Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жизненный мир личности как объект социологического исследования Дивисенко, Константин Сергеевич

Жизненный мир личности как объект социологического исследования
<
Жизненный мир личности как объект социологического исследования Жизненный мир личности как объект социологического исследования Жизненный мир личности как объект социологического исследования Жизненный мир личности как объект социологического исследования Жизненный мир личности как объект социологического исследования Жизненный мир личности как объект социологического исследования Жизненный мир личности как объект социологического исследования Жизненный мир личности как объект социологического исследования Жизненный мир личности как объект социологического исследования Жизненный мир личности как объект социологического исследования Жизненный мир личности как объект социологического исследования Жизненный мир личности как объект социологического исследования Жизненный мир личности как объект социологического исследования Жизненный мир личности как объект социологического исследования Жизненный мир личности как объект социологического исследования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дивисенко, Константин Сергеевич. Жизненный мир личности как объект социологического исследования : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01 / Дивисенко Константин Сергеевич; [Место защиты: Соц. ин-т РАН].- Санкт-Петербург, 2013.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-22/65

Содержание к диссертации

Введение

1. Категория «жизненный мир» в социологии 14

1.1. Концептуализация понятия «жизненный мир» в классической феноменологии 14

1.2. Понятие «жизненный мир» в феноменологическом направлении социологии 25

1.3. Жизненный мир как основа социальной интеракции в теории коммуникативного действия 39

1.4. Жизненный мир как предмет изучения в прикладных социологических исследованиях 54

2. Репрезентация жизненного мира в автобиографическом нарративе 69

2.1. Коммуникативная природа репрезентации жизненного мира 69

2.2. Особенности репрезентации жизненного мира в биографическом нарративе 80

2.3. Структура жизненного мира, репрезентированная в автобиографическом нарративе 90

3. Биографическое исследование жизненного мира 107

3.1. Методы сбора и анализа биографических текстов 107

3.2. Результаты исследования ценостно-аттитюдной структуры жизненного мира 123

3.3. Обсуждение результатов и выводы 141

Заключение 153

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования определяется современными теоретическими тенденциями мировой социологии, в поле исследовательского интереса которой попадает повседневная реальность, выступающая связующим звеном между абстракциями социальных целостностей и конкретными категориями социального взаимодействия на микроуровне.

В социологическом анализе повседневного существования происходит соединение агентных и структурных измерений социальной реальности. Идеи такого рода синтеза в теоретической социологии можно обнаружить у ряда крупнейших социальных мыслителей второй половины XX века. Так, теория систем Н. Лумана, теория структурации Э. Гидденса и теория габитуса П. Бурдьё нацелены на преодоление противоречий объективизма и субъективизма, структуры и действия, холистической и индивидуалистической перспектив.

Аналогичные процессы поиска синтезирующих идей происходили и в отечественной социологии. Как полагает Ж. Т. Тощенко, в конце 90-х годов в российской социальной науке стал преобладать антропоцентрический подход. Сознание и поведение людей в контексте конкретных условий их жизни оказывается основным предметом социологии жизни (Ж. Т. Тощенко). Таким образом, жизнь отдельного человека, его социальная экзистенция в определенном субъективно значимом мире становится объектом изучения в современной социологии.

Этим обстоятельством определяется актуальность исследования жизненного мира, обеспечивающего, в ракурсе развития идей социологии социального существования, возможность описания и понимания отдельных микро- и макроаспектов жизни в их целостности.

Концепция жизненного мира позволяет синтезировать в исследовании отдельные компоненты как сознания (знания, мотивы, потребности, интересы, ценности, установки и т. п.), так и деятельности (действия, поступки, практику) социальных агентов. И тогда жизненный мир личности оказывается системой жизненного опыта, формируемой отдельными когнитивными и практическими механизмами и формирующей дальнейшие схемы восприятия и социальных действий.

Другими словами, в жизненном мире можно увидеть преломление макро- социологического измерения — влияние на повседневную жизнь процессов, не зависящих от индивида (например, динамики социальной системы), и формирование внешней по отношению к индивиду реальности в результате его собственной жизнедеятельности.

Сам концепт «жизненный мир» был предложен Э. Гуссерлем. Данное понятие он определял как мир изначальных очевидностей, всего того, что воспринимается как само собой разумеющееся.

Научный интерес А. Шюца касался структуры жизненного мира. П. Бергер и Т. Лукман исследовали экстернализацию, интернализацию и реификацию жизненного мира в терминах становления общего запаса знания. Ю. Хабермас рассматривал жизненный мир в связи с разрабатываемой им концепцией коммуникативного действия, как основу любого социального действия.

Жизненный мир стал основной категорией интерпретативной социологии в диапазоне от обозначения всей предметной области социальных наук до жизненного мира конкретной социальной группы в определенном месте и времени. Даже краткий обзор, приведенный выше, показывает отсутствие однозначности и определенности в концептуализации данного понятия: область изначальных очевидностей, мир повседневного опыта, общий запас знания и др. Чаще всего жизненный мир отождествляют либо с миром культуры, либо с повседневной жизнью. Можно утверждать, что нерешенной задачей является систематизация разнообразных подходов к концептуализации и операционализации понятия жизненный мир. Это обстоятельство также определяет актуальность исследования.

Концепция жизненного мира в современной отечественной и зарубежной социологии (благодаря социальной феноменологии и франкфуртской социологической школе) была и до сих пор остается одним из ключевых теоретических инструментов анализа трансформаций современного общества. Вместе с тем следует отметить, что эмпирическое обоснование данной концепции и включение ее в арсенал средств прикладного социологического исследования до настоящего времени оказывается актуальной научной проблемой, попытка решения которой осуществляется в диссертационном исследовании.

Степень разработанности научной проблемы. Философская концептуализация понятия «жизненный мир» осуществлена в работах Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Р. Ингартена, Ж.-П. Сартра. Современное развитие социально- философского направления исследования жизненного мира отражено в работах И. Н. Инишева, С. Б. Кожевникова, А. Э. Савина, Я. А. Слинина, Р. Соколовски, Е. В. Фалёва, А. Шульги.

В рамках социальной феноменологии жизненный мир рассматривался в качестве основного предметного поля А. Шюцем, П. Бергером, Т. Лукманом. Проблематика повседневности как одного из структурных элементов жизненного мира поднималась в исследованиях Й. Дреера, И. Т. Касавина, Н. Н. Козловой, С. П. Щавелева.

Большое значение для диссертационного исследования имеет теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса, раскрывающая роль жизненного мира как ресурса и ограничения любой социальной интеракции. Развитие данных идей отражено в работах А. В. Назарчука, А. Сименна (А. Seemann), Дж. Г. Финлейсона (J. G. Finlayson), Э. Эдгара (А. Edgar).

Особое развитие и практическое применение концепция жизненного мира получила в зарубежных социальных исследованиях, в которых можно выделить три относительно независимых направления: 1) традиция исследования жизненного мира преимущественно в рамках строго феноменологического подхода (Т. Ляйтэузер (T. Leithaeuser), К. Мустакас, (С. Moustakas), Д. Тротмен (D. Trotman), Б. В. Уик (B. V. Wyk) и др.); 2) эмпирические, прикладные исследования жизненного мира в изучении социальной работы и опеки, в социологии детства и молодежи (Кл. Грунвальд (K. Grunwald), Х. Тирш (H. Thiersch), и др.); 3) социально-критический анализ жизненного мира и противостоящей ему социальной системы (Э. Уоллес (A. Wallace), Г. Эдвардс (G. Edwards), Ш. Моримото (S. A. Morimoto), Л. Фридленд (L. A. Friedland) и др.).

Из современных зарубежных эмпирических исследований следует отметить работы шведского социолога К. Далберг (K. Dahlberg), предложившей рефлексивный феноменологический подход в исследовании жизненного мира, широко используемый в области социологии здоровья и медицины в скандинавских странах.

Концепция жизненного мира применялась отечественными социологами, культурологами и философами для анализа современных социокультурных изменений в новейшей истории России (В. Г. Федотова, Н. М. Смирнова, В. М. Межуев, Ю. М. Резник, В. И. Ильин и др.). Междисциплинарному изучению жизненного мира в рамках когнитивных исследований посвящены работы О. Е. Баксанского и Е. Н. Кучер. Проблемы типологического анализа жизненного мира отражены в работах Ф. Е. Василюка, Д. А. Леонтьева.

Проблематика трансформации жизненного мира в рамках социологии культуры представлена в работах Л. Г. Ионина и И. Б. Пржиленской.

Анализ теоретических и методологических подходов, предложенных отечественными и зарубежными исследователями показал, что при наличии достаточно большого числа как прикладных, так и теоретических исследований жизненного мира, с одной стороны, отсутствует четкая, общепринятая дефиниция этого понятия, с другой, недостаточно раскрыт потенциал данной категории, обеспечивающий возможность исследования микро- и макроуровня социальной реальности.

Теоретические и методологические основы диссертации. Основные теоретико-методологические источники, релевантные теме диссертационной работы, можно разделить на четыре группы:

Феноменология, благодаря которой категория «жизненный мир» вошла в тезаурус социальной науки (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, Р. Ингартен, и др.).

Феноменологическое направление социологии, основателем которого является А. Шюц, адаптировавший категориальный аппарат феноменологии для социальных исследований, соединив с идеями «понимающей социологии» М. Вебера. Идеи феноменологии, развитые в социологическом аспекте П. Бергером, Т. Лукманом, Э. Гофманом, Г. Гарфинкелем.

Теория коммуникативного действия (Ю. Хабермас), которая, во-первых, обогатила феноменологическую концепцию жизненного мира идеями аналитической философии обыденного языка; и, во-вторых, позволила рассматривать биографический нарратив как коммуникативное действие.

Методология биографического исследования, впервые примененная в работах Ф. Знанецкого и У. Томаса, представителей Чикагской социологической школы. Методологические подходы, используемые в биографическом методе, устной истории, истории жизни, этнографии (З. Бауман, Д. Берто, П. Бурдьё, Г. Розенталь, Й. П. Руус, П. Томпсон, А. Н. Алексеев, Г. С. Батыгин, А. Л. Валевский, А. П. Вардомацкий, В. Б. Голофаст,

А. С. Готлиб, Б. З. Докторов, Н. Н. Козлова, М. А. Мануильский, И. Ф. Петровская, Д. Н. Шалин).

