Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством (На примере вышивки) Пучкова Наталья Николаевна

Формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством (На примере вышивки)
<
Формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством (На примере вышивки) Формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством (На примере вышивки) Формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством (На примере вышивки) Формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством (На примере вышивки) Формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством (На примере вышивки) Формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством (На примере вышивки) Формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством (На примере вышивки) Формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством (На примере вышивки) Формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством (На примере вышивки) Формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством (На примере вышивки) Формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством (На примере вышивки) Формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством (На примере вышивки)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пучкова Наталья Николаевна. Формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством (На примере вышивки) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2001 213 c. РГБ ОД, 61:02-13/261-3

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы формирования творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов в ходе занятий декоративным искусством 16

1.1. Сущность процесса творчества 16

1.2. Творческие потребности и их роль в формировании личности 26

1.3. Психологический аспект формирования творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов 34

1.4. Педагогический аспект формирования творческих потребностей студентов 48

Выводы 55

ГЛАВА 2. Художественная вышивка - один из способов развития творческих потребностей 58

2.1. Из истории художественной вышивки 58

2.2. Композиция вышивок 70

2.3. Семантика геометрического орнамента в русской вышивке 87

2.4. Сюжеты и мотивы орнамента русской вышивки 97

2.5. Художественная вышивка как объект преподавания в педагогическом вузе 130

Выводы 136

ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование путей и методов формирования творческих потребностей в процессе занятий декоративным искусством 139

3.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента 139

3.2. Методика организации и анализ проведения обучающего эксперимента 146

3.3. Анализ и сравнительные результаты экспериментального исследования 152

Выводы 164

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 170

ПРИЛОЖЕНИЕ 183

Введение к работе

Изменения в экономической, социальной сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. Сегодня в условиях развития и преобразования общества, перед высшей школой особенно остро встает проблема подготовки нового, широко образованного, активного человека, способного творчески решать задачи, которые ставит перед ним жизнь.

Необходимость удовлетворения потребности общества в людях профессионально грамотных и творчески одаренных подтверждает высказывание Л.С. Выготского, который говорил, что в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека (35).

Творчество в любом виде деятельности способствует
приобщению человека к материальной культуре общества, опирается
на созидательные процессы, возвышает и облагораживает личность.
Наиболее эффективно художественно-творческие потребности и
способность эмоционально воспринимать окружающую

действительность, ценить прекрасное, развиваются в области изобразительного и декоративного искусства.

Сохранение, восстановление и преумножение богатства народного декоративно-прикладного искусства является одной из наиболее важных задач общества. Декоративное искусство, как отражение исторического и культурного наследия нашего народа, активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, является благодатной почвой для фантазии -источника творческих замыслов профессионального искусства.

Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа. Красота предметов, которыми пользовался человек в обыденной жизни воспитывала эстетический вкус, заставляла ценить прекрасное.

Дошедшее до нас культурное наследие наглядно показывает, что Россия славилась своими умельцами: мастерами резьбы по дереву и кости, чеканки, эмальерного искусства, художественного литья, гончарами, вышивальщицами, ткачами.

Вышивальное искусство было широко развито на Руси, о чем свидетельствуют сохранившиеся до сих пор вышивальные промыслы. Большинство русских обычаев связано с вышитыми изделиями, будь то сватовство, свадьба, рождение ребенка, различные праздники, похороны. На протяжении всей жизни человеку сопутствовали вышитые изделия.

К сожалению, сегодня, когда человек окружен всевозможными машинами, облегчающими его труд, поставляющими ему в большом объеме необходимую информацию, все дальше от нас уходят красивые, выполненные вручную вещи. Возникновению этой тенденции способствует и тот факт, что некоторые виды декоративного искусства как бы отошли на второй план, не получили в современной жизни достойного применения и постепенно утрачивают свою актуальность и в быту, и в учебном процессе. В частности, вышивка все реже встречается в качестве предмета изучения, зачастую в силу своей трудоемкости, «не модности», так же, потому что ей не уделяется должного внимания и в программах обучения.

