Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Активизация изобразительной деятельности школьников младшего и среднего подросткового возраста при рисовании архитектурных памятников родного города на уроках изобразительного искусства в школе Балабушевич Лариса Игоревна

Активизация изобразительной деятельности школьников младшего и среднего подросткового возраста при рисовании архитектурных памятников родного города на уроках изобразительного искусства в школе
<
Активизация изобразительной деятельности школьников младшего и среднего подросткового возраста при рисовании архитектурных памятников родного города на уроках изобразительного искусства в школе Активизация изобразительной деятельности школьников младшего и среднего подросткового возраста при рисовании архитектурных памятников родного города на уроках изобразительного искусства в школе Активизация изобразительной деятельности школьников младшего и среднего подросткового возраста при рисовании архитектурных памятников родного города на уроках изобразительного искусства в школе Активизация изобразительной деятельности школьников младшего и среднего подросткового возраста при рисовании архитектурных памятников родного города на уроках изобразительного искусства в школе Активизация изобразительной деятельности школьников младшего и среднего подросткового возраста при рисовании архитектурных памятников родного города на уроках изобразительного искусства в школе Активизация изобразительной деятельности школьников младшего и среднего подросткового возраста при рисовании архитектурных памятников родного города на уроках изобразительного искусства в школе Активизация изобразительной деятельности школьников младшего и среднего подросткового возраста при рисовании архитектурных памятников родного города на уроках изобразительного искусства в школе Активизация изобразительной деятельности школьников младшего и среднего подросткового возраста при рисовании архитектурных памятников родного города на уроках изобразительного искусства в школе Активизация изобразительной деятельности школьников младшего и среднего подросткового возраста при рисовании архитектурных памятников родного города на уроках изобразительного искусства в школе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Балабушевич Лариса Игоревна. Активизация изобразительной деятельности школьников младшего и среднего подросткового возраста при рисовании архитектурных памятников родного города на уроках изобразительного искусства в школе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Орел, 2003 164 c. РГБ ОД, 61:04-13/1067

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ПРИ ИЗОБРАЖЕНИИ ОБЪЕКТОВ АРХИТЕКТУРЫ

1.1. Психолого-педагогические особенности активизации изобразительной деятельности школьников среднего школьного возраста 13

1.2. Исторические особенности развития архитектуры Орловщины 31

1.3. Возможности использования изображения объектов архитектуры в процессе активизации изобразительной деятельностью школьников 46

Выводы по 1 главе 57

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКТИВИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ПРИ ИЗОБРАЖЕНИИ ОБЪЕКТОВ АРХИТЕКТУРЫ

2.1. Содержание школьных программ по изобразительному искусству с точки зрения использования архитектуры в процессе активизации изобразительной деятельности школьников 59

2.2. Организация и методика экспериментального исследования. Констатирующий этап эксперимента 68

2.3. Формирующий этап эксперимента и анализ результатов 84

Выводы по 2 главе 115

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116

БИБЛИОГРАФИЯ 120

ПРИЛОЖЕНИЕ 132

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность. Культурное возрождение России невозможно без духовного возрождения каждой отдельной российской области, каждого города, каждого россиянина. Изучение памятников архитектуры мы рассматриваем через призму постижения этого вида искусства в создании «характера» родного города, в его истории и развитии.

Архитектура — самый масштабный из всех видов пластических искусств. С его произведениями мы соприкасаемся чаще, чем с какими бы то ни было другими, и, подсознательно реагируя на тот заряд, который они нам адресуют, не задумываемся о роли, которую играет в нашей жизни искусство с прекрасным музыкальным названием «зодчество».

Накопленный за последние десятилетия в педагогической науке значительный опыт работы по активизации изобразительной деятельности учащихся различных возрастных категорий позволяет сделать выводы о том, что необходимо повышать эмоциональную, духовную, нравственную насыщенность воспитания юного поколения, используя для этого разнообразные средства психологического воздействия, а также воздействия средствами изобразительного искусства, в том числе и архитектуры.

В программах общеобразовательной школы предусматривается знакомство с правилами линейной перспективы, рисование с натуры архитектурных объектов, рисование по памяти и представлению. Архитектурные мотивы содержатся в разделе тематического рисования. Изучение архитектуры предполагает наличие у школьников определенного багажа знаний, полученных в курсе других дисциплин: истории, литературы, черчения. Используя на уроках примеры зодчества, изучая его художественный язык, можно совершенно в ином свете раскрыть интеграционные связи с этими учебными предметами. Это дает

4 перспективу сложения системы образования с учетом культурного наследия родного края, неотъемлемой составной части опыта всего русского народа.

В данном подходе важна позиция раскрытия понятий гармонии и красоты предметного мира, где архитектура занимает едва ли не самое главное место. Архитектура - вид изобразительного искусства особого типа. Архитектуру надлежит рассматривать только в комплексе с национальными художественными традициями, природой, историей, бытом, трудом. Это позволит учащимся постигнуть принципы единства всех типов художественного творчества в согласии с историей развития национальной и мировой культурой. Систематическое изучение определенной местности в историческом, географическом и этнографическом аспектах началось в России в XVIII веке. В.Ф. Одоевский писал: «Ежели дитя ходит год в школу и носит прекрасное название ученика, то оно должно знать все дороги, улицы, дома и площади в своем селе или в своем городе; и очень стыдно ученику, если он этого не знает»[93,257].

Модель развития регионального компонента на уроках изобразительного искусства ориентирует школьников на приобщение к национальной культуре путем воспитания чувства сопричастности к судьбе своей «малой родины». Именно в этом направлении для каждого ребенка начинается перевод общечеловеческих вечных духовных ценностей в ценности личные. В этом процессе неоценима роль уроков изобразительного искусства, включающих в себя творческое переосмысление всего человеческого опыта и установление нравственных и эстетических позиций.

По исследуемой проблеме мы ознакомились с диссертационными исследованиями, в которых в той или иной степени используются возможности рисования с натуры архитектурных объектов.

Художественно-творческое развитие детей в процессе ознакомления с архитектурой в дошкольном возрасте рассматривает в кандидатской диссертации педагог СЮ. Бологова [23].

И.О. Осин рассматривает формирование эстетического отношения к среде в процессе работы над городским пейзажем у студентов художественно-графического факультета [95].

Близкой к нашей проблеме оказалась кандидатская диссертация О.П. Савельевой, в которой рассмотрена активизация изобразительной деятельности младших школьников в процессе изучения произведений древнерусского зодчества [114].

В своем исследовании мы прежде всего опирались на научные труды ведущих ученых в области методики преподавания изобразительного искусства: А.Д. Алехина, Н.Н. Анисимова, Н.С. Боголюбова, Э. Н. Беды, Т.С. Комаровой, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, СП. Ломова, Н.Н. Ростовцева, А.С Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, и др.

Научное обоснование исследуемой проблемы активизации изобразительной деятельности сформировали ведущие ученые в области педагогики и психологии: В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, С.Л. Сахаров, А.И. Леонтьев, Б.М Теплов и др.; в области дидактики - Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин; в области психологии изобразительной деятельности - СЮ. Бологова, Н.Н. Волков, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, Б.Ф. Ломов, B.C. Кузин и др.

По теории архитектуры мы обращались к трудам искусствоведов и архитекторов И.А. Бартенева, Б.Р. Виппера, А.В. Иконникова, Н.Н. Коваленской, В.И. Пилявского, А.А. Тица, Ю.С Ушакова и др.

Роль и место архитектурного пейзажа в истории искусства мы исследовали по работам М.В. Алпатова, Б.Р. Виппера, Н.Н. Коваленской, А.А. Федорова-Давыдова и др.

По истории архитектуры Орловского края мы обращались к трудам краеведов,. писателей, зодчих В.М. Катанова, В. Н. Неделина, В.Г.

Сидорова, СИ. Федорова и др. Активизация изобразительной деятельности учащихся рассматриваемой возрастной группы предполагает создание глубокой и деятельной заинтересованности детей предлагаемой тематикой, наблюдения за окружающей действительностью, в нашем случае за неповторимостью облика родного города, а также внесение в содержание уроков элементов проблемности, использование проблемных ситуаций. Интересные результаты дают коллективные формы работы на уроке.

Анализ тематических композиций учащихся подросткового возраста, содержащих изображения памятников архитектуры родного города, показал, что желание детей передать атмосферу городской среды сталкивается с недостаточностью знаний, умений и навыков для создания полноценного художественного образа.

У школьников рассматриваемой возрастной группы часто встречается пониженный интерес к результатам изобразительной деятельности, что выражается в незавершенности творческих работ.

Возникает противоречие между возросшими требованиями к формированию активной творческой личности в современном обществе и низким уровнем активности в изобразительной деятельности школьников 7-8 классов. Наблюдается незаинтересованность результатами своей изобразительной деятельности и связанная с этим низкая познавательная активность в области пластических искусств. Эти факторы определили общую проблему исследования.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что от ее
недостаточной разработки значительно снижается качество

художественного образования и эстетического воспитания школьников в целом.

Цель исследования.

Научно обосновать, разработать и экспериментально проверить содержание и методику активизации изобразительной деятельности

7 школьников младшего и среднего подросткового возраста при рисовании архитектурных памятников родного города на уроках изобразительного искусства, а также в системе внеурочной деятельности. Объект исследования

Художественно-изобразительная деятельность учащихся младшего и среднего подросткового возраста в процессе ознакомления с памятниками архитектуры родного города на уроках изобразительного искусства и на внеурочных занятиях. Предмет исследования

Содержание и оптимальные методические пути активизации изобразительной деятельности школьников младшего и среднего подросткового возраста при рисовании архитектурных памятников родного города на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе.

В качестве рабочей гипотезы исследования выдвигается проблема активизации изобразительной деятельности школьников младшего и среднего подросткового возраста на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе может быть реализована при условии использования новой более эффективной методической системы, разработанной нами, которая включает в себя:

  1. цели, задачи и содержание активизации изобразительной деятельности школьников 7-8 классов при рисовании объектов архитектуры родного города;

  2. дидактические принципы, формы, методы и методические приемы;

  3. средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов на уроках изобразительного искусства (ТСО, наглядные пособия и т.д.)

и которая характеризуется

8 -планомерным и систематическим использованием специально отобранных (в пределах родного города) произведений архитектуры для бесед и экскурсий с учащимися на уроках и внеклассных занятиях по изобразительному искусству;

-постановкой перед детьми практических задач по рисованию с натуры архитектурных объектов родного города;

-постановкой перед учащимися задач, содержащих духовно-мировоззренческие идеи, окрашенные региональной спецификой;

- широкое применение средств наглядности.

Цель и рабочая гипотеза исследования определили задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ психолого-педагогических и методических исследований, связанных с проблемой активизации изобразительной деятельности школьников;

  2. Раскрыть и обосновать методические основы активизации изобразительной деятельности учащихся младшего и среднего подросткового возраста с использованием зарисовок архитектурных объектов родного города на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе;

  3. Разработать и апробировать экспериментальную методическую систему по изображению архитектурных памятников родного города, влияющих на активизацию изобразительной деятельности детей;

  4. Экспериментально проверить эффективность предложенной методической системы в решении этой проблемы.

Методологической основой исследования являются

положения теории и практики о содержании обучения;

современные концепции в области образовательного процесса;

труды ведущих ученых, педагогов, искусствоведов, психологов и дидактов по вопросам активизации изобразительной деятельности детей;

психолого-педагогические закономерности активизации изобразительной деятельности учащихся.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

научно-методические рекомендации ученых и педагогов по вопросам развития творчески активной личности при обучении изобразительному искусству;

метод теоретического анализа, изучение и анализ научно-теоретической педагого-психологической и искусствоведческой литературы и диссертационных исследований;

анализ учебных программ по изобразительному искусству;

наблюдение за учебной деятельностью детей, беседы, анкетирование, интервьюирование учащихся, учителей школ, изучение передового опыта;

изучение и анализ практики преподавания на уроках изобразительного искусства с использованием архитектурных зарисовок;

- изучение материалов краеведческих музеев, музеев изобразительного
искусства с целью отбора соответствующих произведений по теме
диссертации;

-анализ продуктов творческой деятельности детей,

-психолого-педагогический развивающий эксперимент.

Базой для нашего исследования послужили школы №2, №18, №23

города Орла.

Этапы исследования:

1. 1996-1997 годы - сбор эмпирического материала, изучение педагогического опыта, изучение литературы по теме исследования. На этом этапе изыскивались методы активизации

10 изобразительной деятельности школьников, средства ее стимулирования.

  1. 1997-2000 годы — разработка содержания экспериментального исследования, системы заданий для учащихся на основе изучения истории архитектуры города Орла, проведение опытно-экспериментальной работы в школах города Орла.

  2. 1999-2002 города - формирующий и сравнительный этапы эксперимента, обобщение и подведение итогов исследования.

Научная новизна исследования:

1. Выявлены психолого-педагогические условия активизации изобразительной деятельности младшего и среднего подросткового возраста при рисовании архитектурных памятников родного города на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе:

- заинтересованность детей предлагаемой тематикой,

наблюдения за окружающей действительностью (обликом родного города),

- внесение в содержание уроков элементов проблемности, использование
проблемных ситуаций,

коллективные формы работы на уроке.

  1. Доказана эффективность использования регионального компонента в общей системе обучения детей изобразительному искусству;

  2. Доказана необходимость комплексной системы в работе с детьми в ходе приобщения их к ценностям архитектуры родного края, как неотъемлемой части отечественной культуры;

  3. Разработана и экспериментально проверена методическая система приобщения детей к рисованию архитектурных памятников родного города как к одному из действенных средств активизации их изобразительной деятельности.

Теоретическая значимость исследования: заключается в научном обосновании и экспериментальной проверке новых путей активизации изобразительной деятельности школьников среднего возраста путем приобщения их к рисованию архитектурных памятников родного города на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе. Практическая значимость исследования: состоит в том, что его результаты могут быть применены в учебном процессе и системе воспитания и дополнительного образования детей с использованием регионального компонента, что существенным образом активизирует изобразительную деятельность учащихся.

Достоверность научных результатов: обеспечена избранной методологией, опорой на теоретические исследования психолого-педагогической науки, использование методов, адекватных цели, задачам, логике исследования; организацией опытно-экспериментальной работы, многократной экспериментальной проверкой и анализом основных положений исследования на практике, в работе с учащимися общеобразовательных школ и подтверждается результатами исследовательской и экспериментальной работы, выразившимися в более высоком уровне активности учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе.

Апробация и внедрение результатов исследования: осуществлялась в 1999-2002 годах в ходе экспериментальной работы в школах № 2, №18, №23 г. Орла. Промежуточные стадии эксперимента, основные положения и результаты докладывались на ежегодных конференциях по итогам научно-исследовательской работы в Орловском государственном университете, на заседаниях кафедры теории и методики искусства Орловского государственного университета (1998-2002 гг.), на заседаниях лаборатории эстетического воспитания Научно-методического центра, на августовских конференциях учителей общеобразовательных школ г.Орла.

Результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных школ №2, №18 г. Орла, в лекционный и практический курс по мировой художественной культуре на художественно-графическом факультете Орловского государственного университета.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Психолого-педагогические особенности активизации изобразительной деятельности школьников среднего школьного возраста

В этом параграфе мы остановимся на психолого-педагогических основах изобразительной деятельности учащихся. Как отмечают исследователи Е.И. Игнатьев [49], B.C. Кузин [78], Е.В. Шорохов [114], человеческая деятельность, направленная на созидание, исторически приобретает характер труда. Творчество - одна из форм трудовой деятельности, его высшая форма.

«Творчество - это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психических процессов, всех знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, а порой и физических сил и порождающая нечто качественно новое, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. В искусстве, в том числе и в изобразительном, результатом творчества является создание произведений искусства, т.е. специфическое отображение объективной реальности в особой форме - в форме художественных образов.» Это определение творчества Е.В. Шорохова [114,80].

Современная психология искусства в процессах художественного творчества видит воплощение способностей и характера личности, ее интеллекта и эмоций, мотивационных факторов, межличностных отношений.

Исследователи психологии творчества (В .А. Петровский [98], Л. Датт и др), указывают на влияние таких факторов, как роль коллектива: групповая дискуссия, мозговая атака, которые способны стимулировать творческую активность.

Компонентами, определяющими качественный уровень творческой деятельности, по определению Е.В. Шорохова [144], являются знания, мировоззрение, художественный метод, эстетический и художественный вкус, мастерство. Это та основа творчества, которая закладывается в процессе обучения и воспитания.

Процесс творчества условно можно разделить на три последовательных этапа. Первый — наблюдение и изучение окружающей действительности, второй — обдумывание замысла, третий -непосредственное создание художественного произведения, в котором наглядно видны результаты творческой деятельности.

Формирование человека начинается с творчества. Любая детская игра всегда включает элементы творчества и фантазии. Значит творчество начинается с детства.

Многочисленные исследования ведущих педагогов и психологов (Д.Б. Богоявленской, В.А. Петровского, М. Парлоф, Л. Датта) показывают, что в системе потребностей человека существует вполне определенная взаимосвязь. Неразвитость какой либо части этой системы, в нашем случае нас интересует изобразительная деятельность, ведут к одностороннему формированию личности и к невысокому уровню ее потребностей вообще. Это доказывает определенную связь между активным интересом человека к искусству и развитием его основных личностных потенциалов. И.С. Кон [75] считает, что «в отличие от простой целесообразной адаптивной деятельности, творчество имеет целеполагающий характер, готовность выйти за пределы ситуативной необходимости и способности к изменению» [75,45].

Одной из форм творческой деятельности, включенной в обязательную программу среднего школьного образования, является изобразительная деятельность, которая осуществляется во время уроков и занятий кружков по изобразительному искусству.

О необходимости преподавания искусства в школе говорили ведущие русские педагоги К.Д. Ушинский [131], В.А. Сухомлинский[125]. Еще в 20-е годы прошлого века А.В. Бакушинский [15] обосновывал необходимость расширения практики общения с искусством в работе с юношеством. Л.С. Выготский [29]считал воспитание эстетического чувства непременным условием любой воспитательной работы, только имеющему свои особые формы. Им также подчеркивалось образовательное значение профессионального обучения технике того или иного искусства, которое по его мысли приравнивалось к всякой трудовой и сложной деятельности, «потому что невозможно до конца войти в художественное произведение, будучи совершенно чуждым технике его языка»[29, 229].

Исторические особенности развития архитектуры Орловщины

Среди старых городов центра России Орел выделяется особым, неповторимым обликом. Лицо города, как и лицо человека, отражает черты его характера, его стремления, события его жизни. Так и архитектурный облик Орла, оставленный нам более чем 400-летней его историей, может много поведать из своего прошлого. Многие произведения знаменитых писателейОорловцев связаны с Орлом. В них мы можем прочесть подробное описание архитектурных ансамблей города. Л.Н. Андреев, И.А. Бунин, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев повествуют почти обо всех храмах исторического центра города. Юные орловчане не должны быть обделены чудом общения с зодчеством родного края.

Исторический центр города представляет собой, пожалуй, единственное место, где на столь незначительном пространстве сосредоточились, как бы на память грядущим потомкам памятники архитектуры. Они органично и неподражаемо связаны друг с другом, с природной средой, с окружающей их новой городской застройкой.

Город Орел был основан в 1566 году как пограничная крепость на южных рубежах России. Об архитектуре Орла вплоть до середины XVII века известно очень мало, сведения крайне скудны и, в основном, гипотетичны. Те времена памятников нам не оставили. В основном это связано со свойствами строительного материала, коим было недолговечное дерево. Именно из дерева и была возведена Орловская крепость, называемая Рубленым городом как раз по этой причине. Деревянными были все постройки на его территории - низменном мысе при впадении в реку Оку ее притока - Орлика (древнее название этой реки — Орел). Исторические справки указывают на то, что город неоднократно горел, а почти каждую весну страдал из-за высоких паводков.

Известно, что обязательной составляющей каждой русской крепости являлся храм. Самый первый орловский храм, посвященный Рождеству Богородицы, находился на территории Малого острога - укрепленного ядра города, своего рода орловского кремля. Рождественский храм был разобран еще в 80-е годы XVIII века по причине ветхости.

Рядом же с Малым острогом находился Богоявленский мужской монастырь, перенесенный сюда, под защиту городских стен с Ввозной горы (ныне район Монастырки). Сначала монастырский храм был деревянный (построен в 1641 году), затем, благодаря активной деятельности игумена Евфимия, превратившего бедную обитель в процветающую, стал первым каменным зданием города. Предположительно, это было в конце 70-х - начале 80-х годов XVII века. Так что с именем игумена Евфимия связано начало каменного строительства в Орле. В первых десятилетиях XVIII века сооружение Богоявленского храма завершилось.

Тогда же этот храм стал приходским, а монастырь продолжил свое существование на первоначальном месте — Ввозной горе, - получив название Успенского.

