Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роспись по дереву как средство развития художественно-творческих способностей студентов : профильных факультетов педвузов Сизова, Ирина Николаевна

Роспись по дереву как средство развития художественно-творческих способностей студентов : профильных факультетов педвузов
<
Роспись по дереву как средство развития художественно-творческих способностей студентов : профильных факультетов педвузов Роспись по дереву как средство развития художественно-творческих способностей студентов : профильных факультетов педвузов Роспись по дереву как средство развития художественно-творческих способностей студентов : профильных факультетов педвузов Роспись по дереву как средство развития художественно-творческих способностей студентов : профильных факультетов педвузов Роспись по дереву как средство развития художественно-творческих способностей студентов : профильных факультетов педвузов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сизова, Ирина Николаевна. Роспись по дереву как средство развития художественно-творческих способностей студентов : профильных факультетов педвузов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Сизова Ирина Николаевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2011.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/273

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. «Научно - теоретические основы развития художественно - творческих способностей студентов в процессе обучения народному искусству 15

1.1. Теоретическое обоснование творческого процесса 15

1.2. Закономерности развития художественно-творческих способностей...34

1.3. Условия формирования и развития художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения художественной обработки дерева 51

1.4. Анализ проблемы развития художественно-творческих способностей студентов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством на примере росписи по дереву 74

Вывод 1-ой главы 79

ГЛАВА II. Экспериментальное исследование развития художественно - творческих способностей студентов средствами декоративно - прикладного искусства 82

2.1 Истоки народного декоративно-прикладного творчества 82

2.2 Виды художественной росписи по дереву 94

2.3 Методика организации и проведения экспериментального исследования 102

2.4 Организация и проведение педагогического эксперимента 104

2.5 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования условий развития художественно-творческих способностей студентов факультета изобразительных искусств, обучающихся росписи по дереву 112

Выводы по 2-ой главе 128

Заключение 130

Список используемой литературы 133

Приложение 154

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность.

В связи с преобразованиями в экономической и социальной сферах деятельности развития современного общества большое внимание уделяется художественному образованию и эстетическому воспитанию молодого поколения, направленных на формирование нравственных качеств и мировоззрения личности, на развитие её творческих способностей, так как именно на личность с ее нравственным, духовным потенциалом ориентируется сегодня система образования.

Эстетическое воспитание и художественное образование подрастающего
поколения связано с задачами повышения качества преподавания
направленного на получение учащимися знаний, умений и навыков,
необходимых для художественно-творческого развития и

самосовершенствования личности.

В современных условиях развития нашего общества большое внимание уделяется реорганизации системы художественного образования и эстетического воспитания, путем создания системы непрерывного образовательного процесса, который вырабатывает, готовность к самостоятельному мышлению и творческому подходу. Особое значение в содержании этого процесса отводится знанию истории, культуры, традиций своего народа. В этом ему помогает сложившаяся практика подготовки специалистов декоративно-прикладного искусства, которая имеет широкие возможности для развития личности, ее творческих способностей, поскольку основывается на многовековом опыте, концентрируя в себе знания и умения многих поколений.

Проблема развития творческих способностей - одна из ключевых в педагогической науке и народное декоративно-прикладное искусство (как вид художественного творчества) призвано заниматься поисками решения этой проблемы, что требует новых подходов к процессу подготовки специалистов в высших учебных заведениях. В этом плане освоение технологий, методик, технических приёмов ремесла в декоративно-прикладном искусстве идёт в тесной взаимосвязи с развитием образного, пространственного, ассоциативного и творческого мышления.

Актуальность народного декоративно-прикладного искусства для развития современной культуры, прежде всего, в исторических корнях, опыте поколений. Знание его способствует решению труднейших задач в области эстетического воспитания подрастающего поколения - расширения и развития у студентов художественных представлений, духовных потребностей, воображения, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса.

Многие ученые философы, психологи, педагоги изучали вопросы творчества и его места в системе формирования личности, теоретические

аспекты проблемы развития художественно-творческих способностей нашли отражение в их работах.

В исследовании мы опираемся на труды таких философов как Аристотель, Н.А. Бердяев, Демокрит, Гегель, Е.С. Громов, А.Ф. Лосев, Ю.А. Огородников, Платон, Н.П. Пищулин, В.А. Разумный и др.

В результате исследований психологов Б.Г.Ананьева, А.Г. Асмолова, Д.Б. Богоявленской, ЛІС. Выготского, А.А. Деркач, А.И. Донцова, В.Н. Дружинина, В.П. Зинченко, B.C. Кузина, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, Д.И.Фельдштейна. и др. нами были выявлены особенности и закономерности формирования творческих способностей студентов.

Вопросами, художественного творчества и его места в формировании личности, проблема развития художественно-творческих способностей освещаются в исследованиях Н.С. Боголюбова, Е.И. Игнатьева, П.Г. Демчева, В.С.Кузина, СП. Ломова, А.А. Мелик-Пашаева, Н.Н. Ростовцева, М.В. Соколова, В.П. Строкова, П.М. Якобсона и др.

Вопросами развития художественно-творческих способностей
студентов в процессе занятий по специальным дисциплинам

занимались педагоги Г.В. Беда, Н.С. Боголюбов, П.Г. Демчев, СП. Ломов, В.К. Лебедко, Е.В. Шорохов, Н.Н.Ростовцев, В.П. Строков и др.

Теоретические вопросы активизации творческой деятельности, а также проблема дидактических основ организации учебных занятий будущих учителей нашли свое отражение в трудах известных ученых - педагогов Алехина А.Д., СЕ. Игнатьева, В.В. Корешкова, В.К. Лебедко, Ломова СП., Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова и др. В данных работах освящены не только проблемы творческого развития личности, но и проблемы ' применения декоративно-прикладного искусства в системе образования как средства приобщения к художественному творчеству.

Значительный вклад в теорию, раскрывающую социальный, нравственный, эстетический и искусствоведческий аспект народного искусства, внесли научные работы П.Г. Богатырева, ИЛ. Богуславской, Г.К. Вагнер, В.М. Василенко, М.А. Некрасовой, Т.М. Разиной, А.Б. Салтыкова, Шпикаловой Т.Я. и др.

Проблемы формирования творческих способностей средствами декоративной деятельности рассмотрены в диссертационных исследованиях Т.В. Гановой, И.В. Козлова, Н.Н. Пучковой, Т.В. Саляевой, И.В. Макаровской, Ю.А. Овчаровой, Т.Я. Ягуповой и др.

Тему росписи по дереву исследовали ученые B.C. Бадаев, И.В. Земцова, Л.Н. Пальмина, Е.Н. Прилуцкая, М.С Соколова, Т.Я. Шпикалова и др.

Большую роль в формировании и развитии творческих способностей играет народное декоративно-прикладное искусство. На занятиях студенты, подключая свою фантазию, присущую их творческому потенциалу, создают не

только полезные, но и красивые вещи, получают навык технического исполнения предмета в материале. Декоративно - прикладная деятельность воспитывает чувство патриотизма, интерес к общественно полезной деятельности, повышает ответственность за сохранение и развитие традиций народного искусства, вызывает желание приобщиться к творчеству, создавая что-то подобное.

Занятия декоративной деятельностью, в том числе росписью по дереву, дают возможность будущим специалистам получить навыки выполнения произведений декоративно - прикладного искусства, вызывают моральное удовлетворение, радость творчества Декоративная деятельность служит неисчерпаемым источником формирования и совершенствования эстетических потребностей, чувств, которые неразрывно связаны с восприятием прекрасного. Красота, вносимая в мир предметов, способствует развитию художественного вкуса, формированию положительных качеств личности. Изделия декоративно - прикладного искусства, создаваемые и используемые для художественно - эстетической организации среды окружающей человека одновременно совершенствуют связи системы «человек-среда» и формируют личность. Декоративная деятельность позволяет учитывать психологические особенности личности, ее темперамент, способности и различия, вызванные условиями жизни и воспитания.

Проблема исследования заключается в поиске наиболее эффективных способов и методов обучения, форм организации занятий по художественной росписи по дереву с целью развития художественно - творческих способностей, формирования эмоционально - эстетического отношения к традиционной национальной культуре русского народа у студентов в изменившихся условиях их подготовки.

Актуальность проблемы развития художественно-творческих способностей студентов на занятиях росписью по дереву обусловлена тем, что на сегодняшний момент в связи с активным включением в учебный процесс современных информационных технологий качество профессиональной практической подготовки студентов снижается, становится формализованным. Наша работа призвана стимулировать интерес к данному виду художественно творческой деятельности и в определенной степени дополнить исследования в области развития художественно-творческих способностей студентов в современной педагогической науке, теории и практике художественного образования. Она одновременно решает задачи, поставленные новыми ФГОСами и уровневой подготовкой студентов, где основной упор делается на самообразование и саморазвитие.

Цель исследования - состоит в разработке научно-обоснованной методической системы обучения, направленной на развитие художественно-творческих способностей студентов на занятиях росписью по дереву.

Объект исследования - творческая деятельность студентов на занятиях росписью по дереву в новых условиях уровневой подготовки.

