Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интегративный подход к обучению эстрадных певцов : на примере работы со студентами музыкального факультета педагогического вуза Коваль, Лариса Михайловна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коваль, Лариса Михайловна. Интегративный подход к обучению эстрадных певцов : на примере работы со студентами музыкального факультета педагогического вуза : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Коваль Лариса Михайловна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т].- Москва, 2013.- 198 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/92

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. Теоретические аспекты интегративного подхода к обучению эстрадных певцов 17

1.1. Сущность и содержание основных категорий исследования 17

1.2. Специфика исполнительской деятельности эстрадного певца, как фактор формирования его профессионально значимых качеств 28

1.3. Особенности интегративного подхода к обучению эстрадных певцов 43

1.4. Обобщение опыта методических систем вокального обучения 51

Выводы nol главе 69

Глава II. Основные компоненты вокальной подготовки эстрадных певцов 70

2.1. Роль эмоций при обучении пению. 70

2.2. Особенности эстрадного вокального искусства 81

2.3. Основные компоненты методики вокально-технической подготовки будущего эстрадного исполнителя . 91

Выводы по 2 главе 106

Глава 3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности теоретико-методических положений методики интегративного подхода к обучению эстрадных певцов 108

3.1 .Констатирующий этап эксперимента 108

3.2. Поисковый эксперимент 116

3.3. Формирующий эксперимент 134

Выводы по 3 главе 149

Заключение 151

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования. Наряду с политическими, экономическими и социальными преобразованиями осуществляемыми в России, произошли серьезные изменения в области культуры и искусства. В этих условиях особенное внимание привлекает музыкальное искусство эстрады. Эстрада, как часть музыкальной культуры XXI века, пользуется особой популярностью у молодежи. Успеху этого жанра способствуют: доступность широкому кругу слушателей, экспрессивность образов, простота, художественная ясность, концентрированность и лаконичность эстрадных номеров, формирование и укрепление позитивного эмоционального тонуса зрителя. Эстрадному искусству, как одному из самых массовых видов, может принадлежать важная роль в формировании духовного облика человека и особенно молодежи. Воздействие эстрадного жанра на молодежную аудиторию может быть как положительным, так и отрицательным, и во многом зависит от репертуара и профессионально значимых качеств эстрадного певца. В этой связи очень важна роль музыкальных колледжей и вузов выпускающих эстрадных исполнителей. Начиная с 80-х годов XX столетия в нашей стране наблюдается тенденция профессионализации эстрадно-джазового образования. Открываются профессиональные учебные заведения, к которым относятся вузы, академии (высшее звено), колледжи, училища, эстрадные отделения средних специальных профессиональных учебных заведений (среднее звено), детские музыкальные школы и школы искусств, в которых ведется эстрадно-джазовая подготовка (начальное звено, получающее статус «начального профессионального образования»).

Обучение эстрадному пению - задача многогранная, так как эстрадное вокальное исполнительство имеет свою специфику. Оно отличается повышенной эмоциональностью и основано на синтезе целого ряда искусств: пения, актерского мастерства, искусства хореографии, на особом характере общения со зрительным залом. Эстрадный певец должен обладать яркой харизмой, неповторимым имиджем и оригинальной трактовкой художественного образа исполняемых произведений.

Смена образовательной парадигмы в России с 90х годов предъявляет новые требования к личности выпускника музыкального факультета педагогического вуза в формировании творческой индивидуальности, обладающей развитым сознанием и самосознанием, высоким интеллектом, ценностно-эстетическим мировоззрением, творческим потенциалом, который развивается и совершенствуется в процессе исполнительской деятельности и реализации его творческих способностей в сфере искусства. Для достижения этой цели необходимы инновационные теоретические и научно-методические подходы к организации обучения эстрадных певцов.

В известных работах, посвященных обучению эстрадному пению (В.Г. Кузнецов, Л.С.Зорилова, О.Я.Клипп, А.Пекхам, С.Риггс, Е.Л.Рыбакова, И.В. Сахнова, О.Степурко, Д.В.Харичева, О.Ховард, Э.Ховард) рассматриваются, главным образом, вопросы вокально-технического развития учащихся и

формирования у них исполнительских навыков. Несмотря на важность выводов, и рекомендаций, содержащихся в указанных работах, можно констатировать, что никто из них не ставил задачу формирования профессионально значимых качеств певцов средствами эстрадного вокального искусства.

Таким образом, возникает противоречие между потенциальными возможностями обучения эстрадному пению, способного оказывать воздействие на интеллектуальную, волевую, эмоциональную, и нравственную сферы личности учащихся, и недостаточной теоретико-методической разработанностью проблемы развития не только вокально-технических и исполнительских навыков обучающихся, но и формирования у них профессионально значимых качеств.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования; каковы педагогические условия, структура и содержание процесса обучения эстрадных певцов, обеспечивающих положительную динамику их профессионального становления?

Недостаточная теоретическая и методологическая разработанность избранной проблемы исследования, ее научная и практическая значимость в условиях изменения образовательной политики обусловили выбор темы исследования: «Интегративный подход к обучению эстрадных певцов» (на примере работы со студентами музыкального факультета педагогического вуза).

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка методики обучения эстрадных певцов, на основе интегративного подхода.

Объект исследования: процесс обучения эстрадных певцов в классе сольного пения.

Предмет исследования: педагогические условия эффективности процесса подготовки эстрадных певцов на основе интегративного подхода.

Гипотеза исследования: Процесс обучения эстрадных певцов будет эффективным с точки зрения его функций и решаемых задач, если:

- организация учебного процесса направлена на формирование не
только вокально-технических и исполнительских навыков эстрадных певцов,
но и целого комплекса профессионально значимых качеств обучающихся;

- методики обучения базируются на системе общедидактических и
специфических для эстрадного вокального искусства принципах и методах
работы, целенаправленном и комплексном воздействии на личность
обучающегося, включении её в активную познавательную и концертно-
исполнительскую деятельность, и постоянном стимулировании её способности
к рефлексии;

- разработан комплекс творческих заданий и вокально-тренировочных
упражнений для каждого этапа обучения эстрадных певцов, реализуемый с
позиции всех компонентов эстрадного жанра и особенностей профессионально
значимых качеств обучающихся;

- репертуар специально подобранных стилевых направлений эстрадного вокального искусства учитывает уровень развития и индивидуальные особенности обучающихся.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и содержание интегративного подхода к обучению
эстрадному пению.

2. Выявить и систематизировать профессионально значимые качества
эстрадных певцов.

  1. Разработать критерии и показатели оценки уровней развития профессионально значимых качеств эстрадных певцов в процессе обучения.

  2. Выявить и апробировать педагогические условия эффективности процесса подготовки будущих эстрадных певцов.

5. Разработать и экспериментально апробировать методику
интегративного подхода к обучению эстрадных певцов.

Методологическую основу исследования составили следующие концепции и фундаментальные труды в области:

общей психологии (П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Ю.А. Самарин, Н.Ф. Талызина); психологии творчества, развития личности, о ценности, уникальности, неповторимости каждого человека (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготскоий, Л.Б. Ермолаева-Томина, Н.А.Логинова, А. Маслоу, А.А.Мелик-Пашаев, Е.В. Назайкинский, В.И.Петрушин, Б.М. Теплов, И.Т.Фролов, А.И. Щербакова, Г.М.Цыпин.); отечественной и зарубежной педагогики - (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин, СТ. Шацкий, Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци); интегративного подхода (СМ. Гапеенков, О.Г. Гилязова, И.Д. Зверев, В.А. Караковский, В.Н. Максимова, Л.И. Новиков, А.В. Петровский, Г.Ф. Федорец, М.Г.Чепиков); театральной педагогики - (К.С.Станиславский, М.А.Чехов, Г.П.Ансимов, СВ. Гиппиус, М.О. Кнебель, И.Г. Шароев.); музыкального искусства - (Б.В. Асафьев, Л.Н. Баренбойм, Л.О. Гинзбург, Д.Б.Кабалевский, В.Г.Кузнецов, Г.Г.Нейгауз, В.Г. Ражников, Ю.ССаульский, Г.М. Цыпин, Ю.Н. Чугунов.); академической вокальной методики постановки певческого голоса в трудах отечественных и зарубежных педагогов-музыкантов (Ю.Б. Алиев, Д.Л. Аспелунд, Ю.А. Барсов, А.М.Вербов, Л.Б.Дмитриев, Ф.Ф. Заседетелев, В.М. Луканин, В.П. Морозов, И.К.Назаренко, Г.П. Стулова, Е.П. Фролов, Р. Юссон.); стилевых направлений джазового искусства (В.Д. Конен, О.Н. Коваленко, Н.М. Провозина, К.А. Ушаков.); эстрадного и джазового исполнительства (В.Г.Кузнецов, О.Я.Клипп, М.М.Муратов, А.Пекхам, С. Риггс, Е.Л.Рыбакова, И.В.Сахнова, О.Степурко, Д.В.Харичева, О.Ховард, Э.Ховард). Методы научного исследования:

Теоретические методы: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, художественно-эстетической, музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования; музыкально-педагогический анализ образцов джазового искусства; анализ и обобщение отечественного и

зарубежного опыта. Эмпирические методы: наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование; беседы с эстрадными исполнителями и преподавателями эстрадного и джазового вокала; педагогический эксперимент, методы статистической обработки результатов экспериментального обучения, творческие задания.

Этапы исследования:

Первый этап (2008-2010 гг.) - аналитико-констатирующий: анализ научной литературы, изучение проблемы исследования; обоснование актуальности, выявление противоречий, определение объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследования; разработка программы реализации цели и задач исследования; подготовка диагностического инструментария.

Второй этап (2011-2012 гг.) - формирующий: обоснование основных положений гипотезы, апробация теоретической модели, условий, критериев и показателей эффективности процесса обучения эстрадных певцов на основе интегративного подхода; опытно-экспериментальная работа по выявлению педагогических условий для совершенствования не только вокально-технических и исполнительских навыков эстрадных певцов, но и их профессионально значимых качеств.

Третий этап (2012-2013 гг.) - заключительный: анализ результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы; оценка эффективности реализованных - педагогических условий уровня развития профессионально значимых качеств эстрадных певцов; систематизация и обобщение результатов исследования, формулировка выводов исследования; подготовка практических рекомендаций педагогам, специалистам в области подготовки эстрадных певцов; оформление диссертационного исследования.

База исследования: кафедра пения и хорового дирижирования Федерального Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет».

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- определены сущность и содержание интегративного подхода к
обучению эстрадному пению как системы принципов, способов и приемов
организации целостного процесса творческого развития обучающихся с учетом
ключевых компонентов эстрадного жанра, профессионально значимых качеств
эстрадных певцов.

- выявлены профессионально значимые качества эстрадных певцов, главными из которых являются: знание о музыке и музыкальном искусстве; владение вокально-техническими и исполнительскими навыками; оригинальность сценического воплощения художественного образа исполняемых произведений; адекватность определения ценностного смысла содержания художественного образа вокальных произведений; самостоятельность поиска способов смыслового интонирования.

- разработана методика интегративного подхода к обучению эстрадных
певцов, включающая систему вокально-тренировочных упражнений и

творческих заданий для каждого этапа обучения эстрадному пению, позволяющая рассматривать вокально-техническую и исполнительскую подготовку, как составную часть, и как условие развития профессионально значимых качеств обучающихся;

- выявлены критерии и предложены показатели оценки уровня развития профессионально значимых качеств будущих эстрадных певцов, а также педагогические условия определяющие эффективность процесса подготовки будущих эстрадных певцов в классе сольного пения.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании интегративного подхода к реализации процесса подготовки эстрадных певцов, что обогащает теорию и методику музыкального образования.

В научный оборот введено понятие «интегративный подход к обучению эстрадному пению», заключающееся в отражении процесса реализации потенциала интегративного подхода в развитии профессионально и личностно значимых качеств эстрадного певца, обеспечивающие и развивающие его конкурентоспособность в профессиональной деятельности.

Комплекс выявленных принципов и выстроенная система методов экспериментального обучения, позволят по-новому подходить к профессиональной подготовке будущих эстрадных вокалистов в вузе.

Определены и структурированы этапы подготовки эстрадного певца в соответствии с индивидуальными особенностями, потребностями и возможностями обучающегося, что содержательно дополняет концепцию «личностно-ориентированного образования» и дает методологическую основу для разработки инновационных технологий нового поколения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты используются в процессе групповых и индивидуальных занятий по эстрадному пению в МПГУ (Московском педагогическом государственном университете), ГБУК «Детском театры эстрады» города Москвы, Государственном музыкальном училище эстрадно-джазового искусства (ГМУЭДИ) города Москва. Разработанные комплексы творческих заданий в соответствии с этапами обучения могут быть использованы в практике подготовки не только эстрадных, но и академических, и народных певцов. Разработаны и используются в учебном процессе методические рекомендации и образовательная программа по дисциплине: «Основы исполнительского мастерства эстрадного вокалиста».

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена совокупностью методологических и теоретических положений отечественных и зарубежных исследователей в области философии, психологии, педагогики, музыкознания; практическим воплощением основных теоретических положений, соответствующих объекту, цели, задачам исследования; итогами опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью опытно экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: посредством публикации статей по теме диссертации; в ходе выступления

автора с докладами и сообщениями на научных конференциях (в Московском педагогическом государственном университете и Российском государственном социальном университете в 2008-2013 гг., в практической деятельности автора, и в проведении «Мастер-классов» для молодых эстрадных исполнителей в рамках различных вокально-исполнительских конкурсов эстрадных певцов. На защиту выносятся следующие положения:

1. Интегративный подход к обучению эстрадному пению - это система
устойчивой совокупности принципов, способов и приемов организации
целостного процесса творческого развития учащейся молодежи в условиях их
взаимодействия с искусством. Особенность интегративного подхода к
обучению будущих эстрадных певцов заключается в учете всех компонентов
эстрадного жанра и взаимосвязи профессионально значимых качеств учащихся
с их вокально-технической и художественно - исполнительской подготовкой, в
системном раскрытии эмоциональной, интеллектуальной, духовно-
нравственной, волевой и творческой составляющих личности будущего
музыканта-исполнителя.

  1. Специфика эстрадного вокального исполнительства обусловлена синтетическим характером самого жанра эстрадно - джазовой направленности, который базируется на сочетании целого комплекса искусств (хореографии, актерского мастерства, эстетики костюма, режиссуры, света, звука, вокально-технического развития, умения петь в ансамбле с музыкальным сопровождением). Эстрадное исполнительство - это особый вид социального поведения, где переплетаются потребности социума и духовные устремления личности исполнителя, происходит формирование и развитие у него ярко выраженной социально-профессиональной мотивации и направленности на коммуникативное взаимодействие с публикой.

  2. Профессионально значимые качества эстрадного певца - это интегративное понятие на структурном и содержательном уровнях которого органично отражено взаимодействие знаний о музыке и музыкальном искусстве, владение вокально-техническими и исполнительскими навыками, оригинальность сценического воплощения художественного образа исполняемых произведений, адекватность определения ценностного смысла содержания художественного образа вокальных произведений, самостоятельность поиска способов смыслового интонирования в процессе работы над исполнением произведения.

4. Вокальная методика базируется на законах эстрадного вокального
жанра (пение в речевой позиции; полуоткрытая манера пения; превалирование
грудного резонирования) и состоит из четырех логически связанных этапов
обучения эстрадному пению: начального (пропедевтического), где акцент
делается на раскрепощение тела певца и снятие мышечных зажимов при
помощи различных двигательных техник («Александр-техника»), с
использованием приема «Речепения», и отдельных упражнений из
«Дыхательной гимнастики» А.Н. Стрельниковой, а также на активизацию
эмоциональной сферы учащихся в процессе исполнения одних и тех же

упражнений и попевок с различным эмоциональным настроением;
исполнительно-технического - усложнение технических и исполнительских
задач в упражнениях, а внимание педагога направляется на развитие и
совершенствование слухового самоконтроля и рефлексии ученика; жанрово-
стилевого,
где происходит постепенное освоение вокальной техники и
специфических исполнительских приемов, свойственных различным
эстрадным вокальным жанрам; индивидуально-исполнительского -

направленного на освоение репертуара, подобранного с учетом индивидуальных особенностей учащегося и его вокально-исполнительских возможностей.

5. Эффективность процесса обучения эстрадных певцов находится в зависимости от: организации учебного процесса на основе интегративного подхода, нацеленного на формирование вокально-технических, исполнительских навыков и комплекса профессионально значимых качеств; ориентации содержания обучения на эмоциональную, интеллектуальную, волевую, духовно-нравственную и творческую составляющие личности будущего исполнителя; полноты реализации принципов (индивидуализация личности будущего эстрадного исполнителя; создание эмоциональной обстановки и ситуации успеха; обогащение музыкально-слухового опыта учащихся) и методов (направленность творческих заданий на активизацию их аналитических и мыслительных способностей; использование комплекса вокально-тренировочных упражнений, специально разработанных для каждого этапа обучения; организация бесед на основе субъект-субъектного творческого диалога; подбор репертуара с учетом его художественных достоинств, нравственности содержания, уровня вокально-технического развития учащихся); включенности учащихся в активную познавательную и концертно-исполнительскую деятельность.

Структура диссертации. Работа состоит из введения; трех глав, включающих 10 параграфов; заключения; библиографии и двух приложений. Диссертация иллюстрирована диаграммами и таблицами.

Специфика исполнительской деятельности эстрадного певца, как фактор формирования его профессионально значимых качеств

Исторически существовало два противоположных подхода к личности: с одной стороны, это картезианская позиция (биологизаторская), согласно которой все в личности предопределено божественным предначертанием или наследственностью; представители этого направления считали, что психическое развитие человека не зависит от обучения; с другой стороны -бихевиоризм (социологизаторская позиция), согласно которой ребенок -«чистая доска», и все определяется условиями среды, психическое развитие личности полностью зависит от обучения.

Современная педагогическая наука считает, что обучение и развитие -взаимосвязанные процессы, и результаты зависят как от наследственных факторов, так и от среды, в которой развивается человек. Существует несколько концепций, в которых акцент ставится на одном из этих факторов. Известна концепция обучаемого развития, согласно которой развитие опережает обучение (Э.Дьюи, Ж.Пиаже, З.Фрейд, и др.). С точки зрения представителей этого направления, обучение подчинено закономерностям развития. Другие ученые - Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Э.Б.Эльконин - выдвигают противоположную идею: концепцию развивающего обучения, согласно которой обучение должно идти впереди развития. В этом случае именно педагогические средства и методы обучения существенно влияют на развитие личности и ее интеллектуальное и психическое развитие.

Анализ исследований, посвященных проблемам педагогических технологий, показал, что теоретической базой педагогических технологий являются различные теории и концепции обучения, в арсенал которых входят: теория проблемного обучения (СИ. Архангельский, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин), теория программированного обучения (Л.Н. Ланда, Ч. Куписевич, Б. Скинчер), личностно-деятельностное и личностно-ориентированное обучение (И.А. Зимняя, И.С. Якиманская), индивидуально-дифференцированное обучение (Ю.К. Бабанский, Л.Я. Зорина, СБ. Килене и др.), теория контекстного обучения (А.А. Вербицкий), проективное обучение (Г.Л. Ильин), концентрированное обучение (Г.И. Ибрагимов), модульное обучение (Б. и М. Гольдшмид, В.В. Карпов, Дж. Рассел, A.M. Чошанов, П. Юцявичене). Многие современные ученые-методологи предлагают комплекс педагогических технологий, - мотивационно-потребностные технологии; технология «полного усвоения», технология моделирования содержания образования, технологии проблемно-модульного обучения, технология уровневой дифференциации, технология коллективной мыследеятельности - в котором объединены теория содержания образования, теория развития личности и теория деятельности. Б.С.Гершунский [50, 5] считает, что ни одна наука в отдельности не может сформировать целостного мировоззрения, необходимо интегративное, междисциплинарное, целостное воздействие на человека. Это воздействие способствует формированию у субъекта как интеллектуального аспекта мировоззрения (миропонимание), так и психологической части мировоззрения, отражаемой в форме эмоционально-ценностного отношения к объекту и окружающему его миру (мироощущение, мировосприятие, миросозерцание), а также активизирует «действенную» часть мировоззрения субъекта, отражаемую в форме регулятивно-деятельностного аспекта мировоззрения (мировоздействие).

В нашем исследовании под «интеграцией» понимается совокупность составных частей какого-то явления или процесса, которые взаимно дополняют, обогащают и обеспечивают его цельное качественное существование или функционирование.

Наряду с термином «интегративный» в научной литературе используются понятия «целостный», «системный», а также «синергетический». Иногда эти термины используются как синонимы, иногда между ними проводятся определенные границы.

«Интеграция» является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др. Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В работах В.В. Краевского, А.В. Петровского, рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками. Г.Д. Глейзер и B.C. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования. В работах В.А. Караковского и Л.И. Новиковой раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах СМ. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец. В диссертационном исследовании Е. А. Ануфриева «Педагогические условия реализации системы интегративных связей в процессе профессионального музыкального образования» принцип интегративности определятся, как один из дидактических принципов обучения, взаимодействующий с другими - принципами научности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, наглядности, связи теории с практикой, доступности и прочности знаний, учета индивидуальных особенностей обучающихся, - требует обоснования педагогических условий для осуществления интеграции, которыми являются: общетеоретическое обоснование необходимости интеграции конкретных учебных дисциплин; определение оптимального уровня и формы интеграции предметов, точек сопряжения учебного материала, его ведущих идей; координирование программ учебных предметов, использование соответствующих методов и приемов средств обучения, с целью формировать целостное представление о мире [14, 13]. Учёными определены методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития. Исходя из данных методологических положений, исследователи выделили ряд понятий: процесс интеграции, принцип интеграции, интегративные процессы, интегративный подход, - имеющих для нас принципиальное значение.

Под интеграцией в педагогическом процессе понимается одна из сторон процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разрозненных частей. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.

Обобщение опыта методических систем вокального обучения

Современный американский педагог Сет Риггс в своей книге «Как стать звездой» рассказывает о применении им метода пения в речевой позиции, который он практикует при постановке голоса у эстрадных певцов. Эта методика универсальна. Она может быть использована в обучении певцов различных направлений и основана на технике пения в речевой позиции. Главный тезис данной методики заключается в том, что исполнитель в речевой позиции сохраняет в пении баланс грудного и головного звучания и добивается ровного, округленного и прикрытого певческого звука. Для применения этого метода необходимо правильно поставить само звучание разговорного голоса, развить его силу, четкость и особенно декламационную распевность с охватом крайних нижних и верхних тонов [182].

П.И.Сикур отмечает эффективность мануального метода постановки певческого и речевого голоса, которые заключается в физическом (ручном) воздействии преподавателя на работу органов голосового аппарата учащегося с целью улучшения качества певческого звука. На наш взгляд, у этого метода есть свои особенности, которые не дают возможность его использования в широкой практике: педагог должен хорошо владеть техникой мануального воздействия, ибо неправильное использование приемов физической коррекции положения голосовых органов может привести к противоположному эффекту (зажатию мышц и искажению работы голосового аппарата) [191].

Большое количество методов посвящено постановке певческого дыхания. В вокальной педагогике сложилось два основных способа освоения этого важнейшего компонента певческого процесса. Первый совершается по формуле: вдох, задержка дыхания и постепенный выдох на звуке (пение). Второй способ: выдох, задержка, непроизвольный вдох, задержка и постепенный выдох на звуке (пение). Второй способ физиологически более оправдан, хотя он еще не нашел широкого применения.

Особо выделяется группа методов, направленных на освобождение от мышечного зажатия. Рассмотрим эффективную систему упражнений (систему «Александр-техника»).

Фредерик Матиас Александер (1869г) - австралийский драматический актер разработал комплекс упражнений, позволяющий снять напряжение мышц плечевого пояса и шеи (поскольку эти зажимы мешают свободной работе гортани при речи и пении). Будучи актером и испытывая большие профессиональные нагрузки, он потерял голос. Разработанная им система позволила актеру полностью восстановить свои голосовые возможности. Используя зеркало для наблюдения за своей осанкой в процессе актерского чтения, Александр обнаружил, что его голова западает назад, шея вытягивается, гортань напряжена, и воздух попадает внутрь с громким шумом. Экспериментируя, он заметил, что сознательное освобождение задних мышц шеи позволяет голове занять лучшую позицию и избавиться от чрезмерного напряжения в гортани.

«Александер-техника» использует подвижное взаимоотношение между головой, шеей и спиной. Задачей этого метода является освобождение тела от ненужного зажатия, о наличии которого мы часто даже не подозреваем в повседневной жизни, и выработка правильной, свободной осанки, необходимой для достижения естественного певческого звучания.

Цель предлагаемых в методике упражнений - научиться сочетать правильную координацию мышц тела в пении, сохраняя необходимую свободу выразительности. Типичная ошибка неопытных певцов заключается в сосредоточенности на том, что происходит выше ключиц, тогда как значительная часть их инструмента расположена в средней части тела.

Педагоги Ганешина М.А. и Лотоцкая Ю.Ю. в качестве основы методики предлагают принцип: «в свободном теле - свободный голос» [49, 142]. Они предлагают строить урок следующим образом: разминка-зарядка; распевание в сочетании с движениями и без них; работа над вокальными произведениями.

В основе этой методики лежит идея о том, что в работу должно быть включено все тело, которое необходимо «привести в порядок», «настроить», чтобы оно стало «послушным инструментом» для правильного голосообразования и воплощения художественного образа музыкального произведения. В разминку включаются движения пальцев рук, кистей, мышцы всего тела («от пяток до макушки головы»). В результате разминки мускулатура освобождается от излишнего напряжения; дыхание становится естественным и свободным, движения тела пластичны. На втором этапе урока подключается воображение. Если «вживание» в образ действительно происходит, физиологические механизмы пения начинают работать так, как если бы эти действия совершались «на самом деле».

Объяснение этому дают многие научные теории, постулирующие наличие связи голосообразования с мышечным чувством, а также с психическим переживанием (И.И. Иоффе, А.Лоуэн, В.П. Морозов, Э.Л. Носенко, В.Райх, Г.П Стулова, А.В. Яковлев). Воображаемые физические движения способствуют выработке у учащихся навыков правильного голосообразования и формированию артистизма.

А.В. Яковлев считал, что формирование певческой функции должно состоять в едином органическом движении всех физиологических механизмов (голосообразующего участка гортани, опорно-мышечной дыхательной функции, подвижной акустической формы мягких резонаторов глотки и ротовой полости) в корковом управлении певческим процессом формируется органичное пение. Методический алгоритм процесса формирования певческой функции представлен исследователем следующим образом: формирование фонем; образование непринужденного певческого выдоха; формирование певческой речи; установление гортани в непринужденно-активное состояние; развитие подвижной акустической формы; развитие динамической кантилены; усовершенствование проточности звука на продолжительном певческом выдохе; развитие верхней части диапазона голоса; развитие навыков пения хроматизмов [242].

Основные компоненты методики вокально-технической подготовки будущего эстрадного исполнителя

Вопросам работы над дикцией посвящены многочисленные исследования [39; 66; 68; 71; 126; 127;]. Не имея возможности останавливаться на них подробно, отметим весьма актуальную для эстрадного исполнительства проблему, касающуюся пения на иностранных языках. Существует так называемый интернациональный фонетический алфавит (IPА), в котором каждый символ представляет один звук. Несмотря на уникальность и многообразие символов, наилучшим образом передающих огромное число звуков в английском, немецком, французском, итальянском и др. европейских языках, к сожалению, фонетическая транскрипция звуков русского языка представлена в IPA далеко не полностью. Для уникальных звуков русского языка, не имеющих эквивалента в других языках, не выработано единого согласованного обозначения. Это создает препятствия как иностранным учащимся, осваивающим русский репертуар, так и русским вокалистам, не знающим иностранные языки, поскольку приходится овладевать фонемами, не имеющими аналогов в родном языке.

Ключевые понятия вокальной методики и методы развития основных элементов пения подробно рассмотрены в диссертационном исследовании О.Я.Клиппа [83], в котором также на основе метода компьютерной спектрографии приводятся сравнительные характеристики некоторых элементов вокальной техники певцов различных жанровых направлений (академические и эстрадные).

Рассмотрим основные различия, касающиеся указанных стилей. Проблема выравнивания певческих гласных описана в работе Г.П.Стуловой [209, 53-54]. У опытного певца с хорошо поставленным голосом (независимо от направления) все гласные звучат одинаково не только по фонетическому признаку силе, но и по тембру. «Пестрота» звучания голоса выдает неопытного певца. Задача педагога заключается в том, чтобы выявить у ученика хорошо звучащую гласную и по этому образцу выравнивать все остальные, не допуская при этом грубого искажения их фонетической определенности. При этом все гласные формируются в одной вокальной позиции. С физиологической точки зрения вокальная позиция связана с относительной стабилизацией артикуляционного аппарата и, особенно, положения гортани. В академическом пении принято формировать прикрытое и округлое звучание голоса по образцу гласных «о», «у». В народном пении звучание голоса формируется по типу открытого гласного «и», а в эстрадном -звукообраз исходит от полуоткрытого гласного «э».

Г.П.Стулова отмечает две универсальные особенности звукообразования при пении различных гласных. Во-первых, это округлость и выравненность гласных (которая осуществляется за счет стабилизации положения гортани в процессе фонации); открытость или прикрытость звука образуется за счет наклона надгортанника: чем ниже гортань, тем звук становится более прикрытым. Для пения в речевой позиции свойственно среднее положение гортани. Тогда все гласные по своему звучанию выравниваются по типу гласной «А». Во-вторых, это тембр певческого голоса (изначально зависит от формы колебаний голосовых складок, что лежит в основе биомеханизма того или иного голосового регистра; акустически зависит от присутствия и степени выраженности певческих формант - низкой и высокой; физиологически зависит от эндокринной системы певца).

Во многом тембр голоса каждого певца сохраняет индивидуальные черты (что обусловлено неповторимостью его анатомических и нейродинамических факторов), в то же время он отчасти поддается произвольному управлению через специальные приемы (активизацию локального мышечного тонуса, опускание или подъем корня языка и т.д.), а также изменением эмоционального настроя (бархатный, насыщенный, мягкий, зажатый, светлый, холодный, нахальный, крикливый, нежный, шутливый, веселый, угрюмый и т.д.). С этой точки зрения интересны методические рекомендации В.Г.Ражникова, касающиеся эмоциональной отзывчивости учащихся, которые использованы нами в практической работе по постановке голоса.

Еще одно различие касается певческого вибрато. По нашим наблюдениям, у академических певцов преобладает частотное вибрато, у эстрадных - амплитудное. Известно, что различные музыкальные стили подразумевают разное качество певческого вибрато. Например, исполнители кантри-вестерн стиля почти совсем не используют вибрато, а певцы в стиле госпел или блюз придают ему амплитуду почти Уг тона. Музыканты вокального джаза добавляют вибрато в конце ноты или убирают по мере необходимости. По мнению В.П.Морозова, один из наиболее очевидных признаков хорошего певца классического жанра является наличие регулярности амплитудно-частотных модуляций вибрато с амплитудой до Ул тона при частоте 6-7 Гц в секунду. Если амплитуда или частота вибраций выходят за пределы этих показателей, вибрато становится неприятным для восприятия и рассматривается как вокальный недостаток - тремоляция.

В эстрадном пении часто используются различные вокальные приемы и звуковые эффекты, не характерные для академического певческого искусства (субтон, штробас, йодль, свинг, регистровое сопоставление т.д.). В обучении эстрадного певца применяется не только методика, характерная для академического и народного вокала, но и специальная эстрадная вокальная техника, в зависимости от стиля (рок, поп, соул, R&B, и т.д.).

Поисковый эксперимент

Содержание методики на основе интегративного подхода к обучению представляло собой целостное явление. Оно объединяло всю профессиональную подготовку певца в классе вокала.

С одной стороны, экспериментальная методика во многом сохраняла традиционные подходы, согласно которым осуществлялась постановка голоса, в процессе исполнения специальных упражнений и работы над вокальными произведениями.

С другой - при помощи творческих заданий осуществлялось свободное от традиционных канонов, творческое комбинирование составных частей обучения. Формирование знаний о музыке и вокальном искусстве сочеталось с осмыслением ценностного значения музыкального произведения, выявлением глубокого психологического смысла художественных образов, что позволяло целенаправленно, в зависимости от индивидуальных особенностей певца, формировать его исполнительские умения и навыки, а также и профессионально значимые качества.

Ориентируясь на развитие индивидуальности певца, в процессе поиска средств художественной выразительности и способов интерпретации произведения, старались избегать штампа или трафарета в исполнении. Это требование от педагога большой гибкости, умения создавать нужные условия для развития художественно-творческого мышления от своего ученика различными методами психолого-педагогического воздействия на личность с целью активизации ее познавательной и творческой деятельности. Все это давало возможность вносить в процесс обучения такие коррективы, которые помогли целенаправленно управлять профессиональным становлением личности вокалистов. Целью творческих заданий являлось: расширение интеллектуального и музыкального кругозора и приобщение к постоянной самостоятельной творческой работе. Обучение музыке и, особенно, вокальному искусству является активной формой развития творческого потенциала личности певца. Наш многолетний опыт практической работы с эстрадными певцами свидетельствуют о том, что их музыкальное и личностное развитие протекает параллельно и особо эффективно в тех случаях, когда они сами испытывают катарсис в процессе качественного, собственного исполнения хорошо выученного произведения, высокохудожественного по форме и содержанию. Все это обусловило содержание и ход нашей опытной работы. Более подробно содержание методики раскрывается в параграфе 3.2. на этапе поискового эксперимента, который проходил в два этапа, каждый из которых имел свою цель и свои задачи. Результаты опытной работы оценивались по предложенным и обоснованным нами показателям, которые изложены в параграфе 3.1. на этапе констатирующего эксперимента. Среди них такие, как: 1) знания о музыке и вокальном искусстве; 2) вокально-технические и исполнительские навыки; 3) оригинальность сценического воплощения художественного образа исполняемых произведений; 4) адекватность определения ценностного смысла содержания музыкальных произведений; 5) самостоятельные поиски нужных красок в тембре голоса и способов смыслового интонирования в процессе работы над вокальным произведением. Все эти показатели были апробированы в процессе нашего исследования, на этапе формирующего эксперимента.

Оценка уровня развития профессионально значимых качеств обучающихся производилась методом рейтинга с участием пяти высококвалифицированных педагогов-вокалистов на каждом этапе обучения: до начала работы, в конце первого года обучения и в конце второго года.

Критериями оценки выступили: объем и глубина знаний о музыке и вокальном искусстве; уровень вокально-технического развития; яркость сценического воплощения содержания произведения; адекватность определения ценностного смысла музыкальных сочинений; самостоятельность анализа качества звучания голоса (певческого дыхания, звукообразования, дикции, нюансировки, использования голосовых регистров, тембровых особенностей, полетности, использования голосовых спецэффектов, типичных для эстрадного пения и пр.), вокально-технического качества исполнения. В связи с этим в нашем исследовании были выделены три уровня развития профессионально значимых качеств обучающихся в процессе обучения эстрадному пению: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень предполагает: достаточно объемные и разносторонние знания о музыке и вокальном искусстве; высокий уровень вокально-технического развития; яркость и художественная убедительность наполнения; грамотность теоретического анализа исполняемых произведений; умение выявлять вокально-исполнительские трудности, адекватно определять ценностную значимость содержания произведения; способность к рефлексии и самостоятельной постановке задач для дальнейшего саморазвития.

Средний уровень развития эстрадных певцов предполагает: неглубокие знания о музыке и вокальном искусстве; недостаточную сформированность вокально-технических навыков; непостоянно проявляющуюся яркость исполнения и художественную убедительность; недостаточна поверхность теоретического анализа исполняемых произведений; выявление лишь некоторых вокально-исполнительских трудностей; не всегда адекватно определяют ценностную значимость содержания произведения; недостаточно корректные суждения о собственном исполнении; отдельные задачи для дальнейшей работы определяются с помощью педагога.

Похожие диссертации на Интегративный подход к обучению эстрадных певцов : на примере работы со студентами музыкального факультета педагогического вуза