Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Джазовое искусство как средство развития творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических вузов Курильченко Елена Михайловна

Джазовое искусство как средство развития творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических вузов
<
Джазовое искусство как средство развития творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических вузов Джазовое искусство как средство развития творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических вузов Джазовое искусство как средство развития творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических вузов Джазовое искусство как средство развития творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических вузов Джазовое искусство как средство развития творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических вузов Джазовое искусство как средство развития творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических вузов Джазовое искусство как средство развития творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических вузов Джазовое искусство как средство развития творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических вузов Джазовое искусство как средство развития творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических вузов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Курильченко Елена Михайловна. Джазовое искусство как средство развития творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических вузов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2005 268 c. РГБ ОД, 61:05-13/1330

Содержание к диссертации

Введение

I. Историко-теоретические основы исследования джазового искусства как средства развития творческой деятельности. 15

1.1. Проблемы творческой деятельности в философском и психолого-педагогическом аспектах. 15

1.2. История джазового искусства. 36

1.3. Место джазового искусства ..в. современной музыкальнойкультуре. 50

1.4. Теория и методика обучения джазовому искусству в современных отечественных исследованиях. 69

Выводы по I главе. 86

II. Опытно-экспериментальная работа. Методика развития творческой деятельности в процессе обучения джазовому искусству. 89

1. Констатирующий этап исследования . 90

2. Обучающий этап исследования. 109

3. Практические рекомендации. 180

Выводы по II главе. 182

Заключение 183

Список литературы 186

Приложение I. 203

Приложение II. 222

Приложение III. 246

Введение к работе

Современная музыкальная жизнь, усложняющиеся задачи, стоящие перед педагогами-практиками, необходимость дальнейшего углубления работы по воспитанию духовно развитых и культурных людей, требуют постоянного повышения теоретического уровня преподавания, большей его научной обоснованности, сохранения, обобщения и продолжения лучших традиций педагогической школы. Сегодня возникает необходимость изучать современную музыку всевозможных направлений, ибо без этих знаний не будет понимания, ясного, реального представления о музыкальной культуре XX века. Знания в области современной музыки, с опорой на лучшие образцы, составляют надежную эстетическую, интеллектуальную платформу для формирования художественного вкуса музыкантов, чтобы отвергать «ширпотреб», которым перенасыщена музыкальная среда нашего времени.

Джазовое искусство - неотъемлемая часть современной музыкальной культуры. Проблема изучения джаза актуальна, что объясняется, по крайней мере, двумя основными причинами: во-первых, живой художественной практикой, в которой джаз играл и играет большую роль, во-вторых, неудовлетворительным, несмотря на обилие работ разного рода, состоянием науки о джазе.

Джаз, как вид музыкального искусства, имеет более чем столетнюю историю. Широкое распространение джазовой музыки в наши дни придает ее изучению важное идейно-воспитательное значение. Необходимость дальнейшего совершенствования и углубления научных знаний о джазе, массовых эстрадных жанрах неоднократно отмечалась в печати, на различных конференциях и специальных совещаниях. В настоящее время важное значение приобретает именно педагогический аспект затронутой проблемы: во многих странах, в том числе и в России, развивается и расширяется эстрадно-джазовое образование.

Сейчас джаз проникает в систему музыкального образования на всех его ступенях: в отдельных ДМШ, музыкальных училищах функционируют эстрадно-джазовые отделения; открываются школы и колледжи эстрадно-джазового искусства; основы джаза изучают в ряде высших учебных учреждений. Очень важно помочь музыкантам постичь замечательный мир джаза. Именно от преподавателя зависит сформированность музыкальной культуры. Современная эстрадная музыка стремится к упрощению, примитивизму; живая музыка часто заменяется электронным суррогатом. Преодолеть эту тенденцию может только хороший педагог. Не каждый ученик станет джазменом, да это и не нужно - на свете столько прекрасной музыки, - однако следует познакомить обучаемых с основами джазового искусства, дать им почувствовать творческие возможности, открывающиеся перед ними. Знакомство с джазовой культурой, владение некоторыми приемами джазового исполнительства, способность к импровизации, по нашим предположениям, способствует развитию творческой деятельности личности и формированию хорошего музыкального вкуса.

Актуальность исследования обусловлена растущей потребностью современной школы в преподавателях музыки, обладающих личной инициативой, социальной активностью и высоким уровнем развития творческой деятельности. Развитие же самой творческой деятельности студентов-музыкантов является важнейшей задачей музыкальной педагогики, так как впоследствии учитель сможет активизировать деятельность учащихся школы только при условии, если он сам творчески относится к преподаванию и обладает способностью творчески мыслить и действовать.

Возрождение культуры нашего общества возможно лишь при условии обеспечения полноценного образования молодого поколения - как интеллектуального, профессионального и духовного потенциала страны. Коренные перемены в общественно-политической и культурной жизни

России в последние годы значительно повлияли и на образовательную систему, в которой произошли существенные преобразования.

Современный преподаватель любой дисциплины не может полноценно работать без учета интересов и склонностей учеников, определяющих их вкусовые пристрастия и приоритеты. В свою очередь, исследования художественно-эстетических интересов и увлечений студенческой аудитории свидетельствуют: интерес к джазу в значительной мере доминирует над интересами и увлечениями, связанными с классическим и народным искусством. Это диктует необходимость включения джаза, как высокопрофессионального искусства, в учебные планы музыкально-педагогических ВУЗов. Джазовая музыкальная культура стала сегодня не только органичной принадлежностью быта, но и своего рода атрибутикой современного музыкального искусства, что особенно наглядно при изучении запросов и художественно-эстетических критериев современной российской молодежи.

В настоящее время музыкально-образовательные учреждения могут помочь студентам правильно сориентироваться в выборе художественных ценностей и идеалов. Для этого необходимо принять во внимание все изменения в российском социокультурном пространстве, согласовать психолого-педагогические подходы к обучаемым с переменами в социально-психологическом климате страны; необходимо поддерживать интерес подрастающего поколения к одной из областей музыкального искусства -искусству джаза, тогда мы создадим прочный заслон низкопробной музыкальной «макулатуре».

На музыкальных факультетах педагогических ВУЗов преподаватель таких специальных дисциплин, как гармония, анализ музыкальных произведений, история музыки (зарубежной, отечественной, современной), основной инструмент сегодня уже не может полноценно работать со студентами, не располагая необходимым минимумом сведений из области современных музыкальных жанров, в том числе джазового искусства. Подобным образом, сами студенты в своей дальнейшей педагогической деятельности (в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, ДМШ), при условии ознакомления с джазом, смогут дать учащимся наиболее полную информацию о различных эпохах, направлениях, стилях, жанрах, лучших представителях джазового искусства и, как нам представляется, получат возможность организации и проведения увлекательных и творческих музыкальных занятий. Не следует забывать и о том, что многие выдающиеся образцы музыкальной классики ранее бытовали именно как массовые музыкальные жанры. Концертно-исполнительская практика многих известных музыкантов, а также практика бытового музицирования свидетельствуют о том, что в рамках джазовой музыки наличествуют высокохудожественные произведения искусства.

Изучение джаза уже подразумевает творческую деятельность, что обусловлено спецификой данного вида музыки (стремление к экспромту, вариантность в исполнении, импровизационность), следовательно, в современных условиях приобщение к джазовой культуре может способствовать развитию творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов и привить хороший музыкальный вкус нашей молодежи. Сказанным определяется актуальность настоящего исследования.

Проблема. Недостаточная творческая активность, отсутствие импровизационных навыков у студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов (не специализирующихся в области эстрадно-джазового искусства).

Цель исследования. Теоретически обосновать и проверить в процессе опытной работы возможность влияния обучения джазовому искусству на развитие творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов.

Объект исследования. Процесс обучения студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов.

Предмет исследования. Джазовое искусство как средство развития творческой деятельности будущих преподавателей музыки.

Гипотеза. Автор исходит из предположения, что овладение джазовым искусством в рамках высшего (профессионального) музыкального образования заключает в себе возможность формирования творческой деятельности: предоставляет студентам возможность овладеть одной из современных форм музыкальной культуры; повышает интерес к занятиям музыкой и развивает творческие навыки студентов; расширяет кругозор студентов и воспитывает хороший музыкальный вкус; способствует исполнительской свободе и совершенствованию приемов игры на основном инструменте.

В целом, изучение джаза способствует профессионально-творческому росту и общекультурному развитию музыканта.

Приобщение учащейся молодежи к основам джазового искусства должно осуществляться в виде последовательных этапов и стадий, характеризуясь движением от простого к сложному, от известного к неизвестному. Целью при этом является постепенное, систематическое освоение всего комплекса выразительно-технических приемов и средств, присущих данной культуре. Ассимиляция студентами элементов джазовой культуры осуществляется вместе с соответствующей пропедевтической (теоретической) подготовкой. Последняя должна выражаться в ознакомлении обучаемых с историей джаза, основными стилевыми метаморфозами, имевшими место в рамках этого искусства. Специальное внимание в ходе пропедевтической подготовки следует уделять специфически джазовому лексикону, который студентам необходимо освоить. Практические занятия связаны с овладением выразительно-техническими средствами джазовой гармонии, ритмики, мелодики.

Обучение джазовому искусству должно быть составной частью всего учебно-воспитательного процесса на музыкальных факультетах педагогических ВУЗов; при этом джазовое искусство, как определенный комплекс знаний, умений и навыков, не должно противопоставляться традиционным формам учебной работы, а находиться с ними в органичной взаимосвязи.

Степень разработанности проблемы. Существующие сегодня немногочисленные исследования, посвященные вопросам джазового искусства, отражают в первую очередь изменившееся мироощущение, отличное от того, которое свойственно предыдущим поколениям (до XX века), опирающимся в своем восприятии действительности и искусства на четко установленные правила, свойственные особенностям европейского музыкального мышления. В России, в советское время, эти особенности проявлялись во многом сквозь призму идеологических событий, обусловленных известными тенденциями государственной политики. Так, в России, с 30-х до 80-х годов XX века исчезают методы обучения импровизации и негласно преследуется джаз. Об этом факте отечественной музыкальной культуры писали А. Баташев, В. Конен, Г. Лукьянов, А. Медведев, В. Фейертаг. Таким образом, джазовое искусство не было включено в практику музыкального образования и так продолжалось на протяжении долгого времени. Интерес к джазу в России возрождается к 90-м годам XX века в программах курсов джазовых училищ и эстрадно-джазовых факультетов ВУЗов. Многие исследователи (Б.Г. Гнилов, О.С. Жаркова, А.В. Пчелинцев, О.В. Попова Ю.В. Степняк, Ю.Н. Черенков, Е.Б. Шпаковская и др.) констатируют несомненную пользу применения джазового искусства в целом для подготовки музыкантов-профессионалов и отмечают необходимость изучения джаза в рамках, как общего, так среднего и высшего музыкального образования в целях совершенствования музыкальных способностей личности и ее творческого самовыражения.

В современной науке накоплен некоторый материал, допускающий возможность его использования, как теоретической базы исследования джазового искусства. Однако объективный анализ существующего материала показывает определенный дефицит исследований в отечественной литературе в данной области. В частности, недостаточно разработанным остается вопрос о джазовом искусстве как средстве развития творческой деятельности обучающихся.

Задачи исследования заключаются в следующем:

- охарактеризовать историю джазового искусства и выявить на основе имеющегося опыта, а также анализа соответствующих теоретических источников, степень влияния изучения джаза на эффективность процесса обучения студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов;

- определить условия, способствующие наиболее оптимальному проведению музыкальных занятий с привлечением элементов джазового искусства;

- разработать и обосновать принципиально важные теоретические положения и практические формы внедрения в практику учебного процесса джазового искусства как средства организации творческой деятельности будущих преподавателей музыки;

- сформировать у обучаемых комплекс знаний, умений и навыков в области джазового искусства и найти возможности его использования в учебной и концертно-исполнительской практике студентов; проверить опытно-экспериментальным путем эффективность теоретических и методических положений настоящего исследования.

Методологической основой исследования послужили:

- система категорий и понятий, связанных с проблемами творческой деятельности и разработанных великими мыслителями в науке прошлого (в трудах Платона, Аристотеля, И Канта, Н.А. Бердяева, B.C. Соловьева, А. Бергсона, В. Библера, М. Дюфренна и др.).

- труды дидактов, посвященные проблемам формирования гармонично развитой личности (Ю.Д. Бабанский, М.Н. Скаткин и др.) и психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, B.C. Мейлах, А.Я. Пономарев, Б.М. Теплов, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

- труды специалистов в области искусствознания, эстетики (А.В. Луначарский, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор и др.) и методики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Д.Б. Кабалевский, Л.А. Рапацкая, Г.М. Н.А. Терентьева, Цыпин и др.).

- исследования специалистов в области эстрадно-джазовой культуры (А.Н. Баташев, И.М. Бриль, О.С. Жаркова, В.Д. Конен, А.В. Медведев, Е.В. Овчинников, В.Ю. Озеров, О.В. Попова, А.В. Пчелинцев, Ю.В. Степняк, В.Б. Фейертаг, Е.Б. Шпаковская, И.В. Юрченко, Д. Коллиер, Ю. Панасье и др.).

Методы научного исследования: изучение широкого круга научно-литературных источников (философия, психология, педагогика, эстетика, искусствознание, методика музыкального образования);

обобщение опыта работы ведущих музыкантов-педагогов, специализирующихся в данной сфере;

- обобщение собственного опыта;

- опытно-экспериментальные методы исследования: педагогические наблюдения, тестирование, беседы со студентами, анкетирование, интервьюирование студентов и преподавателей, слуховой анализ музыкальных произведений, проведение контрольных работ, анализ

самостоятельных и совместных творческих заданий студентов факультета культуры и музыкального искусства МГОПУ им. М.А. Шолохова.

В данной работе сделана попытка определить значение джазового искусства в системе высшего (профессионального) музыкального образования, раскрыть тему «Джазовое искусство как средство развития творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов».

Научная новизна работы заключается в следующем:

Исследовано джазовое искусство как средство развития творческой деятельности в рамках высшего (профессионального) музыкально-педагогического образования.

Разработан новый специальный курс, общий для всех студентов старших курсов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов (сочетающий в себе пропедевтическую и практическую подготовку) -«Основы эстрадно-джазового искусства». Спецкурс направлен на развитие творческой деятельности и включен в программу обучения.

Предложены критериальный аппарат и диагностический инструментарий развития творческой деятельности будущих преподавателей музыки.

Выявлены, разработаны и экспериментально проверены наиболее эффективные формы работы (проведение творческих, контрольных работ, открытых занятий-концертов и др.) и методы (гармонизации, сольфеджирования, сочинения, импровизации и др.), обеспечивающие продуктивное развитие творческой активности студентов-музыкантов.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что внесен вклад в разработку теории и методики профессиональной подготовки будущих преподавателей музыки через внедрение в практику учебного процесса музыкальных факультетов педагогических ВУЗов обучения

джазовому искусству как средству развития творческой деятельности студентов:

• охарактеризована история американского и отечественного джаза в разработанной автором краткой хронологической системе.

• выявлено место и значение джазового искусства в мировой музыкальной культуре (определена взаимосвязь джаза с академическим искусством и музыкой «третьего пласта»), а также в системе современного музыкального образования на всех его ступенях (школа, колледж, ВУЗ).

• определены теоретические и методические позиции разработанного специального курса.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что предложенная в ней программа обучения джазовому искусству (история джаза, раскрытая на лекциях; практические индивидуально-групповые занятия, посвященные изучению специфики джазовой гармонии, ритмики, мелодики, импровизации, манере исполнения; открытые занятия-концерты, зачет и экзамены, в основе которых - показ и исполнение творческих заданий) может быть использована в старших классах общеобразовательных школ, лицеев и гимназий на дисциплинах: «Музыка», «Эстетика», отчасти -«Мировая художественная культура».

Результаты исследования могут быть также использованы для совершенствования учебно-воспитательного процесса в ДМШ:

а) в программе факультативных классов эстрадно-джазового искусства;

б) на эстрадно-джазовых отделениях;

в) в классе ансамбля и аккомпанемента.

Разработанная программа может быть использована в музыкальных училищах (колледжах), музыкальных и гуманитарных ВУЗах по следующим дисциплинам: «Современная музыка», «Музыка популярных жанров XX

века», «Основы джазовой импровизации», «Основы эстрадно-джазового искусства».

Достоверность исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; применением комплекса методов, адекватных объекту и предмету исследования, его задачам; логикой исследования, значимостью результатов опытного эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Включение джазового искусства в учебно-воспитательный процесс музыкально-педагогических ВУЗов способствует развитию творческой активности студентов и повышению уровня образования современных преподавателей музыки.

2. В процессе обучения джазовому (эстрадно-джазовому) искусству студенты приобщаются к художественно-ценным образцам этой музыкальной культуры, что способствует формированию творческих навыков и хорошего музыкального вкуса.

3. Экспериментальная методика введения джаза в систему высшего музыкально-педагогического образования обеспечивает разностороннее обучение студентов: позволяет использовать джазовый (эстрадно-джазовый) музыкально-теоретический и музыкально-исполнительский материал в их педагогической деятельности, формирует навыки сочинения и импровизации; способствует повышению интереса к профессии.

Апробация предложенной программы проходила в период 1998 -2001гг. на базе ДМШ №10 им. Л.В. Бетховена г. Москвы (в старших классах); в рамках курса «Основы эстрадно-джазового искусства» на кафедре культурологии и методологии музыкального образования МГОПУ им. М.А. Шолохова в период 2002 - 2004гг.; а также через публикацию соответствующих материалов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений. В приложении I представлены материалы опытно-экспериментальной работы; в приложении II - программа курса «Основы эстрадно-джазового искусства»; в приложении III - примеры творческих работ студентов факультета культуры и музыкального искусства МГОПУ им. М.А. Шолохова. Работа иллюстрирована нотными примерами, таблицами и диаграммами.

Проблемы творческой деятельности в философском и психолого-педагогическом аспектах.

Понятие творчества очень широко — оно включает в себя разные его виды: научное, техническое, художественное, философское, мифологическое, религиозное, повседневно-бытовое и др. Все эти виды творчества связаны, при всех своих различиях, общностью законов познания мира. Самое распространенное определение творчества, которое можно встретить и в пространных специальных исследованиях, и в общедоступных справочных изданиях, сводится к такой формулировке: творчество - это деятельность, в результате которой создаются материальные, духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью. Действительность воспроизводится в художественных образах и научных понятиях. Люди испытывают нужду в непрестанном пополнении знаний о действительности, о том, как устроен мир, к которому они приспосабливаются и который преобразуют. Именно поэтому для них так важен эффект творческого горения. Он застывает в слитках научных и художественных творений, благодаря которым сдвигается, расширяется панорама видения окружающего мира.

Специфика творческой деятельности, как одна из высших основополагающих форм человеческой активности, всегда занимала умы великих мыслителей прошлого. Этому вопросу уделяли внимание Платон, Аристотель, А. Августин, Б. Северин и многие другие, однако только в философии И. Канта мы находим первое оригинальное решение этой проблемы. Речь идет о кантовской теории продуктивной способности воображения, осуществляющей синтез чувственности и рассудка. Именно Кант разрушил метафизические иллюзии о пассивной созерцательной природе человеческого разума, показав, что внешняя вещь дана человеку лишь постольку, поскольку она вовлечена в процесс его деятельности. На основе синтеза чувственности и рассудка в процессе деятельности человека уже непосредственно возникает и предмет знания.

Нам представляется целесообразным обратиться к ряду философских концепций с целью выявления самой сущности творчества и специфики творческой деятельности. Центральное место в философии творчества по праву принадлежит учению Н.А. Бердяева, глубоко исследовавшего эту область. Для обозначения творчества он употребил термин «объективация», с чем вполне можно согласиться, если предварительно разграничить такие понятия, как «творчество» и «творческий акт». Творческий акт - это опредмечивание соответствующими средствами родившегося в голове творца образа, конструкции или идеи. Опредмеченные идеи и образы отражают уникальные неповторимые свойства творца, его «душу». Но для самого творца здесь еще нет большой разницы, существует ли это новое только у него в голове, или уже на листе бумаги, на холсте, в мраморе и т.д. Опредмечивание приносит облегчение, но не удовлетворение. Объективация начинается за пределами творческого акта, когда его продукт становится объектом для других людей. Этот объект есть не что иное, как объектированная сущность личности, но она не противопоставляется творцу, а сосуществует с ним.

В работе «Смысл творчества» или «Опыт оправдания человека» Н.А. Бердяев дает следующее определение творчеству: «Творчество по существу есть выход, исход, победа. Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нем есть переживание силы. Обнаружение своего творческого акта не есть крик боли, пассивного страдания, не есть лирическое излияние. Ужас, боль, расслабленность, гибель должны быть побеждены творчеством» [27,255]. Философ утверждает в «Смысле творчества» принцип «антроподицеи» - оправдание человека в творчестве и через творчество. Это был решительный отказ признать завершенность творения и откровения. Человек поставлен в центр бытия — так определяется общий контур новой Бердяевской метафизики. Центральным стержнем «Смысла творчества» становится идея творчества, как откровения человека, как совместно с Богом продолжающееся творение. Интересны размышления мыслителя о вопросе соотношения творчества и свободы. Творчество неотрывно от свободы, так как лишь свободный - творит. Мало того, творчество возникает, рождается только из свободы. Бердяев пишет: «Творчество - тайна. Тайна творчества есть тайна свободы. Тайна свободы бездонна и неизъяснима, она - бездна. Так же бездонна и неизъяснима тайна творчества. Творчество есть то, что идет изнутри, из бездонной и неизъяснимой глубины - из свободы, а не извне, не из мировой необходимости» [27,369]. В целом, проблема творчества у Бердяева - это проблема антропологического откровения.

Подобно А.Н. Бердяеву, B.C. Соловьев рассматривает творчество, как «теургию» - богодействие, человеческое продолжение божественной работы по совершенствованию мира. Философ определяет творчество следующей цитатой: «Творение это есть процесс, имеющий две тесно между собой связанные цели, общую и особенную. Общая есть воплощение реальной идеи, то есть, света и жизни в различных формах природной красоты; особенная же цель есть создание человека, то есть, той формы, которая вместе с наибольшею телесной красотою представляет и высшее внутреннее потенцирование света и жизни, называемое самосознанием» [163,331].

История джазового искусства

История американского джаза, в том числе его первой фазы развития, неотделимы от социальных, экономических, национальных, расовых особенностей, характерных для США. Возникновение новых форм культурного обмена, усиление процесса ассимиляции и синтеза разных этнических признаков стало возможным лишь после формальной отмены рабства в США в 1865году, однако не давшей неграм подлинной свободы и равноправия с белыми; лишь только в 1896 было принято положение о сепаратизме, как о главном принципе жизни американского общества -фактически полном разъединении представителей разных рас при сохранении формального равенства перед законом. Другим важным фактором стимуляции данного процесса явилась массовая миграция американского населения с Юга страны на Север, а также из сельскохозяйственных районов в крупные города.

Самые древние жанры негритянской музыки, такие как уорк-сонг (work song - рабочая песня), культовые песнопения, отчасти архаические формы блюза (вокальный блюз) появились как раз во время плантационного сельского хозяйства США. Одни из таких жанров были порождены необходимостью стихийного объединения негров-рабов в процессе коллективного труда, другие служили формой обращения к богу.

После освобождения негров началась миграция бывших рабов, осваивавших в первую очередь, близлежащие города, в которых легче было найти сносную оплачиваемую работу. Но в связи с крайне низким уровнем общей культуры негритянского населения, его почти полной неграмотности, представителям данных слоев общества просто не приходило в голову рассчитывать на сколько-нибудь приличную работу.

Они работали мусорщиками, угольщиками, грузчиками, разнорабочими. Посчастливилось тем, кто попал в сферу обслуживания, в том числе - музыкального. Именно музыка оказалась для негров не только доступной, но и уважаемой в их среде и даже более или менее выгодной профессией, хотя в целом в США профессия музыканта в XIX веке отнюдь не котировалась. Музыка стала негритянской профессией, негров на музыкальной эстраде появилось непропорционально много. Налицо была и их общая культурная изоляция, которая все усиливалась.

Положение креолов отличалось от судьбы негров. Креолы - потомки смешанных черно-белых браков, что уже само по себе можно рассматривать как результат более или менее либеральных расовых установок. Креолы обладали немалым состоянием. В их образование входило обучение классической музыке; они имели свои симфонические оркестры, капеллы танцевальной и развлекательной музыки, хоры, ансамбли и даже театры. Таким образом, вплоть до конца XIX века социальное положение большей части креольского населения отличалось от положения негров. Впоследствии креолы нередко с предубеждением, свысока относились к неграм, специально подчеркивая названия своих оркестров («оркестры высшего общества», «креол-бэнды»). Ярким примером креольского джаза был знаменитый джаз-бэнд Джо (Кинга) Оливера. В целом креольские музыканты являлись, своего рода, посредниками между «белой» и чисто «черной» американскими культурами. Это обстоятельство имело немаловажные последствия для дальнейшего развития джаза, в котором сразу обнаружились три тесно взаимодействующих друг с другом направления: негритянское, креольское и почти одновременно с ними появившееся белое. «Белые» музыканты всегда стремились подражать негритянским джаз-бэндам, но в то же время, желая обособиться от «черных» музыкантов избегали даже употребления слова «джаз», называя свою музыку диксилендом. Все вышеуказанные направления взаимодействовали и одновременно являлись самостоятельными в художественном и стилистическом отношении.

В литературе часто отмечается повсеместное, более или менее одновременное возникновение джаза на значительной территории южных штатов США, где-то во второй половине XIX века, но данная точка зрения, представляющаяся в наши дни правильной, получила распространение все же сравнительно недавно. Наряду с ней и сейчас бытует мнение об исключительной роли города Нового Орлеана в зарождении джаза, как вида музыкального искусства. Роль этого города в развитии джаза действительно была очень значительной. Новый Орлеан - город, который может послужить ярким примером смешения элементов культуры различных этнических групп населения. Еще задолго до того, как Новый Орлеан попал во владение США, в нем сложились многие тенденции, идущие от Франции и Испании. Сам город, названный в честь герцога Орлеанского, был основан еще в 1718 году и во второй половине XVIII века стал быстро застраиваться и набирать силу. Негры жили в специально отведенном для них районе Uptown. Другие районы города занимали белые. Важный для всей культурной жизни Нового Орлеана, в частности, для зарождавшегося джаза фактор - относительная расовая терпимость! Поэтому в Новом Орлеане возникли различные культурные, творческие контакты между всевозможными расово-этническими группами, причем представители «цветного» населения в таких условиях были способны оказать заметное влияние на культуру города в целом, что, как известно, далеко не всегда удавалось в других районах США. Именно в Новом Орлеане к концу XIX века обрели свою новую форму уже сложившиеся виды афро-американской музыки - это: трудовые песни «холлерс», регтайм, марши, инструментальный блюз. Также сильны были традиции «чистой» европейской музыки креолов - как народной, так и бытовой.

Констатирующий этап исследования

Состоятельность теоретического обоснования проблемы развития творческой деятельности будущих учителей музыки через джазовое искусство, безусловно, нуждается в практическом подтверждении. С этой целью на базе факультета культуры и музыкального искусства Московского государственного открытого педагогического университета (МГОПУ) им. М.А. Шолохова в течение двух учебных лет (2002 - 2003, 2003 - 2004) проводилось экспериментальное исследование.

Опытно-экспериментальная работа была направлена на выявление значения джазового искусства в системе высшего музыкального образования и степени его влияния на развитие творческой деятельности студентов-музыкантов.

Необходимо подчеркнуть, что само джазовое искусство сегодня существует не столько автономно, сколько во взаимосвязи с различными эстрадными жанрами. В связи с этим экспериментальное исследование включало в себя обучение эстрадно-джазовому искусству (с опорой на дэ/сазовый музыкально-теоретический и музыкально-исполнительский материал), которое, в свою очередь, дало возможность охватить современную музыкальную культуру в наиболее полном объеме и расширить поле творческой деятельности обучаемых.

Эксперименту предшествовала большая подготовительная работа:

1. Педагогическая деятельность, осуществляемая на протяжении четырех лет - с 1998 по 2001 год в ДМШ №10 им. Л.В. Бетховена (факультативный класс эстрадно-джазового искусства, где освещались историко-теоретические вопросы, проводились индивидуальные занятия по эстрадно-джазовому фортепиано, практиковалась игра в ансамбле).

2. Изучение специальной литературы - К. Ингенкамп «Педагогическая диагностика»; А.И. Пискунов, Г.В. Воробьева «Теория и практика педагогических экспериментов»; В.А. Фадеев, Приступа Г.Н. «Как проводить педагогический эксперимент» [138; 184].

3. Планирование экспериментального обучения и разработка специального курса «Основы эстрадно-джазового искусства».

Опытно-экспериментальная работа включала в себя два этапа: констатирующий и обучающий. Сравнение результатов двух этапов эксперимента, фиксированных с помощью контрольных срезов, позволило определить количественные и качественные изменения в развитии творческой активности будущих учителей музыки.

II.2. Констатирующий этап исследования.

Констатирующий этап исследования проводился в начале 2002 учебного года на старших курсах (III, IV, V) вечернего отделения факультета культуры и музыкального искусства МГОПУ им. М.А. Шолохова. Выбор курсов был продиктован готовностью этих студентов к овладению новым (для большинства из них) слоем музыкальной культуры. В своем утверждении мы исходили из следующих факторов: сегодня на музыкальный факультет поступают люди с разной подготовкой (выпускники ДМШ, музыкально-педагогических и музыкальных училищ), следовательно, их теоретические знания в области музыкального искусства, способности, исполнительские возможности чрезвычайно неоднородны. При этом, несмотря на весьма «пеструю» картину профессиональной подготовки абитуриентов, за первые два - три года обучения в ВУЗе студенты приобретают необходимые знания, умения и навыки, становясь специалистами в области академического музыкального искусства и оказываются готовыми к знакомству с новой музыкальной культурой (в данном случае - с эстрадно-джазовым искусством) и к активной творческой деятельности в различных сферах музыки. Вышесказанным и определяется выбор курсов для осуществления опытно-экспериментальной работы.

Основными задачами на констатирующем этапе исследования были следующие:

определение уровня творческой деятельности студентов III, IV, V курсов факультета культуры и музыкального искусства.

изучение музыкальных предпочтений студентов.

выявление у обучаемых знаний, умений и навыков в области эстрадно-джазового искусства.

выявление отношения студентов и преподавателей факультета к разработке и проведению специального курса, посвященного основам эстрадно-джазового искусства и призванного способствовать раскрытию внутреннего потенциала каждого студента, развитию его творческой деятельности.

составление программы обучения.

На констатирующем этапе исследования всего было задействовано 129 человек: III курс - 30 студентов, IV курс - 32 студента, V курс - 37 студентов; 10 преподавателей факультета культуры и музыкального искусства МГОПУ им. М.А. Шолохова, 10 преподавателей музыкально-педагогического факультета Педагогического института Саратовского государственного университета (ПИ СГУ) им. Н.Г. Чернышевского и 10 преподавателей музыкально-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета (ЧГПУ) им. И.Я. Яковлева.

Похожие диссертации на Джазовое искусство как средство развития творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических вузов