Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-политические взгляды Г. П. Федотова Селиванова Юлия Викторовна

Социально-политические взгляды Г. П. Федотова
<
Социально-политические взгляды Г. П. Федотова Социально-политические взгляды Г. П. Федотова Социально-политические взгляды Г. П. Федотова Социально-политические взгляды Г. П. Федотова Социально-политические взгляды Г. П. Федотова Социально-политические взгляды Г. П. Федотова Социально-политические взгляды Г. П. Федотова Социально-политические взгляды Г. П. Федотова Социально-политические взгляды Г. П. Федотова
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Селиванова Юлия Викторовна. Социально-политические взгляды Г. П. Федотова : 22.00.01 Селиванова, Юлия Викторовна Социально-политические взгляды Г. П. Федотова (Социологический анализ) : Дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.01 Саратов, 2005 303 с. РГБ ОД, 71:05-22/80

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Теоретико-методологические подходы Г.П. Федотова к анализу социально-политических процессов 21

Раздел II. Г.П. Федотов о роли идеологического фактора в общественной жизни 72

Раздел III. Г.П. Федотов как политический публицист: критика антигуманизма, имморализма и волюнтаризма в сфере политики 130

Раздел IV. Концепция социально-политической динамики российского общества в работах Г.П. Федотова 182

Раздел V. Социология Г.П. Федотова и современность 237

Заключение 282

Библиографический список 289

Введение к работе

Развитие современной отечественной социологии происходит в сложных, противоречивых условиях социальных преобразований, всесторонней модернизации российского общества. Эти общественные изменения сопровождаются не менее сложным и противоречивым процессом роста социального самосознания различных слоев общества. Природа социологического знания не может быть чужеродной ценностному содержанию, социальному обоснованию выбора различных парадигм, наиболее полно отражающих закономерные тенденции эволюции общества. Проблемы нынешней социологии уходят своими корнями в историю российской общественной мысли прошлых столетий.

Знаменательным явлением наших дней является активизация интереса к богатейшему теоретическому наследию, оставленному русскими социологами XIX-XX веков. Рост такого интереса — по крайней мере, своей внешней стороной - свидетельствует об интеллектуальной потребности наших современников найти некое «новое знание» в трудах мыслителей, отыскать ответы на вопросы, которые возникают в процессе «конструирования» новой российской социологии.

В контексте современной ситуации естественным является и обращение к идейному и теоретическому богатству, заключенному в многочисленных трудах философов и социологов Русского Зарубежья, особенно представителей, так называемой «первой волны» эмиграции, оказавшихся за границей непосредственно после Октябрьской революции или в 20-е гг. XX века. Видное место среди них занимает Георгий Петрович Федотов (1886-1951), бывший профессор Саратовского университета, историк, социолог, богослов, политический публицист.

Творчество Г.П. Федотова многогранно и неоднородно по своему содержанию - оно представлено и солидными монографиями (главным образом, по проблемам богословия и истории русского православия), и многочисленными журнальными статьями, написанными, как говориться, «на злобу дня». Поэтому вполне естественными являются вопросы о том, чем привлекательно социологическое наследие нашего соотечественника-эмигранта для современного читателя, какую роль оно может сыграть в сложном и неоднозначном процессе разработки новой отечественной социологии. Разумеется, речь идет не о поиске каких-то готовых решений проблем, выдвигаемых современной жизнью, или «рецептов» для врачевания нынешних социальных болезней.

Тем не менее, обращение к социологическому наследию Г.П. Федотова может быть поучительным во многих отношениях. И, прежде всего с методологической точки зрения. В работах Г.П. Федотова можно найти блестящие образцы применения различных методов социологического анализа, обобщения фактического материала, и «конструирования» теоретических концепций, отличающихся четкостью и своеобразным изяществом построения.

Кроме того, нужно учитывать, что растущий интерес к идейному наследию предшествующих поколений, в том числе и к творчеству Г.П. Федотова, объясняется не только чисто познавательными, теоретическими аргументами. Именно в кризисные моменты в обществе возникает повышенный спрос на социологические концепции, способствующие разрешению назревших противоречий, выходу из тупиков, в которые завела общество ошибочная политика, проводимая в предшествующий период. И в данном случае важен тот факт, что свои творческие поиски Г.П. Федотов осуществлял отнюдь не в мирной и спокойной обстановке, а на фоне исторических трагедий и катастроф, что придает особый, «пророческий» колорит его теоретическим выводам и обобщениям. Иными словами, современные социологи ищут и находят в работах своего великого предшественника (как и в трудах его современников, товарищей по изгнанию) немало полезного в плане социальной диагностики и прогностики, т.е. понимания сущности и направленности социальной динамики.

И, наконец, немаловажно отметить, что Г.П. Федотов проявил себя как один из наиболее талантливых политических публицистов Русского Зарубежья. Именно в публицистических выступлениях сформулированы многие важные концептуальные положения его социологии. В публицистике проявились такие замечательные качества творческой натуры Г.П. Федотова, как высокий нравственный пафос, патриотизм, интеллектуальная честность, гуманизм и объективность даже в отношении идеологических противников.

Таким образом, можно с полным правом констатировать, что в современных условиях не утратили свою актуальность различные аспекты социологического творчества Г.П. Федотова. Он внес заметный вклад в разработку ряда социологических отраслей (социологии личности, социологии культуры, исторический социологии и т.п.). Но наибольшее значение идеи Г.П. Федотова имеют для развития методологических и теоретических основ политической социологии. Это и обусловило выбор темы нашего исследования.

Г.П. Федотов покинул Родину, еще не получив известности в научных кругах. Эмигрантская среда была слишком занята внутренними распрями, чтобы по достоинству оценить независимую позицию и кристально-ясную мысль ученого. Скончался Г.П. Федотов в сталинскую эпоху, когда сам факт пребывания в эмиграции неизбежно вычеркивал человека, будь он писателем, философом или художником, из числа почитаемых и изучаемых деятелей.

Посмертное «возвращение» Г.П. Федотова на Родину было непростым, оно затянулось на несколько десятилетий. Это был долгий и тернистый путь. На протяжении многих лет имя выдающегося сына России было неизвестно россиянам (так же, как и имена К. Леонтьева, В. Розанова, Н. Бердяева, И. Ильина и многих других). Его произведения, публиковавшиеся за рубежом, были недоступны для большинства исследователей в бывшем СССР.

Если имя Г.П. Федотова и упоминалось в работах советских авторов, то лишь в числе «реакционных» идеологов «агонизирующей» белой эмиграции1. Таким образом, творчество выдающегося русского мыслителя не только замалчивалось, но и подчас грубо искажалось в идеологических целях. В то же время труды Г.П. Федотова, как других русских философов и социологов, привлекало внимание западных исследователей. Вклад мыслителей Русского Зарубежья в развитие мирового социального знания, издания и переводы их на основные европейские языки в немалой степени способствовали осознанию их творческого наследия в качестве полноправного компонента философии и социологической науки Запада. О растущем интересе к творчеству Федотова свидетельствует переиздание его трудов в Париже и Нью-Йорке2. Профессор русской литературы и философии университета г. Экс (Франция) Даниель Бон посвящает ряд работ различным аспектам творческого наследия Федотова3.

Наследие это весьма велико по объему. До отъезда за рубеж Г.П. Федотову удалось опубликовать 10 работ - это, главным образом, статьи по истории средних веков и одна монография («Абеляр», 1924 г.). Самым плодотворным был «французский период» (1926-1940 гг.), когда им опубликовано около 250 работ на русском языке и свыше 20 - на французском, немецком, английском языках. За время пребывания в США появилось 30 публикаций на русском языке и 17 на английском языке1. И многое осталось в набросках, в черновиках в архиве автора. Будучи историком по образованию, в первый период своего творчества он писал, в основном, на исторические темы. Позже он выступал как философ и богослов, занимался изучением проблем политики, культуры, социальной психологии. Все эти разработки русского мыслителя долгое время не получали должной оценки на его Родине. Впервые краткая, но объективная (без идеологических ярлыков) справка о Федотове появилась в 1970 г. в «Философской энциклопедии»2. Здесь содержалось адекватное изложение его воззрений, был дан список основных трудов Г.П. Федотова.

И только в годы «перестройки», в период «переоценки ценностей» и кардинального изменения духовных ориентации нашего общества труды Г.П. Федотова стали публиковаться и на его Родине. В это время фактически во всех ведущих общественно-политических журналах появляются перепечатки его статей и эссе 20-50-х гг., созвучные тревогам и

На английском языке опубликованы крупнейшие работы Федотова по истории русской религиозной культуры: «Русская религиозность», Т. 1 1948, (2-й том увидел свет в 1966 г.), «Сокровище русской духовности», 1948 г. См.: Федотов Г.П. Судьба и грехи России. СПб., 1992. Т.2. С. 338-348.

заботам российского общества эпохи радикальных реформ1. Впервые в нашей стране стали известны основные исторические труды Г.П. Федотова2.

Особенно важно отметить, что в эти годы в ряде периодических изданий и сборниках опубликованы главные работы Г.П. Федотова, имеющие социологический характер3. Новые возможности для исследования творчества Г.П. Федотова открыло издание первого (в России) собрания его сочинений под названием «Судьба и грехи России» (Т. 1-2, СПб., 1991-1992). В первом томе издания помещена вступительная статья В.Ф. Бойкова, в которой дано наиболее подробное (из имеющихся ныне) жизнеописание Г.П. Федотова и весьма содержательный обзор его философско-исторической и социологической публицистики.

Таким образом, за сравнительно короткий исторический срок научное наследие Г.П. Федотова стало гораздо более доступным для отечественного читателя, чем прежде, хотя о достаточно полном его освоении говорить еще слишком рано. Что касается исследования и анализа результатов его творческой деятельности, то в этом направлении сделаны лишь первые шаги. Так, изыскания историков-архивистов способствовали выяснению некоторых моментов в биографии Г.П. Федотова1. Имя его появилось в ряде энциклопедических изданий2. Однако, кроме названной выше статьи Бойкова, мы не имеем сейчас достаточно подробных очерков жизни и трудов Г.П. Федотова.

і?

