Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства : в условиях музея дошкольного учреждения Гаранина Наталия Константиновна

Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства : в условиях музея дошкольного учреждения
<
Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства : в условиях музея дошкольного учреждения Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства : в условиях музея дошкольного учреждения Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства : в условиях музея дошкольного учреждения Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства : в условиях музея дошкольного учреждения Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства : в условиях музея дошкольного учреждения Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства : в условиях музея дошкольного учреждения Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства : в условиях музея дошкольного учреждения Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства : в условиях музея дошкольного учреждения Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства : в условиях музея дошкольного учреждения Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства : в условиях музея дошкольного учреждения Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства : в условиях музея дошкольного учреждения Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства : в условиях музея дошкольного учреждения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гаранина Наталия Константиновна. Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства : в условиях музея дошкольного учреждения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Гаранина Наталия Константиновна; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования].- Москва, 2010.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1381

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ 15

1.1. Взаимосвязь образования и культуры как методологическая основа принципа культуросообразности 16

1.2. Педагогические функции народного декоративно-прикладного искусства 37

1.3. Художественно-педагогический потенциал народной игрушки и ее роль в формировании полихудожественной предметно-пространственной среды дошкольного учреждения 58

Выводы по первой главе 69

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ 71

2.1. Экспериментальное исследование педагогического потенциала народной игрушки 72

2.2. Разработка педагогической модели приобщения дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства 98

2.3. Реализация разработанной модели и проверка ее эффективности в педагогической практике 118

Выводы по второй главе 134

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 139

ПРИЛОЖЕНИЕ 151

Введение к работе

Актуальность исследования и постановка научной проблемы. По

оценке философов и культурологов, в настоящее время все более обостряется противоречие в системе трансляции культурного опыта, что выражается в рассогласовании цели и средства, слова и чувства, мотива и поступка. В результате современная культура теряет индивидуально-личностные черты и национально-этническую самобытность, а человек утрачивает ценностные ориентиры, смысл жизни и чувство базового доверия к миру.

Выход из этого кризиса видится в возвращении к фундаментальным ценностям фольклорной культуры, творимой народом в процессе жизнеустройства и созидательного труда. Народная культура - феномен многогранный, многоаспектный, это - не столько мир предметов и связанных с ними обычаев, сколько мир вневременных по своей значимости идей, создающих целостное миросозерцание и миропонимание, наиболее значимой чертой которого является духовность. Не случайно немецкий философ В. Шубарт писал о том, что русский народ обладает теми душевными качествами, которых нет ни у одного из европейских народов. Запад подарил человечеству самые совершенные виды техники, связи и государственного устройства, но лишил его духовности. Основная задача отечественной педагогики искусства сегодня состоит в том, чтобы найти оптимальные пути эстетического воспитания детей, основанные на духовных ценностях народной культуры, и разработать эффективные способы их включения в систему образования на всех его уровнях, начиная с дошкольного.

В основе современного способа интеграции детей во взрослое сообщество лежит индивидуальное культуроосвоение через авторизацию (В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр). Присвоение культуры ребенком протекает в форме ее специфической интерпретации, включающей осмысление содержания общечеловеческого опыта и его самостоятельное творческое преобразование в доступных видах художественной деятельности.

Действительный член Российской академии образования, ректор Высшей школы народных искусств (института) В.Ф. Максимович отстаивает народный характер принципа культуросообразности в отечественном образовании, поскольку невозможно воспитать: культурного человека - на антикультуре, эстетический вкус - вне эстетики и эстетического воспитания, патриотизм - на искажении истории своей Родины.

В современной эстетико-педагогической литературе взаимодействие ребёнка с народной культурой рассматривается как смысловое общение с опорой на художественный «язык» разных видов народного искусства. Уже в дошкольном детстве ребенок способен «присвоить» те человеческие мысли, чувства, идеалы, то отношение к жизни, которое выражено и опредмечено в народном искусстве (А.В. Бакушинский, Н.А. Ветлугина, Е.И. Флерина). Успешность приобщения ребенка к культуре обусловливается способами восприятия мира, направленными на познание и самостоятельное создание художественной формы как универсальной способности (Е.М. Торшилова) в ее собственной эволюции (А.В. Бакушинский); предполагает не столько рационально-логическое, сколько эмоционально-образное познание жизни (Б.М. Неменский); выступает средством освоения и выражения социокультурного опыта (B.C. Мухина); вызывает особое ценностное отношение к предмету или явлению, которое дает самую возможность создания художественного образа как «эстетического обобщения» и пробуждает «эстетическую позицию» (А.А. Мелик-Пашаев).

Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь - народная игрушка. Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, мажорные чувства, позитивные идеи. Они в вещной (материализованной) художественной форме воплощают извечные духовные ценности - коллективизм, правдолюбие, бескорыстие, доброта, толерантность, открытость и душевность, что способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь,

наделенных чувством гражданской ответственности и свободы. В свою очередь, народные игрушки воплощают образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости, доступности исполнительской техники, интерактивному игровому характеру.

Для современного художественного образования важно то, что народное прикладное искусство глубоко традиционно, что проявляется в преемственности средств создания одухотворенных бытовых вещей, но и в устойчивом сохранении наиболее характерных декоративных образов. Это художественное наследие сохраняется, развивается и передается от поколения к поколению в процессе эстетического и духовно-нравственного воспитания (Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, А.П. Усова).

Обзор основных общеобразовательных программ («Детство», «Из детства в отрочество», «Истоки», «Золотой ключик», «Радуга», «Развитие» и других) подтверждает, что задача приобщения детей к народной культуре ставится уже на ступени дошкольного образования. Однако изучение опыта работы более двухсот дошкольных учреждений разных регионов России показывает, что произведения декоративно-прикладного искусства, в т.ч. народные игрушки зачастую используются лишь в качестве предметов интерьера детского сада (67%), подменяются подделками или самодельными формами (54%), выступают лишь иллюстрацией для работы детей по образцу (82%), без проникновения в сущность народного искусства и процесса его создания.

Глубокий педагогический анализ позволил выявить острое противоречие между высоким педагогическим потенциалом народного декоративно-прикладного искусства и отсутствием культуросообразной педагогической модели, направленной на приобщение детей к духовным ценностям народной культуры. Поиск адекватных путей разрешения данного противоречия составляет проблему диссертационного исследования.

Обзор диссертационных работ показал, что в данной области есть значительные заделы: раскрыты возможности разных видов декоративно-прикладного искусства для художественно-эстетического воспитания и

развития (А.А. Грибовская, Ю.В. Максимов, Г.Н. Пантелеев, Т.Я. Шпикалова); показаны пути формирования эстетического отношения к окружающему миру (И.А. Лыкова, О.А. Соломенникова); раскрыта социализирующая роль народной игрушки (Л.А. Кузнецова); изучены педагогические возможности дымковского народного искусства (Н.С. Александрова); разработаны педагогические технологии приобщения к народным традициям (Л.С. Богинова, Л.Д. Вавилова). Вместе с тем, важная проблема приобщения детей к народной культуре на материале подлинников в условиях организации учебно-воспитательного процесса как культуроосвоения осталась неразработанной. Это позволило выявить оригинальное направление диссертационной работы.

Тема диссертационного исследования: «Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства (в условиях музея дошкольного учреждения).

Объект исследования: процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников в образовательном пространстве музея народной культуры.

Предмет исследования: педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства (народной игрушки).

Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально проверить и методически обеспечить педагогическую модель приобщения детей к народной культуре в условиях музея дошкольного учреждения.

Задачи исследования:

  1. Изучить значение народной культуры для эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

  2. Исследовать воспитательный и общеразвивающий потенциал декоративно-прикладного искусства.

  3. Раскрыть роль музея народной игрушки в дошкольном учреждении.

  4. Разработать и экспериментально проверить формы культуроосвоения, доступные детям дошкольного возраста.

  5. Определить психолого-педагогические условия успешной реализации педагогической модели и критерии эстетического развития детей 2-7 лет.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что декоративно-прикладное искусство выступает в качестве основного источника приобщения дошкольников к народной культуре, если:

- полихудожественная предметно-пространственная среда дошкольного
учреждения создается на основе принципа культуросообразности;

- содержательно-организационным центром образовательной работы в дошкольном учреждении является музей декоративно-прикладного искусства, экспозиция которого представлена подлинными предметами культуры;

- народная игрушка рассматривается как гармоничный и целостный мир
народной культуры, доступный для осмысленного освоения детьми на всех
уровнях (восприятие-исполнительство-творчество-авторизация);

- педагогическая модель художественно-эстетического воспитания детей
дошкольного возраста основывается на следующих принципах:
проблематизации, интегративности, интерактивности, приоритета содержания
по отношению к методам и технологиям, развивающего характера
образования, общекультурного контекста.

Основные положения гипотезы легли в основу педагогической модели.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем: выявлен воспитательный потенциал народной культуры, которая рассматривается как целостная система артефактов и традиций жизни народа, основанных на целостном мировоззрении; смоделирован способ культуроосвоения в процессе приобщения детей дошкольного возраста к народному искусству в условиях музея и раскрыта специфика авторизации как творческой интерпретации образов народной культуры; обосновано значение декоративно-прикладного искусства как основного источника приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре; доказано, что народная игрушка является видом декоративно-прикладного искусства, наиболее доступным для освоения на всех уровнях (восприятие-исполнительство-творчество) детьми дошкольного возраста; раскрыта новая форма приобщения детей к народной культуре -музей народной (дымковской) игрушки в дошкольном учреждении.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем: обоснована возможность использования традиций и опыта мастеров народных промыслов в образовательном пространстве современного дошкольного учреждения; доказана точка зрения на сущность амплификации (обогащения) содержания детской художественной деятельности в процессе прямого или опосредованного общения с взрослым (художником, мастером); представлена педагогическая модель, ориентированная на решение задач эстетического воспитания детей средствами декоративно-прикладного искусства; выявлен педагогический (общеразвивающий) потенциал народной игрушки для эстетического воспитания дошкольников; сформулированы цели, задачи, функции, содержание и перспективы работы музея народной игрушки в дошкольном учреждении; раскрыта сущность педагогического руководства в процессе приобщения дошкольников к народной культуре; показана роль взаимодействия дошкольного учреждения и семьи; уточнен педагогический аспект понятий «народная игрушка», «музей народной культуры».

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что в нем
разработаны и предложены широкой педагогической практике: целостная
система учебно-воспитательной работы дошкольного учреждения,
направленная на эстетическое и духовно-нравственное воспитание детей 2-7
лет средствами декоративно-прикладного искусства; методика эстетического
воспитания и художественного развития детей 2-7 лет в условиях музея
народной игрушки в детском саду; инновационные формы работы (мастер-
классы, художественные игры, художественные события); целостная система
занятий для детей разных возрастов по мотивам и в технике народной
(дымковской) игрушки; серия художественно-дидактических игр,

направленных на освоение детьми художественного языка декоративно-прикладного искусства. Результаты исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогов разных квалификационных категорий (заведующих и воспитателей дошкольных учреждений, педагогов системы дополнительного образования, музейных педагогов).

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

взгляды философов на культуру, искусство, творчество, личность человека (Г. Гегель, И. Кант, В.И. Вернадский, Б.Т. Лихачев);

положение о культуре как основном источнике духовности человека (B.C. Соловьев, В.В. Зеньковский, Д.С. Лихачев, М.С. Каган, М.М. Бахтин);

фундаментальные научные труды в области эстетического воспитания и художественного образования (А.В. Бакушинский, Н.А. Ветлугина, Е.М. Торшилова, Е.А. Флерина);

идея о признании детства как культурно-исторического феномена (Л. С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Д. И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин);

сущность принципа культуросообразности в современном образовании (В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр);

представление о народной игрушке как культурном феномене (В.П. Аникин, Г.Л. Дайн, Э.В. Померанцев, А.П. Усова);

- воззрения на важнейшую роль искусства в становлении и развитии
личности ребенка (В.Ф. Максимович, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский,
Н.Н. Фомина, Б.П. Юсов).

Методы исследования: теоретический анализ философской, культурологической, искусствоведческой, педагогической и психологической литературы по теме исследования; изучение специфики работы мастеров народной игрушки (дымковской, филимоновской, тульской, богородской, старооскольской) в процессе мастер-классов; целенаправленное наблюдение педагогического процесса; серия педагогических экспериментов (пилотажный, констатирующий, формирующий и моделирующий).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на широкий круг научно-литературных источников, учетом результатов психолого-педагогических исследований, соответствием методов и способов исследования его проблематике, предмету и задачам; применением современных методических и технологических подходов к решению задач исследования; адекватностью системы экспериментальных

методов исследования; экспертной проверкой основных положений и выводов, сделанных на всех этапах диссертационного исследования.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в государственном образовательном учреждении детский сад № 1951 г. Москвы. В опытно-экспериментальной работе были задействованы 350 детей и их родителей, более 200 педагогов разных квалификационных категорий (воспитатели, заведующие, педагоги системы дополнительного образования), студенты и преподаватели Московского педагогического колледжа № 5 и Российского государственного гуманитарного университета. В апробации и внедрении результатов исследования приняли участие педагоги московских образовательных учреждений №№ 22, 769, 1824, 1921, 2302, 2339, 2398, а также Прогимназии «Центр развития ребенка» Серпухов, детского сада № 42 Видное Московской обл., № 10 Белгорода и № 2 Петропавловска-Камчатского. В экспериментальную работу были также вовлечены сотрудники музея декоративно-прикладного и народного искусства, Музея бояр Романовых «Палаты в Зарядье» и опытные мастера вятской игрушки (Е.П. Борнякова, Л.Н. Докина, Е.Н. Левашова, М.В. Никулина, Е.П. Пасынкова).

Этапы исследования.

Первый этап (1990-1994) - поисково-теоретический - был связан с историко-теоретическим анализом современного состояния проблемы, определением целей и задач исследования.

Второй этап (1994-1997) - моделирующий - включал разработку основных теоретических положений, создание основной экспозиции музея дошкольного учреждения на основе подлинных произведений народного декоративно-прикладного искусства, изучением опыта работы мастеров.

Третий этап (1997-2010) - опытно-экспериментальный - состоял в практическом изучении проблемы исследования, в разработке и апробации модели приобщения детей к народной культуре в условиях музея дымковской игрушки, основанного непосредственно в дошкольном учреждении, в подведении итогов и оформлении результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на международных, региональных, городских и окружных научно-практических конференциях, в том числе: «Родители и дети» (США, 1995); «Дети и экология, XXI» (Суздаль, 2000); «Игра и дети» (Дания, 2002); «Молодежь и семья» (Норвегия, 2004); «Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания» (Москва, 2007); «Третьи Бартрамовские чтения», посвященные 125-летию со дня рождения Н.Д. Бартрама и 90-летию Художественно-педагогического музея игрушки» (Сергиев Посад, 2008); «Традиционное прикладное искусство и образование» (Москва, 2008); «Ребенок в мире культуры: модернизация художественного образования на основе принципа культуросообразности / Международные Бакушинские педагогические чтения» (Белгород, 2009); «Совершенствование общеобразовательного и коррекционно-развивающего процессов в дошкольных учреждениях» (Томск, 2009). На базе экспериментальной площадки ГОУ д/с № 1951 г. Москвы было проведено шесть Международных научно-практических конференций по эстетическому воспитанию дошкольников и младших школьников, в которых принимали участие педагоги из разных городов России (Барнаул, Белгород, Иваново, Санкт-Петербург, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Якутск, Ярославль), а также коллеги из зарубежных государств (США, Армения, Беларусь, Дания, Норвегия, Польша, Чехословакия, Финляндия). На протяжении 15 лет (1995-2010) обучение на экспериментальной площадке прошло свыше 1200 педагогов. Прикладные материалы исследования пропагандировались в цикле образовательных передач на телеканале НТВ (передача «Наше все», 2008). К настоящему времени опубликовано около 20 статей, адресованных специалистам системы дошкольного и семейного воспитания.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 210 источников, и серии приложений, иллюстрирующих и дополняющих основные результаты опытно-экспериментального исследования.

Основные положения, выносимые на защиту

  1. Культурный опыт ребенка приобретается через опыт взрослого или «другого» (Л.С. Выготский). В контексте проблемы диссертационного исследования таким «другим» выступает мастер народной игрушки, который своим прямым или опосредованным участием в художественном развитии ребенка открывает ему путь в мир общечеловеческой культуры. Уникальность данной педагогической и социокультурной ситуации в том, что народный мастер присутствует в произведениях декоративно-прикладного искусства не как один автор, а народ в целом. Произведение народного искусства открывает ребенку мир взором не одного «другого» с его индивидуальным видением, а глазами тысяч и тысяч других людей, поэтому в общение с ребенком незримо вступает все человечество с его многовековым опытом.

  2. Первым видом подлинного искусства для дошкольника выступает народное декоративно-прикладное искусство, и, прежде всего, - народная игрушка, многосторонне формирующая творческую индивидуальность ребенка. Результат воздействия всегда целостен и охватывает весь духовный мир развивающейся личности. Ребенок начинает осмысливать внешний мир в его гармоничной целостности и в своих отношениях к нему.

  1. Авторская модель «Музей народной игрушки в детском саду» строится на принципе единства образовательного пространства и педагогического руководства, основанного на принципах интегративности, интерактивности, приоритета содержания по отношению к методам и технологиям, развивающего характера образования, общекультурного контекста.

4. Художественная игра рассматривается как оптимальная для
дошкольников форма культуроосвоения, предполагающая постижение
сущности, специфики и традиций народной культуры. В основе содержания
художественной игры - инициирование эстетической деятельности детей в
технике и по мотивам декоративно-прикладного искусства, а также
проблематизация содержания образования для самостоятельного открытия
культурных и личностных смыслов народного искусства.

Взаимосвязь образования и культуры как методологическая основа принципа культуросообразности

В первом параграфе первой главы раскрываются сущность и специфика принципа культуросообразности в системе дошкольного образования; взаимосвязь образования и культуры исследуется как методологическая основа принципа культуросообразности; описывается роль народных традиций в процессе приобщения дошкольников к родной культуре, в связи с чем определяется место народной культуры в эстетическом и художественном воспитании детей 2—7 лет.

Дошкольное детство - в общих чертах определяет будущее человека. С детства начинает формироваться эмоциональное восприятие окружающего мира, складываются характер и ценностные установки личности. От того, каким видит мир дошкольник — доброжелательным или враждебным - во многом зависит картина мира, формируемая в сознании ребенка, и в значительной мере определяется весь жизненный путь человека. В образах, звуках, красках предстает перед ребенком Родина. И чем ярче, живее, глубже эти образы, тем большее влияние они оказывают на формирующуюся личность. Детство является ярким и неповторимым периодом жизни каждого человека, когда он целостно -эмоционально и рационально - познает мир во всех его многообразных связях, отношениях, осуществляет поиск своего собственного способа самоутверждения.

Культура транслирует ценности от поколения к поколению, а человек является носителем и субъектом ценностного отношения к миру. Культура является живой связующей нитью между поколениями, объединяет прошлое, настоящее и будущее.

Изучением культуры как источника духовности человека занимались В.В. Зеньковский, В.С.Соловьев, П.А.Флоренский. Так, П.А. Флоренский считал, что культура и воспитание красотой должны создавать единую среду, в которой растущий человек сможет укреплят свой дух, стремиться к гармонии. Д.С. Лихачев, рассматривая роль культуры в жизни современного человека, предупреждал: «Недооценивая культуру, духовное начало в воспитании подрастающего поколения, мы обедняем себя, разрушая носителя духовности — человека» [95, с. 68].

Н.К. Рерих называл культуру и заложенные в ней ценности древом, питающим творчество человека. Он видел назначение культуры в сохранении основ образования, называл ее священным оплотом человечества, мечтал о том, что культура войдет в каждодневный обиход хижин и дворцов: «Культура - есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть двигатель, культура есть сердце. Если обобщить все определения культуры, то найдем синтез действительного блага, очаг просвещения и созидательной красоты» [146, с. 63].

Результаты научных поисков позволяют рассматривать культуру не как внешний фактор психической жизни человека, а как ее внутренний источник [32, с. 43]. Речь идет не только о «высоких» сферах культуры, но и о простейших формах бытовой культуры, которые окружают ребенка с колыбели. «Культура, - по мнению М.М. Бахтина, - «является» человеку через способы взаимоотношений людей по поводу этих вещей, в которые человек включается с момента своего рождения и в которых он с самого начала «участен» и «субъективен» [12, с. 20-37]. «Искусство, -считает Е.М. Торшилова, - было необходимо обществу, чтобы стать обществом, и человеку, чтобы стать человеком» [176, с. 146].

Искусство, являясь одним из самых сильных средств формирования духовной культуры, выполняет катарсическую («очищающую душу») функцию. Ряд исследователей (B.C. Библер Школа «диалога культур»), Б.М. Бим-Бад, М.С. Каган [16]) рассматривают развитие ребенка через постепенное вхождение его в диалог с миром культуры. Этой же проблеме посвящена работа М.М. Бахтина («Эстетика словесного творчества»), в которой автор говорит о недооценке искусства, которое обусловливает отношение к нему как «вспомогательному средству», что девальвирует его роль в развитии духовной культуры человека. Мнения

М.М. Бахтина, И.Е. Берлянда, B.C. Библера, СЮ. Курганова, М.С. Кагана, В.А. Сластенина, Э.Б. Тайлора и др. сводятся к мысли об изменении цели образования от «человека образованного» к «человеку культуры». «Пока мы не поймем, что искусство — это не средство, а способ существования человека как ЧЕЛОВЕКА, мы обречены на сохранение подобной ситуации в образовании» [193, с. 4].

В педагогической науке культура и искусство рассматриваются как важнейшие средства воспитания личности. В период детства эти средства занимают особое место в связи с тем, что являясь эмоциональными по содержанию и средствам выразительности, они имеют игровой характер, отвечают особенностям психофизиологической природы ребенка-дошкольника (А.В. Бакушинский, Г.Н. Волков, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.Я. Данилюк, А.В. Запорожец и др.). По мнению Л.С. Выготского, необходимо не только «вращивать» культуру в психику ребенка, но и обеспечить «врастание» ребенка в культуру [30, с. 107].

В последнее десятилетие предметом исследования стали закономерности исторического развития культуры и развития человека в период детства (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Андреев, Н.Б. Крылова, А.Х. Сундукова, P.M. Чумичева). Точкой пересечения закономерностей филогенетического и онтогенетического развития является способ вхождения человека в диалог с миром культуры. Культура выступает связующим звеном между социальным и генетическим началом в личности, делает человека полноценным членом общества.

Художественно-педагогический потенциал народной игрушки и ее роль в формировании полихудожественной предметно-пространственной среды дошкольного учреждения

В третьем параграфе первой главы будет рассмотрено значение народной игрушки в дошкольном воспитании, специфика художественно-предметной среды детского учреждения и роль музея народной игрушки как новой формы полихудожественного пространства дошкольного образовательного учреждения.

С раннего детства каждый человек связан с наследием мировой культуры, в качестве которого выступает понятная для всех народная игрушка. С игрушки начинается эстетическое освоение ребенком окружающего мира. Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя — природы, поскольку работали с естественными материалами. Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свой взгляд на мир, свое мироощущение. Игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты: у многих народов встречаются однотипные игрушки, с поразительным сходством их конструкций, форм и декора. Это сходство объясняется универсальной общностью народных культурных традиций, единой природой эстетического чувства.

«Русская народная игрушка - это такая прелесть, такое глубокое понимание красоты и такая забавная изобретательность, что лучше этого не найти нигде», - говорил А. Бенуа [13].

Известно, что самые древние игрушки относятся ко второму тысячелетию до нашей эры, в том числе и самые первые игрушки детства - погремушки. Но с полной уверенностью их нельзя назвать только игрушками. Они могли быть и культовыми предметами, которые были призваны оберегать не только детей, но и взрослых от природной стихии и таинственных злых сил. До наших дней сохранились преимущественно глиняные игрушки (остальные были недолговечны). Художественным средством служило украшение фигурок ангобом (белой глиной с примесью извести). Каждое «слово» этого художественного языка имело определенное значение, над «прочтением» которого вот уже несколько веков трудятся ученые. Так, например, известно, что женская фигурка олицетворяла извечную силу и могучее плодородие Земли, конь считался верным слугой Солнца и приносил людям благополучие, различные птицы символизировали весну и служили вестниками Матери-Земли.

«Все эти древние образы раскрывают понимание народом жизни и мира, специфику восприятия основных природных стихий — земли, солнца, воды и неба. В этом союзе человека с природой и коренилась культурная традиция, сохраняющая в неприкосновенности свой художественный язык» [150, с. 39]. Но мастера-игрушечники Древней Руси были не только пристрастными хранителями прошлого, но также художниками-реалистами и художниками-поэтами одновременно. Яркий образ они создавали простейшими выразительными средствами (линия, ритм, контраст), повторяющими при этом устойчивые каноны пластики, которые близки и понятны даже современному зрителю. В народных игрушках, сказках и песнях детям передавались вековые понятия об окружающем мире, о зле и добре, красоте и счастье. Уже в те далекие времена взрослые понимали, что каждому возрасту детства соответствуют свои игрушки и забавы: погремушки, колыбельные, потешки и пестушки - малышам, а детям более старшего возраста — сказки о животных, былины о богатырях, музыкальные игры и игрушки (дудочки, рожки, свирели).

Экспериментальное исследование педагогического потенциала народной игрушки

В первом параграфе второй главы будет дан обзор истории создания музея народной игрушки в дошкольном учреждении; сделан сравнительный анализ народных игрушек и произведена классификация дымковских игрушек по различным основаниям, раскрыты ведущие принципы построения педагогической модели и представлена целостная структура педагогической (авторской) модели, включающая принципы, задачи, организационные формы; описаны основные направления и авторские технологии учебно-воспитательной работы музея народной игрушки в дошкольном учреждении, среди которых особо следует выделить мастер-классы, художественные события (игры и праздники).

Несмотря на то, что к моменту проведения данного исследования уже имелся ряд работ, посвященных проблеме приобщения дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства, многие вопросы оказались нерешенными: не создана система приобщения дошкольников к народной культуре на материале подлинных произведений декоративно-прикладного искусства; не разработана последовательность использования подлинных произведений народной игрушки (в частности, дымковской) при приобщении дошкольников к народной культуре; отсутствует опыт создания в дошкольном учреждении мини-музеея или коллекции (достаточного для работы с группой детей), включающих подлинные произведения декоративно-прикладного искусства (дымковской игрушки); не обобщен опыт знакомства дошкольников с мастерами народных промыслов; не описаны технологии проведения мастер-классов для детей и взрослых (педагогов, родителей), направленные на практическое освоение способов и приемов создания народных игрушек.

Идея создания музея народной игрушки непосредственно в государственном дошкольном учреждении № 1951 Центрального административного округа г. Москвы возникла в 1992 году, когда в массовой образовательной практике еще не было опыта сотрудничества дошкольных учреждений с государственными музеями и мастерами декоративно-прикладного искусства. В момент генерирования и экспериментальной разработки идея была новаторской.

Для описания условий проведения эксперимента важно то, что территориально экспериментальное учреждение расположено в культурном центре столицы нашей родины - Москве. В ближайшем окружении: музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки, музей декоративно-прикладного и народного искусства, музей уникальных кукол, театр им. Сергея Образцова с музеем кукол народов многих стран мира, музей Виктора и Аполлинария Васнецовых, театр сатиры, концертный зал им. П.И. Чайковского, библиотека, музыкальная школа, памятники Маяковскому и Пушкину. Все эти факторы могли позволить дошкольному учреждению стать содержательно-организационным центром уже на первой ступени вхождения ребенка в мир общечеловеческой культуры.

В дошкольном учреждении № 1951 ЦАО г. Москвы воспитываются дети с раннего возраста (с двух лет), дети с недостатками в развитии речи и проблемами со здоровьем. Поэтому на педагогическом совете было принято решение начинать приобщение детей к народному искусству в близлежащих учреждениях культуры. Но уже на этапе пилотажного исследования появилась идея создания музея народной игрушки непосредственно в дошкольном учреждении.

Это было связано: с психофизиологическими особенностями детей (когда дети не только устают от дороги к музею, но и теряются в новой, непривычной для них обстановке); с неприспособленностью многих музейных экспозиций к работе с дошкольниками; с делением детей чаще всего на подгруппы (группу из 25 человек музеи не готовы принимать, поэтому в тот отрезок времени, когда дети одной подгруппы идут на экскурсию, дети второй подгруппы гуляют, играют, водят хороводы); выставки чаще всего не интерактивны для восприятия дошкольниками; при доставке в музеи необходимо было подбирать целую команду взрослых, учитывая возраст детей и большую транспортную загруженность улиц столицы. Экономические условия доставки дошкольников к месту экскурсий тоже играли не последнюю роль в этом решении. Следует отметить, что экскурсоводы в музее не скрывали своего негативного отношения к самым юным посетителям музея и, даже не задумываясь, применяли школьные методы работы (Таблица 4).

Похожие диссертации на Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства : в условиях музея дошкольного учреждения