Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству Зубрилин Константин Михайлович

Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству
<
Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зубрилин Константин Михайлович. Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Зубрилин Константин Михайлович; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т].- Москва, 2009.- 149 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/383

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Специфика композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству 14

1.1 Из истории развития орнаментального искусства 14

1.2 Особенности построения орнаментальной композиции 20

1.3 Композиционное мышление и орнаментальные образы .46

1.4 Дидактика орнаментальной композиции 56

Глава 2. Динамика формирования композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству 61

2.1 Критерии оценки уровня композиционного мышления студентов начальных курсов 61

2.2 Диагностика исходного уровня развития композиционного мышления студентов начальных курсов (констатирующий эксперимент) 80

2.3 Теоретические аспекты развитая композиционного мышления студентов начальных курсов 93

2.4 Развитие композиционного мышления студентов на занятиях по орнаментальному искусству формирующий эксперимент) .94

Заключение 105

Библиография 108

Приложение 1 124

Введение к работе

Проблема исследования.

В условиях совершенствования системы образования существует необходимость качественного повышения уровня профессиональной подготовки художника-педагога, в которой значительное место занимает композиция Формирование опыта творческой деятельности рассматривается в общедидактических концепциях как основополагающее условие готовности к творческой работе в школьном и вузовском образовании В этой связи практические и теоретические занятия в области орнаментальной композиции являются действенным и, по нашему мнению, единственно важным средством развития и обогащения художественного потенциала педагога изобразительного искусства, призванного развивать композиционное мышление в области изобразительного и декоративно прикладного искусства Несомненно, знакомство и усвоение орнаментальных композиционных структур способствует художественно-образному обогащению и неразрывно связанно с творческим процессом

Актуальность исследования обусловливается значимостью проблемы развития композиционного мышления студентов художественных факультетов в процессе обучения орнаментальному искусству

Развитие композиционного мышления рассматривается нами как основополагающее умение для профессионального роста личности художника-педагога в процессе его дальнейшего творческого пути Спецкурс по орнаментальной композиции дает импульс будущему специалисту в художественном развитии в понимании специфики изобразительного искусства

Для раскрытия теоретических основ обучения орнаментальному искусству важно рассмотреть сущность народного и декоративного искусства и его значение в системе высшего образования Решению этой проблемы способствовали труды ведущих отечественных ученых и искусствоведов (А Б Бакушинский, И Я Богуславская, Г К Вагнер, В М Василенко, В С Воронов, Ю Я Герчук, А Голан, М А Некрасова, Т М Соколова и др), в которых выявлен процесс становления народной культуры как определенной целостности и ее значение как системообразующего фактора

Вопросами теории, методики и практики преподавания различных видов искусства, эстетического воспитания и творческого развития школьников, студентов занимались известные ученые Е И Игнатьев, С Е Игнатьев, С П Ломов, Г В Беда, Н Н Ростовцев,

В С Кузин, Е В Шорохов, Т Я Шпикалова, Э И Кубышкина, Б Т Лихачев, А А Унковский, Л М Сокольникова и др

В разработке вопросов методики преподавания орнаментального искусства мы опирались на исследования Т С Комаровой, В С Кузина, С П Ломова, Н Н Ростовцева, А С Хворостова, Е В Шорохова, Т Я Шпикаловой, в которых народное творчество рассматривается как часть культуры и системообразующий компонент содержания в системе подготовки педагога-художника В кандидатских исследованиях (Е В Алексеенко, Б Б Байметов, С И Ботова, М В Дараган, Р Т Ибрагимова, В В. Корешков, Т В Кочева, В П Крылов, Л В Неретина, Л В Орлова, О. К Рашидов, И М Рязанцева, Д М Холматов и др.) выявлен опыт практического обучения народному декоративно-прикладного искусству, на который мы опирались при разработке методики обучения орнаментальной композиции

Основы теории развития творческих способностей личности рассматривали ведущие исследователи в области психологии Б Г Ананьев, А Г Асмолов, Л С Выготский, П. Я Гальперин, Е И Игнатьев, И С Кон, В С Кузин, А Н Леонтьев, А Н Лук, А М Матюшкин, Я А Пономарев, С Л Рубинштейн, Д И Фельдштейн, Д Н Узнадзе и др Труды Ю К Бабанского, В И Загвязинского, И Я Лернера, В А Никандрова, М Н Скаткина и многих других посвящены разработке дидактических основ обучения и педагогическому творчеству В этих работах раскрываются возможности активизации процесса обучения, выявляются наиболее эффективные средства управления мыс-ли-тельной деятельностью обучаемых