Несколько статей, в которых дан общий обзор творческого пути Г.П. Федотова, написано в качестве предисловий к публикациям его работ3. Интересная и глубокая характеристика философских взглядов и жизненного облика Федотова содержится в работах Ю. Иваска, О. Проскурина, К.Г. Исупова, Г.С. Померанца4. Обстоятельный анализ его культурологических концепций дан в статьях Д. Смирнова, В.В. Сербиенко, М.Г. Галахтина1. В этих публикациях можно найти ценные наблюдения и выводы о формировании мировоззрения Г.П. Федотова, его методологических принципах, стилевых особенностях его произведений.

Однако социально-политические воззрения Г.П. Федотова еще недостаточно исследованы и проанализированы в имеющейся литературе. Среди немногих работ, посвященных этому вопросу, можно отметить статью Ф. Гиренка, в которой дан критический анализ федотовских концепций социального устройства общества2. Э.Г. Соловьев предпринял попытку раскрыть истоки и сущность взглядов Г.П. Федотова на феномен тоталитаризма. Он отмечает, что подход Г.П. Федотова к этому явлению в целом вписывается в рамки историософской концептуализации проблематики тоталитаризма. Специфический историософский инструментарий, примененный при рассмотрении феномена тоталитаризма русским мыслителем, позволил ему не только продемонстрировать глубину анализа предпосылок его возникновения, но и раскрыть его идеологические

Исупов К.Г. Георгий Федотов: Философия исторической свободы //Философские науки. 1991. №3; Померанц Г.С. Федотов - философ свободы и святыни II Человек. 1991. №1.

и социально-психологические аспекты, предсказать основные тенденции его «эволюции» и, в конечном счете, разрушения1.

В этих интересных и глубоких работах творчество Г.П. Федотова исследуется с точки зрения философии и культурологи. Что касается социологических аспектов, то в их исследовании сделаны лишь первые шаги. Среди немногочисленных работ в этом направлении следует отметить диссертацию Г.В. Золотой, где содержится ценные наблюдения и выводы о характерных чертах социологической публицистики Г.П. Федотова. Очень важно, что в этой работе обращается внимание на анализ методологических принципов политической социологии Г.П. Федотова, содержится характеристика его концепций социально-политической динамики российского общества2.

Указанные работы способствовали знакомству отечественного читателя с забытым на много лет творчеством великого соотечественника, освобождению от господствовавших ранее стереотипов в восприятии его идей. Проложены первые «тропинки» в мир мыслей, идеалов, научных поисков выдающегося русского ученого, но в целом, его социологическое наследие практически пока еще остается «терра инкогнита», почти не тронутой «плугом» исследователя целиной. Это отчасти объясняется еще и тем, что наш соотечественник по тем или иным причинам не пытался систематизировать свои социально-политические идеи и концепции, они «разбросаны» в его статьях, эссе, рецензиях, публицистических откликах на злободневные проблемы. Но в его многочисленных сочинениях можно найти важные концептуальные положения и существенные выводы, имеющие непреходящее значение. Социологические идеи содержатся не только в работах, посвященных актуальным вопросам общественной жизни, но и в таких трудах, как «Святые Древней Руси», «Стихи духовные», «Святой Филипп, митрополит Московский» и др.

В социологическом наследии Г.П. Федотова присутствуют элементы социального прогнозирования. Справедливости ради следует отметить, что в своих попытках заглянуть в будущее Г.П. Федотов больше полагается не на интуитивно-иррациональные «прозрения», а на научное предвидение, основанное на анализе реальных фактов и главных тенденций общественного развития. Поэтому в своих футурологических прогнозах он более удачлив, чем многие из его современников, стремившихся выступать в роли провидцев. Разумеется, определенные аспекты прогнозов Г.П. Федотова не подтвердились (или пока еще не подтвердились). Тем не менее, с полной уверенностью можно утверждать, что социально-политическая и духовная ситуация нашего времени прозорливо описана Г.П. Федотовым в таких работах, как «Конец империй», «Национальное и вселенское», «Будет ли существовать Россия?», «Проблемы будущей России», «Письма о русской культуре» и многие другие. Но пока еще фактически нет работ, в которых были бы подробно рассмотрены эти прогностические линии творчества русского мыслителя. Поэтому с полным правом можно сделать вывод, что социально-политические аспекты творчества Г.П. Федотова совершенно недостаточно освещены в отечественной литературе и нуждаются в объективном систематическом изучении. Нельзя также не видеть, что значительная часть работ, посвященных исследованию теоретического наследия выдающегося русского мыслителя, пока еще носит популяризаторский и комментаторский характер и не поднимается до уровня серьезного анализа. Дело не только в том, чтобы исправить историческую несправедливость и вернуть Г.П. Федотову его заслуженное место среди видных деятелей отечественной культуры. Важно в полном смысле слова «освоить» богатство его оригинальных социологических идей, концепций, практических рекомендаций.

Этим и определяется выбор цели нашего исследования. Она заключается в социологическом анализе сущности и специфики социально-политических взглядов Г.П. Федотова. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие исследовательские задачи:

- обосновать методологические подходы к анализу социально-политических воззрений Г.П. Федотова;

- выявить исторические предпосылки и идейные истоки теоретических разработок Г.П. Федотова в области политической социологии;

- рассмотреть представления Г.П. Федотова об объективных и субъективных факторах политической жизни общества;

- на основе анализа социологической публицистики Г.П. Федотова раскрыть концептуальные основы его критики тоталитарных режимов и волюнтаризма в политике;

- охарактеризовать систему взглядов Г.П. Федотова на социально-политическую и социокультурную динамику российского общества;

- показать объективную обоснованность и специфику прогностических аспектов научного творчества Г.П. Федотова;

- определить значение творческого наследия Г.П. Федотова в процессе развития современной отечественной социологии.

