Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи средствами музыкального краеведения Самохвалова Елена Владимировна

Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи средствами музыкального краеведения
<
Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи средствами музыкального краеведения Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи средствами музыкального краеведения Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи средствами музыкального краеведения Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи средствами музыкального краеведения Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи средствами музыкального краеведения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Самохвалова Елена Владимировна. Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи средствами музыкального краеведения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина.- Тамбов, 2006.- 200 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2369

Содержание к диссертации

Введение

I. Теоретические основы формирования ценностных ориентации студентов средствами музыкального краеведения 20

1.1 Формирование ценностных ориентации студенческой молодежи как аспект социального воспитания 20

1.2 Музыкальное краеведение: сущность, типы, содержание, формы организации в условиях вуза 44

1.3 Ценностный потенциал музыкального краеведения 72

II. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностных ориентации студентов средствами музыкального краеведения 98

2.1 Критерии, показатели, уровни сформированности ценностных ориентации студентов. Методика опытно-экспериментальной работы 98

2.2 Педагогические условия, обеспечивающие формирование ценностных ориентации студентов средствами музыкального краеведения 121

2.3 Результаты опытно-экпериментальной работы 148

Заключение 174

Литература 181

Введение к работе

Актуальность исследования. Студенчество - это наиболее активная, восприимчивая к воздействию и ориентируемая на перспективу часть российской молодежи. Можно без преувеличения сказать, что будущее государства, его кадровый и культурный потенциал формируется сейчас в вузах. Направление энергии студенческой молодежи в конструктивное русло, создание механизмов ее включения в систему общественных связей и гармоничной социализации — важнейшая задача социального воспитания.

Важность процесса социального воспитания студентов обусловлена ситуацией, сложившейся в Российском обществе, связанной, прежде всего, с ценностными изменениями в нем, которые проявляются в нарастающем отчуждении между поколениями; в культе моды, вещизма и потребления, овладевающем сознанием молодежи и приобретающем универсальный характер; в утрате классической культурой ценностной привлекательности и определяющем влиянии на молодежь различных форм низкопробной массовой культуры; в безразличии определенной части молодежи к понятиям «Россия», «родной край».

Социальное воспитание представляет собой планомерное создание условий для развития и ценностной ориентации человека (А.В. Мудрик). В его основе лежит целенаправленный процесс социализации личности, составной частью которого являются трансляция и распространение культуры, передача культурного наследия от одного поколения к другому, вхождение личности в ценностно-смысловое пространство родного народа. Результатом социального воспитания является система социально значимых ценностных ориентации личности, обусловленная историко-культурными и этническими особенностями среды ее жизнедеятельности.

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема, связанная с поиском путей приобщения молодежи к духовному наследию родного народа, а также определением содержательной основы и технологического обеспечения воспитательной деятельности, направленной на формирование ее социально значимых ценностных ориентации.

Студенческий возраст является наиболее сензитивным периодом для становления и развития аксиосферы личности, ее этнической и культурной идентичности, эмоциональной восприимчивости, в частности, к таким социальным явлениям, как искусство, особенно музыкальное.

Музыке принадлежит важнейшая роль в социальном воспитании молодежи. Являясь неотъемлемой частью жизни народа, она концентрирует его ментальные установки, сохраняет опыт поколений в отношении к окружающему миру, содержит оценки жизненных явлений и представлений об истине, добре, красоте.

К сожалению, современная молодежь в основном ориентирована на сиюминутную массовую музыкальную культуру и имеет ограниченные представления о богатейшем музыкальном наследии родного народа, воспринимает его как анахронизм. Между тем этническая музыкальная культура является тем цементирующим звеном социокультурной преемственности, основой этнокультурной самоидентифи-

кашіи, без которой невозможно формирование у подрастающего поколения любви к Отечеству, знаний истории, традиций, идеалов своего народа. Приобщение студентов к непреходящим ценностям, накопленным родным народом и содержащимся в созданных им музыкальных произведениях, обеспечивает наследование культурного опыта старших поколений.

Одним из важнейших средств приобщения студентов к истории музыкальной культуры, музыкальному наследию родного края и заключенным в нем ценностям является музыкальное краеведение, которое устанавливает и поддерживает связь времен, поколений, преемственность в развитии музыкальной культуры региона. Оно способствует сохранению музыкальной истории края, воспитанию, по меткому выражению Д.С. Лихачева, «духовной оседлости».

Музыкально-краеведческая деятельность, включающая изучение, сохранение, пропаганду музыкального наследия края как источника многовековой мудрости и ценностей родного народа, является уникальным средством социального воспитания и обладает значительными возможностями в формировании ценностных ориентации студентов, которые сегодня практически не используются.

Социальному воспитанию как органическому компоненту теории и практики социальной педагогики посвящены труды многих современных ученых: А.И. Арнольдова, В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, М.П. Гурьяновой, И.А. Липского, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, В.А. Никитина, Л.Е. Никитиной, М.М. Плоткина, В.Д. Семенова, С.Н. Чистяковой, Т.Ф. Яркиной и др.

В отечественной педагогике и психологии глубоко изучены социально-психологический феномен музыкального искусства, его социально-педагогические функции (Б.В. "Асафьев, Б.М. Завадский, А.В. Луначарский, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор, С.А. Теплое, В.И. Шинкарук, Е.П. Шудря).

Труды Э.Б. Абдулина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, П. Вейса, Д.Б. Кабалевского, А.Н. Малюкова, В.В. Медушевского, А.А. Ме-лик-Пашаева, И.В. Пигаревой, А.А. Пиличаускаса составили теоретические основания отечественной музыкальной педагогики.

Музыкальное искусство как средство социального воспитания в его различных направлениях подверглось всестороннему анализу в диссертационных исследованиях Л.Ф. Бурковой, Т.И. Горной, СМ. Завьяловой, P.P. Лоскутовой, Н.А. Поляковой и других ученых.

Ценностный потенциал музыкального искусства исследовался Л.Г. Ар-чажниковой, Н.М. Бахтиным, Л.П. Дугановой, Л.Н. Столовичем.

В отечественные теорию и практику образования как важное средство повышения качества знаний, укрепления связей с жизнью, активизации познавательной деятельности прочно вошло краеведение. Его теоретико-методологическую и методическую основу составили труды таких отечественных ученых, как В.Н. Ашурков, Т.А. Бабакова, А.С. Барков, В: Бахта, А.А. Вагин, Т.Е. Вендрова, И. Верба, В.Е. Глуздовский, А.В. Даринский,

В.П. Есипов, Н.В. Ефременков, Б.А. Заруцкий, Е.А. Звягинцев, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба, Г.Н. Матюшин, Г.П. Пирожков, Т.О. Размустова, А.Е. Ставров-ский, К.Ф. Строев, В.Е. Туманов, Т.В. Хорхордина, СО. Шмидт и других. Возможности краеведения как средства воспитания у подрастающего поколения нравственности и любви к Родине, родному краю раскрыты в работах О.Г. Гасанова, Г.А. Дружининой, П.И. Егорова, Д.В. Кацюбы.

Благодаря исследованиям Б.В. Асафьева, Е.К. Карповой, Л.М. Кашапо-вой, Т.Ю. Куперта, Н.А. Мещеряковой, М. Этингера в качестве особой отрасли краеведческой деятельности выделилось музыкально-историческое краеведение. Особый вклад в разработку теории музыкального краеведения как научной дисциплины внесла докторская диссертация Л.А. Тарасовой «Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования». К настоящему времени фактически завершилось становление музыкального краеведения как одной из отраслей музыкознания, предметом которой является музыкальная культура отдельного края, области, города и т.п. Однако для того, чтобы музыкальное наследие края стало достоянием не только специалистов, а более широкой аудитории, чтобы оно способствовало приобщению молодежи к ценностям музыкальной культуры прошлого, необходима особая социально-культурная деятельность, объединяющая музыковедческий и педагогический подходы к музыкальному наследию и направленная на формирование ценностных ориентации личности.

Значительный вклад в разработку аксиологической теории в нашей стране внесли Б.Г. Ананьев, С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, А.Г.~ Здравомыслов, Л.Н. Коган, Ю.М. Смоленцев, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов и другие исследователи.

Ценностные ориентации как регуляторы сознания, поведения и деятельности личности, их структура, формы существования, иерархия, классификация изучались Б.Г. Ананьевым, М.И. Бобневой, Б.И Додоновым, А.Г. Здраво-мысловым, Н.И. Лапиным, А.Н. Леонтьевым, B.C. Мухиной, В.Б. Ольшанским, В.А. Ядовым и другими отечественными учеными.

Вопросы формирования ценностных ориентации субъекта в процессе образования, в том числе в вузе, рассматривались М.И. Бобневой, З.И. Васильевой, Б.И. Додоновым, Н.П. Дубининой, М.Г. Казакиной, Н.Ф. Николаевским, И.Е. Тараповым, В.И. Чигриновым, Е.В. Шороховой и другими исследователями. Они анализировали роль и возможности различных компонентов системы образования в процессе формирования ценностных ориентации личности. Для нашего исследования особый интерес представляют работы К.Н. Ковы-ляева, Л.А. Кузьмичева, Н.Я. Рыбиной, посвященные вопросам формирования ценностных ориентации студентов средствами искусства, в том числе, музыкального. Вместе с тем проблема формирования ценностных ориентации студентов средствами музыкального краеведения никем специально не рассматривалась, что привело к возникновению ряда противоречий между:

- потребностью общества в восстановлении духовной связи между поколениями, формировании ценностных ориентиров студенческой молодежи, опи-

раюшихся на культурные ценности родного народа, и сложившейся практикой социального воспитания в вузе, не всегда обеспечивающей данный результат;

существенной ролью музыкального искусства как механизма передачи духовных ценностей родного народа в процессе социального воспитания студентов и его невостребованностью в образовательно-воспитательном процессе вуза;

значительным ценностным потенциалом музыкального краеведения и отсутствием научного обоснования возможностей и педагогических условий его реализации в процессе формирования ценностных ориентации студенческой молодежи.

Указанные противоречия обусловили проблему настоящего исследования: каковы возможности музыкального краеведения в процессе формирования социально значимых ценностных ориентации студентов и педагогические условия их эффективной реализации в высшем учебном заведении?

Цель исследования: выявить возможности музыкального краеведения в процессе формирования социально значимых ценностных ориентации студентов и обосновать педагогические условия их эффективной реализации в высшем учебном заведении.

Объект исследования - формирование ценностных ориентации студенческой молодежи в контексте социального воспитания.

Предмет исследования '— процесс формирования ценностных ориентации студенческой молодежи средствами музыкального краеведения в вузе.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что музыкальное краеведение как вид педагогически направляемой социально-культурной деятельности, целью которой является приобщение студентов к музыкальному наследию родного края, обладает значительными ценностно ориентирующими возможностями, заключающимися в ценностно-смысловом содержании музыкальных произведений и культурно-историческом контексте их создания, средствами реализации которых являются виды деятельности, осуществляемые в ходе музыкального краеведения и обеспечивающие формирование отношений студентов к музыкальному наследию как к самостоятельной социокультурной и художественно-эстетической ценности, интериоризацию и генерализацию общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, заключенных в музыкальных произведениях.

Процесс формирования социально значимых ценностных ориентации студентов средствами музыкального краеведения будет эффективным, если:

в ходе музыкально-краеведческой деятельности будут реализованы в единстве три подхода: культурологический, аксиологический и краеведческий;

будет реализована модель музыкального краеведения как совокупность структурно-функциональных компонентов, воссоздающих процесс организации музыкального краеведения в ходе теоретического обучения, вне-учебной научно-исследовательской работы, учебно-производственной практики и внеучебной воспитательной деятельности студентов в вузе;

будет разработана и реализована особая педагогическая технология проектирования и практического применения педагогических принципов, содержания, форм и методов ценностно ориентированного музыкального краеведения;

ознакомление студентов с произведениями, входящими в музыкальное наследие родного края, будет осуществляться, начиная с произведений, входящих в ценностное «ядро» музыкального искусства, с последующим движением к его «периферии»;

в процессе музыкально-краеведческой деятельности будет реализован принцип событийности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Определить сущность, типы, содержание и формы организации музыкального краеведения в вузе.

  2. Выявить ценностный потенциал музыкального краеведения как совокупности возможностей формирования ценностных ориентации студенческой молодежи.

  3. Разработать критерии и показатели, позволяющие сделать объективное заключение об эффективности процесса формирования ценностных ориентации студентов средствами музыкального краеведения.

  4. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование ценностных ориентации студентов средствами музыкального краеведения.

Общую методологию исследования составляют общефилософские положения о взаимосвязи и взаимозависимости явлений социальной действительности, о социальном воспитании как всеобщей форме развития общества и личности, о ведущей роли деятельности человека в его личностном саморазвитии; положения эстетики и искусствознания о функциях искусства и его роли в духовно-нравственном становлении личности; современные философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие закономерности формирования ценностных ориентации личности; положения о роли краеведения в совершенствовании обучения и воспитания, исследования по педагогике высшей школы. Методологическую функцию в исследовании реализуют также общенаучные (системно-структурный, системно-функциональный) подходы к познанию и преобразованию действительности, средовой, личностно-деятельностный, культурологический, аксиологический и краеведческий подходы, их основные положения о развитии личности как субъекта деятельности и культуры.

Теоретическую основу исследования составляют:

ведущие положения о развитии личности в деятельности (К.А. Абуль-ханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн);

системный (В.Г. Афанасьев, И.В Блауберг, Т.И. Ильина, В.Н. Садовский, П.Г. Щедровицкий, Э.Г. Юдин), аксиологический (Б.Г. Ананьев, С.Ф. Анисимов, А.И. Арнольдов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, Л.Н. Коган, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов), личностно-деятельностный (И.А. Зимняя,

В.В. Сериков, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская), культурологический (Е.В. Бон-даревская, И.Ф. Исаев, Н.Б. Крылова, И.А. Колесникова, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов) подходы к исследованию педагогических объектов, частно-научный краеведческий подход (А.А. Вагин) к обучению и воспитанию;

исследования проблем теории и методики социальной педагогики (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, И.А. Липский, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Л.Е. Никитина, В.Д. Семенов, В.А. Сластенин, Г.Н. Филонов);

концепции социализации личности (Б.З. Вульфов, Н.В. Гарашкина, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн) и социального воспитания учащейся молодежи (А.И. Арнольдов, В.И. Беляев, И.А. Липский, Л.В. Мардахаев, М.М. Плоткин, В.Д. Семенов, Г.Н. Филонов), концепция инкультурации личности (Л.А. Степашко);

положения о социально-педагогическом потенциале искусства (Э.Б. Абдулин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, В.Г. Белинский, Д.Б. Кабалевский, А.В. Луначарский, А.Н. Малюков, В.В. Медушевский, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Йеменский, А.Н. Сохор, С.А. Теплое, Н.Г. Чернышевский, Е.П. Шудря);

теории ценностей (Б.Г. Ананьев, С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, Л.Н. Коган, Ю.М. Смоленцев, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов), педагогической аксиологии (Б.С. Гершунский, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, Е.Н. Шиянов);

основополагающие труды по учебному (школьному и вузовскому) краеведению (В.Н. Ашурков, А.С. Барков, А.А. Вагин, Т.Е. Вендров, И. Верба, В.П. Есипов, Н.В. Ефременков, Б.А. Заруцкий, Е.А. Звягинцев, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба, Г.Н. Матюшин, Г.П. Пирожков, Т.О. Размустова, Л.А. Тарасова, СО. Шмидт).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс методов исследования. Теоретические методы включали анализ, синтез, обобщение при изучении философской, социологической, психологической, педагогической и методической литературы, учебных планов и программ, выполненных ранее диссертационных исследований; структурно-функциональное моделирование. Эмпирические методы исследования включали наблюдение, социологический опрос, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности, обобщение личного опыта педагогической деятельности в вузе, педагогический (констатирующий и формирующий) эксперимент. Методы математической статистики: уровневое и интервальное шкалирование, вычисление средних арифметических значений результатов испытуемых, дисперсионный анализ, определение статистической достоверности результатов исследования при помощи %~ -критерия.

Организация и этапы исследования. Работа выполнялась на базе Института педагогики и социальной работы Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

В опытно-экспериментальной работе на разных этапах исследования приняло участие 130 студентов 1—5 курсов, обучающихся по специальности «социальная педагогика». В формирующем эксперименте принял участие 41 человек.

Исследование проводилось с 2002 по 2006 год и включало три этапа.

На первом этапе (2002-2003 гг.) были осмыслены теоретико-методологические предпосылки исследования, уточнен критериальный аппарат, отработан диагностический инструментарий, осуществлен констатирующий эксперимент, теоретически обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование социально значимых ценностных ориентации студентов средствами музыкального краеведения, разработаны его программное и методическое обеспечение в вузе.

На втором этапе (2003-2005 гг.) была подвергнута эмпирической проверке и уточнена общая гипотеза исследования, осуществлен формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2005-2006 гг.) были подведены итоги опытно-экспериментальной работы, осуществлен анализ ее результатов, уточнены теоретические выводы, основные идеи и положения, закончено литературное оформление диссертации.

Достоверность научных результатов обеспечивалась обоснованностью исходных методологических и теоретических позиций, применением комплекса методов и методик, адекватных предмету, задачам и логике исследования, его проведением в единстве теории и практики, многоэтапностью, длительным характером опытно-экспериментальной работы, использованием процедур математической и статистической обработки данных опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования:

выявлена сущность музыкального краеведения в вузе как интегра-тивной, полифункциональной, педагогически направляемой ценностно ориентированной социально-культурной деятельности, целью которой является приобщение студентов к музыкальному наследию родного края посредством познавательной, поисковой, преобразовательной, художественно-коммуникативной, популяризаторской, памятнико-охранительной деятельности, имеющей учебный, научно-исследовательский (поисковый) и любительский характер и осуществляющейся во взаимосвязанных массовых, групповых и индивидуальных формах в процессе обучения, внеучебной воспитательной работы, внеучебной научно-исследовательской работы и учебно-производственной практики студентов;

определен ценностный потенциал музыкального краеведения как совокупность присущих ему ценностно-ориентирующих возможностей, заключающихся в ценностно-смысловом содержании музыкальных произведений и культурно-историческом контексте их создания, средствами реализации которых являются виды деятельности, осуществляемые в ходе музыкального краеведения, обеспечивающие формирование отношений студентов к музыкальному наследию как к самостоятельной социокультурной и художественно-эстетической ценности,

интериоризацию и генерализацию общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, заключенных в музыкальных произведениях;

разработаны критерии и показатели (специальная осведомленность, показателями которой являются знание музыкального наследия родного края, знание содержания объективных ценностей общества, понимание и умение интерпретировать ценностный контекст музыкального произведения; отношение к ценностям, в качестве показателей которого выступают отношение к ценностям, содержащимся в музыкальном наследии родного края, как социально значимым, отношение к ценностям, содержащимся в музыкальном наследии родного края, как личностно значимым, отношение к музыкальному наследию родного края как к личностно значимой социокультурной и художественно-эстетической ценности; деятепьностная позиция, к показателям которой относятся устойчивая внутренняя мотивация участия в музыкально-краеведческой деятельности, активность и самостоятельность в музыкально-краеведческой деятельности, стремление к приобщению других людей к музыкальному наследию и его ценностям), позволяющие сделать объективное заключение об эффективности процесса формирования ценностных ориентации студентов средствами музыкального краеведения;

обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование ценностных ориентации студентов средствами музыкального краеведения (реализация в ходе краеведения трех подходов: культурологического, аксиологического и краеведческого; реализация модели музыкального краеведения как совокупности структурно-функциональных компонентов, воссоздающих процесс организации музыкального краеведения в процессе теоретического обучения, внеучебной научно-исследовательской работы, учебно-производственной практики и внеучебной воспитательной деятельности студентов в вузе; реализация особой педагогической технологии проектирования и практического применения педагогических принципов, содержания, форм и методов ценностно ориентированного музыкального краеведения, включающей диагностически-оценочный, содержательно-целевой, организационно-методический, реализационный и контрольно-аналитический технологические этапы; ознакомление студентов с произведениями, входящими в музыкальное наследие родного края, начиная с произведений, входящих в ценностное «ядро» музыкального искусства, с последующим движением к его «периферии»; реализация в процессе музыкально-краеведческой деятельности принципа событийности).

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку научных основ социального воспитания, в частности, в теорию формирования социально значимых ценностных ориентации молодежи. Конкретизированы существующие теоретические представления о средствах социального воспитания, одним из которых является музыкальное краеведение как интегративная, полифункциональная, педагогически направляемая социально-культурная деятельность," обладающая значительным потенциалом в

процессе формирования ценностных ориентации студентов. Инвариантная модель музыкального краеведения в вузе может служить теоретической основой для построения вариативных моделей и исследования специфики музыкально-краеведческой деятельности в различных образовательных учреждениях. Уточнены существующие теоретические представления о типах краеведения, в том числе музыкального, согласно которым, на основе функционального типологизационного признака краеведение можно подразделить на научно-исследовательское, учебное и любительское; в зависимости от институционального признака — на государственное и общественное; в зависимости от локализации - на школьное, вузовское, музейное, клубное и т.п.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты и выводы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе вуза, способствуя расширению арсенала средств духовно-нравственного развития студентов, в частности, формирования их ценностных ориентации. Материалы исследования положены в основу программного обеспечения, методических разработок и рекомендаций по организации музыкального краеведения в форме учебного спецкурса, любительского музыкально-краеведческого клубного объединения, внеаудиторной научно-исследовательской работы и учебно-производственной практики студентов в вузе.

На защиту выносятся следующие положения:

1.В контексте социального воспитания студенческой молодежи музыкальное краеведение - это интегративная, полифункциональная, педагогически направляемая ценностно ориентированная социально-культурная деятельность, целью которой является приобщение студентов к музыкальному наследию родного края посредством познавательной, поисковой, преобразовательной, художественно-коммуникативной, популяризаторской, памятнико-охра-нительной деятельности, имеющей учебный, научно-исследовательский (поисковый) и любительский характер и осуществляющейся во взаимосвязанных массовых, групповых и индивидуальных формах в процессе обучения, вне-учебной воспитательной работы, внеучебной научно-исследовательской работы и учебно-производственной практики студентов.

2. Ценностный потенциал музыкального краеведения — это совокупность
присущих ему ценностно-ориентирующих возможностей, заключающихся в
ценностно-смысловом содержании музыкальных произведений и культурно-
историческом контексте их создания, средствами реализации которых являют
ся виды деятельности, осуществляемые в ходе музыкального краеведения,
обеспечивающие формирование отношений студентов к музыкальному насле
дию как к самостоятельной социокультурной и художественно-эстетической
ценности, интериоризацию и генерализацию общечеловеческих духовно-
нравственных ценностей, заключенных в музыкальных произведениях.

3. В качестве критериев, позволяющих определить эффективность
процесса формирования ценностных ориентации студентов средствами музы
кального краеведения, выступают:

  1. специальная осведомленность, показателями которой являются знание музыкального наследия родного края; знание содержания объективных ценностей общества; понимание и умение интерпретировать ценностный контекст музыкального произведения;

  2. отношение к ценностям, в качестве показателей которого выступают отношение к ценностям, содержащимся в музыкальном наследии родного края, как социально значимым; отношение к ценностям, содержащимся в музыкальном наследии родного края, как личностно значимым; отношение к музыкальному наследию родного края как к личностно значимой социокультурной и художественно-эстетической ценности;

  3. деятелъностная позиция, к показателям которой относятся устойчивая внутренняя мотивация участия в музыкально-краеведческой деятельности; активность и самостоятельность в музыкально-краеведческой деятельности; стремление к приобщению других людей к музыкальному наследию и его ценностям.

4. Основными педагогическими условиями, обеспечивающими эффективное формирование социально значимых ценностных ориентации студентов средствами музыкального краеведения, являются:

реализация в единстве трех подходов: культурологического (музыкальное краеведение как средство познания, сохранения и распространения музыкального наследия родного края как феномена региональной культуры), аксиологического (музыкальное краеведение как средство формирования у студентов общественно значимых духовно-нравственных ценностей, заключенных в музыкальном наследии родного края, приобщения к нему как к самостоятельной художественно-эстетической и социокультурной ценности), краеведческого (музыкальное краеведение как средство приобщения студентов к истории родного края, объединяющей их в ощущении своей этнической и культурно-средовой общности — «землячества»);

реализация модели музыкального краеведения как совокупности структурных (теоретическое обучение как начальный этап музыкального краеведения, связанные с ним внеучебная воспитательная деятельность, внеучебная научно-исследовательская работа и практическое обучение студентов, в совокупности позволяющие последовательно осуществлять познавательную, художественно-коммуникативную, поисковую, преобразовательную, популяризаторскую, памят-нико-охранительную виды деятельности) и функциональных (взаимосвязанные образовательная, художественно-коммуникативная, эстетическая, этнообразую-щая, инкультурационная, адаптационно-коррекционная, компенсационно-терапевтическая, ценностно-ориентационная функции, где последняя выступает в качестве основного интегрирующего звена, активного содержательно-смыслового начала музыкального краеведения) компонентов, воссоздающих процесс организации музыкального краеведения в вузе;

разработка и использование особой педагогической технологии проектирования и практического применения педагогических принципов, содержания, форм и методов ценностно ориентированного музыкального краеведения, включающей диаг-

ностически-оценочный, содержательно-целевой, организационно-методический, реализационный и контрольно-аналитический технологические этапы;

ознакомление студентов с произведениями, входящими в музыкальное наследие родного края, в следующей логической последовательности: музыкальные произведения, представляющие общепризнанную художественную ценность, имеющие статус музыкальной классики (ценностное «ядро» музыкального искусства) —» талантливые, но сегодня редко исполняемые, незаслуженно забытые произведения —> произведения, отвечающие музыкальным стандартам своего времени, отражающие его эмоциональную атмосферу, но представляющие сегодня преимущественно региональный интерес (ценностная «периферия» музыкального искусства);

реализация в процессе музыкально-краеведческой деятельности принципа событийности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи исследования обсуждены и получили одобрение на ежегодных научных конференциях преподавателеГі и аспирантов ТГУ имени Г.Р. Державина «Держа-винские чтения»; на Всероссийской научно-практической Internet-конференции «Развитие дополнительного образования детей в условиях модернизации российского образования: теория и практика» (Тамбов, 2005 г.); на Всероссийской научно-практической Internet-конференции «Научно-методическое обеспечение создания инновационно-образовательной среды: региональный аспект» (Тамбов, 2005 г.); на Общероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Социальные процессы и социальные отношения в современной России» (Тамбов, 2006 г.).

Основные результаты исследования внедрены в образовательно--воспитательный процесс Института педагогики и социальной работы Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина».

Структура диссертации определена задачами исследования, логикой раскрытия темы и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В тексте диссертации содержатся 20 таблиц, 4 гистограммы, 2 графика, 1 схема. Библиография включает 250 источников.

Формирование ценностных ориентации студенческой молодежи как аспект социального воспитания

Студенты - интеллектуальный, культурный и профессиональный резерв российского общества, от качества обучения и воспитания которого зависит судьба нашей страны. Среди основных причин, резко актуализирующих проблему социального воспитания студенчества в нынешнем российском обществе, следует назвать: разрушение системы традиционных ценностей и традиционного механизма социализации поколений; возникновение феномена бездуховности, проявляющегося, в частности, в агрессивном невежестве, которое уничтожает духовный «код» нации; активное навязывание российскому обществу западных ценностей, означающее попытку духовного покорения России «мирным» путем; переоценку роли обучения и недооценку роли воспитания в становлении новых поколений россиян.

Общество все более осознает, куда ведут эти процессы, как дорого обходятся нации. В связи с этим ведется интенсивный поиск новых подходов к социальному воспитанию и возвышению его роли.

Социальному воспитанию как органическому компоненту теории и практики социальной педагогики посвящены труды многих современных ученых (А.И. Арнольдов, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.П. Гурьянова, И.А. Липский, М.М. Плоткин, В.Д. Семенов, А.В. Мудрик, В.А. Никитин, Л.Е. Никитина, С.Н. Чистякова, Т.Ф. Яркина и др.).

Роль социального воспитания как общественного явления состоит в подготовке и обеспечении цивилизованной жизнедеятельности личности и социума на основе передачи культуры и воспроизводства производительных сил общества; установлении преемственности между поколениями, культурами и народами; создании условий для развития цивилизации, прогресса и культуры. Существуют разные подходы к определению сущности социального воспитания.

В Словаре по социальной педагогике автора-составителя Л.В. Марда-хаева оно рассматривается как «управляемый процесс социального формирования и развития личности; помощь человеку в усвоении и принятии социально-ценностных отношений, которые сложились в семье и обществе, в принятии правовых, политических, экономических, гражданских и бытовых отношений; направленное обучение человека с учетом его личностно-социальных проблем и в соответствии с социальными потребностями среды его жизнедеятельности» (М., 2002. С 279).

М.М. Плоткин считает, что социальное воспитание как составная часть социальной педагогики связано с изучением личности в системе сре-довых функциональных взаимодействий и объективно направлено на преодоление сложившегося в педагогической науке узкопрофессионального взгляда на личность и ее формирование в относительно замкнутых педагогических учреждениях (детский сад, школа, вуз и т. д.). По мнению ученого, объект социального воспитания - система социальных взаимодействий человека в зоне его ближайшего окружения, а предмет - процесс педагогического влияния на социальные взаимодействия человека в течение всех возрастных периодов и в различных сферах его микросреды [173].

В трактовке М.П. Гурьяновой «социальное воспитание - это педагогически ориентированная система государственной и общественной воспитательной помощи индивиду в период его личностного развития на протяжении всего жизненного пути. Данная система предполагает полноценное использование в воспитательно-образовательном процессе всего арсенала средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросреды, в которой протекает жизнедеятельность конкретного индивида, возможностей самой личности как активного субъекта воспитательного процесса» [Пит. по 173; С. 49-50].

По мнению В.Г. Бочаровой, социальное воспитание как сфера научного знания и социальной практики, рассматривая человека в органическом единст 22 ве индивидуально-психического и социального как открытую, постоянно меняющуюся систему, как бы очеловечивает, педагогизирует среду [199].

Согласно И.И. Фришману, социальное воспитание - это создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий. Социальное воспитание - это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно полезной деятельности [220].

Социальное воспитание осуществляется обществом и государством в организациях, создаваемых для этой цели или занимающихся им наряду со своими основными функциями (предприятия, армия, партии и др.). Взаимосвязь субъектов социального воспитания (индивидуальных - воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых - коллективов; социальных - организаций, органов управления и др.) имеет институционально-ролевой характер.

В контексте нашего исследования особый интерес представляет точка зрения В.А. Мудрика, согласно которой, социальное воспитание - это «процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет. Иными словами, социальное воспитание представляет собой планомерное создание условий для целенаправленного развития и ценностной ориентации человека» [149; С. 17.].

Как видно из приведенных определений, в основе социального воспитания лежит целенаправленный процесс социализации личности, что требует рассмотрения его сущности. В «Концепции воспитания учащейся молодежи», разработанной в начале 90-х годов (А.А. Бодалев, В.А. Караковский, З.А. Малькова, Л.И. Новикова и др.) под социализацией понимается двусторонний процесс: «С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, в которые он входит. А с другой - в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей и социальный опыт» [116; С.13.].

Л.П. Буева считает, что понятие «социализация» означает процесс социального становления человеческого индивида, формирование его социальной сущности [Цит. по 173].

Конечно, есть и другие подходы к определению процесса социализации. В контексте нашего исследования особое значение имеет точка зрения Л.А. Сте-пашко, согласно которой, социализация - это сложное явление, составной частью которого является процесс трансляции и распространения культуры, передачи культурного наследия от одного поколения к другому - инкультурация.

«Понятие «инкультурация» оттеняет личностное начало социализации, его субъектность... По сути, социализация и инкультурация есть отражение... граней единого целостного процесса становления человека, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, развертывается как «вхождение» в социум и культуру» [201; С.449].

Социальные психологи видят механизм социализации во взаимодействии процессов идентификации (отождествления себя с другим или другими) и обособления (сохранения своей автономности, индивидуальности). Процесс идентификации представляет собой причисление себя к определенной половой, возрастной, национальной общности, усвоение соответствующих стереотипов поведения и ролевых требований; причисление себя к реальным социальным группам - на основе эмоциональных связей объединение себя с группой, принятие групповых норм, ценностей, образцов поведения - включение их в свой внутренний мир как собственных.

Ценностный потенциал музыкального краеведения

Рассматривая образовательный процесс студентов в вузе с позиций его аксиологической характеристики, следует заметить, что специфика воспитания в высшей школе заключается в том, что этот процесс не имеет строгой регламентации, как это было в недалеком прошлом. Высшая школа вольна выбирать ценностные ориентиры в качестве концептуальной базы учебно-воспитательного процесса по своему усмотрению. Между тем ценностные ориентации должны быть представлены как многомерное явление, интегрирующее воспитание и обучение в вузе. В «Программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг.» подчеркивается, что в процессе моделирования и организации воспитательного пространства в системе образования необходимо выделить ценности социокультурной сферы, личного и национального достоинства, что вполне согласуется с направлениями государственной политики в области образования при условии опоры на отечественные традиции и современный опыт.

Между тем, изменения в идейном и культурном пространстве России создают основу для разнонаправленных тенденций в развитии естественного процесса смены и преемственности поколений: межпоколенческие различия в условиях быстрых общественных перемен, когда преодоление жизненных проблем не может вестись каждой из возрастных групп отдельно от других, не содержат признаков конфликта поколений, однако взаимодействие поколений существенно осложняется неблагополучием основной массы населения. Институты социализации (семья, вуз, средства массовой информации, общественные объединения и т.д.) выступают как конкурирующие или вовсе не связанные между собой образования, находящиеся к тому же в неравных условиях.

Получившие свободу средства массовой информации, различные формы массовой культуры стали определяющим образом влиять на формирование ценностных установок, стиля и образа жизни населения, в том числе студенчества.

Культ моды, вещизма и потребления овладевает сознанием молодежи и приобретает универсальный характер. Классическая культура начинает терять ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной. Также становятся безразличными для определенной части молодежи понятия «Россия», «родной дом, город».

По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИЧиНБ) с конца 80-х гг. в российском обществе, особенно среди молодежи, началось резкое снижение значимости духовно-нравственных ценностей. Для большей ее части неоправданно приниженным является значение народного искусства, художественных произведений отечественной классики. В то же время молодые люди интересуются маскуль-товским и авангардистским искусством, которое является своего рода стимулятором социокультурных ценностей.

Продолжается тенденция дальнейшей дегуманизации и деморализации социокультурных ценностей, что выражается, прежде всего, в принижении, деформации и разрушении позитивного образа человека. Данная тенденция проявляется в неослабевающем интересе молодежи, в том числе студентов, к сценам и эпизодам насилия и секса, к жестокости и натуралистичности.

В социокультурных ценностях молодежи превалируют потребительские ориентации. Так, результаты социологических исследований среди студентов петербургских вузов свидетельствуют, что в среднем свыше 75% молодых людей чаще всего проводят свое свободное время у телевизора или в компании с друзьями, слушая главным образом развлекательную музыку. В то же время только каждый 10-й (по их самооценке) предпочитает расходовать свободное время на посещение кружков-студий, каждый 16-й - на самообразование, каждый 6-й - на занятия спортом [108].

В результате этого происходит тотальное выкорчевывание из культурного обихода не только отдельных имен, а целых пластов культуры, искусства, науки, образования, которые якобы не вписываются в общественно-политическую парадигму нынешнего режима. Народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т.п.) воспринимается большей частью молодежи как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной преемственности. В силу этого без этнокультурной самоидентификации невозможно формирование у подрастающего поколения любви к Отечеству, знания истории и традиций своего народа.

Система ценностных ориентиров в высшей школе должна иметь возможности для обращения к ценностям культуры родного края, региона. Такие возможности могут быть реализованы в ходе включения в образовательный процесс вуза музыкального краеведения, его ценностного потенциала. Понятие «потенциал» концентрирует в себе три уровня:

1) отражающий прошлое, где потенциал - это совокупность свойств объекта или явления, накопленных в процессе его становления;

2) репрезентирующий настоящее, где потенциал - это актуализация возможностей, их практическое применение;

3) ориентированный на будущее, где потенциал - это единство устойчивого и изменчивого состояний объекта или явления, содержащее в себе зародыш будущего развития [230; С. 59-60].

По нашему мнению, ценностный потенциал музыкального краеведения - это совокупность присущих ему ценностно-ориентирующих возможностей, заключающихся в ценностно-смысловом содержании музыкальных произведений и культурно-историческом контексте их создания, средствами реализации которых являются виды деятельности, осуществляемые в ходе музыкального краеведения, обеспечивающие формирование отношений студентов к музыкальному наследию как к самостоятельным социокультурной и художественно-эстетической ценностям, интериоризацию и генерализацию общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, заключенных в музыкальных произведениях. Для того, чтобы выяснить, каковы эти возможности, необходимо, прежде всего, определить состав и содержание основных ценностей, формирование которых может иметь место в ходе педагогически ориентированного музыкального краеведения, а также рассмотреть основные механизмы формирования ценностных ориентации личности.

В русле педагогического подхода к определению исследуемого феномена нас интересует ценностное содержание музыкального наследия, способное стать достоянием формирующейся личности. При этом под музыкальным наследием мы понимаем совокупность произведений музыкального искусства, созданных в предыдущие эпохи.

Критерии, показатели, уровни сформированности ценностных ориентации студентов. Методика опытно-экспериментальной работы

Общество, сделавшее материальное благополучие и обогащение смыслом и философией своего существования, формирует соответствующую культуру и ценностные ориентации молодых людей, в том числе студенчества. Усваивая поведенческие стандарты доминирующих социальных отношений, молодой человек может определить границы своей высшей идентификации лишь в рамках массовой культуры, унифицирующей его духовные потребности, выводящей их преимущественно в рекреационную сферу. У молодежи культурная идентификация зачастую носит транзитный, переходный характер, когда идентичность не опирается на ближайшую среду - родной край, с его культурной самобытностью, преемственностью поколений, прошедшими вековую проверку ценностями. В этих условиях важнейшим средством социального воспитания студенческой молодежи может стать музыкальное краеведение, обладающее огромным ценностным потенциалом.

Музыкальное краеведение как педагогически направленная социально-культурная деятельность реализует в процессе образования студентов вполне определенные функции, важнейшей из которых, в контексте нашего исследования, является ценностно-ориентационная. Это значит, что результатом музыкально-краеведческой работы студентов должны стать общественно значимые ценностные ориентации.

Анализ результата этой деятельности позволяет сделать заключение о степени ее эффективности, в свою очередь, чтобы осуществить такой анализ, необходимо провести диагностическое исследование.

На наш взгляд, организацию педагогического диагностического исследования следует осуществлять с позиций системного подхода (Е.В. Бондаревская, Б.П. Битинас, Н.К. Голубев и другие), сущность которого в наиболее общем виде заключается в следующем:

1) любое диагностируемое явление должно рассматриваться как целостная система;

2) следует определить основные составляющие диагностируемого объекта и проанализировать ведущие связи между ними;

3) необходимо определить структуру (неизменные характеристики) и организацию (направленность и количественную характеристику) диагностируемого явления в целом и каждого компонента в отдельности.

Ценностные ориентации имеют сложную структуру, включающую когнитивный, оценочный (отношенческий) и поведенческий компоненты. Поэтому диагностическому исследованию должна подвергнуться каждая составная часть этого социально-психологического феномена и весь он в целом. В связи с этим необходимо определить критерии, показатели и уровни сформированности ценностных ориентации студентов, а также методы их диагностирования и оценки.

Критерии - это признаки, на основании которых производится оценка или суждение. Определяя критерии сформированности ценностных ориентации студентов, мы учитывали требования к их обоснованию, разработанные в трудах И.Ф. Исаева, Л.Н. Макаровой, А.А. Усова [99; 133] и др.:

- во-первых, критерии должны раскрываться через рад качественных признаков (показателей), по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности исследуемого качества;

- во-вторых, критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени и культурно-педагогическом пространстве;

- в-третьих, критерии должны по возможности охватывать основные виды педагогической деятельности;

- в-четвертых, критерии должны быть понятны всем участникам педагогического процесса.

Ориентация человека в ценностях, осознанный выбор наиболее значимых из них, невозможны без знания их содержания. То есть, объективная ценностная система как совокупность теоретического знания о содержании ценностей должна стать субъективной ценностной системой студента, выступающей в качестве стержня его сознания, ориентирующей его в мире и деятельности. В данном случае ценности являются эталонами, образцами, на соотнесении с которыми, с одной стороны, строится поведение и деятельность студента, а с другой - осуществляется их оценка.

В своем исследовании мы рассматриваем музыкальное наследие родного края как источник общечеловеческих ценностей, поэтому студентам необходимы знания о содержании объективных ценностей общества.

Музыкальное наследие - это и самостоятельная художественно-эстетическая и социокультурная ценность. Чтобы оно стало такой ценностью для студентов, они, в первую очередь, должны иметь представление о «предмете» ценностного отношения. Не зная музыкальных произведений, невозможно определиться в своем отношении к ним: соответствует эстетическим критериям - не соответствует, ценно - не значимо и т.п. Поэтому студентам необходимы и знания о музыкальных произведениях, составляющих музыкальное наследие края.

Перевод знаний о ценностях на уровень действительных жизненных ориентиров личности возможен благодаря действию механизмов интериори-зации и экстериоризации, рефлексии и генерализации, обеспечивающих формирование ценностных ориентации личности.

Известно, что интериоризация - это формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности [97; С. 108]. Однако интериоризация не сводится к получению «извне» и последующему хранению «внутри» некой информации. Механизм усвоения и принятия ценностей включает ряд взаимосвязанных звеньев:

1) познание ценности;

2) перевод информации о ней на собственный индивидуальный язык;

3) активная деятельность субъекта, в результате которой познанная ценность принимается или отвергается;

4) включение познанной ценности в личностно значимую систему ценностей;

5) изменение личности на основе принятия или отрицания ценности.

Музыкальное наследие родного края - это неисчерпаемая сокровищница мудрости народа, его ценностных отношений к действительности. Однако чтобы ценностный потенциал, заключающийся в музыкальных произведениях, составляющих это наследие, стал достоянием студентов, они должны не только узнать о нем, но научиться понимать и интерпретировать ценностный контекст музыки.

То есть, знания о сущности и содержании ценностей должны быть интериоризированы студентами, чтобы стать основой их личностного опыта, который интегрирует знания и умения осмыслять, оценивать действительность и регулировать на их основе собственное поведение. Перевод знаний на уровень личностного опыта позволяет студентам понимать и соответствующим образом интерпретировать общественный и личностный смысл ценностей музыкального искусства, находить веские аргументы для обоснования своей ценностной позиции. Таким образом, овладевая в процессе музыкального краеведения «фондом духовного богатства» (Б.В. Ломов), созданным предшествующими поколениями родного народа, студент преодолевает ограниченность индивидуального опыта, формирует определенный способ объяснения и оценки не только музыкальных произведений, но и мира, себя в этом мире, своего взаимодействия с культурой. Это, в свою очередь, позволяет сформировать личности определенное отношение к ценностям, которое может варьироваться от их отрицания, до признания их социальной и, что особенно важно, личностной значимости. Именно в последнем случае ценность становится действительным жизненным принципом, целью и средством жизни, регулятором человеческой деятельности и поведения.

Результаты опытно-экпериментальной работы

Теоретический анализ проблемы исследования позволил нам сделать вывод о том, что музыкальное краеведение как вид педагогически направленной социально-культурной деятельности обладает значительным ценностным потенциалом.

Однако для того, чтобы возможность как объективная тенденция, создающая предпосылки для формирования социально значимых ценностных ориентации студентов средствами музыкального краеведения, стала действительностью, то есть выразилась в положительной динамике уровней сформированное их аксиосферы, необходимо целенаправленное преобразование музыкально-краеведческой деятельности, в ходе которого формальный потенциал (для осуществления которого нет всех необходимых условий) превращается в реальный (обладающий для своей реализации всеми необходимыми и достаточными условиями).

В связи с этим целью нашей опытно-экспериментальной работы была проверка влияния выявленных педагогических условий на процесс формирования социально значимых ценностных ориентации студентов средствами музыкального краеведения.

Основная гипотеза опытно-экспериментальной работы заключалась в предположении о том, что если в ходе музыкального краеведения будут реализованы в единстве культурологический, аксиологический и краеведческий подходы, разработанные нами структурно-функциональная модель и педагогическая технология, если приобщение студентов к музыкальному наследию родного края будет осуществляться в предлагаемой нами логической последовательности и на основе принципа событийности, то динамика уровней сформированности социально значимых ценностных ориентации студентов будет носить положительный характер.

Раскрывая ход и содержание опытно-экспериментальной работы, следует отметить, что она осуществлялась с 2002 по 2006 год. Хронологически рительный (2002 - 2003 гг.), основной (2003 - 2005 гг.) и завершающий (2005 - 2006 гг.), где каждый следующий период базировался на результатах предыдущего этапа, являясь очередной ступенью осмысления процесса формирования общественно значимых ценностных ориентации студентов средствами музыкального краеведения.

Исследование проводилось на базе отделения социальной педагогики Института педагогики и социальной работы Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина. В опытно-экспериментальной работе на разных этапах исследования приняло участие 130 студентов 1-5 курсов, обучающихся по специальности «социальная педагогика». В основном этапе эксперимента принял участие 41 студент 1-го курса.

Наличие предварительного этапа опытно-экспериментальной работы определялось необходимостью подготовительного периода, связанного с разработкой и воплощением предлагаемых нами педагогических условий.

В его задачи входило:

1) проведение пилотажного исследования;

2) уточнение критериального аппарата, отработка диагностического инструментария;

3) осуществление констатирующей части опытно-экспериментальной работы;

4) разработка программного и методического обеспечения музыкального краеведения.

Целью пилотажного исследования являлось определение музыкальных предпочтений студентов, степени их осведомленности, касающейся музыкальных наследия и жизни Тамбовского края, представлений о содержании основных ценностей, заключенных в музыкальных произведениях, входящих в состав этого наследия, наличия или отсутствия интереса к музыкальному наследию родного края и музыкальному краеведению как социально-культурной деятельности.

Для реализации этой цели нами была разработана анкета, включающая «открытые» вопросы, которая была положена в основу анонимного анкетирования студентов.

Анализ результатов исследования, в котором приняло участие 130 человек, показал, что большинство студентов (58,8%) предпочитает слушать зарубежную музыку, 28,6% не имеет четких музыкальных предпочтений, и только 12,6% опрошенных ответило, что любят слушать отечественную музыку. Наиболее предпочтительным музыкальным направлением среди респондентов является популярная музыка (32,2%). Классическая музыка нравится 14,7% студентов.

На вопрос «Что дает музыка человеку?» были получены следующие ответы: «Снимает напряжение» - 53,2%; «Дает хорошее настроение» - 17,5%; «Позволяет отдохнуть» - 11,9; «Дает заряд энергии» - 4,9%; «Приобщает к культуре» -4,9%; «Позволяет поразмышлять» - 4,9%; «Развивает творческие способности, воображение» - 2,4%; «Духовно обогащает» - 2%; «Воспитывает» - 2%; «Позволяет узнать что-то новое» - 2%; «Приобщает к природе» - 2%.

На вопрос «О чем рассказывает музыка?» студенты ответили: «О любви» - 53,2%; «О жизни» - 36,4%; «Обо всем» - 17,5%; «О добре и зле» -14,7%; «О природе» - 11,9%; «О переживаниях человека» - 11,9%; «О глобальных и личных человеческих проблемах» - 11,9%; «О внутреннем состоянии автора» - 7%; «О дружбе» - 4,9%; «О происходящих событиях» -2%; «О Родине» - 2%; «Об исторических событиях» - 2%; «О человеческих качествах» - 2%; «О красоте» - 2%; «О смерти» - 2%.

Среди ценностей, провозглашаемых музыкальным искусством, студенты назвали следующие: «Любовь» - 58,1%; «Добро - 41,5%; «Красота» -19,6%; «Духовные ценности» - 15,4%; «Нравственные ценности» - 11,9; «Дружба» - 11,9%; «Понимание» - 7%; «Жизнь» - 4,9%; «Индивидуальность каждого народа» - 2%; «Счастье» - 2%; «Преданность» - 2%; «Вкус к жизни» - 2%; «Нравственность» - 2%; «Природа» - 2%; «Секс» - 0,7%.

На вопрос «Кого из тамбовских композиторов Вы знаете?» большинство опрашиваемых (66,4%) не смогли дать ответа; 14% ответили неверно, отнеся к их числу М.И. Глинку; 19,6 % назвали СВ. Рахманинова. 4,9 % участников анкетирования смогли назвать такие известные им произведения тамбовских композиторов, как «Сирень» СВ. Рахманинова и «Прощание славянки» В.И. Агапкина, остальные не дали никакого ответа (70%) или ответили неверно (25,1%).

К числу композиторов, связанных с тамбовским краем, 11,2% студентов отнесли П.И. Чайковского, остальные дали неверный ответ (70%) или не смогли ответить (18,8%).

84 % респондентов ничего не знают об истории музыкальной жизни г.Тамбова; 16% отметили, что в г. Тамбове существует музыкально-педагогический институт имени СВ. Рахманинова.

Большинство опрошенных (91% ) хотели бы лучше знать музыкальное наследие родного края, познакомиться с его музыкальной жизнью (92,4). Однако желание заниматься музыкальным краеведением выразило только 49% студентов.

Таким образом, результаты исследования показали, что для большей части студентов, принявших участие в анкетировании, неоправданно приниженным является значение музыкальных произведений отечественной классики. Произведения народного искусства вообще выпадают из сферы их музыкальных интересов, зато имеет место ярко выраженная прозападная направленность музыкальных потребностей. Студенты отдают предпочтение массовым жанрам музыкального искусства, которое выступает в качестве своеобразного стимулятора социокультурных ценностей.

Подавляющее большинство молодых людей относится к музыкальному искусству как к терапевтически-рекреационному средству, находя в нем источник для снятия напряжения и отдыха. Духовно-нравственный потенциал музыки не используется. Лишь незначительное число студентов находит в музыкальном искусстве возможности для культурного обогащения и творческого саморазвития.

Похожие диссертации на Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи средствами музыкального краеведения