В последние годы выполнен ряд исследований, рассматривающих проблемы обучения различным видам изобразительного искусства в системе профессиональной подготовки будущих художников-педагогов, в которых обоснованы различные подходы к роли развития композиционного мышления студентов (С И Ботова, Р А Гильман, Т А Давидова, М В Дараган, М К Даутов, Р Г Ломоносов, П Н Ма-гомедова, О Н Попова и др )

В имеющихся разработках методических основ преподавания орнаментальной композиции в системе подготовки художника-педагога указывается, что возможности занятий орнаментальной композиции можно успешно использовать как эффективное средство развития композиционного мышления, которое, в свою очередь, позволит обеспечить высокий уровень художественно-образной выразительности учебных работ студентов, повысить профессиональную компетенцию готовность будущих учителей в творческой художественно-педагогической деятельности

Настоящее исследование нацелено на разработку и внедрение в учебный процесс спецкурса «Орнаментальная композиция» при подготовке художника-педагога Оптимальное развитие композиционного мышления выступает как центральная проблема обучения будущего художника-педагога Она тесно связано с другими компонентами творческих способностей личности творческим восприятием, воображением, оригинальным мышлением и др , что позволяет ставить задачи развития творческой личности будущего художника-педагога на основе активизации интеллектуальной деятельности обучаемого в процессе индивидуального творчества

Специфичность композиционного мышления, присущая художнику-педагогу, видится нам в большей доле рефлексивности по отношению к своему творчеству, чем у обычного художника-практика Рефлексия композиционного мышления свидетельствует о высоком уровне осознанности особенностей своей профессии В мышлении педагога рефлексивные моменты проявляются по отношению к восприятию создаваемому объекту Более глубокое понимание процесса своего художественного развития позволяет будущему художнику-педагогу, адекватно видеть и оценивать уровни развития ученика

Недостаточная изученность теоретических и практических вопросов развития композиционного мышления, потребность практики обучения в формировании творческой личности художника-педагога и зависимость творческого развития студентов от сформированности композиционного мышления является актуальной проблемой, определяющей выбор темы нашего исследования

Цель исследования: разработка и апробация универсального курса «Орнаментальная композиция» для развития композиционного мышления и повышение эффективности профессиональной художественной подготовки художника-педагога

Объект исследования: процесс обучения студентов орнаментальной композиции в системе подготовки художников-педагогов

Предмет исследования: методика обучения (теоретические основы, предлагаемые пути, методы и средства обучения) орнаментальной композиции студентов в системе подготовки художника-педагога

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что эффективность развития композиционного мышления студентов значительно повысится, если

-на первоначальных этапах обучения декоративно-прикладному искусству активизировать изучение стилистики орнаментального искусства,

-разработать научно-обоснованную методику этого обучения на занятиях по спецкурсу «Орнаментальная композиция» Задачи исследования:

  1. Проанализировать историческую, психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме развития композиционного мышления средствами орнаментальной композиции

  2. Теоретически обосновать и экспериментально подтвердить психолого-педагогические условия развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художника-педагога, эффективного использования для реализации этой цели занятий орнаментальной композиции

  3. Изучить особенности развития композиционного мышления в декоративно-творческих работах студентов по орнаментальной композиции

  4. Определить роль выразительных средств орнаментальной композиции в создании декоративных работ и закономерности их влияния на формирование композиционного мышления студентов

  5. Рассмотреть с точки зрения учебного процесса специфические особенности различных орнаментально-композиционных работ с целью стимулировать интеллектуальную деяіельность и творческий поиск студентов

  6. Разработать и экспериментально проверить научно обоснованную методику преподавания спецкурса орнаментальной композиции, направленную на развитие композиционного мышления учащихся в процессе индивидуальной декоративно-творческой деятельности

  7. Внедрить в практику обучения методические основы преподавания спецкурса «Орнаментальная композиция», оптимизированные в условиях современного учебного процесса

Методологическую и теоретическую основу исследования составили фундаментальные положения философской науки, психологии и педагогики по проблеме развития мышления Современные труды по проблеме развития личности в системе художественного образования и эстетического воспитания Теоретические искусствоведческие исследования, раскрывающие значительные возможности орнаментального искусства в формировании творческой личности Творческое наследие традиционного декоративного искусства и современная художественная практика преподавания композиции

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования

- теоретический анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы по проблеме развития композиционного мышле-

ния, научных и методических исследований, диссертационных работ, периодических изданий,

-изучение существующих методик обучения орнаментальной композиции, анализ современного состояния проблемы преподавания орнаментальной композиции на факультетах изобразительного искусства в педвузах и системе среднего специального образования,

- изучение и обобщение опыта педагогов, ведущих художников-профессионалов, современной практики обучения студентов художественно графических факультетов,

-изучение процесса создания индивидуальных декоративно-творческих работ студентами и определение роли орнаментальной композиции в развитии творческих способностей в учебно-художественных работах посредством их анализа,

-изучение материалов экспозиционно-выставочной практики современной орнаментальной композиции на выставках различного уровня (местных, областных, зональных, региональных, всероссийских), на конкурсах и фестивалях,

-экспериментальная художественно-педагогическая работа со студентами и учащимися и обобщение ее результатов (психолого-педагогический эксперимент)

Организация и этапы исследования Экспериментальная работа проводилась на первых курсах факультетов изобразительных искусств и народных ремесел Московского государственного областного университета и Московского гуманитарного института, в старших группах областного центра эстетического воспитания детей «Гармония» при МГОУ, Детской школы искусств в городах Королеве и Красноар-мейске Московской области, а также на художественных факультетах Нижневартовского гуманитарного и Омского государственного педагогического университетов

Сущность методического эксперимента заключалась в том, что групповые занятия велись по предложенным диссертантом методическим рекомендациям, поурочным разработкам и специальной системе оригинальных учебно-методических пособий с применением проблемных заданий, ситуаций, в результате системного проведения контрольных работ, сравнивались результаты экспериментальной и традиционной методики обучения орнаментальной композиции

Методы исследования. В процессе решения задач исследования и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы

- теоретические - изучение и обобщение творческого наследия народных мастеров и художников в области декоративно-прикладного искусства, в частности орнаментального искусства,

эмпирические - организация и проведение психолого-педагогического эксперимента, анализ и наблюдение за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся и педагогов,

диагностические - изучение продуктов художественной деятельности студентов до и после введения экспериментальной программы, статистический анализ полученных результатов

Научная новизна исследования заключается в следующем

- разработана, научно обоснована и экспериментально провере
на методическая система эффективного развития композиционного
мышления студентов в системе подготовки художников-педагогов;

-разработана система композиционно-орнаментальных заданий, предполагающая развитие теоретических и практических знаний, умений и навыков использования широкого спектра возможностей орнаментальной композиции, которая направлена на качественное развитие композиционного мышления студентов,

- предложены и обоснованы критерии диагностики уровня раз
вития композиционного мышления студентов в системе подготовки
художников-педагогов

Теоретическая значимость исследования.

Внесен вклад в решение проблемы развития композиционного мышления

-теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, при которых использование орнаментального искусства является важным фактором развития композиционного мышления студентов,

разработана специальная диагностирующая методика, направленная на выявление и оценку уровней развития композиционного мышления студентов в процессе изучения орнаментального искусства,

теоретически обоснованы критерии оценки развития композиционного мышления студентов,

-установлено, что в процессе занятий орнаментальным искусством эффективно формируется и развивается композиционное мышление студентов,

-установлена взаимосвязь между формированием знаний о структуре орнаментальных средств и характером творческого процесса создания композиционного решения в учебно-творческих работах студентов, а также выявлено методическое значение этой связи как эффективного средства развития композиционного мышления будущих художников-педагогов,

- установлено, что использование в процессе занятий орнамен
тальной композиции активизирует интеллектуальную деятельность и
стимулирует процесс развития композиционного мышления студентов

Практическая значимость заключается в разработке и апробации в ходе исследования системы орнаментально композиционных заданий и упражнений, направленных на эффективное и оптимальное развитие композиционного мышления студентов на занятиях орнаментальной композиции в системе подготовки художника-педагога Полученные результаты могут быть использованы как в системе высшего и среднего художественно-педагогического образования, так и в системе дополнительного профессионального художественного образования

Достоверность результатов исследования обеспечивается:

опорой на исследование в области психологии, педагогики, методики преподавания изобразительного искусства,

избранной методологией и широтой констатирующих исследований,

экспериментальной проверкой основных положений исследования на практике, в работе со студентами в ходе поисково-фор-мирующего этапа эксперимента

Апробация результатов исследования.

Практическая работа в области преподавания спецкурса орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных художественных ремесел Московского государственного областного университета опиралась на разработанную в исследовании концепцию оптимизации процесса развития композиционного мышления студентов в ходе обучения, что нашло отражение в результатах контрольных работ, которые получили высокие оценки и отличались повышенным разнообразием, оригинальностью, нестандартностью решений, большой творческой насыщенностью

Материалы и результаты исследования стали основой выступлений и докладов на заседаниях кафедры (композиции) народных художественных ремесел Московского государственного областного университета, на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава факультета ИЗО и народных ремесел (ежегодно с 2005 по 2009 г )

Экспериментальная^ работа со студентами факультетов изобразительного искусства и народных ремесел МГОУ и МГИ, детских художественных школ городов Королева, Мытищи, Красноармейска проводилась в период с 2005 по 2009 г, в работе приняли участие более 200 человек

Первый этап (2005-2006 гг) - поисковый, заключающийся в теоретическом осмыслении проблемы орнаментальной композиции в

контексте современной образовательной системы На этом этапе проводился анализ искусствоведческих, философских, психолого-педагогических и методических литературных источников, определялась методология исследования, выдвигалась гипотеза, намечались цели, задачи и методы исследования

Второй этап (2006-2008 гг) - опытно-экспериментальный, на котором проводился констатирующий эксперимент, определялась база поисково-формирующего эксперимента, подвергались первичной проверке и уточнению положения гипотезы исследования.

Третий этап (2008-2009 гг) - теоретически-обобщающий, был посвящен проверке эффективности предлагаемой методической системы развития композиционного мышления студентов на занятиях орнаментальной композиции в ходе педагогического поисково-формирующего эксперимента Проводились анализ и обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования, оформление материалов диссертации

На защиту выносятся

-разработанная, научно обоснованная, экспериментально проверенная и апробированная система эффективною развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художников-педагогов на занятиях орнаментальной композиции,

критерии диагностики уровня развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художников-педагогов на занятиях орнаментальной композиции,

система заданий по орнаментальной композиции, базу которых составляет единство художественных и композиционных задач с постепенным техническим и художественным усложнением этого обучения

Структура диссертации определяется логической последовательностью поставленных задач Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя по 4 параграфа, заключения и приложения, где приводятся методические таблицы, репродукции творческих работ студентов

Из истории развития орнаментального искусства

История развития орнамента насчитывает тысячелетия. Развитие исследовательской мысли о проблемах возникновения, формирования и целесообразности данного компонента национальной культуры началось сравнительно недавно. В различных сферах знаний поиск исследовательских подходов велся от описательных методик, коллекционирования и формального сопоставления мотивов до научных классификаций, осмысления семантики, сакрального наполнения орнамента. Постепенно сформировалось два основных исследовательских направления - формальное и содержательное, которые заключают в себе различные подходы, и в некоторой степени дискутируют друг с другом. Ю.Я. Герчук называет орнамент самым упорядоченным и систематическим видом искусства. Этот автор убеждает, что орнамент как произведение искусства есть, конечно же, целостная система, в которой ритм и смысл так же неразделимы, как в стихотворении. Он называет орнамент «стихией... во всем своем эмоциональном богатстве, неисчерпаемом многообразии форм и образов, в живом, подчас противоречивом развитии». (45, с 23) Искусство орнамента воплощает мировосприятие всего общества, народа, эпохи. В образном содержании орнамента кроется духовный мир художника — народного мастера, создавшего этот орнамент

Однако синтез и взаимное дополнение обозначенных выше исследовательских направлений — системный анализ всех аспектов льтуры того или иного этноса, привлечение косвенных источников изучения: фольклора, обрядов, материального наполнения культуры этноса и других - позволило бы выявить более цельные комплексные знания орнаментальном искусстве.

