Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творческой деятельности учащихся при изучении систематического курса геометрии в основной школе Аксютина Ирина Владимировна

Формирование творческой деятельности учащихся при изучении систематического курса геометрии в основной школе
<
Формирование творческой деятельности учащихся при изучении систематического курса геометрии в основной школе Формирование творческой деятельности учащихся при изучении систематического курса геометрии в основной школе Формирование творческой деятельности учащихся при изучении систематического курса геометрии в основной школе Формирование творческой деятельности учащихся при изучении систематического курса геометрии в основной школе Формирование творческой деятельности учащихся при изучении систематического курса геометрии в основной школе Формирование творческой деятельности учащихся при изучении систематического курса геометрии в основной школе Формирование творческой деятельности учащихся при изучении систематического курса геометрии в основной школе Формирование творческой деятельности учащихся при изучении систематического курса геометрии в основной школе Формирование творческой деятельности учащихся при изучении систематического курса геометрии в основной школе Формирование творческой деятельности учащихся при изучении систематического курса геометрии в основной школе Формирование творческой деятельности учащихся при изучении систематического курса геометрии в основной школе Формирование творческой деятельности учащихся при изучении систематического курса геометрии в основной школе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аксютина Ирина Владимировна. Формирование творческой деятельности учащихся при изучении систематического курса геометрии в основной школе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Аксютина Ирина Владимировна; [Место защиты: Астрахан. гос. ун-т].- Астрахань, 2008.- 224 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/958

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования творческой деятельности учащихся при изучении систематического курса геометрии в основной школе 12

1.1 Понятия «творчество», «творческая деятельность» и «творческая активность» в философских, психологических, педагогических и научно-методических исследованиях 12

1.2 Психолого-педагогические и методические аспекты формирования творческой деятельности в подростковом возрасте 34

1.3 Современное состояние проблемы формирования творческой деятельности учащихся в практике школьного обучения математике.. 48

1.4 Методические пути формирования творческой деятельности школьника при изучении систематического курса геометрии в основной школе 60

Выводы по первой главе 77

Глава 2. Методика формирования творческой деятельности учащихся при изучении систематического курса геометрии 79

2.1. Методика организации творческой самостоятельной работы учащихся при изучении систематического курса геометрии в основной школе 79

2.2. Методика формирования пространственного воображения как основного компонента творческой деятельности школьников: а) при систематическом изучении геометрии в основной школе; б) на факультативных занятиях 123

Выводы по второй главе 163

Глава 3. Организация, методика проведения и результаты педагогического эксперимента 164

3.1. Организация и методика проведения педагогического эксперимента 164

3.2 Результаты педагогического эксперимента по формированию творческой деятельности учащихся при изучении систематического курса геометрии в основной школе 178

Выводы по третьей главе 185

Заключение 186

Литература 188

Приложения 203

Введение к работе

Актуальность исследования. На современном этапе общественного развития главной задачей, стоящей перед педагогами, является всестороннее содействие становлению и развитию человеческой индивидуальности. Объектом пристального внимания при этом является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.

Естественно выдвигается на первый план проблема обеспечения новых подходов к организации процесса обучения, акценты в котором должны быть смещены с простой трансляции знаний по учебным предметам на развитие и реализацию всех сущностных сил ребенка.

В данном контексте в организации учебно-воспитательного процесса особенно востребованы те виды деятельности, которые развивают личность и обеспечивают ее творческое саморазвитие. Это, в свою очередь, предъявляет требования к организации процессов, которые должны содействовать развитию творческого потенциала учащихся, их творческой активности. А.Я. Хинчин писал: «Все наши педагогические усилия должны быть направлены на то, чтобы в максимальной мере заставить школьника усваивать материал в порядке активной работы над ним, всеми средствами насыщая эту работу элементами самостоятельности и хотя бы самого скромного творчества» [61, с. 222].

В современный период активизации творческой деятельности всех слоев общества проблема усиления творческих начал в обучении учащихся стоит особенно остро. От того, как будут формироваться в школе элементы творческой деятельности, во многом зависит будущее этого общества.

Проблема целенаправленного формирования творческой деятельности учащихся является весьма сложной и многогранной. Это обусловлено тем, что творческая деятельность взаимосвязана со многими сторонами учебного процесса. Она выступает одновременно как цель в плане формирования личности, как результат, обусловленный определенным способом организации учебной деятельности учащихся, и как средство повышения процесса обучения.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: Б.В. Асафьев, П.П. Блонский, Н.Я. Брюсова, А.В. Луначарский, СТ. Шацкий, Б.Л. Яворский. Многие исследования посвящены роли содержания обучения в организации творческой деятельности (В.В. Белич, В.А. Гусев, А.Н. Колмогоров, В.Л. Оганесян, В.А. Сластенин), его прикладной направленности (Н.В. Аммосова, И.М. Смирнова), обучению приемам умственной деятельности (ЯМ.. Груденов, М.Н. Шабунин), математическим способностям (И.В. Дубровина, Ю.М. Колягин, В.А. Крутецкий). Анализируются пути формирования творческих способностей в образовательном процессе школы (И.П. Волков, Л.Б. Ермолаева-Томина, А.З. Зак, А.А. Мелик-Пашаев, В.В. Мухортов, М.И. Найденов, И.С. Якиманская), самостоятельности и активности в познавательной деятельности (М.А. Данилова, Б.П. Еси-пов, Т.А. Капитонова, В.И. Лозовая, А.Я. Савченко, М.Н. Скаткин). Следует заметить, что исследователи связывают творческую активность с самостоятельной работой учащихся (Н.Е. Воробьева, Л.Г. Вяткина, Э.Ю. Мизюрова), частным вопросам методики и отдельным методам обучения (О.Д. Захарова, И.В. Дубровина, Ю.А. Кусый, А.И. Мартынова, СВ. Маслова). Роли задач в развитии мыслительных способностей посвящены исследования В.И. Крупи-ча, Ю.М. Колягина, организации самостоятельной работы - С. Мадраимова. В активизации мыслительной деятельности личности (М.М. Анцибор, И.Я. Лернер, И.И. Родак) на первый план выдвигается самостоятельность мышления, наличие творческого подхода в процессах учения. В настоящее время стало уделяться значительное внимание исследованиям проблемы творческого саморазвития (В.И. Андреев, Д.Н. Васильева, В.Я. Макашов, Ю.Н. Можа-рова, Т.Н. Черняева и др.). Большое значение для решения проблемы стимулирования творческой активности личности имеют исследования В.М. Вер-гасова, П.Я. Гальперина, В.А. Кан-Калика, СИ. Кисельгофа, Л.А. Рудкевича, Э.С. Чугуновой, Г.И. Щукиной и многих других.

Значимость творческой деятельности в математике и при обучении математике подчеркивали выдающиеся ученые-математики А.Д. Александров, В.И. Арнольд, М. Вагешмайн, Б.В. Гнеденко, А.Н. Колмогоров, А. Пуанкаре, А.Я. Хинчин и другие. Необходимость формирования творческой деятельности при обучении математике в средней школе отмечали математики-методисты Н.В. Аммосова, Г.Д. Балк, В.А. Гусев, О.Б. Епишева, Ю.М. Колягин, В.И. Крупич, Е.И. Лященко, Д. Пойа, Г.И. Саранцев, И.М. Смирнова, А.А. Столяр, В.А. Тестов, С. И. Шварцбурд, П.М. Эрдниев и другие.

В диссертационных исследованиях, посвященных вопросам формирования творческой математической деятельности учащихся, внимание авторов было уделено таким направлениям, как использование метода аналогии при обучении учащихся элементам сферической геометрии (Н.В.Горбачева), использование занимательных задач (Е.В. Кузнецова), задач на поиск закономерностей (СВ. Маслова), посредством исследования задачной ситуации (Е.А. Молчанова), формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании (П.М. Горев) и другим.

Как мы видим, проблема творчества и формирования творческой деятельности актуальна в современной науке, в частности, в методике преподавания математике. В то же время анализ проведенных исследований позволяет утверждать, что проблема формирования творческой деятельности решена еще не достаточно. Действительно, 1) большинство названных научно-методических исследований и трудов посвящено проблеме развития творчества в деятельности учителей математики и учащихся младшего (реже -старшего) возраста; подростковому школьному возрасту уделено довольно мало внимания, хотя в последнее время работа в этом направлении активизировалась; 2) в настоящее время в практике школьного обучения формирование творческой деятельности учащихся чаще всего не планируется, данный процесс идет стихийно; 3) методика работы над задачами ориентирована в основном на усвоение и применение готовых алгоритмов, а задача интеллектуального развития, формирования опыта творческой деятельности учеников в процессе всего обучения в школе остается нерешенной; 4) практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность не приводит к развитию творческих качеств личности, поэтому большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса.

Существующее противоречие между потребностью общества в получении творческой, социально активной личности, способной к саморазвитию и самообразованию, и недостаточной научно-методической разработанностью проблемы формирования творческой деятельности учащихся, в том числе при изучении систематического курса геометрии в основной школе, выявило проблему исследования и определило его актуальность.

Проблема исследования состоит в создании научно-обоснованной методики формирования творческой деятельности школьников 7-9 классов при изучении систематического курса геометрии.

Объектом исследования является процесс обучения систематическому курсу геометрии учащихся в основной школе в современных условиях.

Предметом исследования является методика формирования творческой деятельности школьников при изучении систематического курса геометрии в основной школе.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке методических путей формирования творческой деятельности школьников при изучении систематического курса геометрии в 7-9-х классах.

Анализ теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы позволяет сформулировать гипотезу исследования: формирование творческой деятельности школьников при изучении геометрического материала будет осуществляться более эффективно, если:

- систематически и целенаправленно использовать совокупность самостоятельных работ творческого характера как составляющую творческой деятельности при обучении геометрии у школьников,

- с учетом специфики школьного курса геометрии и возрастных особенностей учащихся применять в курсе планиметрии стереометрический материал, способствующий развитию пространственного воображения как одного из компонентов творческого и являющегося основой творческой деятельности.

Для достижения данной цели исследования и доказательства гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:

1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования с целью выявления условий формирования творческой деятельности учащихся при обучении систематическому курсу геометрии в основной школе.

2. Выяснить содержание понятия «творческая деятельность» по отношению к учащимся основной школы.

3. Определить методические пути формирования творческой деятельности учащихся основной школы при изучении геометрического материала.

4. Сформулировать критерии оценки творческой деятельности школьников.

5. Разработать методику формирования творческой деятельности учащихся при систематическом изучении школьного курса геометрии в основной школе.

6. Осуществить экспериментальную проверку эффективности разработанной методики в процессе обучения.

Теоретико-методологической базой диссертационного исследования являются: психологическая теория творчества, раскрытая в исследовани ях И.И. Ильясова, В.А. Крутецкого, В.А. Петровского, А.Я. Пономарева, Б.П. Теплова и др.; основные положения теории личности и деятельности, обоснованные в фундаментальных работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и др., раскрывающие возможности развития творческой деятельности учащихся; исследования А.Д. Глейзера, И.Я. Каплунова, А.Н. Леонтьева, Е.Ф. Рыбалко, И.С. Якиманской по проблеме развития пространственных представлений; использование идеи взаимосвязанного изучения свойств плоских и пространственных фигур в школьном образовании (В.А. Гусев, СВ. Гуревич, В.Н. Фрундин); педагогические исследования Н.Г. Дайри, Е.Б. Есипова, Н.П. Краевской, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина и др., раскрывающие сущность самостоятельной работы.

В ходе решения поставленных задач используются следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и математической литературы, а также диссертационных исследований, имеющих отношение к теме работы; анализ школьных учебников и учебных пособий по изучению геометрического материала в основной школе; изучение и обобщение передового опыта работы учителей математики школ города Астрахани и Астраханской области; наблюдение за деятельностью школьника в процессе изучения геометрического материала; анализ уроков, собственного опыта работы автора как преподавателя; изучение и анализ письменных работ учащихся; анкетирование школьников и учителей различных общеобразовательных учреждений; индивидуальные беседы с учащимися и учителями математики средней школы, руководителями творческих секций, преподавателями вузов; разработка методического обеспечения для проведения педагогического эксперимента; обсуждение результатов исследования на научно-методических семинарах и конференциях; планирование, организация и проведение педагогического эксперимента с целью подтверждения гипотезы исследования и статистическая обработка его результатов, графическое представление результатов эксперимента.

Научная новизна исследования состоит в следующем: 1) в результате исследования большого числа психолого-педагогических, методических и математических источников с позиций теории и методики обучения математике уточнено содержание понятия «творческая деятельность» по отношению к учащимся основной школы в процессе учебной деятельно сти; творческая деятельность рассматривается как учебная деятельность учащихся, направленная на разрешение противоречий между имеющимися у них знаниями и их недостаточностью для решения встающих перед ними задач посредством приобретения новых знаний о предмете изучения и созданию (ассоциированных как с привлечением при решении задач образной составляющей, пространственного воображения, так и с самостоятельным установлением новых фактов, отношений между ними, применением их в любых ситуациях) новых способов деятельности, таких как применение и самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой ситуации, предвидение хода решения и связанное с этим конструирование объекта посредством преобразования объекта или создания комбинаций объектов, видение новых функций, свойств знакомого объекта, критическое оценивание первоначального разнообразия путей (ходов) решения проблемы и выбор оптимального.

2) разработана методика формирования творческой деятельности учащихся при изучении геометрического материала в основной школе посредством: а) организации самостоятельной работы творческого характера, включающей: расчетные и аттестационные проекты; конструктивные задачи; логические задачи; задания на составление задач и конструирование вопросов; иллюстративно — практические работы, а также активные формы работы с литературой, обеспечивающие эффективное формирование творческой деятельности при обучении геометрии учащихся 7-9 классов; б) развития пространственного воображения как основного компонента творческой деятельности учащихся, состоящего как в привлечении планиметрических сведений для рассмотрения пространственных конфигураций, так и выхода в пространство с целью решения планиметрических задач.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в развитии теоретических аспектов понятия «творческая деятельность» по отношению к учащимся основной школы, состоящем в уточнении содержания этого понятия с позиций теории и методики обучения математике; в разработке двух методических путей: организации самостоятельной работы творческого характера и развития пространственного воображения школьников как важных компонентов многоаспектной проблемы формирования творческой деятельности учащихся основной школы при изучении геометрического материала.

Практическая значимость результатов исследования заключается в рекомендуемой совокупности путей формирования творческой деятельности школьников и ее компонентов (самостоятельности и пространственного воображения) при изучении геометрического материала, в предлагаемых методических рекомендациях учителям математики 7-9 классов, содействующих формированию творческой деятельности школьников при изучении геометрии, в подборе совокупностей задач, направленных на формирование творческой деятельности учащихся при обучении геометрии в основной школе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: построением исследования на основе положений современной психологии, физиологии, дидактики и методики; осмыслением педагогического опыта, в том числе опубликованного в методической литературе; внутренней согласованностью полученных выводов с основными положениями методики обучения математике и концепцией школьного математического образования; положительной оценкой учителями и методистами разработанных учебных материалов и методики их использования; данными педагогического эксперимента, доказавшего доступность разработанной в исследовании методики.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились постепенно в процессе проведения занятий по геометрии в 7-9 классах СОШ № 9, № 24, № 29 г. Астрахани и Харабалинской СОШ № 3 в Астраханской области. Основные положения диссертации, результаты педагогического эксперимента и сделанные по ним выводы получили отражение на ряде конференций и семинаров: на ежегодных всероссийских конференциях «Наука. Экология. Образование» - Краснодар: КГУ, 2004г., 2005г.; на международных конференциях «Математика. Компьютер. Образование» (г.Пущено, 2005г., 2007г., г.Дубна 2004г., 2006г.); на всероссийских конференциях по проблемам математики, информатики, физики и химии РУДН, 2005г., 2006г.; на междисциплинарных научных конференциях «Нелинейный мир» Нижний Новгород 2005г., 2006г.; на международном семинаре «Симметрия: теоретические и методические аспекты», Астрахань 2005г.; на первой всероссийской научно-практической конференции «Образование. Синергетика и новое мировоззрение», Астрахань 2006 г.; на заседаниях кафедры математического анализа Астраханского государственного университета.

Исследование было начато в 2003 году и прошло несколько этапов.

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент (с 2003 по 2004 гг.). В процессе констатирующего эксперимента осуществлялся анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования, изучение состояния проблемы формирования творческой деятельности учащихся в практике школьного обучения геометрическому материалу, а также необходимость поиска новых содержательно - методических подходов совершенствования математического образования в исследуемом направлении.

На втором этапе проводился поисковый эксперимент (с 2004 по 2005гг.), в результате которого: 1) был осуществлен подбор совокупности творческих самостоятельных работ по курсу геометрии в основной школе. При составлении совокупности самостоятельных работ, направленных на формирование творческой деятельности школьников, мы использовали следующие виды самостоятельных работ: расчетные и аттестационные проекты, конструктивные задачи, логические задачи, задания на составление задач и конструирование вопросов, иллюстративно — практические работы, а также активные формы работы с источниками знаний; 2) разработан геометрический материал стереометрического характера при изучении планиметрии, связанный как с привлечением планиметрических сведений для рассмотрения пространственных конфигураций, так и выхода в пространство с целью решения планиметрических задач; 3) разработана методика включения этих учебных материалов в процесс изучения геометрии в основной школе.

На третьем этапе проводился формирующий эксперимент с целью проверки доступности задачного материала и эффективности предлагаемой методики (с 2005 по 2008гг.).

На защиту выносятся:

1. Теоретическое обоснование эффективности разработанной методики формирования творческой деятельности учащихся при изучении систематического курса геометрии в основной школе.

2. Методика формирования творческой деятельности посредством:

- организации самостоятельной работы творческого характера;

применения в курсе планиметрии стереометрического материала, способствующего развитию пространственного воображения школьников и на правленного на формирование творческой деятельности у учащихся 7-9 классов при обучении геометрии.

Структура диссертации обусловлена логикой и последовательностью поставленных задач и состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы из 195 наименований, приложений. В тексте диссертации 48 рисунков, 18 таблиц, 2 диаграммы.

Понятия «творчество», «творческая деятельность» и «творческая активность» в философских, психологических, педагогических и научно-методических исследованиях

Современное общество ставит перед системой образования задачу формирования личности, способной быстро ориентироваться в возрастающем потоке информации и выделять из него те знания, которые необходимы для продуктивной работы, находить качественно новые пути решения разнообразных проблем, мыслить и действовать нестандартно, творчески. Эти аспекты делают необходимым включение в разряд целей общего образования формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях [57].

Для решения поставленной проблемы, которая по своему содержанию многоаспектная, необходимо проанализировать с точки зрения философии, психологии и педагогики такие понятия, как творчество, творческая деятельность, творческая активность, рассмотреть педагогические подходы к вовлечению учащихся в творческую деятельность.

Существует несколько подходов к изучению проблемы творчества, которые, прежде всего, соотносятся с различными областями знаний, где это творчество проявляется.

Для понимания сущности творческой деятельности личности рассмотрим вначале проблему творчества как философскую категорию.

Над построением теории творчества работали философы: B.C. Библер, Н.К. Вахтомин, И.Г. Герасимов, Б.М. Кедров, А.С. Майданов, А.Т. Шумилин Е.Н. Князева, СП. Курдюмов, И.Т. Фролов и др. С точки зрения философов, «творчество» - это необходимое условие развития теории и ее форм и механизм продуктивного развития. Философ И.Г. Герасимов [49] характеризует творчество ученого как поиск и открытие новых, ранее неизвестных и не заданных решений, как открытие, направленное на усовершенствование, модификацию уже полученных знаний и средств познания, усвоения и передачи уже добытых результатов. Решающую роль здесь играет творчество в формировании новых идей, гипотез, проблем, в открытии новых методов их решения, в разработке новых методов получения и проверки знаний.

В Философском словаре дается следующее определение: «Творчество -процесс человеческой деятельности создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материла созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребно-стям»[170, с. 363-364]. В философском понимании творчество свойственно живой и неживой природе, человеку и обществу.

Творчество содержится во всех видах человеческой деятельности, выступая как ценность, без творчества нет прогрессивного развития общества, нет человеческой личности. Это феномен социальной жизни, особый вид социального действия людей. Творчество как единство духовных и материально - практических моментов многообразно и специфично в своих конкретных формах существования (техническое, научное, литературное, художественное и др.)

Философский ключ к пониманию творчества можно найти в работах К. Маркса. Для него творчество - предметно-практическая деятельность, в процессе которой человек выходит за пределы «заранее установленного масштаба, за рамки простой целесообразности, познавая и преобразуя окружающий мир и самого себя. Это универсальная целеполагающая деятельность» [113, с. 476].

Большинство психологов (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, Е.Н. Кабанова-Меллер, Л.Н. Леонтьев, В.Ф. Паламарчук, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Самарин, В.И. Слобод-чиков, С.Д. Смирнов) считают, что творчество - это продукт мыслительной деятельности, причем результатом творческого мышления является открытие чего-то нового. С.Д. Смирнов полагает, что «Процесс или результат мыслительного акта называют творческим только в том случае, если он не может быть получен в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. В случае подлинно творческого акта преодолевается логический разрыв на пути от условий задачи к ее решению. Преодоление этого разрыва возможно за счет иррационального начала, интуиции» [158, с.147]. Д.Б. Богоявленская, А. М. Матюшкин и другие понимают творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний [29, 120]. Ю. Н. Кулюткин называет творчество таким процессом, в котором личность сама реализует и утверждает свои потенциальные силы и способности, в котором она сама развивается [102].

Особую систему представлений о творчестве выдвинул В.М. Вильчек: природа творчества основана на природе человека как вида, который утратил в результате мутации инстинктивную видовую программу деятельности. Отсюда неизбежно возникли дефекты, нарушения основных взаимосвязей: дефект деятельности («человек - природная среда») и дефект отношений («человек - человек»). Заменой инстинктивной видовой программы у человека стала способность к подражанию «образцу». Поиск образца породил творчество как специфическую активность. Труд же является лишь способом удовлетворения потребности, никакой потребности в труде как таковом (и в его обобщении - целесообразной деятельности) не существует. По природе своей мотивация творчества иррациональна и неудовлетворяема, поскольку родилась вместе с человеком и вместе с ним умрет [37].

Наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев.

Критерием творческого акта по Я.А. Пономареву является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складываются на низких структурных уровнях. Они включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового знания. Таким образом, творческий продукт предполагает интуицию и не может быть получен на основе логического вывода [141, с. 101].

Важный вклад в изучение проблем творчества как совокупности свойств личности внесла Д. Б. Богоявленская [29]. Она выделила единицу измерения креативности - интеллектуальную активность. Способность к творчеству, по мнению Д Б. Богоявленской, является результатирующей двух факторов: уровня умственных способностей и мотивации. Существует три качественных уровня интеллектуальной активности:

- стимульно-продуктивный, когда человек остается в рамках заданного или первоначально найденного способа действия, при этом задачи анализи руются субъектом во всем многообразии их индивидуальных особенностей, но как частные, без соотнесения с другими задачами (познание единичного);

- эвристический, когда человек, имея достаточно надежный способ решения, продолжает анализировать состав и структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи, что приводит его к открытию новых закономерностей, общих для системы задач (познание особенного);

- креативный, когда обнаруженная человеком эмпирическая закономерность становится для него не просто приемом мышления, а самостоятельной проблемой, ради изучения которой он готов прекратить предложенную извне деятельность, начав другую, мотивированную уже изнутри (познание всеобщего).

Выясним существенные признаки творчества. По мнению А.Т. Шумилина: «Творчество — это деятельность человека по созданию новых материальных и духовных ценностей. Как и другие виды деятельности, творчество имеет общественный характер, порождено потребностями общества, удовлетворение которых становится возможным по мере созревания всех необходимых для этого условий... Проведенные исследования творчества позволили уяснить, что первым существенным признаком творчества является преобразование явлений, вещей, процессов действительности или их образов, наглядно-чувственных или мысленных» [182, с. 30].

Из данного философского понимания творчества следует одно важное обстоятельство, связанное с переносом этого понятия на учебную деятельность учащихся, - это привитие ученикам навыков в преобразовании явлений, вещей, процессов, в поиске и создании новых комбинаций, что и есть существо творчества. Это очень важно для понимания сущности творческой деятельности школьника.

Методика организации творческой самостоятельной работы учащихся при изучении систематического курса геометрии в основной школе

Путь к творчеству индивидуален. Вместе с тем все учащиеся в процессе изучения геометрии должны ощутить ее творческий характер, познакомиться с некоторыми умениями и навыками творческой деятельности, которые им будут нужны в дальнейшей жизни и деятельности. Для решения этой сложной задачи преподавание геометрии должно быть построено так, чтобы ученик все чаще искал новые комбинации, преобразовывал вещи, явления, процессы действительности, искал неизвестные связи между объектами.

Прекрасным способом приобщения к творческой деятельности при обучении геометрии является самостоятельная работа во всех ее видах и проявлениях.

Самостоятельная работа — такое средство обучения, которое: характеризуется соответствием конкретной дидактической цели и задаче; формирует у обучающегося необходимый объем и уровень знаний, умений и навыков для решения познавательных задач, и служит соответственно продвижению от низших к высшим уровням мыслительной деятельности; вырабатывает у ученика психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение знаний и овладение умениями ориентироваться в потоке научной информации; служит важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины ученика в овладении методами познавательной деятельности; является важнейшим средством педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью ученика в процессе обучения (глава 1.1).

Большинство исследователей (главаї.З) сходятся во мнении о том, что для формирования творческой личности школьника необходимо вовлечение его в поисковую, творческую учебную деятельность и предлагают разнообразные приемы организации творческой самостоятельной деятельности. Использование отдельных приемов, средств обучения, видов самостоятельных работ только частично решает проблему формирования творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике, в частности геометрии. Поэтому необходимо построение совокупности самостоятельных работ, направленной на формирование творческой личности школьников и развитие их творческой активности. Данная совокупность работ позволила бы не только обучать геометрии, но и вовлекать учащихся в творческую деятельность, развивать их творческую активность.

При систематическом проведении самостоятельной работы у учащихся вырабатывается психологическая установка на познавательную самостоятельность, формируются необходимые познавательные умения, желание и способность самостоятельно овладевать знаниями и применять их в разнообразной учебной и общественной практике.

При построении совокупности самостоятельных работ, направленной на формирование творческой деятельности учащихся, нами использовались различные виды самостоятельных работ, основными из которых являются: расчетные и аттестационные проекты; конструктивные задачи; логические задачи; задания на составление задач и конструирование вопросов; иллюстративно — практические работы, а также активные формы работы с источниками знаний.

Принимая во внимание психологические особенности школьников 7-9 классов, при подборе заданий нами учитывались следующие критерии:

- задание должно быть сформулировано так, чтобы оно выполнялось на основе ранее полученных учащимися геометрических знаний;

- задание, предлагаемое ученикам, должно нести в себе не только обучающие, но и развивающие функции;

- задание должно привлекать интерес учащихся значимостью и глубиной своего вопроса, необычной фабулой, сюжетом условия, фактическим материалом, содержащимся в нем;

- способы действия, предусмотренные заданием, должны соответствовать уровню развития учащихся, а предметная область - основываться на их жизненном опыте;

- степень введения учеников в проблему со стороны учителя должна исходить из запросов учащихся, не предвосхищая и не парализуя их собственные вопросы и размышления.

Расчетные проекты. В большой мере формированию творческой активности школьников способствуют задания средней трудности, посильные учащимся, но вместе с тем предполагающие при их выполнении проявления наблюдательности, обращения к анализу, синтезу, сравнению, индукции и т. д. Такие задания должны быть тесно связаны с основным учебным материалом. Расчетный проект состоит из блока родственных заданий, объединенных одной математической идеей или проблемой. Каждая задача из такой серии «высвечивает» отдельную грань исследуемой проблемы. Сама же серия позволяет ее всесторонне изучить. Необходимо сообщить учащимся проблему, в связи с которой приводится группа заданий. Ее нужно сформулировать по возможности в краткой, выразительной форме, способной заинтересовать учащихся, нацелить их на работу.

Приведем примеры таких серийных задач. Расчетный проект для учащихся 7-х классов по теме: «Сумма углов треугольника. Равнобедренный треугольник».

Организация и методика проведения педагогического эксперимента

Проведение исследования в области дидактики и частных методик, как и в других науках, требует экспериментального подтверждения.

Педагогический эксперимент позволяет не только опровергнуть или подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу, но и оценить воздействие предлагаемой методики на практику обучения, прогнозировать дальнейшее развитие, выявить ошибки и провести работу над их исправлением.

Проведенная нами с 2003 по 2008 годы опытно - экспериментальная работа имела целью доказать, что выявленная и получившая теоретическое обоснование методика изучения систематического курса геометрии в основной школе посредством организации самостоятельной работы творческого характера, а также реализации идеи взаимосвязанного изучения свойств плоских и пространственных фигур и применение геометрического материала стереометрического характера при изучении планиметрии, направленного на развитие пространственного воображения учащихся, в значительной мере формирует творческую деятельность учащихся, повышает их творческую активность, содействует развитию у них познавательных потребностей, и в целом способствует повышению качества образования.

Логика экспериментальной работы полностью соответствовала содержанию составленной для нее программы.

Программа экспериментальной работы /. Проблема исследования и основные пути ее решения.

Общая проблема научного исследования, которая заключается в разработке научно-обоснованной методики формирования творческой деятельности школьников при систематическом изучении геометрического материала в основной школе, дифференцируется на ряд соподчиненных проблем: - Какова эффективность систематического и целенаправленного использования совокупности самостоятельных работ творческого характера как составляющей творческой деятельности при обучении геометрии у школьников, включающей в себя расчетные и аттестационные проекты; конструктивные задачи, логические задачи, задания на составление задач и конструирование вопросов, иллюстративно - практические работы, а также активные формы работы с литературой?

- Какова эффективность применения в курсе планиметрии стереометрический материал, способствующего развитию пространственного воображения как одного из компонентов творческого и являющегося основой творческой деятельности школьников с учетом специфики школьного курса геометрии и их возрастных особенностей?

II. Экспериментальная база исследования.

Для участия в экспериментальной работе было привлечено 4 учителя геометрии и 197 учащихся седьмых, восьмых и девятых классов из СОШ № 9, № 24, № 29 г. Астрахани и Харабалинской СОШ № 3 Астраханской области.

В процессе эксперимента осуществлялось наблюдение за педагогическим и ученическим коллективами, изменением их отношений к творческой деятельности, проводилось анкетирование педагогов и учащихся, осуществлялся мониторинг успеваемости учащихся, составлялась и заполнялась карта творческой деятельности учащихся.

III. Характеристика средств экспериментальной работы.

- Экспериментальные материалы обязательно соответствуют целям и задачам исследования. Для этого были специально подготовлены анкеты, позволяющие при их анализе получить разноплановую информацию о показателях учебно-познавательной деятельности школьников.

- При разработке и внедрении в систему работы образовательных учреждений различных методических путей формирования творческой деятельности школьников учитывался тот факт, что они должны быть применимы к анализу деятельности всех учителей и учащихся, участвующих в эксперименте.

- Экспериментальное обучение проводилось в рамках существующих учебных планов по разработанной нами экспериментальной программе, которая органично встраивалась в традиционную структуру занятий в 7-9 классах.

- Создание компьютерной базы данных с целью сохранения в памяти значительного количества различных таблиц, гистограмм, графиков, позволяющих на основе их сопоставления и сравнения делать объективные выводы об эффективности внедрения в практику различных методических путей формирования творческой деятельности школьников.

IV. Этапы экспериментальной работы.

Экспериментальная работа включала в себя следующие этапы: констатирующий, поисковый и обучающий эксперименты.

Каждый из этапов включал экспериментальную и аналитическую стадии. Экспериментальная стадия заключалась в подготовке материалов, используемых в исследовании, апробации, для чего использовались такие методы исследования, как анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ школьной документации.

На аналитической стадии каждого этапа экспериментальной работы изучались, анализировались, сравнивались и обобщались полученные данные, что позволяло вносить определенные коррективы в управленческую деятельность. Полученные данные подвергались математической обработке, что подтверждало существующие зависимости между изучаемыми явлениями и процессами.

Констатирующий этап эксперимента

Основной целью констатирующего этапа (с 2003 по 2004гг.) являлось изучение состояния проблемы формирования творческой деятельности учащихся в практике школьного обучения геометрическому материалу в основной школе, и определялась готовность школьников 7-9 классов к творческой деятельности, а также необходимость поиска новых содержательно-методических подходов совершенствования математического образования в исследуемом направлении.

При проведении исследования на данном этапе нами использовались следующие методы:

1. Анкетирование и собеседование с учителями геометрии школ города Астрахани и Астраханской области; наблюдение за деятельностью учителей в процессе обучения геометрии.

2. Анкетирование учащихся 7-9 классов школ города Астрахани и Астраханской области (охвачено 498 учащихся).

3. Проведение письменных проверочных работ.

Условием прохождения данного этапа эксперимента являлось невмешательство исследователя в организацию учебного процесса.

Результаты анкетирования учителей и учащихся, представленные в первой главе, показали, что процесс внедрения педагогических и методических теорий, направленный на формирование творческой деятельности учащихся, практически не решается, несмотря на то, что ученики готовы к участию в творческой деятельности в процессе обучения.

На этом же этапе нами исследовался уровень творческой активности учащихся посредством выполнения работ (решения задач) творческого характера. Согласно гипотезе нашего исследования использование в процессе обучения работ творческого характера (творческих самостоятельных работ и геометрического материала стереометрического характера при изучении планиметрии(как привлечение планиметрических сведений для рассмотрения пространственных конфигураций, так и выхода в пространство с целью решения планиметрических задач)) интенсифицирует процесс формирования творческой деятельности, поэтому специально подобранные творческие задания (задачи) вводились на всех этапах опытно - экспериментальной работы.

Похожие диссертации на Формирование творческой деятельности учащихся при изучении систематического курса геометрии в основной школе