то же время другим базовым приоритетом данной политики должны стать системная интеграция полиэтнического общества и формирование в нем консолидационного культурно-коммуникативного пространства.

Неоценимую помощь в оптимизации процессов межэтнического и межкультурного общения и взаимодействия в глобализирующемся мире способны оказать научные сообщества, разрабатывающие соответствующие концептуальные модели, программы и методы. Но для этого науке необходимы всесторонняя поддержка со стороны государственных властей, ведущих международных организаций, иных заинтересованных субъектов и активное практическое внедрение ее достижений.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав (каждая из них включает три параграфа), заключения, приложения и списка литературы.

Социальная сущность и атрибутивные черты глобализации.

Последние десятилетия XX века ознаменовались началом нового процесса общественно-исторического развития человечества, именуемого глобализацией. Связанные с ней социально-экономические, политические и социокультурные трансформации серьезно изменили облик современного мира и, так или иначе, повлияли на жизнедеятельность практически всех людей на Земле. Вполне естественно, что сегодня тема глобализации находится на первом плане среди основополагающих проблем, обсуждаемых мировым сообществом. Вместе с тем, так и не сложилось единое мнение относительно движущих сил и последствий глобализации, ее главных характеристик и отличительных особенностей. Более того, восприятие данного социального процесса отличается резкой амплитудой — от страстной апологетики до категорического неприятия; от достаточно убедительных аргументов в пользу глобализации — до не менее веских доказательств ее негативных результатов; от стремления ускорить процесс глобализации и придать ей необратимый характер — до попыток отринуть ее, вернуть человечество в «доглобализационную» эру.

Впрочем, при всей разноплановости и противоположности суждений, глобализация — объективность, с которой нельзя не считаться; феномен, нуждающийся во всестороннем анализе; проблематика, затрагивающая интересы миллиардов,людей; реальность, дающая новые возможности, но также порождающая новые риски и вызовы. Глобализация «действительно определяет нашу эпоху» (Кофи Аннан); «является осевой проблемой XXI века» (Ю. Яковец), «неустранимым условием человеческой деятельности» (У. Бек)1. Разумеется, она не могла не повлиять и на развитие современных государств — наций и этнических культур. Но прежде чем вникнуть в эту сложную и интереснейшую проблематику, необходимо разобраться, что же представляет собой глобализация, какова ее социальная сущность и отличительные черты, позволяющие данному процессу затрагивать все сферы сегодняшней общественной жизни.

В основе понятия «глобализация» лежит английское слово «globe» — земной шар, что подчеркивает такой системообразующий признак, как планетарный характер обозначаемых этим термином явлений. Одни авторы полагают, что категория «глобализация» введена американским исследователем Т. Левитом в 1983 г.1 Другие точку отсчета считают иной. Так, известный отечественный философ и социолог В.Л. Иноземцев отмечает: «Термин «глобализация», эпизодически применявшийся с конца 60-х гг., впервые был поставлен в центр концептуальных построений в 1981 г. американским социологом Дж. Маклином, призвавшим понять исторический процесс усиления глобализации социальных отношений и дать ему объяснение»". Многие связывают рождение понятия «глобализация» с именем американского социолога Р. Робертсона, который в 1983 г. использовал слово «globality» в названии одной из статей, а в 1992 г. изложил основы своей концепции (идея целостности мира, обусловленная распространением достижений западной цивилизации) в специальной монографии3. В любом случае, с конца 80-х — начала 90-х гг. прошлого века термин «глобализация» и стоящая за ним социальная проблематика начали все более активно становиться неотъемлемой частью экономического, общественно-политического и академического дискурсов во всем мире. Сегодня понятие «глобализация» употребляется практически повсеместно (хотя, например, франкоязычные исследователи чаще предпочитают использовать тождественное ему понятие «мондиализация»).

Однако до сих пор в мировой науке и социальной практике не сформировалось однозначное толкование данного термина. Как отмечает известный социолог У. Макбрайд, «глобализация — слово со многими значениями, которое всегда было очень трудно определить»1. При этом глобализация понимается то чрезмерно расширительно, когда к ней относят едва ли не все социальные процессы в современном мире, то неоправданно узко, когда ее ограничивают в основном экономической интеграцией. Несмотря на то, что глобализация как общественное явление исследуется уже более 30 лет, остаются спорными многие ключевые вопросы, касающиеся не только сущности глобализации, но и ее происхождения, исторических корней, «измерений», общецивилизационных последствий и т. д.

Для того чтобы адекватно охарактеризовать социальную сущность глобализации, на наш взгляд, целесообразно воспользоваться дефиницией, предложенной профессором В.И. Добреньковым: сущность глобализации в салюлі кратколі определении заключается в толі, что это объективный, естественный процесс интеграции человечества . Понятие глобализации фиксирует современную стадию интеграции3 мира, который становится все более взаимосвязанным, взаимозависимым и универсальным. Глобализация проявляется в том, что социальные процессы в одной части мира во все большей степени определяют происходящее во всех других частях мира и, в свою очередь, испытывают воздействие последних. Происходит сжатие пространства, время спрессовывается, географические и межгосударственные границы становятся все более прозрачными и легко преодолимыми.