Исследователь архитектурных древностей Орловщины В.М. Неделин [89] отмечает: «помимо основного ярусного объема «восьмерик на четверике», ансамбль храма включал в себя трапезную и колокольню высотой более тридцати метров, поднявшуюся в центре города и надолго став центром его градостроительной композиции. Выкрашенный в ярко алый цвет, на фоне которого четко выделялось богатое резное белокаменное узорочье, собор резко выделялся среди окружающей деревянной застройки, привлекая взоры путников и богомольцев задолго до подхода к городу» [89,164]. Декорировка наличников окон и порталов входов отличалась тонкостью и изяществом форм стилизованного растительного орнамента. Эти детали убранства открыли реставраторские исследования 60-х годов XX века. Орловские краеведы полагают, что эта церковь представляла образец «нарышкинского барокко», имевшего распространение на рубеже XVII- XVIII веков. Этот стиль называют также «московским барокко», для него характерны подчеркнутая декоративность, нарядность в деталях. Старинный декор Богоявленского храма скрыт сейчас под крышей трапезной. Кроме того, во время реставраторских работ в интерьере были обнаружены знаменитые голосники (резонаторы), дававшие церкви прекрасную акустику. Голосники часто делались в русских храмах, но среди орловских сооружений это пока единственный обнаруженный пример.

Содержание школьных программ по изобразительному искусству с точки зрения использования архитектуры в процессе активизации изобразительной деятельности школьников

Практически все школьные программы по изобразительному искусству включают в себя темы, направленные на ознакомление детей с основами архитектуры. Несмотря на различие формулировок тем у разных авторов, единство познавательных и практических задач данных уроков позволяет говорить о совпадении их заданий. При подготовке уроков важно учитывать, что изучение архитектуры - синтез множества областей знаний.

В программе, выпущенной под руководством Т.Я. Шпикаловой, для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, основное внимание уделяется культуре русского народа, как развивающегося творческого явления, основанного на сохранении древних традиций с активным включением их в современную действительность. Программа указывает на три стержневые параметра, организующие жизнеспособность любого народа:

1. человек и семья;

2. человек и природа;

3. человек и история.

Прослеживая разные виды искусства, отраженные в программе,

можно отметить их специфическую национальную характеристику, в том числе и в изучении архитектуры. Так с пятого по восьмой класс предусмотрены уроки по изучению элементов архитектуры.

В 5 классе предлагается изучение народной архитектуры. В 6 классе при изучении элементов перспективы, предлагаются темы уроков «Старый город», «Город будущего» и декоративные интерпретации архитектурных форм, макетирование облика северной деревни. В программе уроков для 7 класса продолжается знакомство с линейной и воздушной перспективой. Темы уроков для 7 класса: «Архитектурный пейзаж», «Старая архитектура моего края», «Зимний город». В 8 классе с введением изучения элементов дизайна и понятия синтеза эстетического, функционального и духовного в архитектуре рекомендуется выполнение работ: «Родной город», «Архитектурная композиция».

Отметим, что данная программа отличается повышенной степенью трудности, так как адресована школам с углубленным изучением предметов эстетического цикла. Программа нацеливает учителя на широкий спектр подходов к решению основной цели: формирование личности школьника на национальной основе. Содержание разделов программы строится с учетом национальных и региональных особенностей искусства.

В программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Б.М. Неменского, изучение архитектуры в синтезе с другими искусствами начинается в 8 классе. На протяжении всего учебного года тематика включает в себя изучение специфических особенностей архитектуры, стилей разных эпох и художественных направлений. Предполагается широкий охват огромного количества памятников мирового зодчества, следовательно, учитель должен быть снабжен обширным арсеналом наглядного материала, современными видео и аудио средствами. К сожалению, большинство школ, особенно в провинции, а также сельских школ, на имеют таких средств. Уроки по данной программе предполагают также работу по макетированию и конструированию с привлечением разнообразного материала (пенопласта, цветных пленок, пластика и т.д.), что также в условиях обычной школы не представляется реальным.

При множестве положительных качеств этой программы надо констатировать, что она более приемлема для специализированных художественных школ или изостудий, нежели для обычных средних школ.

Коллективом авторов под научным руководством заслуженного деятеля науки РФ, члена — корреспондента РАО, доктора педагогических наук B.C. Кузина разработана программа «Изобразительное искусство» для общеобразовательных школ. Эта программа используется в большинстве орловских школ.

Основные виды занятий по этой программе включают в себя рисование с натуры, рисование на темы и иллюстрирование, декоративную работу, беседы об искусстве и красоте вокруг нас.

Похожие диссертации на Активизация изобразительной деятельности школьников младшего и среднего подросткового возраста при рисовании архитектурных памятников родного города на уроках изобразительного искусства в школе