Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Научно-методическое обоснование обучения изобразительному искусству и развития творческих способностей учащихся школ и студентов высших художественно-педагогических учебных заведений Казахстана Асылханов Ермек Сабырович

Научно-методическое обоснование обучения изобразительному искусству и развития творческих способностей учащихся школ и студентов высших художественно-педагогических учебных заведений Казахстана
<
Научно-методическое обоснование обучения изобразительному искусству и развития творческих способностей учащихся школ и студентов высших художественно-педагогических учебных заведений Казахстана Научно-методическое обоснование обучения изобразительному искусству и развития творческих способностей учащихся школ и студентов высших художественно-педагогических учебных заведений Казахстана Научно-методическое обоснование обучения изобразительному искусству и развития творческих способностей учащихся школ и студентов высших художественно-педагогических учебных заведений Казахстана Научно-методическое обоснование обучения изобразительному искусству и развития творческих способностей учащихся школ и студентов высших художественно-педагогических учебных заведений Казахстана Научно-методическое обоснование обучения изобразительному искусству и развития творческих способностей учащихся школ и студентов высших художественно-педагогических учебных заведений Казахстана Научно-методическое обоснование обучения изобразительному искусству и развития творческих способностей учащихся школ и студентов высших художественно-педагогических учебных заведений Казахстана Научно-методическое обоснование обучения изобразительному искусству и развития творческих способностей учащихся школ и студентов высших художественно-педагогических учебных заведений Казахстана Научно-методическое обоснование обучения изобразительному искусству и развития творческих способностей учащихся школ и студентов высших художественно-педагогических учебных заведений Казахстана Научно-методическое обоснование обучения изобразительному искусству и развития творческих способностей учащихся школ и студентов высших художественно-педагогических учебных заведений Казахстана
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Асылханов Ермек Сабырович. Научно-методическое обоснование обучения изобразительному искусству и развития творческих способностей учащихся школ и студентов высших художественно-педагогических учебных заведений Казахстана : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 : Усть-Каменогорск, 2002 472 c. РГБ ОД, 71:02-13/283-3

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Социально-исторические предпосылки становления и развития изобразительного искусства Казахстана, особенности художественной формы и содержания декоративно-прикладного и пластических видов искусств 21

1.1. Взаимовлияние художественной формы и содержания в народном декоративно-прикладном искусстве Казахстана 30

1.2. Национальные особенности художественного образа в пластических искусствах (скульптура, живопись, графика) Казахстана 74

Выводы: 93

ГЛАВА 2. Научно-методическое обоснование и экспериментальная проверка методической системы обучения учащихся школ в процессе преподавания изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства 95

2.1. Научно-теоретический анализ организаций и результатов проведения опытно-экспериментальной работы. (Методика преподавания изобразительного искусства) 103

2.2. Содержание и структура уроков изобразительного и декоративно-прикладного искусства в школе 166

Выводы: 217

ГЛАВА 3. Проблема подготовки учителя изобразительного искусства и искусствоведов в Казахстане 219

3.1. Теория и практика подготовки и переподготовки художников-педагогов в Казахстане в новых условиях 243

3.2. Подготовка специалистов по теории и истории искусств в высших учебных заведениях Казахстана 334

Выводы: 373

Заключение 375

Библиография 378

Приложения 390

Введение к работе

Перед Республикой Казахстан стоит проблема переосмысления задач, стоящих перед высшей и общеобразовательной школой. Особенно той части общеобразовательной системы, где рассматриваются вопросы духовно-эстетического развития личности.

В Казахстане за последнее время сделано очень много в области совершенствования общеобразовательной системы. Утвержден стандарт общего среднего образования, приближенный к мировому уровню1 и составлены проекты стандартов высшего профессионального образования. В соответствии с требованиями нового стандарта, в образовательной системе должна быть представлена область «Искусство», которая ранее считалась необязательной. Данный блок может быть представлен курсом «Мировая художественная культура» и другими искусствоведческо-теоретическими предметами. Парламентом Республики Казахстан принят Закон «Об образовании» . Статья восьмая этого закона определяет в числе приоритетных задач об образовании развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование привычных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности (п.2, подпункт 2), а также приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры (п.5).

Статья 14 Закона «Об образовании», в разделе организация учебно-воспитательного процесса, пункт 8 предусматривает, что для апробации новых технологий обучения, внедрения нового содержания могут разрабатываться образовательные программы, реализуемые в режиме эксперимента в организации образования.

Тем не менее, современная эпоха выдвигает ряд неотложных задач в области духовно-нравственного развития общества, которые требуют безотлагательного решения.

1 Государственные стандарты среднего образования Республики Казахстан. Книга 2 -Алматы, 1988, 198с. * Закон Республики Казахстан «Об образовании» / ((Казахстанская правда» №11, июнь 1999г. - 3 стр.

