Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-политические взгляды Г.П. Федотова : Социологический анализ Селиванова Юлия Викторовна

Социально-политические взгляды Г.П. Федотова : Социологический анализ
<
Социально-политические взгляды Г.П. Федотова : Социологический анализ Социально-политические взгляды Г.П. Федотова : Социологический анализ Социально-политические взгляды Г.П. Федотова : Социологический анализ Социально-политические взгляды Г.П. Федотова : Социологический анализ Социально-политические взгляды Г.П. Федотова : Социологический анализ Социально-политические взгляды Г.П. Федотова : Социологический анализ Социально-политические взгляды Г.П. Федотова : Социологический анализ Социально-политические взгляды Г.П. Федотова : Социологический анализ Социально-политические взгляды Г.П. Федотова : Социологический анализ
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Селиванова Юлия Викторовна. Социально-политические взгляды Г.П. Федотова : Социологический анализ : диссертация ... доктора социологических наук : 22.00.01.- Саратов, 2005.- 303 с.: ил. РГБ ОД, 71 05-22/80

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Теоретико-методологические подходы Г.П. Федотова к анализу социально-политических процессов 21

Раздел II. Г.П. Федотов о роли идеологического фактора в общественной жизни 72

Раздел III. Г.П. Федотов как политический публицист: критика антигуманизма, имморализма и волюнтаризма в сфере политики . 130

Раздел IV. Концепция социально-политической динамики российского общества в работах Г.П. Федотова 182

Раздел V. Социология Г.П. Федотова и современность 237

Заключение 282

Библиографический список 289

Введение к работе

Развитие современной отечественной социологии происходит в сложных, противоречивых условиях социальных преобразований, всесторонней модернизации российского общества. Эти общественные изменения сопровождаются не менее сложным и противоречивым процессом роста социального самосознания различных слоев общества. Природа социологического знания не может быть чужеродной ценностному содержанию, социальному обоснованию выбора различных парадигм, наиболее полно отражающих закономерные тенденции эволюции общества. Проблемы нынешней социологии уходят своими корнями в историю российской общественной мысли прошлых столетий.

Знаменательным явлением наших дней является активизация интереса к богатейшему теоретическому наследию, оставленному русскими социологами XIX-XX веков. Рост такого интереса - по крайней мере, своей внешней стороной — свидетельствует об интеллектуальной потребности наших современников найти некое «новое знание» в трудах мыслителей, отыскать ответы на вопросы, которые возникают в процессе «конструирования» новой российской социологии.

В контексте современной ситуации естественным является и обращение к идейному и теоретическому богатству, заключенному в многочисленных трудах философов и социологов Русского Зарубежья, особенно представителей, так называемой «первой волны» эмиграции, оказавшихся за границей непосредственно после Октябрьской революции или в 20-е гг. XX века. Видное место среди них занимает Георгий Петрович Федотов (1886-1951), бывший профессор Саратовского университета, историк, социолог, богослов, политический публицист.

Творчество Г.П. Федотова многогранно и неоднородно по своему содержанию - оно представлено и солидными монографиями (главным образом, по проблемам богословия и истории русского православия), и многочисленными журнальными статьями, написанными, как говориться, «на злобу дня». Поэтому вполне естественными являются вопросы о том, чем привлекательно социологическое наследие нашего соотечественника-эмигранта для современного читателя, какую роль оно может сыграть в сложном и неоднозначном процессе разработки новой отечественной социологии. Разумеется, речь идет не о поиске каких-то готовых решений проблем, выдвигаемых современной жизнью, или «рецептов» для врачевания нынешних социальных болезней.

Тем не менее, обращение к социологическому наследию Г.П. Федотова может быть поучительным во многих отношениях. И, прежде всего с методологической точки зрения. В работах Г.П. Федотова можно найти блестящие образцы применения различных методов социологического анализа, обобщения фактического материала, и «конструирования» теоретических концепций, отличающихся четкостью и своеобразным изяществом построения.

Кроме того, нужно учитывать, что растущий интерес к идейному наследию предшествующих поколений, в том числе и к творчеству Г.П. Федотова, объясняется не только чисто познавательными, теоретическими аргументами. Именно в кризисные моменты в обществе возникает повышенный спрос на социологические концепции, способствующие разрешению назревших противоречий, выходу из тупиков, в которые завела общество ошибочная политика, проводимая в предшествующий период. И в данном случае важен тот факт, что свои творческие поиски Г.П. Федотов осуществлял отнюдь не в мирной и спокойной обстановке, а на фоне исторических трагедий и катастроф, что придает особый, «пророческий» колорит его теоретическим выводам и

обобщениям. Иными словами, современные социологи ищут и находят в работах своего великого предшественника (как и в трудах его современников, товарищей по изгнанию) немало полезного в плане социальной диагностики и прогностики, т.е. понимания сущности и направленности социальной динамики.

И, наконец, немаловажно отметить, что Г.П. Федотов проявил себя как один из наиболее талантливых политических публицистов Русского Зарубежья. Именно в публицистических выступлениях сформулированы многие важные концептуальные положения его социологии. В публицистике проявились такие замечательные качества творческой натуры Г.П. Федотова, как высокий нравственный пафос, патриотизм, интеллектуальная честность, гуманизм и объективность даже в отношении идеологических противников.

Таким образом, можно с полным правом констатировать, что в современных условиях не утратили свою актуальность различные аспекты социологического творчества Г.П. Федотова. Он внес заметный вклад в разработку ряда социологических отраслей (социологии личности, социологии культуры, исторический социологии и т.п.). Но наибольшее значение идеи Г.П. Федотова имеют для развития методологических и теоретических основ политической социологии. Это и обусловило выбор темы нашего исследования.

Г.П. Федотов покинул Родину, еще не получив известности в научных кругах. Эмигрантская среда была слишком занята внутренними распрями, чтобы по достоинству оценить независимую позицию и кристально-ясную мысль ученого. Скончался Г.П. Федотов в сталинскую эпоху, когда сам факт пребывания в эмиграции неизбежно вычеркивал человека, будь он писателем, философом или художником, из числа почитаемых и изучаемых деятелей.

Посмертное «возвращение» Г.П. Федотова на Родину было непростым, оно затянулось на несколько десятилетий. Это был долгий и тернистый путь. На протяжении многих лет имя выдающегося сына России было неизвестно россиянам (так же, как и имена К. Леонтьева, В. Розанова, Н. Бердяева, И. Ильина и многих других). Его произведения, публиковавшиеся за рубежом, были недоступны для большинства исследователей в бывшем СССР.

Если имя Г.П. Федотова и упоминалось в работах советских авторов, то лишь в числе «реакционных» идеологов «агонизирующей» белой эмиграции1. Таким образом, творчество выдающегося русского мыслителя не только замалчивалось, но и подчас грубо искажалось в идеологических целях. В то же время труды Г.П. Федотова, как других русских философов и социологов, привлекало внимание западных исследователей. Вклад мыслителей Русского Зарубежья в развитие мирового социального знания, издания и переводы их на основные европейские языки в немалой степени способствовали осознанию их творческого наследия в качестве полноправного компонента философии и социологической науки Запада. О растущем интересе к творчеству Федотова свидетельствует переиздание его трудов в Париже и Нью-Йорке2. Профессор русской литературы и философии университета г. Экс (Франция) Даниель Бон посвящает ряд работ различным аспектам творческого наследия Федотова3.

1 См., напр.: Шкаренков Л.К. Агония белой эмиграции. М, 1981. С. 155. См.: Федотов Г.П. Лицо России: Сборник статей. Париж, 1967; Россия и свобода. Нью-Йорк, 1981: Тяжба о России: Сборник статей. Париж, 1983; Защита России: Статьи 1936-1940 гг. Париж, 1988, и др.

3 См.: Бон Д. Новый Град Георгия Федотова // Человек. 1993. №1; К 110-летию Георгия Федотова. Документы и письма по поводу разногласия, возникшего между профессором Г.П. Федотовым и Правлением Православного богословского института в Париже (Публикация Д. Бон) // Звезда. 1996. №10.

Наследие это весьма велико по объему. До отъезда за рубеж Г.П. Федотову удалось опубликовать 10 работ - это, главным образом, статьи по истории средних веков и одна монография («Абеляр», 1924 г.). Самым плодотворным был «французский период» (1926-1940 гг.), когда им опубликовано около 250 работ на русском языке и свыше 20 - на французском, немецком, английском языках. За время пребывания в США появилось 30 публикаций на русском языке и 17 на английском языке1, И многое осталось в набросках, в черновиках в архиве автора. Будучи историком по образованию, в первый период своего творчества он писал, в основном, на исторические темы. Позже он выступал как философ и богослов, занимался изучением проблем политики, культуры, социальной психологии. Все эти разработки русского мыслителя долгое время не получали должной оценки на его Родине. Впервые краткая, но объективная (без идеологических ярлыков) справка о Федотове появилась в 1970 г. в «Философской энциклопедии»2. Здесь содержалось адекватное изложение его воззрений, был дан список основных трудов Г.П. Федотова.

И только в годы «перестройки», в период «переоценки ценностей» и кардинального изменения духовных ориентации нашего общества труды Г.П. Федотова стали публиковаться и на его Родине. В это время фактически во всех ведущих общественно-политических журналах появляются перепечатки его статей и эссе 20-50-х гг., созвучные тревогам и

На английском языке опубликованы крупнейшие работы Федотова по истории русской религиозной культуры: «Русская религиозность», Т. 1 1948, (2-й том увидел свет в 1966 г.), «Сокровище русской духовности», 1948 г. См.: Федотов Г.П. Судьба и грехи России. СПб., 1992. Т.2. С. 338-348.

2 См.: Вольфкович М., Ляликов Р. Федотов // Философская энциклопедия. М„ 1970. С. 309-310.

заботам российского общества эпохи радикальных реформ1. Впервые в нашей стране стали известны основные исторические труды Г.П. Федотова2,

Особенно важно отметить, что в эти годы в ряде периодических изданий и сборниках опубликованы главные работы Г.П. Федотова, имеющие социологический характер3. Новые возможности для исследования творчества Г.П. Федотова открыло издание первого (в России) собрания его сочинений под названием «Судьба и грехи России» (Т. 1-2, СПб., 1991-1992). В первом томе издания помещена вступительная статья В.Ф. Бойкова, в которой дано наиболее подробное (из имеющихся ныне) жизнеописание Г.П. Федотова и весьма содержательный обзор его философско-исторической и социологической публицистики.

Таким образом, за сравнительно короткий исторический срок научное наследие Г.П. Федотова стало гораздо более доступным для отечественного

1 См.: Интересные подборки статей Федотова в журналах: Вопросы философии. 1990. №8; Вопросы литературы. 1990. №2 (статьи о,культуре); Искусство кино. 1990. №7-8; Новое время. 1990. №23, 46; 1993. №44; Кадры. 1991. №2; Континент. 1992. №74 и др.

Святые Древней Руси. М., 1990; Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М., 1991.

3 «Рождение свободы» (Новый мир. 1989. №4); «Трагедия интеллигенции» (О России и русской философской культуре. М., 1990); «Судьба нашей духовной культуры» (Диалог. 1991. №18); «Письма о русской культуре» (Русская идея. М., 1992); «Россия, Европа и мы» (Кентавр, 1992. №1/2); «И есть, и будет» (Человек, 1993. №1-2); «Социальное значение христианства» (Философские науки, 1991. №3); «Сталинократия» (Кентавр, 1992. №7-8); «Судьба империй» (Свободная мысль, 1992. №5), и др. См. также публикацию ряда его общественно-политических статей в сборниках: О святости, интеллигенции и большевизме: Избр. статьи. СПб., 1994; Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. М., 1992; Т.П. Федотов о судьбе русской интеллигенции. М., 1991.

читателя, чем прежде, хотя о достаточно полном его освоении говорить еще слишком рано. Что касается исследования и анализа результатов его творческой деятельности, то в этом направлении сделаны лишь первые шаги. Так, изыскания историков-архивистов способствовали выяснению некоторых моментов в биографии Г.П. Федотова1. Имя его появилось в ряде энциклопедических изданий2. Однако, кроме названной выше статьи Бойкова, мы не имеем сейчас достаточно подробных очерков жизни и трудов Г.П. Федотова.

Несколько статей, в которых дан общий обзор творческого пути Г.П. Федотова, написано в качестве предисловий к публикациям его работ3. Интересная и глубокая характеристика философских взглядов и жизненного облика Федотова содержится в работах Ю. Иваска, О. Проскурина, К.Г. Исупова, Г.С. Померанца4. Обстоятельный анализ его

1 См.: Гусакова З.Е. Из биографии философа, историка и публициста
Г.П. Федотова // Сов. архивы. 1991. №6; Михеева Г.В. К биографии русского
философа Г.П. Федотова // Отечественные архивы. 1994. №2.

2 См.: Галахтин М. Федотов // Русская философия. Малый энциклопедический
словарь. М., 1995. С. 538-541; Философы России XIX-XX столетий: биографии,
идеи, труды. М,, 1995. С. 617-619; Галахтин М. Русское Зарубежье: Золотая книга
эмиграции. Энциклопедический биографический словарь. М., 1997. С. 647-650.

3 См.: Топоров В.Н. О русском мыслителе Г. Федотове // Наше наследие. 1988.
№4; Бочаров С. «Сила духа, творящего историю» // Вопросы литературы. 1990.
№2; Гиренок Ф.И. Судьба русской интеллигенции (Читая Федотова) // В кн.: Г.П.
Федотов о судьбе русской интеллигенции. М., 1991; Бойков В.Ф., Ермичев А.А.,
Замалеев А.Ф. Жить Россией // В кн.: Мыслители русского зарубежья: Бердяев,
Федотов. М., 1992; Замалеев А.Ф. «Слышать голос Христа и голос истории» (О
социальной философии Т.П. Федотова) // В кн.: Федотов Г.П. G святости,
интеллигенции и большевизме. СПб., 1994.

4 См.: Иваск Ю. Молчание: Памяти Г.П. Федотова // Наше наследие. 1988. №4;
Проскурин О. О Г. Федотове, его толкователях и издателях // Опыты. 1994. №1;

культурологических концепций дан в статьях Д. Смирнова, В.В. Сербиенко, М.Г. Галахтина'. В этих публикациях можно найти ценные наблюдения и выводы о формировании мировоззрения Г.П. Федотова, его методологических принципах, стилевых особенностях его произведений.

Однако социально-политические воззрения Г.П. Федотова еще
недостаточно исследованы и проанализированы в имеющейся литературе.
Среди немногих работ, посвященных этому вопросу, можно отметить
статью Ф. Гиренка, в которой дан критический анализ федотовских
концепций социального устройства общества2. Э.Г. Соловьев предпринял
попытку раскрыть истоки и сущность взглядов Г.П. Федотова на феномен
тоталитаризма. Он отмечает, что подход Г.П. Федотова к этому явлению в
целом вписывается в рамки историософской концептуализации
проблематики тоталитаризма. Специфический историософский

инструментарий, примененный при рассмотрении феномена тоталитаризма русским мыслителем, дозволил ему не только продемонстрировать глубину анализа предпосылок его возникновения, но и раскрыть его идеологические

Исупов К.Г. Георгий Федотов: Философия исторической свободы //Философские науки. 1991. №3; Помер анц Г. С. Федотов - философ свободы и святыни // Человек. 1991. №1.

1 См.: Смирнов Д. Империя Культуры: О творчестве Г.П. Федотова // Наше
наследие. 1991. №3; Себиненко В.В. Оправдание культуры: Творческий выбор
Г.Федотова // Вопросы философии. 1991. №8; Галахтин М.Г. Особенности
русской святости в культурологии Г.П. Федотова // Философия в России XIX —
нач. XX вв.: преемственность идей и поиски самобытности. М., 1991.

2 См.: Гиренок Ф. Своевременный мыслитель // Свободная мысль. 1991. №5.

и социально-психологические аспекты, предсказать основные тенденции его «эволюции» и, в конечном счете, разрушения1.

В этих интересных и глубоких работах творчество Г.П. Федотова исследуется с точки зрения философии и культурологи. Что касается социологических аспектов, то в их исследовании сделаны лишь первые шаги. Среди немногочисленных работ в этом направлении следует отметить диссертацию Г.В. Золотой, где содержится ценные наблюдения и выводы о характерных чертах социологической публицистики Г.П. Федотова. Очень важно, что в этой работе обращается внимание на анализ методологических принципов политической социологии Г.П. Федотова, содержится характеристика его концепций социально-политической динамики российского общества2.

Указанные работы способствовали знакомству отечественного читателя с забытым на много лет творчеством великого соотечественника, освобождению от господствовавших ранее стереотипов в восприятии его идей. Проложены первые «тропинки» в мир мыслей, идеалов, научных поисков выдающегося русского ученого, но в целом, его социологическое наследие практически пока еще остается «терра инкогнита», почти не тронутой «плугом» исследователя целиной. Это отчасти объясняется еще и тем, что наш соотечественник по тем или иным причинам не пытался систематизировать свои социально-политические идеи и концепции, они «разбросаны» в его статьях, эссе, рецензиях, публицистических откликах на злободневные проблемы. Но в его многочисленных сочинениях можно найти важные концептуальные положения и существенные выводы,

1 См.: Соловьев Э.Г. Судьбы европейской культуры (феномен тоталитаризма в
творчестве Г.П. Федотова) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки,
1997. №5.

2 См.: Золотая Г.В. Социологические аспекты творчества Г.П. Федотова. Канд.
диссертация. Саратов, 1998.

имеющие непреходящее значение. Социологические идеи содержатся не только в работах, посвященных актуальным вопросам общественной жизни, но и в таких трудах, как «Святые Древней Руси», «Стихи духовные», «Святой Филипп, митрополит Московский» и др.

В социологическом наследии Г.П. Федотова присутствуют элементы социального прогнозирования. Справедливости ради следует отметить, что в своих попытках заглянуть в будущее Г.П. Федотов больше полагается не на интуитивно-иррациональные «прозрения», а на научное предвидение, основанное на анализе реальных фактов и главных тенденций общественного развития. Поэтому в своих футурологических прогнозах он более удачлив, чем многие из его современников, стремившихся выступать в роли провидцев. Разумеется, определенные аспекты прогнозов Г.П. Федотова не подтвердились (или пока еще не подтвердились). Тем не менее, с полной уверенностью можно утверждать, что социально-политическая и духовная ситуация нашего времени прозорливо описана Г.П. Федотовым в таких работах, как «Конец империй», «Национальное и вселенское», «Будет ли существовать Россия?», «Проблемы будущей России», «Письма о русской культуре» и многие другие. Но пока еще фактически нет работ, в которых были бы подробно рассмотрены эти прогностические линии творчества русского мыслителя. Поэтому с полным правом можно сделать вывод, что социально-политические аспекты творчества Г.П. Федотова совершенно недостаточно освещены в отечественной литературе и нуждаются в объективном систематическом изучении. Нельзя также не видеть, что значительная часть работ, посвященных исследованию теоретического наследия выдающегося русского мыслителя, пока еще носит популяризаторский и комментаторский характер и не поднимается до уровня серьезного анализа. Дело не только в том, чтобы исправить историческую несправедливость и вернуть Г.П. Федотову его заслуженное место среди видных деятелей

отечественной культуры. Важно в полном смысле слова «освоить» богатство его оригинальных социологических идей, концепций, практических рекомендаций.

Этим и определяется выбор цели нашего исследования. Она заключается в социологическом анализе сущности и специфики социально-политических взглядов Г.П. Федотова. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие исследовательские задачи:

обосновать методологические подходы к анализу социально-политических воззрений Г.П. Федотова;

выявить исторические предпосылки и идейные ИСТОКИ теоретических разработок Г.П. Федотова в области политической социологии;

рассмотреть представления Г.П. Федотова об объективных и субъективных факторах политической жизни общества;

на основе анализа социологической публицистики Г.П. Федотова раскрыть концептуальные основы его критики тоталитарных режимов и волюнтаризма в политике;

охарактеризовать систему взглядов Г.П. Федотова на социально-политическую и социокультурную динамику российского общества;

показать объективную обоснованность и специфику прогностических аспектов научного творчества Г.П. Федотова;

определить значение творческого наследия Г.П. Федотова в процессе развития современной отечественной социологии.

Решение этих задач обусловило и специфику структуры диссертационной работы: в первом разделе рассмотрены принципиальные методологические проблемы социологического наследия Г.П. Федотова: три следующих раздела посвящены анализу его воззрений по конкретным вопросам политической жизни и социодинамики российского общества; в

последнем разделе показана связь творчества Федотова с актуальными проблемами современности.

Объектом исследования является социологическое творчество Г.П. Федотова.

Предметом исследования выступают социально-политические аспекты мировоззрения и творческой деятельности Г. П. Федотова. Чтобы решить теоретические и методологические задачи, необходимо в должной мере использовать концепции и выводы, которые содержатся как в произведениях самого Г.П. Федотова, так и в работах его современников-единомышленников. Без ориентации на эти концептуальные основы (историзм, объективность, диалектический метод) невозможна адекватная интерпретация идей русского социолога.

В качестве методологической основы исследования использован, прежде всего, сравнительно-исторический анализ, позволяющий раскрыть взаимосвязь изучаемого явления с социодинамикой общественной жизни, с конкретными историческими процессами. Нами учитывалось также, что Федотов руководствовался христианской трактовкой диалектики исторического процесса. Немаловажная роль придается также функциональному и генетическому методам, способствующим пониманию сущности социологических взглядов Г,П. Федотова, особенностей их формирования и взаимоотношений с различными идейными течениями. Мы полагаем, что целостное представление о его социально-политических воззрениях возможно составить лишь на основе комплексного социологического подхода, способствующего адекватному пониманию того или иного идейного или научного направления. Именно такой подход, реализуемый в диссертационном исследовании, дает на наш взгляд, возможность перейти от описания и анализа тех или иных частных аспектов мировоззрения Г.П. Федотова к выработке целостной концепции,

отражающей сущностные характеристики социально-политических взглядов выдающегося русского мыслителя.

Основными источниками исследования послужили, прежде всего, труды самого Г.П. Федотова, а также работы его современников-философов, историков, социологов, публицистов. Значительным подспорьем в работе были исторические исследования, сборники материалов, справочные издания, в которых освещается жизнь Русского Зарубежья. Поскольку исследование носит междисциплинарный характер (это определяется многогранностью научной деятельности Г.П. Федотова), в работе используются конструктивные идеи ряда отечественных исследователей в области социологии, философии, политологии, истории, правоведения, культурологии и т.д. Учитываются также материалы дискуссий и обсуждений на страницах научной периодики и массовой печати последних лет по вопросам социально-политических преобразований и модернизации российского общества.

Научная новизна диссертационного исследования связана, прежде всего, с самой постановкой проблемы, недостаточно разработанной в современной литературе по теории и истории социологии. Впервые на диссертационном уровне проведено специальное исследование социально-политических взглядов Г.П. Федотова, его социологических концепций по проблемам социодинамики российского общества. Конкретные элементы научной новизны состоят в следующем:

намечены общие контуры социально-политического мировоззрения Г.П. Федотова в контексте исторической ситуации и духовной атмосферы Русского Зарубежья;

в научный оборот введен ряд ранее неизвестных или малоизвестных работ Г.П. Федотова, посвященных социально-политической проблематике и содержащих интересные и важные теоретические выводы;

выделены и сформулированы основные методологические принципы научных исследований Г.П. Федотова в области политической социологии;

выявлена и обоснована органическая взаимосвязь социально-политических взглядов Г.П. Федотова с его религиозно-философскими, историческими, культурологическими воззрениями и этическими принципами;

проанализированы теоретические представления Г.П. Федотова о месте и роли идеологического фактора в системе общественно-политических отношений;

раскрыто значение социологической публицистики Г.П. Федотова в идеологической борьбе против тоталитаризма, имморализма и проявления волюнтаризма в политической жизни;

дана авторская трактовка идей Г.П. Федотова о главных направлениях социальной эволюции российского общества и перспективах его демократического преобразования;

обоснован тезис об актуальности основных социально-политических концепций Г.П. Федотова и объективной необходимости более глубокого освоения его социологического наследия в современных условиях.

С учетом поставленных задач, методологических принципов и научной новизны исследования на защиту выносятся следующие положения диссертации:

1. Мировоззрение Г.П. Федотова формировалось под влиянием духовного наследия русской религиозно-философской мысли, идей православия, гуманистических традиций европейской гуманистической культуры. Однако он выступил как самобытный мыслитель, внесший огромный вклад в развитие ряда отраслей обществознания. Глубокая и оригинальная система общественно-политических взглядов Г.П. Федотова

лишена элементов схематизма и субъективизма, строится на объективной методологической основе.

  1. Г.П. Федотову присуще глубокое и органичное усвоение лучших, прогрессивных традиций отечественной социологии, за рубежом он выступил как продолжатель тех ее творческих линий, которые невозможно было развивать на Родине в условиях массовых репрессий и идеологического диктата. Важнейшими принципами политической социологии Г.П. Федотова являлись историзм, подлинная объективность, проявляющаяся в точном, беспристрастном анализе и всестороннем учете социальных фактов и тенденций.

  2. Г.П. Федотову принадлежит приоритет в постановке целого ряда социально-политических и философско-исторических проблем, ему также присуще глубокое понимание неразрывной, органической взаимосвязи политической сферы и социокультурного развития общества. Объективным следствием явились разработка и применение комплексного, системного подхода, способствующего целостному представлению о сложных процессах общественной жизни.

  3. В нелегких условиях эмиграции, в атмосфере идеологической борьбы Г.П. Федотов всегда сохранял идейную самостоятельность, был в стороне от радикальных течений, выступал за мирный, эволюционный путь развития общества. Ему глубоко присущи такие черты, как гуманистическая ориентация мировоззрения, подлинный патриотизм, художественная интуиция, четкая нравственная позиция. Эти черты отразились в его творчестве, в его научных исканиях.

  4. В произведениях Г.П. Федотова представлен беспристрастный анализ современных ему идеологических течений, раскрыто место и значение идеологии как существенного фактора социально-политической эволюции. Он не был сторонником абсолютизации идеологического

фактора, но выступал против его принижения за счет экономического, биологического и иных факторов общественного развития.

  1. Главное место в социологическом наследии Г.П. Федотова занимает его самобытная и яркая публицистика, которой присуще сочетание высокого интеллектуального потенциала и эмоциональности, художественного таланта. В многочисленных полемических статьях и эссе он дал беспощадную, аргументированную критику тоталитарных режимов (фашизма и сталинизма), волюнтаризма и имморализма в политике. Эти аспекты социологического творчества Г.П. Федотова имеют особую актуальность в современных условиях.

  2. На основе глубокого исторического анализа и объективного исследования современных ему социально-политических процессов, Г.П. Федотов создает оригинальную, целостную концепцию социодинамики российского общества, в которой воплощена органическая связь прошлого, настоящего и будущего. Эта концепция проникнута историческим оптимизмом и патриотическими идеями, главное внимание русский мыслитель уделял поиску путей социально-политического и культурного возрождения России. Большое место в его трудах занимают элементы социального прогнозирования, что в значительной степени определяет их научную ценность в наши дни.

  3. На протяжении всей своей творческой деятельности Г.П. Федотов твердо стоял на позициях признания классических принципов европейской демократии, приоритета прав человека и гражданина. При этом он выступал за расширение социальных основ демократического строя, полагал, что российское общество в своем будущем развитии должно воплотить принципы экономического рационализма и социальной справедливости, преодолеть пагубные тенденции социального неравенства, бескультурья и политического экстремизма.

9. Принципиально отвергая идеи большевизма, национализма,
политического экстремизма, Г.П. Федотов создает своеобразную
позитивную модель (эскиз) общественного устройства («Новый Град»),
воплощающего доктрину «христианского социализма», приверженцем
которого он оставался всю жизнь. В первую очередь он выступал за
обеспечение и соблюдение принципов духовной и социальной свободы
личности, гуманизма, народовластия.

10. Необходимость дальнейшего изучения социологического
наследия Г.П. Федотова диктуется не только теоретическим интересом к
изучению нашего недавнего прошлого, но и поразительной созвучностью
творческих исканий нашего соотечественника, работавшего в далеком
Зарубежье, потребностям и запросам сегодняшнего дня. Особую
актуальность имеет характеристика его представлений о путях социального
и культурного возрождения России, о перспективах утверждения в
российском обществе принципов подлинной демократии. Произведения
Г.П. Федотова должны быть прочитаны и осмыслены заново в свете
современных реалий. Конечно, было бы напрасным искать в сочинениях
нашего великого земляка прямые ответы на все жгучие вопросы, которые
ставит жизнь. Но многие его размышления и выводы не только
«душеполезны», но имеют и практическую ценность для людей нашего
времени. И, в первую очередь, к его советам и рекомендациям стоило бы
прислушаться политическим деятелям - тем, кто стоит у власти, и тем, кто
находится в оппозиции.

Научная и практическая значимость проведенного исследования определяется, прежде всего, актуальностью темы, новизной ее проблематики и необходимостью осмысления лучших страниц наследия отечественной социологии. Результаты исследования представляют собой определенное приращение научного знания в области истории социологии. Итоги и выводы работы могут быть использованы в учебных курсах общей

и политической социологии, социологии культуры и личности, истории русской социологии, в подготовке аспирантов и воспитательной работе.

Основные положения и результаты диссертационного исследования могут способствовать определению путей дальнейшего изучения и более глубокого осмысления социологического наследия Г. П. Федотова.

Теоретические и методологические положения и подходы, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на ежегодных научных конференциях социологического факультета СГУ «Некоторые проблемы социально-политического развития российского общества» (1999-2004 гг.), Втором социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» (г. Москва,

  1. г.), международной научной конференции «Социальное расслоение, власть и гражданское общество в современной России», (г. Саратов,

  2. г.).

Результаты, полученные автором, отражены в монографии, статьях в центральных периодических научных журналах, включенных в перечень ВАК России, брошюрах, и других публикациях.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой теории и истории социологии СГУ.

Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка использованной литературы.

Г.П. Федотов о роли идеологического фактора в общественной жизни

Творчество Г.П. Федотова многогранно, и содержание его трудов менялось на различных этапах жизненного пути ученого. Будучи историком по образованию, в первый период своей деятельности он писал, в основном, на исторические темы. Позже он выступал как философ и богослов, занимался изучением проблем политики, культуры, социальной психологии. Особое пристрастие Г.П. Федотова - публицистика. На протяжении четверти века он регулярно публиковал острые талантливые статьи по актуальным вопросам в прессе Русского Зарубежья. Вследствие этого русская эмиграция, да и общественность Запада (поскольку многие статьи Г.П. Федотова переводились на европейские языки), знают его, прежде всего как политического публициста. Церковь видит в нем специалиста по истории православия, в первую очередь по агиологии -исследованию жития святых. Медиевистам Г.П. Федотов знаком по работам в области изучения Средневековья. Философы, культурологи, специалисты по этике, даже филологи (особенно те, кто изучает литературу Древней Руси) воспринимают его как профессионала в своих областях знания. Однако в этом разнообразии «ипостасей» мыслителя теряется творческий облик Федотова-социолога.

«Возвращение» Г.П. Федотова на Родину ознаменовалось в 1990 г. публикацией его историко-богословского труда «Святые Древней Руси» и ряда статей по культурно-исторической проблематике. Социологические аспекты его творчества (особенно с методологической точки зрения) остаются все еще недостаточно освещенными в работах наших исследователей. Между тем, как справедливо отмечает один из авторов, по аналитическим возможностям Г.П. Федотова можно сравнить с Ортегой-и-Гассетом и М. Вебером, которые, как известно, внесли огромных вклад в развитие мировой социологии . И это утверждение не является безосновательным. Действительно, социально-политическая проблематика - это та стихия, куда чаще всего устремлялась мысль Г.П. Федотова. С полным правом можно утверждать, что приоритетным направлением социологических изысканий ученого является именно политическая социология.

В сфере социально-политической проблематики наиболее полно развернулся творческий потенциал Г.П, Федотова как методолога и аналитика. Он обладал не только способностью воскрешать прошлое как историк, но и проникать в «живую ткань» современной ему социальной действительности с помощью «скальпеля» социологической анализа. Его более всего привлекают не абстрактные богословские схемы и не отвлеченное философствование, а поиски конкретных причинно-следственных связей, позволяющих раскрыть смыл бурных событий XX века.

Следует отметить, что Г.П. Федотов оказался в эмиграции, будучи уже мыслителем со сложившимися философскими и социологическими воззрениями. Он не желал приспосабливаться к взглядам какой-либо эмигрантской группировки (а таких группировок было множество - среди них и монархисты, и либералы, и религиозные фанатики, и «евразийцы», питавшие надежу на диалог с Советами)2, Г.П. Федотову были чужды узко 1 См.: Гиренок Ф.И. Судьба русской интеллигенции (читая Федотова) //

Пути и судьбы групповые интересы. Он далек от монархизма и реставраторства. Праворадикальные силы в белом движении так и остались для него носителями темной косной стихии. Г.П. Федотов принимал идею «реставрации» только в одном смысле - как возрождение духовных ценностей. Если в 1906 г. он призывал рабочих «к сплочению, вооружению и к вооруженному восстанию»1, то теперь он — убежденный противник насилия и испытывает отвращение к любым планам вооруженной борьбы против большевизма. Спокойный характер, ум аналитика, верность принципам культурного творчества и демократии не позволяли ему принять какую-либо из радикальных концепций. Однако принципиальность позиций зачастую приводила его к идейной конфронтации с различными эмигрантскими течениями. Г.П. Федотов не чуждался полемики, но внутренняя культура, тактичность и сдержанность исследователя способствовали тому, что эта полемика больше напоминала изящную философскую дискуссию, чем грубый идеологический спор. Г.П. Федотов был убежденным противником тоталитарного мышления, любых форм подавления свободной мысли.

Компетенция Г.П. Федотова, исключительная точность в характеристиках и выводах помогли ему завоевать высокий авторитет в научных и философских кругах Русского Зарубежья. Так, например, известный философ Н.О. Лосский неоднократно ссылается на исследования Г.П. Федотова в своей работе «Характер русского народа» (которая имеет

русской эмиграции. М., 1990; Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей, М., 1993; Челышев Е.П. Российская эмиграция: наследие, современные проблемы // Вестн. Росс. АН. 1998. Т.68. №11; Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М., 2000; Емельянов Б.В. Очерки русской философии. Екатеринбург, 2001. Очерк 9, и др.

1 См.: Гусакова 3,Е. Из биографии философа, историка и публициста Г.П. Федотова// Сов. архивы. 1991. №6. С.88. отчетливо выраженные социологические аспекты)1. Другой исследователь, С.А. Левицкий, также опирается на труды Г.П. Федотова, анализируя истоки русской общественной мысли, ее социальные основы на различных этапах ее развития2. Можно назвать и других авторов, которые высоко ценили знания и опыт Федотова, использовали его теоретические выводы.

Эти выводы складывались медленной и трудной нравственной работой, вынашивались в «молчании», вызревали в долгих поисках истины. Г.П. Федотов идет от истории к философии и социологии, через философию и социологию к осмыслению социальной реальности. На этом пути ему никогда не изменяет строгость мышления и четкость аргументации.

Стремление к точности и объективности наглядно проявляется в стиле Федотова-социолога и Федотова-публициста. «Классическая ясность и лаконизм вошли в его плоть и кровь. В каждой статье он сразу определяет предмет исследования и последовательно доказывает свою главную мысль»3. Недаром его считали лучшим стилистом среди философов и социологов Русского Зарубежья. Г.П. Федотов тщательно обрабатывал текст каждой статьи, не допуская неряшливости и неясности. Ю. Иваск вспоминает, что Бердяев упрекал Федотова в том, что тот слишком «гладко» пишет. За этим упреком стоит очень русский предрассудок: всякий порядок исключает искренность4. Но к Г.П. Федотову данный упрек явно не может быть отнесен: он никогда не кривил душой, хотя не чурался

Концепция социально-политической динамики российского общества в работах Г.П. Федотова

В одной из своих программных статей «Проблемы будущей России» (1931 г.) Г.П. Федотов спрашивает: «Какой смысл имеет ставить проблемы завтрашнего дня, когда основная проблема сегодняшнего дня не решена?» Но в том-то и дело, что без постановки и принципиального решения этих проблем, считает Г.П. Федотов, сегодняшний день останется «царством непредвиденного, стихийного, иррационального». Завтрашний день ставит перед Россией «ясные и четкие задачи, уже сейчас воочию зримые, для решения которых потребуются организационные усилия целой нации»1.

Экскурсы в будущее, пишет Г.П. Федотов, не бесполезны и для борьбы сегодняшнего дня. Разумеется, элемент гипотетичности остается в этих построениях. Неясностей здесь немало. Г.П. Федотов призывает не заблуждаться относительно предлагаемых схем будущего: «Что это -прогнозы или программы? Желаемая мной или только угадываемая Россия будущего?»

На это следует ответить: ни то, ни другое, — считает Г.П. Федотов. Это не туманный образ, не мачта, ибо «для строителей нужен план, а не видение». При его создании нужно делать «поправку на материал, на средства, на силы каменщиков». И сама идея должна быть реальной: она дана не в вечности, а в сегодняшнем дне истории. «Это, - подчеркивает Г.П. Федотов, - один из меняющихся в истории ликов России, который может быть осуществлен завтра»1. Он минимален, если применять к нему крупные исторические мерки. И все же он максимален, как «максимум», могущий воплотиться в наш исторический век.

Здесь в публицистической форме Г.П. Федотов выражает свои принципы социологического исследования: 1) объективность, стремление опираться на факты; 2) сочетание исторического и социологического подходов; 3) достоверность, реализм, точность в отборе фактов; 4) конструктивность, практическая действенность. Усилия исследователя направлены на решение основной задачи - поиск правильного пути, «национальной дороги». Сбиться с этого пути, «колесить по оврагам, увязнуть в болоте», — замечает Г.П. Федотов, — это удел фантастов и доктринеров.

Сам Г.П. Федотов не желает быть доктринером и максималистом. Он прекрасно понимает всю сложность исследования выдвигаемых жизнью проблем, выявления «загадочного смысла» происходящих событий. «Россия, более чем когда-либо, темна, непонятна и грозна», - пишет Федотов в уже упомянутой статье о Ключевском. «Но, только решив ее загадку или, по крайней мере, став на пути, ведущем к ее решению, русская интеллигенция может плодотворно участвовать в деле духовного возрождения родины. Что умерло без остатка? Что замерло в анабиозе? Что относится к исторически изношенным одеждам России и что к самой ее душе и телу, без которых Россия не Россия, а конгломерат, географическое пространство, Евразия, СССР?»2 Ответы на эти вопросы далеко не однозначны, и поиск их требует огромных усилий со стороны всех честных исследователей - историков и социологов. Единственное, от чего Федотов призывает отказаться бесповоротно, - это схемы, искажающие как историческую память, так и реальные перспективы истории, мешающие понять прошлое и настоящее страны во всех ее трагических противоречиях, увидеть подлинное лицо России.

В одной из своих первых статей (которая так и называется - «Лицо России», 1918 г.) Г.П. Федотов писал о необходимости «воздержаться от дерзкой характеристики России или души русского народа»1. В данном случае мы, безусловно, имеем дело с принципиальной и последовательной позицией, которая к тому же оставалась неизменной на протяжении всей жизни. В книге «Стихи духовные» (Париж, 1935) говорится о бессмысленности и ущербности «однозначных характеристик» национальной культуры и народной души. И в более поздний период, в статье 1943 г. он пишет о невозможности «найти формулу, покрывающую все своеобразие характера и культуры народа». Тем не менее, Г.П. Федотов утверждает, что это своеобразие - «реальный факт. Всякая национальная культура есть единство, которое не может быть смешано ни с каким иным. Правда, это единство не замкнутое и не неподвижное, но раскрывается в многообразии и в развитии»2.

Это весьма примечательное положение, свидетельствующее о диалектическом подходе Г.П. Федотова к исследованию социологических проблем. Любой социальный феномен (в данном случае речь идет о культуре) должен, согласно этому подходу, рассматриваться не в статике, а в динамике, в движении, в изменении и т.п. Без этого любое социологическое понятие останется неподвижной, мертвой, а потому бесполезной абстракцией. Короче говоря, на повестку дня встает разработка такой ключевой социологической категории, как социальная динамика (социодинамика), отражающая процесс постепенного преобразования объекта в новое состояние. И Федотов - социолог далеко не случайно обращался к анализу этого процесса фактически на протяжении всего своего творческого пути. В этом он следовал уже сложившейся традиции. Социологическая мысль могла возникнуть и развиваться лишь при условии, что настоящее представляется людям не как нечто вечное и неизменное. Когда же явления общественной жизни воспринимаются как застывшие, путь для размышлений о них закрыт. Начало сознательного отношения человека к общественному развитию связано с пониманием того, что настоящий строй жизни отнюдь не есть вечное состояние без начала и конца, а представляет собой определенный процесс изменений.

«Все течет, все изменяется и ничто не остается на месте», - этими словами греческий философ Гераклит более двух тысяч лет назад обозначил основной принцип бытия. Можно сказать, что именно эта идея и легла в основу социологической науки, родившейся уже в XIX веке. Уже тогда было осознано, что развитие социальной мысли неразрывно связано с анализом прошлого, пониманием настоящего, а также с попытками решить вопрос о будущем, ибо глубокое проникновение в суть социальных процессов сопряжено с выяснением тенденций и открывающихся перспектив.

Нужно отметить, что проблема социальной динамики занимает особое - приоритетное место на всех этапах развития отечественной социологии. О чем бы ни писали русские социологи, они неизменно возвращались к понятиям «эволюция», «прогресс», «развитие» и т.п. Историзм пронизывает их творчество, поскольку исследователи стремились к научному анализу источников, причин, факторов исторической эволюции, самодвижения общества. Выявляя закономерности и специфику общественного развития, они ставили и обосновывали конкретные задачи практической деятельности.

Однако сам термин «социальная динамика» сравнительно редко встречается на страницах произведений Г.П. Федотова. Это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, сказалась нелюбовь русского мыслителя к строгой формальной систематизации понятий, которая не соответствовала его стремлению к публицистическому характеру, художественному стилю изложения социологического материала. Во-вторых, нужно иметь в виду и отрицательное отношение Г.П. Федотова к контовскому позитивизму, многие положения которого противоречили религиозно-философским воззрениям русского социолога. Однако это обстоятельство отнюдь не препятствовало совпадению многих взглядов Г.П. Федотова на проблему социальных изменений с рядом концептуальных идей позитивистской социологии. Дело в том, что уже к началу XX века в сложной системе позитивистской социологии обнаружились как сильные, жизнеспособные стороны и тенденции, так и слабые элементы, обреченные на отмирание. Это относится и к восприятию русскими социологами теории социальной динамики.

Понятие «социальная динамика», как известно, введено в научный оборот О.Контом, Это - один из двух разделов его социологии наряду с учением о социальной статике. Социальная статика - рассмотрение постоянно действующих факторов, устоев общественной жизни, таких, как нравы, идеи, убеждения. Учение о социальной динамике нацелено на анализ изменений и смены социальных явлений, причин и факторов прогресса, его направленности1.

Социология Г.П. Федотова и современность

Рассуждая о будущем России, Г.П. Федотов не впадал в утопические заблуждения. «Будущее скрыто от нас, - писал он, - но именно к нему устремлены наши взоры. Невозможность предсказаний особенно ясна на явлениях духовной культуры»1. Он вовсе не воспринимал «возрождение России» как некое немедленное торжество свободы, разума, гуманности и здравого смысла... «Нет, решительно нет никаких разумных человеческих оснований представлять себе первый день России «после большевиков» как розовую зарю новой свободной жизни. Утро, которое займется над Россией после кошмарной революционной ночи, будет скорее то туманное «седое утро», которое пророчил умирающий Блок. И каким же другим может быть утро после убийства, после оргии гигантских потуг и всякого дурмана, которым убийца пытался заглушать свою совесть? Утро расплаты, тоски, первых угрызений... После мечты о мировой гегемонии, о завоевании планетных миров, о физиологическом бессмертии, земном рае - у разбитого корыта бедности, отсталости, рабства - может быть, национального унижения. Седое утро...»2

Эти слова написаны более чем за пятьдесят лет до краха тоталитарного режима (или «административно-командной системы», как писали в эпоху «перестройки»). Тем не менее, здесь отражены многие черты той картины, которую рисуют и анализируют в своих обзорах современные социологи. Предшествующий период оставил тяжелое наследие: лучи свободы с трудом пробиваются сквозь темные тучи и болотные испарения, повсюду мелькают мрачные тени упырей и вурдалаков тоталитарного периода...

Отсюда и сложность достаточно четкого и адекватного определения того этапа, который переживает современное российское общество. Его именуют по-разному: постсоветский, постперестроечный, кризисный, переходный (транзитивный) период... В современной литературе можно найти различные мнения о характере и содержании этого периода1. Но большинство аналитиков сходятся на том, что основное содержание переходного периода следует характеризовать как модернизацию всей системы общественных отношений, включая экономику, политическую систему, духовную сферу и повседневную жизнь людей. Причем преобразования носят интенсивный, ускоренный характер, так как ставится задача наверстать то, что упущено на предшествующих этапах, осуществить радикальные реформы в короткий срок, фактически - в течение жизни одного поколения.

Процесс ускоренной модернизации чреват противоречивыми и болезненными последствиями, протекает в необычных, подчас абсурдных и гротескных формах. В этот период интенсивно «размываются границы между своим и чужим, допустимым и недопустимым, добром и злом; в результате постоянных взаимодействий различных культур возникают межкультурные гибриды. Из «плавильного котла» модернизирующегося общества появляются причудливые, неожиданные, невероятные сочетания традиционного и современного, капиталистического и феодального, практического и мистического и т.п. Подобные следствия модернизации нередко рождают ощущение разрыва традиции, усиливающегося отчуждения, нарастания разного рода рисков»1. Неопределенность социально-экономической и политической ситуации, интенсивность общественных изменений, безусловно, не могут не отражаться на состоянии всей системы социогуманитарного знания, на проблематике социологических исследований. Зачастую социологи наблюдают последствия тех процессов, истоки которых выявил еще Г.П. Федотов много лет назад.

Г.П. Федотов четко различал «исторический» (философский или философско-теологический) и социологический (объективно позитивисткий) подходы к изучению социодинамики общества, оценке конкретных этапов его развития2. Они представляются ему необходимыми и взаимно дополняющими аспектами, без которых невозможно понимание своеобразия и цельности национальной духовности и исторического пути России. Но эта взаимосвязь предполагает и выявление специфических особенностей каждого из этих аспектов, имеющих столь важное значение для осмысления и оценки творчества Г.П. Федотова в целом3. В данном случае нас интересует тот круг проблем, который находится в поле зрения политической социологии, как одной из важнейших отраслей социологического знания, интенсивное развитие которой наблюдается именно в XX веке.

Хотя политическая социология, как научная отрасль, обрела полные права гражданства сравнительно недавно, отдельные ее направления и проблемы оформились еще в социологии XIX века. И в данном отношении Г.П. Федотов имел таких выдающихся предшественников, как М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев, М.Я. Острогорский, Б.Н. Чичерин; соответствующую тематику разрабатывали и его современники (оказавшиеся впоследствии также в эмиграции) — П. А. Сорокин, ПН. Милюков, Н.С. Тимашев, Г.Д. Гурвич, П.Б. Струве и многие другие. В чем же своеобразие подходов Г.П. Федотова в области политической социологии, определивших его созвучие творческим поисками современных отечественных исследователей?

Можно начать с одного из важнейших методологических вопросов — вопроса о предмете политической социологии. Он относится к числу труднейших, его невозможно считать окончательно решенным даже после появления ряда солидных отечественных работ по политической социологии, учитывающих опыт и материалы дискуссий последних десятилетий1, В научной литературе имеются различные подходы к тому, что должно быть предметом политической социологии. Иногда предмет данной отрасли трактуют как анализ содержания политики, политической деятельности, соответствующих политических отношений и институтов и т.д. (В.Н. Амелин, Г.П. Артемов, А.Н. Данилов и многие другие).

Все эти методологические подходы имеют, конечно, определенную рациональную основу. Но, на наш взгляд, более убедительной и обоснованной представляется обозначившаяся в последние годы позиция, согласно которой внимание политической социологии следует направить не столько на изучение разновидностей политики и политической сферы, сколько на изучение сущности власти и всех других аспектов политики с точки зрения человека, личности, людей как членов гражданского общества. В этом суть политической социологии в отличие от других наук, изучающих политику (политология, теория государства и права и т.п.). «Именно поэтому предметом политической социологии выступает политическое сознание и поведение личности как субъекта политической жизни»1.

Являясь элементом (компонентом) группы, страты, этнической или иной общности, личность в то же время представляет собой самостоятельный социальный феномен, который в зависимости от конкретных обстоятельств включается в политическую деятельность, олицетворяет ту или иную степень воплощения политической свободы данного общества. Необходимость такого подхода обусловлена тем, что каждый человек в современном обществе вольно или невольно выступает