Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона Черняков, Евгений Алексеевич

Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона
<
Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черняков, Евгений Алексеевич. Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Черняков Евгений Алексеевич; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2013.- 151 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/262

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона 14

1.1. История возникновения и развития искусства игры на саксофоне 14

1.2. Современное состояние теории, методики и практики освоения саксофона в системе отечественного дополнительного образования 37

1.3. Педагогические условия формирования основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона 52

Выводы по главе 1 80

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона 82

Формы и методы исполнительской подготовки начинающих учеников в классе саксофона 82

Содержание, этапы и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию основ музыкального исполнительства у начинающих саксофонистов 107

Выводы по главе II 128

Заключение 130

Список литературы 133

Введение к работе

Актуальность исследования.

Проблема эстетического воспитания и музыкального образования подрастающих поколений принадлежит к числу актуальных непреходящих проблем отечественной культуры, переживающей сложный, переходный исторический период своего развития. Этот процесс на современном этапе определяется характером социокультурного контекста в совокупности многообразных факторов. В их числе ярко выделяются: возрастающая роль агрессивно проникающей во внутренний «микрокосм» человека массовой псевдокультуры, изменение отношений к духовно-нравственным устоям жизни, переоценка ценностей искусства, утрата традиционных для нашей страны форм образования, в том числе музыкального.

Однако за последние годы все более очевидным становится тот факт, что процесс реформирования образовательной системы и общества в целом невозможен вне духовно-нравственного совершенствования человека. На смену «потерянного поколения» смутных 90-х годов прошлого века должно прийти новое поколение грамотных, интеллектуально и творчески развитых молодых людей, чей жизненный опыт на начальной стадии вхождения в мир взрослых был основан не только на потреблении продукции поп-культуры, почерпнутой из интернета, но и на умело выстроенном педагогическом процессе, приобщающем к истинным культурным ценностям прошлого и настоящего. Среди средств такого приобщения во все времена ярко выделяется музыкальное искусство.

Анализ современного состояния теории и практики музыкального воспитания и образования в детских музыкальных школах (далее ДМШ), Центрах детского творчества (далее ЦДТ) и в системе дополнительного образования в общеобразовательных учебных заведениях показал, что

приоритеты в этой области, как и много лет назад, отданы академической музыке и академическим инструментам - роялю, скрипке, флейте и др. Методики овладения этими инструментами базируются на основе представлений об отсутствии музыкального опыта ребенка до поступления в официальное учебное заведение или класс. Вместе с тем современные дети, даже те, кто не посещал дошкольные учреждения, буквально погружены в мир окружающих музыкальных звуков, исходящих из аудиовизуальной среды. На основе звучащей «попсы» нередко формируется и первоначальный музыкальный опыт, и музыкальные вкусы, имеющие устойчивый характер, как и все то, что приобретено в детстве.

Систематические занятия музыкой в ДМШ или в системе дополнительного образования по своему содержанию приходят в противоречие с этим ранним музыкальным опытом, что снижает потребность в музыкальном обучении и нередко приводит к тому, что ребенок не способен осваивать трудную для его восприятия серьезную музыку, требующую к тому же больших трудозатрат. Педагоги-практики все чаще сталкиваются с отказом детей после нескольких занятий продолжать обучение на избранном, как правило, родителями классическом музыкальном инструменте. При этом очевидно, что путь приобщения к музыке лежит не только в плоскости музыкальной классики и классического набора музыкальных инструментов. Недостаточно востребованным до настоящего времени остается богатейшее наследие высокохудожественной эстрадной инструментальной музыки и музыкальных инструментов, рожденных в недрах академического искусства, но ставших достоянием именно эстрадного исполнительства, перекинув своеобразный «мостик» от высокой классики к классическому эстрадно-джазовому исполнительству. В числе таких инструментов выделяется саксофон.

В сферу исполнительской практики игры на саксофоне входит огромный репертуар разных стилей и жанров как эстрадного, так и классического искусства, способный увеличить интерес начинающих инструменталистов

к самому процессу обучения, расширить их музыкальный кругозор в рамках перехода от тотального увлечения «попсой» к целенаправленному освоению многообразных ценностей мировой музыкальной культуры. В системе традиционного музыкального обучения в ДМШ, ЦДТ или дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях игра на саксофоне позволит учащимся ознакомиться с музыкальным наследием, относящимся как к классике, так и к эстрадно-джазовому искусству. Музыка, предназначенная для саксофона, является ценным учебным материалом, использование которого в учебном процессе позволит решить многие актуальные общепедагогические, эстетико-воспитательные и музыкально-образовательные задачи, а именно качественно преобразовать музыкальные интересы и вкусы учащихся, подготовить их к восприятию более сложных классических музыкальных произведений, раскрыть творческий, в том числе импровизационный дар исполнителя, который обычно остается неразвитым при обучении на классических музыкальных инструментах. Открытие класса саксофона для начинающих исполнителей не только оживляет учебный процесс, но и внеклассную концертную деятельность, обогащая ее новой музыкой, интересной для восприятия современными школьниками.