Учитывая это обстоятельство, не стоит забывать, что наряду с другими дисциплинами изобразительного цикла в развитии художественно-творческих потребностей особую роль играют занятия

6 декоративно-прикладным искусством, следовательно, необходимо активнее использовать данные возможности в процессе подготовки студентов художественно-графических факультетов.

Обращаясь к вопросу формирования художественно-творческих потребностей мы уделили внимание трудам Аристотеля, А.С. Громова, А.Ф. Лосева, А.Г. Скрипкина, П.А. Флоренского и мн. др., рассматривавших философский аспект природы творчества. Эти исследования определили роль и место творчества в развитии человеческой культуры, становлении человеческой личности.

В психологии проблемой творчества занимались В.Г. Ананьев, В.М Бехтерев, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко, И.Я. Каплунович, B.C. Кузин, Б.Ф. Ломов, Я.А. Пономарев, В.М. Теплое, П.М. Якобсон.

Социальный, нравственный, эстетический и искусствоведческий аспект творчества рассмотрен в исследованиях Л.М. Баткина, Г. К. Вагнера, В.В. Ванслова, В.М. Василенко, Д.С. Лихачева, М.А. Некрасовой, С.Г. Петрова и др.

Вопросы народного искусства и культуры России освящены в исследованиях Р.А. Бардиной, И.Я. Богуславской, Т.И. Еременко, СВ. Иванова, Л.Э. Калмыковой, Г.С. Масловой, И.П. Работновой, Б.А. Рыбакова, В.В. Стасова, В.М. Шугаева. Авторами рассмотрены народная и художественная культура в историческом, этнографическом, философском, эстетическом, искусствоведческом и социальном аспекте.

Большое внимание изучению народного и декоративно-прикладного искусства уделено в научных трудах и исследованиях М.К. Даутова, Н.А. Ершовой В.В. Корешкова Р.Г. Ломоносова, Т.Я. Шпикаловой, и др., где декоративно-прикладное искусство рассматривается как одно из действенных средств эстетического и нравственного воспитания.

Проблему развития художественно-творческих потребностей в процессе изучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства в своих диссертационных исследованиях рассматривали СП. Ломов, М.В. Соколов, и некоторые др. В отличие от выше названных работ наше диссертационное исследование рассматривает аспекты обучения студентов художественно-графических факультетов ручной вышивке.

Значительный вклад в дело развития и совершенствования обучения в высшей школе внесли исследования ученых-педагогов B.C. Кузина, В.К. Лебедко, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова.

Учитель изобразительного искусства призван развивать творческие способности учеников, формировать интерес к художественному наследию, учить пониманию сущности творчества, что возможно лишь при наличии у него потребности в художественном творчестве. В противном случае, какими бы богатыми знаниями по теории и истории вопроса не владел бы такой преподаватель, творчески применить их на практике ему будет трудно, а значит, процесс обучения будет скучным, рутинным, и пойдет по пути репродуктивного освоения материала.

Тот факт, что формирование потребности в художественном творчестве оказывает влияние на уровень специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов педвузов и недостаточная степень разработки проблемы формирования художественно-творческих потребностей обусловили актуальность нашего исследования.

Наша работа призвана дополнить исследования в современной педагогической науке, теории и практике художественного образования.

Профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства представляет собой сложный процесс становления с одной стороны высококвалифицированного педагога, а с другой -профессионала художника. Подготовка такого специалиста требует решения в ходе обучения целого ряда взаимосвязанных задач.

На формирование профессионально значимых качеств художника-педагога оказывает влияние как весь процесс обучения в целом, так и изучение отдельных предметов, входящих в состав специальной подготовки, таких как декоративно-прикладное искусство.

От сформированности потребности в изобразительной и прикладной деятельности зависит успешность работы будущего преподавателя изобразительного искусства. Значительная роль в формировании потребностей отводится целенаправленному педагогическому воздействию.