Кроме того, особое значение для биографического исследования жизненного мира имеют герменевтическая традиция гуманитарных наук (Ф. Шлейермахер, Х.-Г. Гадамер, П. Рикёр, Р. Шустерман), социальный анализ ценностей (Г. П. Выжлецов, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, В. K. Шохин, В. А. Ядов), методология качественного исследования (И. Ф. Девятко, Н. К. Дензин, О. Б. Клюшкина, Дж. Кресвелл, Л. А. Козлова, Е. Ю. Мещеркина- Рождественская, В. В. Семёнова, Д. Силверман, Е. Р. Ярская-Смирнова), методология и методика анализа качественных данных (Р. Водак, С. Тичер, Г. И. Саганенко). В диссертационном исследовании жизненного мира используются методология и методика нарративного анализа (Ф. Анкерсмит, И. В. Троцук, Б. Фливберг, Н. Н. Цветаева, Р. С. Черепанова, С. А. Чуйкина), методология и методика феноменологического описания (А. Джорджи, К. Мустакас, А. М. Улановский), методология grounded theory — «обоснованной теории» (Б. Глезер, А. Страусс, Дж. Корбин, К. Чармаз), практика использования проективных биографических методик (М. П. Белоусова, О. Б. Божков, Н. С. Бурлакова, А. В. Соколов).

Методы. В качестве основного метода сбора социологических данных в диссертационном исследовании использовался биографический метод, включающий в себя как традиционную автобиографию, так и проективную биографическую методику — эссе «Я через N лет». Для анализа ценностно- аттитюдной структуры жизненного мира личности, основанного на биографических текстах, были адаптированы методики и техники целевого анализа содержания, grounded theory («обоснованной теории») и феноменологического описания. Обработка (кодирование) биографических текстов осуществлялась в компьютерной программе для анализа качественных данных MaxQDA. Для количественного анализа кодировочных матриц использовались методы дескриптивной статистики и анализ таблиц сопряженности; данные расчеты проводились в компьютерной программе SPSS.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили автобиографии и биографические эссе «Я через N лет» старших школьников (9-11 кл.), собранные диссертантом в 2010 году в восьми петербургских общеобразовательных школах, а также материалы Биографического фонда Социологического институт РАН. Общий массив, собранных диссертантом, данных составил 262 автобиографии и 235 биографических эссе, принадлежащих 270 авторам.

Объектом исследования является жизненный мир личности как интерсубъективная модель/образ социальной реальности.

Предмет исследования — жизненный мир личности как система событий личной истории индивида, репрезентируемая в коммуникативной ситуации автобиографического нарратива.

Цель и задачи исследования. В качестве основной цели диссертационной работы выступает разработка теоретических принципов и методических приемов исследования жизненного мира личности на основе биографических текстов.

Для реализации обозначенной цели было необходимо решить следующие

задачи:

осуществить систематизацию современных социологических подходов к концептуализации и операционализации понятия «жизненный мир»;

операционализировать понятие «жизненный мир» для задач биографического исследования;

описать структуру жизненного мира личности, конституируемого в биографическом нарративе;

обосновать методическое решение биографического исследования жизненного мира;

апробировать методы эмпирического исследования жизненного мира на массиве автобиографических текстов школьников.

Научная новизна работы:

    1. Впервые в отечественной науке проведена систематизация современных концепций жизненного мира, позволившая выделить два относительно самостоятельных направления исследования: социально-феноменологическое и социально-критическое. Показано, что такая дифференциация обусловлена исторически сложившимися вариантами интерпретации теории жизненного мира Э. Гуссерля.

    2. В результате синтеза теории жизненного мира и методологии биографического исследования предложена новая операциональная модель жизненного мира личности как ценностно-аттитюдной структуры, представляющей собой систему осмысленного жизненного опыта действующего субъекта.

    3. Выделены два условия, обосновывающие методологию биографического исследования структуры жизненного мира личности — рационализация и социальная коммуникация. Обосновано, что биография как инструмент социологического анализа отвечает этим двум условиям и позволяет реконструировать жизненный мир личности.

    4. Предложено и обосновано авторское методическое решение биографического анализа жизненного мира, которое обеспечивает изучение структуры ценностей и установок личности. Данное методическое решение предполагает комплексный сбор и анализ социологической информации: получение автобиографий и проективных биографических сочинений и анализ текстов с помощью процедур и техник целевого анализа содержания, «обоснованной теории» и феноменологического описания.

    Основные положения, выносимые на защиту:

        1. Жизненный мир — интерсубъективная модель реальности, которая выступает как фоновое (само собой разумеющееся) знание, обеспечивающее субъекту возможность жить и действовать, адаптироваться к условиям жизни и адаптировать их в соответствие со своими потребностями.

        2. Элементарной единицей анализа жизненного мира является смысл — результат интерпретации события личной истории индивида. В самом смысле сохраняется не только интерпретация переживания, но и память о чувственном

        восприятии объекта внешнего мира и о контексте конкретной ситуации, в которой происходило это восприятие.

