Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование живописных умений и навыков у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе освоения мягких графических материалов на занятиях рисунком Моисеева Екатерина Викторовна

Формирование живописных умений и навыков у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе освоения мягких графических материалов на занятиях рисунком
<
Формирование живописных умений и навыков у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе освоения мягких графических материалов на занятиях рисунком Формирование живописных умений и навыков у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе освоения мягких графических материалов на занятиях рисунком Формирование живописных умений и навыков у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе освоения мягких графических материалов на занятиях рисунком Формирование живописных умений и навыков у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе освоения мягких графических материалов на занятиях рисунком Формирование живописных умений и навыков у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе освоения мягких графических материалов на занятиях рисунком Формирование живописных умений и навыков у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе освоения мягких графических материалов на занятиях рисунком Формирование живописных умений и навыков у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе освоения мягких графических материалов на занятиях рисунком Формирование живописных умений и навыков у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе освоения мягких графических материалов на занятиях рисунком Формирование живописных умений и навыков у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе освоения мягких графических материалов на занятиях рисунком
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Моисеева Екатерина Викторовна. Формирование живописных умений и навыков у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе освоения мягких графических материалов на занятиях рисунком : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2004 165 c. РГБ ОД, 61:04-13/2429

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Анализ опыта использования мягких графических материалов художниками-педагогами в творческой и педагогической деятельности.

1.1. Виды, свойства, традиционные методики работы мягкими графическими материалами и их роль в истории становления живописного рисунка. 12

1.2. Краткий экскурс в историю вопроса использования 36 мягких графических материалов в мировой художественной практике.

1.3. Применение мягких графических материалов в 65 педагогической деятельности как одно из важных средств повышения качества работ по рисунку и живописи.

Выводы к главе 1. 79

Глава 2. Основные психолого-педагогические установки и закономерности восприятия предмета и изображения (на примере рисунка и живописи).

2. 1. Психологическая природа зрительного восприятия художника в работе над живописью и графикой. 80

2.2. Формирование двигательных навыков у студентов ХГФ на занятиях рисунком и живописью в процессе овладения техникой работы мягкими графическими материалами. 80

2.3. Основные дидактические принципы формирования 99

живописных умений и навыков в процессе обучения студентов ХГФ.

Выводы к главе 2. 109

Глава 3. Определение путей и методов формирования живописных умений и навыков в процессе освоения мягких графических материалов (экспериментальное исследование).

3.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента. 111

3.2. Поисковый эксперимент 120

3.3. Основные педагогические мероприятия по использованию мягких графических материалов в специальной межпредметной подготовке по рисунку и живописи (формирующий эксперимент). 129

Выводы к главе 3. 156

4. Заключение. 138

5. Список литературы. І4Ї

6. Приложения. 150

Введение к работе

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ В современных условиях модернизации системы образования на одно из первых мест выдвигается проблема качественного изменения уровня профессиональной подготовки будущих учителей. Немаловажную роль в решении этой проблемы играет учебная изобразительная деятельность, направленная на освоение мягких графических материалов, обоснованное и активное использование их специфических возможностей для формирования живописных умений и навыков в процессе учебного рисования. Бесспорным является тот факт, что методика освоения мягких графических материалов должна базироваться на серьёзной научной основе в целях формирования живописных умений и навыков студентов на занятиях рисунком. История и практика системы обучения на художественно-графических факультетах показала, что именно этот вид деятельности студентов способствует более оптимальной подготовке специалиста. При выполнении учебных заданий, для работы в школе, лицее, системе дополнительного образования могут быть использованы материалы, позволяющие передавать не только объёмность формы, но и цвето-фактуру, богатство тональных нюансов от светлого к тёмному, моделировать форму не только штриховкой, но и тушёвкой, растёртым или разнофактурным пятном. К таким материалам могут быть отнесены уголь, сангина, соус, пастель, мягкий графит. При работе студентов мягкими графическими материалами со стороны преподавателя требуется своевременный контроль, аргументированный совет и профессиональный показ. И контроль и оперативная помощь учителя помогают качественно воспитывать у ученика чувство звучания материала в художественном изображении, то есть формируют глубокое понимание специфики применения того или иного материала сообразно с изобразительными возможностями и характером натуры. Ведь каждая новая постановка: будь то натюрморт, гипсовая модель, голова натурщика или одетая фигура - в силу своих специфических, образных или содержательных черт «требуют своего» особого

материала, так и бумаги, своего художественного языка. Очень точно выражают эту мысль слова П. П. Чистякова: «Что сюжет, то и взгляд, то и приём»1.