Решение этих задач обусловило и специфику структуры диссертационной работы: в первом разделе рассмотрены принципиальные методологические проблемы социологического наследия Г.П. Федотова: три следующих раздела посвящены анализу его воззрений по конкретным вопросам политической жизни и социодинамики российского общества; в последнем разделе показана связь творчества Федотова с актуальными проблемами современности.

Объектом исследования является социологическое творчество Г.П. Федотова.

Предметом исследования выступают социально-политические аспекты мировоззрения и творческой деятельности Г.П. Федотова. Чтобы решить теоретические и методологические задачи, необходимо в должной мере использовать концепции и выводы, которые содержатся как в произведениях самого Г.П. Федотова, так и в работах его современников-единомышленников. Без ориентации на эти концептуальные основы (историзм, объективность, диалектический метод) невозможна адекватная интерпретация идей русского социолога.

В качестве методологической основы исследования использован, прежде всего, сравнительно-исторический анализ, позволяющий раскрыть взаимосвязь изучаемого явления с социодинамикой общественной жизни, с конкретными историческими процессами. Нами учитывалось также, что Федотов руководствовался христианской трактовкой диалектики исторического процесса. Немаловажная роль придается также функциональному и генетическому методам, способствующим пониманию сущности социологических взглядов Г.П. Федотова, особенностей их формирования и взаимоотношений с различными идейными течениями. Мы полагаем, что целостное представление о его социально-политических воззрениях возможно составить лишь на основе комплексного социологического подхода, способствующего адекватному пониманию того или иного идейного или научного направления. Именно такой подход, реализуемый в диссертационном исследовании, дает на наш взгляд, возможность перейти от описания и анализа тех или иных частных аспектов мировоззрения Г.П. Федотова к выработке целостной концепции, отражающей сущностные характеристики социально-политических взглядов выдающегося русского мыслителя.

Основными источниками исследования послужили, прежде всего, труды самого Г.П. Федотова, а также работы его современников-философов, историков, социологов, публицистов. Значительным подспорьем в работе были исторические исследования, сборники материалов, справочные издания, в которых освещается жизнь Русского Зарубежья. Поскольку исследование носит междисциплинарный характер (это определяется многогранностью научной деятельности Г.П. Федотова), в работе используются конструктивные идеи ряда отечественных исследователей в области социологии, философии, политологии, истории, правоведения, культурологии и т.д. Учитываются также материалы дискуссий и обсуждений на страницах научной периодики и массовой печати последних лет по вопросам социально-политических преобразований и модернизации российского общества.

Научная новизна диссертационного исследования связана, прежде всего, с самой постановкой проблемы, недостаточно разработанной в современной литературе по теории и истории социологии. Впервые на диссертационном уровне проведено специальное исследование социально-политических взглядов Г.П. Федотова, его социологических концепций по проблемам социодинамики российского общества. Конкретные элементы научной новизны состоят в следующем:

- намечены общие контуры социально-политического мировоззрения Г.П. Федотова в контексте исторической ситуации и духовной атмосферы Русского Зарубежья;

- в научный оборот введен ряд ранее неизвестных или малоизвестных работ Г.П. Федотова, посвященных социально-политической проблематике и содержащих интересные и важные теоретические выводы;

- выделены и сформулированы основные методологические принципы научных исследований Г.П. Федотова в области политической социологии;

- выявлена и обоснована органическая взаимосвязь социально-политических взглядов Г.П. Федотова с его религиозно-философскими, историческими, культурологическими воззрениями и этическими принципами;

- проанализированы теоретические представления Г.П. Федотова о месте и роли идеологического фактора в системе общественно-политических отношений;

- раскрыто значение социологической публицистики Г.П. Федотова в идеологической борьбе против тоталитаризма, имморализма и проявления волюнтаризма в политической жизни;

- дана авторская трактовка идей Г.П. Федотова о главных направлениях социальной эволюции российского общества и перспективах его демократического преобразования;

- обоснован тезис об актуальности основных социально-политических концепций Г.П. Федотова и объективной необходимости более глубокого освоения его социологического наследия в современных условиях.

С учетом поставленных задач, методологических принципов и научной новизны исследования на защиту выносятся следующие положения диссертации:

1. Мировоззрение Г.П. Федотова формировалось под влиянием духовного наследия русской религиозно-философской мысли, идей православия, гуманистических традиций европейской гуманистической культуры. Однако он выступил как самобытный мыслитель, внесший огромный вклад в развитие ряда отраслей обществознания. Глубокая и оригинальная система общественно-политических взглядов Г.П. Федотова лишена элементов схематизма и субъективизма, строится на объективной методологической основе.

