Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа в условиях пленэра Соколова Ольга Юрьевна

Формирование навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа в условиях пленэра
<
Формирование навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа в условиях пленэра Формирование навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа в условиях пленэра Формирование навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа в условиях пленэра Формирование навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа в условиях пленэра Формирование навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа в условиях пленэра Формирование навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа в условиях пленэра Формирование навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа в условиях пленэра Формирование навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа в условиях пленэра Формирование навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа в условиях пленэра
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Соколова Ольга Юрьевна. Формирование навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа в условиях пленэра : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2000 201 c. РГБ ОД, 61:00-13/719-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РИСУНКА ПЕЙЗАЖА И ЕГО МЕСТО В СТРУКТУРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1. Взгляды педагогов, художников, искусствоведов на рисунок пейзажа 14-29

1.2. Рисунок пейзажа как компонент учебной дисциплины «Рисунок» в аспекте исторического развития 29-54

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА СТУДЕНТАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

2.1. Теоретические положения констатирующего эксперимента 54-58

2.2. Организация констатирующего эксперимента и характеристика испытуемых 58-59

2.3. Анализ констатирующего эксперимента 59-78

2.4. Обсуждение и выводы констатирующего эксперимента 78-84

Глава 3. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РИСУНКА ПЕЙЗАЖА У СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

3.1. Исходные положения формирующего эксперимента 84-90

3.2. Организация формирующего эксперимента 90-92

3.3. Формирование навыков рисунка пейзажа у студентов художественно-графического отделения педагогического колледжа 92-119

3.4. Контрольный эксперимент 119-152

ВЫВОДЫ 152-154

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154-165

БИБЛИОГРАФИЯ 166-176

ПРИЛОЖЕНИЯ 177-201

Введение к работе

Данное исследование посвящено изучению особенностей выполнения рисунка пейзажа с натуры студентами 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа на начальном этапе обучения и разработки наиболее эффективных путей педагогической работы по формированию навыков рисунка пейзажа в условиях пленэра.

ПРОБЛЕМА И ЕЕ АКТУАЛЬНОСТЬ. В период активной социально-экономической и нравственной трансформации нашего общества возникает необходимость улучшения содержания, форм и методов профессиональной подготовки специалистов как для общеобразовательных , так и средних специальных учебных заведений. В этом направлении эффективность подготовки специалистов на художественно-графическом отделении педагогического колледжа зависит от подбора комплекса, современных и традиционных форм и методов обучения, адекватных особенностям контингента учащихся.

Следует учесть, что становление и развитие художника-педагога происходит в том случае, когда в основе обучения лежит система, в которую входит формирование базовых навыков изобразительной деятельности на начальном этапе обучения и, в частности, формирование основополагающих навыков рисунка как основы изобразительной деятельности.

Рассматривая проблему формирования навыков рисунка в процессе выполнения рисунка пейзажа на пленэре как важное условие профессиональной подготовки будущих художников-педагогов, мы считаем, что усиление личностной ориентации, индивидуализации обучения, вариативность содержания учебного материала, деятельностный подход,, использование методов обучения, адекватных особенностям контингента студентов сделает ее качественно лучше. В этой связи

актуальной становится проблема формирования основополагающих навыков рисунка на начальном этапе обучения на ХТО педколледжа, которая требует к себе пристального внимания и нуждается в изучении и разработке оптимальных путей и форм обучения для повышения профессионального уровня будущих художников-педагогов.

Особое место в профессиональной подготовке студентов на художественно-графическом отделении педколледжа занимает практика в условиях пленэра, и , в частности, рисунок пейзажа с натуры, формирующей определенное отношение к миру за счет эстетического воздействия природы, более широкого ознакомления с предметным миром, исследования его морфологии, изучения различных приемов выполнения рисунка пейзажа.

Овладение технологией и операциями по выполнению рисунка пейзажа, ознакомление с изобразительными возможностями графических материалов, изучение последовательности выполнения рисунка пейзажа различной сложности является важным составляющим компонентом обучения студентов ХТО педколледжа. Освоение различных приемов работы над рисунком пейзажа помогает найти наиболее приемлемый для каждого студента изобразительный язык, увеличивая арсенал изобразительных средств, что создаст базу для дальнейшего развития навыков рисунка на последующих этапах обучения.

При этом успех обучения зависит от того, сможет ли педагог сформировать мотивационно-потребностный компонент (заинтересовать студентов этим видом работ), оценочный компонент (способность к адекватной оценке графических работ мастеров изобразительного искусства и учебных рисунков), операциональный компонент (комплекс приемов и операций по выполнению рисунка пейзажа), структурный компонент (наличие последовательности и единства всех этапов работы).

В ходе исследования мы опирались на классические и современный
труды педагогов, искусствоведов, художников, методистов, психологов, в
которых раскрывается педагогическая ценность учебных занятий,
включающих в себя задания, направленные на формирование компонентов
графической изобразительной деятельности с различных позиций: с точки
зрения техники рисунка, изучения роли композиции, наблюдательной
перспективы в пейзаже, с позиции формирования творческого компонента,
с точки зрения эстетического воспитания и т.д. (О.А.Авсиян, А.Д.Алехин,
ПК.Анохин, А.О.Барщ, ГЛВ.Беда, Н.Н.Волков, Л.С.Выготский,
В.П.Зинченко, Д.Н.Кардовский, В.С.Кузин, Г.Г.Поспелов,

Н.Н.Ростовцев,Г.Б.Смирнов, НМ.Сокольникова, Б.А.Соловьева,

А.ЕТерентьев,Е.В.Шорохов и др.)

Обучение академическому рисунку занимает важное место в системе подготовки художников-педагогов. Эта дисциплина считается основой художественного образования студентов, без которой невозможно полноценное овладение комплексом профессиональных знаний и навыков (В.П.Зинченко, Н.Н.Ростовцев, А.В. Свешников и т.д.).

Известно, что навыки рисунка складываются в процессе деятельности, под влиянием обучения, воспитания и различных объективных условий, проходя различные этапы становления и развития от непроизвольных действий к умениям и навыкам. По мнению Н.Н.Ростовцева (1973г.), обучение рисунку пейзажа имеет большое значение в формировании различных компонентов графической деятельности, так как в процессе рисования пейзажа решаются как «научно-аналитические», так и художественных задачи.

Как показали исследования исторического аспекта развития методов обучения рисунку (Н.Н.Ростовцев, 1983), рисунок пейзажа, как правило, выполняется в конце курса обучения академическому рисунку, следовательно, является этапом, на котором происходит обобщение и

синтез имеющихся знаний и умений, и условием дальнейшего развития профессиональных навыков на последующих ступенях обучения.

Теоретические положения Л.С.Выготского, В.С.Кузина и др. о возможности становления различных психических функций в деятельности, определяют возможности развития компонентов графической деятельности у студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа в процессе формирования навыков рисунка пейзажа в условиях пленэра.

Вместе с тем , специальных исследований, посвященных формированию навыков рисунка у студентов художественно-графического отделения педколледжа в процессе выполнения рисунка пейзажа недостаточно.

Актуальность исследования проблемы формирования навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа определяется тем, что эти навыки являются неотъемлемым компонентом различных форм графической деятельности художника-педагога. Особенно значимым становится формирование графических навыков на первом году обучения специальности, так как именно в этот период закладываются основы мастерства будущего преподавателя изобразительного искусства (Н.Н.Ростовцев, Г.Б.Смирнов, Н.М.Сокольникова, Б.А.Соловьева, А.Е.Терентьев и др.).

Недостаточная изученность графической деятельности студентов на начальном этапе обучения на художественно-графическом отделении педагогического колледжа не позволяет создать целостного представления об особенностях формирования профессиональных навыков в этот период обучения. Это, в свою очередь, негативно сказывается на построении процесса обучения и снижает эффективность обучения рисунку,

являющемуся основой изобразительной грамотности, затрудняет процесс приобретения профессиональной подготовки студентов.