Предмет исследования - научно-педагогические методы формирования и развития художественно-творческих способностей у студентов, в процессе изучения росписи по дереву.

Гипотеза исследования - если разработать специальную, экспериментально проверенную, методическую систему обучения росписи по дереву, направленную на высокие результаты развития художественно -творческих способностей студентов, то данная методическая система, включающая цели, задачи, содержание учебного материала, должна соответствовать следующим требованиям:

- построению учебного процесса с учётом психофизиологических
особенностей и индивидуальных задатков студентов;

осуществлению обучения по принципу порогового соответствия фазам творческого процесса;

использованию росписи по дереву в качестве эффективного условия развития художественно-творческих способностей в новых условиях уровневой подготовки;

созданию целенаправленной системы педагогического воздействия в новых условиях уровневой подготовки.

Исходя из общей цели, выдвинутой гипотезы и учитывая состояние проблемы, были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить, проанализировать, обобщить психолого-педагогическую литературу по проблемам творчества и закономерностям развития художественно-творческих способностей;

  2. Изучить психологическую природу творчества и художественно-творческих способностей студентов на занятиях росписью по дереву;

3. Выявить психолого-педагогические особенности развития
художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения
декоративно - прикладному искусства;

  1. Определить роль и место росписи по дереву в системе художественной подготовки будущего специалиста;

  2. Рассмотреть творческую деятельность студентов в процессе выполнения заданий по художественной росписи по дереву в новых условиях уровневой подготовки;

6. Разработать научно - обоснованные методические рекомендации к
проведению занятий по художественной росписи по дереву, направленные на
формирование и развитие художественно-творческих способностей студентов
в новых условиях уровневой подготовки;

7. Экспериментально апробировать эффективность предлагаемой
методики в системе профессиональной подготовки студентов.

Методологической базой и теоретической основой исследования явились труды в области философии, психологии, истории, гносеологии, эстетики, педагогики изобразительного искусства, работы по искусствоведению, эстетическому воспитанию, научные исследования по

проблеме художественно-творческих способностей в системе художественного образования. Методы исследования:

- изучение опыта работы преподавателей и студентов в процессе
обучения основам теории ДЛИ с практикумом по художественной росписи
дерева;

- изучение учебно - методической документации и учебных программ по
художественной обработке дерева на художественно - графических
факультетах, в педагогических и художественных вузах;

- проведение педагогического эксперимента и обобщение данных
опытно - экспериментальной работы.

Этапы исследования:

Экспериментальная работа проводилась с 2005 по 2010 включительно в три этапа. Исследование проводилось на базе ГОУ ВПО МГЛУ «Московский городской педагогический университет» города Москвы, в том числе в период обучения в очной аспирантуре с 2006 по 2010 гг. 2011 год анализ полученных результатов проведенного исследования и написание основного текста работы.

На первом этапе (2005-2007) - разрабатывался научный аппарат исследования, уточнялась проблема, обосновывалась её актуальность, проводился анализ философской, психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы, диссертационных работ по проблемам психологии творчества, по вопросам преподавания декоративно - прикладного искусства, эстетического воспитания. Проводился констатирующий эксперимент. В это время осуществлялось наблюдение за творческой деятельностью студентов факультета изобразительных искусств и дизайна Московского городского педагогического университета. Определялась методология исследования и разрабатывалась его методика, была выдвинута гипотеза, намечены цели, задачи, методы, исследования, определялось содержание экспериментальных занятий, проводился констатирующий эксперимент. По итогам данного эксперимента была разработана программа проведения занятий с целью развития художественно - творческих способностей студентов.

На втором этапе (2007-2008) - во время проведения обучающего эксперимента анализировалась и уточнялась разработанная программа, корректировался научный аппарат диссертации, продолжался анализ литературы по проблеме исследования, в ходе проведения эксперимента, совершенствовалась методика обучения художественной обработки дерева студентами факультета изобразительных искусств и дизайна с целью формирования их творческих способностей.

На третьем этапе (2008-201 \) - проводилось контрольно - итоговое экспериментальное исследование, систематизация и обобщение полученных результатов и материалов, уточнение форм и методов развития художественно - творческих способностей студентов в процессе обучения их, художественной

росписи по дереву. Проверялись и уточнялись методические рекомендации, анализировались полученные результаты, подводились итоги. На основании полученных данных писался основной текст диссертации. Научная новизна заключается в следующем:

решена проблема развития художественно-творческих способностей студентов средствами декоративно-прикладного искусства, на примере росписи по дереву, в новых уровневых условиях подготовки студентов;

выявлено место и роль росписи по дереву в развитии художественно-творческих способностей студентов;

- разработаны критерии оценки работ студентов в процессе
преподавания росписи по дереву, направленные на развитие художественно-
творческих способностей средствами народного декоративно прикладного
искусства;

- разработан комплекс базовых методов развития художественно-
творческих способностей студентов опирающийся на традиционный опыт на
основе культурологической и искусствоведческой компетентности, а также на
вариации и импровизации, выполняемые на основе приобретенного опыта;

Теоретическая значимость результатов исследования - заключается в разработке теоретических позиций, педагогических условий и эффективных способов обучения, связанных с развитием художественно - творческих способностей студентов на занятиях художественной росписью по дереву в новых условиях их подготовки.

Выявлены некоторые особенности структуры творческих способностей студентов в процессе творческой деятельности на основе общей психологической структуры.

Определена и обоснована возможность более оптимального решения проблем формирования и развития художественно - творческих способностей студентов на занятиях росписью по дереву.

Практическая значимость результатов исследования.

- Разработана методическая система формирования и развития
художественно - творческих способностей студентов в процессе изучения
росписи по дереву.

- На базе теоретических основ и практических результатов исследования
разработана учебная программа, методические рекомендации.

Результаты исследования могут быть использованы:

- для совершенствования учебных планов и программ по
художественной обработке дерева в педагогических учебных заведениях
разного уровня;

- в материалах учебных программ и методических рекомендациях
предназначенных для внедрения в систему подготовки студентов по
дисциплинам: «Основы теории декоративно-прикладного искусства с
практикумом», «Основы профессионального мастерства», «Факультативные
занятия»;

- в повышении эффективности обучения студентов, благодаря развитию
их художественно-творческих способностей;

- в научных изысканиях по проблеме развития художественно-
творческих способностей студентов в процессе изучения ими народного
декоративно-прикладного искусства.

Достоверность исследования обеспечена теоретической,

методологической базой и практической проверкой основных положений, подтвержденных опытно-экспериментальной работой с использованием комплекса принципов и методов, соответствующих объекту, предмету, целям и задачам исследования, использованием соответствующих методов обработки результатов опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились в течение ряда лет и отражены в публикациях и выступлениях на ежегодных научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы в Московском городском педагогическом университете (2003-2011), Санкт-Петербурге (2008), Магнитогорске (2009). В эксперименте принимали участие студенты факультета изобразительных искусств и дизайна, (с 2009года переименованный в факультет изобразительных искусств), опытно-педагогическая работа проводилась в ходе выполнения курсовых и дипломных работ. Результаты исследования могут быть использованы при составлении или корректировке новых учебных планов и программ для художественно -графических факультетов, кружков, детских художественных школ, при подготовке учебно - методических пособий по художественной обработке дерева. Основные положения отражены в опубликованных статьях.

Положення выносимые на защиту:

разработанная, научно обоснованная, экспериментально проверенная и апробированная методическая система преподавания росписи по дереву направленная на развитие художественно-творческих способностей студентов в новых уровневых условиях обучения;

критерии оценки работ студентов в процессе преподавания росписи по дереву;

- критерии диагностики уровня развития художественно-творческих
способностей студентов;

- система дидактических средств преподавания народного декоративно-
прикладного искусства на примере росписи по дереву, включающая в себя
наглядные пособия, изделия народного декоративно-прикладного искусства,
технические средства обучения и т.д.

Условия формирования и развития художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения художественной обработки дерева

Разработка методической системы и создание определенных условий, состоящих, из гармонично сочетающихся компонентов призваны решать обучающие, воспитательные и развивающие задачи, направленные на развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности.

Предлагаемая методическая система включает в себя следующие условия развития художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения росписи по дереву: - направленность в обучении на личностно-ориентированное взаимодействие со студентами; - оптимизацию процесса индивидуально-творческой деятельности студентов; - создание мотивационной потребности у студентов к декоративно прикладной деятельности; - выполнение заданий на грани оптимальной их сложности; направленность технологического процесса на реализацию образного содержания в работах студентов. Такая выработанная нами структура целостной методической системы предусматривает тесную взаимосвязь обучения, воспитания и развития творческих способностей. Дисциплина «Основы теории декоративно-прикладного искусства» ставит перед собой задачи по обучению и воспитанию студентов посредством художественной росписи по дереву как вида декоративно-прикладного искусства и развитию художественно-творческих способностей личности.

Постоянным объектом пристального изучения в педагогической науке является разработка наиболее эффективных методов формирования и развития художественно-творческих способностей в процессе обучения, с целью создания наиболее благоприятных условий для формирования творческой личности.

Общество людей всегда опиралось на обучение и учение как на естественную основу своего развития. Обучение и учение, по Я.А. Коменскому, это не только освоение наук, но и воспитание нравственности, и развитие творческих способностей обучающихся. [127.-с.242] Обучение - это процесс формирования личности. Суть этого основоположения: «правильно обучить... - значит раскрывать способность понимать вещи; ...ничему не учить, опираясь только на одни авторитет; но всему учить, при помощи доказательств...; ничего не преподавать одним аналитическим методом, а предпочтительнее преподавать синтетическим» [127.-c.356]

Обучение есть не что иное, как «процесс познания, управляемый педагогом» [189.-c.158] Роль педагога обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений, развитие их умственных сил и творческих способностей. Вопросы учения в настоящее время приобретают особо актуальное значение в связи с этим носят комплексный, межнаучный, следовательно, междисциплинарный характер. В общей педагогике учение, как его принято понимать и во всех частных методиках, направлено на сознание обучающегося. В процессе его тренировки (обучении) учение может переходить в область подсознания.

Для построения оптимальной методической системы развития художественно-творческих способностей на занятиях росписи по дереву мы изучили и проанализировали используемые в педагогике дидактические принципы обучения и развития личности. Научно-методическая литература (М.А. Данилов СП. Ломов, М.Н. Скаткин,) позволила нам выделить наиболее оптимальные принципы, способствующие развитию художественно-творческих способностей студентов.

Принцип научности обучения, прежде всего, предполагает соответствие содержания учебных программ уровню развития современной науки, накопленному опыту по технологии художественной росписи по дереву. Также принцип научности требует развития у учащихся умений и навыков научного поиска.

Принцип наглядности необходимый принцип обучения художественной росписи по дереву, т.к. этот принцип требует чтобы обучение осуществлялось с опорой на чувственный опыт обучающихся, именно через наблюдение, анализ удивительного богатства форм и рисунка изделий декоративно-прикладного искусства и происходит развитие таких компонентов художественно-творческих способностей, как зрительная память, художественная наблюдательность, умение мыслить. Я.А. Каменский сформулировал, что видимое для восприятия зрением и воспринимаемое чувствами жизненно необходимы в обучении. Качество реализаций принципа наглядности зависит во многом от качества дидактических материалов и технических средств. На занятиях художественной росписи по дереву наиболее предпочтительно использование образцов изделий, учебных плакатов, книг, альбомов по росписи по дереву, посещение выставок декоративно-прикладного искусства.

Принцип сознательности и активности. Этот принцип в обучении требует осознанного подхода студентов к поставленной перед ними учебной задачи, что повышает их творческую активность в процессе деятельности, направленной на развитие художественно-творческих способностей. Поставленные задачи по нахождению образного содержания в росписи по дереву будут проявлять у студентов заинтересованность и творческую активность, а не выполнять ряд заданий по усвоению технологии и техник. Выполнение учебных заданий только по образцам направленно на запоминание и техническое воспроизведение изучаемого материала, тем самым оставляет невостребованным личностный потенциал учащихся, их творческое отношение к предмету росписи по дереву.

Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков. Прочность обучения художественной росписи по дереву связана с созданием условий для сохранения в памяти будущих художников - педагогов знаний, умений, навыков, необходимых для их дальнейшей педагогической деятельности.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения основывается на единстве обучения, развития и воспитания в педагогическом процессе. Этот принцип предполагает уважительное отношение к личности студента и одновременно с этим требовательность к нему.

Анализ проблемы развития художественно-творческих способностей студентов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством на примере росписи по дереву

Кузин B.C. писал, что только в условиях деятельности, в условиях усвоения знаний, умений и навыков развиваются какие - либо способности. И не случайно о способностях судят прежде всего по степени владения знаниями и умениями. [142. -с.291]

Всякий педагог знает по собственному опыту, что студенты неодинаково хорошо и быстро усваивают учебный материал и теорию рисунка, живописи, композиции, народных промыслов, декоративно-прикладного искусства, средств и приемов построения на плоскости объемной формы, ее пропорций, конструктивных, материальных и пространственных качеств.

Студенты, владеющие хорошими способностями к одному учебному предмету или виду деятельности, могут обладать плохими способностями к другому. Старание и упорство в учении бывает, компенсирует недостаточное развитие способности, поэтому успеваемость сама по себе не всегда определяет способности.

Творческие способности развиваются только в профессиональной деятельности и в особых упражнениях, предполагающих формирование необходимых для художника личных качеств (например, связь теории с практикой в течение всей его прикладной деятельности), умений и навыков. В незнаниях, неумениях и неразвитости навыков могут обнаруживаться недостатки подготовленности каких-либо способностей, но эти недостатки обычно исправляются путем выполнения различных упражнений.

Неспособность удаляется, а точнее сказать, какая-либо отсутствующая конкретная способность образуется путем компенсации другими способностями и развивается тренировкой в исполнении неудающихся действий, с постепенным увеличением степени трудности их выполнения. При овладении новыми приемами действий происходит влияние старых, уже сформированных навыков.

Анализируя постоянные упражнения, B.C. Кузин показывает, что занятия рисунком, живописью, а также композицией и декоративно-прикладным искусством, имеют целью как укрепление, совершенствование технических приемов, графических и живописных умений и навыков, так и постепенное овладение знаниями различных правил, научных положений в области изобразительного искусства, часть которых, кстати, относится к техническим приёмам.

Для того, чтобы выявить основные пути улучшения и формирования трудовых умений и навыков студентов в процессе занятий росписью по дереву необходимо провести анализ ряда вопросов методологического плана. В первую очередь встает вопрос подбора методов обучения для формирования умений и навыков.

В научно-методической литературе отражены поиски различных авторов в области развития творческих способностей средствами народного искусства. В трудах Н.С. Боголюбова, С.С. Булатова, СЕ. Игнатьева, К.А. Касымова, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, и др. рассматриваются многие из указанных вопросов.

Образование умений и навыков как составляющих творческих способностей студентов - это процесс овладения студентами под руководством преподавателя правильными приёмами или способами выполнения действий на основе полученных знаний.

Умение - это пространственный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. Умение обычно соотносят с уровнем, выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т.п.), которое понято студентами и может быть произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае каких-либо возникающих трудностей студент обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при работе над допущенными ошибками.

Тем самым умения - это способность студентов продуктивно, с требуемым качеством и в соответствующее время выполнять элементы росписи по дереву в новых изделиях, опираясь при этом на знания и навыки.

Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью. [207.-с.553-554]

Итак, навыки - это приобретённая способность человека выполнять определённую работу с наименьшей затратой труда и времени, безошибочное автоматизированное (под контролем сознания) выполнение операций (технологических, творческих), что достигается многократным повторением их студентами.

В следующем, пользуясь термином «развитие знаний и умений», и навыков мы будем исходить из данных выше определений.

B.C. Кузин утверждал - что каждое действие человек вначале выполняет неточно, медленно, т. е. несовершенно. Иногда ему даже неизвестно, как надо начинать то или иное действие. Чтобы научиться выполнять конкретное действие, человек обращается за помощью к книгам, схемам, картинам, к более опытным людям. Но при всём огромном значении анализа действий наглядного показа, его выполнение для овладения действием оказывается малым. Необходимы упражнения в действии.[142.-с.53]

Следовательно, во многом, благодаря именно упражнениям формируется умение, способ выполнения изделия декоративно-прикладного искусства, в частности, росписи по дереву, и это является навыком, который помогает развитию творческих способностей. «Показателем наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных, частных операций». [142.-с.54]

Наблюдения за процессом росписи по дереву помогли определить, что педагогу следует организовать занятие так, чтобы его содержание полностью соответствовало требованиям технологии выполнения росписного изделия и правильного выбора метода обучения. Потому что неточный или неправильно выполненный показ вреден, так как он может привести к ошибочным навыкам студентов.

Истоки народного декоративно-прикладного творчества

Неистощим и богат мир художественного творчества народа. Велика и постоянна его жажда красоты и умение самую простую вещь повседневного обихода сделать не только прочной, удобной, но и красивой.

Искусство русского народа неизмеримо многообразно по своим видам и жанрам. Проникнуть в суть данного явления, попытаться понять главный человеческий смысл творчества народа, раскрыть связи искусства с жизнью, бытом и мировоззрением людей, его создающих, в современных условиях развития общества - одна из задач нашего исследования.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было существенной частью культуры национальной и мировой. Художники профессионального искусства не перестают обращаться к народному творчеству, черпая из него идеи и вдохновение. Народное искусство это необъятный мир духовного опыта народа, художественных идей, постоянно питающих профессионально - художественную культуру.

Расположенные по всей России центры народного искусства свидетельствуют о неизмеримом творческом потенциале народа. Если народное искусство - культура духовная, если оно - живая часть современной культуры, наконец, если возрастает интерес к народному искусству, то прежде всего надо признать особенности народного искусства как культурной целостности и сообразно рассматривать его научные, художественные, творческие, организационные возможности.

Всякое взаимодействие - это жизнь целостности, развитие как вовне, так и внутри собственно структуры. Народное искусство как часть культуры и одновременно самостоятельная целостность развивается поэтому закону. Развиваясь как целое, народное искусство, как и всякое другое явление культуры, зависит от действительности, от ее социальной жизни, тем не менее, развиваясь изменяясь вместе с ней, сохраняет свою целостность на протяжении всей истории как определенный тип творчества.

Признавая народное искусство как феномен общественно -исторической и культурной жизни народа мы обязаны понимать в нем то, особенное, что формирует его в собственной целостности как часть национальной культуры.

Внутри системы народного искусства как историко-культурного типа действуют многие свои системы - региональные, локальные, национальные и системы социальные, что определяет сложную жизнь и богатство взаимодействий.

Творческая деятельность в народном искусстве есть акт исторического самосознания в силу природы самого типа искусства. В системе культуры оно представляет историческое самосознание народа, «обобщенное олицетворение некоторой сферы бытия». Ценностное бытие народного искусства дает ключ к пониманию его как части духовной культуры.

Народное искусство - это творчество, определяемое исторической памятью. Как родовая память, воплощенная в живых образах, оно связывает настоящее с культурным прошлым народа. Постоянно воспроизводит ценностное отношение к жизни, народный образ мира. Преемственность, таким образом, не просто передача традиции из поколения в поколение, от одного к другому. Коллективное начало выражено в народном искусстве не только в том, что в одной художественной системе может работать коллектив, но - главное в том, что искусство развивается коллективно, каждый образ оттачивается во времени, отливается в образ - тип. В связи с этим преемственность обуславливает все области культуры, но в народном искусстве она связана с особым качеством устойчивости. Устойчивость характеризует структуру творчества, оказывается принципом народного искусства как художественного типа. Мотивы коня, птицы, цветка, процветающей ветви, древа постоянны в народном творчестве, что указывает на особый тип художественной структуры.

В настоящее время особое значение приобретают вопросы творческого осмысления результатов народной культуры прошлых эпох. Известный философ и писатель А.В. Гулыга пишет: «Без освоения материальных и духовных ценностей, созданных в прошлом, невозможно движение вперед. Люди принимают эстафету из рук предшествующих поколений и нанизывают новые звенья на цепь культурного развития человечества. Минувшее живет... в сложившихся... традициях произведениях духовного творчества». [84. -с. 13.]

Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает вкус молодого поколения. В любой стране, у любого народа первые эстетические впечатления дети получают из окружающей обстановки, воспринимают эстетические традиции своего народа. Их интерес возникает уже в первые годы жизни, когда они видят красивую вышивку на кофте матери, ковш плавными линиями силуэта, резную деревянную игрушку, украшение на избе. [9.-е. 23]

Студенты факультетов изобразительных искусств, продолжают славные традиции старых мастеров и придают новый облик народному искусству в декоративном и композиционном решении. Они овладевают процессом изготовления художественных изделий от начала до конца. Создавая эскизы у студентов формируется объёмно-пространственное мышление; обостряется чувство восприятия материального объекта; вырабатывается ценностное отношение к своему предмету декоративно-прикладного искусства.

"Народное искусство по своей природе глубоко органично - оно вторая Природа. Человек, утрачивая свою природность, теряет и присущую ему духовную природу. Ведь и вдохновение не просто дар таланта, но черта психологическая, она стоит в прямой связи с национальным характером и с тем, что окружает человека. Природа в народном сознании всегда остается выразителем Красоты, Добра". [177.-с.314]

Экология природы, экология культуры не может не включать экологию народного искусства как части культуры, как части природы, с которой изначально связан человек. Человек - природа - культура, такая постановка проблем народного искусства, позволяет глубже проникнуть в суть образов, помогает понять его содержание как самостоятельной целостности. Как часть культуры народное искусство - это и сама природа, не обрываемая связь времен и историческая память народа. Эстетическое единство, цельность народного искусства есть показатель его высоконравственных основ.

Декоративно - прикладное искусство одна из важнейших областей народного творчества - результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (используемого) материала и кончая трактовкой изобразительных форм. Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизнетворных сил. Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для творчества. В праздниках урожая, проводах зимы, встрече весны, в различных обрядах и ритуалах творческое начало проявлялось комплексно, многофункционально. Народное искусство называют синкретичным, т.е. объединяющим разные функции предметов и связывающих их с повседневным бытом.

Анализ результатов опытно-экспериментального исследования условий развития художественно-творческих способностей студентов факультета изобразительных искусств, обучающихся росписи по дереву

На втором этапе (2007-2008) опытно - экспериментальный включал: опытно-экспериментальную работу по апробации экспериментальной программы по изучению народного искусства (роспись по дереву) с целью формирования и развития их художественно - творческих способностей. Эксперимент проводился также на базе факультета изобразительных искусств ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет».

В эксперименте участвовали две группы студентов 3 курса. Экспериментальная группа, обучающихся по новой экспериментальной программе и «контрольная» группа, работавшая по традиционной программе. Чтобы правильно оценить данные, полученные в результате опытно-экспериментального исследования, нужно сравнивать их с уровнем знаний, умений и навыков в контрольной группе. Этот этап был направлен на экспериментальное апробирование разработанной нами программы по разделу "Роспись по дереву", основанной на оптимально подобранных методах и приемах обучения.

Целью нашего эксперимента являлись - организация учебного процесса по изучению росписи по дереву в рамках экспериментальной программы "Основы теории декоративного искусства", в частности, по разделу "Роспись по дереву", а также подбор оптимальных методов и форм обучения таким образом, чтобы наиболее глубоко раскрыть творческий потенциал каждого студента, развить его художественно - творческие способности.

Педагог на основе разного содержательного материала занятий декоративно-прикладного искусства при приобретении и накоплении студентами творческих навыков, соблюдает основные дидактические принципы обучения, воспитания и развития, которые заключаются в научности, доступности, наглядности, последовательности и активности работы над заданной темой.

В процессе занятий мы применяли несколько основных метода развития творческих способностей. - Метод практического развития, пользуясь им, преподаватели помогали избежать ошибок, исключить дефекты прикладного изделия, брак в изделии, тем самым усиливая веру студента в себя, в свои силы, что способствует развитию художественно-творческих способностей студентов на различных этапах и стадиях обучения росписи по дереву. - Поисково-конструктивный метод, заключается в приобретении знаний, умений и навыков, в динамике роста скорости, легкости, прочности овладения мастерством в области росписи по дереву, что необходимо для дальнейшего развития художественно-творческих способностей к декоративно-прикладной деятельности. Метод творческо-активной деятельности. На основе приобретенного опыта, полученных знаний, умений и навыков у студентов возникает стремление к самостоятельности при выполнении сложных заданий, появляется уверенность в себе и в своих силах. Степень самостоятельности студента при осознанности и активности выполнения задания свидетельствует о степени развития его художественно-творческих способностей. - Методы проблемного обучения отличаются степенью выраженности роли преподавателя и студента в постановке и решении проблемных ситуаций. Такого рода занятия вытекают из содержания предмета и отвечают логике построения учебного материала, они включают доступные 113 виды проблем, предусматривают формирование у студентов главных черт творческой активности личности. При этом преподаватель учитывает следующие основные положения: - психологические особенности студентов; - уровень потребности к декоративно-прикладной деятельности, от которой в прямой зависимости находится уровень развития художественно-творческих способностей студентов; - индивидуальный подход к студентам; - основные дидактические принципы развития художественно-творческих способностей; - порядок межпредметных связей по изучению народных художественных промыслов. Необходимо обратить внимание на основные дидактические принципы развития: научности, наглядности, последовательности и системности, единства сознания и деятельности, связи с жизнью и практикой, гуманистической направленности, уважения личности, учет индивидуальных особенностей личности, сознательности и активности, доступности, надежности усвоения знаний, умений, навыков, проблемного обучения, которые применяли мы в ходе нашего исследования в развитии художественно-творческих способностей.

Вещи, как люди, способны располагать к размышлению, разговору, к опрошенному настроению, ибо кроме своего материального, утилитарного содержания, зачастую обладают еще содержанием духовным. Характерной формой, приемами обработки материала, орнаментально-декоративными средствами и в целом стилевыми признаками предмет может сообщить о себе многое; где, кем, в какое время создавался и в какой среде ему предназначено жить. А через эти признаки раскрывается соотнесенность вещи с эпохой и с целостной системой ее предметного мира. И, наконец, духовное содержание предмета несет в себе эстетические и нравственно-эстетические представления народа, отражает особенности национальной психологии и быта.

Приведем содержание занятий по дисциплине «Основы теории ДПИ» Роспись по дереву становится авторской работой студентов и результатом углубленного изучения, народной декоративной живописи, постижения кистевой росписи.

Во время творческих задач студенты выполняют "рад подготовительных упражнений, получают знания по технологии изготовления росписи и отделки изделий по специальным дисциплинам: цветоведению, композиции. Работы по копированию наиболее интересных образцов совмещаются с выполнением самостоятельных композиций. Копирование росписи является важной составной частью учебного процесса. Это помогает закрепить пройденный материал, выработать технику и аккуратность письма. Предлагается студентам больше работать самостоятельно, что помогает развивать их воображение и ориентацию.

Похожие диссертации на Роспись по дереву как средство развития художественно-творческих способностей студентов : профильных факультетов педвузов