            1. Интериоризирующая и экстериоризирующая направленность процессов взаимодействия человека с внешним миром является параметром, по которому выделяются два измерения в общей структуре жизненного мира личности: смысловое и ценностно-аттитюдное.

            2. Смысловое измерение общей структуры жизненного мира представляет собой совокупность индивидуальных смыслов, упорядоченную в соответствии с критерием контекстуальности (соотнесенности каждого нового интерпретационного акта с актами осмысления, имевшими место в прошлом жизненном опыте).

            3. Ценностно-аттитюдное измерение структуры жизненного мира организовано в соответствие с субъективной значимостью смыслов и актуальными потребностями личности. Ценности и аттитюды обеспечивают формирование намерения (проекта) действия и само действие в конкретной социальной ситуации.

            4. В автобиографическом повествовании (рассматриваемом как коммуникативное действие) происходит рационализация жизненного мира личности, достигаемая благодаря переходу субъекта от практической установки повседневного сознания к саморефлексии. В силу этого обстоятельства, биографическое исследование оказывается решением методологической проблемы выявления ценностно-аттитюдной структуры жизненного мира.

            Обоснованность (валидность) научных результатов, полученных благодаря использованию проективных методов социологического исследования, определяется теоретическими положениями, лежащими в основе интерпретации данных. Надежность и достоверность исследования ценностно- аттитюдной структуры жизненного мира личности на основе качественных данных (автобиографических текстов) подтверждаются сопоставлением с результатами анализа количественных данных анкетного опроса, проведенного с контрольной группой респондентов.

            Теоретическая и практическая значимость. Диссертационное исследование вносит вклад в развитие концептуального аппарата социологии. Предложенная операционализация понятия «жизненный мир» обеспечивает возможность эмпирического исследования, основанного на качественных данных — биографических текстах. Разработанный качественно-количественный метод биографического исследования жизненного мира, в котором анализируются события личной истории индивида, их интерпретация и проекты будущей жизни, позволяет исследовать ценностно-аттитюдной структуру личности как социального агента. Эффективность предложенного методического решения показана в проведенных эмпирических исследованиях.

            Материалы диссертационного исследования использованы в педагогической практике — при подготовке и проведении специального курса «Введение в социологический и статистический анализ» в рамках магистерской программы «Лидерство» Санкт-Петербургского христианского университета. Результаты изучения жизненного мира школьников в виде аналитических записок представлены администрации средних общеобразовательных учебных заведений, где проводилось исследование.

            Соответствие паспорту научной специальности. Содержание диссертационного исследования соответствует паспорту специальности 22.00.01 — «Теория, методология и история социологии» (социологические науки); раскрыты п. 8 «Разработка новых методологических подходов к сбору, регистрации и обобщению эмпирических данных», п. 12 «Разработка категориального аппарата для исследования социальных явлений и процессов в современном российском обществе» и п. 16 «Методологические исследования, направленные на совершенствование, развитие, уточнение традиционных, широко применяемых и новых методов, методик, техник сбора и анализа эмпирических данных».

            Апробация работы. Результаты исследования на разных этапах были представлены на российских и на международных конференциях и семинарах, в частности, на Третьих, Четвертых и Пятых социологических чтениях памяти В. Б. Голофаста «Социология. Вчера, сегодня, завтра» (16-18 апреля

                  1. г., 23-25 марта 2010 г., 22-24 марта 2011 г., Санкт-Петербург); на Шестых и Седьмых международных биографических чтениях памяти В. В. Иофе «Право на имя. Биографика 20 века» (16-18 апреля 2008 г., 20-22 апреля 2009 г., Санкт- Петербург) и на Всероссийской научной конференции «Бренное и вечное: власть и общество в мифологиях модернизации» (16-17 ноября 2010 г., Великий Новгород).

                  Промежуточные результаты работы обсуждались в докладе, представленном в Совете молодых ученых Социологического института РАН (9 ноября

                        1. г.).

                        Основные результаты работы отражены в семнадцати научных статьях, опубликованных в отечественных изданиях, а также в двух публикациях в зарубежных научных журналах. Пять работ опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

                        В своей работе диссертант пользовался поддержкой научных фондов:

                        1. РГНФ, 2011 г., № 11-33-00381а2, Религиозные знания, убеждения и практики в жизненном мире: межконфессиональные особенности (православие и протестантизм). (Руководитель — К. С. Дивисенко).

                        2. Грант Комитета по науке и высшей школе Правительства Петербурга (конкурс для молодых ученых и молодых кандидатов наук) 2008 г., № 30-04/90 «Семья в жизнеописаниях петербургских школьников».

                        3. Грант Комитета по науке и высшей школе Правительства Петербурга (конкурс для молодых ученых и молодых кандидатов наук) 2009 г., № 22.05/014/04. «Биографическое исследование жизненного мира петербургской молодежи».

                        4. Грант Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга (конкурс для молодых ученых и молодых кандидатов наук), 2011 г., ПСП № 11153. «Жизненные притязания старших школьников».

                        Грант Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга (конкурс для молодых ученых и молодых кандидатов наук), 2012 г., ПСП № 12515. «Биографическое исследование старшеклассников о семье».