Актуальность проблемы и недостаточная ее разработанность определили тему диссертационного исследования: «Формирование навыков рисунка пейзажа у студентов художественно-графического отделения педагогического колледжа в условиях пленэра», основной задачей которого является определение путей и содержания обучения рисунку пейзажа на пленэре, которые позволят сделать процесс формирования навыков рисунка более эффективным.

ЦЕЛЬЮ исследования является разработка и экспериментальная проверка путей формирования у студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа навыков рисунка при выполнении рисунка пейзажа с натуры в условиях пленэра.

ОБЪЕКТОМ исследования является учебная и художественная деятельность студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа на занятиях в условиях пленэра.

ПРЕДМЕТОМ исследования - процесс формирования основополагающих навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса ХТО педколледжа в процессе выполнения рисунка пейзажа на занятиях в условиях пленэра.

В основу исследования была положена ГИПОТЕЗА: формирование
базовых навыков рисунка у студентов 1 курса художественно-
графического отделения педагогического колледжа в процессе выполнения
рисунка пейзажа на пленэре будет более эффективным, если в обучении
используется личностно-дифференцированный подход,

предусматривающий:

вариативное содержание учебного материала;

индивидуальную и фронтальную формы организации обучения в комплексе;

деятельностный подход в обучении;

использование методики, адекватной особенностям контингента студентов.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие ЗАДАЧИ исследования:

1. Провести анализ литературы по проблеме исследования.

2. Разработать методику исследования навыков рисунка пейзажа у
студентов 1 курса ХТО педагогического колледжа в условиях
занятий на пленэре.

  1. Выявить особенности выполнения рисунка пейзажа у студентов 1 курса ХТО педколледжа.

  2. Разработать направления, содержание и технологию педагогической работы по формированию навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса ХТО педколледжа на занятиях в условиях пленэра и осуществить их апробацию.

  3. Проверить эффективность предложенного содержания методики формирования навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса ХТО педколледжа.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования являются: ведущие положения искусствоведения, истории, теории и методики обучения изобразительному искусству; положения психологии и педагогики: о деятельностном подходе в развитии психических процессов, о соотношении «зоны актуального и ближайшего развития», современные психолого-педагогические исследования, указывающие на взаимосвязь, взаимообусловленность и целостность процессов обучения, воспитания и развития личности, на специфику художественного восприятия и отражения в изобразительном искусстве.

МЕТОДЫ исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс адекватных

объекту и предмету исследования методов: теоретический анализ общей и специальной искусствоведческой, методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение за студентами в процессе учебно-художественной деятельности; анализ результатов графической деятельности студентов (выполненные графические листы) и произведений художников; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); качественный и количественный анализ (статистическая обработка) экспериментальных данных.

ОРГАНИЗАЦИЯ исследования. Опытно-экспериментальная работа велась в период с 1996 по 1999 гг. на базе художественно-графического отделения Московского педагогического колледжа №16. В экспериментальном исследовании участвовало 120 студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа.

На первом этапе (1996-1997гг.) определялась тема исследования, обоснование ее актуальности. В этот период анализировалась литература, посвященная художественному образованию, выявлялась роль навыков рисунка в обучении изобразительному искусству. Определялась методология исследования и разрабатывалась его методика, была выдвинута гипотеза, намечены цели, задачи, методы исследования, определялось содержание констатирующего эксперимента.

На втором этапе (1997-1998гг.) отрабатывалась технология и содержание обучающего эксперимента, проводился констатирующий эксперимент.

На третьем этапе (1998- 1999гг.) проводились обучающий и контрольный эксперименты, систематизировались и обобщались результаты теоретического и экспериментального исследования, проводился статистический анализ полученных данных.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования состоит в том , что в нем

разработана методика диагностики особенностей графической деятельности студентов ХТО педколледжз и эффективная методическая система обучения, при которой происходит формирование базовых навыков рисунка у студентов при выполнении ими рисунка пейзажа на пленэре.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в следующем:

- обоснована необходимость и возможность формирования базовых навыков рисунка у студентов первого курса ХТО педколледжа в процессе выполнения рисунка пейзажа на пленэре: формирование мотивационного компонента, оценочного отношения к графической деятельности, основных теоретических знаний и понятий из области перспективы и композиции в пейзаже, основных операций и приемов выполнения рисунка пейзажа, соблюдение последовательности и единства этапов работы над рисунком пейзажа на любом уровне сложности;

выявлены закономерности формирования навыков рисунка у студентов с различными уровнями подготовленности (учащихся, имеющих подготовку по предметам изобразительного цикла в рамках программы общеобразовательной школы, и учащихся, посещавших художественные школы, ИЗО-студии, подготовительные курсы и т.п.);

разработана методика определения уровня сформированности навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа в условиях пленэра;

разработана и научно обоснована эффективная методика формирования навыков рисунка у студентов 1 курса ХТО педколледжа в процессе выполнения рисунка пейзажа на пленэре: формирование мотивационного и оценочного компонентов изобразительной деятельности, овладение приемами работы материалами и средствами

рисунка в соответствии с законами наблюдательной перспективы и композиции при выполнении набросков, зарисовок и законченного рисунка пейзажа.

ПРАКТИЧЕСКАЯЗНАЧИМОСХЬ^всследования состоит в том,
что его результаты используются на практических занятиях в условиях
пленэра, материалы диссертации могут служить основой для коррекции и
оптимизации прежних методик работы со студентами ХТО педколледжа в
ходе освоения практических дисциплин - рисунка, перспективы,
композиции. Разработанная и экспериментально проверенная методика
обучения студентов ХТО педколледжа рисунку пейзажа реально
способствует повышению эффективности формирования навыков рисунка
^-, и более качественному усвоению материала. Разработанные методические

и наглядные пособия используются преподавателями в процессе проведения учебных занятий, факультативов, кружков по изобразительному искусству, в научно-методической работе кафедры рисунка и предметно-цикловой комиссии специальных дисциплин.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ следующие основные положения:

1. Комплексное преподавание рисунка пейзажа рассматривается как
один из важных компонентов системы профессиональной

* подготовки будущих художников-педагогов, открывающее новые

возможности формирования основополагающих навыков изобразительной деятельности.

2. Эффективность формирования базовых навыков рисунка в
процессе выполнения рисунка пейзажа в условиях пленэра
обеспечивается личностно-дифферешщрованным подходом,
включающим в себя вариативность содержания обучения,
индивидуальную форму организации учебкой деятельности, в
комплексе с фронтальной, формирование основных навыков в

процессе практической деятельности, использование методов, адекватных особенностям контингента студентов.

АПРОБАЦИЯ и ВНЕДРЕНИЕ результатов диссертационного исследования осуще^?гвлялась__в__^роцесе--ч^

проводимой в Московском педагогическом колледже №16; на заседании кафедры рисунка МГОПУ (1999); на научной конференции, посвященной вопросам профессионального образования (МГОПУ, 1996); на семинаре для зам.директоров средних специальных учебных заведений (МІЖ №16, 1998). Материалы исследования использовались на практических занятиях по рисунку в рамках программы по практике «Пленэр» со студентами МГОПУ в 1997г. и со студентами МІЖ №16 в 1996/99гг., а также апробировались в установочных лекциях и семинарах по дисциплине «Рисунок» для студентов МГОПУ (1997) и МПК №16 (1993/99). Материалы диссертации опубликованы: в программе по практике «Пленэр» для студентов художественно-графического отделения педагогического колледжа (специальность «Изобразительное искусство и черчение», государственный стандарт повышенного уровня), М., 2000г.; статьях: «Рисунок в структуре школы Баухауза», М., 1997; «Из истории развития графики», М., 1999; «Композиция при рисовании с натуры», М., 1999.

ДОСТОВЕРНОСТЬ и ОБОСНОВАННОСТЬ полученных результатов обеспечивается совокупностью исходных методологических и теоретических положений исследования, использованием современных достижений педагогики, применением комплекса взаимодополняющих методик, адекватных целям, задачам и логике исследования; соразмерным сочетанием качественного и количественного анализа экспериментальной работы; опытно-экспериментальной проверкой гипотезы и методики; реализацией результатов исследования в системе обучения

академическому рисунку на художественно-графическом отделении педагогического колледжа.

СТРУКТУРА и ОБЪЕМ работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии^илфиттож^ния Рл^птп ттострпрокини 1"^ таблицами, 2 схемами, 2 диаграммами, фотографиями учебных работ.

Взгляды педагогов, художников, искусствоведов на рисунок пейзажа

Проблема рисунка пейзажа, его место в структуре изобразительного искусства, поиски способов обучения этому виду графики вызывают закономерный интерес у исследователей различных специализаций; педагогов, художников, искусствоведов и многих других.

В одних исследованиях рисунок пейзажа рассматривается с искусствоведческих позиций, в других - в контексте обучения мастерству художника, с педагогической точки зрения - во взаимосвязи с развитием различных компонентов графической деятельности.

Искусствоведческие аспекты проблемы рассматривались в разное время. Исследования в этой области касаются вопросов, связанных с развитием рисунка в онтогенезе (А.Д.Алехин (1973), М.В.Алпатов (1969), Э,М.Белютин (1967), Г.Г.Поспелов (1976), А.А.Сидоров (1940, 1960), Б.А.Соловьева (1989), Н.М.Сокольникова (1999), А.А.Федоров-Давыдов (1950), Н.В.Яворская (1962), А.О.Ягодовская (1963) и др.), а также с историей развития методов обучения рисунку, в том числе рисунку пейзажа „ роли вел» художников-педагогов в этом , (НЛАнисимов (1969), Л.АВыходцева (1984), ИГинзбург (1940) « З.Ф.ЕсаРев (1975), Д.Н.КаРДо„ский (.938), Е.С.ІСондаячан (»м/ О.Михайлова (195!), Н.Н.Молева (,962), М.М.Попов (,909) Н.Н.РОСХОВЦЄВ (1981), А.Н.Савинов (1954, .963), АБСвешников (196.) Согласно определению, данному коллективом авторов-АМПрохоров, С.Р.Гершберг, А.АГусев, С.М.Кова„ев и др., - графика (от греч. graphike, grapho - пишу) - вид изобразительного искусства объединяющий рисунок и печатные изображения на основе рисунка

Рисунок, по мнению этих авторов, - изображение на плоскости основной вид графики, выполненный посредством лит, штриха, точек в одном или нескольких цветах.

Рассматривая рисунок в качестве вила графики, НМ.Сокольникова отмечает, что он, в свою очередь, является видом изобразительного искусства.

Исследователи рассматривают разливе виды рисунка, например станковый (выполняемый на мольберте), учебный, академический творческий (НМСокольникова, АМЛрохоров, СРГершберг и др) Они отмечают, что понятия учебного и академического рисунка часто взаимозаменяемы, учебный рисунок „ожег бьтхь станковым, академическим, творческим и т.п.

Учебный рисунок также имеет ряд разновидностей: наброски зарисовки, подготовительный рисунок, линейный рисунок, тональный рисунок и т.д. (АОБарпд, АМ.Серов, НЖСокольникова, А.Е.Терет.ев и ДР). Одним из отличительных признаков рисунка является отношение изображаемого предмета к пространству. Чистый фон листа, не занятый изображением, воспринимается как пространство.

Художественно-выразительные достоинства рисунка, по мнению исследователей, заключаются в его лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условность в изображении предмета составляют особую значимость графического изображения.

«Различные виды рисунка различаются по технике, по назначению, жанрам и темам», - считает Н.М.Сокольникова.

А.А.Радугин, С.АТитов, В.И.Авдеев и др. отмечают, что рисунку доступны такие жанры, как пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр, исторический и батальный жанры, мифологический жанр и т.д.

Обращение к рисунку пейзажа основано на богатстве и разнообразии природы как объекта для изображения на многовековой истории пейзажа. По мнению Б.А.Соловьевой (1989г.), пейзаж в рисунке появился раньше, чем он возник как самостоятельный жанр в живописи.

Пейзаж является самостоятельным жанром изобразительного искусства, а также играет важную роль в исторических и жанровых картинах. Пейзаж как жанр живописи имеет многовековую историю. Элементы пейзажа встречаются еще в помпейских росписях. Разнообразные сюжеты разворачиваются на пейзажных фонах. Художники эпохи Возрождения включали в свои картины пейзажи, передающие конкретно ту или иную местность. «Чистый пейзаж» впервые отмечен на одном из рисунков Леонардо да Винчи (1473г). позднее многие художники целиком посвящают себя этому жанру.

Теоретические положения констатирующего эксперимента

В целях проверки первого положения нашей гипотезы о существующих особенностях процесса выполнения графического пейзажа был осуществлен констатирующий эксперимент.

Важнейшим элементом в теоретическом обосновании констатирующего эксперимента является положение о реалистической основе изобразительного искусства.

Реалистическое искусство базируется на рисовании с натуры, - оно является основой реалистической изобразительной грамоты. П.П.Чистяков (1939г.) говорил, что настоящий мастер «всегда ученик перед природой».

«Непрестанно рисовать с натуры - вот школа, самая высшая и верная», - писал И.Репин (1960г.).

Основой для понимания роли рисунка пейзажа в развитии компонентов графической деятельности и повышении уровня мастерства рисунка у будущего художника педагога послужила концепция обучения изобразительному искусству Д.Н.Кардовского (1938г.), согласно которой ведущая роль во всех видах пластического искусства принадлежит рисунку.

Учебный рисунок, в его понимании, являлся аналитическим процессом, подчиняющимся определенным закономерностям, вытекающим из знания законов натуры. «Некоторые вещи, как конструкция, рисунок, могут быть доказываемы, значит, всеми усвояемы.»

Опорой для изучения уровня развития графической деятельности студентов ХТО явились высказывания педагогов и художников о роли технического компонента в рисунке.

В.В.Верещагин (1854г.) считал, что «...художественная техника -это грамматика, без которой никакие стремления в искусстве несерьезны и походят на замыслы младенца».

Аналогичным образом высказывался О.Роден (1890г.): «Техника только средство, но художник, пренебрегающий этим средством, никогда не разрешит своей задачи...»

Большое значение освоению техники, познанию свойств различных «рисовальных» (графических) материалов, овладение способами работы с ними придавал В.А.Серов, отмечая, что материал имеет не менее важное значение, чем содержание картины, и составляет «живую душу» произведения.

Значительная роль в рисунке принадлежит перспективе. Начиная с эпохи Ренессанса и до наших дней художники и педагоги отмечают этот факт (В.Г.Демьянов, Б.В.Раушенбах, Н.Н.Ростовцев, Н.М.Сокольникова, Г.Б.Смирнов, А.М.Серов, С.В.Тихонов, А.Е.Терентьев и др.) в своих исследованиях. Например, Б.В.Раушенбах (1994г.) указывает, что особенностью перспективы пейзажа является отсутствие «проблем изображения стен и потолков», а есть проблема передачи «облика расположенных на разных планах и заполняющих открытое пространство объектов: домов, деревьев и т.п.). Коллектив авторов: С.В.Тихонов, В.Г.Демьянов, В.Б.Подрезков (1996) предполагает научный принцип получения перспективного изображения различных объектов и определение перспективы изображения различных объектов и определение перспективы как изображение формы на плоскости коническими лучами. Н.М.Сокольникова (1997), Г.Б.Смирнов, А.М.Серов, АЕ.Терентьев подчеркивают необходимость использования наблюдательной перспективы.

Как известно, важное значение в рисунке имеет композиция. Поэтому определение уровня сформированности навыков применения законов композиции в рисунке студентами ХТО было обосновано.

Обращаясь к композиции, мы основывались на положении, что весь процесс рисунка должен служить школой воспитания «композиционного качества» (Тихонов СВ., 1995г.). Об этом говорит в своих педагогических заметках АС.Голубкина (1975г.): «...чтобы перейти к этому настоящему искусству, надо хорошо изучить... ремесленную часть, которая... целиком поддается знанию, вычислению и преодолевается вниманием, усвоением порядка работы, сдержанностью и дисциплиной».

Д.Рейнольдс (1771г.) отмечал: «Мы совершенно уверены, что красота формы, выражение страстей, искусство композиции... весьма сильно зависят от соблюдения правил.»

Отечественная психология (Л.С.Выготский (1963), В.В.Давыдов (1986), В.СКузин (1997), АНЛеонтьев (1975), Д.Б.Эльконин (1978)) базируется на деятельностном подходе в формировании психических функций. Поэтому в основу изучения особенностей выполнения рисунка пейзажа студентами художественно-графического отделения был положен деятельностный подход.

Исходные положения формирующего эксперимента

Проведение констатирующего эксперимента позволило выявить некоторые особенности выполнения рисунка пейзажа с натуры (в условиях пленэра) студентами 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа.

Результаты исследования подтвердили наше предположение о том, что развитие у студентов компонентов графической деятельности и уровень профессионального мастерства зависит от формирования навыков рисунка, важными составляющими которых являются навыки рисунка пейзажа.

При разработке методики формирования навыков рисунка пейзажа мы опирались на положение Н. Н.Ростовцева о роли рисунка пейзажа в обучении рисунку на художественно-графическом отделении: «Для художественных заведений рисунок пейзажа должен иметь особое значение, так как в этих заданиях решаются не только научно-аналитические, но и художественно-творческие задачи.»

Ведущим теоретическим положением в обучающем эксперименте явилось положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения в процессе развития компонентов деятельности.

Важным при определении путей формирования навыков рисунка пейзажа является положение о научной основе обучения рисунку. Необходимость применения такого подхода прослеживается с эпохи Ренессанса до сегодняшнего дня. Необходимость научно обоснованного обучения рисунку подчеркивали Альберти, А.О.Барщ, К.Брюллов, Леонардо да Винчи, А.Г.Венецианов, В.НХамаюнов, А.Делакруа, С.К.Зарянко, Е.И.Игнатьев, Агостино и Аннибале Каррачи, І# Ц Д.Н.Кардовский, Ю.М.Кирцер, И.Н.Крамской, В.СКузин, Н.В.Одноралов, В.ГЛеров, В.В.Пукирев, Дж.Рейнольдс, И.Е.Репин, Н.Н. Ростовцев, А.К.Саврасов, А.В.Свешников, Г.Б.Смирнов, Л.К.Сыров, А.Е.Терентьев, Ченино Ченини, П.П.Чистяков, И.И.Шишкин и др.

Следующим важным для нас теоретическим положением было положение о роли технических навыков и навыков применения закономерностей композиции и наблюдательной перспективы в рисунке пейзажа. Есть несколько точек зрения на то, когда, в какой последовательности студентам надо объяснять закономерности композиции и перспективы. Например, Микельанджело считал техжическую-сторону—рисунка. важне.е_абразно пмпозидионного строя: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки». И.Е.Репин отмечал, что: «...как бы ни была содержательна вещь по своей задаче, если она будет слаба по исполнению, она будет возбуждать даже отвращение к той прекрасной идее, которую автор взял.»

Придавая большое значение выработке графических навыков и умений, К.Брюллов говорил, что необходимо начинать рисовать с младенческого возраста, чтобы приучить руку передавать мысли и чувства подобно тому, как скрипач передает на скрипке то, что чувствует.

«Техника - это язык художника; развивайте ее неустанно до виртуозности. Без нее вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту», - так писал о технике рисунка П.П.Чистяков (1939г.).

Исследуя вопрос формирования навыков рисунка пейзажа с методической точки зрения, мы обратились к системе взглядов Д.Н.Кардовского (1938г.) относительно задач школы, методики преподавания.

Прежде всего он четко определяет задачи школы, отделяя ее от творчества: «Школа есть система, а не развитие личных качеств. Что хорошо в школьном смысле - может быть и нехудожественным, потому что цели школы и творчества разные». При этом Кардовский не отрицает необходимости развития в ученике «художественного понимания», образного мышления. Он только указывает, что «умение не должно отставать от понимания», видит задачу школы в правильном обучении «изобразительному ремеслу», постигая которое ученик приходит к «художественному выражению».

Похожие диссертации на Формирование навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа в условиях пленэра