2. Г.П. Федотову присуще глубокое и органичное усвоение лучших, прогрессивных традиций отечественной социологии, за рубежом он выступил как продолжатель тех ее творческих линий, которые невозможно было развивать на Родине в условиях массовых репрессий и идеологического диктата. Важнейшими принципами политической социологии Г.П. Федотова являлись историзм, подлинная объективность, проявляющаяся в точном, беспристрастном анализе и всестороннем учете социальных фактов и тенденций.

3. Г.П. Федотову принадлежит приоритет в постановке целого ряда социально-политических и философско-исторических проблем, ему также присуще глубокое понимание неразрывной, органической взаимосвязи политической сферы и социокультурного развития общества. Объективным следствием явились разработка и применение комплексного, системного подхода, способствующего целостному представлению о сложных процессах общественной жизни.

4. В нелегких условиях эмиграции, в атмосфере идеологической борьбы Г.П. Федотов всегда сохранял идейную самостоятельность, был в стороне от радикальных течений, выступал за мирный, эволюционный путь развития общества. Ему глубоко присущи такие черты, как гуманистическая ориентация мировоззрения, подлинный патриотизм, художественная интуиция, четкая нравственная позиция. Эти черты отразились в его творчестве, в его научных исканиях.

5. В произведениях Г.П. Федотова представлен беспристрастный анализ современных ему идеологических течений, раскрыто место и значение идеологии как существенного фактора социально-политической эволюции. Он не был сторонником абсолютизации идеологического фактора, но выступал против его принижения за счет экономического, биологического и иных факторов общественного развития.

6. Главное место в социологическом наследии Г.П. Федотова занимает его самобытная и яркая публицистика, которой присуще сочетание высокого интеллектуального потенциала и эмоциональности, художественного таланта. В многочисленных полемических статьях и эссе он дал беспощадную, аргументированную критику тоталитарных режимов (фашизма и сталинизма), волюнтаризма и имморализма в политике. Эти аспекты социологического творчества Г.П. Федотова имеют особую актуальность в современных условиях.

7. На основе глубокого исторического анализа и объективного исследования современных ему социально-политических процессов, Г.П. Федотов создает оригинальную, целостную концепцию социодинамики российского общества, в которой воплощена органическая связь прошлого, настоящего и будущего. Эта концепция проникнута историческим оптимизмом и патриотическими идеями, главное внимание русский мыслитель уделял поиску путей социально-политического и культурного возрождения России. Большое место в его трудах занимают элементы социального прогнозирования, что в значительной степени определяет их научную ценность в наши дни.

8. На протяжении всей своей творческой деятельности Г.П. Федотов твердо стоял на позициях признания классических принципов европейской демократии, приоритета прав человека и гражданина. При этом он выступал за расширение социальных основ демократического строя, полагал, что российское общество в своем будущем развитии должно воплотить принципы экономического рационализма и социальной справедливости, преодолеть пагубные тенденции социального неравенства, бескультурья и политического экстремизма.

9. Принципиально отвергая идеи большевизма, национализма, политического экстремизма, Г.П. Федотов создает своеобразную позитивную модель (эскиз) общественного устройства («Новый Град»), воплощающего доктрину «христианского социализма», приверженцем которого он оставался всю жизнь. В первую очередь он выступал за обеспечение и соблюдение принципов духовной и социальной свободы личности, гуманизма, народовластия.

10. Необходимость дальнейшего изучения социологического наследия Г.П. Федотова диктуется не только теоретическим интересом к изучению нашего недавнего прошлого, но и поразительной созвучностью творческих исканий нашего соотечественника, работавшего в далеком Зарубежье, потребностям и запросам сегодняшнего дня. Особую актуальность имеет характеристика его представлений о путях социального и культурного возрождения России, о перспективах утверждения в российском обществе принципов подлинной демократии. Произведения Г.П. Федотова должны быть прочитаны и осмыслены заново в свете современных реалий. Конечно, было бы напрасным искать в сочинениях нашего великого земляка прямые ответы на все жгучие вопросы, которые ставит жизнь. Но многие его размышления и выводы не только «душеполезны», но имеют и практическую ценность для людей нашего времени. И, в первую очередь, к его советам и рекомендациям стоило бы прислушаться политическим деятелям - тем, кто стоит у власти, и тем, кто находится в оппозиции.

Научная и практическая значимость проведенного исследования определяется, прежде всего, актуальностью темы, новизной ее проблематики и необходимостью осмысления лучших страниц наследия отечественной социологии. Результаты исследования представляют собой определенное приращение научного знания в области истории социологии. Итоги и выводы работы могут быть использованы в учебных курсах общей и политической социологии, социологии культуры и личности, истории русской социологии, в подготовке аспирантов и воспитательной работе.

Основные положения и результаты диссертационного исследования могут способствовать определению путей дальнейшего изучения и более глубокого осмысления социологического наследия Г.П. Федотова.

Теоретические и методологические положения и подходы, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на ежегодных научных конференциях социологического факультета СГУ «Некоторые проблемы социально-политического развития российского общества» (1999-2004 гг.), Втором социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» (г. Москва, 2003 г.), международной научной конференции «Социальное расслоение, власть и гражданское общество в современной России», (г. Саратов, 2004 г.).

Результаты, полученные автором, отражены в монографии, статьях в центральных периодических научных журналах, включенных в перечень ВАК России, брошюрах, и других публикациях.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой теории и истории социологии СГУ.

Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка использованной литературы.

Теоретико-методологические подходы Г.П. Федотова к анализу социально-политических процессов

Творчество Г.П. Федотова многогранно, и содержание его трудов менялось на различных этапах жизненного пути ученого. Будучи историком по образованию, в первый период своей деятельности он писал, в основном, на исторические темы. Позже он выступал как философ и богослов, занимался изучением проблем политики, культуры, социальной психологии. Особое пристрастие Г.П. Федотова - публицистика. На протяжении четверти века он регулярно публиковал острые талантливые статьи по актуальным вопросам в прессе Русского Зарубежья. Вследствие этого русская эмиграция, да и общественность Запада (поскольку многие статьи Г.П. Федотова переводились на европейские языки), знают его, прежде всего как политического публициста. Церковь видит в нем специалиста по истории православия, в первую очередь по агиологии -исследованию жития святых. Медиевистам Г.П. Федотов знаком по работам в области изучения Средневековья. Философы, культурологи, специалисты по этике, даже филологи (особенно те, кто изучает литературу Древней Руси) воспринимают его как профессионала в своих областях знания. Однако в этом разнообразии «ипостасей» мыслителя теряется творческий облик Федотова-социолога.

«Возвращение» Г.П. Федотова на Родину ознаменовалось в 1990 г. публикацией его историко-богословского труда «Святые Древней Руси» и ряда статей по культурно-исторической проблематике. Социологические аспекты его творчества (особенно с методологической точки зрения) остаются все еще недостаточно освещенными в работах наших исследователей. Между тем, как справедливо отмечает один из авторов, по аналитическим возможностям Г.П. Федотова можно сравнить с Ортегой-и-Гассетом и М. Вебером, которые, как известно, внесли огромных вклад в развитие мировой социологии1. И это утверждение не является безосновательным. Действительно, социально-политическая проблематика - это та стихия, куда чаще всего устремлялась мысль Г.П. Федотова. С полным правом можно утверждать, что приоритетным направлением социологических изысканий ученого является именно политическая социология.

В сфере социально-политической проблематики наиболее полно развернулся творческий потенциал Г.П. Федотова как методолога и аналитика. Он обладал не только способностью воскрешать прошлое как историк, но и проникать в «живую ткань» современной ему социальной действительности с помощью «скальпеля» социологической анализа. Его более всего привлекают не абстрактные богословские схемы и не отвлеченное философствование, а поиски конкретных причинно-следственных связей, позволяющих раскрыть смыл бурных событий XX века.

Следует отметить, что Г.П. Федотов оказался в эмиграции, будучи уже мыслителем со сложившимися философскими и социологическими воззрениями. Он не желал приспосабливаться к взглядам какой-либо эмигрантской группировки (а таких группировок было множество - среди них и монархисты, и либералы, и религиозные фанатики, и «евразийцы», питавшие надежу на диалог с Советами)2. Г.П. Федотову были чужды узко групповые интересы. Он далек от монархизма и реставраторства. Праворадикальные силы в белом движении так и остались для него носителями темной косной стихии. Г.П. Федотов принимал идею «реставрации» только в одном смысле - как возрождение духовных ценностей. Если в 1906 г. он призывал рабочих «к сплочению, вооружению и к вооруженному восстанию»1, то теперь он - убежденный противник насилия и испытывает отвращение к любым планам вооруженной борьбы против большевизма. Спокойный характер, ум аналитика, верность принципам культурного творчества и демократии не позволяли ему принять какую-либо из радикальных концепций. Однако принципиальность позиций зачастую приводила его к идейной конфронтации с различными эмигрантскими течениями. Г.П. Федотов не чуждался полемики, но внутренняя культура, тактичность и сдержанность исследователя способствовали тому, что эта полемика больше напоминала изящную философскую дискуссию, чем грубый идеологический спор. Г.П. Федотов был убежденным противником тоталитарного мышления, любых форм подавления свободной мысли.

Компетенция Г.П. Федотова, исключительная точность в характеристиках и выводах помогли ему завоевать высокий авторитет в научных и философских кругах Русского Зарубежья. Так, например, известный философ Н.О. Лосский неоднократно ссылается на исследования Г.П. Федотова в своей работе «Характер русского народа» (которая имеет отчетливо выраженные социологические аспекты)1. Другой исследователь, С.А. Левицкий, также опирается на труды Г.П. Федотова, анализируя истоки русской общественной мысли, ее социальные основы на различных этапах ее развития2. Можно назвать и других авторов, которые высоко ценили знания и опыт Федотова, использовали его теоретические выводы.

Эти выводы складывались медленной и трудной нравственной работой, вынашивались в «молчании», вызревали в долгих поисках истины. Г.П. Федотов идет от истории к философии и социологии, через философию и социологию к осмыслению социальной реальности. На этом пути ему никогда не изменяет строгость мышления и четкость аргументации.

Стремление к точности и объективности наглядно проявляется в стиле Федотова-социолога и Федотова-публициста. «Классическая ясность и лаконизм вошли в его плоть и кровь. В каждой статье он сразу определяет предмет исследования и последовательно доказывает свою главную мысль»3. Недаром его считали лучшим стилистом среди философов и социологов Русского Зарубежья. Г.П. Федотов тщательно обрабатывал текст каждой статьи, не допуская неряшливости и неясности. Ю. Иваск вспоминает, что Бердяев упрекал Федотова в том, что тот слишком «гладко» пишет. За этим упреком стоит очень русский предрассудок: всякий порядок исключает искренность4. Но к Г.П. Федотову данный упрек явно не может быть отнесен: он никогда не кривил душой, хотя не чурался «красноречия» и изящества формы. Как отмечает Д. Бон, «он буквально завораживает литературным мастерством: неожиданные словосочетания, вызывающие ракурсы, изысканные метафоры и вместе с тем простота, изящество, почти прозрачность языка. Даже литературные влияния, прочитываемые в манере Федотова, парадоксальны: Гоголь и Лесков, Ремизов и Набоков, Пушкин и в особенности Герцен...»1.

Ясность и образность стиля говорит о многом - не только о педантичности и интеллектуальной самодисциплине, но и о тонкой творческой интуиции, высоком уровне внутренней культуры исследователя. Таковы некоторые черты, характеризующие духовный и творческий облик Федотова-социолога.

Прежде чем перейти к характеристике основных методов, применяемых Г.П. Федотовым в его социологических изысканиях, уместно сделать несколько предварительных замечаний о роли методологии в творчестве ученого. Методология традиционно рассматривается как система определенных методов, взятых в их объективной взаимосвязи и взаимодействии. Научный метод трактуется как «форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта»2. Это определение отражает объективную сторону методологии, которая всегда учитывалась в теоретической деятельности Г.П. Федотова.

Г.П. Федотов о роли идеологического фактора в общественной жизни

На протяжении всей своей творческой деятельности Г.П. Федотов обращал особое внимание на вопросы духовной жизни, общественного сознания, которое выступает важнейшим фактором социального регулирования. И это далеко не случайно. В отечественной социологии воздействие идей на сознание и поведение индивидов традиционно считалось одной из главных и всегда актуальных проблем. Историческую роль и эффективность этого фактора особенно настойчиво подчеркивали корифеи «субъективной школы» - Лавров и Михайловский, а вслед за ним и все представители народнической социологии. Они рассматривали идеологическое воздействие на массы, их просвещение, широкое распространение передовых идей как могучую силу общественных преобразований. Нужно, прежде всего, изменить сознание людей, тогда и поведение их будет более разумным и целесообразным. Так рассуждали все последователи великой эпохи Просвещения, вдохновляясь идеей исторического оптимизма. Вопрос казался в принципе решенным.

Однако, как это нередко случается в истории общественной мысли, многие из вопросов, длительное время казавшиеся совершенно ясными и даже доведенными до хрестоматийной очевидности, с течением времени оказываются при ближайшем рассмотрении далеко не такими простыми. Так произошло и с вопросом о роли идеологии в общественной жизни. На определенном этапе в отечественной философии и социологии на первый план выдвинулась теория исторического материализма, согласно которой идеологические представления играют подчиненную роль по сравнению с материальными, экономическими факторами.

По иному подходит к решению этого вопроса Г.П. Федотов. Проблема идеологии, различных ее аспектов и направлений широко представлена в его творчестве. Но он стремится избегать крайностей в ее интерпретации. Он далек от абсолютизации идеологического фактора, но выступал также и против принижения его роли за счет экономического, географического, биологического или иных факторов.

Прежде чем приступить к характеристике взглядов Г.П. Федотова на роль идеологического фактора, целесообразно, на наш взгляд, сделать ряд предварительных замечаний методологического характера. Это позволит более четко определить его позицию в разработке данной проблемы. Нужно учитывать, что идеология принадлежит к числу таких социальных феноменов, которые издавна привлекают внимание философов и социологов, но подвергаются различной интерпретации в зависимости от мировоззрения и политических ориентации исследователей. Так, английский социолог К. Самнер в книге «Прочтение идеологии» пишет: «В литературе встречаются различные, иногда не согласующиеся между собой способы употребления этого понятия. Например, под идеологией понимают совокупность мнений, порождаемых интересами; систему политических убеждений; поверхностное истолкование общественных явлений на базе превращенных форм сознания; представления, соответствующие экономической структуре общества; систему взглядов, возникающих с развитием некоторых форм общественной практики и противостоящих научно-теоретическому познанию действительности и т.д.»1. Известный французский социолог Ж. Эллюль авторитетно утверждает, что добраться до истинного значения этого понятия уже невозможно: термин «идеология» превратился в расхожее слово для обозначения самых различных явлений действительности. Отмечая отсутствие мало-мальски приемлемого определения этого понятия в западной социологической литературе, Эллюль трактует идеологию как «низведенную до уровня чувств и ощущений упрощенную политическую доктрину или глобальную концепцию мира»1.

В отечественном обществоведении проблема идеологии всегда занимала значительное место. В работах советского периода наряду с обычными пропагандистскими штампами можно найти ряд правильных, объективных теоретических выводов. В частности, отмечалось, что идеология - это «сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и механизмы распространения идеологических установок в массах. В отличие от общественной психологии идеология не возникает из повседневной деятельности людей, а создается идеологами, социальными мыслителями, политиками»2. Последнее положение заслуживает особого внимания, поскольку для истории русской общественной мысли (дооктябрьского периода и первых лет советской власти) характерны почти непрерывные споры о роли интеллигенции, особой социальной группы, продуцирующей идеи, вдохновляющей массы и побуждающей их к активным политическим действиям.

Из истории общественной мысли мы знаем, что сама истина часто определяется как идеологическая форма, организующая форма человеческого опыта, как нечто субъективное. Поэтому понятия «идеология» и «идеолог» (как теоретик и носитель идеологии) сразу после своего возникновения и распространения встретили двойственное отношение - в том числе и в среде российских философов и социологов.

Г.П. Федотов как политический публицист: критика антигуманизма, имморализма и волюнтаризма в сфере политики

«Его справедливо сравнивали с Чаадаевым и Герценом», - так начинал свою статью о Г.П. Федотове протоирей А. Мень1. И действительно, Г.П. Федотов был мыслителем огромного масштаба, умевшим подобно великим предшественникам облекать свои идеи в блестящую литературную форму. Особенность социологического творчества Г.П. Федотова - то, что оно нашло свое воплощение по преимуществу в произведениях, которые носят ярко выраженный публицистический характер. В этом отношении Г.П. Федотов не только оказался в роли продолжателя различных социологических школ и направлений XIX века. Его творчество, можно сказать, предвосхищало социокультурный феномен, характерный для горбачевской перестройки: бурное развитие социологической публицистики во 2-ой половине 80 - нач. 90-х гг. XX в. В этот период не только в изданиях общественно-политической направленности («Огонек»), но и в «толстых» художественных журналах непременно выступали социологи со своими мнениями, выводами и прогнозами. Это не только знамение переходного периода, но и возвращение к той линии, которая была намечена в процессе генезиса и развития общественно-политической мысли в России, а затем продолжена в русском эмигрантском Зарубежье в публицистической деятельности таких мыслителей, как Бердяев, Ильин, Струве, Карсавин,

Флоровский, Степун и многие другие. В эту плеяду выдающихся публицистов входит и Федотов.

Публицистику обычно определяют как один из литературных жанров. Но жанр особый. Пожалуй, ни один из других жанров не выполняет столь заметной социально-педагогической роли в общественной жизни. Публицистика служит одним из способов формирования социального феномена, который американский социолог Ч.Р. Миллс называл «социологическим воображением». Он рассматривал этот феномен как «наведение мостов» между повседневной жизнью индивида и жизнедеятельностью социума. Задача социолога как ученого и педагога — помочь индивиду осмыслить личные проблемы в контексте общественных проблем, а общественные проблемы - перевести на язык, понятный всем. Применительно к федотовской публицистике можно сказать, что она открывала путь к пониманию сути событий «большой» истории с точки зрения их роли в индивидуальной жизни с учетом конкретных социальных реалий.

При этом нельзя не учитывать, что социально - педагогическое значение публицистики определяется, прежде всего, ее интеллектуальным потенциалом. Можно сослаться не мнение известного публициста А. Аграновского, отмечавшего, что в очерке или фельетоне важно все - и композиция, и язык, и диалог, и портрет, но «без мысли глубокой, умной, желательно свежей» подлинной публицистики не может быть. «Что такое публицистика? - спрашивал А. Аграновский. - Существует много определений, и каждое по-своему правильно. Главное для меня такое: публицистика призвана будить общественную мысль. И когда, садясь за стол, мы ищем новый поворот, новый сюжет, новые слова, все это делается для того, чтобы повести читателя путем мысли». Если публицистика монотонна, если он пытается выдать желаемое за действительное, то она не будит, а усыпляет мысль. Произведения такого рода называют иногда бесполезными. «Не правда, — отмечает корифей отечественной публицистики. - Бесполезное вредно. Бездумная публицистика наносит огромный вред развитию общественного сознания, вред, который мы еще не умеем оценивать».

Подобный упрек невозможно применить к публицистическим очеркам Г.П. Федотова. Он не ослеплен ненавистью, поэтому его социологический взгляд зорок и точен. Недостаток сведений (объективно возникавший из-за наличия «железного занавеса» между Западом и советской Россией) он восполняет интуицией историка и воображением художника, что позволяет ему почти всегда приходить к правильным выводам. Его позиция человека, вынужденного наблюдать русское общество «со стороны», давала то преимущество, что позволяла увидеть такие перспективы и ракурсы, которые трудно было рассмотреть из самой России. Наконец, его публицистические выступления, отмеченные яркой авторской индивидуальностью, свободны от идеологической штамповки и примитивных стереотипов.

Публицистический жанр, избранный Г.П. Федотовым, соответствующий его творческому темпераменту, имеет некоторые особенности. Его стиль имеет определенные черты традиционности, но в каких-то своих аспектах непривычен и непопулярен в русской культуре. Один из наиболее компетентных исследователей федотовского творчества Ю.П. Иваск определяет данный жанр как «высокую публицистику» и добавляет в скобках: эссе. Это жанр, укорененный в Европе со времен Монтеня. На поле русской культуры такой жанр впервые, пожалуй, плодотворно разрабатывался именно Г.П. Федотовым (особенно это касается социально-политической эссеистики).