Проблема нашего исследования заключается в том, что в процессе обучения декоративно-прикладному искусству не уделяется должного внимания формированию художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов (ХГФ) и возникающей в этой связи необходимости поиска наиболее эффективных способов обучения и форм организации занятий по декоративному искусству, в частности художественной вышивкой, способствующих формированию этих потребностей.

Цель исследования - научное обоснование, экспериментальная проверка и практическая разработка способов и методов формирования творческих потребностей студентов в процессе изучения художественной вышивки.

Объект исследования - художественно-творческая деятельность студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по изучению вышивки.

Предмет исследования - процесс формирования творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях ручной вышивки, поиск путей и средств решения данной проблемы.

Гипотеза исследования состоит в том, что формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе обучения вышивке значительно активизируется, если:

обучение ведется по принципу соответствия фазам творческого процесса;

учебный процесс построен с учетом психофизиологических особенностей и индивидуальных возможностей студента;

организация учебного процесса основывается на современной научно обоснованной методике преподавания, где:

цели, задачи и содержание обучения художественной вышивке, направлены не только на передачу конкретных знаний, умений и навыков, но и на формирование художественно-творческих потребностей, практические задания и упражнения, так же направлены на формирование художественно-творческих потребностей;

используется ряд форм, методов известных в педагогике, которые в данной системе оригинально сочетаются и взаимодействуют;

применяются, специально разработанные наглядные пособия;

теоретическое обучение неразрывно связано с конкретной практической деятельностью студентов.

Поставленная цель и доказательство выдвинутой гипотезы обусловили постановку и решение конкретных задач исследования:

анализ научно-теоретической литературы с целью определения сущности творчества и его места в общей структуре личности человека;

обобщение специальной литературы по проблеме формирования художественно-творческих потребностей студентов;

проанализировать особенности развития художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов на занятиях вышивкой;

изучить современное состояние организации учебного процесса по освоению вышивки;

определить оптимальные формы и методы организации процесса обучения вышивке на художественно-графических факультетах;

разработать научно-методические рекомендации к проведению занятий по изучению вышивки, направленные на формирование художественно-творческих потребностей;

экспериментально проверить эффективность предлагаемой методики в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педвузов.

Теоретической основой исследования явились труды современных ученых: психологов, философов, педагогов; работы по искусствознанию, художественному образованию, творческое наследие мастеров.

Для достижения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической и специальной
литературы по проблемам творчества;

наблюдение за познавательной, репродуктивной и продуктивной деятельностью студентов художественно-графических факультетов на занятиях по изучению вышивки;

проведение психолого-педагогического эксперимента с целью выявления оптимальных форм и методов организации учебных занятий;

обобщение результатов и анализ наблюдений по проблеме исследования.

Исследование проводилось с 1996 по 2001 г.г. включительно.

На первом этапе (1996 - 1997 г.г.) исследования проводилось изучение специальной литературы по проблемам общей и возрастной психологии, философии, педагогике, по проблемам природы творчества, развития творческих потребностей человека, по вопросам преподавания декоративно-прикладного искусства, основам композиции, цветоведению, истории развития и технологии выполнения вышивки. Проводился констатирующий эксперимент с целью определения исходных позиций исследования, его проблематики и методики преподавания проводился на базе Московского педагогического государственного университета на художественно-графическом факультете.

На втором этапе (1998 - 2000 г.г.) осуществлялось наблюдение за творческой деятельностью студентов художественно-графических факультетов педвузов, проводилось контрольное исследование процесса формирования творческих потребностей, тщательно анализировались учебно-творческие задания и результаты их выполнения. Составлена программа опытно-экспериментального исследования с целью формирования творческих потребностей студентов. Проводился поисковый эксперимент.