Особенности национально-государственной и этнокультурной динамики в контексте неолиберальной модели глобализации.

Итак, целью нашего исследования является выяснение характерных особенностей национально-государственной и этнокультурной динамики в условиях глобализации (в ее нынешней неолиберальной форме). Ранее мы уже затрагивали социально-экономические аспекты развития национальных государств в глобализирующемся мире. Сейчас сосредоточимся на рассмотрении наиболее важных геополитических и социокультурных составляющих данной проблематики.

Как уже отмечалось, в условиях глобализации претерпела существенные изменения вся система международных отношений. На мировую арену вышли, помимо государств как главных субъектов международного права и международных отношений, новые субъекты: международные организации (межгосударственные, неправительственные), наднациональные интеграционные союзы различной конфигурации и параметров, общественные движения, социально-групповые образования. Наконец, все больший вес приобретают транснациональные корпорации и другие мощные экономические субъекты, чья деятельность зачастую оказывается неподконтрольной государственным структурам. С одной стороны, отказ от идеологии тотального этатизма, появление негосударственных субъектов международных отношений можно расценивать как позитивный факт, свидетельствующий о развитии тенденций демократизации, становлении мирового гражданского общества. С другой стороны, неолиберальный вариант организации внутригосударственной и международной жизни оказывается далеким от идеалов подлинного народовластия, социальной справедливости и гуманизма. Степень реального осуществления провозглашенных свобод и прав человека, гражданина, социальных организаций напрямую зависит от размера капитала соответствующего субъекта. Именно поэтому в полной мере преимуществами и достоинствами «демократии» пользуются только представители господствующих социальных групп, а доминирующее положение среди негосударственных акторов международных отношений занимают транснациональные корпорации, становящиеся локомотивами неолиберальной глобализации. Используя свои огромные ресурсы исключительно в собственных интересах, они внедряют «своих» людей в органы государственной власти, ведущие международные организации, активно навязывают мировому сообществу ценности и нормы общества потребления. От них исходит апология меркантильных рыночных приоритетов, максимизации прибыли, коммерциализации общественных отношений, в жертву чему нередко приносятся ценности солидарности, социальной ответственности и гуманизма. Даже сами государства и их атрибуты (национально-хозяйственный комплекс, суверенитет, властные функции, международно-правовой статус) часто рассматриваются руководством ТНК, неолиберальными политиками как отмирающие субстанции, чья роль в мировой общественной жизни должна неуклонно сокращаться. Печальные последствия реализации подобных сценариев, отказа государств от социальных гарантий и обязательств перед своими гражданами были охарактеризованы нами ранее.

Межгосударственные отношения в глобализирующемся мире также существенно трансформировались. Прежде всего, напомним, что неолиберальная глобализация ознаменовалась не только интернациональным триумфом «информационной революции» и интенсивным развитием ряда стран и регионов, но и множеством крайне негативных последствий, в первую очередь колоссальной поляризацией и маргинализацией на общепланетарном уровне. На смену прежней биполярной дифференциации мира по идейно-социальному принципу пришло деление на привилегированный центр и гигантскую периферию («Север — Юг», Запад и не Запад). Наряду с этим «разломом» возникло множество-локальных и региональных конфликтов на политико-экономической, этнической, религиозной и иной почве, вызывающих международные последствия. Вообще, маргинализация целых регионов таит в себе угрозу цепной реакции соци 37 альных взрывов и, в конечном счете, дестабилизации мирового порядка.

Устрашающее предзнаменование крупных катаклизмов — возникновение «зон неустойчивости» (Балканы, Ближний Восток, Афганистан, Кавказ, Африка и т.д.), оказывающих разлагающее влияние на сопредельные регионы и негативно воздействующих на международную ситуацию — экспортом терроризма, религиозного фундаментализма, контрабандного оружия, наркотиков и т. д.

С распадом СССР и Варшавского блока радикально изменилась геополитическая и военно-стратегическая конфигурация мира. Прежнее сосуществование мирового социализма и капитализма характеризовалось не только холодной войной, но и наличием баланса сил, поддержанием общей стабильности международных отношений. Один лишь СССР самим своим существованием играл для всего мирового сообщества объективно позитивную роль: образуя второй полюс, он балансировал мировую систему государств, делал ее устойчивой. Поддерживая бедные1 страны Юга и восточные ценности, СССР стал для них символом справедливости и надежды перед лицом западной экспансии. Для многих государств и народов мира он был гарантом безопасности, опорой в борьбе за независимость, в развитии национальной экономики, культуры, образования.

Актуальные проблемы межэтнических взаимодействий в эпоху глобализации.

Рассмотрев главные характеристики воздействия глобализации на современные государства — нации и этнические культуры, попытаемся проанализировать, как формируется и какой должна стать государственная этнонациональная политика в глобализирующемся мире. Но вначале необходимо обозначить общую проблематику межэтнических (межкультурных) взаимоотношений в рамках глобального социума. Часть этих проблем рассматривалась нами ранее, поэтому сейчас сконцентрируемся на не затронутых прежде вопросах.

Вступив в XXI век, глобализирующийся мир продолжает сталкиваться с множеством серьезнейших социальных вызовов, проблем и противоречий. Особое место среди них прочно занимают этнические проблемы. Теперь уже очевидно, что амбициозные идеологические проекты эпигонов марксизма и транснационализма в полной мере не осуществятся ни в настоящем, ни в обозримом будущем. Вместо скорейшего построения единого мирового коммунистического (мирового гражданского) общества, лишенного каких-либо национально-государственных или этнических границ, свободного от всякой межэтнической (межкультурной) отчужденности, явных или латентных противостояний и конфликтов, от этничности как таковой, мы наблюдаем совсем иные тенденции. За последние десятилетия в глобальном масштабе, у многих миллионов людей проявился новый всплеск этнической идентичности, обозначились стремления различных народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть собственную этнокультурную уникальность. Считается, что данное явление затронуло население множества стран на всех континентах, общества различного типа и уровня развития - от традиционных до постиндустриальных. Изначально оно даже получило на звание «этнического парадокса» современности, поскольку демонстрировало практическое сочетание, казалось бы, несовместимых тенденций: 1. глобализации, прогрессирующей унификации материальной и духовной культуры, развития личностного индивидуализма;

2. комплексной этнокультурной фрагментаризации и активизации этнического самосознания людей.

Сегодняшние обществоведы, учитывающие диалектическую взаимосвязь глобализации и локализации, уже склонны оперировать термином «этническое возрождение» («этнический ренессанс»), преимущественно рассматривая последнее в качестве одной из главных черт современного этапа развития человечества. Другой его отличительной чертой становится (порождаемая глобализацией) непрерывно возрастающая миграционная активность представителей различных культур и народов, закономерно приводящая к массовому учащению межэтнических (межкультурных) контактов. Как показывает сегодняшняя социально-историческая практика, среди комплекса условий, вызывающих интенсификацию международных миграционных процессов, превалируют демографические и экономические факторы. В последней четверти XX столетия развитые страны Севера и Запада вошли в полосу устойчивого спада рождаемости. Следствием демографического кризиса здесь стал растущий дефицит рабочей силы на рынках труда, особенно в сферах и отраслях, использующих малоквалифицированный, низкооплачиваемый, непрестижный труд. В это же время в странах Азии, Африки, Центральной и Южной Америки происходил бурный рост численности населения, создающий трудоизбыточные ресурсы. Одновременно продолжал углубляться разрыв в экономическом благосостоянии и качестве жизни этих мировых регионов. Богатый и относительно благополучный Север и Запад все больше удалялся от нищающего Юга и Востока. Миграционные перемещения, в первую очередь трудового населения, стали естественной реакцией на возникшие глобальные проблемы. Разумеется, существуют и другие факторы, вызывающие рост числа международных миграций в глобализирующемся мире (развитие интернациональной экономической деятельности, образования, культуры и науки, возможность достаточно свободного выезда за рубеж, распространение локальных конфликтов и войн, экологических проблем и др.).

В целом, по данным ООН, на сегодняшний день более 175 млн. одних лишь легальных мигрантов - иммигрантов, беженцев, иностранных рабочих, предпринимателей, студентов и многих других групп проживают за пределами страны своего происхождения1, непрерывно контактируют с представителями иных этнических культур. При этом ожидается, что со временем данный показатель только возрастет. Понятно, что неизбежным результатом столь массовых международных миграций становятся различные варианты интеракций мигрантов с принимающим этническим большинством, реализующиеся, как на социально-групповом, так и на индивидуально-личностном уровнях. Вместе с тем, имманентно присущее каждой этнической общности культурно-коммуникативное и социально-психологическое своеобразие на практике предопределяет проблемный характер всякого межэтнического общения. Ведь все его участники в той или иной мере сталкиваются с трудностями взаимодействия с теми, чья культура отличается от их собственной и чье поведение они не способны предсказать. Прочно сформировавшийся полиэтнический облик всех нынешних национальных государств обусловливает перманентные и повсеместные контакты носителей порой принципиально различных этнокультурных ценностей и норм поведения, социальных образцов и стереотипов восприятия, знаний и культурно-исторического опыта, установок и представлений.

Похожие диссертации на Национально-государственное и этнокультурное развитие в условиях глобализации : теоретико-методологический анализ