Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Научно-методическое обоснование содержания обучения учителя технологии основам декоративно-прикладного искусства (На материале народных росписей по дереву Архангельской области) Пальмина Людмила Николаевна

Научно-методическое обоснование содержания обучения учителя технологии основам декоративно-прикладного искусства (На материале народных росписей по дереву Архангельской области)
<
Научно-методическое обоснование содержания обучения учителя технологии основам декоративно-прикладного искусства (На материале народных росписей по дереву Архангельской области) Научно-методическое обоснование содержания обучения учителя технологии основам декоративно-прикладного искусства (На материале народных росписей по дереву Архангельской области) Научно-методическое обоснование содержания обучения учителя технологии основам декоративно-прикладного искусства (На материале народных росписей по дереву Архангельской области) Научно-методическое обоснование содержания обучения учителя технологии основам декоративно-прикладного искусства (На материале народных росписей по дереву Архангельской области) Научно-методическое обоснование содержания обучения учителя технологии основам декоративно-прикладного искусства (На материале народных росписей по дереву Архангельской области) Научно-методическое обоснование содержания обучения учителя технологии основам декоративно-прикладного искусства (На материале народных росписей по дереву Архангельской области) Научно-методическое обоснование содержания обучения учителя технологии основам декоративно-прикладного искусства (На материале народных росписей по дереву Архангельской области) Научно-методическое обоснование содержания обучения учителя технологии основам декоративно-прикладного искусства (На материале народных росписей по дереву Архангельской области) Научно-методическое обоснование содержания обучения учителя технологии основам декоративно-прикладного искусства (На материале народных росписей по дереву Архангельской области)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пальмина Людмила Николаевна. Научно-методическое обоснование содержания обучения учителя технологии основам декоративно-прикладного искусства (На материале народных росписей по дереву Архангельской области) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2004 361 c. РГБ ОД, 61:04-13/1042

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ НАРОДНЫМ РОСПИСЯМ ПО ДЕРЕВУ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

1.1. Социально-экономические и психолого-педагогические основы освоения студентами ФТиП народных, росписей по дереву 15

1.2. Место и роль ремесла росписи по дереву в профессиональной подготовке будущего учителя технологии 31

1.3. Художественная традиция и канон как основы сохранения и развития северных росписей по дереву 45

1.4. Анализ истории изучения специалистами народных росписей по дереву Архангельской области 55

1.5. Исторический анализ методов передачи опыта изобразительных и трудовых навыков подрастающему поколению 69

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ НАРОДНЫМИ РОСПИСЯМИ ПО ДЕРЕВУ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПЕДВУЗА

2.1. Дидактические принципы и средства обучения будущих учителей технологии северным народным росписям по дереву 96

2.2. Формы организации обучения студентов ФТиП педвуза народным росписям по дереву северного региона 106

2.3. Ведущие методы обучения будущих учителей технологии народным росписям по дереву Архангельской области 117

2.4. Специфические художественно-методические приемы выполнения северных росписей по дереву 136

2.5. Содержание экспериментальных практических работ по курсу «Народная роспись по дереву с элементами методики преподавания» (на материале росписей по дереву Архангельской области) 175

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ФОРМ, СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НАРОДНЫМ РОСПИСЯМ ПО ДЕРЕВУ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПЕДВУЗА

3.1. Описание поискового и констатирующего этапов педагогического эксперимента 179

3.2. Обучающий этап эксперимента и анализ полученных результатов 191

3.3. Практические рекомендации для организации эффективного обучения северным росписям по дереву 211

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 212

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 227

ПРИЛОЖЕНИЯ 245

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность: В настоящий момент в северном регионе продолжает возрастать интерес к традиционным народным ремеслам и промыслам. В связи с чем, тщательно изучается наследие декоративно-прикладного искусства (ДПИ). В целях сохранения духовной культуры подрастающего поколения поморов особое внимание уделяется возрождению и развитию традиционных для Русского Севера росписей по дереву.

Согласно государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для подготовки учителя технологии и предпринимательства (от 14.04.2000г.) учебный план факультета технологии и предпринимательства (ФТиП) содержит декоративно-прикладное творчество и народные промыслы, которые входят в раздел национально-региональный (вузовский) компонент (ДПП.Р.00) образовательного стандарта. Содержание этого документа включает: Методику обучения художественной обработке материалов. Методику технологической подготовки учащихся в системе дополнительного образования. (ОПД.Ф.04); Декоративно-прикладное творчество. (ДПП.Ф.08). На ФТиП подготовка по основной специальности 030600 Технология и предпринимательство может иметь специализации - культура дома и декоративно-прикладное творчество (030602), художественная обработка материалов (030608), а также декоративно-прикладное творчество (030610) [50].

Вышеуказанные специализации не случайны, так как региональные особенности завоевывают прочные позиции в современном образовании. В результате введения в школьную программу образовательной области «Технология» [140] активизировался процесс освоения традиционных народных ремесел подрастающим поколением. В школе подраздел программы «Художественная обработка древесины» предлагает к изучению различные виды художественной обработки этого материала. Не является исключением и северный регион. В нем также широко используется ДПИ, в том числе и роспись по дереву. Отметим, что изучение и освоение ремесел особенно акту-

5 ально в период активного развития сферы дополнительного образования и перехода школы на форму полного дня.

К сожалению, в школах часто наблюдается шаблонное отношение к культурному наследию. Слепое копирование, отрыв от канонов и слабое развитие творческих подходов в изучении ремесла приводят к появлению и закреплению на практике приемов изготовления низкопробных, эстетически незначимых изделий («китча»). Кроме того, при анализе школьного обучения отмечена низкая эффективность и наличие методических ошибок в обучении росписи. Возникшая ситуация не может не повлиять на подготовку будущих учителей технологии. Выпускник факультета должен быть готов работать в современных условиях, поэтому в настоящее время требуется безотлагательная разработка научно-обоснованной методической системы обучения народным росписям по дереву.

ДПИ занимает значительное место в художественно-технологической подготовке студентов ФТиП педвузов. Однако проведенный анализ и обобщение научно-теоретических исследований свидетельствует, что в настоящий момент недостаточно разработаны теоретические и методические основы использования народного искусства в подготовке учителей технологии. Преподавание такой учебной дисциплины как роспись по дереву требует разработки содержания обучения, его научно-методического обоснования, практических рекомендаций, а также необходимых пособий для студентов в области овладения искусством народной росписи по дереву. Кроме этого студенты должны овладеть методикой преподавания этого вида ДПИ с учетом региональных особенностей.

К сожалению, подготовка будущего учителя технологии порой идет за счет перегрузки студентов учебным материалом. Возникает необходимость в разработке кратких высокоэффективных учебных курсов. Следовательно, надо искать новые методические подходы в обучении. Во главу учебного процесса, вероятно, следует поставить самообразование.

Данное научное исследование предполагает, что обучение молодого специалиста должно совмещать технологическую и методическую подготовку. Введение на ФТиП педвуза учебного курса «Народная роспись по дереву с элементами методики преподавания» (на материале росписей по дереву Архангельской области) повысит профессиональный и творческий уровень студентов. Такая интеграция создаст условия для эффективного усвоения знаний. При этом образуется не просто количественное соединение элементов предметного цикла, а- новое качество.

Таким образом, можно констатировать, что существует противоречие между реально возникшей потребностью в подготовке учителей технологии, владеющих художественно-технологическими навыками и методическими приемами мастерства росписи по дереву и отсутствием научно-методического обоснования содержания обучения студентов ФТиП педвузов народным росписям по дереву северного региона.

Исходя из этого, проблемой данной работы является разработка, научно-педагогическое обоснование и экспериментальная проверка содержания, форм, средств и методов эффективного обучения студентов ФТиП педвузов народным ремеслам Русского Севера.

Нерешенность этой проблемы отрицательно сказывается на качестве обучения специалистов, поэтому целью исследования является выявление путей и методов повышения художественно-технологической и методической подготовки будущих учителей технологии, способных вместе со школьниками возрождать и развивать традиционные для Севера народные росписи по дереву.

С учетом изложенного выше, была выбрана тема исследования: «Научно-методическое обоснование содержания обучения учителя технологии основам декоративно-прикладного искусства (на материале народных росписей по дереву Архангельской области)».

Методологическую основу данной работы составляют: психологическая теория деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн),

7 теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина).

В вопросе изучения психолого-педагогических особенностей периода поздней юности мы опирались на исследования Г.С.Абрамовой, М.В.Гамезо, В.С.Герасимовой, Г.Г.Гореловой, В.Н.Колюцкого, И.Ю.Кулагиной, М.В.Матюхиной, Т.С.Михальчик, В.С.Мухиной, Л.М.Орловой,

С.Д.Смирнова, Л.Д.Столяренко.

Психологическую основу развития творческих способностей личности рассматривают в своих трудах С.М.Бондаренко, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Е.И.Игнатьев, А.Н.Лук, Я.Н.Пономарев, В.С.Ротенберг и др. В своих работах они уделяют внимание обобщению и абстрагированию, рассматривают инвариантность в восприятии пространственных форм, процесс мышления от абстрактного к конкретному и наглядно-образный подход в обучении.

В основе изучения любого вида народного прикладного искусства лежит деятельностный подход. «Деятельностный подход - включение ребенка в разнообразную и продуктивно — значимую деятельность, в ходе которой происходит овладение региональной, общечеловеческой и профессиональной культурой» [ЗО, С.61]. Изучению деятельности как формы общественно-исторического бытия людей, как способа преобразования ими природной и социальной действительности посвящены труды таких ученых как Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, С.Д.Смирнова, В.Д.Шадриков, Г.И.Щукиной и др.

Для проведения исторического анализа методов обучения в области ДПИ и изобразительного искусства, а также обучения трудовым навыкам с целью осмысления его для разработки методической системы обучения студентов ФТиП педвузов росписям по дереву были изучены работы А.В.Бакушинского, П.П.Блонского, А.Г.Дубова, С.Е.Игнатьева, В.Ф.Канева, В.И.Качнева, Н.В.Котряхова, Г.И.Кругликова, С.И.Масленицына, Н.М.Молевой, З.И.Равкина, Н.Н.Ростовцева, В.Д.Симоненко, М.Н.Скаткина,

Д.А.Тхоржевского, Л.Тэдда, А.С.Хворостова, Е.В.Шорохова и др.

В своем исследовании в вопросах художественного воспитания мы опирались на теоретические труды Н.С.Боголюбова, С.Е.Игнатьева, В.В.Корешкова, В.С.Кузина, Ю.В.Максимова, Б.М.Неменского, В.Н.Полуниной, А.С.Хворостова, Т.Я.Шпикаловой.

Наибольший интерес в работе по теме исследования вызвали диссертации С.Ф.Абдуллаева, В.С.Бадаева, Т.А.Давидовой, В.Ф.Канева, К.Касимова, В.В.Корешкова, К.А.Скворцова, М.С.Соколовой, А.П.Гапбаро- ва, В.А.Герасева, А.С.Хворостова, Т.Я.Шпикаловой. Труды посвящены пси-холого-педагогическим аспектам формирования творческих способностей обучаемых и методам преподавания различных видов народного ДПИ.

Историко - теоретический анализ проблем народного ДПИ отражен в работах искусствоведов, этнографов и археологов А.В.Бакушинского, В.С.Воронова, В.М.Василенко, М.С.Кагана, А.С.Канцедикаса,

М.А.Некрасовой, Т.М.Разиной, С.Б.Рождественской, Б.А.Рыбакова, А.Б.Салтыкова, А.К.Чекалова и др.

Искусствоведы-исследователи при изучении Русского Севера как историко-культурного региона большое внимание в своих трудах уделяют вопросам возникновения и развития своеобразных народных росписей по дереву, рассматривают их технологические особенности и художественно-образное содержание. Особый интерес представляют труды Ю.А.Арбата, В.М.Василенко, В.С.Воронова, С.И.Дмитреевой, С.К.Жегаловой, О.В.Кругловой, А.М.Миловского, В.Н.Полуниной, С.К.Просвиркиной, Т.М.Разиной, Н.В.Тарановской и др., а также диссертационные работы Н.А.Ереминой и И.Н.Ухановой.

Общие концептуальные подходы к пониманию сущности национально-регионального компонента на базе изучения северного региона, национальных особенностей поморов разработаны Т.С.Буториной.

Большую пользу в изучении методико-технологических вопросов преподавания северных народных росписей по дереву оказала программа

9 творческой мастерской, составленная Л.Ф.Тимофеевой, и программа Т.Я.Шпикаловой «Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства Русского Севера», на базе которой учителями практиками Л.А.Изместьевой, Н.С.Козловой, Т.Е.Лавровой, Л.В.Пандиной, Л.А.Пузенковой разработаны методические рекомендации по различным видам традиционных росписей северного региона.

Объект исследования: процесс художественно-технологической и методической подготовки по ДПИ будущего учителя технологии.

Предмет исследования: содержание, формы, методы и средства обучения студентов ФТиП педвузов народным росписям по дереву Архангельской области.

Анализ пс и хол о го- педагоги чес кой и методической литературы, а также осмысление результатов практики преподавания в Поморском государственном университете им. М.В.Ломоносова г.Архангельска дали основание для выдвижения следующей гипотезы.

Гипотезой исследования является предположение о том, что если раз-работать эффективную методическую систему, которая будет включать: цели, задачи и содержание учебной дисциплины «Народная роспись по дереву с элементами методики преподавания»; общедидактические принципы организации учебных, воспитательных и развивающих процессов; формы и методы обучения, нацеленные на развитие творческих способностей студентов; специально отобранные и адаптированные к современным условиям преподавания традиционные формы и приемы обучения народным ремеслам; средства необходимые для обеспечения предлагаемой методической системы, то получим более высокие результаты обучения студентов ФТиП педвузов северным народным росписям по дереву. Данная методическая система

10 должна быть построена на интеграции художественно-технологической и методической подготовки, а также обладать следующими качествами: опорой на национальные особенности региона; содержанием, построенным на сохранении канонов и традиций как основополагающих принципов развития ремесла; системным подходом при изучении ряда северных росписей по дереву; нацеленностью на активизацию творческой деятельности студентов; использованием структурного анализа декоративных элементов и композиций при изучении росписей; тесной структурной связью теоретического обучения с практической деятельностью студентов, где ведущая роль отводится практике.

Поставленная цель и доказательство выдвинутой гипотезы обусловили постановку и решение конкретных задач исследования: определить и обосновать место и роль народных росписей по дереву Архангельской области в системе профессиональной подготовки будущих учителей технологии; изучить и проанализировать литературу, а также материалы, собранные в экспедиции и программы преподавания росписей по дереву в учебных заведениях региона, с целью научно-теоретического обоснования содержания обучения студентов ФТиП педвузов этому ремеслу; проанализировать и обобщить личный опыт преподавания росписи по дереву на ФТиП педвуза; выявить место художественной традиции и канона в сохранении и развитии северных народных росписей по дереву; проанализировать исторически сложившиеся формы, методы обучения изобразительным и трудовым навыкам и обосновать возможность их оптимального использования для обучения студентов ФТиП педвузов росписи по дереву; выполнить анализ истории изучения специалистами народных росписей по дереву Архангельской области; провести художественный анализ особенностей выполнения северных росписей по дереву и предложить на его основе эффективные методические приемы подготовки будущего учителя технологии этому ремеслу; разработать экспериментальную программу «Народная роспись по дереву с элементами методики преподавания» (на материале народных росписей по дереву Архангельской области), содержание конкретных практических работ по курсу и методические рекомендации к ним; определить оптимальные принципы, средства, формы и методы организации обучения росписи по дереву на ФТиП педвузов; экспериментально проверить, с целью корректировки, эффективность предлагаемой методики в системе профессиональной подготовки студентов ФТиП педвуза.

Для достижения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по теме исследования, а также анализ литературы, диссертационных работ и разработок по методике преподавания народных росписей по дереву и других видов ДПИ; изучение опыта работы народных мастеров; изучение и анализ учебных вузовских, школьных и кружковых программ обучения народным росписям по дереву; ознакомление с опытом учителей-энтузиастов; педагогический эксперимент; анализ продуктов творческой деятельности студентов (школьников) на занятиях росписью по дереву; тестирование, беседа, интервьюирование.

Этапы исследования:

Исследование проводилось с 1995 по 2003 год в три этапа. На первом этапе (1995 - 1996 гг.) был выполнен теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической и методиче-

12 ской литературы по проблеме исследования. Изучался уровень художественно-технологической подготовки студентов на ФТиП педвуза. Анализировалось и оценивалось современное состояние проблемы, определялись теоретические аспекты проблемы и методы исследования. Проводился поисковый эксперимент с целью определения структуры обучения и трудностей в освоении северных графических росписей по дереву.

На втором этапе (1996 - 1997 гг.) продолжался систематический анализ специальной литературы, была организована экспедиционная работа. Проводился констатирующий эксперимент с целью выявления эффективных методических приемов и методов обучения северным графическим росписям по дереву. Разрабатывались методическая и материальная база обеспечения спецкурса. Анализировался интерес студентов относительно различных видов народных росписей. Формировалась рабочая гипотеза, разрабатывалась методика проведения обучающего эксперимента и определялись критерии оценки продуктов творческой деятельности студентов.

На третьем этапе (2002 - 2003 гг.) в ходе обучающего эксперимента была проведена проверка эффективности использования подобранных форм, средств и методов обучения студентов ФТиП педвуза северным народным росписям по дереву. В начале и в конце эксперимента проводилось тестирование студентов экспериментальных и контрольных групп, полученные результаты позволили сравнить приобретенный ими уровень знаний, умений и навыков и, как следствие, оценить эффективность методики обучения. Разрабатывались практические рекомендации. Обобщались, систематизировались и оформлялись результаты экспериментальной работы.

Научная новизна состоит в следующем: обоснована необходимость интеграции художественно-технологической и методической подготовки студентов ФТиП педвузов при освоении учебного курса росписи по дереву; научно-методически обосновано содержание обучения студентов ФТиП педвузов народным росписям по дереву Архангельской области; предложены эффективные методические приемы обучения, построенные на структурном анализе декоративных элементов северных росписей; теоретически обоснована и практически подтверждена эффективность организации коллективной творческой работы по северным народным росписям по дереву; разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективная методическая система обучения студентов народным росписям по дереву Архангельской области, которая включает: 1) цель, задачи, содержание экспериментальной учебной программы для студентов факультета технологии и предпринимательства педвуза «Народная роспись по дереву с элементами методики преподавания» (на материале росписей по дереву Архангельской области); 2) формы, методы, методические приемы и средства обучения, определяющие условия, в которых процесс обучения росписи по дереву будет проходить наиболее эффективно; 3) опыт апробации методической системы обучения росписи по дереву на ФТиП педвуза и анализ полученных результатов. разработаны критерии оценки творческих работ по северным росписям и система педагогических воздействий с целью избежания трудностей при выполнении северных народных росписей по дереву;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: научно доказана целесообразность использования ДПИ в качестве эффективного средства подготовки студентов ФТиП; внесен вклад в разработку научно-методических основ преподавания ДПИ, разработана система обучения с опорой на структурный анализ декоративного изображения.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть непосредственно использованы в системе профессиональной подготовки учителя технологии, для изучения смежных научно-педагогических проблем обучения студентов различным видам ДПИ, при разработке учебных программ и создании учебных пособий, а также могут оказать практическую помощь учителям технологии и работникам дополнительного образования в проведении занятий по художественной обработке материалов.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения философской, искусствоведческой, этнографической, психолого-педагогической литературы; применением системы методов, адекватных задачам и логике исследования; опытно-экспериментальной проверкой основных положений данного исследования; личным педагогическим опытом автора.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на факультете ТиП Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова г.Архангельска. Основные выводы и результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях: всероссийском семинаре-совещании «Приобщение детей и юношества к народной культуре, традициям, прикладному искусству» в г.Архангельске 11-16 мая 1995 г., областной научно-практической конференции «Народная художественная культура русского Севера в дополнительном образовании детей Архангельской области. Теория и практика» в г.Архангельске 13-15 января 2003 г.

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем основного текста - 226 страниц, в списке литературы - 212 работ.

Социально-экономические и психолого-педагогические основы освоения студентами ФТиП народных, росписей по дереву

Развитие науки и техники, появление новых технологий, изменения политической системы и социально-экономических условий жизни в целом накладывают отпечаток на подготовку молодежи, что в первую очередь проявляется в изменении содержания образования, которое непременно влияет на выбор форм, методов и средств обучения. «Меняется эпоха, меняются вкусы, меняется частная политика, как внешняя, так и внутренняя, а значит, как составная часть данного государства, меняется и отношение к методам и методологии обучения и воспитания подрастающего поколения» [23, С.5].

На территории Российской Федерации (РФ) проживает более 170 национальностей и этнических групп. Официальная идеология в период социализма ориентировала на необходимость сближения наций и образование общности - «советский народ», при этом сохранялись отдельные элементы материальной и художественной культуры наций. После распада СССР этот образ стал размываться, поэтому была предпринята попытка привить новые формы социальной идентичности, но это не удалось. По данным РАН, в 1991г. с советским человеком себя идентифицировало 78% респондентов, в 1993 г. - 20%, а в 1997 г. только 12%. Новая идентичность «россиянин» была практически лишена этнических оттенков, но и ее популярность также неумолимо падала.

Причиной этого было падение доверия к государству, с которым непосредственно ассоциируется «российская идентичность». Ведущими становятся этнокультурные основания. Набирают силу процессы суверенизации и национально-культурного «возрождения» в национально-территориальных образованиях РФ. Историческое развитие России связано со спецификой национальной структурированности. Не является исключением, и Север Европейской части России.

Поиски национальной идентичности в России в 90-е годы позволяют назвать этот период «веком национализма» и одновременно возрожденческих движений, проявляется стремление к поиску национальной уникальности и самобытности. Все это не могло не отразиться на содержании обучения подрастающего поколения. В образовательные программы повсеместно вводится национально-региональный компонент, в связи с чем, в школах изучаются особенности региональной природы и климата, национальные обычаи и праздники, местный диалект, традиционные народные ремесла и промыслы.

«В отличии от других разновидностей социальной идентичности национальная идентичность значительно больше ориентируется на историческую традицию, а не на настоящее или будущее» [20, С.331]. Признаками нации могут выступать национальная история, культура, обычаи, особенности поведения, язык, народная одежда, искусство и т.д. В условиях стабильного общества национальная идентичность практически не проявляется. Проблемы возникают в ситуации социальной нестабильности, когда прежние культурные символы начинают ставиться под сомнение. Именно такая социально-экономическая ситуация возникла в период распада СССР.

Разрушение отлаженной при социализме системы экономических связей способствовало активизации разработки местных материалов. Кроме этого, товары, поставляемые из-за рубежа, не отвечали требованиям климатических условий, особенностям национального характера населения. Именно в это время получают свое второе рождение национальные ремесла и промыслы. Так в Архангельской области было уделено особое внимание возрождению и развитию традиционной для края художественной резьбы и росписи по дереву.

Дидактические принципы и средства обучения будущих учителей технологии северным народным росписям по дереву

Процесс обучения студентов росписи по дереву базируется на общедидактических принципах, которые приобретают свою специфику при разработке частных методик. М.А.Данилов дает следующее определение дидактических принципов обучения, которое сводится к тому, что их следует понимать как «... основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями» [5, С.66].

Исследование учебной деятельности на художественно-графическом факультете и факультете технологии и предпринимательства, деятельности учителей технологии и изобразительного искусства в школе, процесса обучения в системе дополнительного образования позволило раскрыть вопрос применения дидактических принципов при обучении кистевой росписи. В настоящем параграфе излагаются те из них, которые были учтены при разработке учебного курса «Народная роспись по дереву с элементами методики преподавания (на материале росписей по дереву Архангельской области)» (см. приложение 1) и построении структуры обучения. Авторами системы парных принципов обучения являются В.В.Краевский и М.Н.Скаткин [154].

1. Принцип наглядности обучения и развития теоретического мышления. Эффективность обучения росписи по дереву непосредственно зависит от развития органов чувств. Наглядность дает правильное представление об изучаемых видах росписей и технологическом процессе их выполнения. Демонстрация слайдов, таблиц, репродукций, фотографий изделий и работа с художественными изделиями, образцами росписи должны стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

Чувственное восприятие играет большую роль в обучении росписи по дереву, но оно представляет лишь одну из ступеней познания. Восприятие должно сопровождаться и направляться активным художественным мышлением, которое ставит познавательные задачи, создает план эстетических наблюдений. Студентов необходимо учить воспринимать главные и второстепенные детали, видеть стиль росписи, ее художественные достоинства. Изучая новый вид росписи по дереву, первоначально студентам сложно выделить основные декоративные элементы и их пропорциональное отношение к другим второстепенным элементам в композиции.

Зрительное восприятие - это важный аспект творчества. Практика обучения студентов показывает, что на занятиях росписью по дереву наглядность выполняет функцию источника визуальной информации, средства иллюстрации, либо выступает как основа чувственного восприятия и опора познания. М.И.Махмутов [102] выделяет еще одну функцию наглядности: наглядность как источник учебных проблем. Такой подход позволяет говорить о ее роли в активизации учебно-познавательной деятельности, при этом обучение студентов народной росписи по дереву имеет поисковый характер.

Различные виды наглядности: естественную, картинную, объемную (предметную), символическую и графическую, используемую в обучении народной росписи по дереву можно разделить на две группы:

- образная наглядность: наблюдаемые художественно-исполнительские действия руки мастера, эскизы, рисунки, иллюстрации и фотографии старинных изделий быта, зарисовки музейных экспонатов, диапозитивы, натуральные образцы художественных изделий, работы студентов прошлых лет; фотографии и рисунки с натуры природных форм, натуральные природные объекты.

- условно графическая и знаковая наглядность: схемы элементов, сочетаний элементов, композиционные схемы; географическая карта Архангельской области с центрами развития северных росписей по дереву, несущая художественно-историческую информацию.

Методы копирования с натуральных образцов старинных расписных изделий или репродукций из книг составляют первоначальные упражнения в виде эскизирования и зарисовок с них, что готовит студентов к творческой деятельности. Следует отметить, что копирование без дальнейшего художественного развития приводит только к репродуктивной деятельности. Работа с наглядностью должна сопровождаться четко сформулированными учебными задачами, которые концентрируют внимание обучаемых на важных сторонах изучаемого предмета. Визуальное наблюдение помогает:

- проанализировать форму художественного изделия;

- выполнить поэлементный анализ росписи;

- выделить ведущие и второстепенные элементы растительного орнамента;

- выполнить анализ композиционной схемы росписи;

- проанализировать сюжетный мотив и т.д.

Дидактические принципы и средства обучения будущих учителей технологии северным народным росписям по дереву

Экспериментальная программа обучения студентов ФТиП педвуза «Народная роспись по дереву с элементами методики преподавания (на материале росписей по дереву Архангельской области)» (см. приложение 1) рассчитана на 82 часа, из которых 20 часов отводится на лекционный курс и 62 часа на практическую работу. Она включает 22 учебно-творческих задания, содержание которых приведено в табл.З (см. приложение 3) и наглядно отображено в иллюстрированном учебном плане табл.2 (см. приложение 2).

Дидактические принципы, положенные в основу программы обучения студентов народным росписям по дереву, включают, прежде всего, деятель-ностный подход. Занятия росписью по дереву на первый план выводят практическую, художественно-творческую деятельность обучаемых, поэтому большое внимание в программе уделено системе упражнений, необходимых для овладения технологией росписи изделия, и творческой самостоятельной работе студентов, что поддерживает традиционную структуру содержания обучения этому ремеслу.

Структура содержания обучения росписи по дереву построена с опорой на художественную традицию и каноны ремесла, на использование художественных приемов ДЛИ: повтора, вариации и импровизации. Национально-региональный компонент программы проявляется в изучении различных направлений росписи по дереву Европейского Севера: пермогорской, пучуж-ской, ракульской, борецкой, мезенской..

Учебный материал спланирован на основе системного подхода, когда относительно самостоятельные компоненты обучения рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. На занятиях следует использовать сравнительный анализ с ранее изученными росписями и соблюдать общую схему в освоении северных графических росписей, что образует системный подход в их изучении.

Комплексный подход включает изучение элементов методики преподавания росписи по дереву в процессе непосредственного изучения ее художественно-технологических особенностей, что также способствует развитию интереса к предмету изучения и росту творческой активности.

Опираясь на классификацию категорий учебных целей, приведенную П.Блумом [5, С.36], в табл.З (см. приложение 12) категории раскрыты с учетом обучения северным народным росписям по дереву в педвузе. Содержание обучения становится наполненным и педагогически целостным, если исходить из того, что должен знать и понимать студент, как применять теоретический материал и как анализировать, синтезировать, оценивать художественно-творческие работы. Выявление категорий учебных целей позволяет раскрыть их педагогический смысл с учетом основы ремесла.

Эффективное решение художественно-технологических задач во многом зависит и от выбора объектов труда, поэтому студентами выполнялась роспись на предметах, имеющих ярко выраженное утилитарное назначение, общественную значимость и эстетичный вид, В этот список входили: стол, табурет, скамейка, шкатулка, ваза, чаша, подставка под горячее, полка, разделочная доска, кожух для горшков и т.д.

Степень осваиваемости учебного материала студентами будет выше, если:

- в содержании учебного материала выделять основные и второстепенные задания;

- лекционные занятия по истории северных росписей по дереву и занятия, содержащие общие подходы к их изучению, проводить на начальном этапе освоения курса;

- практикум должен включать изучение структурных основ элементов, связок элементов и композиций в начале занятия, с целью наработки знаний, необходимых для плодотворной самостоятельной работы;

- экономично и оптимально использовать учебное время при выполнении конкретного художественно-творческого задания;

- осуществлять стимуляцию и активизацию познавательной деятельности за счет использования коллективной творческой работы, работы в материале на ранних этапах обучения и активизирующих методов обучения;

- соблюдать логическую последовательность этапов творческого процесса -повтора, вариации и импровизации, с целью сохранения логики развития творчества в народном искусстве (принцип вариации следует использовать, начиная с первых учебных занятий);

- изучать приемы стилизации природных форм;

Похожие диссертации на Научно-методическое обоснование содержания обучения учителя технологии основам декоративно-прикладного искусства (На материале народных росписей по дереву Архангельской области)