Третий этап (2000 - 2001 г.г.) - проведение сравнительного
эксперимента (эксперимент проводился на базе художественно-
графического факультета Московского педагогического
государственного университета и Московского городского
педагогического университета), анализ полученных данных и их
систематизация. Проверка выводов и методических рекомендаций,
разработанных в ходе исследования. Анализ полученных данных и
оформление их в виде диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается:
- в разработке методической системы организации занятий
художественной вышивкой, направленных на формирование
художественно-творческих потребностей студентов
художественно-графических факультетов педвузов,
включающей в себя:

а) экспериментальную учебную программу для студентов
художественно-графических факультетов педвузов по
художественной обработке текстильных материалов (раздел
«Художественная вышивка») конкретные упражнения, учебные и
творческие задания для студентов художественно-графических
факультетов педвузов, направленные на формирование
художественно-творческих потребностей в процессе занятий
декоративным искусством;

б) оригинальное сочетание и взаимодействие известных в
педагогике форм и методов;

в) применение технических средств обучения, наглядных
пособий;

- выявлении основных закономерностей формирования

художественно-творческих потребностей на занятиях

декоративным искусством:

потребность в художественном творчестве возникает в процессе созерцания эстетических ценностей, а формирование ее возможно через направленное развитие, через обучение;

художественно-творческая потребность формируется путем выявления, формирования и направления мотивов деятельности, интересов, художественно-эстетической деятельности, потребности в достижениях и самоактуализации.

Теоретическая значимость исследования заключается:

в научном обосновании эффективности вышивки как объекта творчества, открывающего новые возможности для формирования художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов;

в повышении эффективности обучения студентов благодаря формированию художественно-творческих потребностей;

результаты исследования могут быть использованы в последующих научных изысканиях по проблеме формирования художественно-творческих потребностей студентов ХГФ в процессе изучения декоративно-прикладного искусства.

Практическая значимость исследования состоит:

в том, что результаты исследования могут быть внедрены в
практику преподавания декоративно-прикладного искусства на
художественно-графических факультетах педвузов, а так же в
систему художественного образования в лицеях, колледжах,
художественных школах, учреждениях дополнительного

образования, при разработке новых учебных пособий по вышивке для студентов художественно-графических факультетов педвузов, учащихся лицеев, колледжей, художественных школ.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на современные достижения в области творческого развития личности психологической и педагогической наук, организацией опытно-экспериментальной работы, использованием достижений искусствознания и эстетики, теории и практики эстетического воспитания и творческого развития личности.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении и корректировке учебных планов и программ для художественно-графических факультетов, организации занятий дополнительного образования, детских художественных школ, при подготовке методических пособий по художественной обработке текстильных материалов.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на художественно-графическом факультете Московского педагогического государственного университета (МПГУ) и Московского городского педагогического университета (МГЛУ). Основные выводы и результаты исследования докладывались на научно практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы и на кафедре декоративного искусства МПГУ. Разработанная в ходе исследования методика внедрена в практику работы художественно-графического факультета МПГУ на кафедре декоративного искусства в качестве раздела курса «Художественная обработка текстильных материалов».

Основное содержание исследования отражено публикациях:

  1. Русская народная вышивка в курсе ДИ на художественно-графическом факультете, //в соавторстве/ Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - М. Прометей; 1996; с. 154 - 155.

  2. Развитие внимания учащихся среднего и старшего школьного возраста в системе дополнительного образования на занятиях

художественной вышивкой. // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - М. Прометей; 1997; с. 272- 273.

  1. Художественная вышивка как средство развития творческой активности студентов ХГФ. // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - М. Прометей; 1999; с. 462 - 463.

  2. Формирование творческих потребностей студентов художественно-графического факультета на занятиях художественной вышивкой. // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - М. Прометей; 2000; с. 461-462.

  3. Графические задачи в обучении ручной художественной вышивке и их решение. // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - М. Прометей; 2001; с. 304 - 305.

  4. Вышивка и кружевоплетение. // Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030800 - изобразительное искусство и черчение: Для педагогических университетов и институтов. -М.: Флинта, Наука; 2000. С.346.

Сущность процесса творчества

Проблема творчества все больше привлекает внимание ученых-педагогов. В последнее время активизировалось изучение вопросов взаимодействия учебного и творческого процессов. Изучаются закономерности творчества, художественно-творческих потребностей, творческой активности, способностей, в соответствии с которыми, рассматриваются методы и формы построения учебного процесса.

Значение слова «творчество» имеет различные трактовки. В философском словаре творчество рассматривается как «возникшая в труде способность человека из доставленного действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т.д.)» (139, С. 363-364).

Существует несколько иное определение творчества - создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей (98, с. 687).

Таким образом, творчество - некоторая специфическая область деятельности, результатом которой является создание чего-то нового, имеющего несомненную ценность для общества. Подтверждением может служить определение творческой деятельности, данное в Российской педагогической энциклопедии: «творческая деятельность - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами» (114, с. 720).

Развитие человеческого общества свидетельствует, что творчество есть жизненно-необходимое условие существования, а появление нового - результат приложения творческих усилий человека.

Представление о сущности творчества трансформировалось вместе с развитием общества. Творчество, являясь порождением человеческой деятельности в обществе, имеет ярко выраженную социальную направленность, проявляющуюся в обязательном наличии зрителя, а так же в отражении окружающей действительности в соответствии с моралью или несоответствии - в форме вызова. Таким образом, только освоив приемы и способы, принятые в обществе для выражения и воплощения своих идей и замыслов, личность может ожидать понимания ее действий обществом.

Творчество проявляется в деятельности. Деятельность, в свою очередь, является специфической формой отношения человека к окружающему миру, основой которого является изменение и преобразование его в интересах людей (124, С. 382).

Активность личности по отношению к объекту, направленная на его познание и преобразование, проявляется в деятельности. В большинстве работ по психологии активность личности рассматривается как состояние взаимодействия субъекта с объектом познания с целью получения адекватной информации о нем. Так психолог В.В. Небылицын определял активность личности как группу «личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней деятельности, вообще самовыражению относительно внешнего мира» (96, С. 22). Условием психической активности личности является благоприятная окружающая среда жизнедеятельности и воспитания. Источником психической активности служит противоречие между новыми потребностями, запросами, стремлениями и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения.

Потребности выступают как состояние индивида, благодаря испытываемой им нужде в объектах, необходимых для его существования и развития, выступающими источником его активности (106, С. 285). Потребность в художественном творчестве, стоящая в ряду эстетических потребностей, является одной из важнейших потребностей человека.

Возвращаясь к проблеме творчества, следует отметить, что она имеет долгую и спорную историю, и породила много дискуссий. История ее изучения насчитывает более двух тысяч лет. В течение многих веков в этой проблеме сосуществовали различные взгляды — научные и околонаучные представления, здравый смысл и предрассудки. Постоянство возникновения этой проблемы заключено в динамике становления реальных человеческих потребностей и способностей, в их бесконечно разнообразных формах проявления в обществе. Поступательно развиваясь, основываясь на достижениях прошлого, каждое общество, тем не менее, будет нуждаться в совершенно новых людях, и будет оказывать влияние на формирование личности и таких ее социальных качеств и способностей, которые необходимы на данном этапе развития.

Из истории художественной вышивки

Когда речь заходит о вышивке, воображение сразу рисует удивительный мир народного фольклора, воплощенный изобразительным декоративно-узорным языком разноцветных ниток, населенный сказочными людьми, птицами, животными и растениями. Вышивальное искусство известно нашему народу с древних времен, о чем свидетельствуют находки археологов. Вышитые русские ткани находили в местах древних захоронений в Новгородской, Владимиро-Суздальской, Рязанской, Смоленской, Черниговской и Киевской землях. К сожалению, текстильные изделия не долговечны. Наиболее древние, выполненные золотом и шелками, относят к XI-XIII векам. Редко встречаются вышивки XVII - XVIII столетий, и лишь образцов XIX - начала XX века сохранилось довольно много, но могло быть и больше, если бы не скупщики старинных вещей, которые покупали вышитые изделия и выжигали из них серебро, уничтожая порой бесценные произведения народного искусства.

Все предметы декоративно-прикладного искусства наглядно свидетельствуют, что вещи, окружающие человека в быту, почти всегда были нарядно украшены. Первоначально изображения и орнаменты носили прикладной характер - служили оберегами, из поколения в поколение передавались иконографические, технологические принципы и приемы изображения, но со временем в связи с утратой смыслового значения, приобрели характер просто традиционного украшения, приносящего эстетическое наслаждение и вносящего уют в будничную жизнь.