Проблемы исследования и ее актуальность: проблемой исследования является разработка и педагогическое обоснование научно-теоретических основ методики изобразительного искусства и поднять эффективность эстетического воспитания школьников и студентов в процессе обучения изобразительному искусству в Казахстане. Актуальность проблемы определяется необходимостью реформирования методики преподавания предметов изобразительного искусства в Казахстане. В период новых преобразований организационных трансформаций приходит хаос в основания традиционных методов обучения изобразительного искусства, как в школе, так и в Вузе.

Теоретический анализ методов преподавания изобразительного искусства в республике позволяет особым образом заострить проблемный характер целого ряда учебно-методических и воспитательных явлений. Речь идет о таком важном феномене методики преподавания изобразительного искусства, как организация учебного процесса в школе, в Вузе, взаимосвязь, преемственность, способность преподавателей нового поколения осуществлять эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Проблемы преподавания изобразительного искусства и не только в переходный период стали одной из важных тем казахстанских исследователей в области образования. Важность этих исследований обусловлена тем, что они позволяют проникнуть в самый глубинный пласт формирования духовности. B.C. Кузин отмечает, что духовность относится к высшим потребностям - эстетическим, познавательным и т.д. Искусство, и, прежде всего изобразительное, играет главную роль в формировании духовности'.

Учитывая растущую потребность в новых инновационных методах обучения искусству, способных справиться с неопределенностью воспитательного процесса, быстро меняющихся духовных ценностях, значимым фактором трансформаций образования республики Казахстан становится профессиональная подготовка специалистов в области художественной педагогики. Актуальной задачей становится развитие нового

' B.C. Кузин "Психология" - М.: "Агар", 1997. стр.35

6 комплекса навыков. В таких условиях для художественной педагогики актуальным становится применение традиционно этнических методов (феномен народного декоративно-прикладного искусства) к исследованию в области методики изобразительного творчества в разнообразных, порой нестандартных случаях.

Возникающая в связи с этим проблема методики преподавания изобразительного искусства в Республике Казахстан отличается сложностью и остротой. В Казахстане в последнее время появились много публикации о методах обучения прикладному искусству и в целом о методике преподавания изобразительного искусства, большинство которых посвящены обобщению собственного опыта педагогами, не имеющих специального образования или некий синтез уже имеющих методик и собственных гипотез, не подтвержденных ни экспериментом, ни исследованием, ни опытом деятельности.

Также актуальность работы определяется указанными положениями директивных органов республики Казахстан и Министерства образования, современными требованиями стандарта среднего, высшего профессионального и альтернативного образования в Казахстане. Все это ставит проблему интенсивного развития работы по распространению и широкому применению различных видов искусств в развивающихся и воспитательных процессах.

Цель работы - разработка научно-теоретических и методических основ преподавания изобразительного искусства в школе и в вузе, а также развитие творческих способностей, эстетического воспитания школьников и студентов.

Предмет исследования - методика изучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства в школе и Вузе, эстетическое воспитание учащихся и студентов в учебное и неучебное время.

Объект исследования - учебный процесс по изобразительному искусству в Республике Казахстан и процесс эстетического воспитания школьников и студентов средствами казахского изобразительного искусства.

Научная база исследования - опирается на фундаментальные положения классической эстетики и методики обучения изобразительному искусству, объективной природы искусства, его связи с развитием общества, а также на данные педагогики и психологии восприятия в плане структурно-системного эстетического обучения и воспитания школьников и студентов с учетом их возрастных категорий.

Задачи исследования 1.Проанализировать основные методологические основания и теоретические подходы художественной педагогики; сформировать классификацию теоретических моделей методики изобразительного искусства; дать характеристику критического, педагогического подходов к анализу методик обучения изобразительному искусству и эстетического воспитания средствами искусства;

  1. Провести обзор педагогических, эстетических, художественных источников как феномена познания и воспитания красоты; дать описания основных факторов формирования эстетического вкуса;

  2. Проанализировать состояния методов обучения изобразительному искусству в Республике Казахстан; представить обзор современных методов исследования в области художественной педагогики; определить стратегии и сформулировать принципы исследований в области методик изобразительного искусства и эстетического воспитания в Казахстане;

  1. Раскрытие истории проблемы изучения казахстанского изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в общеобразовательных школах и в Вузах Казахстана;

  2. Раскрытие особенностей казахского изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства как специфической формы отражения действительности и как средства эстетического воспитания подрастающего поколения;

  1. Изучение взаимовлияния русского и казахстанского изобразительного и народно-прикладного искусства как фактора эстетического и интернационального воспитания;

  2. Проанализировать документы ведомственных организаций и Министерства, раскрыть форму, механизмы и противоречия с реальной действительностью; рассмотреть основные подходы к анализу методов обучения изобразительному искусству и эстетическому воспитанию в Республике;

  3. Раскрыть различные способы исследований в области эстетического воспитания;

  4. Разработать программы школьного и вузовского образования, разработать инструментарии экспериментального исследования по проверке разработанных программ в учебном процессе;

  1. Исследовать процессы «внутри» художественной педагогики, проанализировать специфику процессов художественной педагогики; реализовать оригинальную исследовательскую программу эстетического воспитания, показать механизмы взаимосвязи школьного и вузовского художественного образования;

  2. Обосновать внедрение результатов диссертационного исследования в преподавание изобразительного искусства в школе и специальных дисциплин в художественно-педагогических Вузах, а также в соответствии стандартов по специальности «Изобразительное искусство и черчение в школе» и «Искусствоведение»;

  1. Раскрытие психолого-педагогических особенностей обучения и эстетического воспитания школьников в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству на уроках и в процессе внеклассной работы в Казахстане;

  2. Установление возрастных и индивидуальных закономерностей художественно-творческого развития учащихся 1-11 классов в процессе обучения изобразительному и народному декоративно-прикладному искусству в школах республики;

14. Разработка и экспериментальная проверка эффективности проведения уроков изобразительного искусства в школе и в Вузе.