В условиях высшего художественного педагогического образования недостаточное внимание к технике рисунка, изобразительным материалам приводит к тому, что выпускники художественно-графического факультета, не познав и не почувствовав всей специфики различных мягких графических материалов, их возможностей и достоинств во время обучения, привносят это незнание и безразличие в общеобразовательную школу, лицей, приступают к педагогической деятельности недостаточно подготовленными. Нерешённость данной проблемы ведёт к неполноценной подготовке специалистов — преподавателей изобразительного искусства.

К этому следует добавить, что специальных научных исследований, целиком посвященных изучению и освоению мягких графических материалов, почти не имеется. Как отмечал Ю.И. Найда, «...ни в методической литературе, ни в программе мы не находим каких-либо конкретных рекомендаций по последовательному их (мягких графических материалов. — Е. М.) изучению...методика обучения рисунку не может быть полноценной, если в ней не содержится раздела по технологии и технике рисования»2.

Необходимость углублённого изучения мягких графических материалов рисунка вызвана также распшрением сферы использования: технических средств обучения в средних и высших учебных заведениях. Применение в учебном процессе современных компьютерных технологий позволяет имитировать любые художественные материалы. Однако при этом необходимы теоретические и практические знания мягких графических материалов, чтобы грамотно использовать их при создании изображений.

1 Чистяков. ПП. Письма, записные книжки, воспоминания (1832 -1919). - М: Искусство, 1953. — С. 304.

2 Найда Ю. И. Исследование методов обучения технике рисунка на младших курсах ХГФ: Дисс канд. пед.
наук.-М: 1978.-С. 116.

Следует подчеркнуть то обстоятельство, что освоение мягких графических материалов, изучение их выразительных возможностей и художественных функций в процессе учебного рисования тесно связано с художественным образованием и эстетическим воспитанием студентов, с развитием их зрительного восприятия, профессионального мышления, правильным пониманием целей и задач, в процессе овладения изобразительной грамотой. Создание живописного рисунка зависит не столько от техники рисования, сколько от степени развития зрительного восприятия, уровня мышления, понимания принципов строения натуры, методов её трактовки и многого другого. При наличии этих факторов ив результате настойчивой работы у студентов формируются и совершенствуются живописные умения и навыки при выполнении учебных рисунков.

Существенный вклад в изучение проблемы формирования живописных умений и навыков внесли такие отечественные и зарубежные психологи, как: Б.Г. Ананьев, Н.Н. Волков, Л.С. Выготский, Е. И. Игнатьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн.

При изучении форм и методов обучения рисунку мы опирались на работы И.В. Гинзбурга, Н.А. Дмитриевой, Н.Я. Маслова, Н.М. Молевой и Б.Э. Белютина, М. Д. Бернштейна, Н.Н. Ростовцева и др. Основных принципы, формы и методы обучения рисунку рассматривалась в научных исследованиях Ю. К. Бабанского, М. А. Данилова, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, М. Н. Скаткина.

Большую теоретическую ценность для нашего исследования представляют научные изыскания таких художников-педагогов, как: Г.В. Беда, Н. Н. Волков, В.П. Зинченко, В.К. Лебедко, Н.Я. Маслов, Б. М. Неменский, Н.Н.Ростовцев, А.Е. Терентьев, А.А. Унковский, Н. Э. Радлов, Г.Б. Смирнов, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов, и др.

В современной художественной педагогике разным аспектам проблемы формирования живописных умений и навыков посвящены работы А.В. Копейкина, А.Е. Тереньтьева, Ю.И. Найды, Н.Э. Радлова. В основном это

работы практического, прикладного характера. Однако в свете нашей проблемы таких исследований не проводилось.

Противоречие между возросшими требованиями к подготовке будущего художника-педагога по рисунку и отсутствие специальной методики по освоению мягких графических материалов, способствующих формированию живописных умений и навыков, выявило общую проблему исследования.

Её актуальность определили тему данной работы: «Формирование живописных умений и навыков у студентов художественно-графических факультетов в процессе освоения мягких графических материалов на занятиях рисунком».

Цель исследования:: научно обосновать и экспериментально проверить систему методов обучения, направленных на освоение мягких графических материалов, способствующих формированию живописных умений и навыков у студентов ХГФ, обеспечивающих более высокий уровень выполнения работ по рисунку и живописи.

Объектом нашего исследования является процесс формирования живописных умений и навыков у студентов ХГФ при работе мягкими; графическими материалами на занятиях по рисунку.

Предмет исследования: методы работы мягкими графическими материалами, способствующие овладению, формированию и развитию живописных умений и навыков у студентов ХГФ, развитие соответствующего зрительного восприятия натуры и профессионального мышления рисующих.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что если строить подготовку студента по рисунку, опираясь на специально разработанную и апробированную методическую систему, которая включает в себя: цели, задачи, содержание обучения и методику преподавания, направленную на освоение разных графических материалов как важную и необходимую составляющую часть курса учебного рисунка, то можно обеспечить более основательную подготовку учителей изобразительного искусства. При этом имеется в виду важность использования известных в педагогике дидактических

принципов, форм, методов обучения и методических приёмов организации практических занятий по рисунку и живописи, которые будут наиболее эффективны в решении данной проблемы, необходимость использования наглядного материала, раскрывающего основные качества живописного рисунка, ознакомление с историей его развития, связи с живописью, проведение практических работ, средств ТСО способствующих накоплению теоретических и практических знаний о технологии использования мягких материалов в рисунке.

Всё* это позволит вывести учебный процесс на качественно новый уровень в плане формирования живописных умений и навыков студентов ХГФ на занятиях рисунком.

Изучение и: анализ разработанности данной проблемы, а также личный художественно-педагогический опыт работы автора позволяют сформулировать ряд важнейших для решения проблемы исследования задач: -дать рабочие определения понятий «живописные качества рисунка»,

«живописные умения и навыки», «мягкие графические материалы»;

изучить историю вопроса использования мягких графических материалов в творческом опыте известнейших мастеров изобразительного искусства и художников-педагогов;

определить степень владения студентами ХГФ мягкими графическими материалами в данный момент с целью развития их живописных умений и навыков в дальнейшем;

теоретически обобщить разработанную систему педагогических мер, направленных на активное формирование живописных умений и навыков у студентов ХГФ в процессе изучения мягких графических материалов на занятиях рисунком;

осуществить экспериментальную проверку разработанной нами методики проведения занятий по рисунку и определить её влияние на формирование живописных умений и навыков у студентов ХГФ в процессе изучения мягких графических материалов.

Методологической основой исследования являются:

психолого-педагогические труды в области художественного образования;

научно-методические рекомендации учёных и педагогов по формированию живописных умений и навыков в процессе обучения;

исследования отечественных и зарубежных педагогов по общим и частным вопросам методики обучения изобразительному искусству.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения данной проблемы использовались следующие методы исследования: -общий анализ методик, учебно-методической литературы, связанной с обучением рисунку;

- изучение и анализ литературы по педагогике, психологии, истории, теории и
методике преподавания мягких графических материалов в связи с темой
исследования;

-изучение накопленного опыта использования мягких графических материалов художниками-профессионалами;

-изучение и анализ практики обучения технике мягких графических материалов в вузах;

- анкетирование студентов;

-анализ продуктов деятельности студентов (наброски, зарисовки, академические работы);

- математическая обработка результатов исследования;
-педагогический (констатирующий, поисковый, формирующий)

эксперименты как основа для разработки методических рекомендаций по овладению техникой работы мягкими графическими материалами. Научная новизна нашего исследования заключается в том, что

1. Определены возможности мягких графических материалов как средства,
способствующего профессиональному становлению художника-педагога.

2. Теоретически обоснована и экспериментально проверена модель
методической системы формирование живописных умений и навыков у

студентов ХГФ в процессе освоения мягких графических материалов на практических занятиях по рисунку, в которой:

определены цели, задачи, содержание обучения и методики освоения мягких графических материалов в соответствии с требованиями стандартных образовательных программ по рисунку;

дидактические принципы, формы, методические приёмы выполнения живописных рисунков мягкими графическими материалами, методические разработки к ним, а также методы объяснения и демонстрации техник исполнения различными графическими материалами: (углублённая теоретическая подготовка студентов с историей, свойствами, видами, практикой использования мягких графических материалов; формирование навыков работы с различными по фактуре и цвету бумагами, инструментами; разработка живописных приёмов работы пастелью в целях передачи теплохолодности; формирование навыков выполнения живописного рисунка посредством многократного выполнения упражнений и комбинирования различных графических материалов);

определены средства обеспечения учебно-развивающих процессов.