Вышивка среди других способов украшения занимала чуть ли не главенствующее место в русском быту: на стол постилали скатерти столешники, кровать застилалась простыней с нарядно вышитым краем, который мог быть заменен подвесным подзором. В праздничные дни из сундуков доставали самые красивые полотенца: «платы», «убрусы», «наспишники», «накрючники», получившие свое название от деревянных крючьев и спиц, на которые их вывешивали. Полотенца украшали окна, угол с иконами, вывешивали их вдоль стен и просто использовали в ежедневном обиходе.

Особую роль играли вышитые изделия в свадебном обряде. С раннего возраста девочка начинала готовить себе приданое, необходимо было вышить не менее сорока полотенец, по внешнему виду которых, аккуратности и богатству узорочья судили о трудолюбии невесты. Важную роль играли полотенца и в родильных и крестильных обрядах. Вышитые полотенца дарили в церковь, ими украшали праздничные березки, обетные и придорожные кресты.

Полотенца обычно вышивали только на концах. Это был либо фризовый орнамент из одной или нескольких полос не замкнутых по бокам, либо композиция с ярко выраженной вертикальной осью, либо изображение одной профильной фигуры.

Стремление оградить себя от внешнего влияния свойственно человеку, поэтому особенно богато украшалась одежда, которая защищала не только от природных явлений, но и от злых сил. Женская одежда украшалась более обильно и ярко, в отличи от мужской. Особенно нарядными были женские праздничные костюмы. Обилием украс и щедрым узорочьем отличаются одежды новобрачных, а в год замужества и до рождения первенца головной убор и одежда женщин наиболее яркие и богато расшитые. Вышитыми были и верхняя одежда, пояс, рукавицы и обувь.

Расположение орнамента на изделиях всегда тесно связано с формой и назначением вещи. Он может подчеркивать края, выделять наиболее заметные части композиции, предназначенные для украшения предметов одежды. В расположении вышивки или тканых узоров учитывали пропорции и строение человеческой фигуры. В оформлении одежды большое внимание уделялось подчеркиванию краев, срезов, частей открывающих тело. На рубахах узоры обычно помещены на подоле, вороте, грудном разрезе, рукавах. Рукава украшались особенно богато, как правило, узор окаймлял начало рукава (плечо) и его конец (обшлаг). Середина рукава редко заполнялась вышивкой, лишь в районе Каргополья расшитое наружное полотнище рукава - частое явление.

Вышивка располагалась с учетом особенностей и принадлежности костюма, от этого зависели цвет, количество и характер орнаментации. Она одновременно подчеркивала целостность костюма и являлась свидетельством утонченного вкуса и высокого мастерства. Мужской и женский костюмы разнились не только мотивами украшения, но и количественным составом одежды. Так мужской костюм по отношению к женскому более однотипен, основные его элементы: рубаха, штаны, головной убор и обувь. Рубаха была важнейшим элементом славянской мужской одежды, традиция ношения длинных рубах долго существовала в русском народе, так вплоть до XIX века в некоторых областях костюм мальчика и юноши до женитьбы состоял только из подпоясанной рубахи, спускавшейся ниже колен. Бытовало два типа рубах: туникообразные с длинными рукавами и прямым разрезом посередине груди, без воротника, а так же косоворотка, составляющая характерную черту великорусской мужской одежды. По утверждению Зеленина Д.К. (169) распространение косоворотки произошло не ранее XV века, а многочисленные исследования Масловой Г.С. подтверждают, что косоворотка с разрезом на левой стороне специфична для великорусов (85).

Организация и проведение констатирующего эксперимента

Для изучения и решения проблем педагогической науки и практики используется один из основных методов исследования -педагогический эксперимент, включающий следующие этапы: констатирующий (поисковый), формирующий (обучающий), контрольный (сравнительный).

Проведение констатирующего эксперимента проходило на базе художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета (МПГУ). В эксперименте принимали участие студенты 3 курса. Эксперимент осуществлялся с 1998 по 2000 учебные годы, в нем было задействовано более 80 студентов.

Обучающий, контрольный и сравнительный этапы диссертационного исследования осуществлялись на базе Московского педагогического государственного университета (МПГУ) и Московского городского педагогического университета (МГПУ), в нем приняли участие более 60 студентов.

Целью проведения констатирующего эксперимента являлось определение исходных позиций исследования. Был определен круг проблем, проанализированы учебные программы, система занятий и упражнений. Осуществлялось наблюдение за художественно-творческой деятельностью студентов, анализировался уровень художественно-творческих потребностей студентов, так же были определены некоторые особенности условий их формирования, предложены основные пути развития творческих потребностей.

При проведении констатирующего эксперимента были сформулированы следующие задачи:

проверить положения, выдвинутые в ходе теоретических исследований по формированию художественно-творческих потребностей;

выявить готовность студентов к выполнению самостоятельных заданий поискового и творческого характера;

выявить трудности в процессе изучения народной и художественной вышивки;

определить уровень знаний, умений и навыков студентов художественно-графических факультетов;

конкретизировать критерии оценки;

наметить пути оптимизации процесса обучения народной и художественной вышивки;

разработать экспериментальные материалы в виде программы и блока заданий по художественной вышивке.

Для решения задач исследования был проведен анализ программ преподавания, методических указаний и наглядных материалов, а так же конечных результатов творческой деятельности студентов, к тому же применялся метод наблюдения учебного процесса.

В качестве основной задачи обучения студентов чаще всего выступает освоение каких-либо приемов и техник или изготовление какого-либо предмета (вещи). Такое обучение, концентрируя усилия студента на получении готового продукта, тормозит формирование конкретных умений и навыков организации и планирования творческой деятельности, обучение носит ремесленный характер, что, безусловно, тормозит формирование художественно-творческих потребностей.

Подавляется умение работать самостоятельно: вырабатывать план работы, выбирать способы выполнения заданий, анализировать полученные результаты.

Методы и приемы работы крайне скупы и однообразны, занятия недостаточно оснащаются наглядным материалом. Учет и оценка результатов работы осуществляются в виде выставления балла, без развернутого обсуждения того, что в работе хорошо, правильно сделано, в чем надо поупражняться, к чему стремиться.

Наблюдения за деятельностью студентов и анализ педагогического опыта преподавания декоративного искусства, в частности художественной обработки текстильных материалов, позволили сделать следующие выводы: для овладения знаниями студент должен совершить полный цикл умственных действий, включающих в себя действия по восприятию изучаемого материала, его осмыслению, запоминанию, закреплению, последующему повторению; выработке умений и навыков путем выполнения упражнений, обобщению и систематизации знаний. Степень усвоения материала является результатом познавательной деятельности, совершенной студентом.

Осознание индивидом своей потребности превращает ее в интерес. Стимулируя познавательную деятельность можно добиться стойкого интереса к предмету и декоративному искусству в целом. Появление интереса формирует мотив поведения, ориентацию, установку, вызывает побуждение к деятельности, направленной на удовлетворение потребности.

Перерастание интереса к прикладному искусству в увлечение -потребность, зависит от множества факторов. Значительную роль здесь играет личность преподавателя, его отношение к творчеству, от того, как он понимает суть творческого процесса, какие ставит цели, зависит степень вовлеченности в творческий процесс и формирования творческих потребностей.

Для определения уровня подготовленности и знаний о вышивке был проведен контрольный срез. С этой целью проведено анкетирование и беседа, выявившие теоретические знания по интересующему вопросу. В том числе после посещения музея декоративно-прикладного искусства студентам предлагалось дать анализ и характеристику произведений прикладного искусства, что дало возможность сопоставить исходные данные о предмете, умение работать самостоятельно, выявить аналитические особенности мышления студентов.

Проведенная беседа и анализ студентами музейных декоративно-прикладных изделий показали что:

- знания о вышивке несколько ограничены. Имеются лишь некоторые сведения о промыслах;

- имеются лишь смутные понятия о видах вышивки;

- слабое знание специфики этого вида декоративно-прикладного искусства.

Похожие диссертации на Формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством (На примере вышивки)