Границы исследования работы охватывают разработку принципиально новых учебных программ по изобразительному искусству для общеобразовательных и альтернативных школ и Вузов Казахстана.

Новизна работы исследования заключается в научно-методическом обеспечении системы преподавания изобразительного искусства применительно к новым условиям методической системы обучения и развития творческих способностей школьников и студентов на занятиях изобразительного искусства, что делается впервые, а также в создании Государственных стандартов и квалификационных характеристик для специальностей 0318 «Изобразительное искусство и черчение в школе» и 0611 «Искусствоведение», новых учебных планов для общеобразовательных школ и вузов республики.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования также может быть представлена в нескольких направлениях:

  1. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно открывает новое направление в художественной педагогике методов обучения изобразительному искусству и теории эстетического воспитания, способствуя уточнению и обновлению теоретических и методических принципов исследования в области методики изобразительного искусства, предлагая новую перспективу развития синтезированного обучения изобразительному искусству в школах и в вузах Казахстана. Идеи диссертации способствуют преодолению односторонности при обучении изобразительному искусству, позволяют осуществлять комплексный подход в образовании и воспитании как такового.

  2. Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы проведенного исследования могут быть использованы для совершенствования образовательных программ в области обучения изобразительному искусству и ее средствами совершенствовать эстетическое

воспитание. Научные и научно-методические публикации диссертанта по проблемам методик изобразительного искусства и эстетического воспитания, представленные в настоящем исследовании, применяются при изучении теории и методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства, как в школе, так и в вузе Республики Казахстан.

  1. Работа над диссертацией осуществлялась в процессе выполнения индивидуальных и коллективных проектов при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан, а также других образовательных структур. Материалы исследования использованы в составлении программ, учебных пособий, типовых учебных планов и стандарта высшего профессионального образования Республики Казахстан по специальности «Изобразительное искусство в школе» и «Искусствоведение».

  2. Основные положения диссертации могут быть использованы в программе обучения изобразительному искусству и декоративно-прикладной деятельности, начиная с дошкольных учреждений и включая вуз, в программах основного и дополнительного профессионального образования в области художественной педагогики.

Гипотеза исследования - педагогическое обоснование научно-методических основ и разработка эффективной методики изобразительного искусства школьников и студентов в процессе обучения изобразительному искусству и декоративно-прикладному искусству возможно при условии раскрытия особенностей казахстанского изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, как специфической формы отражения действительности и как средства эстетического воспитания; изучение взаимовлияния русского и казахского изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства - как фактора эстетического и интернационального воспитания; раскрытия научно-теоретических основ изобразительного искусства, как учебного предмета; установление возрастных и индивидуальных закономерностей художественного и творческого развития

11 учащихся 1-11 классов в процессе проведения обучения изобразительному и народному декоративно-прикладному искусству в школе и в Вузе республики.

Работа состоит из ведения трех глав, графики, рисунков, заключения, библиографии и приложения.

В первой главе работы освещается социально-исторические предпосылки становления и развития изобразительного искусства Казахстана, особенности художественной формы и содержания декоративно-прикладного искусства и пластических видов искусств. В целом данной проблемы касались многие ученые республики в своих научных и диссертационных исследованиях. Философский аспект казахского искусства рассматривался в трудах Б. Казыхановой, Б. Байжагитова; социально-этнографические проблемы - в трудах А. Сейдимбека, М. Муканова, У. Жанибекова; искусствоведческие -в трудах К. Т-Б. Тельжанова, Н. Нурмухамбетова, А. Маргулана; историко-археологические - в трудах К. Акишева, М. Кадырбаева, Т.С. Синенькой и в работах многих других ученых, которых мы не можем перечислить в связи с ограниченностью объема данной научной работы.

Конкретно проблемами изучения казахстанского изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в целом посвящены диссертационные исследования К. Амиргазина, К. Ералина, Л.А. Ивахновой. Однако, конкретно к проблеме изучения искусства в общеобразовательных школах Казахстана и изучению их взаимосвязей с вузом не подходил ни один научный исследователь. В данных исследованиях не затронута роль учителя в организации педагогического процесса, процесса ведения занятий и структура уроков изобразительного искусства.

Далее освещается вопрос, затрагивающий проблему особенностей изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства Казахстана как специфической формы отражения действительности и как средства эстетического воспитания учащихся и студентов.