Анализ научно-методической литературы и практика работы в классе саксофона в ДШИ и ЦДТ показали, что в системе подготовки начинающих музыкантов есть нерешенные проблемы. В их числе отсутствие теоретических и методических рекомендаций по работе с начинающими саксофонистами, учитывающими весь спектр возможностей данного инструмента, простирающихся от академической до эстрадно-джазовой музыки и импровизационного исполнительства. Этим определяется актуальность настоящей диссертации.

Все сказанное позволило выявить ряд противоречий современной учебной практики обучения начинающих саксофонистов, а именно:

- противоречие между накопленным эмпирическим опытом работы

с начинающими саксофонистами и отсутствием методик, обобщающих этот опыт с позиции мировой исполнительской практики и достижений в области педагогики музыкального образования, музыковедения и других областей современных гуманитарных знаний;

- противоречие между сложившимися музыкальными интересами и предпочтениями начинающих инструменталистов-саксофонистов и содержанием традиционного музыкального обучения;

- противоречие между классической и эстрадной составляющей музыкального репертуара для саксофона как учебного инструмента.

На основании указанных противоречий нами была сформулирована

проблема исследования, которая заключается в обобщении накопленного опыта работы с начинающими саксофонистами, анализе форм и методов процесса обучения, соотносимых с состоянием современной музыкальной культуры и уровнем музыкально-педагогической науки. Недостаточная разработанность данной проблемы послужила основанием для формулировки

темы диссертационного исследования «Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона».

Цель исследования - теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка педагогических условий и методов, формирующих основы музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона.

Объект исследования - обучение и воспитание младших школьников в условиях отечественного дополнительного музыкального образования(ЦДТ, ДШИ).

Предмет исследования - содержание учебного процесса, формирующего основы музыкального исполнительства у начинающих саксофонистов.

Гипотеза исследования - формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона будет эффективным, если:

- процесс освоения саксофона – носителя уникальной «двойственности» классического и одновременно джазового инструмента – будет направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, что требует подбора специального репертуара, рассчитанного на работу с младшими школьниками в системе дополнительного образования;

- начальный этап обучения будет протекать с учетом задач здоровьесбережения ученика, в числе которых приоритетными являются выработка правильной осанки и профессионального исполнительского дыхания;

- в процессе обучения будут учитываться педагогические условия и применяться методы, соответствующие разработанным в диссертации показателям сформированности основ музыкального исполнительства на саксофоне в синтезе технических и художественно-творческих составляющих;

- освоение саксофона младшими школьниками будет проходить в обстановке органичного сочетания классной, внеклассной и внешкольной работы при тесном взаимодействии с родителями и при посильном участии родителей в организации домашних занятий.

Указанные выше проблема, цель, объект, предмет и гипотеза диссертационного исследования позволили сформулировать следующие исследовательские задачи:

1. Проанализировать историю возникновения и развития искусства игры на саксофоне как классического и эстрадно-джазового инструмента.

2. Исследовать современное состояние теории, методики и практики освоения саксофона младшими школьниками в системе отечественного дополнительного музыкального образования; проанализировать популярные

«школы» игры на саксофоне.

3. Выявить педагогические условия формирования основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона в ходе исследования содержания учебного процесса и экспериментально проверить их эффективность в опытно-экспериментальной работе с детьми.

4. Провести опытно-экспериментальное исследование по апробации методов специальной инструментальной подготовки, влияющих на формирование основ музыкального исполнительства у начинающих саксофонистов.

Теоретико-методологической основой исследования являются

- работы по философии, эстетике, культурологии и истории музыки (Ю.Б. Борев, М.С. Каган, Н.И. Киященко, В.Д.Конен, Г.С. Померанд, Л.А. Рапацкая и др.);

- психолого-педагогические исследования по проблемам содержания, форм и методов обучения (Ю.К. Бабанский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Н.В. Павлович, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин и др.)

- исследования по проблемам эстрадно-джазового исполнительства (А.Г. Алексеев, Д.А. Браславский, С.А. Воскресенский, Ю.А. Дмитриев, С.С.Клитин, В.Г. Кузнецов, Е.М. Кузнецов и др.);

- работы по методологии, теории и методике музыкального образования (Э.Б. Абдулин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Т.И. Бакланова, О.П.Козьменко, И.Н. Немыкина, Л.А. Рапацкая и др.);

- труды в области теории и практики музыкально-исполнительской деятельности (А.Д. Алексеев, Л.А. Баренбойм, М.М. Берлянчик, С.В. Болотин, В.Д. Иванов, Г.М. Коган, Л.Н. Михайлов,Г.Г. Нейгауз, А.Б. Ривчун, М.К. Шапошникова и др.).

Для решения указанных выше задач в диссертации использован комплекс взаимосвязанных методов исследования, включающих:

- изучение историко-культурологической, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы и методических разработок специалистов-практиков;

- обобщение и изучение педагогического опыта, связанного с освоением

саксофона на начальном этапе обучения;

- анализ «школ», учебных планов и учебных программ, авторских программ педагогов ДМШ;

- опытно-экспериментальная работа, включающая педагогическое наблюдение и анализ, диагностические методы (анкетирование, беседы, методы «срезов») и обобщение полученных данных, количественный и качественный анализ зкспериментальных показателей.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились: Центр развития творчества детей и юношества «Тутти» и Центр детского и юношеского творчества «Киевский» (г. Москва).

Апробация теоретических положений, выдвинутых в диссертации, осуществлялась в процессе работы автора в ЦРТД и Ю «Тутти» и ЦДЮТ

«Киевский», а также в условиях прохождения педагогической практики студентами кафедры Музыкальных инструментов факультета Культуры и музыкального искусства Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова.

Этапы исследования.

Диссертационное исследование проходило в течение срока обучения автора в аспирантуре на кафедре Культурологии и методологии музыкального образования Московского государственного гуманитарного

университета имени М.А. Шолохова и осуществлялось в соответствии с планом работы в три этапа.

На первом этапе - констатирующем – (2009-2010 гг.) изучалась историко-искусствоведческая, психолого-педагогическая литература, анализировались «школы» игры на саксофоне, определялась структура диссертации, ее научный аппарат, обобщался опыт работы преподавателей ЦДТ и ДШИ в классе саксофона, проводились беседы с родителями и опросы учащихся, осуществлялась диагностика сформированности основ музыкального исполнительства у начинающих саксофонистов.

На втором этапе – формирующем – (2010-2011 гг.), цель которого заключалась в проверке педагогических условий и методов формирования основ музыкального исполнительства у начинающих саксофонистов, были проведены «срезы» выделенных показателей, апробированы и уточнены критерии их оценок.

На третьем этапе – контрольном – (2011-2012 гг.) был проведен контрольный эксперимент, позволяющий оценить эффективность разработанных в диссертации теоретических положений, педагогических условий и методов формирования основ музыкального исполнительства у начинающих саксофонистов; обобщены научные результаты в виде количественного и качественного анализа; сформулированы выводы.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Уточнено и научно обосновано понятие «основы музыкального исполнительства» в контексте задач начального этапа освоения саксофона в системе дополнительного образования. Основы музыкального исполнительства рассматриваются как широкий спектр взаимосвязанных технических и художественно-творческих показателей включенности начинающих саксофонистов в мир инструментальной музыки.

2.Определены важнейшие педагогические условия (повышение уровня музыкальной культуры учащихся, развитие музыкального восприятия, умение слушать, размышлять, рассказывать о музыке, учет возрастных и психо-физиологических особенностей, установка на здоровьесбережение учеников, сотрудничество с родителями, использование специально подобранного репертуара в опоре на адаптированные произведения русской музыкальной классики), сочетание которых дает эффективные результаты по формированию основ музыкального исполнительства в классе саксофона.

3. Разработаны критерии сформированности основ музыкального исполнительства у начинающих саксофонистов: эмоционально-ценностный, технический, художественно-творческий и собственно исполнительский.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- внесен вклад в теорию и методику обучения музыке младших школьников в системе дополнительного образования, доказана возможность формирования основ музыкального исполнительства у начинающих

саксофонистов на базе классического репертуара;

- создана рабочая модель основных методов обучения начинающих саксофонистов, сочетающая три уровня: общепедагогические методы, методы педагогики музыкального образования и методы специальной инструментальной подготовки в классе саксофона (выработки исполнительского дыхания, опоры звука, осанки, постановки амбушюра на мундштуке, постановки рук и пальцев на инструменте, анализа и осмысления исполнительских действий, ансамблевой игры при выполнении технических заданий, психологической подготовки к концертному выступлению и др. Специальные инструментальные методы дополнены комплексом упражнений).

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

- обоснованные в исследовании педагогические условия и методы формирования основ музыкального исполнительства в классе саксофона позволяют практически решать задачи обучения и воспитания школьников на начальном этапе вхождения в мир музыкальной культуры;

- выводы, сделанные в диссертации, могут быть полезны при разработке методических пособий и программ для обучения саксофонистов не только в ЦДТ и ДШИ, но и на более высоких ступенях профессионального музыкального образования (музыкальный колледж, консерватория, университет);

- ряд положений данного исследования, связанных с методами здоровьесбережения, могут быть использованы при обучении исполнительству на других духовых инструментах.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической базой диссертации, изучением большого количества работ по педагогике, психологии, музыкознанию, теории и истории исполнительства, методических источников и «школ» искусства игры на саксофоне; полнотой изучаемого объекта, представленного в комплексе характеристик; применением методов, как теоретических, так и эмпирических; количественным и качественным анализом полученных экспериментальных данных; соответствием теоретических положений практическим результатам опытно-экспериментальной работы.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Теоретическими предпосылками формирования основ музыкального исполнительства у начинающих саксофонистов являются:

