Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творческой активности студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству : на примере ткачества Кисимисов Ербулат Турсынханович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кисимисов Ербулат Турсынханович. Формирование творческой активности студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству : на примере ткачества : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Кисимисов Ербулат Турсынханович; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т].- Омск, 2007.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 07-6/3313

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность. Актуальность исследования обусловлена неограниченными возможностями декоративно-прикладного искусства (ДПИ) в творческом развитии студентов. Поскольку учебно-творческое занятие по художественной обработке материалов является продолжением учебного процесса по рисунку, цветоведению, проектированию, материаловедению и входит в систему специальной подготовки художника-прикладника, целью учебно-творческих занятий является закрепление и расширение полученных студентами знаний и навыков на занятиях декоративно-прикладным искусством, формирование умений их творческого применения при создании изделий в условиях освоения конструкций и форм различных предметов декоративного искусства. Это является важным моментом в формировании художественных способностей будущих художников-прикладников в целом. Изучение свойств различных природных материалов, их художественной проработки, а также рост профессионального мастерства и творческого уровня в овладении техникой и технологией различных видов декоративного искусства должны быть взаимосвязаны, чтобы обеспечить наиболее эффективные условия формирования творческих способностей специалиста. Этим обусловлена актуальность данного исследования, так как творческий подход к созданию орнаментального образа, декоративных изображений основывается на полученных знаниях при изучении предметов изобразительного искусства, а также на впечатлениях, полученных непосредственно от общения с окружающей средой.

В связи с этим в настоящее время создаются предпосылки к обновлению содержания воспитания, которое необходимо сосредоточить на формирование гуманистических, социально значимых ценностей и образцов гражданского поведения в соответствии с программой «Развитие образования на 2005–2010 годы». Главным ориентиром является реформа художественно-эстетического воспитания молодого поколения средствами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. В этом деле важнейшее значение имеет искусство, и прежде всего народное декоративно-прикладное искусство, охватывающие целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности. Особую актуальность приобретает проблема формирования творческой активности и профессиональной подготовки студентов художественных, художественно-графических факультетов при обучении декоративно-прикладному искусству и изучении специфики казахских народных художественных ремесел в процессе художественно-эстетического образования и воспитания будущих специалистов в области художественно-творческой деятельности.

Проблема формирования творческой активности и художественного мастерства у студентов всегда находилась в центре теории изобразительного искусства. В исследованиях А. Д. Алехина, М. В. Алпатова, Г. В. Беды, В. В. Ванелова, Н. Н. Волкова, Е. С. Громова, И. М. Даниэля, Н. П. Крымова, Б. М. Никифорова, В. С. Щербакова, Е. В. Шорохова, К. Ф. Юона уделяется серьезное внимание раскрытию и поиску закономерностей формирования художественного мастерства в творческой деятельности художника-прикладника. Пути активизации творческой деятельности и реализации задач художественно-профессиональной подготовки раскрываются в научно-педагогических работах Ю. М. Алиева, К. Ж. Амиргазина, Ж. Ш. Балкенова, Б. Г. Гагарина, А. В. Данилова, Ж. Н. Джусупова, Е. П. Зальцман, П. В. Зинченко, У. Ш. Ибрагимова, А. И. Иконникова, В. В. Корешкова, С. П. Ломова, Л. Г. Медведева, Н. Г. Назаровой, Л. А. Пановой, И. В. Солодухина, М. М. Старикова, С. С. Терзяна, Н. К. Шабанова, Е. В. Шорохова.

В современной науке проблема формирования творческой активности студентов не нова, она исследована с разных точек зрения в рамках философии, этики, психологии, педагогики. В нашем исследовании мы опирались на фундаментальные работы ученых в области философии (Л. А. Зеленов, К. М. Кантор, В. П. Кузьмин, Л. И. Новикова, Э. Г. Юдин); в области этики и эстетики (В. Р. Аронов, О. И. Генисаретский, В. Г. Глызычев, Ю. Б. Соловьев, И. А. Спичак, С. О. Хан-Магомедов, Л. М. Холмянский, Е. Д. Щедрин и др.).

Психолого-педагогические и социокультурные аспекты формирования творческой активности студентов рассматривали А. Д. Алехин, Н. Н. Анисимов, Е. А. Василенко, Л. Е. Выготский, В. П. Зинченко, Л. А. Ивахнова, В. С. Кузин, А. М. Леонтьев, И. Я. Лернер, Б. Т. Лихачев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, Е. В. Шорохов. Их основные выводы и размышления легли в основу нашей работы.

Проблемы использования разных видов декоративно-прикладного народного искусства в подготовке будущих учителей анализировали К. Ж. Амиргазин, Т. Е. Астрова, А. А. Белов, П. Г. Демчев, В. И. Коваленко, А. И. Ковешников, В. В. Корешков, Б. В. Нешумов, А. С. Хворостов, Л. М. Холмянский, Г. В. Черемных, Е. Д. Щедрин, Т. Я. Шпикалова и др.

Состояние теории и методики преподавания основ декоративно-прикладного искусства на сегодняшний день позволяет научно-объективно обосновать процесса формирования основ творческой активности студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству.

Рассмотрению научных основ преподавания специальных художественных дисциплин посвящен ряд трудов и пособий методического характера. Проблема формирования личности, ее всестороннего и гармоничного развития, без чего немыслим художник-педагог, рассматривалась в работах Е. А. Ануфриева, В. Г. Афанасьева, Г. М. Гака, М. С. Качана, С. М. Ковалева, В. А. Разумного, А. К. Рычкова, А. Г. Харчева, И. Т. Фролова и др. Анализ и изучение этих исследований позволили сделать вывод о существовании некоторого разделения целостного процесса при формировании творческой активности студентов художественно-графического факультета, так как вопросам специальной подготовки учителей изобразительного искусства во многих работах уделяется больше внимания, нежели их художественному мастерству при изучении декоративно-прикладного искусства. Устранение этого противоречия в процессе обучения видам декоративного искусства и развития творческой активности студента делает нашу работу актуальной.

В специальной научной литературе по методике обучения декоративно-прикладному искусству, психологии, художественной педагогике указывается, что данная проблема тесно связанна с развитием художественно-творческих способностей студентов, их эстетической самодостаточностью и поэтому требует обстоятельных исследований.

В программах по видам декоративно-прикладного искусства (ткачество, войлок и т. д.) для художественно-графических факультетов, на наш взгляд, недостаточно конкретизированы цели и задачи учебных заданий по овладению закономерностями основ ДПИ, не вполне обоснована взаимосвязь теоретического курса с практическими занятиями по видам ДПИ. Содержание учебных программ по ДПИ предполагает лишь изучение отдельных закономерностей декоративного изображения и орнамента, при этом развитие творческого начала становится второстепенной задачей. При изучении видов ДПИ роль и значение художественного мастерства будущего учителя должны рассматриваться целенаправленно, при изучении истории развития искусства и образования в области художественного творчества следует акцентировать внимание на декоративное искусство. Учебные программы ДПИ художественно-графических факультетов практически не предусматривают изучение историко-теоретических вопросов, хотя в историко-теоретических трудах М. В. Алпатова, Б. Р. Виппера, Ю. И. Греинберга, Н. Н. Волкова, А. С. Хворостова, В. В. Корешкова, Анри де Моран, Л. Е. Фрейнберга, Б. А. Успенского значение основ ДПИ в мировом искусстве исследовано глубоко и полно.

Место и роль изобразительного и декоративного искусства в системе художественно-профессиональной подготовки будущих учителей исследовал К. Ералин. В работе М. С. Марзаханова и Е. С. Асалханова решаются вопросы дидактической подготовки будущих учителей декоративного искусства к развитию творчества учащихся. Проблемы художественно-творческого развития студентов в процессе практических занятий по видам декоративно-прикладного искусства рассмотрены Ю. М. Алиевым, Н. Г. Назаровой, Л. А. Пановой, А. А. Сихаевым.

В исследованиях преобладает анализ отдельных компонентов профессионального становления будущих художников-прикладников, отмечается необходимость поэтапного освоения художественных средств отдельных видов ДПИ. Однако вопросы освоения основ ДПИ как четко сформированной системы, образующей комплекс постепенно усложняющихся учебно-творческих заданий, не получили должного освещения. Нерешенность их в методике преподавания видов ДПИ, на наш взгляд, остается достаточно серьезной проблемой, что, с одной стороны, влияет на качество преподавания цикла дисциплин по ДПИ, с другой – на уровень профессиональной подготовки художника ДПИ и творческой активности студента.

Сложившееся противоречие между требованием современного общества к уровню мастерства будущих художников-педагогов и отсутствием научно-обоснованной системы поэтапного освоения закономерностей основ ДПИ, позволяющих педагогам вуза успешно решать учебно-творческие задачи по видам ДПИ в процессе обучения студентов, обусловило выбор темы диссертационного исследования. Основополагающая проблема определяется поиском оптимально продуктивной методики поэтапного освоения основ ДПИ, обеспечивающей высокий уровень художественного мастерства и формирования творческой манеры художника ДПИ.

Проблема исследования состоит в поиске эффективных методов преподавания и разработке методики обучения на примере казахского декоративно-прикладного искусства, способствующих формированию творческой активности студентов в процессе их профессиональной подготовки.

Цель исследования – научно обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные формы, методы работы и апробировать концепцию формирования творческой активности студентов.

Объектом исследования является процесс обучения декоративно-прикладному искусству студентов художественно-графических факультетов в условиях прохождения специализации по ткачеству.

Предмет исследования – процесс формирования творческой активности студентов, направленной на освоение традиций народного декоративно-прикладного искусства, способствующей развитию художественного мастерства.

Анализ теоретических аспектов интересующей нас проблемы, длительная, в течение многих лет проводившаяся поисковая экспериментальная работа со студентами ХГФ позволили нам выдвинуть следующую гипотезу исследования: уровень творческой активности студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству повышается, если:

–определить его основные виды, способствующие развитию творческих способностей студентов;

–будут учтены традиции народного творчества и разработка методики использования изобразительной деятельности;

–в процессе обучения будут широко использоваться различные материалы, современные технологии, а также различные методические приемы, художественные средства достижения выразительности народного декоративно-прикладного искусства.

Проблема, цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:

1.Изучить научные труды по философии, художественной психологии и педагогике, в области методики обучения декоративно-прикладному искусству, художественно-творческой практики, искусствоведения. Провести анализ методической и теоретической литературы по проблеме исследования, позволяющий рекомендовать наиболее целесообразные методы ДПИ как наиболее эффективные в процессе формирования художественно-творческой активности студентов.

2.Проанализировать основные характерные особенности изобразительной деятельности в народном искусстве, на которые следует опираться в процессе формирования художественных навыков и творческих способностей у студентов.

3.Изучить современное состояние проблемы формирования творческой активности у студентов художественно-графических факультетов, выявить существующие недостатки методики обучения и причины их возникновения.

4.Определить педагогические условия и эффективные пути формирования творческой активности студентов.

5.Опираясь на систему освоения художественно-выразительных средств декоративно-прикладного искусства, построить теоретическую модель формирования основ творческой активности будущего художника-прикладника.

6.Разработать и теоретически обосновывать методику активизации учебно-познавательной и творческой деятельности у студентов с учетом традиций народного искусства.

7.Провести экспериментальную проверку эффективности предлагаемой методики формирования творческой активности студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству.

Для решения поставленных задач в работе использовались взаимодополняющие методы исследования, которые можно характеризовать как теоретические и экспериментальные:

1.Теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы, а также научных трудов по народному и декоративно-прикладному искусству.

2.Анализ учебных программ и государственных образовательных стандартов по специальности ДПИ, используемых на различных художественно-графических факультетах.

3.Наблюдение и анализ учебной и творческой деятельности студентов на занятиях, во время просмотров и во внеурочное время.

4.Анкетирование и тестирование студентов.

5.Опросы и ответы студентов на занятиях.

6.Беседы со студентами и преподавателями.

7.Научный эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий) как основа для нахождения эффективной методики формирования творческой активности студентов при изучении декоративно-прикладного искусства.

Методологической основой исследования являются научные труды специалистов в области философии, психологии, педагогики, декоративно-прикладного народного искусства, дизайна среды, теории и истории искусств, теории и методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (2000–2003) изучалась литература, официальные документы, планы, программы; определялись границы исследования, разрабатывался научный аппарат, выдвигалась гипотеза, определялись цели, задачи, методы работы, анализировались данные констатирующего эксперимента.

На втором этапе (2003–2005) был проведен анализ действующих учебных программ и учебных пособий по ДПИ, построена теоретическая модель формирования основ творческого мастерства, предложены критерии и показатели, характеризующие возможные уровни творческой активности, разработана методика изучения сформированности у студентов изучаемого качества. Полученные результаты позволили разработать методику формирования основ творческой активности и мастерства будущих художников-прикладников. Разработанная методика дала возможность провести поисковый эксперимент.

На третьем этапе (2005–2007) по результатам поискового эксперимента на художественно-графических факультетах Казахского национального педагогического университета им. Абая, Казахской Академии искусств, в Республиканском институте усовершенствования учителей проводился эксперимент по освоению основ декоративного искусства как условия формирования творческой активности студента; систематизировались и обобщались полученные результаты опытно-педагогической работы, сформированы выводы и составлены методические рекомендации в качестве дополнения к содержанию программы «Ткачество» интегрированного курса «Декоративно-прикладное искусство» и «Технология материалов». Подведены окончательные итоги проведенной научно-практической работы, и на основе их анализа написан основной текст диссертации.

Научная новизна исследования:

–проведен научный и историко-теоретический анализ основ декоративно-прикладного искусства, способствующий формированию познавательной активности в процессе изобразительной деятельности у студентов;

–выявлены и экспериментально апробированы условия наиболее эффективного влияния народного декоративно-прикладного искусства на процесс формирования творческой активности студентов. Главные из них – интегративные, практико-ориентированные формы занятий с использованием материала различных видов народного декоративно-прикладного искусства как эффективного средства развития творческой активности;

–научно обоснована методика проведения занятий, оптимально соответствующая развитию творческой активности студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Республики Казахстан в условиях изучения декоративно-прикладного искусства, заключающееся в эффективном использовании новых информационно-технологических средств и методов индивидуального подхода в процессе овладения техникой и технологическими операциями декоративного искусства;

–определены художественно-выразительные средства решения образа в декоративно-прикладном искусстве, наиболее доступные в работе со студентами и эффективные в их эстетическом, художественном воспитании.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что решение данной проблемы вносит определенный вклад в теорию и практику преподавания декоративно-прикладного искусства на художественно-графических факультетах педагогических вузов. Разработанная теория формирования художественно-творческой активности у студентов способствует становлению будущего учителя декоративно-прикладного искусства, который в школе и вузе является ведущим специалистом как в области художественно-эстетического воспитания и образования, так и в организации эстетико-художественной среды.

Практическая значимость исследования определяется тем, что на основе полученных результатов разработаны методические рекомендации, дидактические материалы, которые направлены на формирование творческой активности студентов в процессе изучения декоративно-прикладного искусства и могут быть внедрены в практику повседневных занятий.

Ряд положений из диссертационного исследования и выводы могут найти применение в системе художественно-профессионального образования.

Достоверность исследования обеспечивается исходными методологическими позициями; комплексной методикой исследования; результатами длительного педагогического эксперимента; положительными результатами экспериментального обучения; работой автора в качестве старшего преподавателя, заместителя декана художественно-графического факультета Казахского национального педагогического университета им. Абая в течение 10 лет, проведением занятий по декоративно-прикладному искусству, работой со студентами в базовых школах университета и на народных промыслах.

Основные положения, вносимые на защиту:

1.Исходя из задач и требований государственного высшего педагогического образования, овладение студентами художественно-графических факультетов основами декоративно-прикладного искусства является важнейшей задачей профессиональной подготовки будущего специалиста в области народного декоративно-прикладного искусства в условиях гуманизации и демократизации образования, возрождения культурного наследия Казахстана.

2.Формирование и развитие художественных умений навыков, способностей и формирование эстетического отношения к казахскому декоративно-прикладному искусству положительно влияет на учебно-познавательную деятельность и поведение обучающихся, на формирование их творческого потенциала и активности.

3.При формировании творческой активности студентов и эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству в вузе ведущее место должно занимать развитие конкретных художественных умений и навыков, способностей и ценностных ориентаций. В результате происходят такие изменения в структуре личности студента, когда потребность творчества и эстетические потребности приобретают доминирующий характер.

4.Традиции декоративно-прикладного народного искусства исторически обусловлены материальной и духовной культурой народа, его национальными особенностями. Как педагогический феномен они имеют воспитательный, обучающий и развивающий потенциал:

–воспитания творческого отношения к труду;

–уважения к творчеству народных мастеров;

–формирования чувства красоты;

–эстетического восприятия;

–воображения;

–вооружения студентов знаниями о специфике и традициях различных видов народного творчества (ткачество гобелена, ковра и войлочных изделий и др.).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования докладывались на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета Казахского национального педагогического университета им. Абая. По материалам исследования сделаны сообщения на научно-практической конференции преподавателей и студентов Казахской государственной Академии искусств.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Похожие диссертации на Формирование творческой активности студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству : на примере ткачества