                        Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (233 наименования). Общий объем диссертации составляет 180 печатных страниц.

                        Жизненный мир как основа социальной интеракции в теории коммуникативного действия

                        В первой главе понятие «жизненный мир» рассматривается как одна из ключевых социологических категорий, наиболее разработанная в феноменологической социологии. Первый раздел посвящен анализу историко-философских истоков, определивших появление категории «жизненный мир» в научном дискурсе XX века.

                        Теория жизненного — мира одна из центральных тем философской феноменологии Э. Гуссерля. Впервые категория «жизненный мир» (только под другим названием) — «мир в естественной установке» — встречается в работе «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913) [48] и в «Картезианских размышлениях» (1931) [49]. Качественно иное развитие данная категория получила в изданном посмертно «Кризисе европейских наук и трансцендентальной феноменологии» (1936) [50].

                        В «Кризисе» Э. Гуссерль обращается к проблеме жизненного мира по трем основным причинам: 1)как области, противоположной объективистской науке, 2) как к новому пути в феноменолого-трансцендентальную редукцию, 3) как более глубокому способу изучения интерсубъективности в терминах историчности, генеративности, традиции и нормальности [233, р. 125].

                        Чтобы понять причины, побудившие Э. Гуссерля к введению и теоретической разработке понятия «жизненный мир», кратко рассмотрим основные идеи его поздних работ, в которых анализируется кризис новоевропейской науки.

                        Феноменология Э. Гуссерля была своего рода реакцией на состояние современной ему философской мысли. В середине и второй половине XIX века в философии происходил поиск нового предмета {философия жизни С. Кьеркегора, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра), осуществлялись обращения к более ранним философским системам (баденское и марбургское неокантианство), развивались идеи позитивизма (А. Конт, Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер). В этом же историческом контексте происходило исследование априорных форм чувственности представителями разных теоретических направлений (Р. Авенариус, А. Бергсон).

                        По мнению Э. Гуссерля, новоевропейская наука, берущая свое начало со времени Г. Галилея, к началу XX века вступила в фазу кризиса. Это состояние науки связано с теми методологическими основаниями, которые были заложены еще в XVII веке. Основная причина кризиса — онтологизация методических принципов. В предметном поле науки оказалось только то, что возможно исследовать точными научными методами — математикой, геометрией и т. д. Как следствие, повседневное сознание, обыденная перетекающая изо дня в день жизнь перестали представлять интерес для научного познания. Особый мир самой науки с его математико-геометрическими моделями стал постепенно заслонять собой жизненный мир: повседневность, обыденное знание, преднауч-ный мир, так как «не представленному в теории нет места в жизни» [99, с. 14]. В кризисе новоевропейской науки находит свою кульминацию и логическое завершение, традиционная со времен классической античности, разделенность двух систем рациональности — знания (еяютгщг)) и мнения (56 а). Уделом науки оказывается только позитивное знание, а другие системы рациональности выносятся за скобки.

                        Мир объективистской науки, по мнению Э. Гуссерля, вовсе не объективный мир — так как не существует независимо от сознания человека. Все идеальные конструкции (геометрические фигуры, идеальные газы, «традиционное общество» и т. п.) суть идеальные образы никогда не встречающиеся в самой природе. Идеализированные объекты, с которыми работает позитивная наука, никогда не могут быть пережиты или прочувствованны в жизненном опыте, «мы устанавливаем или конституируем их с помощью особого вида интенцио-нальности, которая смешивает, как восприятие, так и воображение» [222, р. 149]. Применение методологического аппарата объективистских наук на чуждом ему поле, особенно в психологии и других гуманитарных науках, привело к ещё одному следствию кризиса — усугубляющемуся скептицизму и релятивизму.

                        Преодоление этих тенденций, а также натуралистического объективизма становится возможным в трансцендентальной феноменологии благодаря поиску области непреложных истин [52, с. 12]. Как отмечает Р. Соколовски «Феноменология признает ценность и внятность современной математической науки, но не переоценивает ее; она утверждает, что такая наука основана на предметах, данных нам донаучным способом, и также напоминает, что даже науки остаются „чьим-то наделом" или создаются кем-то» [222, р. 148].

                        Целью Э. Гуссерля в «Кризисе» была постановка диагноза современной ему науке и обоснование новой теории познания, позволяющей преодолеть то состояние, в котором оказались философия и гуманитарные науки в конце XIX - начале XX вв. Для решения этой задачи философом проводится новая концептуализация «мира в естественной установке» как жизненного мира. Следует заметить, что в «Кризисе» Э. Гуссерль не дает четкого определения понятию «жизненный мир». Для иллюстрации приведем некоторые определения. Жизненный мир — «мир чувственного опыта, постоянно предданный как нечто бесспорное и само собой разумеющееся» [50, с. 110]. «Жизненный мир есть царство изначальных очевидностей. Данное с очевидностью, в зависимости от того, идет ли речь о восприятии или воспоминании, есть познанное в опыте как «оно само» в непосредственном присутствии [Prasenz] или припомненное как оно само» [там же, с. 175].

                        Жизненный мир как предмет изучения в прикладных социологических исследованиях

                        В этом случае, перспектива, ориентированная на анализ жизненного мира респондентов, открывает горизонт для исследования того, что не осознается в повседневной жизни, но выполняет важную функцию в социальной интеракции.

                        Исследования, ориентированные на жизненный мир, по мнению Клауса Грунвальда и Ханса Тирша, стали доминировать в немецком теоретическом и практическом дискурсе социальной работы (Sozialarbeit) и социальной опеке (Sozialpadagogik) с 1970-х годов и остаются актуальными по сей день [202, р. 131-134]. По их мнению, исследования, реконструирующие жизненный мир, опираются на разнообразные теоретические источники. Во-первых, это герменевтико-прагматическая традиция в педагогике (В. Дильтей, Г. Ноль и др.), утверждающая недостаточность внешнего взгляда на индивида и предполагающая понимание жизненного мира отдельных людей сквозь призму их субъективной самоконцепции и собственных интерпретативных и габитусных установок. Во-вторых, социологические подходы чикагской школы и символический интеракционизм (Э. Гофман, Дж. Г. Мид), предполагающие, что субъективность сформирована в процессе обмена и взаимодействия с другими индивидами в социуме. В-третьих, социальная феноменология (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман), собирающая мыслительные установки и жизненные структуры, в которых протекает повседневная жизнь. И наконец, критическая теория повседневности (К. Косик, А. Лефевр), где повседневность рассматривается как основная составляющая социальных сил в обществе [ibid., р. 135].

                        Исходя из этой краткой классификации теоретических источников, можно сделать вывод, что в научном дискурсе присутствуют различные концептуализации жизненного мира, зависящие как от теоретической перспективы исследователей, так и от аналитического акцента — сфокусированности на том или ином его аспекте. Приведем несколько вариантов определения понятия «жизненный мир» в прикладных исследованиях:

                        Природный и социальный мир, набор ресурсов и ограничений для взаимодействия [229, р. 1062-1063]. «В феноменологическом определении жизненный мир — когнитивная и субъективная сфера, где мы воспринимаем и интерпретируем внешнюю окружающую среду, принимаем собственные решения, совершаем непосредственные действия и выносим оценочные суждения, касающиеся нас самих и других» [207, p. el8] . «... неизбежный, квазинатуральный, само собой разумеющийся контекст повседневной жизни» [208, р. 314]. Мир, в котором мы живем нашей обычной, повседневной жизнью; реальность, в которой индивидуальная жизнь и внешний по отношению к человеку мир зависят друг от друга; неосознаваемый фон нашего опыта и . действия [196, р. 536]. «Жизненный мир — подвижный горизонт, в котором люди живут и бла годаря которому все вещи и переживания обретают смысл» [230, р. 337]. Как видно из этих фрагментов, каждое определение отражает тот или иной аспект жизненного мира. В некоторых определениях жизненный мир рассматривается только как когнитивная сфера, в других — он включает в себя социальную и природную реальность. Не совсем четко разделяется повседневность и жизненный мир. Как правило, в этих определениях подчеркивается, что жизненный мир является ресурсом социального взаимодействия. Кратко рассмотрим некоторые исследования жизненного мира.

                        В рамках социологии медицины и здоровья, концепция жизненного мира позволяет исследовать пограничные состояния жизни людей, в которых проис 59 ходит изменение личности и социальных отношений. Так, многие скандинавские исследования в области социального сопровождения, ухода за больными опираются на разработку К. Дальберг (Университет Линнеус (Linneuniversitetet), Швеция) и коллег, предложивших рефлексивное исследование жизненного мира (reflective lifeworld research approach — RLR), базирующее на феноменологической эпистемологии.

                        Исследования, опирающиеся на данную методологию, позволяют изучить изменение жизненного мира людей в кризисных состояниях, вызванных различными заболеваниями. Например, как люди с диагностированным диабетом стараются предупредить изменение идентичности, вызванное болезнью [206]; или как изменяется повседневная жизнь женщин, имеющих высокую степень риска переломов, связанных с возрастными изменениями [205]. Также эти исследования имеют практическое значение: жизненный мир пациентов рассматривается в качестве важного критерий оценивания качества оказания медицинской помощи [224] и используется в построении целостной системы медицинского ухода за умирающими больными в условиях хосписа [226].

                        Обычно такого рода исследования проводятся с использованием метода неформализованного интервью, рассматриваются несколько случаев, в качестве результата выступает подробное описание данного феномена. В практических целях данные результаты используются для психологической помощи людям, страдающим этими заболеваниями, их родственникам, а также для налаживания работы медицинского персонала лечебных учреждений. В этих исследованиях основное внимание уделяется изменению жизненного мира индивида, его психического состояния при развитии того или иного соматического заболевания.

                        Особенности репрезентации жизненного мира в биографическом нарративе

                        С определенными оговорками биографическое эссе можно отнести к методике открытых вопросов, в которых «респонденту самому требуется понять вопрос, выработать некую систему „координат" в отношении объекта, на который направлен вопрос, выделить среди множества обнаруженных характеристик объекта наиболее адекватные своему собственному представлению, выразить эти представления осмысленным и грамотным текстом» [135, с. 27-28]. Как справедливо замечает Г. И. Саганенко, принципиальным образом открытый тип вопроса от закрытого отличает внутренняя «система координат», сформулированная респондентом, а не исследователем. Это обстоятельство позволяет не вносить в изучение жизненного мира дополнительные «шумы» — так, чтобы в биографическом нарративе присутствовали прежде всего представления респондента как о собственной жизни, так и о нормативном рассказе.

                        Если автобиографию мы можем рассматривать как репрезентацию преимущественно повседневного мира, то биографическое эссе — как некий симбиоз повседневной и фантазийной конечных областей смысла.

                        Основное содержание биографических сочинений — репрезентация воображаемого мира49. Воображаемый, фантазийный мир является конечной областью смысла, частью жизненного мира. В нем находит свое воплощение цен-ностно-аттитюдная структура как основа для проектов действий, поступков, практики. Воображаемый мир конституируется на основе уже достигнутого в субъективном жизненном опыте и благодаря воспринятому опыту других. Также воображаемый мир близок миру чистых фантазий — никогда недостижимой мечты, где становится возможным едва достижимое с точки зрения повседневного мира актуальных ресурсов.

                        Проекты будущей жизни являются не только индивидуальными феноменами, но и одновременно оказываются интерсубъективными социальными представлениями (тематой)50. К отдельным проявлениям интерсубъективной воображаемой жизни можно отнести такие формы, как советское «светлое будущее», «американская мечта», хилиазм51, различные утопические проекты и т. п.

                        Воспринимая те идеологические конструкции, которые присутствуют в социальном окружении, индивид, возможно даже и на подсознательном уровне, артикулирует их, совмещая с сугубо индивидуальными планами на собственную жизнь. Это отражается в биографических эссе.

                        М. П. Белоусова в своем исследовании выделяет два типа мечты: мечты-цели и мечты-фантазии [13]. Первые являются следствием построением проектов собственной жизни, вторые — носят компенсаторный характер (фантазирование о заведомо несбыточном). Какого рода мечты не были бы зафиксированы в биографическом сочинении, вполне уместным оказывается сравнение сознания автора биографического эссе с мифологическим сознанием. А. А. Грякалов замечает: «Сказочное сознание не переживает ничего принципиально нового из того, что оно переживало в прошлом, переживает в минуту происходящего действия и может пережить в будущем, — сказочное сознание не может быть уязвлено миром с неожиданной стороны и неожиданным способом» [46, с. 265]. В воображаемой жизни нет «трансцендентного сквозняка»: описание даже предельно фантастического будущего имеет вполне реалистическую основу.

                        В биографическом эссе описывается воображаемый мир — представление о желаемой жизни, о собственном статусе, которого хотелось бы автору достичь, о значимых других. В этом тексте выстраивается определенный идеальный социальный мир, который рассматривается как достижимая цель или цель, к которой необходимо стремиться. Очевидно, что биографические эссе, в отличие от автобиографий, не имеют никакой познавательной ценности для реалистической интерпретации биографий.

                        Использование двух жанров биографического повествования — автобиографии и биографического эссе «Я через N лет» — является необходимым условием для исследования структуры жизненного мира. В этих двух текстах репрезентированы ценности и установки действующего субъекта, как в описании значимых событий личной истории, в их оценках и интерпретации, так и в проектах жизненных стратегий. Поэтому на эмпирическом этапе исследования основной задачей стало получение двух автобиографических текстов от каждого респондента: автобиографии и биографического эссе.

                        В настоящем исследовании были использованы данные, полученные в 2010 году в ходе полевого этапа, а также биографические, хранящиеся в Биографическом фонде Социологического института РАН52.

                        В качестве основной цели эмпирического этапа исследования выступала отладка методов качественного анализа для биографического исследования жизненного мира. Это обстоятельство определило особенности выборки5J. Насколько позволяли возможности, выбор школ формировался по контрастному типу: центральные - периферийные районы города, гуманитарные -технические профили школ.

                        В исследовании приняли участие 270 учащихся 9-11 классов восьми средних общеобразовательных школ; из них — 175 девушек и 95 юношей. Массив данных насчитывает 497 текстов, из которых 262 автобиографии и 235 биографических эссе. Общий объем текстов составляет приблизительно 820 страниц (формат А5).

                        Результаты исследования ценостно-аттитюдной структуры жизненного мира

                        Относительно адаптации методов «обоснованной теории» и феноменологического описания для исследования аттитюдного измерения жизненного мира можно сделать следующие выводы.

                        В настоящем исследовании метод сбора данных не предполагал чередования аналитического и полевого этапов, которое, как правило, используется в качественных исследованиях и особенно в «обоснованной теории».

                        Теоретическая выборка 4 была обеспечена за счет использования стратегии «вширь», а не «вглубь». То есть, в исследовании было умышленно увеличено количество рассматриваемых биографических текстов и, следовательно, число авторов (а не разбирались более подробно конкретные случаи). Стратегия «вширь» имеет как положительную сторону — возможность увидеть больше случаев, так и отрицательную — порой сложно детализировать и теоретически наполнить отдельные категории.

                        Другая особенность использования методов «обоснованной теории» для анализа автобиографий и биографических эссе школьников связана с характером данных текстов. Как правило, автобиографии школьников фрагментарны, в них не всегда присутствует описание социальных взаимодействий. Авторы пишут об определенных феноменах, которые часто остаются вне модели парадигмы: после категоризации феноменов оказывается невозможной связка в процессе осевого кодирования {каузальные и процессуальные условия, стратегии, следствия остаются за границами текстов). Также из-за «стабильной картины» репрезентированной жизни, исключающей вариации, описание процесса (как некоторого множества разнообразных вариантов социального взаимодействия) весьма затруднено или невозможно.

                        При всей близости автобиографий и биографических эссе, эти тексты имеют определенные различия, которые стали более заметны при использова Здесь и далее курсивом выделены термины обоснованной теории. ний методов «обоснованной теории». Эти различия заключаются в структуре содержания. Если биографические сочинения не представляют собой простой список того, чего хотелось бы достичь в будущем, то в них присутствует описание отдельных категорий, связанных причинно-следственными связями (образование обеспечивает работу, работа — материальный достаток или создание собственной семьи и т. п.). Такого рода причинно-следственные связи значительно реже встречаются в автобиографиях. Нарративный характер биографический эссе задает необходимые компоненты для осевого кодирования. Так, авторы описывают различные сферы будущей жизни {феномены, процессуальные условия), собственные действия и взаимодействие с другими {стратегии), объясняя, при каких условиях они стали возможны {каузальные условия), и к чему эти действия приведут {следствия).

                        Использование феноменологического метода в анализе качественных данных в сочетании с методами «обоснованной теории» обеспечило создание более полного описания аттитюдного измерения жизненного мира.

                        После проведения полевого этапа исследования и предварительного анализа полученных данных (автобиографий и биографических эссе) было принято решение провести дополнительное анкетное исследование, результаты которого могли быть использованы для проверки (триангуляции) результатов. Для этого была составлена анкета «Жизненные планы современных школьников», в которую были включены вопросы, посвященные изучению различных сторон социальной жизни учащихся. Отдельный блок анкеты посвящен диагностике жизненных притязаний. При разработке анкеты использовалась методика исследования жизненных притязаний и путей их реализации, предложенная В. С. Магуном, Е. И. Головахой и их коллегами [ПО; 127; 111]. Согласно данной методике, притязания рассматривались как особого рода потребности, выбираемые человеком самостоятельно [111, с. 194], и замерялись нижние границы диапазона колебания уровня притязаний [ПО, с. 6]. Также в анкету был включен блок открытых вопросов, направленных на выявление ценностных ориентации.

                        Анкетный опрос проводился в апреле 2010 года — через месяц после сбора биографических текстов среди учащихся одной из школ. В анкетировании приняли участие учащиеся 9-11 классов, у большей части которых были собраны биографические тексты75.

                        Полученные в результаты количественного исследования уровня притязаний, жизненных стратегий и ценностных ориентации в целом согласуются с результатами биографического исследования ценностно-аттитюдной структуры жизненного мира (см. [64]). В первую очередь это касается общей структуры ценностей и готовности использовать те или иные стратегии в построении брачных и семейных отношений. Также была выявлена значимая связь между удовлетворенностью отношениями в родительской семье и готовностью создать собственную семью. Данный факт можно интерпретировать как взаимообусловленность ценностей и установок в реализации жизненных стратегий.

                        Проведенное исследование ценностно-аттитюдного структуры жизненного мира позволило сделать ряд значимых выводов, касающихся как содержательных результатов, так и особенностей методик анализа текстовых данных, адаптированных для биографического исследования.

                        Можно утверждать, что выявленное высокое значение семьи в общей иерархии ценностей школьников не является следствием использования биографических текстов в изучении жизненного мира, поскольку другие исследования ценностей молодежи, осуществленные с использованием различных методик, показывают близкие результаты.

                        Методика диагностики ценностного измерения жизненного мира обеспечила количественное измерение общей структуры ценностей и возможность подробного описания каждой ценности.

                        Дескриптивное исследование аттитюдного измерения жизненного мира (на примере анализа планируемых жизненных стратегий школьников в буду Всего было получено 128 анкет, из них 65 — у девушек и 63 — у юношей. Следует отметить, что в биографические тексты удалось собрать только у половины школьников, то в анкетировании приняли участие практически все учащиеся. 1 щих брачных и семейных отношениях) позволило выделить определенные типы воображаемых семей. Критерий детности в построении данной типологии обеспечил четкую дифференциацию в наборе планируемых респондентами стратегий внутрисемейного взаимодействия.

                        В результате биографического исследования жизненного мира выявляются значимые ценности, их структура и субъективное наполнение ценностных категорий, также определяется связь ценностей с аттитюдами как декларативными намерениями или готовностью действовать. Это обстоятельство отличает предложенное методологическое решение от других методов исследования отдельных компонентов личности как социального агента.

                        Проведенное сопоставление результатов, полученных на основе анализа биографических материалов, с результатами анкетного опроса контрольной группы школьников подтвердило правомерность сделанных выводов и соответствие (валидность) методического инструментария предмету исследования.

                        Похожие диссертации на Жизненный мир личности как объект социологического исследования