Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Компетентностный подход в обучении студентов искусству пастельной живописи : в системе художественных факультетов педагогических вузов Моисеев, Алексей Андреевич

Компетентностный подход в обучении студентов искусству пастельной живописи : в системе художественных факультетов педагогических вузов
<
Компетентностный подход в обучении студентов искусству пастельной живописи : в системе художественных факультетов педагогических вузов Компетентностный подход в обучении студентов искусству пастельной живописи : в системе художественных факультетов педагогических вузов Компетентностный подход в обучении студентов искусству пастельной живописи : в системе художественных факультетов педагогических вузов Компетентностный подход в обучении студентов искусству пастельной живописи : в системе художественных факультетов педагогических вузов Компетентностный подход в обучении студентов искусству пастельной живописи : в системе художественных факультетов педагогических вузов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Моисеев, Алексей Андреевич. Компетентностный подход в обучении студентов искусству пастельной живописи : в системе художественных факультетов педагогических вузов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Моисеев Алексей Андреевич; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т].- Омск, 2011.- 215 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1535

Содержание к диссертации

Введение

1 Научно-теоретические аспекты проблемы обучения искусству пастельной живописи стр. 15-58

1.1 История и теория развития техники пастельной живописи

1.2 Дидактика и методология обучения изобразительному искусству в отечественной системе высшего профессионального образования

1.3 Методика обучения пастельной живописи в современных художественно-творческих учебных заведениях

2 Пути совершенствования обучения студентов искусству пастельной живописи стр. 59-106

2.1 Развитие зрительно-эмоционального восприятия студентов в обучении искусству пастельной живописи

2.2 Оптимизация методов обучения искусству пастельной живописи на художественных факультетах

3 Экспериментальное исследование компетентностного подхода в обучении искусству пастельной живописи стр. 107- 153

3.1 Разработка и апробация экспериментального интегрированного курса искусства пастельной живописи

3.2 Формирование специальных компетенций средствами интегрированного курса искусства пастельной живописи

Заключение стр. 154-160

Список использованных источников стр. 161 -175

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. В современном отечественном профессиональном образовании реализуются задачи по интеграции системы обучения в европейское образовательное пространство. Вводится двухуровневая система в высшем профессиональном образовании (бакалавриат и магистратура); внедряется система кредитных (зачётных) единиц; улучшается система контроля качества образования.

В этом контексте актуальной проблемой является необходимость повышения эффективности подготовки студентов на художественных факультетах (в том числе педагогических вузов), что возможно при использовании компетентностного подхода в обучении. Компетентносный подход предполагает комплексное и всестороннее развитие личности студента, формирование креативного, аналитического и инновационного типа мышления, расширение и усиление межпредметных связей, практикоориентированность, умение применять полученные в процессе обучения знания и навыки в жизни.

Компетентностный подход не является единственно возможным подходом в обучении, однако он сочетает в себе достижения иных признанных и эффективных подходов:

акцент на формирование умения решать жизненно важные задачи
посредством практической деятельности, в которой применяются полученные
знания (деятельностный подход, опирающийся на научные работы
Л.С.Выгодского, ПЛ.Гальперина, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна,
Д.Б.Эльконина и их последователей);

гармоничное развитие личности обучающегося с учётом индивидуальных потребностей, осознание коллективных и общественных задач, воспитание индивидуальной ответственности, профилактика асоциальных проявлений (гуманно-личностный подход, опирающийся на научные работы В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили и последователей);

создание в процессе обучения условий и ситуаций, максимально приближенных к специфике будущей профессиональной деятельности с акцентом на реализацию принципа сознательности и активности обучающихся. Использование проблемного подхода и метода научного поиска (контекстный метод, предложенный А.А.Вербицким и развитый его последователями).

Процесс подготовки современного учителя в системе высшего профессионального образования, в частности художника-педагога, затрудняется недостаточно высоким уровнем практических умений, в том числе по рисунку, живописи и композиции у поступающих на художественные факультеты. В современных условиях развития общества, протекающих процессов информатизации и глобализации, обостряется проблема эффективности преподавания, коррекции и оптимизации существующих методик в соответствии с новейшими требованиями.

Снижение профессионального уровня подготовки по рисунку, живописи и композиции у поступающих в высшие учебные заведения связано с комплексом взаимосвязанных проблем, которые в конечном счёте определяют

компетентность будущего выпускника как бакалавриата, так и магистратуры. Ситуация усложняется тем, что в результате демографического кризиса в России, влияющего на общее количество потенциальных студентов, и увеличения количества высших учебных заведений с различными направлениями дизайна, поступление в высшее учебное заведение художественно-графического профиля становится общедоступным, не специализированным, что препятствует компетентностному, углублённому обучению.

Одной из ключевых трудностей совершения перехода от ранее существовавшей предметно-знаниевой модели к компетентностной является дополнение понятия «квалификация» компетентностными признаками, вследствие чего возникает необходимость разработки новых критериев оценивания качества обучения - кластеров компетенций и субкомпетенций для каждого конкретного модуля.

Современный учебный процесс нуждается в разработке педагогических принципов и методических приёмов, основанных на прогрессивных педагогических технологиях, включающих компетентностный подход, обеспечивающий универсальность теоретических знаний и практических навыков будущих профессионалов, художников-педагогов. С 2006 года в России реализуется проект «Настройка образовательных структур в российских вузах», основной целью которого является обеспечение научно-педагогического состава российских вузов методологией разработки содержания учебных программ по широкому спектру дисциплин.

При применении в обучении компетентностного подхода на факультетах изобразительного искусства и дизайна, по нашему мнению, особую роль играет развитие профессиональных, специальных компетенций, активизация творческих способностей на основе развития технических навыков в рисунке, живописи, и других специальных дисциплинах. Компетенции, полученные при грамотно организованном процессе обучения искусству пастельной живописи, позволят улучшить профессиональную подготовленность студентов художественных факультетов.

Степень разработанности проблемы. Обучение живописным техникам с применением мягких материалов (в том числе пастели) было обогащено опытом художников-педагогов, среди них наибольший теоретико-методический вклад внесли: А.П.Лосенко, В.И.Угрюмов, А.П.Сапожников, П.П.Чистяков. Большой практический вклад в совершенствование методики обучения рисованию мягкими материалами внесли художники-педагоги А.И.Иванов А.М.Венецианов, К.П.Брюллов, В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.Е.Репин, К.А.Коровин.

В российском искусстве многие художники с XVIII до XX века работали пастелью. Карл Брюллов, Орест Кипренский, Алексей Венецианов, Пётр Боклевский использовали пастель преимущественно как графический материал с ограниченным цветовым диапазоном с добавлением мягких графических

материалов. Леонид Пастернак, Валентин Серов, Виктор Борисов-Мусатов, Константин Сомов, Борис Кустодиев, Зинаида Серебрякова, Алексей Грицай и др. предпочитали многоцветную технику сухой пастели, которую можно обозначить термином «пастельная живопись». Михаил Врубель, Сергей Малютин, Александр Головин часто применяли пастель как в чистом виде, так и в различных смешанных техниках с использованием красок.

Проблема исследования состоит в изучении и применении
компетентностного подхода в обучении студентов искусству пастельной
живописи в системе художественных факультетов, разработке и
экспериментальной проверке компетентностно-ориентированного,

комплексного интегрированного курса обучения рисунку, живописи, композиции, также содержащего блоки заданий по пленэрной практике и рекомендации по организации самостоятельной и творческой работы студентов.

Цель исследования - разработка, научное обоснование, экспериментальная проверка и апробация интегрированного компетентностно-ориентированного курса искусства пастельной живописи на художественных факультетах для повышения профессиональных компетенций в обучении художника-педагога.

Объектом исследования является процесс обучения искусству пастели на художественных факультетах

Предмет исследования - методика обучения искусству пастельной живописи на начальной стадии обучения

Гипотезой исследования является предположение о том, что компетентностный подход в обучении студентов искусству пастельной живописи способствует повышению профессиональных компетенций в подготовке художника-педагога при соблюдении следующих условий:

раскрытии научно-теоретических аспектов проблемы совершенствования методов преподавания искусства пастельной живописи с учётом исторического опыта работы пастелью;

широком использовании в соответствии с требованиями ФГОС ВПО в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, организации встреч и мастер-классов с экспертами и специалистами;

учёте современных тенденций развития и обучения искусству пастельной живописи;

целенаправленном формировании теоретической базы и практических навыков у студентов с учётом освещения материально-технических аспектов, различных подходов и техник, а также приёмов и средств работы пастелью.

Задачи исследования:

1. Научно-теоретический анализ философских, исторических, дидактических аспектов проблемы развития и преподавания пастельной живописи;

  1. Раскрытие психолого-педагогических аспектов преподавания пастельной живописи;

  2. Разработка критериев оценки констатирующего эксперимента;

  3. Оценка уровня теоретической и практической подготовленности студентов по освоению пастельной живописи;

  1. Поиск эффективных методических приёмов и подходов для преподавания пастельной живописи на художественных факультетах;

  2. Разработка экспериментального интегрированного курса пастельной живописи;

7. Апробация и оценка эффективности интегрированного курса
искусства пастельной живописи на художественных факультетах.

На защиту выносится:

1. Обоснование целесообразности компетентностного подхода в
обучении студентов пастельной живописи.

  1. Пути реализации компетентностного подхода в процессе обучения рисунку, живописи, композиции, а также на пленэре, в самостоятельной и творческой работе студентов при подготовке художника-педагога

  2. Методика обучения искусству пастельной живописи, обладающая высоким компетентностным потенциалом, позволяющая более эффективно использовать учебные аудиторные и внеаудиторные часы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии компетентностного потенциала и научно-теоретических основ преподавания интегрированного курса искусства пастельной живописи как эффективной, целостной и последовательной методики, реализуемой в процессе обучения рисунку, живописи, композиции, а также применимой на пленэре, в самостоятельной и творческой работе студентов художественных факультетов; обобщении и систематизации данных мирового и российского опыта работы в пастельных техниках; анализе материалов, инструментария и приёмов работы пастелью, а также областей их применения в учебном процессе.

Практическая значимость исследования заключается в разработке интегрированного курса пастельной живописи на художественных факультетах, включающую учебную программу для отделения «Художественное образование» по направлению «Изобразительное искусство». Результаты исследования могут применяться в адаптированном виде для повышения эффективности преподавания рисунка, живописи, композиции, проведения пленэрной практики и активизации творческих способностей для различных направлений: декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство и мировая художественная культура, дизайн, живопись, графика по системам бакалавриата и магистратуры.

Достоверность и обоснованность результатов, полученных в ходе исследования, обеспечивается научной методологией, использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования; базируется на последних

достижениях педагогики, психологии, искусствознания и эстетики, теории и практики эстетического воспитания и художественного образования, философии, методики преподавания Изобразительного искусства; основывается на системной организации опытно-экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в учреждениях высшего профессионального образования: Московском государственном областном университете (факультет изобразительного искусства и народных ремёсел), Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова (кафедра академической живописи) и др., школах основного общего образования: Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 13», г. Пушкино и др., школах с углублённым изучением изобразительного искусства: Государственном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1188», г. Москва и др.

Положения и результаты исследования освещались на научных конференциях и семинарах, обсуждались на кафедрах: методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству, живописи, рисунка, композиции, дизайна факультета Изобразительного искусства и народных ремёсел Московского государственного областного университета, нашли отражение в научных, учебно-методических публикациях по теме исследования.

Методологической основой исследования являются:

научные труды в области физиологии и психологии деятельности, творческого развития (Б.Г.Ананьев, Л.М.Антилогова, А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, А.А.Деркач, Е.И.Игнатьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Д.И.Фельдштейн, В.Д.Шадриков, Д.Б.Элькогнин);

научно-методические исследования в области методики обучения изобразительному искусству (Г.В. Беда, Н.Н.Волков, С.Е.Игнатьев, В.С.Кузин, С.П.Ломов, Л.Г.Медведев, Н.Н.Ростовцев, Е.В.Шорохов и др.);

научные исследования в области применения компетентностного и интегрированного подхода в обучении, модернизации российского образования (А.Л.Андреев, В.И.Байденко, Г.И.Ибрагимов, В.А.Кальней, О.Е.Лебедев, А.М.Новиков, М.В.Пожарская, И.Н.Фалина, С.Е.Шишов, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, М.Б.Лебедева, А.В.Хуторской и др.);

Для реализации поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

- структурно-функциональный и ретроспективный анализ литературы,
соответствующей тематике исследования (философской, искусствоведческой,
педагогической, методической, психолого-педагогической, психологической,
каталогов выставок, альманахов, периодических изданий);

- наблюдение за учебной, научной и художественно-творческой
деятельностью студентов, анализ работ художников;

- диалектический метод, синтез, обобщение, моделирование, метод
индукции, дедуктивный метод, метод выдвижения и проверки гипотез, метод
эмпирического обобщения;

- методы анкетирования, экспертных оценок, тестирования, проведение
педагогического эксперимента (включая констатирующий, поисковый и
формирующий этапы экспериментального исследования), методы обработки
данных с использованием современных информационных технологий.

Исследование проводилось в период с 2007 по 2011 гг. в три этапа. Первый этап (октябрь 2007г. - июль 2008 г.) включал:

  1. Изучение и обобщение литературы, отвечающей тематике исследования, в том числе учебных программ и методических разработок, учебников, научных статей, поиск и систематизация информации в Интернет-источниках, посещение выставок и экспозиций музеев. Изучение решений Минобрнауки, Государственных стандартов высшего профессионального образования, анализ Учебных планов, графиков учебного процесса.

  2. Изучение опыта преподавания пастели и рисунка мягкими материалами на художественных факультетах. Анализ работ студентов в пастельной технике, с применением пастели, в том числе мягкими графическими материалами, конспектирование и описание результатов, фотографирование работ на этапах выполнения.

  3. Выработку средств и методики проведения констатирующего эксперимента. Участие в составлении Учебно-методических комплексов по дисциплинам: «Искусство пастели», специальность - 030800 «Изобразительное искусство» (каф. рисунка), и «Уникальная графика. Пастель» (каф. композиции), специальность 030800 «Изобразительное искусство». Разработка экспериментальных заданий по обучению искусству пастельной живописи и методических рекомендаций к проведению занятий.

Второй этап (август 2008 г. - июль 2009 г.) включал:

1. Проведение констатирующего эксперимента, сбор данных и анализ
результатов, корректировку экспериментальной заданий по обучению
пастельной живописи с учётом полученных и обработанных результатов
констатирующего эксперимента.

2. Разработку экспериментальной методики обучения искусству
пастельной живописи, интегрированной в систему обучения рисунку,
живописи, композиции, применимой на пленэре, в самостоятельной и
творческой работе студентов.

3. Подготовку поискового и формирующего эксперимента и выработку
эффективных путей и методов его организации и проведения.

Третий этап (август 2009 г. - сентябрь 2011 г.) включал:

1. Проведение поискового и формирующего экспериментов,

апробацию экспериментальной методики обучения искусству пастельной

живописи.

  1. Обобщение экспериментальных результатов, подведение итогов исследования.

  2. Дополнение глав диссертации, отслеживание и анализ появляющейся информации, соответствующей тематике исследования.

Дидактика и методология обучения изобразительному искусству в отечественной системе высшего профессионального образования

Данные для первой главы собирались нами посредством изучения отечественной и зарубежной специализированной литературы (книги, альбомы, каталоги выставок), посещения художественных факультетов, работы с интернет-ресурсами, посещения музеев и; выставок в том числе: России в том числе Государственной» Третьяковской галереи, Государственного русского музея, Государственного-музея, изобразительных искусств им. А. С. Пушкина [51], Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля и др.); Франции (Лувр, музей д Орсе и др.); Италии (галерея Уффици, Дворец дожей, Палаццо Питти) и Ватикана; Испании (Прадо, Музей Пикассо, Татр-музей Сальвадора Дали и др.); Чехии (Музей Альфонса Мухи); Украины (Киевский музей русского искусства и др.).

Нами было проведено исследование и систематизация творчества отечественных художников, в том числе современных. В зарубежной школе мы также рассматривали? как творческий опыт художников прошлого, так и. современников. В результате был накоплен исторический, искусствоведческий. и наглядный материал, положенный в основу разработанного1 экспериментального курса обучения искусству пастельной живописи.

Появившаяся в, эпоху Возрождения, пастель в большей степени использовалась художниками стилей рококо, символизма, импрессионизма, неоимпрессионизма, экспрессионизма, академизма, реализма, фовизма, авангардизма и абстракционизма [228]. В данном подразделе мы рассмотрим основных представителей характерных художественных школ пастели Франции, Италии, Германии, Англии, а также художников, работавших в Швеции, Швейцарии, Австрии, Голландии, Турции, Норвегии, Литве, Чехии, Испании. Исходя из богатого исторического опыта пастель может рассматриваться как универсальная техника, способная на решение творческих задач в портретном жанре, натюрморте, пейзаже, тематической композиции. Нами будет проанализировано творчество и приёмы художников, внёсших наиболее значительный вклад в искусство пастели, будут указаны наиболее значимые пастельные произведения, составляющие неотъемлемую часть мировой культуры. При анализе зарубежного искусства, наибольшее внимание мы уделим художникам: Розальба Каррьера, Жан Батист Перроно, Жан Этьен Лиотар, Морис Кантен де Латур, Жан Батист Симеон Шарден, Жан Франсуа Милле, Эдгар Дега, Эдуард Мане, Мэри Кессэт, Берта Моризо, Одилон Редон, Эдвард Мунк, Пабло Пикассо.

История пастельной техники насчитывает более 300 лет, однако краски на основе мела с добавлением натурального пигмента использовались тысячелетиями. Обнаруженные наскальные росписи на юге Франции; в Испании и Южной Африке свидетельствуют о том, что первобытный человек работал мелом, добавляя в него при необходимости земляные пигменты, обожжённую кость и уголь. Термин a pastello впервые можно встретить в трактате теоретика маньеризма Дж. П. Ломаццо, однако, многоцветный рисунок мягкими материалами (мел, уголь, сангина) стали использовать только во второйполовине XV века мастера итальянского Возрождения.

Одним из первых художников работавших с применением материалов, используемых в пастельной графике (уголь — «чёрный камень» в тенях, сангина в полутонах и белый мел на светах) был Леонардо да Винчи [32, ПО, 218]. Художник называл технику работы мягкими материалами «сухие краски» и использовал помимо выше названных несколько других цветов. В схожей технике также выполнял работы художник Ж. Фуке и П. П. Рубенс. Питер Пауль Рубенс разработал систему рисования углём сангиной и мелом, в XVIII веке получившую французское название dessin a trois crayons (рисунок тремя карандашами), позднее ставшую основой рисунка в цвете мягкими материалами для учеников художника и последующих поколений [145]. Пастельные мелки, состоящие из сухого красочного пигмента, скреплённого смолой акации (гуммиарабиком) изобрёл в XVI веке французский художник Жан Перреаль (ок. 1455 - 1530), использовавший мелки для раскрашивания рисунков. Метод Пёрреаля также постепенно распространи лея в Италии в частности помимо Леонардо да Винчи? (1452 — 1519), мягкими графическими материалами работал Микеланджело( 1457 — 1564).

Вї XVI; - XVII вв. многие художники; использовали пастель только как графический материал для? подцветки; рисункові Известны мастера; пастели: ДіДюмустье, ПіДюмустье,, ЖБриар, НШаньо, ШШебрещ ЕіНантейль во Франции; Х.Голциус в; Голландии, Ганс Гольбёйш МладшиШ в Германии; Дж.А:.Больтраффио, Б:Луини, Л.Карраччи, Гвидо=Ренигв.Италии: [153» стр. 132; 156]. Постепенно в связи с возрастающим интересом к живописи пастельная техника начинает использоваться; для работы, над, станковыми? картинами: Примером? даннош тенденции могут служить, станковые работы; пастелью? французского художника Жозефа Вивьена (1657-1734):

Салон 1704 года демонстрировал двадцать портретов пастелью в натуральную величину работы Жозефа Вивьена [82], успех выставки повлиял на стремительный рост популярности: данной техники, чтси привело к признанию её самодостаточности B X-VIII веке. Высокий уровень технического мастерства художника; виден по «Портрету Людовика, герцога Бургундского» показывающий; наглядный пример живописных; качеств; пастели, с тонкими цветотоновыми нюансами:

В первой половине XVIII века художники использовали, широкий спектр приёмов: работа на тонированной бумаге, растирание, оптическое и механическое смешивание пигмента и т. д. Материал позволял передавать сложные цветовые отношения, добиваться реалистичности наравне с масляной: живописью. Благодаря мелкозернистой, не содержащей жидкости структуре, спецификой;работы пастелью можно назвать нанесение пигмента очень тонким слоем. При этом пастельная техника была удобна в передаче малейших изменений цвета и тона. Особенности пастели наиболее точно отвечали эстетическим вкусам общества XVIII века, сформировавшим стиль рококо, что обеспечило популярность данной техники в жанре портрета [231]. В стиле рококо уделялось большое внимание оттенкам человеческой кожи, материальности и осязаемости предметов - лепесткам цветов, лёгким и прозрачным, тканям. Лёгкость визуального восприятия пастели (отсутствие сильного блеска красочного слоя), яркость цветов позволяли художникам выполнять как парадные, так и камерные портреты. Здесь можно вспомнить имена известных художников-пастелистов XVIII века: А.Р.Менгс - в Германии, Г.Лундберг — в Швеции, Т.Лоуренс, У.Гамильтон, Ф:Котс - в Англии, Н.Влейгельс, Л.Дюпон, Ж.Дюкре, Ф.Фрей, Ж.Вальд, Ж.Дюплесси, К.Уэн, А.Гийяр - во Франции. Наиболее знаменитые представители эпохи рококо Жан Антуан Ватто (1684-1721) и Франсуа Буше (1703-1770) работали в пастельной технике, однако

Наибольшее количество известных произведений художников относится к масляной живописи. Ватто наравне с Рубенсом считается одним из лучших мастеров трёхцветного рисунка мягкими материалами.

Развитие зрительно-эмоционального восприятия студентов в обучении искусству пастельной живописи

В данном подразделе мы рассмотрим наиболее прогрессивные методологические основы и принципы обучения- изобразительному искусству, сформированные отечественными педагогами и художниками, которые мы можем использовать в качестве базиса построения усовершенствованной методики обучения искусству пастельной живописи на художественных факультетах. Русская реалистическая школа, обеспечивающая преемственность эффективных методов обучения, сумевшая сохранить своиключевые наработки на протяжении многих поколений, является одной из наиболее сильных в мире наряду с итальянской, восточноазиатской, североамериканской. Рассматривая вопросы совершенствования дидактики и методологии преподавания в отечественной системе высшего образования, мы в меньшей степени будем касаться непосредственно обучения пастели, поскольку данная техника рассматривалась преимущественно как одно из средств обучения рисунку и. базировалась на соответствующих принципах.

В работе Н.М.Молевой «Выдающиеся русские художники-педагоги» проводится прямая, взаимосвязь изобразительного искусства с обучением: «Школа как таковая, и тем более национальная школа, не может существовать, игнорируя внутреннее историческое развитие метода, который всегда в большей или меньшей степени остаётся традиционным» [132, стр. 293] а также: «В истории искусства формирование каждого художественного направления происходит вместе со становлением педагогической системы, формулирующей его принципы. Вносимое общественной жизнью новое содержание рождает не только новое искусство, но и соответствующую ему художественную педагогику, собственно школу. Задача школы заключается в том, чтобы активно- способствовать утверждению породившего ее художественного направления, и она успешно разрешается тогда, когда в самой школе складывается, метод, полностью отвечающий потребностям нового искусства и дающий воспитывать новые поколения художников, продолжающих выдвинутые идейные и творческие принципы». Можно привести также слова Н.М.Ромадина: «Видеть — это школа, которую, как эстафету, передаёт мастер. Через одну точку можно провести множество прямых, и если есть направление, данное мастером, школой, то вы идёте к, цели, зная только одну дорогу». [165, стр. 170] ... «Общечеловеческое в искусстве всегда национально по форме. Национальность форм достигается исключительно средствами- реализма. Красота не может служить целью искусства: она только средство для полного восприятия духа созидающего человека» [165, стр. 182 - 183].

По нашему мнению, отечественная художественная педагогика второй половины XVIII - первой половины XIX вв. содержала значимый прогрессивный аспект — школьное образование сильно связывалось с вузовским, поскольку обучение в училище при Императорской Академии художеств начиналось уже с 5-6 лет (с 1765 года, с 1802 с 8-9 лет). В связи, с этим существовала система обучения по «оригиналам» [197], то есть использовался» метод копирования: В, основе методической, системы лежали учебные задания, разработанные И.Ирейслером, выпущенные с переводом русский язык в 1795 году в виде книги «Основательные правила или краткое руководство к рисовальному художеству» [132, 133, 134].

Однако, знаменитый художник-педагог А.П.Лосенко усовершенствовал систему Прейслера. При копировании от учеников Лосенко требовал: «чтобы он представлял перерисовываемый предмет как бы в натуре — объёмным, находящимся в среде, в определённом пространстве, освещенным конкретным светом. Для этого приходилось обращаться к своим наблюдениям на натуре, к собственной зрительной памяти, что делало копирование осмысленным, лишало его всякой механичности». Чтобы усилить художественно пластическую выразительность рисунков Лосенко вешал оригиналы на стену перед, учениками, давая задание копировать мягкими графическими материалами, в частности сангиной [132, стр. 39 - 40]. Применение в обучении; мягких графических, материалов, стало важным этапом, в. последствии приведшее к преподаванию пастели в системе высшего образования;

Лосенко реализовывал принцип наглядности: подчёркивал; важность работы; педагога совместно с учениками, изготавливалнаглядные пособия:

Прогрессивными, идеями,, касающимися? вопросов? преподавания; отличался: художник и педагог ВОЖУгрюмов; он уделял, большое внимание: решению пространственной і среды,, единству объектов изображения; тренировке наблюдательности; «Задачам художника — изображать предмет таким;.каким; его: видит глаз» [132, стр. 63]. Также:Угрюмов.старался; давать заданиям по рисованию портрета; в естественном состоянии;, это? было-новаторскимщодходом в академическом образовании., Художник и педагог А.Иі.Иванов при реалистичном изображении предметов учитывал три фактора: «изображать трёхмерную форму, ... передавать материальные отличия вещей; ... . пользоваться графическими: материалами» [132, стр. 115].

Иванов требовал в рисунке: сначала наиболее: точношередавать натуру, и только? затем; привносить элементы образного: решения, такими образом разграничивая!собственно обучение:и обучающе-творческукрдеятельность-Предпосылки формирующейся; новой отечественной; системы обучения рисованию разработанной А.П.Сапожниковым мы: можем встретить у А.Г.Венецианова: «Задача рисунка Венециановым определялась как познание объёмной формы в пространстве и изучение освещения-этой формы» [132, стр. 158].

В тридцатых годах XIX века в отечественной художественной педагогике начала складываться система. обучению рисованию, основанная; на творческой переработки системы И.Пёсталоцци [149], сформированной в начале XIX века в западной Европе и опубликованной в книге «Как Гертруда учит своих детей». Слишком отвлечённая и абстрактная система Песталоцци содержала верный «фундамент» для дальнейшего развития русской реалистической школы — развитие умения анализировать, упрощать и группировать объекты действительности в виде сначала плоскостных геометрических фигур, а затем объёмных геометрических тел. Новая система; адаптирующая также опыт последователей Песталоцци, Шмидта, Рамзауэра и Франке была разработана А.П.Сапожниковым в 1834 году [174].

Главное отличие системы Сапожникова заключалось. в акценте на изображение с натуры. Сапожников, предлагал развивающие задания по принципу «от простого к сложному» и от «общего к частному», система уроков, предполагала освоение геометрической формы предмета, его усложнение и группировку в сложные элементы. «В разработке методики обучения Сапожников исходил из сохранения тесной связи между развитием зрительного восприятия учащегося и вооружением его- необходимыми, знаниями, и практическими умениями» [116, стр. 11].

Оптимизация методов обучения искусству пастельной живописи на художественных факультетах

В"конце XIX — начале XX веков начинается кризис «передвижничества», поиск новых творческих ориентиров, который приводит к появлению крупных творческих объединений: «Мир искусства» и «Союз русских художников», постепенно, центр художественной, жизни перемещается из Петербурга в. Москву, Петербургская. Академия художеств в 1918 году была упразднена, её возрождение началось только В-Л933 году в год образования: Всероссийской Академии художеств при помощи ученика И.Е.Репина ИіИ.Бродского.

Художественно-педагогическая деятельность-начала.ХХ века становится. частично дезориентированной различными научными и эстетическими теориями. В искусстве вплоть до начала 20-х годов двадцатого века сосуществуют ретроспективизм, символизм, футуризм, формализм, экспрессионизм, постимпрессионизм, супрематизм и многое другое. В художественной педагогике существовали, обращения к американской (Д.Аугсбург, Л.Тэдд) и германской моделям (А.Баумгарт, Ф.Кульман) развития личности, преобладали биогенетическая теория (К.Лампрехт, Г.Кершентейнер) и теория-свободного воспитания (Л.Толстой, К.М.Вентцель, А.В.Бакушинский, Ф.И.Шмит). Последняя была положена в основу формировавшейся в двадцатом веке альтернативной программы обучения изобразительному искусству художника Б.П.Неменского.

Сильное влияние на художественную педагогику оказало открытие в 1920 году Высших художественных мастерских (ВХУТЕМАС), призванных обучать учащихся в областях, применимых в промышленном производстве. Основной тенденцией советского искусства первой половины XX века являлось ориентация на потребности государства в промышленности и политике. С 1934 года метод социалистического реализма становится определяющим в преподавании, в эти годы значительный вклад в теорию и методику обучения ИЗО был сделан Д.Н.Кардовским [84, 85]. Данный период характеризуется резким отказом от применения фаталистических, биологических, социальных теорий в художественном образовании. Таким образом, методы «свободного воспитания», элементы педологии были ликвидированы в системе обучения изобразительному искусству, основной акцент стал делаться на обучение навыкам, изображения и применение их в трудовой деятельности [138, 142].

Как пишет Є.П.Ломов в работе «Дидактика художественного образования», в 1943 году с целью повышения уровня учебно-воспитательной работы, была создана Академия педагогических наук РСФСР с рядом научно-исследовательских институтов, которая была преобразована 1 августа 1966 года в Академию педагогических наук СССР. В эти годы вновь, становятся актуальнымы- педагогические наработки П.П.Чистякова1 и «передвижников» [116]. «В1" эти годы значительный вклад в совершенствование отечественной реалистической школы внёс педагог Е.С.Кондахчан [93], в основе метода которого было развитие зрительного восприятия пропорций предметов, объёма, перспективных сокращений. На его систему оказала влияние «группа петербургских учителей рисования» и система П.П.Чистякова» [116, стр. 53].

Также необходимо отметить исследования, в области зрительного восприятия при работе с натуры. Н.Н.Волкова: [40]. Психология. изобразительногоt процесса, особенно в области перспективы легла в- основу отечественной художественной педагогики. Волков ввёл понятие «фронтолизации» - прищуривании глаз в процессе рисования, для упрощения, обобщения видимого образа.

В 60-80-е годы формируются основные научные школы, с различными подходами к обучению изобразительному искусству. Значительный вклад в теорию и практику обучения рисованию внёс учёный и художник-педагог Н.Н.Ростовцев и его последователи: В.С.Кузин, Г.В.Беда, П.П.Волков, Е.В.Шорохов, СЛ.Ломов, Н.М.Сокольникова, С.Е.Игнатьев и др.). Альтернативный подход к обучению рисованию предлагал Б.М.Неменский. Внедряемая им и последователями экспериментальная программа, где основой было творческое развитие с развлекательно-игровым акцентом без системного обучения конкретным навыкам, в девяностых годах стала лидировать по применимости в учебном процессе т. к. использовалась приблизительно в 42% школ. Одной из главных целей преподавания искусства становилась задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний.

Данная позиция вела к противоестественному для младшего школьного возраста стремлению, не познавать и отображать мир вокруг себя (развитие наблюдательности и т. п. вследствие реалистического рисования с натуры), а напротив концентрироваться на внутренне-эмоциональной стороне вопроса. С развитием критического мышления, восприятия к средним классам школы без сформированных навыков у детей наблюдался резкий спад интереса к изобразительному искусству, что приводило в итоге к падению- уровня поступающих в ВУЗы на факультеты изобразительного искусства. Абитуриенты необходимые для поступления навыки, реалистического рисования приобретали с отставанием на несколько лет в результате деятельности подготовительных курсов. Схожая концепция преподавания привела реалистическую школу к частичной деградации в зарубежных странах, потере системности в обучении, утрате многих приёмов работы.

Концепция программы Т.Я.Шпикаловой (использовалась .приблизительно в 4% школ) заключалась в ориентации на декоративно-прикладное искусство, уделении внимания народному творчеству и эстетическому воспитанию. В более позднем варианте стала содержать конструирование и обучение на мультимедийной основе.

Во всех концепциях пастель рассматривалась как дополнительный материал на занятиях по рисунку, заданиях по тематическому рисованию, материал, пригодный для работы в смешанной технике. В системе высшего образования на художественных факультетах, также как и в художественном творчестве в постсоветские годы наблюдалась тенденция к увеличению числа используемых художественных техник и материалов. Это было связано с увеличением рынка товаров и услуг художественной направленности, прогрессирующим развитием информатизации общества (средства массовой информации, сеть Интернет, книги, периодические издания) по художественной тематике, общей тенденцией к глобализации искусства, в которой отечественные тенденции стали рассматриваться как часть общей взаимоинтегрированной-художественной культуры.

Совокупность данных факторов обусловила усиление интереса к пастельной технике, более широкому применению в процессе преподавания, и внеаудиторной работе преподавателей со студентами. На художественных факультетах общее применение пастельной техники по данным визуального анализа работ (публикации работ студентов, выставки студенческих работ, анализ учебно-методических фондов) выросло с начала 90-х годов приблизительно с 6- до 13 %, более точное исследование затруднено отсутствием статистической работы на факультетах в данном направлении.

Формирование специальных компетенций средствами интегрированного курса искусства пастельной живописи

Ио нашему мнению, одним из, путей совершенствования» обучения; студентов? искусству пастельной! живописи является развитие художественно-образного мышления ш зрительно-эмоционального восприятия до профессионального уровня; [29 157, 181]. В- современных условиях выпускник с: художественным профессиональным; образованием: является, не , только компетентным; носителем-: культурыj но и представителем: так называемой «культурной элиты»у продолжателем традиций; отечественной: школы.; изобразительногоискусства.вне зависимости от дальнейшей профессиональной деятельности; Исходят из. выше сказанного, в системе высшего профессионального образования1 на художественных факультетах необходимо системно развивать не только общие, профессиональные и. специальные компетенции, но и: восприятие; студентов [1, 14г 105, 188].

В этойсвязи можно привести слова С.М.Даниэля «...между обыденным и художественным; восприятием существует большое различие: Обыденный перцептивный:; опыт чрезвычайно разнообразен, и ЄСЛИІ он; принципиально: отличается; от профессионального художественного опыта,, то ;не столько; бедностью;.то сравнительно слабой организованностью; Обыденный1 опыт не беден, он — хаотичен: Художник как профессиональный зритель обладает высокоорганизованной схемой («картой») восприятия, где целое безусловно господствует над частным» [57, стр. 62].

Целостность художественного профессионального восприятия складывается из понимания свойств человеческого зрения, закономерностей психических процессов и выразительных средств раскрытия художественного образа, разностороннем анализе, действительности с позиций художника, искусствоведа и непосредственно зрителя [55, 67]. Выпускник художественного факультета не обладающий в достаточной степени развитым образным и логическим мышлением, зрительно-эмоциональным восприятием не способен решать творческие задачи высокой сложности, и, следовательно, заниматься инновационной деятельностью в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, преподавании или проектировании. Высокая степень же развитости зрительно-эмоционального восприятия, образного мышления, наличие способностей, одарённости, таланта без соответствующе развитых компетенций, сужают диапазон- применимости выпускника в профессиональной деятельности до какого-либо аспекта, выраженной склонности. Поскольку компетентностный подход предполагает высокую степень адаптивности выпускника к изменяющимся условиям, стимулирует сознательность, активность, ответственность, самостоятельность, преподавание интегрированного компетентностно-ориентированного курса искусства пастельной живописи должно строиться с учётом психофизиологических основ обучения.

Для повышения эффективности процесса преподавания искусства пастельной живописи на художественных факультетах мы должны рассмотреть психофизиологические основы данной проблемы. Процесс обучения изобразительному искусству на художественных факультетах предполагает развитие восприятия студента» от поверхностного, неточного, неустойчивого и избыточно-эмоционального к аналитическому, структурному, системному, объективному, многоуровневому и точному, т. е. предполагает перестройку восприятия от обыденного до целостного профессионального уровня, который характеризуется следующими эффектами зрительного восприятия: аккомодация, конвергенция, апперцепция, константность, кумуляция.

Студенту художественного факультета необходимо иметь обострённое зрительное восприятие, что связано с задачей видения объекта для дальнейшего наиболее точного изображения: цвет, форма, конструкция, тон, взаимодействие элементов композиции и т. п. Для студента художественного факультета также важно иметь обострённое эмоциональное восприятие, связанное с необходимостью решения задач раскрытия и передачи художественного образа в работе.

Искусство и визуальное восприятие имеет несомненную взаимосвязь [14], можно говорить о развитии визуального восприятия, композиционного восприятия [89], развитии художественно-образного мышления [90] как едином процессе. По нашему мнению, в процессе обучения изобразительному искусству большое внимание необходимо уделять развитию цельности видения, основанной на взаимосвязи отдельных процессов восприятия (умение различать, детали: и подчинятьих обобщённой форме; умение фокусироваться на. различных визуальных характеристиках изображаемого, позволяющих добиваться, необходимого выразительного эффекта; умение выделять композиционный и смысловой центры, передавать плановость; умение адаптироватть восприятие с позиций художника, зрителя, критика и т. д.).

Восприятие художественного студента факультета характеризуется творческо-инновационной направленностью, повышенным познавательным интересом, развитым эстетическим чувством, стремлением к нахождению красоты и гармонии в привычных и нестандартных предметах и явлениях [59, 181, 182].

Психология- зрительно-эмоционального восприятия, [55] опирается на физиологические особенности восприятия:, в частности свойства аддитивного смешения цветов, бинокулярного, глубинного зрения, категориальное, селективности, константности, адпативности, целостности, предметности восприятия, основанных на5 аналитической, эмоциональной, перцептивно-ассоциативной и социально—ассоциативной составляющих, а также явлений когнитивного контура и микрогенеза.

Зрительное восприятие — совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира. По сложности процессов восприятия и скорости формирования в филогенезе и онтогенезе выделяют: процессы восприятия цвета (оценка яркости, цветового тона, насыщенности, оттенков и т. д.), процессы восприятия глубины пространства (перспектива, константность) и движения, процессы восприятия объёма.

Особенности бинокулярного зрения человека (т. е. восприятие, мира посредством двух глаз, носящее стереоскопический признак и имеющее свойство; бинокулярного параллакса — построение объемного зрительного-образа на основе различий; проекций трехмерного пространства; на- сетчатку левого и: правого глаза): заключается в? относительно малому расстоянии между глазами;, ВЇ результате: мы можем очень, точно? видеть детали-; ш оценивать; расстояние до объекта; но» при этом? у человеческого глаза? существует сравнительно небольшой" диапазон оптимального восприятия, этот угол равен в среднем-35-ти; градусам.

Объект, - выходящий за рамки данного диапазона не будет одновременно различим; во всех деталях. Диапазон, оптимального восприятия; важно; учитывать при рисовании с натуры, при рассматривании; картин; анализе; ошибок . в работе. Как: правило, человеку свойственно при- свободном рассматривании находится в данном диапазоне. Разница восприятия становится очевидной, если художник выполняет работу, не согласовываясь с оптимальным расстоянием восприятия для: зрителя. В этом .случае трудно избежать перспективных искажений,., визуальных деформаций; расставить! акценты вработе; добйтьсяшбобщённости:[157, 159]І

Похожие диссертации на Компетентностный подход в обучении студентов искусству пастельной живописи : в системе художественных факультетов педагогических вузов