а) исторические и культурологические закономерности развития саксофона как уникального и сравнительно молодого инструмента, вписанного в контекст академической и одновременно эстрадно-джазовой музыки;

б) современные тенденции музыкально-педагогической практики обучения игре на саксофоне, с первых уроков проявляющей тяготение к эстрадно-джазовому репертуару и тем самым наносящей непоправимый вред не только техническому и художественно-творческому развитию начинающего ученика, но и его здоровью;

2. Под основами музыкального исполнительства понимается широкий спектр технических и художественно-творческих показателей включенности начинающих саксофонистов в мир музыкальной культуры и исполнительского искусства. К ним относятся:

- эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству;

- ключевые знания по истории и теории саксофона с опорой на его роль и место в классическом музыкальном наследии;

- умения и навыки, основанные на принципах здоровьесбережения и позволяющие осваивать технико-конструктивные особенности саксофона во взаимосвязи с постановкой правильной осанки, амбушюра и профессионального исполнительского дыхания;

- умения и навыки, вытекающие из музыкально-выразительных возможностей саксофона (ритм, штрихи, динамические оттенки, специальные приемы исполнения и др.);

- опыт творческой деятельности, в том числе опыт концертного исполнительства, позволяющий успешно раскрывать и развивать творческий потенциал начинающего музыканта.

3. Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона зависит от использования комплекса специальных методов обучения: информационно-рецептивный и репродуктивный (выработки исполнительского дыхания, правильной осанки, снятия напряжения мышц, постановки амбушюра и др.).

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялось путем их использования в практической работе классов саксофона в ЦРТДиЮ «Тутти» и ЦДЮРТ «Киевский» г.Москва у детей младшего школьного возраста, обучающихся по программам дополнительного музыкального образования. Изложение основных теоретических положений и выводов диссертации содержатся в статьях, докладах на международных научно-практических конференциях «Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве» (Москва, 2010, 2011, 2012 гг.); в сборниках статей, рекомендованных ВАК (2013 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.

Список использованной литературы содержит 226 источников по теме исследования, включая публикации автора. Приложение диссертации составляют: 1) результаты контрольных срезов педагогического эксперимента (таблицы); 2) Анкета, составленная для выявления представлений преподавателей ЦДТ и ДШИ о специфике работы с начинающими саксофонистами.

.

Современное состояние теории, методики и практики освоения саксофона в системе отечественного дополнительного образования

Судьба саксофона как концертного и, соответственно, учебного инструмента была сложной. История свидетельствует, что специфические свойства инструмента, которые в свою очередь предопределяют основные теоретические предпосылки формирования исполнительских навыков на начальном этапе его освоения, оказали прямое влияние, во-первых, на трактовку саксофона как симфонического инструмента; во-вторых, на рождение саксофона как джазового инструмента; в-третьих, на становление саксофона как сольного инструмента. Рассмотрим эти позиции последовательно.

Саксофон, изобретение Адольфа Сакса, бельгийского мастера духовых инструментов 1841 г. (патент на изобретение получен в 1846 г.) быстро завоевал любовь и симпатии многочисленных слушателей, продолжая покорять своим звучанием и сегодня огромную аудиторию любителей музыки, музыкантов-профессионалов, композиторов.

Саксофон имеет конический ствол, мундштук с одинарной тростью (как у кларнета) и ряд клапанов, таких же, как у гобоя и флейты. Таким образом, в этом инструменте достаточно неожиданно для многих музыкантов органично сплелись элементы конструкции трех классических деревянных духовых инструментов - кларнета, гобоя и флейты. Вместе с тем саксофон изготовлен совершенно из других материалов, нежели его классические предшественники. Главный из них- пакфонг (сплав меди, никеля и цинка) нередко именуемый «новым серебром», а также латунь или томпак (сплав меди с цинком). К тому же раструб у саксофона загнут вперед и по своей форме он напоминает бас-кларнет.

Диапазон саксофона от b(h) малой до f или е третьей октавы, поэтому йотируется он только в скрипичном ключе.

Самое же главное - новоизобретенный инструмент обладал необычайно сильным звуком своеобразного тембра, привлекшего внимание своей чувственностью в отличие от несколько «холодноватых» звучаний инструментов группы деревянных духовых, и, кроме того - техническими виртуозными возможностями.

В 1842 г. саксофон был выставлен в Париже на выставке и сразу заинтересовал многих прославленных композиторов, в том числе Ж. Галеви, Л. -Обера, Г. Берлиоза.

Первое сочинение, в котором был задействован саксофон, принадлежит Г. Берлиозу, композитору и дирижеру, всегда положительно относившегося к нововведениям в музыке. Это сочинение называется «Хорал» и создано для голоса и шести духовых инструментов (1842). В партитуре помимо саксофона были использованы и другие инструменты, сконструированные все тем же А. Саксом (бас-кларнет, корнет и др.). В оперный симфонический оркестр саксофон ввел Ж. Кастнер («Последний царь Иудеи»).

Г. Берлиоз в своем «Большом трактате о современной инструментовке и оркестровке» (I т.) писал о вкладе, сделанном Адольфом Саксом в усовершенствование духовых инструментов: «Изготовление этих инструментов (кларнетов), пребывавшее в течение долгого времени почти в младенческом состоянии, стало на путь, который не может не привести к ценным результатам; большие успехи были достигнуты Адольфом Саксом, изобретательным парижским мастером. Немного удлинив трубку кларнета в направлении раструба, он добавил ему внизу лишний полутон, благодаря этому теперь можно брать ми-бемоль или ре-диез, среднее си-бемоль, плохое на прежнем кларнете, стало одним из лучших, масса прежде неисполняемых последовательностей, стали получаться и хорошо звучать. Известно, что звуки высокого регистра внушают страх композиторам и исполнителям, лишь изредка они отваживаются применять их.

Благодаря маленькому клапану, помещенному совсем близко от мундштука кларнета, г-н Сакс сделал эти звуки такими же чистыми, такими же мягкими и легкими, как звуки среднего регистра. Даже высокое си-бемоль, которое едва осмеливаются писать, не требует на кларнете А. Сакса ни подготовки, ни усилий со стороны исполнителя. Чтобы устранить неприятности, обязательно возникающие при пользовании деревянными мундштуками, с -одной стороны от сухости (если на инструменте несколько дней не играть), с - другой стороны от излишней влажности (от долгого употребления) - г-н Сакс применил для кларнета позолоченный металлический мундштук, придающий больше блеска звучанию и неподверженный никаким изменениям. Еще больше усовершенствован новый бас-кларнет А. Сакса. У него 22 клапана. То, что его особенно отличает от старого - это безукоризненная чистота, совершенно новая темперация по всему хроматическому звукоряду и большая сила звука». ( т.1, с.281 )

В период с 1842 по 1845 гг. Адольф Сакс сконструировал разновидности саксофона, создал новые семейства медных инструментов - саксгорны, сак-сотромбы, саксотубы. Запатентовал он их в 1845 г. Вскоре все эти инструменты были введены в состав военных оркестров Франции и других стран.

Саксгорны отличались от бюгельгорнов (своих прототипов) - усовершенствованной мензурой и механизмом вентилей. Саксгорн-бас и саксі орн контрабас имеют кольцеобразную форму ствола, называются геликонами и используются в духовых оркестрах и в наше время.

Как уже говорилось, саксофон, в отличие от своих собратьев - саксгорнов, обладает сильным и выразительным звуком, а также большими виртуозными техническими возможностями. По технической подвижности, особенно в легато, он конкурирует с кларнетами; возможна большая амплитуда вибрации звука, четкое акцентированное стаккато, глиссандированные переходы с одного звука на другой. К тому же, саксофон обладает значительно большей силой звука, чем у других деревянных духовых, примерно, как у валторны. Особенно привлекает музыкантов его способность органически сливаться как с группой деревянных, так и медных духовых, что помогает в оркестровом звучании успешно объединять эти группы по тембру.

Позднее во втором томе «Большого трактата о современной инструментовке и оркестровке», Г. Берлиоз писал, что считает своим долгом « - указать и рекомендовать вниманию композиторов действительно прекрасные находки, сделанные искусными мастерами своего дела, в особенности, если превосходные результаты этих находок общепризнанны и их применение стало уже совершившимся фактом в музыкальной практике части Европы. Впрочем, число таких первооткрывателей невелико, и во главе их находится гг. Адольф Сакс и Александр». (т.П, с.494)

Там же Берлиоз пишет о том, что А.Сакс усовершенствовал многие старые инструменты, заполнил пробелы в группе медных духовых инструментов, но главная его заслуга - созданное им новое, полное семейство медных инструментов с простым язычком и кларнетным мундштуком. Это - саксофоны. «Предназначенные для оркестра новые голоса эти обладают редкими и драгоценными качествами. Их звук, мягкий и трогательный вверху, полный и маслянистый внизу, в среднем регистре обладает какой-то особенно глубокой выразительностью. В целом, это совершенно своеобразный тембр, вызывающий неясные ассоциации со звуками виолончели, кларнета, английского рожка, с примесью металлического оттенка, что придает ему особый характер. Трубка инструмента представляет собой параболический медный конус, снабженный системой клапанов. Подвижные, почти одинаково приспособленные как для стремительных пассажей, так и для пленительной кантилены и гармонических созвучий религиозного или мечтательного характера, саксофоны могут быть очень полезны во всех музыкальных жанрах, но особенно в медленных пьесах с мягким звучанием. В тембре высоких нот низких саксофонов есть что-то мучительное и болезненное, тембр же низких нот, напротив, полон величественного, если так можно выразиться, священного покоя. Все саксофоны, особенно Баритон и Бас, дают возможность сильно раздувать и приглушать звук, благодаря чему в самой нижней части звукоря да образуется неслыханный до сих пор эффект, целиком свойственный только им и отчасти напоминающий действие камеры экспрессии у органа». (т.П, с. 494). Завершая описание звучания саксофонов сопрано и сопранино, сравнивая их с кларнетами, Г. Берлиоз написал пророческие слова: «Позднее, искусные композиторы, несомненно, достигнут чудесных результатов, присоединяя саксофоны к семейству кларнетов или вводя их в иные сочетания, пытаться предугадать которые, было бы излишней смелостью», (т. II, с. 494) А.

Педагогические условия формирования основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона

Рассмотрим наиболее важные особенности личности младшего школьника. Личность младшего школьника проявляется и формируется в общении. В первую очередь, для него значима личность учителя. Педагог для него -главный и беспрекословный авторитет. Именно на общение с учителем, прежде всего, направлен младший школьник. Учебная деятельность изменяет содержание чувств младшего школьника и соответственно определяет общую тенденцию их развития - все большую осознанность и содержательность. Изменение психоэмоциональной сферы ребенка вызвано тем, что с приходом в класс, его радости и горести определяют не игра или сюжет сказки, а процесс в результате его учебной деятельности, выставленная учителем оценка за успехи или неудачи и связанное с этим отношение окружающих. У младших школьников пробуждается интерес к играм, требующим смекалки, им нравится элемент соревнования, соперничества, положительные чувства возникают от решения интеллектуальной игровой задачи. Этот интерес педагогу необходимо поддерживать на уроках в классе саксофона, ставя перед учеником задачи и решая их вместе с ним в процессе обучения.

У младших школьников начинают интенсивно развиваться интеллектуальные чувства, такие, как любознательность, чувство нового, ведущие к успеху в учебной деятельности. При правильной организации процесса обучения, интеллектуальные чувства у младших школьников становятся потребностью.

Эстетические чувства у младших школьников развиваются в процессе восприятия литературных и музыкальных произведений, причем самым благодатным материалом для их развития является поэзия, с ее ритмом, музыкальностью и выразительностью.

В дошкольном возрасте выполнение ведущей деятельности ребенка -игры - совершается без обязательных волевых усилий. Во время усвоения знаний, умений и навыков у младшего школьника не только совершенствует ся сам волевой акт, но и формируются волевые качества личности, причем совершенствование волевого акта в учебной деятельности происходит постоянно потому, что перед ним возникают все новые и более сложные цели, к достижению которых он стремится. Педагогу необходимо определять перед учеником цель, к которой он должен следовать, но цель не должна быть очень далекой, недосягаемой, она должна соответствовать его интеллектуальным возможностям и достижение этой цели должно приносить ученику моральное удовлетворение.

Существенной волевой чертой характера младшего школьника является самостоятельность. Педагогу нужно поддерживать и поощрять эту новую черту в характере ученика. Другой очень важной волевой чертой характера младшего ученика является выдержка. Вначале она проявляется в умении подчиниться требованиям взрослых, потом - режиму, распорядку, в организации выполнения самостоятельно домашнего задания. Настойчивость как важнейшая волевая черта характера развивается к третьему классу и позволяет ученикам добиваться успеха в учебе. Развитие волевых черт характера младшего школьника тесно связано с развитием его нравственных качеств: честности, чувства долга, патриотизма.

Память младшего школьника - главный психологический компонент его учебной познавательной деятельности. Педагог должен обучить ребенка рациональным приемам запоминания. Важнейшим приемом запоминания является деление текста на смысловые части, что происходит и на уроке в классе саксофона. Музыкальный текст также делится на смысловые части - предложения, фразы, вопрос и ответ, одновременно даются начальные сведения о различных формах произведения. Можно предложить ученику на составленную фразу-вопрос, самому придумать и сыграть фразу-ответ, предварительно продемонстрировав ему примерные варианты. Этот прием расчленения текста на смысловые единицы, не только дает возможность быстрейшего запоминания музыкального текста, но и дает толчок для развития творческой фантазии ребенка. Присочиняя «ответ» к фразе-вопросу, ребенок познает с помощью педагога и первые законы гармонии: «ответ» всегда должен закончиться главной нотой в произведении - тоникой, а «вопрос» всегда отходит от главной нотки-тоники на одну, три, шесть ступенек, но чаще всего, на четыре ступеньки вверх, и называется доминантой. Конечно, эти первоначальные познания еще не могут сложить всей картины музыкального произведения, но приступая к анализу, ученик с интересом вовлекается в процесс познавательной деятельности.

Воспроизведение - трудная для младшего школьника деятельность, требующее постановки цели, включения процессов мышления, самоконтроля. В самом начале обучения самоконтроль детей слабо развит и его совершенствование проходит несколько этапов.

Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно лишь при концентрации внимания. В начале обучения проявляется большая неустойчивость внимания. Но в процессе успешной учебной деятельности внимание становится более концентрированным. С этой целью педагог должен уделять время на выработку концентрации внимания. Упражнения на концентрацию внимания хорошо проводить в форме игры или соревнования между учеником и родителями, между двумя или тремя учениками. Для развития внимания можно проводить короткие музыкальные диктанты. Поясним, что не все дети, обучающиеся в учреждениях дополнительного образования посещают занятия по сольфеджио. Часто занятия по сольфеджио не относятся к числу обязательных, поэтому на педагога по классу саксофона ложится ответственность за развитие музыкального слуха ученика. Педагогу необходимо дать ученику основы знаний и по этому предмету. Слуховые и зрительные диктанты, используемые в классе саксофона, являются одной из форм работы на уроках сольфеджио, направленных на выработку концентрации внимания и развития памяти. Развитие внимания учащихся тесно связано с общим и музыкальным развитием личности.

Формы и методы исполнительской подготовки начинающих учеников в классе саксофона

Изучение теории вопроса о педагогических условиях, формах и методах формирования основ музыкального исполнительства начинающих учеников в классе саксофона привел нас к необходимости проверки теоретических выводов в условиях опытно-экспериментальной работы. Цель опытно- экспериментального исследования - выявить эффективность теоретических выводов и апробировать их в процессе работы с начинающими музыкантами в классе саксофона.

В организации опытно-экспериментальной работы мы исходили из следующих научных положений:

1. Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона обусловлено огромным творческим потенциалом музыкального обучения и воспитания, что связано с содержательным наполнением музыкального искусства, с его эмоциональным воздействием на ребенка. Эффективность формирования основ музыкального исполнительства в классе саксофона зависит от ряда педагогических условий, в числе которых: повышение уровня музыкальной культуры учащихся; развитие музыкального восприятия классической музыки, умение слушать, размышлять, рассказывать о музыкальных произведениях; учет возрастных особенностей учеников, приходящих в класс саксофона; тесное сотрудничество с родителями; строгая установка на здоровьесбережение ученика; а также задача подбора репертуара в опоре на произведения русской классической музыки, адаптированной для изучения в классе саксофона и вызывающей ответную эмоциональную реакцию ребенка.

2. Основы музыкального исполнительства у начинающих саксофонистов формируются более успешно, если сочетать классную работу (урок), внеаудиторные занятия, развивающие музыкальный кругозор учеников, и контролируемый с помощью родителей досуг, наполненный творческой работой (сочинение названий к исполняемым этюдам, стихов или ритмизованной прозы к изучаемой музыке и др.).

3. Формирование основ музыкального исполнительства происходит с помощью, как общепедагогических методов, так и методов педагогики музыкального образования. В их числе выделены как общие методы педагогики музыкального образования, действующие в процессе приобщения к музыке детей в условиях различных образовательных систем, так и специальные методы, проистекающие из специфики инструментального обучения, в том числе обучения игре на таком сложном инструменте, как саксофон.

Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось в системе дополнительного образования ( ЦРТДиЮ «Тутти» и ЦРТДиЮ «Киевский») г. Москвы.

Всеми этапами опытно-экспериментальной работы было охвачено 56 человек, в том числе учащиеся классов саксофона, преподаватели- саксофонисты, родители. В процессе работы нами учитывался не только собственно педагогический опыт, но и опыт работы педагогов-саксофонистов музыкальных школ г. Москвы. Среди них студенты и выпускники Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова (бакалавриат «Художественное образование»).

Проведение опытно-экспериментального исследования не потребовало нарушений хода и логики учебного процесса в системе дополнительного образования. Мы пытались, прежде всего выяснить, соответствуют ли теоретические выводы нашего исследования реальному решению проблемы - формированию основ музыкального исполнительства на начальной стадии обучения саксофонистов. Мы пытались также установить, насколько возможно соблюдать выявленные в процессе теоретического анализа педагогические условия и как работают смоделированные нами методы специальной инструментальной подготовки.

Особое внимание мы уделяли проверке гипотезы о том, что формирование основ музыкального исполнительства у начинающих саксофонистов происходит более успешно, если процесс обучения будет направлен на приобретение школьного опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, прежде всего - к классическому музыкальному наследию. Кроме того проверялись теоретические предположения, связанные с ролью здоровьесбе-регающих методов работы с младшими школьниками на начальной стадии обучения.

В основе опытно-экспериментального исследования стояла «сверхзадача»: подтвердить теоретические выводы о необходимости корректировки популярных среди педагогов ЦДТ и ДШИ исполнительских «школ» работы с начинающими саксофонистами, если речь идет о младших школьниках, поступивших в класс саксофона в системе отечественного дополнительного образования.

В соответствии с этим опытно-экспериментальное исследование шло по нескольким направлениям. Во-первых, необходимо было установить базовый уровень сформированности основ музыкального исполнительства у начинающих саксофонистов, который выражается в знаниях, умениях и навыках технического характера, знаниях, умениях и навыках художественно- творческого характера, показателях творческой активности и исполнительской самостоятельности учащихся, в сформированности опыта эмоционально-ценностного отношения к классическому музыкальному наследию и к музыкальной культуре в целом.

Во-вторых, следовало определить критерии роста сформированности основ музыкального исполнительства, по мере применения выделенных и обоснованных в диссертации методов обучения и соответствующих им упражнений.

В-третьих, выяснить, какое сочетание форм классной, внеклассной и внешкольной работы дает наибольший эффект в развитии исполнительских качеств учащихся класса саксофона.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение нескольких лет в несколько этапов. Первый этап - констатирующий, второй этап - формирующий, третий этап - контрольный.

Первый этап (2009-2010 гг.) - проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности основ музыкального исполнительства учащихся младшего школьного возраста в классе саксофона. Одновременно с этим мы решали проблему критериев базового уровня формирования основ музыкального исполнительства начинающих саксофонистов в системе дополнительного музыкального образования.

Содержание, этапы и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию основ музыкального исполнительства у начинающих саксофонистов

Формирующий этап опытно-экспериментального исследования длился на протяжении двух лет. Начинающие саксофонисты обучались по программам системы дополнительного образования без увеличения числа уроков.

Содержание занятий в экспериментальной группе определялось в соответствии с разработанными в диссертации педагогическими условиями и методами формирования основ музыкального исполнительства в классе саксофона. Мы исходили из гипотезы исследования, согласно которой формирование основ музыкального исполнительства в классе саксофона будет более эффективным, если: - процесс освоения инструмента будет направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке через специально отобранный репертуар; - начальный этап обучения будет протекать с учетом задач здоровьесбе-режения (выработка правильной осанки, исполнительского дыхания, амбушюра и др.); - в процессе обучения будут использоваться специальные методы, и соблюдаться педагогические условия, направленные на приобретение технического и художественно-творческого опыта; - освоение саксофона младшими школьниками будет протекать в обстановке органичного сочетания классной, внеклассной и внешкольной работы при тесном взаимодействии с родителями и при посильном участии родителей в организации домашних занятий. Контрольная группа в составе девяти учащихся занималась по традиционной методике.

Цель второго этапа опытно-экспериментального исследования - активизация процесса формирования основ музыкального исполнительства с помощью средств обучения, выделенных в теоретических разделах диссертации. Задачи формирующего эксперимента: - подбор музыкального репертуара классической музыки, ее адаптация и включение в содержание занятий с начинающими саксофонистами с целью формирования эмоционально-ценностного отношения к музыкальной культуре и музыкальному исполнительству; - разработка и апробация в учебном процессе специальных упражнений, направленных на здоровьесбережение ученика; - включение в содержание занятий комплекса упражнений, связанных с освоением технических особенностей саксофона; - разработка и апробация творческих заданий, связанных с развитием творческого потенциала школьников, их творческой активности и самостоятельности; - апробация взаимосвязанных форм классной, внеклассной и внешкольной работы; - активное привлечение учащихся к различным видам концертных выступлений: выступление в классе перед другими учениками, классный вечер, лекция-концерт в школе, концертное выступление перед родителями, концерт-экзамен и др.

В экспериментальной группе обучение начинающих учеников в классе саксофона проходило на основе репертуара классической, по преимуществу, отечественной музыки. Нами учитывался достаточно широкий круг жанров, включающий песенное и танцевальное начало, как наиболее доступные для восприятия младшими школьниками. На каждом уроке мы обсуждали с детьми вопросы, связанные с содержанием музыкального произведения. учащимся давались домашние задания: составить рассказ о той музыке, которую исполняет ученик, найти аналогии среди музыкальных образов других композиторов или среди произведений других видов искусства - живописи, поэзии и др. Младшие школьники были весьма отзывчивы на восприятие, анализ, оценку яркой, доступной музыки и поэтому результаты работы оказались положительными.

Включение в содержание уроков комплексов специальных упражнений, описанных в разделе II. 1 настоящей главы, позволило продвинуться на пути технической оснащенности учащихся. Особое внимание уделялось здоро-вьесберегающим упражнениям, позволяющим освоить правильную осанку и амбушюр. При этом активно использовался весь арсенал исполнительских возможностей саксофона, осваивались такие средства музыкальной выразительности, как динамика, темп, тембр, ритм и др.

Наибольшее внимание уделялось включению экспериментальной группы в активное концертное исполнительство, служащее средством развития творческих способностей ученика, его артистизма и исполнительского мастерства. С этой целью организовывались «мини-концерты» на уроках, а также концертные выступления в условиях внеклассных и внешкольных мероприятий.

Следует подчеркнуть, что в процессе обучения нами учитывались как индивидуальные физиологические особенности ребенка, так и общие психологические особенности, характерные для детей младшего школьного возраста. Поэтому на уроках использовались элементы наглядности, педагогический «показ с рук», видеофильмы и др.

Использование специальных методов обучения обеспечило эффективность процесса формирования основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона.

По окончании опытно-экспериментальной работы, ее формирующего и контрольного этапов, нами были произведены контрольные «срезы», показывающие эффективность разработанной методики. Они позволяют оценить степень роста начинающих саксофонистов в исполнительском, творческом и техническом плане.

Похожие диссертации на Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона