Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры Ерошенко Юлия Владимировна

Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры
<
Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ерошенко Юлия Владимировна. Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Курск, 2006 282 с. РГБ ОД, 61:06-13/2400

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народноіі художественной культуры 13

1.1. Отражение проблемы развития художественно-педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов в психолого-педагогических исследованиях 13

1.2. Народные традиции декоративно-прикладного искусства -база развития художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства 50

1.3. Критерии и показатели уровня развития художественно-педагогических способностей студентов средствами народной художественной культуры 90

Глава 2. Методическая система развития художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры 118

2.1. Исследование наличия художественно-педагогических способностей у будущих учителей изобразительного искусства на занятиях по декоративно-прикладному искусству 118

2.2. Пути и способы вовлечения народной художественной культуры в процесс специальной подготовки будущих учителей изобразительного искусства 129

2.3. Проверка экспериментальной методической системы развития художественно-педагогических способностей студентов средствами народной художественной культуры 139

Заключение 193

Список литературы 195

Приложение 1 214

Приложение 2 273

Приложение 3 278

Приложение 4 281

Введение к работе

В национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что государство в сфере образования обязано обеспечить сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур (Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 года), что нацеливает на осмысление, освоение и сохранение ценностей народной художественной культуры. В этом документе говорится о необходимости подготовки высокопрофессиональных специалистов, способных к адаптации в современном, постоянно меняющемся обществе и переменам в области образования. Именно образование является важным каналом преемственности культуры, сохранения нравственного, физического и психического здоровья молодежи, воспитания творческой, свободной, активной и ответственной личности. Значение национальной доктрины образования возрастает в связи с гем, что мировое сообщество переживает глобальный кризис цивилизованного развития. Прагматическое, рациональное знание оттесняет в традиционном образовании мир духовных исканий человеческих поколений. Недооценивается личностное начало, присутствует субъектность в образовательном процессе, не принимается во внимание то, что образование имеет основанием естественный «природный» процесс становления и развития личности. Исторический смысл образования - это формирование средствами культуры духовного образа человека, то есть «образовывания человека». Образовательный процесс должен проектироваться как стимулирующий, удовлетворяющий и развивающий потребности, присущие только человеку как творцу мира культуры. В связи с этим, возрастает активность в изучении культурного наследия нашей страны, возрождении традиций культуры и искусства народов Российской Федерации. Большое значение народного искусства заключается в неразрывной связи с мировоззрением, знаниями и нормами поведения населения, что делает его важнейшим фактором как нравственного, так и эстетического воспитания человека.

В современной общеобразовательной школе наблюдается недостаток духовного компонента в содержании и технологиях учебно-воспитательного процесса, засилье «чужих» ценностей, непонимание роли национально-региональной культуры и присущих ей традиций, неуважение к ним. Разработка концепту-

з альных основ духовно-нравственного воспитания детей и юношества - одна из первостепенных задач в образовании. В контексте решения этой задачи разрабатываются и предлагаются к внедрению в систему обучения школьников различные программы по изучению народного искусства («Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства», под редакцией 'Г.Я. Шпикаловой, «Введение в народоведение. Родная земля» - М.ІО. Новицкой, «Русская традиционная культура» - Т.И. Баклановой, «Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору» - Л.В. Неретиной и др.).

Передать ценности народной художественной культуры подрастающему поколению призван учитель, и в большей степени - учитель изобразительного искусства. Учитель изоискусства должен владеть необходимыми знаниями, технологиями и способами передачи ценностей народного художественного творчества. Однако традиции народной художественной культуры большинством учителей не освоены, а следовательно, эти педагоги не способны привнести национально-региональный компонент в изобразительную деятельность школьников. Это ведет к тому, что в сфере образования и воспитания современной молодежи важнейшая задача сохранения исторических и национальных корней не будет решена, не будет осознано и оценено значение духовных и нравственных традиций, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений.

Следовательно, еще в период обучения студентов художественно-графических факультетов (ХГФ) в вузе освоению народной художественной культуры необходимо уделять большое внимание. Изучение истории развития, технологий народных художественных промыслов и основ этнопедагогикн должно стать составляющей их профессионального будущего, а результатом учебно-творческой деятельности - развитие художественно-педагогических способностей. В связи с этим обозначилось направление нашего исследования, определилась проблема - развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства на занятиях по декоративно-прикладному искусству (ДПИ) средствами народной художественной культуры.

Для разрешения этой проблемы необходима методическая система, построенная таким образом, чтобы студент приобретал необходимые художественные навыки и чтобы занятия ориентировали его на будущую педагогическую дея-

4 тельность. Процесс обучения студентов специальным дисциплинам должен проходить на фоне самореализации личности в качестве художника и в качестве педагога. Поэтому в настоящем исследовании рассматриваются пути развития художественно-педагогических способностей студентов ХГФ посредством вовлечения традиций народной художественной культуры в процесс специальной подготовки, предпринимается поиск новых связей между художественными и педагогическими задачами. Таким образом, объединение художественных и педагогических задач в единую систему способствует формированию профессиональных и личностных качеств у студентов художественно-графических факультетов. Именно потребность общества в художниках-педагогах, являющихся носителями ценностей народной художественной культуры и умеющих передавать детям свои знания и умения, прививать любовь и уважение к традициям своего народа, придает проблеме исследования особую актуальность и значимость в плане изучения различных систем и методов подготовки художественно-педагогических кадров.

Разработка концептуальных основ духовно-нравственного воспитания детей и юношества - одна из первостепенных задач в образовании. Все более отчетливо осознается и то, что сопричастность духовной культуре - путь к развитию и становлению индивидуальной культуры человека. Следовательно, культурная функция образования должна стать приоритетной, соответствовать новым позитивным тенденциям социально-культурного развития, ориентироваться на культурные доминанты современности, такие, как антропоцентризм и демократизм, гуманизм и духовность.

Художественное освоение культуры любого народа начинается с раннего детства. Успех преобразований в области воспитания и художественного развития детей в настоящее время зависит от того, в какой степени подготовлен учитель изобразительного искусства к приобщению учащихся к культуре своего родного края, так как в семьях практически не сохранились национальные традиции и образцы народного искусства. Таким образом, реализация задачи сохранения и передачи новым поколениям традиций художественно-педагогического образования в области искусства в значительной мере зависит

5 от уровня преподавания народного декоративно-прикладного искусства.

У каждого народа сложились не только культурные, художественные традиции, но и система воспитания, приобщения подрастающего поколения к исторической памяти народа. На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. «Во всех условиях, - говорил Н.К. Рерих, -нужно хранить то, чем жив дух человеческий» [177].

В связи с этим особо остро встает проблема освоения студентами ХГФ национально-региональной культуры как части мировой культуры. Произведения народного художественного творчества отображают историю, быт, мировоззрение и характер народа. Они являются сокровищницей мудрости, обладают колоссальным воспитательным потенциалом. Сохранение традиций народного искусства дает возможность сохранить национальное лицо любого народа, це забыть прошлое. Только у такого народа может быть будущее.

Исследованием проблемы способностей занимались видные ученые-психологи: Б.Г. Ананьев, В И. Кириенко, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Ф. Ломов, Л.10. Субботина и другие.

Проблеме развития художественных способностей большое значение придавали такие великие художники, как Леонардо да Винчи, Л.Б. Альберти, Э. Делакруа, А. Дюрер, Б.В. Иогансон, Д.Н. Кардовский, П.П. Чистяков и другие.

В работах таких выдающихся отечественных ученых, как Г.В. Беда, Н.Н. Ростовцев, В.Г. Волков, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, Л.Г. Медведев, ИВ. Шорохов, А.П. Яшухин, В.К. Лебедко, рассматривались закономерности и психолого-иедагогические аспекты развития художественных и творческих способностей в процессе изучения спецдисциплин.

Преподаванию декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов посвящены научные труды К.Ж. Амиргазина, B.C. Аслаханова, М.М. Байрамбекова, Ю.К. Беджанова, В.Ф. Канева, А.А. Сарбагышева, К.А. Скворцова, В.П. Строкова, С.С. Булатова, И.А. Даги, В.В. Корешкова, Д.Г. Пилипенко, А.С. Хворостова, С.Н. Новикова, Т.Я. Шпикаловаой, И.В. Алексее-

6 вой, 0.10. Евсеевой. В этих исследованиях намечены програмно-методические подходы к совершенствованию ведения занятий по декоративно-прикладному и народному искусству в различных образовательных системах. Значительное место в этих исследованиях было уделено вопросам развития художественных и творческих способностей студентов и учащихся, формированию умений и навыков в различных направлениях декоративно-прикладного искусства, их приобщение к культурам разных народов. Авторы предлагают пути совершенствования преподавания дисциплин декоративного цикла, однако, развитие художественно-педагогических способностей студентов не является предметом их исследования. Формированию профессиональной художественно-педагогической направленности личности студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством посвятил свое исследование М.В. Соколов.

Основные проблемы формирования профессионально-педагогической направленности личности рассматриваются в трудах отечественных психологов и педагогов О. А. Абдуллиной, В.И.Андреева, Н.В.Кузьминой, В.Н.Мясищева, С.Л.Рубинштейна, В.А.Сластенина, А.И.Щербакова и др.

Проблемы формирования профессиональной направленности в преподавании специальных дисциплин исследовали в своих работах О.П. Шабанова, Ю.Ф. Катханова, В.И. Козлов, Р.Г. Ломоносов, А.Е. Терентьев, Е.В. Шорохов и др. Наиболее полно вопрос профессиональной направленности у студентов ХГФ в процессе преподавания рисунка, живописи и композиции раскрыт в трудах Ы.К. Шабанова.

Однако при всём многообразии научных исследований по вопросам профессионального образования будущих художников-педагогов остается неразработанной методика развития художественно-педагогических способностей средствами народной художественной культуры.

В проблеме развития художественно-педагогических способностей у студентов ХГФ средствами народной художественной культуры существует ряд противоречий:

7 между важностью духовного наследия народного искусства для будущих учителей изобразительного искусства и отсутствием в учебных программах четких задач по его изучению;

- между имеющейся материальной базой для привлечения традиций на
родной художественной культуры в процесс преподавания дисциплин декора
тивно-прикладного цикла и отсутствием методики использования их высоко-
воспитательного потенциала в преподавании;

между важностью развития профессиональных способностей студентов средствами народной художественной культуры и отсутствием методики освоения традиций народного искусства в процессе изучения дисциплин декоративно-прикладного цикла;

- между значимостью народной художественной культуры для воспита
ния подрастающего поколения и неподготовленностью учителей изобразитель
ного искусства к ее преподаванию на уроках в школе.

Разрешение обозначенных противоречий определяет актуальность выбранной темы исследования «Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры».

Объект исследования - образовательный процесс студентов ХГФ в педагогическом университете.

Предмет исследования - процесс развития художественно-педагогических способностей студентов ХГФ средствами народной художественной культуры.

Цель исследования - определение содержания и разработка системы методов развития художественно-педагогических способностей у студентов ХГФ средствами народной художественной культуры.

Гипотеза исследования заключается в том, что развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры будет проходить более эффективно, если в процессе обучения декоративно-прикладному искусству использовать специально разработанную методическую систему, включающую в себя:

- цели, задачи и содержание развития художественно-педагогических спо
собностей (вовлечение традиций народного искусства в содержание предметов

ДПИ, интегрирование знаний психолого-педагогического цикла в цикл знаний и умений по ДПИ, организация разнообразных форм проведения занятий по спецкурсу «Народные промыслы Воронежской области»: экскурсии, использование элементов народной педагогики, занятия в мастерских народных мастеров и исследовательская работа в целях сохранения и развития традиционной культуры родного края);

группу методов, приемов и дидактических средств, обеспечивающих мотивацию к изучению народного художественного творчества, способствующих развитию художественно-педагогических способностей студентов;

мониторинг качества знаний, умений и навыков студентов ХГФ на разных этапах освоения ими традиций народной художественной культуры.

В соответствии с целью, гипотезой, предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить уровень разработанности проблемы развития художественно-педагогических способностей студентов педагогических вузов.

  2. Проанализировать историю развития и возможности сохранения традиций народной художественной культуры Воронежской области.

  3. Выделить средства народной художественной культуры, обеспечивающие развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства (традиции цвета, символики, ритма, мотивов, образов и особенностей технических приемов художественной обработки природных материалов в народном искусстве).

  4. Выявить и обосновать условия активного развития художественно-педагогических способностей у студентов ХГФ средствами народной художественной культуры на занятиях по ДПИ.

  5. Определить критерии оценки и уровни развития художественно-педагогических способностей у будущих учителей изобразительного искусства (художественные способности: композиционные, способности к цвету, сенсо-моторные, зрительная память; педагогические способности: интеллектуально-ценностные качества личности, гностические, проектировочные, конструктивно-организаторские, коммуникативные).

6. Разработать и экспериментально проверить содержание, формы и методы развития художественно-педагогических способностей студентов ХГФ средствами народной художественной культуры через дисциплины декоративно-прикладного искусства.

В ходе исследования предполагается применить следующие методы:

изучение, анализ и обобщение научных, методических и монографических работ, памятников народного искусства и архивных данных в рамках избранной тематики;

изучение, анализ и обобщение практического опыта обучения декоративно-прикладному искусству и знакомства с народной художественной культурой в общеобразовательных и художественных школах, учреждениях дополнительного образования в вузах;

диагностические методы (беседа, анкетирование, контрольные срезы и т.д.)

наблюдение процессов развития художественно-педагогических способностей на занятиях декоративно-прикладного искусства;

анализ текущих учебных, курсовых и дипломных работ студентов ХГФ, направленных на сохранение традиций народной художественной культуры Воронежской области;

педагогический эксперимент: констатирующий, поисковый, формирующий;

- статистические методы обработки полученных данных.
Методологической основой исследования явились труды ведущих ученых,

психологов, педагогов, искусствоведов, философов; достижения современной педагогической науки (основные положения программы развития высшего педагогического образования в части формирования профессионализма учителя; концепция о развитии способностей в деятельности; деятельностно-творческий подход к образованию), а также научные изыскания по проблеме исследования. Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Дано научно-методическое обоснование возможности развития художественно-педагогических способностей у студентов художественно-графического факультета средствами народной художественной культуры.

  2. Выделен ряд средств народной художественной культуры, развивающих художественно-педагогические способности будущих учителей изобразитель-

10 ного искусства (традиции цвета, символики, ритма, мотивов, образов и особенностей технических приемов художественной обработки природных материалов в народном искусстве).

3. Разработана и экспериментально проверена методическая система разви
тия художественно-педагогических способностей будущих учителей изобрази
тельного искусства средствами народной художественной культуры, включаю
щая в себя:

цели, задачи и содержание развития художественно-педагогических способностей (вовлечение традиций народного искусства в содержание предметов ДПИ, интегрирование знаний психолого-педагогического цикла в цикл знаний и умений по ДПИ, организация разнообразных форм проведения занятий по спецкурсу «Народные промыслы Воронежской области»: экскурсии, использование элементов народной педагогики, занятия в мастерских народных мастеров и исследовательская работа в целях сохранения и развития традиционной культуры родного края);

группу методов, приемов и дидактических средств, обеспечивающих мотивацию к изучению народного художественного творчества, способствующих развитию художественно-педагогических способностей.

  1. Исследована и экспериментально подтверждена валидность разработанных нами критериев оценки (низкий, средний и высокий) развития художественно-педагогических способностей студентов ХГФ средствами народной художественной культуры на занятиях по декоративно-прикладному искусству (композиционные, способности к цвету, сенсомоторные, зрительная память, интеллектуально-ценностные качества личности, гностические, проектировочные, конструктивно-организаторские, коммуникативные способности).

  2. Полученные результаты экспериментальной методики доказывают, что освоение традиций народной художественной культуры обеспечивает поэтапное развитие художественно-педагогических способностей у будущих учителей изоискусства и создает условия вхождения в педагогическую профессию.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в создании модели и экспериментальной проверке методической системы развития художественно-педагогических способностей студентов ХГФ на занятиях по

11 изучению декоративно-прикладного искусства. Теоретические исследования по профессиональной подготовке студентов ХГФ дополнены системой развития художественно-педагогических умений средствами народных художественных промыслов, системой формирования ценностно-ориентированных и социально важных качеств личности, что открывает широкие возможности для их самореализации в творческой или художественно-педагогической деятельности.

Выявлена возможность освоения технологий национально-регионального искусства на занятиях по ДПИ для подготовки студентов ХГФ к будущей профессиональной деятельности, которая будет направлена на сохранение и возрождение народных художественных традиций.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в качестве научно-методических рекомендаций по развитию профессионально значимых свойств и качеств личности студентов ХГФ, а также при совершенствовании учебных программ и создании учебных пособий.

Разработанные в ходе исследования материалы внедрены в практику в виде учебной программы по предмету «Народные промыслы Воронежской области» и методического пособия для студентов отделения изобразительного искусства факультета художественного образования ВГПУ «Народные художественные промыслы и традиционный костюм Воронежской губернии».

На защиту выносятся следующие положения:

I.Средства народной художественной культуры, обеспечивающие развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства (традиции цвета, символики, ритма, мотивов, образов и особенностей технических приемов художественной обработки природных материалов в народном искусстве).

2. Методическая система развития художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства на занятиях но ДПИ средствами народной художественной культуры, включающая в себя:

- цели, задачи и содержание развития художественно-педагогических способностей (вовлечение традиций народного искусства в содержание предметов ДПИ, интегрирование знаний психолого-педагогического цикла в цикл знаний

12 и умений по ДПИ, организация разнообразных форм проведения занятий по спецкурсу «Народные промыслы Воронежской области»: экскурсии, использование элементов народной педагогики, занятия в мастерских народных мастеров и исследовательская работа в целях сохранения и развития традиционной культуры родного края);

- группу методов, приемов и дидактических средств, обеспечивающих мо
тивацию к изучению народного художественного творчества, способствующих
развитию художественно-педагогических способностей будущих учителей изо
бразительного искусства.

3. Критерии оценки уровня развития художественно-педагогических способ
ностей средствами народной художественной культуры.

4. Научно обоснованный и подтвержденный всем ходом исследования вы
вод о том, что развитие художественно-педагогических способностей у студен
тов ХГФ средствами народной художественной культуры открывает широкие
возможности для их самореализации в творческой деятельности и создает усло
вия вхождения в педагогическую профессию.

Апробации и внедрение результатов исследования:

основные положения отражены в статьях, опубликованных в сборниках научных трудов (Издательства ВГПУ, ВГУ г. Воронежа, КГУ г. Курска, РГПУ г. Ростова-на-Дону)

апробация результатов проходила на базе художественно-педагогических факультетов Воронежского государственного педагогического университета и Курского государственного университета, а также живописно-педагогического отделения Воронежского художественного училища.

Отражение проблемы развития художественно-педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов в психолого-педагогических исследованиях

Зачатки идей исследования проблемы способностей прослеживаются во всех древних учениях о темпераментах (Гиппократ, Теофаст), в крупных философских системах (Платон, Аристотель). Например, по мнению Платона государство должно отбирать и развивать наиболее способных детей, «заставить лучшие натуры» изучать все то, что наиболее полезно государству. Один из первых философов в истории человечества Конфуций, также размышлял об особо одаренных детях и предлагал отбирать их и интенсивно развивать. В 16 веке в Турции Сулейман Великий рассылал по империи искателей талантов, которые потом обучались в специальных учебных заведениях, где преподавали не только мусульманскую религию, но и естественные науки, философию, военное искусство и различные виды искусства. [127, С.43]. Талантливые люди веками воспринимались как божественный дар, что часто мешало сознательно развивать способности и таланты. В теории X. Вольтера способности рассматриваются как категория «вообще», с целостно характеризующие психические проявления. Идеалисты, начиная с Платона, в конечном счете, не изменили своей точки зрения на способности до сегодняшнего дня: способности - врожденные, фатально присущие индивиду неизменные качества, данные ему от «бога». Эгот подход наиболее ярко выражен в «шотландской школе» Томаса Рида [203, С.28-29].

Материалистическое направление, набравшее силу в 17-18 веках, также не обошло вниманием проблему способностей. Репе Декарт предпринял попытку проанализировать механизмы интеллектуальной деятельности. Эта линия рассмотрения способностей была продолжена Джоном Локком. По его мнению, девять из десяти человек обязаны тем, что они есть, воспитанию, и различия между людьми определяются преимущественно разницей в полученном ими воспитании. И. Гербарт выступал против психологии способностей, считая, что психология лишь тогда будет точной наукой, когда «избавится» от учения о способностях.

Французские материалисты-просветители поставили задачу разрешить проблему зависимости формирования способностей от обучения и воспитания. Яркое обоснование этой проблемы содержалось в работах Жан Жака Руссо и Клода Гельвеция. Большое внимание проблеме способностей, особенно познавательных, уделил Эммануил Кант - были созданы предпосылки для различения социально-логического и индивидуально-психологического аспектов в вопросе способностей [203, С. 32-33].

Ф. Галль разрабатывал идею типизации личности, ее характера, способностей, с целью оптимизации процессов труда, обучения, в целом воздействия на человека. По его мнению, люди отличаются не определенными способностями, а их набором. Эволюционный принцип Ч. Дарвина имел важное значение для становления научной методологии психологии в целом. Г. Спенсер ввел эволюционный принцип в рассмотрении предмета психологических способностей. Он утверждал, что в способностях закрепляется «соотношение» между внутренними и внешними влияниями [203, С.36].

Англичанин Френсис Гальтон считается основателем учения о способностях, как самостоятельной научной отрасли. Произведение Ч. Дарвина «Происхождение видов» потрясла Ф. Гальтона и побудила к систематическому изучению причин гениальности. В результате исследований он пришел к твердому убеждению, что гений есть результат наследственности. Однако Ф. Гальтон сделал вывод о том, что «социальные преимущества имеют огромную силу» и, несмотря на абсолютизацию наследственного фактора, понимал также роль среды и воспитания. Ставшие широко известными исследования и публикации Гальтона привели к тому, что педагогические и психологические вопросы развития способностей и отбора одаренных детей стали рассматриваться чисто практически.

Немецкий психолог Вильям Штерн еще в 1916 году сделал заявление, в котором говорилось о необходимости «правильного» распределения людей по профессиям, согласно их способностям, где каждый человек мог бы полностью раскрыться, что, по его мнению, позволит прекращение болезненной гибели талантов [170].

Таким образом, мы можем говорить о том, что существует необходимость в специальных методах и приемах обучения для развития необходимых способностей к будущей профессиональной деятельности, что позволит раскрыть резервы каждой личности, поверить в способность достичь гораздо большего.

Б.М Теплов и его ученики рассматривают способности, прежде всего как индивидуально - психологические различия между людьми. Давая определение способностей, Б.М. Теплов считает, что оно должно включать в себя три признака.

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо одной деятельности или многих.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям или навыкам, которые уже выработаны у данного человека [206, С.32].

Б.М. Теплов утверждает, что способности развиваются в деятельности. Он так же большое внимание уделял вопросу о роли задатков в развитии способностей, категорически выступал против признания врожденности снособностей и считал, что врожденными могут быть известные природные предпосылки, к которым он относил задатки.

Функциональную теоретическую разработку проблема способностей получила в трудах С. Л. Рубинштейна [184, 185, 186], который изучал способности как совокупность природного и общественного с точки зрения общей одаренности и специальных способностей. С. Л. Рубинштейн считал, что общая одаренность и специальные способности пронизывают друг друга, проявляясь в специальных способностях, существует, естественно и обратная связь. Способности рассматривались, прежде всего, в плане развития, а позднее - в плане выявления их психологической структуры.

В своих работах С.Л. Рубинштейн понимал под способностями пригодность к определенной деятельности. Он считал, что главными показателями, которые позволяют судить о способностях, является легкость усвоения новой деятельности, а так же широта переноса выработанных индивидом способов воспри 16 ятия и действия с одной деятельности на другую.

Для всей проблемы развития способностей особый интерес и значимость имеет положение автора о том, что по мере того, как человек на материале определенной системы знания по-настоящему осваивает приемы обобщения, умозаключения и т.д., у него не только накопляются определенные умения, но и формируются определенные способности [146, С.68-90].

В своей работе «Проблемы общей психологии» С.Л. Рубинштейн выдвинул положение, в котором вопрос о способностях должен быть слит с вопросом о развитии. Так, вопрос об умственных способностях - с вопросом об умственном развитии. По мнению автора, развитие человека, в отличие от накопленного «опыта», овладения знаниями, умениями, навыками, - это и есть развитие его способностей, а развитие способностей человека - это и есть то, что представляет собой развитие как таковое, в отличие от накопления знаний и умений. «Развитие способностей происходит по спирали: реализация способности одного уровня открывает новые возможности для развития способностей более высокого уровня» [185, С.220-221].

Одним из важнейших вопросов психологии развития личности является вопрос о роли наследственности и среды в процессе развития способностей. По этому поводу известный психолог А. П. Леонтьев писал: «Специфические человеческие способности и функции складываются в процессе овладения индивидом миром человеческих предметов и явлений» [114, С.35].

Критерии и показатели уровня развития художественно-педагогических способностей студентов средствами народной художественной культуры

Способности - это индивидуальные свойства личности, влияющие на глубину, быстроту и прочность формирования знаний, умений, навыков. Природа способностей не до конца изучена, но известно, что они формируются и проявляются в различных видах деятельности, в том числе и в профессиональной - художественно-педагогической. Эти способности называют сложными частными или специальными. Критерием оценки деятельности учителя могут выступать следующие педагогические способности: интеллектуально-ценностные качества, гностические, проектировочные, конструктивно-организаторские и коммуникативные.

Если цели и задачи, содержание, нормы и критерии, предъявляемые педагогической системой, являются внешними объективными составляющими деятельности педагога, то методы и способы педагогической деятельности носят индивидуально-субъективный характер. Их применение зависит от способностей каждого преподавателя. Хотя профессиональные способности проявляются в деятельности учителя ситуативно их принято рассматривать как комплекс свойств личности, соотносящихся с определенной деятельностью.

Но не всегда способности развиваются в деятельности. Если деятельность далека от потребностей, целей человека или же он оказывается не подготовленным к ней, то она воспринимается как навязанная и способности не развиваются. На развитие способностей наибольшее влияние оказывает противоречие между достигнутым уровнем развития способностей и необходимым для осуществления деятельности на более высоком уровне. При этом необходимо стремление самого человека к достижению этого уровня, желание совершенствоваться.

Знания и умения должны служить основой развития способностей, а способности - служить основой к дальнейшему совершенствованию и развитию. Б.М. Теплов утверждает, что «способности не сводятся к наличным навыкам, умениям и знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков» [205, С. 10].

Для развития художественно-педагогических способностей необходимо вы 91 явить потребности и мотивы. По мнению Д. Карнеги, существует только один способ побудить людей что-то сделать, и он заключается в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать [86, С. 53].

Таким образом, способности человека - это прижизненные образования, потенциальные возможности, делающие человека пригодными к успешному выполнению тех или иных видов общественно-полезной деятельности. Успешность какой-либо деятельности обеспечивается ансамблем способностей, которые тесно взаимосвязаны и взаимодействуют.

Педагогическое условие - это система требований, отвечающая методологическому принципу гуманизации и гуманитаризации обучения, которая, будучи реализованной, создает наиболее благоприятные обстоятельства для осуществления эффективной деятельности обучающихся.

Успешное развитие художественно-педагогических способностей на занятиях народными художественными промыслами возможно при создании необходимых педагогических условий, которые включают в себя все компоненты структуры учебного процесса (содержание, формы, методы, средства и контроль обучения):

- содержание учебных заданий необходимо отбирать и строить последовательно, с учетом взаимосвязи всех компонентов учебной декоративно-прикладной деятельности;

- создание проблемных ситуаций для самостоятельного их решения, способствующих постепенному и непрерывному росту творческой активности;

- выбор методов и педагогических приемов, способствующих развитию духовно-ценностных качеств личности обучающихся;

- постоянный контроль учебно-творческой деятельности студентов.

Данный комплекс педагогических условий показывает зависимость учебной художественно-педагогической деятельности от уровня развития соответствующих способностей студентов, от правильности выбора методов, методических приемов и средств обучения.

Исследование процесса развития художественно-педагогических способностей будущих учителей ИЗО на занятиях по народным художественным промыслам как целостного, системного подхода предполагает анализ проблем, выдвигаемых его подсистемами (художественно-творческой, психолого-педагогической), выяв 92 ление их специфики и возможностей решения в условиях гуманизации и гуманитаризации высшей школы и высшего профессионального образования.

Для организации учебно-воспитательного процесса в вузе важнейшими являются определение проблемы, целей, содержания и методов обучения и воспитания. Разработка целей подготовки предполагает построение на основе модели профессиональной деятельности модели специалиста. На основе модели специалиста строится модель его подготовки, где требования к специалисту проецируются на требования к организации учебного процесса, содержанию учебных планов, методам обучения.

Определение целей специалиста, описание их в виде квалификационной характеристики, содержащей перечень знаний, умений, навыков и личностных качеств, недостаточно для формирования личности специалиста. Определение целей подготовки специалиста в виде профессиограммы, широко используемое в психологии труда, является более полным, так как дополнительно включает психические свойства и качества личности, однако тоже недостаточно, поскольку не отражает направленности, имеющей центральное значение для становления и развития других свойств и качеств и определяющей целостность, уровень развития способностей личности и социальную значимость специалиста.

Исследование наличия художественно-педагогических способностей у будущих учителей изобразительного искусства на занятиях по декоративно-прикладному искусству

В рамках эксперимента в 1997-2001 гг. было проведено исследование по выявлению знаний по народной художественной культуре родного края и художественно-педагогических способностей у студентов художественно-графических факультетов Воронежского государственного педагогического университета, Курского государственного университета и живописно-педагогического отделения Воронежского художественного училища. Исследование проводилось в форме опросов, собеседований, анкетирования и анализа учебных и творческих работ по ДПИ.

На занятиях по декоративно-прикладному искусству студенты изучают технологию художественной обработки различных материалов. За время учебы они получают определенные навыки по различным направлениям декоративно-прикладного искусства. В процессе наблюдения за учебно-творческой работой по ДПИ, а также педагогической практикой студентов отделения ИЗО Воронежского госпедуниверситета за период с 1997 по 1999 год мы выявили следующие особенности: студенты, выбирая тему и разрабатывая конструктивные композиционные решения для изделия декоративно-прикладного искусства, почти никогда не использовали воронежские мотивы, традиционный орнамент, особенности цветового решения. Например, на просмотре по художественной росписи на ткани среди выставленных работ практически не было местных пейзажей и архитектуры, а те же, кто изобразили, на вопрос «Почему выбрана эта тема?» отвечали, что для удобства использовали свои этюды с пленэрной практики. На занятиях по ткачеству, резьбе по дереву, бисероплетеишо также отсутствовала национально-региональная направленность. На отчетных конференциях по окончании педагогической практики как 4-го, так и 5-го курсов не было представлено методических разработок к урокам по народной художественной культуре Воронежской области. Не было выполнено ни одной дипломной работы на эту тему. Все это однозначно выявляло большой пробел в профессиональной подготовке будущих учителей изобразительного искусства для нашего региона. Мы предположили, что наши студенты, не имея достаточных знаний, умений и навыков по народным художественным промыслам, не зная местных традиций, не способны передать ценности народной художественной культуры Воронежской области подрастающему поколению. Таким образом, появилось направление нашего исследования, которое открывало огромный потенциал регионального народного искусства для развития профессионально значимых качеств личности будущих учителей ИЗО и дальнейшего использования полученных знаний и умений в образовании и воспитании учащихся.

Экспериментальное исследование развития художественно-педагогических способностей через привлечение народной художественной культуры заключалось в разработке различных методов, создании условий для реализации художественно-педагогических задач на занятиях по ДПИ, а также в обосновании модели процесса подготовки художника-педагога. Констатирующий этап эксперимента включал анкетирование студентов, учителей изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования и предусматривал выполнение серии заданий но декоративно-прикладному искусству.

В связи с этим были сформированы задачи констатирующего эксперимента:

- выявить наличие знаний и умений по народным художественным промыслам у студентов ХГФ, учителей ИЗО и педагогов дополнительного образования;

- определить исходный уровень развития художественно-педагогических способностей у студентов ХГФ на занятиях по ДПИ;

- описать методики обработки результатов, полученных в процессе констатирующего эксперимента.

Остановимся подробнее на содержании выше перечисленных этапов экспериментальной работы.

В ходе экспериментальной работы применялось анкетирование среди студентов младших и старших курсов, учителей общеобразовательных школ, преподавателей художественных школ и руководителей кружков дополнительного образования в домах детского творчества. Целью анкетирования было выявление наличия знаний по народным художественным промыслам Воронежской области, мотивов обучения, уровня развития художественно-педагогических способностей, а также поиск эффективных путей формирования важных профессиональных способностей личности будущих учителей изобразительного искусства.

Нами была поставлена задача - выяснить, знают ли студенты ХГФ, учителя ИЗО общеобразовательных школ, преподаватели рисунка, живописи и декоративно-прикладного искусства детских художественных школ, преподаватели ИЗО, работающих в системе дополнительного образования традиции народной художественной культуры своего региона. Всем был задан вопрос: «Знаете ли вы историю и традиции народных художественных промыслов Воронежской области?». Результаты опроса отражены нами в таблице 2 .

Исследование, выявившее степень компетентности учителей и студентов ХГФ в области народного искусства, свидетельствует о том, что процент педагогов, хорошо знающих традиции народной художественной культуры, очень низок. Причем, среди показавших высокий уровень знаний, больше всего преподавателей, работающих в системе дополнительного образования - 28%. Показатель высокого уровня искомых знаний у молодого поколения (студентов) -0%. Эти данные убедительно доказывают, что будущие учителя ИЗО не являются носителями народной культуры, и проблема знаний традиций народных художественных промыслов родного края стоит очень остро.

В связи с этим мы попытались узнать, откуда наши респонденты получили знания о народной художественной культуре Воронежской области. В связи с этим мы предложили им ответить на вопрос: «Откуда вы впервые получили информацию о традициях народных художественных промыслов Воронежской области?». Результаты анкетирования отражены в таблице 3.

Анализируя данные этой таблицы, можно заключить, что влияние семейных традиций на осведомленность в области народной художественной культуры незначительное, что свидетельствует об угасании народных художественных промыслов среди населения. В детском саду дается очень мало начальных зна " Таблицы находятся в приложенииний по народному искусству, а в устной беседе выяснилось, что, кроме того, лишь немногие воспитатели знают авторов сказок и знакомы с устным народным творчеством Воронежского края. В целом, можно отметить, что начальные знания были получены анкетируемыми чаще всего в специальных учебных заведениях (ДХШ, кружках и т.д.) или из литературы, возможно, в связи с профессиональной необходимостью. Городские мероприятия, знакомые и, к сожалению школы, как выяснилось, редко являются источником знаний по народной художественной культуре. Телевидение и электронные виды информации используются в качестве источника знаний в основном молодым поколением (студентами). Исходя из полученных данных, можно сказать, что традиции народной культуры почти не сохранились в семьях, и поэтому самый низкий процент (7%) у студентов ХГФ. В общеобразовательных школах знакомство с народными промыслами происходит редко, положительно ответило на вопрос -15% опрошенных. Художественные школы немного больше - 27%. В последнее время отдел народной культуры все чаще проводит городские мероприятия - такие как праздники народной культуры, выставки народного творчества. Это нашло отражение в нашем исследовании. 13% молодежи (в сравнении с другими группами) ответили положительно. Отсюда можно сделать вывод, что носителей народных традиций явно не достаточно и обучение владению технологиями народных художественных промыслов необходимо на ХГФ педагогических вузов. Это позволит сохранить и развить традиции народной культуры, а также передать знания и умения в этой области последующим поколениям.

Следующей нашей задачей было определить основные мотивы получения студентами профессии учителя изобразительного искусства. Для этого студентам всех курсов было предложено ответить на ряд вопросов. Не секрет, что в наше время для получения любой работы (не обязательно по специальности - в торговлю, охрану, коммерцию и т.д.) необходимо наличие высшего образования, и поэтому мы включили вопрос о получении диплома о высшем образовании как такового. Студенты нередко высказывают мысль о том, что не хотят преподавать, а планируют заниматься только творческой деятельностью. В связи с этим необходимо выявить процент будущих специалистов, которые не намерены заниматься педагогической деятельностью, и то, какое количество сту 122 дентов являются потенциальными носителями знаний и умений по изобразительному искусству. Студентам было предложено ответить на следующий вопрос: «Какова ваша цель обучения на ХГФ педуниверситета?» (таблица 4).

Анкетирование студентов отделения изобразительного искусства разных курсов дало приблизительно одинаковые результаты. Стать учителем ИЗО планируют в среднем 50%, свободным художником - 45% и студентов, пришедших только за дипломом - 6%. На основании данных анкетирования, можно сделать вывод, что количество желающих получить высшее художественное образование значительно больше, чем количество мест на художественном отделении Воронежского института искусств (всего 5). Итак, потенциальных носителей народной художественной культуры приблизительно 1/2 от общего числа опрошенных. Также можно отметить очень маленький процент «случайных людей». На наш взгляд, это объясняется необходимостью сдачи экзамена по специальности.

Во время учебы на художественно-графическом факультете педагогического вуза, студенты проходят обязательную практику в общеобразовательной школе, в художественной школе и в доме детского творчества. С целью выявления приоритетной для студентов области педагогической деятельности (если предположить, что все будут работать по специальности) мы провели опрос среди студентов старших курсов после прохождения ими педагогической практики. Студентам было предложено ответить на вопрос: «Кем бы вы предпочли работать?» (таблица 5). Большинство опрошенных предпочли бы работать в детской художественной школе -52%, 36%) - в системе дополнительного образования и 12% - в общеобразовательной. Такие результаты опроса можно объяснить потребностью каждой личности в проявлении и развитии своих способностей к творческой деятельности и невысокой престижностью работы в общеобразовательном учреждении. При этом практически 100%) опрошенных считают недостаточными свои знания в области культурных традиций родного края (таблица 1). Еще одной целью нашего исследования стало определение рейтинга ДПИ, уровня удовлетворенности занятиями по ДПИ, значения места традиций в системе жизненных ценностей, а также наличия у студентов опыта передачи знаний и умений по народным художественным промыслам.

Похожие диссертации на Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры