Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву : на материале Вологодского региона Путилова, Надежда Владимировна

Развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву : на материале Вологодского региона
<
Развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву : на материале Вологодского региона Развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву : на материале Вологодского региона Развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву : на материале Вологодского региона Развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву : на материале Вологодского региона Развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву : на материале Вологодского региона
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Путилова, Надежда Владимировна. Развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву : на материале Вологодского региона : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Путилова Надежда Владимировна; [Место защиты: Шуйс. гос. пед. ун-т].- Вологда, 2010.- 210 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/61

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Осознание подрастающим поколением своей этнической идентичности происходит в пространстве этнохудожественной культуры, содержащей общечеловеческие и национальные ценности. Этнохудожественная культура России отличается устойчивой традиционностью, которая отражает в себе многовековой опыт жизни народа, служит средством развития этнокультурной личности, определяет круг ее ценностей, с помощью которых у субъекта формируется собственная картина мира.

Особенностям этнической культуры посвящены работы Э.Г. Абрамян, В.И. Козлова. Современные теории этноса и этнического развития рассмотрены в трудах Ю.В. Бромлей, С. В. Лурье, Э.С. Маркаряна. Вопросы этнопедагогики и этнопсихологии освещены в исследованиях Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, В.С. Кукушина. Проблема этнокультурного образования раскрыта в трудах современных ученых-педагогов Т.И. Баклановой, Г.С. Голошумовой, Л.В. Ершовой. Вопросы художественной культуры освещены в трудах В.Е. Гусева, О.И. Маюновой, К.Б. Соколова. Ведущие положения теории народной культуры и ее роли в развитии подрастающего поколения отражены в работах М.А. Некрасовой, М. Ю. Новицкой, Т. Я. Шпикаловой.

Исследователи И.Я. Богуславская, В.С. Воронов, рассматривают факторы влияния народной культуры на развитие творческой личности. В диссертационных исследованиях Т.П. Воробьевой, Л.Н. Романовой, Н.В. Ульяновой, Л.М. Чомаевой раскрыты проблемы осмысления, сохранения и передачи новым поколениям основ национального мировоззрения, исторического опыта народа для обеспечения преемственности художественно - творческой деятельности. Поиск научно-обоснованных путей включения регионального компонента как важного аспекта возрождения народных традиций отражен в исследованиях В.Н. Банникова. В нашем исследовании в качестве средства развития этнохудожественной культуры использована традиционная роспись по дереву (на материале Вологодского региона).

Благодаря исследованиям традиционной росписи в искусствоведческом аспекте (В.А. Барадулин, В.М. Вишневская, Ю.Б. Иванова) сохранена история возникновения, причины становления традиционной росписи и развития на ее основе современной росписи по дереву как искусства народа. В педагогическом аспекте (Б.М. Неменский, М.Ю. Новицкая) обоснована теория и практика использования традиционной культуры в современном образовании. Эстетический аспект исследования традиционной росписи (В.Н. Полунина) позволяет понять сущность этнохудожественной культуры. Л.Г. Алферовым и М.С. Соколовой описаны технологические особенности росписи по дереву; методы вариативного ее повтора.

Однако, несмотря на значительный теоретический интерес к проблемам этнохудожественного образования, на практике уровень развития этнохудожественной культуры у многих обучающихся остается невысоким. Проведенный нами анализ состояния процесса развития этнохудожественной культуры обучающихся показывает, что их представления о ценностях традиционной росписи носят несистемный характер. Знания и формируемые умения по росписи имеют узко прагматическую направленность, не соотносятся с другими, более значимыми ее ценностями. В процессе традиционного обучения выявлено преобладание низкого (любительского) уровня понимания ценностей традиционной росписи по дереву у 87% обучающихся. Более 90% преподавателей декоративного искусства испытывают трудности в разработке современных технологий обучения традиционной росписи по дереву.

Анализ теории и современной практики развития этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву свидетельствует о том, что пока не определена роль традиционной росписи по дереву в развитии этнохудожественной культуры личности; не выявлен и не систематизирован ценностно-смысловой потенциал росписи; не разработана технология обучения росписи, что затрудняет создание реальной основы для полноценного вхождения обучающихся в этнокультурное пространство. Необходимость обоснования процесса развития этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву остается актуальной и недостаточно разработанной проблемой, потребовавшей разрешения выявленных противоречий между:

потребностью российского общества в развитии этнохудожественной культуры подрастающего поколения и недооценкой роли традиционной росписи по дереву как средства реализации этого процесса;

наличием богатого ценностно-смыслового потенциала традиционной росписи по дереву и неразработанностью педагогических условий его эффективного использования для развития этнохудожественной культуры обучающихся;

необходимостью введения курса традиционной росписи по дереву в содержание дополнительного образования и отсутствием его программнотехноло-гического обеспечения.

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: при каких педагогических условиях развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву будет наиболее эффективным?

Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий реализации процесса развития этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву.

Тема исследования: «Развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву».

Объект исследования: процесс развития этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву.

Предмет исследования: педагогические условия процесса развития этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву.

Гипотеза исследования. Процесс развития этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву будет происходить наиболее эффективно, если:

- актуализирован и систематизирован ценностно-смысловой потенциал традиционной росписи по дереву, в том числе и на материале Вологодского региона, как средство развития этнохудожественной культуры обучающихся;

- раскрыта специфика процесса развития этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву;

- построена модель, определены критерии и уровневые показатели исследуемого процесса;

- разработано его программно-технологическое обеспечение.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой решались следующие задачи исследования:

  1. Актуализировать и систематизировать ценностно-смысловой потенциал традиционной росписи по дереву, в том числе и на материале Вологодского региона, как средство развития этнохудожественной культуры обучающихся.

  2. Раскрыть специфику изучаемого процесса развития этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву.

  3. Разработать модель развития этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву

  4. Разработать критерии и уровневые показатели процесса развития этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву.

  5. Экспериментально проверить педагогические условия исследуемого процесса.

Методологическую основу исследования составили аксиологический, культурологический и системный подходы.

Аксиологический подход позволяет проанализировать содержание ценностно-смыслового потенциала традиционной росписи по дереву (Н.Д. Никандров, В.П. Тугаринов) с опорой на философскую (З.И. Равкин, Г.И. Чижакова); педагогическую (Н.А. Асташова, М.В. Богуславский); эстетическую (О.А. Кривцун) составляющие методологии. Культурологический подход помогает рассмотреть традиционную роспись как творческий компонент национальной культуры, востребованный для развития личности в трудах философов (Н.А Бердяев, П.С. Гуревич, А.С. Кармин); педагогов (Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова); в области этнопедагогики (Г.Н. Волков) и этнопсихологии (Я.И. Ханбиков, В.С. Кукушин). Системный подход выступает способом познания педагогической действии-тельности и выявления в ней места функциям и взаимосвязи процесса развития этнохудожественной культуры с ценностями традиционной росписи по дереву, представляющей значимость для развития обучающихся в общенаучном (П.К.Анохин, И.В. Блауберг, М.С. Каган) и педагогическом (В.И. Андреев, В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина) аспектах.

В исследовании использованы научные принципы: функциональный, соотношения традиций и новаций и соотношения общего, особенного и единичного. Функциональный принцип позволяет изучить трактовку культуры в работах по философии (А.Ф. Лосев); эстетике (Л.Н. Столович); искусствоведению (М.А. Некрасова); народной культуре (М.Ю. Новицкая); этнопедагогике (Е.В. Гусев, Г.Н. Волков). Принцип соотношения традиций и новаций дает возможность проследить представленность ценностных смыслов в традиционных технологиях обучения росписи по дереву (Л.Г. Алферов, В.А. Барадулин, М.С. Соколова); в трудах, посвященных вопросам обучения росписи на Руси (С.И. Масленицин, П.Т. Синицына, А.В. Смирнов); по философии (Э.А. Баллер, А.А. Батура); педагогике (В.И. Слободчиков); этнографии (Б.М. Берштейн, К.В. Чистов). Принцип соотношения общего, особенного и единичного (А.Г. Спиркин) помогает провести анализ ценностей традиционной росписи в разные историко-культурные периоды (во временном отношении); в России и одного из ее регионов (в пространственном отношении), что диктует необходимость рассмотрения традиционной росписи по дереву на региональном уровне (особенное) не изолированно, а в сравнении с традиционной росписью по дереву в России (общее, общероссийское) и позволяет показать многообразие их проявлений в творчестве (единичное).

Теоретической базой исследования являются: взгляды русских педагогов (К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева) укрепивших позиции традиционного искусства как эффективного средства постижения личностью его ценностей; теория целостного педагогического процесса (В.А. Сластенин); психологические концепции развития личности (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, Д.Б. Эльконин); педагогические концепции: педагогической поддержки (О.С. Газман, Ф.И. Кевля); развивающего воспитательного пространства (В.М. Басова, Б.З. Вульфов, М.И. Рож-ков); положения о связи педагогики и культуры (Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова); теории народной культуры и ее роли в развитии личности (Т.Я. Шпикалова).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования, адекватных объекту и предмету исследования.

- теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, художественно-этнографической, искусствоведческой литературы, архивных источников, содержания программно-методических материалов и продуктов творческой деятельности обучающихся;

- эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа;

- экспериментальные: констатирующий и формирующий этапы эксперимента, количественная и качественная обработка материалов исследования.

База исследования: 88 учреждений (3 детские художественные школы, 24 детские школы искусств, 61 учреждение дополнительного образования) из 26 районов Вологодской области. Исследованием охвачено 860 обучающихся, 34 преподавателя и 96 родителей. В эксперименте приняли участие 990 человек.

Исследование проведено в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2000-2004 гг.) происходило осмысление проблемы исследования, построение гипотезы, программы исследования; определение объекта, предмета, цели и задач, научной новизны, теоретической и практической значимости исследования, методологических подходов, выполнялось теоретическое конструирование исследуемого процесса, разработка технологии обучения традиционной росписи и апробирование диагностических методик.

На втором этапе (2004-2008 гг.) осуществлен формирующий этап эксперимента по внедрению технологии обучения традиционной росписи по дереву в дополнительном образовании.

На третьем этапе (2008-2010 гг.) реализован качественный анализ данных, полученных в ходе эксперимента, обобщены результаты исследования, завершено оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- обоснован и систематизирован ценностно-смысловой потенциал традиционной росписи по дереву как средство развития этнохудожественной культуры обучающихся, который заключен в разностороннем (художественно-творческом, интеллектуальном, эстетическом) развитии этнохудожественной культуры обучающихся; в реализации индивидуальных художественных способностей, направленных на творческое самовыражение личности; способной проявить себя в различных видах искусства и художественного творчества; в формировании положительного отношения обучающихся к ценностям традиционной росписи по дереву;

- выявлена специфика традиционной росписи по дереву, посредством которой происходит процесс развития этнохудожественной культуры обучающихся;

- уточнено понятие «процесс развития этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву», под которым понимается педагогический процесс, в ходе которого с помощью художественно-образного отражения объектов действительности происходит постепенное приращение этнохудожественной культуры обучающихся;

- построена модель процесса развития этнохудожественной культуры обучающихся, включающая теоретико-методологический, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный блоки. Данные блоки определяют успешность функционирования выделенных ранее компонентов процесса развития этнохудожественной культуры обучающихся и эффективность педагогических условий этого процесса;

- разработана технология обучения традиционной росписи по дереву, построенная на органическом единстве ценностей традиционной росписи и представляет педагогический процесс, включающий взаимосвязанные цель, задачи, принципы, семь этапов процесса (информационно-познавательный, практически-репродуктивный, творчески-проектный, творчески-комплексный, прагматический, диагностический, индивидуально-творческий), содержание, организационные формы, виды и методы деятельности обучающихся и преподавателей, средства, применяемые на каждом этапе, диагностику результатов (по этапам и итоговую);

- выявлены педагогические условия эффективности исследуемого процесса (уточнена его специфика; реализован ценностно-смысловой потенциал традиционной росписи по дереву как средство развития этнохудожественной культуры обучающихся; построена его модель; разработана и внедрена технология обучения традиционной росписи по дереву).

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

- обоснована совокупность методологических подходов (аксиологического, культурологического и системного) к проблеме развития этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву (на материале Вологодского региона);

- обогащен категориальный аппарат педагогической теории понятием «процесс развития этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву»;

- выявлена педагогическая направленность ценностно-смыслового потенциала традиционной росписи по дереву;

- определены критерии и уровневые показатели эффективности процесса развития этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву (на материале Вологодского региона);

- обоснованы педагогические условия исследуемого процесса;

- установлены взаимосвязи и соотношения традиционного и современного в процессе развития этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования преподавателями, методистами общего и дополнительного образования, руководителями кружков и студий искусства разработанных и реализованных автором:

- программно-технологического обеспечения процесса развития этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву (на материале Вологодского региона); тиражирования программы «Обучение вологодской росписи на ценностной основе»;

- модели и технологии процесса развития этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи;

- спецкурса «ценностные основы обучения вологодским росписям»;

- диагностических методик и методических материалов («Анкета выявления отношения к ценностям традиционной росписи», «Анкета выявления опыта преподавателей по обучению традиционной росписи на ценностной основе», «Анкета изучения опыта обучающихся по осведомленности о ценностях традиционной росписи по дереву (на материале Вологодского региона)», «Анкета для изучения мнения родителей обучающихся по изучению традиционной росписи по дереву на ценностной основе», «Методика диагностики знания характеристик ценностей традиционной росписи», «Методика выявления сформированности отношения к ценностям традиционной росписи», тест-опросник «Изучение отношения к ценностям глубоковской росписи», «Методика диагностики освоения обучающимися технологии традиционной росписи по дереву»);

- карты «Развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи (на материале Вологодского региона)»; анализ сочинений обучающихся.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью аксиологического, культурологического и системного подходов, аргументированностью принципов: функционализма, соотношения традиций и новаций, соотношения общего, особенного и единичного; реализацией модели и технологии процесса развития этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи; применением комплекса диагностических методик сбора и обработки эмпирических данных, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ценностно-смысловой потенциал традиционной росписи по дереву как средство развития этнохудожественной культуры обучающихся включает совокупность потенциалов ценностей этой росписи: историко-культурная ценность помогает приобщать обучающихся к традициям отечественной культуры в их региональном своеобразии и одновременно раскрыть смысл диалога культур; содержательная ценность обеспечивает формирование у обучающихся этнической картины мира как системы представлений о природе, мироздании и месте в нем человека; художественная ценность способствует формированию творческих способностей и мастерства, развитию художественного вкуса; эстетическая ценность создает возможность формирования эстетического отношения к действительности на материале родной культуры; прагматическая ценность позволяет применить традиционную роспись для обустройства собственной жизни – в быту, для выставок, ярмарок; развивающая ценность удовлетворяет потребность личностного выбора, творческого развития обучающихся. Ценностно-смысловой потенциал традиционной росписи по дереву заключен в разностороннем (художественно-творческом, интеллектуальном, эстетическом) развитии этнохудожественной культуры обучающихся; в реализации индивидуальных художественных способностей, направленных на творческое самовыражение личности; способной проявить себя в различных видах искусства и художественного творчества; в формировании положительного отношения обучающихся к ценностям традиционной росписи по дереву.

2. Под этнохудожественной культурой мы понимаем культуру народа, что поможет нам рассмотреть развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву в нашем исследовании как педагогический процесс, в ходе которого с помощью художественно-образного отражения объектов действительности происходит постепенное приращение этнохудожественной культуры обучающихся. Структурными компонентами его выступают: личностная значимость традиционной росписи по дереву (ценностно-мотивационный компонент); бережное отношение к историко-культурным традициям России (информационно-познавательный компонент); деятельное приобщение к ценностям традиционной росписи по дереву (деятельностный компонент); отражение проявления творческих способностей в создании традиционной росписи по дереву (рефлексивный компонент).

3. Модель процесса развития этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву включает в себя теоретико-методологический, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный блоки. Данные блоки определяют успешность функционирования выделенных ранее компонентов процесса развития этнохудожественной культуры обучающихся и эффективность педагогических условий этого процесса. Каждый из блоков может быть рассмотрен как часть структуры или как самостоятельное целое и может выполнять различные функции в структуре целого.

4. Технология обучения традиционной росписи по дереву имеет целевую ориентацию на обучение традиционной росписи по дереву (на материале Вологодской региона). Данная технология построена на органическом единстве ценностей традиционной росписи и представляет педагогический процесс, включающий взаимосвязанные цель, задачи, принципы, семь этапов процесса (информационно-познавательный, практически-репродуктивный, творчески-проектный, творчески-комплексный, прагматический, диагностический, индивидуально-творческий), содержание, организационные формы, виды и методы деятельности обучающихся и преподавателей, средства, применяемые на каждом этапе, диагностику результатов (по этапам и итоговую). Эффективность реализации технологии определяется по критериям (мотивационно-ценностный, информационно-познавательный, деятельностный, рефлексивный) и показателям этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на международных: (Пенза, 2003-2004); всероссийских и региональных (Москва, Вологда, 2003-2008), (Архангельск, 2006); областных (Вологда, Череповец, 2000-2010) научно-практических конференциях. «Программа обучения учащихся вологодской росписи на ценностной основе» заняла второе место в областном конкурсе (Вологда, 2008). Результаты исследования обсуждались на курсах повышения квалификации Вологодского института развития образования, областного научно-методического центра для работников культуры и преподавателей; на заседаниях кафедры педагогики Вологодского государственного педагогического университета (2005-2010).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и архивных источников, приложений. Экспериментальные данные представлены в таблицах и диаграммах. Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи, гипотеза исследования; отражены научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту; апробация и внедрение результатов исследования.

В первой главе - «Теоретико-методологические основы исследования процесса развития этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву» обоснован и систематизирован ценностно-смысловой потенциал традиционной росписи по дереву как средство развития этнохудожественной культуры обучающихся с позиций аскиологического, культурологического и системного подходов; выявлена специфика исследуемого процесса; разработана модель процесса развития этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву.

Во второй главе - «Организация процесса развития этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву» представлены материалы констатирующего и формирующего этапов эксперимента, диагностика восприятия ценностно-смыслового потенциала традиционной росписи по дереву субъектами процесса развития этнохудожественной культуры; описан процесс и условия реализации технологии обучения традиционной росписи по дереву для развития этнохудожественной культуры обучающихся в детской художественной школе, анализируется их эффективность; оценивается динамика уровней развития этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву на основе разработанных критериев и показателей.

В заключении обобщены результаты исследования, сделаны выводы, определены перспективы дальнейшей работы по данной проблеме.

В приложениях представлены диагностические методики и материалы эмпирического исследования.

Похожие диссертации на Развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву : на материале Вологодского региона