3. Предложена система критериев, включающая оценку живописных умений и
навыков студентов ХГФ, в целом определяющая качество их профессиональной
подготовки.

4. Дан анализ современного состояния подготовки будущих художников-
педагогов по рисунку в связи с проблемой исследования, определены пути
совершенствования теоретической и практической подготовки.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, значительным вкладом в теорию и методику преподавания рисунка является предложенная в данном диссертационном исследовании методическая система обучения, направленная на формирование живописных умений и навыков, а также экспериментально апробированный комплекс практических заданий по освоению мягких графических материалов. Результаты данного исследования в

значительной степени способствуют совершенствованию качества подготовки специалистов, могут использоваться при разработке смежных проблем.

Практическая значимость заключается в следующем: разработанные автором методические рекомендации по проведению занятий, связанных с овладением техникой мягких графических материалов, позволяют с большей эффективностью организовать учебно-воспитательный процесс изучения курса рисунка, результаты исследования могут быть использованы в практической работе преподавателей на художественно-графических, факультетах педагогических институтов, училищ, школ и лицеев, а также при разработке, совершенствовании, составлении учебных пособий и программ по изучению мягких графических материалов рисунка. Данное исследование направлено на совершенствование подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов по рисунку, в частности, освоение мягких графических материалов, раскрытие их живописных возможностей в решении учебных и изобразительных задач, в особенности на формирование живописных умений и навыков в рисунке для достижения грамотного, убедительного, эстетически привлекательного изображения, что должно содействовать повышению эффективности освоения курса рисунка в целом, осуществлению большей взаимосвязи обучения рисунку и живописи

Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечивается:

опорой на современные достижения психологической и педагогической науки, искусствознания и культуры;

включением экспериментальной методики в реальный учебный процесс на художественно-графическом факультете;

достаточным количеством наблюдений, наличием экспериментальной и контрольной группы;

выбором методов, соответствующих предмету и задачам исследования;

одобрением основных положений диссертации кафедрой рисунка Московского государственного педагогического университета.

Виды, свойства, традиционные методики работы мягкими графическими материалами и их роль в истории становления живописного рисунка

В целях успешного решения поставленных задач необходимо сформулировать рабочие определения таких понятий, как «живописности» в рисунке, «живописный рисунок».

В современном словаре-справочнике по искусству определение «живописность» трактуется как «понятие, характеризующее художественные особенности произведения изобразительного искусства, преобладание в нём экспрессивных качеств, позволяющих живо изобразить жизнь или выразить своё впечатление. Применительно к живописи это понятие употребляется обычно для характеристики произведений, обладающих явно выраженными колористическими достоинствами, динамичной фактурой; применительно к графике это понятие обозначает преимущественное значение светотеневой манеры над линейной»1. В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля читаем: «Живописный — достойный быть списанным, или картинный, прекрасный на вид»2. В разное время, от Возрождения и до Импрессионизма, в соответствии с эстетическими идеалами того или иного стиля выделяются определённые качества рисунка: «...если для вдохновлявшегося античной скульптурой Ренессанса (за исключением венецианской школы) наиболее характерно объёмное формовосприятие, то для европейского барокко -живописное. Классицизм и академизм снова возрождают объёмное формовосприятие, а романтизм и импрессионизм доводят принципы живописной формы до её крайнего выражения...рисунок и вся графика приобретали качества, сближающие их с живописью»3.

На такое качество, как живописное формовосприятие, ещё в XVIII веке очень точно указал знаменитый английский живописец Джошуа Рейнольде: «Рафаэль и Тициан при созерцании натуры преследовали разные цели; оба они обладали способностью зрительно воспринимать целое; но один стремился к общему впечатлению, производимому формой, а другой — цветом...»4.

Такие искусствоведы-теоретики, как Г. Вёльфин, Б.Р. Виппер, разделяют рисунок на линейный и живописный. Живописной они считают манеру «видеть в пятнах, а не в линиях...при этом безразлично, говорят ли такие пятна как краски или же только как светлости и темноты». «Готической, линейной, орнаментально плоскостной» называл Виппер манеру, противоположную живописной, где господствуют линия и контур. «Графический стиль видит в линиях, живописный — в массах»6 - утверждал Вёльфин.

Несколько иначе классифицируют рисунок такие художники-педагоги как П.П. Чистяков и последователь и продолжатель его системы Д.Н. Кардовский, с ними солидарен А. М. Соловьёв.

П. IL Чистяков, рассуждая о «сути» и «виде» вещей, задаётся вопросом, что же лучше — «суть» или «вид»? И отвечает: «Оба хороши, оба вместе». Он говорит о том, что «сущность и видимость вещей нераздельны для рисующего и что точно так: же должен быть единым и нераздельным педагогический процесс»7.

По мнению единомышленников Чистякова, работе мысли и чувства во время процесса рисования соответствуют два подхода к рисунку — объёмный, связанный с изучением предмета, и. живописный — связанный с непосредственным впечатлением от него. Являясь нераздельными, как мысль и чувство, оба этих способа должны на практике дополнять друг друга, без чего невозможно достичь цельности художественного произведения. В первом случае речь идёт об изображении объёмным методом, которое отображает объективные свойства предметов, конструкцию, анатомическое строение модели, перспективное сокращение в зависимости от точки зрения. В живописном методе художник отдаёт предпочтение эмоциональному восприятию действительности.

Вот как об этом процессе пишет учёный, художник, педагог Н. Э. Радлов: «.. .мы можем привести рисунок к двум основным формам — живописной и объёмной, соответствующим двум основным зрительным подходам: проекционному и пространственному». Живописный рисунок Радлов рассматривает как комбинации пятен различной формы и различной силы тона, обусловленные освещением и окрашенностью предметов, когда натура как бы «распластана» на плоскости.

По мнению этого учёного, живописное рисование «...представляет собой частный случай применения тех же законов, которые действительны и для искусства живописи (термин "живописный" рисунок именно в силу этого имеет право на существование). И этот изобразительный метод, который следует рекомендовать начинающему, во избежание ошибок, о которых мы говорили выше, одинаков и для живописи и для живописного рисования. Он основан на том же законе, с которым мы столкнёмся ближе применительно к построению объёма и определению пропорций и который можно сформулировать как требование идти от общего к частному, от определения целого к определению частей ... И конечно, для того, чтобы случайные впечатления не сбивали нас с толку, чрезвычайно полезно, а иногда даже необходимо, отказаться от чисто плоскостного, пассивного смотрения и проверить себя предметным, пространственным методом»9.

Психологическая природа зрительного восприятия художника в работе над живописью и графикой

Проблема создания изображения тесно связана с психолого-педагогическими основами восприятия и мышления. Особенность претворения в жизнь творчества художника — изобразительный акт, и зависит эта особенность от зрительного восприятия.

Зрительное восприятие — результат долгой биологической эволюции, связанной с совершенствованием аппарата восприятия, с его приспособлением к усложняющейся человеческой среде и с развитием мозга — соединяющего частную информацию в общую картину. Зрительное восприятие включает духовный опыт человека как на уровне «бессознательных умозаключений», по терминологии Гельмгольца, то есть ощущений, так и на уровне сознания. Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще. Человек, благодаря физиологическому аппарату, вбирает в себя поток информации, исходящей от внешнего мира, органы чувств оценивают внешние раздражители по физическим параметрам. Но главный смысл работы глаза и мозга человека состоит в достижении целостной картины образа.

В восприятии заложена ориентация на образование целостных зрительных структур, которые, именно в силу своего визуального характера, обязательно сопровождаются зрительной перестройкой увиденных свойств предмета. Уже на уровне прямого восприятия происходит интенсивная работа по «обобщению» в зрительном материале реальных предметных свойств. «Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную, отличительную черту восприятия», - пишет С.Л. Рубинштейн и затем добавляет: «Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное качество как свойство определённого предмета»1.

Характерным признаком восприятия является осознание всех предметных свойств объекта как итог психической работы, опознавшей и оценившей характерные свойства предмета или явления. Во время восприятия происходит соединение зрительной реакции и мыслительной работы, возникает понятийное, духовное истолкование увиденного. А сам зрительный процесс — это цепь зрительных суждений: постановка вопросов и ответов на них. Зрительное восприятие биологически едино для любой здоровой личности, которой природа дала глаза. Ясно, что зрительное восприятие художника такое же, как и любого здорового человека. Но ясно и то, что способность художника видеть имеет свои особенности. Художник в гораздо большей степени, чем обычный человек, способен к зрительному суждению, дающему свою, личную оценку предметам и явлениям, оказавшимся в сфере его внимания, или представленным в воображении. Главное и отличительное свойство зрительного восприятия художника в активности расширяющейся цепи зрительных суждений, активности видения. Вот что об этом писал известный теоретик, художник, известный, психолог Н. Н. Волков: «Положительно нигде, даже в самой искусственной экспериментальной ситуации, активное восприятие не может перестать быть ответом на вопрос, не может обойтись без зрительного суждения. Зрительное суждение образует важнейшее ядро активного зрительного восприятия. В последовательности зрительных суждений пассивное, чисто сенсорное отражение - зрительный образ — дополняется выборочным активным отражением для сравнения, для изображения, для любого переноса на другие предметы восприятия» .

Живописец, скульптор или график не только более гибко и активнее реагирует на увиденные предметы, но, в известной степени иначе их видит. Обычно рассматривание объекта заканчивается его опознанием. Зрителя интересует общий смысл предмета, можно сказать принцип экономии средств действует в биологической природе. Художник, по существу, «начинает смотреть» именно с того момента, когда предмет типологически классифицирован. Для него тип вещи или явления; раскрывается в неповторимых особенностях, об этом О. Роден говорил: «В искусстве прекрасно только характерное...безобразно только безразличное, оно лишено внутренней и внешней правды»3.

Организация и проведение констатирующего эксперимента

Методика исследования эффективности формирования живописных умений и навыков у студентов ХГФ в процессе освоения мягких графических материалов на занятиях рисунком была направлена на выявление возможностей мягких графических материалов в целях повышения художественного мастерства будущего художника-педагога.

Основным методом проверки эффективности обучения рисунку с помощью освоения мягких графических материалов стал педагогический эксперимент, который проводился в течение 2000 -2003 гг. главным образом на базе художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета. Экспериментальное исследование состояло из трёх этапов: констатирующего, поискового, формирующего.

1. Констатирующий эксперимент включал в себя такие мероприятия, как: подборка, изучение, осмысление научно-теоретического материала, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; освоение понятийно-категориального аппарата; разработка основных рабочих определений диссертации: «мягкие графические материалы», «живописный», «умение», «навык»; определение основных критериев оценки владения мягкими графическими материалами, а также критериев сформированности живописных умений и навыков.

2. Поисковый эксперимент составил основную часть исследовательской работы. С целью поиска эффективных методов обучения рисунку необходимо было установить уровень владения мягкими графическими материалами рисунка у студентов ХГФ на разных этапах обучения, а также сделать обоснованный выбор основных диагностических методов определения состояния готовности студентов ХГФ к освоению мягких графических материалов.

В качестве диагностирующих методов мы использовали наблюдение, беседы, анкетирование, анализ учебных и творческих работ студентов, беседы с преподавателями, математическая обработка результатов. Совокупность полученных данных помогла в поиске вариантов методики освоения мягких графических материалов, разработке и частичной апробации теоретического курса и практических занятий.

Таким образом, поисковый эксперимент заключался в одновременном поиске, выработке, апробации и анализе материалов, подтверждающих определённую степень эффективности отдельных форм и методов освоения мягких графических материалов, проверке на практике реальных возможностей формирования живописных умений и навыков при изучении теоретического курса и выполнении различных типов заданий, упражнений.

Результаты поискового эксперимента позволили разработать экспериментальную программу, направленную на формирование живописных умений и навыков в процессе освоения мягких графических материалов. Проверка её эффективности была одной из основных задач последующего, формирующего этапа экспериментального исследования.

3. Цели и задачи Формирующего эксперимента заключались в проверке на практике предположений об эффективности разработанной методики, основанной на всестороннем и глубоком освоении мягких графических материалов в процессе обучения рисунку студентов экспериментальной группы художественно-графического факультета, математической обработке полученных данных, оформлении их в виде графиков и диаграмм, анализе результатов исследования.

Похожие диссертации на Формирование живописных умений и навыков у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе освоения мягких графических материалов на занятиях рисунком