В связи с материальным развитием культуры различных народностей, племен, населявших территорию современного Казахстана, оставивших добрый

след, казахский народ смог взять самое лучшее из предыдущей культуры и развить ее в дальнейшем. Это дает возможность рассматривать историю народного искусства с эпохи неолита. Осветить всю историю ее в одной главе диссертации невозможно, поэтому акцентируется внимание только на том, что возможно использовать на школьных занятиях.

Поэтому некоторые исторические периоды не вошли в разбор, так, например, период неолита и эпохи бронзы, хотя они и интересны в истории. В то время на территории современного Казахстана жили андроновцы. Они оставили богатый материал для изучения, множество произведений прикладного искусства, выполненных из материала и керамики (см. карту «Археологических данных», стр.13)

В первом тысячелетии до н.э., в разные его периоды, на территории республики жили большие родоплеменные союзы (саки, скифы, гунны, усуни). Приблизительно, в сакское время появился войлок и изделия из него. Возникла юрта, стал развиваться ее интерьер. Появились в юрте тяжелые кошмы без орнаментов. Они имели, чисто практическое значение - утепляли пол юрты. По мере развития эстетических познаний и требований, появилась потребность в украшении юрты. Первые попытки переноса мотивов технологического орнамента с керамических и металлических изделий не увенчались успехом. Пришлось первым мастерам вырабатывать мотивы орнаментов, приемлемых для декора войлока.

На язык орнамента стали перерабатываться мотивы растительного мира. О композиции орнамента в декоративно-прикладном искусстве в своем труде Е.В. Шорохов отмечает, - "Композиция рисунка может быть с ярко выраженным центром, с узором, построенным по кругу, в квадрате, с раппопортным, то есть многократным повторением по всей ширине и длине ткани элемента орнамента"1. О богатстве растительности Казахстана свидетельствуют ковры, созданные в разных регионах республики. Каждый из них имеет свои специфические особенности, которые проявились в декоре

1 Е.В.Шорохов "Композиция" - М.: Просвещение, 1986, с.275

ковров, в их цвете. Появляется анималистический жанр орнаментального искусства, применительный к декору войлочных ковров.

Высокого мастерства добились сакские и усуньские мастера в таком виде декоративного искусства как художественная обработка металла. Условно этот стиль назван «скифо-звериным», хотя правильнее было бы назвать «саксо-звериный» стиль.

* Достигли совершенства мастера гончарного дела, а также резчики по
кости и дереву. Большой успех имели изделия мастеров по художественной
обработки кожи. Изделия из кожи применялись в декоре одежды (пуговицы и
пр.) и мебели с инкрустацией как драгоценными, так и полудрагоценными
камнями. Дерево применялось в основном при изготовлении и убранстве юрты
и седел. Широкий спектр применения изделий из кожи наблюдается, особенно

k в изготовлении одежды, причем не только для пошива, но и обильного

использования декора из данного материала.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ МОГИЛЬНИКОВ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА (КАРТА)

Петропавловск

* Кустанай

Уральск Кокчетав Павлодар

О Актюбинск

Л Экибастуз

Д Семипалатинск

и Астана

Атырау о А Джезказган Д Усть-Каменогорск
» Д Караганда

Чубартау Д Балхаш

Талды-Курган

Алматы

Условные обозначения:

А Местонахождение могильников эпохи неолита и бронзы

Местонахождение могильников сакского и усуньского времени

ОМестонахождения могильников тюркского времени

^Местонахождение могильников монгольского времени

Далее освещается вопрос периодизации истории развития прикладного искусства Казахстана, со ссылкой на последние археологические открытия в различных регионах республики. Попытка периодизации истории казахского народного искусства - первая попытка преподнести материал исторически цельно. Существует немало литературы по народному искусству, однако, предназначена она либо для широкого круга читателей, либо дается в виде отчетов и сообщений археологов. До сих пор не существует книг, где бы отражалась история прикладного искусства народов Казахстана по периодам и с сохранением историографических данных. Все периоды развития народного искусства интересны и своеобразны, но каждый из них имеет свое лицо, свои характерные особенности. Вместе с тем, искусство каждого периода тесно связано с прошлым, т.е. развивалось оно на опыте прошлых лет. В результате сложных взаимосвязей народов, развития их материальной культуры, формировалось народное искусство с особой композиционной основой.

Художественная форма и содержание живописи и графики Казахстана имеют отличительные черты в плане колористики. Там преобладает теплый и яркий цветовой ряд. К отличительным чертам живописи и графики республики относится также декоративность письма и линий. Содержание данных видов искусства, скорее всего, имеет эпическо-патриотическое направление.

Скульптура Казахстана тоже имеет различные направления форм. Это как реалистическое, так и декоративно-монументальное направление скульптурного искусства.

Итак, мы отметили многовековую традицию и разноплановое развитие декоративно-прикладного искусства народов Казахстана.

Настоящее требование времени - совершенствование методов обучения и широкое использование средств искусства в учебно-воспитательном процессе. Следует говорить о союзе эстетики и педагогики. В наши дни этот альянс обусловлен, прежде всего, возрастанием роли эстетической культуры общества суверенного государства, с его возможностями всестороннего и гармонического развития личности. Здесь большое значение имеет знания в области изобразительного и декоративно-прикладного искусств. Далее в подразделе первой главы диссертационного исследования освещается вопрос о взаимовлиянии традиций русского и изобразительного искусства Казахстана как о факторе эстетического и интернационального воспитания и о связях искусства Казахстана с искусством других народов Средней Азии.

По традиции искусство Казахстана многим обязано русскому искусству. Со дня сближения по воле судьбы на рубеже XVII-XVIII веков казахский и русский народы стали сосуществовать на одной территории. Сейчас на территории Казахстана проживают около 46-47% русскоязычного населения. Сосуществование двух народов на протяжении почти трех веков повлекло за собой появление тесных связей не только в области политики и рынка, но также и в области духовности. С первых же дней взаимоотношений с русским народом, казахское прикладное искусство претерпевает значительные изменения, особенно в области изготовления ковров (тускииз, сырмак, курак, корке), в изготовлении ювелирных изделий и в других видах декоративного творчества. Объясняется это в первую очередь тем, что многие традиционные материалы народного искусства заменились привозными. Так тонкий войлок заменен разноцветным сукном, с помощью прогрессивных технологий значительно облегчилась добыча драгоценных и полудрагоценных металлов, и как следствие, увеличился объем выполняемых из этих материалов изделий. Я бы даже отметил, что присоединение Казахстана к России явилось толчком для дальнейшего развития прикладного искусства. Ибо не только увеличился объем материалов для выполнения изделий, наряду с этим появился научно-

16 этнографический, экзотический, эстетический интерес, что позволило мастерам продавать свои изделия и тем самым расширять рынок и производство.

Имеются данные, правда, пока не подтвержденные, что уже в первой половине XVIII века юноши из Казахстана учились изобразительному искусству в Москве и Санкт-Петербурге в качестве подмастерий.

Особенно большую роль в изучении и распространении казахского искусства сыграли ученые из Русского географического общества. В Российских учебных заведениях юноши-казахи обучались изобразительному искусству. Ярким примером тому может служить первый прогрессивный казахский художник Ч. Валиханов - выпускник Омского кадетского корпуса. Ч. Валиханов внес огромный вклад, как в науку, так и в искусство своего народа.

В послереволюционное время в Вузах России обучалось изобразительному искусству не одно поколение казахстанских художников, начиная с патриарха казахстанского искусства А. Кастеева и доныне ведущих художников Казахстана. До сегодняшнего дня Россия готовит ученых в области истории, теории и методики искусств для всех соседних государств как ближнего, так и дальнего зарубежья. Это обстоятельство нужно учитывать как наглядный фактор эстетического и интернационального воспитания молодого поколения.

Вплоть до VXV века по территории Средней Азии и Казахстана кочевало множество больших и малых народностей. Казахский народ жил бок о бок с киргизами, монголами, узбеками, китайцами, с малыми народами Сибири и Востока. Способы ведения хозяйства, быт, жилье были очень схожими, также схожи были климатические и географические особенности этих мест. Проходивший через города Казахстана «Великий Шелковый путь» имел огромное значение для сближения народов и их искусств. Казахстан имел очень тесные контакты с народами Алтая и Монголии. Подтверждением этому могут служить предметы материальной культуры, найденные в археологических раскопах, особенно на Востоке республики.

Много общих черт можно обнаружить в орнаментации, в материалах, в цвете, в символах и предметах искусства этих народов.

Развиваясь в самой тесной связи с искусствами других народов, впитывая в себя все самое лучшее от этих искусств, обогащаясь ими, искусство Казахстана имело, тем не менее свой индивидуальный путь развития.

Все эти факторы являются мощным стимулом к взаимопониманию и к взаимообогащению духовной жизни народов, особенно молодого поколения.

Общение в сфере политики, торговли, искусства является очень важным этапом в познании мира и в эстетическом развитии личности.

Во второй главе рассматриваются вопросы научно-педагогических основ и методик экспериментального обучения учащихся школ в процессе преподавания изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства. Психолого-педагогические особенности обучения и эстетического воспитания школьников в процессе обучения искусству, вопросы экспериментального обучения, обучение в урочное и внеурочное время учащихся освещается наряду с вопросом о возрастных и индивидуальных закономерностях художественно-творческого развития учащихся 1-11 классов и студентов.

Известно, что искусство каждого народа имеет свои национальные особенности. Выражаются они в восприятии мира, в природных отличиях, в отличиях бытового плана, в материалах, используемых при создании произведений искусства, и, наконец, религиозных отличиях. Таким образом, под научно-теоретической основой, прежде всего, понимается своеобразное, присущее только искусству Казахстана, отличие.

В эстетическом воспитании школьников должен звучать мотив, присущий только искусству. Значение искусства в достижении эстетической цели отмечены в трудах российских деятелей искусства в 20х годах XX века, -"осуществляя высшие эстетические цели, заложенные в движении мира, искусство переносится в область практической жизни. Искусство украшает

жизнь человека всеми ценностями культуры, ведущей к совершенству.1" Многолетний опыт работы со школьниками и студентами в области изобразительного искусства дает возможность судить о том, что приобщение к миру национального искусства, вместе с навыками в области творчества, заставляет их глубже понимать ценности природные, духовные, нравственные и общечеловеческие. В третьей главе освещаются проблемы подготовки преподавателей и учителей изобразительного искусства, искусствоведов в Казахстане и повышения квалификации учителей изобразительного искусства.

Данная проблема возникла в 1991 году в связи с распадом державы, которая объединяла многие республики.

Именно диссертант с 1992 по 1996 год возглавлял Республиканское учебно-методическое объединение по изобразительному искусству. За это время были созданы лично автором данного исследования и под его научным руководством 7 разновидностей учебных планов и стандарты по двум специальностям 0318 "Изобразительное искусство и черчение в школе" и 0611 "Искусствоведение".

В 2000 году диссертант выиграл конкурс Министерства образования Республики Казахстан для создания стандартов и типовых учебных планов по двум специальностям 0318 «Изобразительное искусство и черчение в школе» и 0611 «Искусствоведение». Они созданы с учетом современных требований в области художественно-педагогического и теоретико-искусствоведческого образования в Республике Казахстан и с привязкой к специальностям аналогичного профиля в Российской Федерации.

Как уже отмечалось выше, научного подхода к проведению уроков по теории и методике искусства в казахстанских школах и вузах не было. Поэтому мы проследили в течение двух этапов с 1977 по 1986гг. и с 1987 по 2000гг. влияние искусства на развитие творческих способностей учащихся общеобразовательных школ, гимназий и студентов высших учебных заведений Республики Казахстан.

1 Задачи и методы изучения искусств. Российский институт искусств - СПб.: "ACADEMIA", 1924, с. 14

Разрабатывая методику проведения уроков изобразительного искусства в школе и в Вузе с применением произведений народных мастеров и художников как наглядность, в то же время строго сохраняем основные дидактические принципы.

Это дает большой импульс для развития творческого воображения учащихся и студентов, разнообразных поисковых методов, колористического решения произведений и динамики композиционного решения, как академических, так и творческих работ. Кроме того, школьники и студенты имеют возможность закреплять знания, полученные на уроках истории, литературы и на других уроках и внеклассных занятиях.

Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации докладывались на конференциях Всероссийского, Всесоюзного и республиканского рангов, творческих семинарах Семипалатинского государственного университета, Восточном гуманитарном институте, Павлодарском и Усть-Каменогорском городских департаментах образования, Восточно-Казахстанском техническом университете 1988-2001гг.

52-я и 53-я научно-методические конференции профессорско-преподавательского состава Семипалатинского педагогического института им. Н.К. Крупской Семипалатинск, 1988,1989гг.

Всесоюзная научно-методическая конференция работников просвещения по вопросам эстетического воспитания Алма-Ата, 1991г.

Всероссийская научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава художественно-графических факультетов высших педагогических учебных заведений при Московском педагогическом государственном университете, Москва, 1992г.

Семинары-совещания Республиканского учебно-методического объединения по специальности 0318 «Изобразительное искусство и черчение в школе» 1992,1993, 1994гг.

1-ая региональная научно-методическая конференция по теме: «Проблемы профессиональной подготовки специалистов а процессе преподавания дисциплин эстетического цикла» г. Усть-Каменогорск, 1999г.

UNESKO Учитель XXI века: Проблемы совершенствования профессиональной подготовки. Центрально-Азиатская научно-теоретическая конференция, Алма-Ата, 2000г.

Региональная межвузовская научно-методическая конференция: «Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства и дизайна» г. Усть-Каменогорска, 2000г.

П-ая Республиканская научно-практическая конференция:

«Гуманитарные, социальные и кадровые проблемы хозяйствования в современных условиях» г. Усть-Каменогорск, 2001г.

В международном научно-педагогическом издании "Высшая школа Казахстана" Министерства образования и науки Республики Казахстан и др.

Основное содержание работ отражено в публикациях автора: свыше 30, общим объемом более 60 п.л., из них 1 авторская монография, 4 учебных пособий, ряд статей в республиканских периодических изданиях («Школа Казахстана», «Наука и знание») и т.д. Содержание работы включено в учебные курсы по теории и методике изобразительного искусства и истории искусств, культурологии в Вузах, по истории культуры и искусств Казахстана, эстетическому воспитанию, изобразительному и декоративно-прикладному искусству в колледжах, лицеях и школах Республики Казахстан.

Структура диссертации включает введение, 3 главы, 6 параграфов, заключение, библиографию, содержит таблицы, графики и рисунки.

Взаимовлияние художественной формы и содержания в народном декоративно-прикладном искусстве Казахстана

За последние годы не только повысился интерес к орнаментальному искусству казахского народа в практической деятельности мастеров и художников, но и появился ряд теоретических работ, освещающих прямо или косвенно историю и развитие национального орнаментального искусства, что значительно облегчило осмысленное применение его в различных видах искусства (илл. 16).

В практической деятельности художников-прикладников происходит процесс творческой переработки исходных форм орнамента путем включения в них новых сюжетных мотивов. Национальный орнамент можно встретить во многих произведениях искусства, в том числе и в архитектуре (илл. 17). Это означает, что орнамент, являясь одним из основных изобразительных средств, не потерял своего значения в наше время.

Умение мастеров органически ввести его в изделия чрезвычайно ценно.

Изучение и освоение высокого мастерства старого и современного народного искусства, его гармоничной связи с предметным миром может много дать для изобразительного искусства.

Народные мастера становятся в первые ряды создателей новой эстетики. Народ, создавший свое искусство, высоко ценит его значение.

Народ не утратил своей исконной привязанности к созданным ими эстетическим ценностям.

Народное искусство многообразно, ярко, жизнерадостно. Красочные узорные ковры, многоцветные фризы тканых полос на куполе юрты гармонично сливались в единую симфонию красок, лишенную крикливой пестроты. Всегда кочевавший народ жил одной жизнью с природой, поколение за поколением вырабатывало удивительно тонкое восприятие окружающего мира, которое нашло свое выражение в самобытном национальном искусстве. Народные художники из века в век создавали высокую технику производства, развивали чувство формы, необходимое для искусства понимание связи форм и декора вещи с ее назначением.

Традиции народного искусства живы и в настоящее время, по-прежнему женщины прядут шерсть, плетут ковры и изготовляют художественные изделия из войлока. Развиваются и приумножаются орнаментальные мотивы, связанные с современными условиями жизни. Над проблемой внедрения традиций национального искусства в современный быт работают многие художники и искусствоведы.

Древнее национальное орнаментальное искусство оживает в изделиях, изготавливаемых ковроткацкой фабрикой «Тускииз» (илл. 36) в Алматы, в изделиях фабрики «Сувениры» (илл. 9, 10) и Капчагайского керамического завода (илл. 8). Производятся эти изделия с учетом современного быта и интерьера.

Процесс эстетического воспитания совершается через многие факторы, одним из которых, является национальное искусство.

В национальном искусстве необходимо выделить определенные, непосредственно воздействующие на чувства школьников, стороны. Прикладное искусство влияет на эмоционально-художественное развитие вкуса через красочность, форму, естественность, то есть через реалистичность.

Прикладное искусство казахского народа носит своеобразное отражение национальной культуры, обычаев, традиций и т.д.. Поэтому прикладное национальное искусство - не только фактор эстетического воспитания детей. Оно является также фактором формирования нравственных качеств школьника.

Прикладное искусство является самым древним из всех творений человечества. Отражая действительность и духовный мир человека в художественных образах, искусство выполняет важную общественную функцию. Воздействуя на эмоции, оно способствует объединению людей, развивает в них любовь и ненависть, радость и страх, чувство возвышенного и прекрасного.

В искусстве, в его содержании, выражаются идеи того или иного общественного класса, народа. Каким бы отсталым в общекультурном развитии не был народ, нельзя отрицать развитие его искусства.

Народное художественное творчество органически связано с особенностями его исторического пути, с теми потребностями и задачами, которые вставали перед ним на различных исторических этапах.

Социальная серьезность художественного творчества казахского народа, как и любого другого народа, состоит в том, что оно является духовным творчеством производителей материальных ценностей, непосредственным идеологическим обобщением их трудового опыта, их общественной практики, выражение мировоззрения, морали и эстетических вкусов.

Научно-теоретический анализ организаций и результатов проведения опытно-экспериментальной работы. (Методика преподавания изобразительного искусства)

Эксперимент заключался в проведении занятий в школе по изобразительному искусству и декоративно-прикладной деятельности для апробации программ, для разработки системы методики по отслеживанию роста творческого потенциала учащихся. Эксперимент проводился в различных регионах и в разных классах для того, чтобы рационально использовать богатое духовное богатство многонационального народа Казахстана.

Сегодня в практике преподавания изобразительного искусства ясно наметилась тенденция использования творческого опыта представителей разных национальностей, питающих народное декоративно-прикладное и изобразительное искусство.

В школах республики были проведены эксперименты. Эксперимент заключался в том, чтобы определить научную базу исследовательской деятельности по углубленному изучению предметов эстетического цикла. Часть эксперимента мы начали с проведения практических занятий в школе по теме «Орнамент в народном искусстве» в начальных и средних классах школ городов Джезказгана, Семипалатинска, Павлодара, Усть-Каменогорска.

Было задано одно задание в двух аналогичных классах начальной школы. В одном классе детей ознакомили с общим законом построения орнамента и показали декоративные изделия с такими орнаментами. В другом классе с ребятами была проведена вводная беседа, были показаны изделия с народными орнаментами, проведен разбор цветовой колористики, показана схема построения орнамента. При беседе особое внимание обращалось на связь орнамента с изделиями. Были показаны натуральные материалы для изготовления. Учащиеся, подготовив кол еры, нарисовав по схеме геометрический орнамент, раскрасили его.

Результаты эксперимента показали более высокий уровень подготовленности учащихся во втором классе. Из 480-ти детей 260 получили оценку «отлично», 160 человек - «хорошо», 40 человек - «удовлетворительно», 20 ребят не закончили выполняемую работу. А в первом классе из 460-ти детей, привлеченных к эксперименту, 100 получили оценку «отлично», причем эти дети были одарены от природы, 120 учащихся получили оценку «хорошо», 190 - оценку «удовлетворительно», 50 человек не уложились в срок.

Нужно еще заметить, что во втором классе занятия проводили подготовленные учителя, хорошо знающие изобразительное и народное декоративно-прикладное искусство. Последующие экспериментальные работы были проведены в 4 -6- классах средней школы по изобразительному искусству, музыке и хореографии.

Изобразительный материал обрабатывался учителем с целью ознакомления учащихся с закономерностями декоративных произведений орнаментальной композиции, цветоколористики, в изобразительной деятельности. После беседы учащимся предлагалась самостоятельная работа. Такой прием применялся в 1986-1990 годах.

На уроке изобразительного искусства в разделе декоративное рисование в 4-6 классах предлагалось выполнить казахский народный орнамент. В классах «А» и «Б» задание давалось без предварительной беседы. Работы ребят получились бедными в цвете, мало выразительными и с небольшим количеством орнамента.

В следующих классах, «В» и «Г» давалась та же тема, но перед практической работой была проведена беседа о декоративно-прикладном искусстве, с показом орнамента.

Теория и практика подготовки и переподготовки художников-педагогов в Казахстане в новых условиях

Первый государственный стандарт высшего образования по специальности 0318 - "Изобразительное искусство в школе" был утвержден Министерством образования Республики Казахстан по рекомендации учебно-методического объединения по данной специальности 15 февраля 1995 года №36, автором которого является соискатель. По данному стандарту нормативная продолжительность обучения с отрывом от производства 4 года с присвоением квалификации - "Учитель изобразительного искусства в школе".

Специалисты подготавливались для художественно-творческой и художественно-педагогической деятельности.

По истечение 5Ш лет, в 2000 году Министерство опять вернулось к вопросу государственного стандарта. С этой целью 4 мая 2000 г. состоялось заседание конкурсной комиссии по разработке государственных общеобразовательных стандартов высшего профессионального образования, где рассматривали поступившие конкурсные заявки на предмет соответствия предъявляемым требованиям и по их отбору для создания стандартов. Государственная комиссия постановила: допустить к разработке государственных общеобязательных стандартов высшего профессионального образования авторские коллективы по различным специальностям, в том числе по специальности 0318 «Изобразительное искусство и черчение в школе» и 0611 «Искусствоведение», коллектив Восточного гуманитарного института под руководством диссертанта.

В течение 2000 года под руководством диссертанта были созданы два государственных стандарта высшего профессионального образования Республики Казахстан по специальности 0318 «Изобразительное искусство и черчение в школе» и 0611 «Искусствоведение». В стандартах приближенных к мировому уровню, и, прежде всего к Российским, указаны государственные требования к минимуму содержания подготовки выпускников.

Наряду с другими требованиями стандарта в подготовке учителя изобразительного искусства выделена своя специфика подготовки специалиста, отличная от предыдущих стандартов. Современная специфика подготовки специалиста отличается тем, что будущий учитель изобразительного искусства должен знать методические основы дисциплин, усвоить отличительные черты методов познания окружающей действительности способом художественной деятельности.

Современный учитель изобразительного искусства должен знать народное искусство, этнодизайн, также он должен умело применять в учебном процессе со школьниками произведения народных мастеров и художников Республики и, проявляя интерес учащихся тем самым дать импульс развитию творческого роста.

В стандарте реализованы нормы Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 07.06.1999г. № 389-1 и Постановления Правительства Республики Казахстан «О порядке разработки, утверждения и сроков действия государственных общеобязательных стандартов образования» от 02.09.1999г. № 1290. Стандарт согласован с Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации (Государственный стандарт Республики Казахстан) Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан от 24 августа 2000г. № 02-13/176/52.

Стандарт имеет следующее содержание: предисловие; введение; назначение стандарта; требования к уровню подготовки по специальности 0318 «Изобразительное искусство и черчение в школе»; общие требования к поступающим; общие требования к уровню подготовки выпускников; требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин; требования по циклу социально-гуманитарных дисциплин; требования по циклу общих естественнонаучных дисциплин; специфика подготовки учителя изобразительного искусства; требования по циклу специальных дисциплин; объем учебной нагрузки и бюджет времени; обязательный минимум содержания образовательно-профессиональной программы по специальности 0318 «Изобразительное искусство и черчение в школе»; назначение, сфера и условия использования по специальности «Изобразительное искусство и черчение в школе»; использование стандарта; примечание.

Похожие диссертации на Научно-методическое обоснование обучения изобразительному искусству и развития творческих способностей учащихся школ и студентов высших художественно-педагогических учебных заведений Казахстана