Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Декоративная стилизация в живописной подготовке студентов начальных курсов Карнаев, Михаил Анатольевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карнаев, Михаил Анатольевич. Декоративная стилизация в живописной подготовке студентов начальных курсов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Карнаев Михаил Анатольевич; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т].- Омск, 2013.- 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/224

Введение к работе

Актуальность исследования обосновывается происходящими в современной системе образования инновационными процессами, связанными с переходом высшего профессионального образования на многоуровневую систему обучения. Известно, что занятия по живописи являются универсальным средством формирования высокой эстетической и художественной культуры студентов, эффективным стимулом развития их творческой деятельности и гармоничности восприятия; на них синтезируются и развиваются знания, умения, навыки по рисунку, композиции, цветоведению, проектированию.

Специфика живописной подготовки будущих дизайнеров заключается не только в обучении основам профессиональной грамоты, но и в активизации самостоятельной творческой деятельности, поскольку итоговой целью дисциплины «Живопись» является формирование у будущего дизайнера гармоничности цветового восприятия. Психологические особенности процесса восприятия исследовали Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Н. Н. Волков,
Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Д. Н. Узнадзе, П. М. Якобсон и др.

«Живопись», наряду с «Проектированием» и «Рисунком» – одна из важнейших дисциплин базовой части общепрофессионального цикла, которая изучается студентами-дизайнерами на протяжении всего периода обучения, именно поэтому одним из главных условий эффективной подготовки бакалавров, следует считать разработку перспективных методик обучения живописи с учетом специфики дизайнерского образования. Большой вклад в исследование теоретических положений и концепций теории и методики обучения изобразительному искусству внесли Г. В. Беда, Л. А. Ивахнова, С. Е. Игнатьев, А. И. Иконников, В. С. Кузин, В. К. Лебедко, С. П. Ломов,
Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, Е. В.Шорохов и др.

Актуальность исследования подтверждается необходимостью анализа специфических особенностей обучения живописи студентов-дизайнеров, выявления различий между методиками подготовки художников-дизайнеров и учителей изобразительного искусства, обоснования основных условий эффективной живописной подготовки студентов начальных курсов в процессе изучения основ декоративной стилизации. Проблемы организации учебно-творческой деятельности студентов-дизайнеров, в контексте изучения декоративной стилизации представлены в работах Л. П. Ермолаевой, В. П. Козлова, Г. М. Логвиненко. Отдельные вопросы живописной подготовки учителей изобразительного искусства раскрыты в диссертационных исследованиях Е. М. Кожагулова, С. М. Кожуковской, К. А. Кравченко, А. В. Новиковой, Н. К. Прониной, Р. Н. Шайхулова, но теоретических и практических исследований, выявляющих специфику методики обучения живописи студентов-дизайнеров в системе высшего профессионального образования, недостаточно.

Анализ традиционной подготовки специалистов, показал, что она направлена на формирование профессиональных знаний, умений, навыков, и предполагает шестилетнее обучение, образовательный же процесс подготовки бакалавров предусматривает формирование общекультурных, профессиональных и специальных компетенций в течение четырех лет. В связи с изменением концепции образования очевидна необходимость пересмотра и научного осмысления содержания методики обучения живописи.

Проблема исследования – выявление теоретических положений и методических концепций в русле современных образовательных тенденций, направленных на обучение декоративной стилизации в процессе живописной подготовки студентов начальных курсов.

Объект исследования – процесс обучения студентов живописи в системе высшего профессионального образования.

Предмет исследования – методика обучения, направленная на совершенствование живописной подготовки студентов по специальности «Дизайн».

Цель исследования – на основе анализа психологических особенностей зрительного восприятия, дидактических принципов обучения, современных методик в области живописи, рисунка, композиции теоретически обосновать и экспериментально проверить методику обучения живописи для специальности «Дизайн», основанную на развитии возможностей декоративной стилизации цветовых пластических, композиционных составляющих живописного образа.

Задачи исследования:

– выявить специфику декоративного восприятия цвета, тона, композиции в процессе живописного изображения;

– определить последовательность перевода трехмерных предметов в двухмерные стилизованные декоративные образы;

– обосновать критерии и отдельные показатели оценки живописных работ;

– сформулировать научно-теоретические принципы развития живописной подготовки студентов-дизайнеров;

– экспериментально проверить эффективность предложенной методики обучения живописи.

Гипотеза исследования основывается на предположении, что если в процессе обучения студентов-дизайнеров живописи акцентировать педагогические воздействия на развитие их умений трансформировать цветовые отношения в стилизованные декоративные образы, то эффективность профессиональной подготовки дизайнеров значительно повысится.

Методологическую основу исследования составили:

– фундаментальные исследования по философии, посвященные различным аспектам эстетического восприятия, специфики существования художественного образа (В. С. Асмус, Е. С. Громов, И. С. Кон, Б. Г. Лукьянов,
М. С. Каган, Н. П. Пищулин, Ю. А. Огородников, В. А. Разумный и др.);

– основополагающие труды по психологии художественного творчества и восприятия (Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Н. Н. Волков, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Д. Н. Узнадзе, П. М. Якобсон и др.);

– теоретические положения и концепции теории и методики обучения изобразительному искусству (Г. В. Беда, Л. А. Ивахнова, С. Е. Игнатьев,
А. И. Иконников, В. С. Кузин, В. К. Лебедко, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, Е. В. Шорохов и др.)

Методы исследования: 1) теоретические – анализ и синтез научно-методической и специальной литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблеме, государственных стандартов, учебных программ по живописи, рисунку, композиции; 2) эмпирические – длительное педагогическое наблюдение, беседы, анализ аудиторных и самостоятельных заданий, сопоставительный анализ работ на семестровых и промежуточных просмотрах; обобщение практического опыта обучения специальным дисциплинам в художественных и педагогических вузах; педагогический эксперимент, статистическая обработка и анализ результатов эксперимента.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

– впервые в практике обучения академической живописи исследованы возможности декоративной стилизации для профессионального становления дизайнеров в системе бакалавриата;

– установлена зависимость между процессом формирования образов представления и развитием живописных умений по стилизации объемных форм в плоскостные живописные пятна;

– научно обоснована принципиальная методическая модель последовательной живописной подготовки будущих дизайнеров.

Теоретическая значимость заключается в том, что результаты настоящего исследования позволили расширить научное представление о возможностях живописной подготовки будущего дизайнера:

– научно обоснованы возможности декоративной стилизации в живописной подготовке студентов, раскрыта содержательная и формальная составляющая декоративной стилизации в живописном процессе художественно-образного познания;

– определены основные этапы декоративной стилизации в процессе перевода воспринимаемых трехмерных предметов в условные живописные формы;

– сформулированы теоретико-методические положения, активизирующие творческую деятельность студентов на академических занятиях и в самостоятельной работе.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что:

– на основе сформулированных теоретических положений разработана методика обучения живописи, направленная на активизацию и раскрытие резервных возможностей творческой деятельности студентов-дизайнеров;

– обоснованы методические рекомендации по живописному изображению натюрморта, учитывающие психологические особенности восприятия, представления и воображения художника в процессе декоративной стилизации предметов натюрморта в конкретном композиционном решении;

– основные положения диссертационного исследования внедрены в учебный процесс Алтайской государственной академии образования имени
В. М. Шукшина и дают положительную динамику в профессиональном становлении студентов.

На защиту выносятся следующие положения:

Научно-методическое обоснование психолого-педагогических аспектов декоративной стилизации в живописной подготовке студентов.

Определение содержательной функции декоративной стилизации в живописном процессе.

Обоснование критериев и отдельных показателей оценки декоративной стилизации в живописной подготовке студентов.

Научно-теоретическое обоснование экспериментальной методики, стимулирующей профессиональное становление будущего дизайнера в живописном процессе.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются совокупностью исходных методологических и теоретических положений исследования, подтвержденных практикой:

– адекватностью цели, задач, логики исследования, разработанной последовательной методики обучения, а также экспериментальной проверкой основных положений диссертационной работы;

– обоснованием основных критериев и отдельных показателей, позволяющих достаточно объективно оценивать живописные качества учебных работ;

– сопоставлением полученных экспериментальных данных с методической практикой, существующей в художественных и педагогических вузах;

Апробация и внедрение результатов исследования проводились в течение ряда лет и отражены в публикациях, в выступлениях на научно-практических конференциях различного уровня в Горно-Алтайском государственном университете (2006, 2011), Омском государственном педагогическом университете (2012), а также в ежегодных отчетах Ученого совета Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина и др. Результаты исследования внедрены в практику работы кафедры изобразительного искусства и дизайна Алтайской государственной академии образования имени
В. М. Шукшина и были успешно использованы в процессе выполнения студентами курсовых и дипломных работ. Экспериментальные материалы апробированы в процессе обучения студентов отделения «Декоративно-прикладного искусства» Омского филиала Высшей школы народных искусств (2010 – 2011), художественно-графического отделения Бийского педагогического колледжа (2010 – 2012), отделения «Декоративно-прикладное искусство» Алтайского колледжа промышленных технологий и бизнеса (2010 – 2012).

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает три параграфа, заключения, списка литературы и приложений, иллюстрирующих ход экспериментальной работы.

Похожие диссертации на Декоративная стилизация в живописной подготовке студентов начальных курсов