Орнаментальное искусство - значительная, весомая, емкая, достаточно сложная и многогранная часть культуры, поэтому изучение орнамента необходимо рассматривать на основе системного подхода, основанного на изучении истории орнаментального искусства и законов построения орнаментальных композиций. Рассмотрим сначала вопрос, связанный с историей орнаментального искусства, в частности, возникновения орнамента.

С древних времен орнаментальная символика наиболее образно отражает духовный мир человека, и она связана с его религиозными воззрениями. Увиденное и осмысленное человеком в окружающем его мире изображалось, на первый взгляд, примитивно, но за кажущейся простотой стояла философски продуманная система знаков, символов и образов - оберегов. Разнообразные мотивы и сюжеты орнаментальных композиций сложились на протяжении тысячелетий в результате обобщений, наблюдений и жизненного опыта.

В жизни древних людей огромную роль играла вера в могущество изображений. Поклонение силам природы на ранних этапах развития общества нашло свое отражение в символике орнамента.

Сам термин «архетипы» появился благодаря известному швейцарскому психологу, психиатру, психоаналитику и культурологу К.Г. Юнгу. (195, с 102). Изучая психологические процессы подсознания человека, в основном исследуя сны и сновидения, Юнг приходит к выводу, что структура коллективного бессознательного включает в себя образы іредсльной степени общности (архетипы). Они являются результатом суммарного опыта сотен поколений людей и служат организующими элементами всех психических процессов. «Как растение порождает соцветия, так психика порождает символы. Любой сон подтверждает это» (195, с 290). В народном орнаментальном творчестве архетипами обозначают универсальные художественные образы, характерные для искусства различных цивилизаций.

Дидактика орнаментальной композиции

Обучение ведет студентов к достоверным знаниям, основанным на научных данных. В истинности знаний студенты убеждаются на практике. Принцип сознательности и активности студентов один из важнейших дидактических принципов.

Студенты идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как источнику познаний, в этом состоит принцип наглядности.

Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, т.е., если человек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых данных для суждения. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее.

Использовать свои знания студенты могут только в том случае, если они твердо и основательно овладели ими. Отсюда принцип прочности усвоения знаний.

Перед преподавателем поставлена важнейшая задача: развитие композиционного мышления и, как следствие, творческого потенциала художника-педагога.

В ходе обучения орнаментальной композиции мы ведем студента постепенно от малых знаний к большим, развиваем его умения от наипростейших навыков к более сложным приемам работы. Также мы разделяем длительную работу на этапы. В процессе учебно-творческой работы мы переходим с одного этапа на другой, но без завершения предыдущего этапа мы не переходим на другой. Мы руководствуемся при этом принципом систематичности и последовательности, принципом прочности усвоения знаний, принципом доступности, посильности обучения.

Итак, преподаватель в своей педагогической практике использует следующие дидактические принципы: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, принцип сознательности активности, систематичности и последовательности, принцип прочности усвоения знаний, принцип доступности, посильности обучения.

Процесс становления профессионализма художника-педагога является длительным и требует систематической работы по повышению дидактической компетентности.

В профессионализме художника-педагога можно выделить два компонента: объективный и субъективный.

К объективному компоненту относятся знания: предметные, педагогические, дидактические, психологические, образующие систему ориентирования художника.

Субъективный компонент профессионализма художника педагога отражается в педагогике художника: гносеологическая, проектировочная, конструкторская, контрольно-оценочная, коммуникативная, рефлексивная.

Три группы факторов, обеспечивающих эффективность процесса обучения:

Содержание обращения, деятельность преподавателя, процесс учения.

Четкость постановки методических задач, выбор методов преподавания, способ познавательной деятельности студентов.

Методические приемы и действия студента с информацией.

Проблематизация — выделение проблем практики, требующий решения.

Выделяется группа эмпирических методов. Они используют вмешательство в учебный процесс (наблюдение, опросы, изучение работ).

Процесс обучения может проходить в любой аудитории ВУЗа.

В процессе обучения присутствуют теоретические и практические занятия. Теоретические занятия проходят в виде лекции. Студенты узнают:

Краткую историю происхождения орнаментального искусства;

Виды и жанры орнамента;

Виды симметрии орнамента;

Методики построения различных орнаментов;

Возможности колорита художественного произведен На практических занятиях они закрепляют и развивают свои знания умения и навыки в области орнаментального искусства.

В начале обучения используется методика "механических" способов создания орнаментальной композиции, значительно упрощающих вхождение студента в курс декоративных образов, ненавязчиво расширяющих палитру его колористических и пластических возможностей.

Критерии оценки уровня композиционного мышления студентов начальных курсов

Проведение опытно-экспериментальной работы определялось целями изучения и проверки на практике психолого-педагогических и методических аспектов проблемы эффективного развития композиционного мышления, необходимостью поиска и отработки путей акгивизации интеллектуальной деятельносги студентов в учебно-творческом процессе.

Опытно-экспериментальное исследование проходило в два этапа: констатирующий и поисково-формирующий эксперимент, и проводилось в течение 2005-2009 гг. в Московском государственном областном университеге на кафедре народных ремесел факультета изобразительного искусства и народных ремесел. В эксперименте приняли участие все студенті»!, посещающие занятия орнаментальной композицией.

Проведение экспериментального исследования в целом определялось постановкой следующих основных задач:

а) выявить педагогические условия, способы, приемы и методы, способствующие эффективному развитию композиционного мышления студентов при подготовки художника-педагога в процессе индивидуальной декоративно-творческой деятельности на занятиях орнаментальной композицией; проанализировать и проверить содержание теоретического и практического материала разработанного спецкурса «Орнаментальная омпозиция» студентов в системе подготовки художника-педашга;

в) определить зависимость занятий по традиционной программе ения от экспериментального, направленного на эффективное развитие композиционного мышления. коми

Опытно-экспериментальная работа проводилась с использованием метода анализа проірамм преподавания композиции, педагогических и методических рекомендаций к ним; методов анализа процесса и результатов индивидуальной декоративно-творческой деятельности студентов; методов педагогического наблюдения учебного процесса и анкегирования.

Исследование исходного уровня развития композиционного мышления

студентов проводилось па констатирующем этапе педагогического эксперимента в период с 2007 по 2008 гг. В качестпе основных задач поискового эксперимента выступили следующие:

1) определение исходного уровня развития композиционного мышления студентов по трем параметрам:

1. степень выразительности элементов орнамента и произведения в целом;

2. сложность построения орнамента;

3. сложность колористического решения;

2) выявление уровня владения возможностями орнаментальной композиции в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве.

3) определение методических условий и особенностей развития композиционного мышления студентов на занятиях орнаментальной композицией;

4) уточнение и систематизация экспериментального учебно-методического материала разрабатываемой программы обучения художника-педагога.

Уровень развития композиционного мышления находит наиболее явное отражение в учебных работах студентов по орнаментальной композиции, ыполненных в процессе индивидуальной творческой деятельности.

В процессе экспериментального исследования на этапе констатирующего педагогическою эксперимента были проанализированы учебно-творческие работы, отобранные на семестровых просмотрах 2005-2008 уч. г. (с 1 по 2 курс).

Анализ работ студентов проводился на основе следующих художественно-педагогических параметров оценки:

стилизация образа;

оригинальность композиционного решения;

сложность построеі іия орнамеї гга;

использование оригинальных стилизованных образов;

сложность исполнения орнаментальной композиции;

использование нестандартных возможностей орнаментальной композиции.

Сделав анализ учебно-творческих работ студентов в области орнаментальной композиции, мы выделили следующее:

неграмотное заполнение рабочего поля лисга;

пренебрежение выразительными качествами образа;

низкий уровень сложности построения орнамента;

отсутствие осознанного подхода к использованию возможностей орнамента

Студенты не ставят перед собой задачи достигнуть оригинальности и выразительности художественньгх характеристик образа в творческих работах путем стилизации (обобщение, абстрагирование и т.д.), что показывает отсутствие самостоятельности мышления, его индивидуальности, нестандартности. Уровень владения средствами орнаментальной композиции весьма посредственный, что существенно ограничивает возможности творческого выражения.

Похожие диссертации на Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству