Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе Ческидова Ирина Борисовна

Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе
<
Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ческидова Ирина Борисовна. Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Ческидова Ирина Борисовна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т].- Екатеринбург, 2009.- 164 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/551

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование развития чувства цвета у младших школьников 12

1.1. Историко-теоретический анализ изучения цвета и его воздействия на человека 12

1.2. Генезис чувства цвета как эстетического качества личности у детей младшего школьного возраста 33

1.3. Современные концепции и программное обеспечение художественно-эстетического развития детей младшего школьного возраста 56

Выводы по первой главе 74

Глава 2. Реализация педагогической технологии развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства 76

2.1. Диагностика развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства 76

2.2. Реализация педагогической технологии развития чувства цвета у младших школьников 97

2.3. Динамика развития чувства цвета у младших школьников в процессе изобразительной деятельности 115

Выводы по второй главе 131

Заключение 133

Библиография 136

Приложения 151

Введение к работе

Актуальность исследования. Современные тенденции развития общества, его социально-экономические проблемы заставляют переосмыслить цели школьного образования, усилить его социально-гуманитарную, ценностную ориентацию, что нашло свое отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. и Концепции модернизации российского образования до 2010 г. Одним из важных направлений воспитания подрастающего поколения является эстетическое воспитание и эстетическое развитие, что невозможно без включения в учебно-воспитательный процесс дисциплин художественно-эстетического цикла, содержание которых отражает традиции народа, чувства человека и его отношение к миру. Художественно-эстетическое развитие является одной из основных задач, стоящих перед начальной школой, занятия искусством в младшем школьном возрасте обеспечивают перспективы эффективной созидательной деятельности во всех ее направлениях, в том числе эстетической. Освоение младшими школьниками содержания изобразительного искусства, средств его выразительности, в том числе и цвета, способствует формированию эстетического сознания школьников, развитию эмоционально-чувственной сферы, предоставляет возможности для самосовершенствования и самореализации.

Цвет рассматривается в философской, психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературе как уникальное явление природы, выразительное средство изобразительного искусства, формообразующее средство, средство эстетической выразительное ги. В изобразительном искусстве художники используют цвет для создания художественного образа, как средство выражения внутреннего содержания произведений и создания соответствующего эмоционального настроя зрителя. Цвет как природный феномен, и его воздействие на человека является предметом внимания ученых с античных времен (Аристотель, Платон, Эмпедокл). Цвет обычно понимается как характеристика зрительного ощущения, позволяющая распознавать каче-

4 ственные различия излучений. Ощущение цвета человеком, происходящее через все органы чувств, изучали В. М. Бехтерев, Г. Э. Бреслав, С. В. Крав-ков, А. С. Новомейский, И. М. Сеченов, П. В. Яныдин; синестезические ощущения рассматривали Б. Г. Ананьев, Б. М. Галеев. Взаимосвязь цвета и эмоций была предметом изучения Р. Арнхейма, Г. Э. Бреслава, В. Вундта, Ч. А. Измайлова, М. Люшера, А. Е. Ольшанниковой, Г. Роршаха, Л. Н. Соб-чик, Г. Фрилинга, Б. М. Теплова, П. В. Яньшина. В педагогике взаимосвязь цвета и слова, цвета и музыки, цвета и движения рассматривалась И. Л. Вах-нянской, Е. П. Кабковой, Н. Г. Тагильцевой, Е. М. Торшиловой, о необходимости цветового воспитания и развития чувства цвета у ребенка писали Т. С. Комарова, Н. М. Сокольникова, М. О. Сурина, Б. П. Юсов. Чувство цвета как природосообразное эстетическое чувство рассматривала А. Ф. Яфальян.

Современные программы образовательной области «Искусство» (Н. Э. Басина, Т. А. Копцева, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Ю. А. Полуянов, Л. Г. Савенкова, Т. Я. Шпикалова, Б. П. Юсов) уделяют большое внимание развитию эмоционально-чувственной сферы младших школьников, изучению основ цветоведения. Между тем целенаправленное и организованное ознакомление с цветом в процессе учебной и творческой деятельности, проведения экскурсий, организация наблюдения за изменениями цвета в природе, а также положительная эмоциональная окрашенность занятий может способствовать развитию чувства цвета как эстетического качества личности ребенка.

Анализ философской, психологической, педагогической литературы и практика работы в начальной общеобразовательной школе позволили выявить необходимость развития чувства цвета у младших школьников и противоречия между: - объективной необходимостью развития чувства цвета у младших школьников и недостаточной теоретической разработанностью этого вопроса; объективной необходимостью развития чувства цвета у младших школьников и недостаточной теоретической разработанностью этого вопроса; преобладанием в программах по изобразительному искусству направленности на получение знаний, умений и навыков в области цветоведе-ния и необходимостью развития чувства цвета как эстетического качества личности; - потенциалом уроков изобразительного искусства в развитии чувства цвета у младших школьников и недостаточной разработанностью педагоги ческих технологий, направленных на развитие чувства цвета.

Все вышеизложенное определило проблему исследования, а именно разработки педагогической технологии развития чувства цвета у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе

Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему диссертационного исследования: .«Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе».

Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить педагогическую технологию развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Объект исследования: педагогический процесс художественного образования младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования: педагогическая технология развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства.

В основу исследования положена следующая гипотеза.

Работа по развитию чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства окажется эффективной, если: - чувство цвета будет рассматриваться как эстетическое качество лич ности, проявляющееся в способности эмоционально реагировать на цвет, вы- делять благоприятные цветовые сочетания, создавать их и сознательно использовать в эстетической деятельности; чувство цвета у младших школьников будет развиваться поэтапно от цветоощущения к положительным эмоциональным реакциям на цвет и от них к собственно чувству цвета как эстетическому качеству личности; будет разработана и внедрена в образовательный процесс педагогическая технология развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства, включающая когнитивный (знания о цвете, символике цвета, роли цвета в произведениях изобразительного искусства), эмотивный (эмоциональная реакция на цвет, отзывчивость на цвет), деятель-ностный компоненты (умение составлять и применять благоприятные цветовые сочетания).

В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе ставятся следующие задачи:

Проанализировать философскую, психолого-педагогическую, методическую, искусствоведческую литературу по теме исследования с целью выявления возможностей развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Дать рабочее определение чувства цвета как эстетического качества личности младшего школьника.

Разработать содержание компонентов, форм и методов педагогической технологии развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

Опытно-поисковым путем проверить эффективность педагогической технологии развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Методологической и теоретической основой исследования являются: концепции художественного образования (В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Б. П. Юсов); теории художественного развития младших школьников (Е. И. Игнатьев, А. М. Мелик-Пашаев); теории эстетического развития и вое-

7 питания (Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров, Л. П. Печко); теории эстетических эмоций и эстетических чувств (А. И. Буров, Л. С. Выготский, Б. И. Додонов, А. Н. Лук, А. С. Молчанова, П. М. Якобсон, Е. Г. Яковлев); теории воздействия цвета на организм человека (Б. Г. Ананьев, Р. Арнхейм, В. М. Бехтерев, Г. Э. Бреслав, В. В. Кандинский, М. Люшер, А. С. Новомейский, А. С. Оль-шанникова, Г. Фрилинг); теории взаимосвязи эмоции и цвета (Н. Н. Волков, Ч. А. Измайлов, Е. М. Соколов, А. М. Черноризов, П. В. Яньшин), идеи о цвете как средстве эстетической выразительности (В. В. Бычков, Н. В. Дол-гоаршинных), разработки в области педагогических технологий (В. И. Загвя-зинский, Г. К. Селевко, И. С. Якиманская).

В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические: анализ философской, педагогической, психологической, методической, искусствоведческой литературы по теме исследования; анализ учебных программ, учебников, методических пособий; системный подход в раскрытии сущности проблемы и формирования понятийно-терминологического аппарата исследования; теоретическое моделирование; эмпирические: педагогическое наблюдение, устный опрос, анализ учебных и творческих работ учащихся; диагностические задания; экспертное заключение; статистическая обработка результатов опытно-поисковой работы; изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования.

База проведения опытно-поисковой работы - Муниципальное образовательное учреждение начального общего образования (далее МОУ НОШ) № 34 (г. Нижний Тагил), МОУ СОШ № 64 (г. Нижний Тагил), МОУ ДОД «Асбестовская детская художественная школа» (г. Асбест), МОУ СОШ № 57 (г. Новоуральск), педагогический колледж (г. Камышлов Свердловской области).

Исследование проводилось в течение 2000-2008 гг. в условиях естественно протекающего образовательного процесса и осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (2000-2005 гг.) проводились изучение и анализ литературы по проблеме, уточнение теоретических положений исследования, систематизация комплекса значимых для исследования терминов, разработка научного и диагностического аппарата исследования, были определены основные направления работы по развитию чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства.

На втором этапе (2006-2007 гг.) осуществлялась разработка и уточнение гипотезы, понятийного аппарата исследования, организация и проведение исследования исходного уровня развития чувства цвета у младших школьников и разработка педагогической технологии развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства.

На третьем этапе (2008-2009 гг.) осуществлялась реализация педагогической технологии развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства, проведены анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования, формулирование выводов, оформление работы.

Научная новизна исследования заключается в: - определении принципов педагогической технологии развития чувства цвета (уподобления; целостности и неспешности эмоционального освоения содержания искусства; сочетания художественного восприятия и практической деятельности; постоянства связи с жизнью; сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы на уроке); - разработке педагогической технологии развития чувства цвета у младших школьников, включающей когнитивный, эмотивныи и деятельностныи компоненты; формы проведения занятий (урок-путешествие, урок-игра, урок-праздник, урок на пленэре, экскурсия, выставка), методы проведения занятий (устное сочинение по картине, выбор словесных аналогов, работа «от пятна в живописи», анализ и интерпретация картины, составление цветовых комбинаций, «вживание в цвет», уподобление, мысленное путешествие, коллективных работ), приемы («вхождение в картину», «оживление карти-

9 ны», «оживление предметов», «приближение-отодвигание») и средства (наглядные пособия по цветоведению, репродукции, литературный и музыкальный ряд, выбор поэтических и музыкальных произведений к картине, подбор цветовой шкалы к произведению, «цветовая угадай-ка»); - выявлении педагогических условий развития чувства цвета у детей младшего школьного возраста: включение детей в различные виды деятель ности; поэтапное освоение детьми цвета от тактильных ощущений к эмоцио нальным реакциям на цвет и от них к собственно чувству цвета; «включе ние» в работу с цветом всех органов чувств ребенка; использование возмож ностей разных видов искусства; использование разнообразных художествен ных материалов и изобразительных техник (акварель, гуашь, пастель, воско вые мелки, аппликация, обрывная аппликация, пальцеграфия, акварель по- сырому).

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: сформулировано рабочее определение «чувство цвета», которое является эстетическим качеством личности младшего школьника, проявляющимся в способности эмоционально реагировать на цвет, выделять благоприятные цветовые сочетания, создавать их и сознательно использовать в эстетической деятельности; определены этапы развития чувства цвета у младших школьников: от цветоощущения к положительным эмоциональным реакциям на цвет и к собственно чувству цвета как качеству личности, в отличие от традиционного представления о развитии чувства цвета на основе цветовосприятия.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программы занятий «Цветомир» по развитию чувства цвета и ее учебно-методического обеспечения, включающего тематическое и поурочное планирование, методические рекомендации к проведению занятий по программе, наглядный материал к занятиям, диагностические задания, выявляющие уровень развития чувства цвета. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке и проведении занятий в начальной школе, при разра-

10 ботке курсов и семинаров по выбору для студентов педагогических колледжей и вузов.

На защиту выносятся следующие положения:

Определение чувства цвета у младших школьников, под которым понимается эстетическое качество личности, проявляющееся в способности эмоционально реагировать на цвет, выделять благоприятные цветовые сочетания, создавать их и сознательно использовать в эстетической деятельности.

Этапы развития чувства цвета как эстетического качества личности у младших школьников от цветоощущения к положительным эмоциональным реакциям на цвет и от них к собственно чувству цвета как эстетическому качеству личности.

3. Принципы педагогической технологии развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства: уподобления; целостности и неспешности эмоционального освоения содержания искусст ва; сочетания художественного восприятия и практической деятельности; по стоянства связи с жизнью; сочетания индивидуальных, групповых и коллек тивных форм работы на уроке.

4. Педагогическая технология развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства включает когнитивный, эмо-тивный и деятельностный компоненты (когнитивный компонент: знания о цвете, символике цвета, роли цвета в произведениях изобразительного искусства; эмотивный компонент: эмоциональная реакция на цвет, отзывчивость на цвет; деятельностный компонент: умение составлять и применять благоприятные цветовые сочетания); формы проведения занятий (урок-путешествие, урок-игра, урок-праздник, урок на пленэре, экскурсия, выставка); методы проведения занятий (устное сочинение по картине, выбор словесных аналогов, работа «от пятна в живописи», анализ и интерпретация картины, составление цветовых комбинаций, «вживание в цвет», уподобление, мысленное путешествие, коллективных работ); приемы («вхождение в картину», «оживление картины», «оживление предметов», «приближение-

11 отодвигание»); средства (наглядные пособия по цветоведению, репродукции, литературный и музыкальный ряд, выбор поэтических и музыкальных произведений к картине, подбор цветовой шкалы к произведению, «цветовая угадай-ка»).

Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены научным, методологическим подходом к решению данной проблемы; использованием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования и результатами опытно-поисковой работы.

Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе педагогической деятельности автора работы по проблеме исследования на базе МОУ НОШ № 34 (г. Нижний Тагил) в течение 2000-2008 гг. в условиях естественного учебно-воспитательного процесса; МОУ СОШ № 64 (г. Нижний Тагил), МОУ ДОД «Асбестовская детская художественная школа» (г. Асбест), МОУ СОШ № 57 (г. Новоуральск), педагогического колледжа (г. Камышлов Свердловской области).

Основные положения исследования обсуждались на международных (Черногория, 2008 г., Екатеринбург, 2007 г., 2009 г.), всероссийских (Нижний Тагил, 2008 г., 2009 г.,), межвузовских (Екатеринбург, 2007 г., 2008 г.), региональных (Нижний Тагил 2007 г., 2008 г., 2009 г.) научно-практических конференциях, а также нашли отражение в публикациях сборников научных статей и тезисов докладов в журналах «Искусство в школе» (2000 г., 2003 г.), «Фундаментальные исследования» (2008 г.), «Начальная школа плюс До и После» (2008 г.), «Детский сад от А до Я» (2009 г.).

Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка, включающего 178 наименований, 4 таблиц, 6 приложений.

Историко-теоретический анализ изучения цвета и его воздействия на человека

Цвет в современном обществе является средством психофизиологического воздействия, средством организации пространства, средством информации, фактором эстетического воздействия. Знания о цвете, умение использовать цвет в практической деятельности способствует улучшению здоровья, эмоционального состояния, повышению работоспособности. Велика роль цвета в развитии ребенка, с момента рождения находящегося в цветовой среде.

Цвет традиционно понимается как объективное свойство окружающего мира, он постоянно окружает человека в естественной природной и организованной среде. Цвет воздействует на человека одновременно на физиологическом и психическом уровнях, гармонизирует, исцеляет, способствует развитию духовности. Природа цвета и его воздействие на человека были объектом внимания философов, ученых, художников с античных времен. Цвет является объектом изучения физики, психофизики, психофизиологии, психологии, медицины, педагогики, искусствоведения, колориметрии.

К проблеме изучения цвета в различных его аспектах обращались философы Аристотель, Платон, Эмпедокл; ученые Б. М. Галеев, Э. Геринг, И. В. Гете, Ч. А. Измайлов, С. В. Кравков, М. В. Ломоносов, И. Ньютон, В. Оствальд, Е. Н. Соколов, Т. Юнг; психологи Р. Арнхейм, В. М. Бехтерев, Г. Э. Бреслав, М. Люшер, Г. Роршах, Б. М. Теплов, П. В. Яныпин; искусствоведы С. С. Алексеев, Н. Н. Волков; художники Л. Б. Альберти, И. Иттен, В. В. Кандинский, Леонардо да Винчи, П. Мондриан, Ф. О. Рунге. Роль цвета в развитии ребенка отмечали педагоги Е. А. Аркин, Т. С. Комарова. Т. А. Копцева, Е. И. Коротеева, А. А. Мелик-Пашаев, Л. А. Миронова, В. С. Мухина, Б. М. Неменский, М. О. Сурина, Ф. Фребель, Б. П. Юсов.

К изучению природы цвета обращаются уже античные философы. Рассматривая взаимозависимость цвета и света, Аристотель писал: «Видимое при свете есть цвет, потому что цвет невидим без света. Ведь быть цветом самим по себе означает приводить в движение действительно прозрачное, а энтелехия прозрачного и есть свет» [5, 410].

С развитием научных взглядов на природу цвета появились следующие его определения.

И. В. Гете: «Цвет есть элементарное явление природы, которое доступно чувству зрения» [33, 270].

А. В. Берту лис и В. Д. Глезер приводят следующее определение цвета: «Цвет - характеристика зрительного ощущения, позволяющая наблюдателю распознавать качественные различия излучений, обусловленные различными спектральными составами света» [15, 87].

П. В. Яньшин считает, что «цвет - это фундаментальный природный феномен, непосредственно доступный нашему зрению» [175, 15]. Этот же автор дает психологическую характеристику цвета: «Цвет является самостоятельной системой ориентации в действительности, независимой от предметной, ...которая способна осуществлять комплексное изменение функционального состояния индивида, минуя сознание, а также точно сигнализировать об этом изменении» [там же, 306].

Е. И. Коротеева рассматривает цвет как фактор, «влияющий на развитие духовных сил и регуляцию настроения» [51, 55].

Б. М. Неменский предлагает рассматривать цвет не сам по себе, а «как способ выражения отношения к явлению» [99, 120].

«Цвет - одно из изобразительных средств искусства, основанное на природе зрительных ощущений и способствующее отражению многообразия предметного мира во всем его красочном богатстве» [164, 392].

По мнению И. Иттена, «Понятие цвета применяется собственно для обозначения самого цветового пигмента или материала, которые поддаются физическому или химическому определению и анализу. Цветовое видение, возникающее в глазах и в сознании человека, обладает своим содержанием и смыслом» [55, 19].

A. Матисс называет цвет «средством душевного выражения» [90, 245].

Ф. Леже пишет о цвете следующее: «Цвет - жизненная необходимость.

Это такой же предмет первой необходимости, как вода и огонь. Невозможно представить себе существование человека без цветовой среды... Цвет является общественно-гуманистической потребностью» [там же, 288-289]и отмечает психологическое воздействие цвета, роль цвета в социальной жизни.

B. В. Кандинский: «Цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу» [57, 45].

Н. Н. Волков: «В живописи конкретный цвет окружен ассоциативным ореолом, он - носитель связанных с ним других сторон человеческого опыта» [29, 75].

Цвет обладает такими качествами, как цветовой тон, насыщенность и светлота. Отражая цветовое богатство действительности, цвет имеет особые возможности и особые функции, среди которых выделяют коммуникативную, экспрессивную, символическую (Г. Э. Бреслав); гедонистическую, целебную, символическую, информационную, суггестивную, визуальную, сакральную, стимулирующую (биологический рост), диагностико-прогностическую (М. О. Сурина).

Объекты природы и организованной среды несут благодаря цвету, придающему объектам эмоциональную окраску и эстетическую ценность, комплекс информации на разных уровнях (исторический, семантический, культурный, социальный, эмоциональный и др.).

Современные концепции и программное обеспечение художественно-эстетического развития детей младшего школьного возраста

В современном школьном образовании особую роль играют дисциплины художественно-эстетического цикла, закладывающие основы развития ребенка, среди которых особенно важное место занимает изобразительное искусство. Оперируя чувственно-наглядными образами, искусство создает в мышлении ребенка необходимый баланс эмоционального и рационального, способствует пробуждению и обогащению различных чувств, в том числе и чувства цвета, изучение предметов художественного цикла способствует всестороннему развитию личности младших школьников. «Концепция художественного образования в Российской Федерации» среди методологических принципов называет:

- комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия разных видов искусств;

- внедрение личностно-ориентированных методик художественно образовательной деятельности [66, 85-86].

Говоря о художественном развитии ребенка, А. А. Мелик-Пашаев придает значение не получению сиюминутного результата, а потенциалу и вектору его развития, понимая под потенциалом ребенка обладание «таким отношением к жизни, которое роднит его с художниками и, развиваясь, порождает, питает и поддерживает его творческую активность в искусстве... Обладать таким отношением к миру - значит относиться ко всему как к живому, видеть в неповторимом облике людей, вещей, явлений природы выражение настроения, характера внутренней жизни, в чем-то родственной твоей собственной. Предпосылками такого отношения обладает каждый нормальный ребенок» [91, 4-5].

Цветовое многообразие и изменчивость цвета предметов и явлений в окружающем мире привлекает ребенка. Чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, научились понимать значение цвета и использовать его в изобразительной деятельности, необходимо систематично и последовательно знакомить детей с цветом, формировать умение создавать нужные цвета и оттенки, видеть красоту цветовых сочетаний, учить использовать цвет для передачи разнообразных настроений и переживаний человека. Такая работа должна проводиться буквально с первых недель жизни ребенка, так как доказано, что дети начинают различать цвета в первые месяцы жизни. Уделяя большое внимание работе с цветом в начальной школе, Е. И. Игнатьев считает изобразительную деятельность «одним из важных источников познания окружающего» [47, 139].

Важное место в деятельности педагога отводится формированию у детей эстетических чувств (чувства формы, цвета, композиции и др.) и художественно-творческих способностей. Эти качества взаимосвязаны и формируются на основе эстетического восприятия предметов и явлений окружающего мира. Познание окружающего мира через формы, звуки, цвет, пластику способствует развитию творческой активности и самостоятельности ребенка, и одним из важнейших направлений в этой области является работа с цветом. Учитывая роль педагога в развитии чувства цвета у младших школьников, нами разработан и проведен курс по выбору для студентов заочного отделения Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии по развитию чувства цвета у детей младшего школьного возраста.

Рассматривая опыт зарубежных педагогов в этой области, необходимо отметить работу с цветом в Вальдорфской школе. Считая цвет живым существом, Р. Штайнер пишет: «И только то существо знает, что из темного немого мира возникает мир красок и звуков, которое в состоянии при помощи глаз и ушей пережить явления этого мира. Решающим является лишь непосредственный опыт» [161, 71]. Задания, предлагаемые в Вальдорфской школе по работе с цветом, близки к абстрактной живописи, детям предлагаются «Истории о цветах и красках», в которых цвета наделяются качествами живых существ и вступают во взаимоотношения друг с другом. Процесс работы с цветом должен быть связан с внутренним переживанием цвета, помогать ребенку ощутить цвет как живое существо.

Р. Арнхейм выделяет среди современных принципов художественного образования свободу творческого выражения и уважение мнения ребенка [8, 260]. Научить детей «откликаться на окружающий мир» можно, по мнению Р. Арнхейм а, при соблюдении двух условий. «Во-первых, используемый в работе материал должен быть внутренне упорядоченным и допускать упорядочение на уровне понимания, доступном ребенку». Во-вторых, наблюдаемый детьми порядок должен соотноситься с их образом жизни [8, 259].

Большое внимание изучению цвета уделяется в японской школе. Цвет рассматривается как фактор, способствующий формированию с раннего детства визуальной и цветовой культуры ребенка и гармонизации личности. Детям дается представление о воздействии цвета на организм человека, большое внимание уделяется изучению оттенков цвета, возможностям использования цвета в организации окружающей среды. В начальной школе дети изучают названия цветов и различают цвета по линиям: тяжелое - легкое, прозрачное -глухое, густое — негустое, холодное - теплое, сильное - слабое, жесткое — мягкое и т. д. [99, 52-53]. Дети знакомятся с характеристиками цвета, цветовым кругом, выполняют задания, направленные на изучение теплых и холодных цветов, контраста и нюанса. «Обучение в японской школе направлено не только на воспитание эстетических качеств личности при помощи цвета, но и на функциональный аспект организации цветовой среды, что в свою очередь воздействует на внутреннее состояние и сознание учащегося» [143, 246].

Диагностика развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства

В первой главе нами были рассмотрены теоретические основы развития чувства цвета, проведен анализ программного обеспечения по изобразительному искусству для начальной школы, рассмотрены возможности развития чувства цвета у младших школьников в процессе изобразительной деятельности. На основании проведенного нами изучения теоретических источников, методической литературы и личного опыта работы с детьми мы пришли к выводу о необходимости практической работы по развитию чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства.

На основании изученных нами работ в области педагогических технологий (В. И. Загвязинский, Г. К. Селевко, И. С. Якиманская) нами разработана педагогическая технология развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства, которая является (по классификации Г. К. Селевко) по уровню применения - частнопредметной, по философской основе - гуманитарной, по ориентации на личностные структуры - эстетической, по характеру содержания - воспитательно-образовательной, по организационным формам - классно-урочной, по подходу к ребенку - личност-но-ориентированной, по категории обучения - массовой, по преобладающим методам - развивающей [132].

На первом, подготовительном, этапе работы нами сформулированы цель, задачи работы, определены принципы художественной педагогики, а также компоненты педагогической технологии и педагогические условия, способствующие развитию чувства цвета у младших школьников.

Целью педагогической технологии является развитие чувства цвета у младших школьников в процессе изобразительной деятельности.

Задачами педагогической технологии являются:

- расширять представления о цвете как средстве выразительности в изобразительном искусстве, символике цвета, представления о воздействии цвета на человека;

- развивать эмоционально-чувственную сферу младших школьников, эмоциональную отзывчивость к цвету, умение выражать свое отношение к цвету;

- формировать умение работать в разных техниках и разными материалами, использовать цвет для характеристики создаваемого образа.

В процессе проведения занятий по изобразительному искусству в начальной школе у детей возможно развитие чувства цвета, если:

- учитывать педагогические условия, способствующие развитию чувства цвета; принципы «педагогики искусства»; возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;

- проводить занятия по развитию чувства цвета по разработанной нами программе «Цветомир»;

- использовать современные формы и методы проведения занятий.

В работе по развитию чувства цвета у младших школьников мы будем придерживаться личностно-ориентированных технологий (И. С. Якиманская, И. С. Зимняя), имеющих четкую направленность на личность как цель педагогического процесса, объект, субъект и результат и предусматривающих изучение оптимальных условий для развития личности ребенка.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации природных потенциалов личности ребенка. Личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, творческое и свободное развитие ребенка.

Возрастные особенности художественно-эстетического развития младшего школьника (по А. А. Мелик-Пашаеву), его отношение к действительности характеризуются обостренной эмоциональной чувствительностью к цвету, свету, форме, звуку, ритму. Данный этап эстетического развития ребенка характеризуется накоплением первоначальных знаний об эстетических и художественных свойствах предметов, освоением способов эстетического восприятия окружающей действительности, тесной связи рисования с игровой деятельностью.

При организации работы с детьми нами учитывались следующие педагогические условия, способствующие развитию чувства цвета: создание положительного эмоционального фона занятий; включение детей в различные виды деятельности; поэтапное освоение детьми цвета, начиная с тактильных ощущений; «включение» в работу с цветом всех органов чувств ребенка; использование возможностей разных видов искусства; использование разнообразных художественных материалов и изобразительных техник (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, аппликация, обрывная аппликация, пальце-графия, акварель по-сырому, «мазок Ван Гога» и т. д.);

Также нами учитывались принципы «педагогики искусства», разработанные Б. П. Юсовым и реализованные в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменского. Среди этих принципов самыми важными являются: принцип уподобления; принцип целостности и неспешности эмоционального освоения содержания искусства; принцип сочетания художественного восприятия и практической деятельности; принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы на уроке; принцип постоянства связи с жизнью.

Похожие диссертации на Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе