Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фортепианная школа А. Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике Байдалинов Сергей Николаевич

Фортепианная школа А. Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике
<
Фортепианная школа А. Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике Фортепианная школа А. Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике Фортепианная школа А. Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике Фортепианная школа А. Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике Фортепианная школа А. Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике Фортепианная школа А. Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике Фортепианная школа А. Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике Фортепианная школа А. Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике Фортепианная школа А. Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике Фортепианная школа А. Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике Фортепианная школа А. Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике Фортепианная школа А. Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Байдалинов Сергей Николаевич. Фортепианная школа А. Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2000 184 c. РГБ ОД, 61:01-13/923-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Становление исполнительских и педагогических воззрений А.Н. Есиповой. Вехи творческой биографии. 11

1.1. На пути к мастерству. Педагогика Т. Лешетицкого. 12

1.2. Исполнительская деятельность и формирование собственных педагогических взглядов А.Н. Есиповой. 23

1.3. А.Н. Есипова - ансамблистка. 43

1.4. Занятия с начинающими пианистами. 52

Глава II. Педагогическая деятельность и воззрения А.Н. Есиповой. 65

II.1. Содержание занятий. 65

II.2. Методы и формы работы в классе. 79

II.2.1. Педагогический репертуар. 79

II.2.2. Работа над техникой. 83

II.2.3. Формы организации учебного процесса. 90

II.3. Формирование самостоятельности учащегося. 97

II.4. Методический труд «Фортепианная школа А.Н. Есиповой». 106

Глава III. Принципы А.Н. Есиповой и практика обучения студентов-пианистов в педагогическом ВУЗе. 132

III. 1. Методическая модель фортепианного обучения. (На основе педагогических воззрений А.Н. Есиповой). 132

III. 2. Опытно-экспериментальная проверка теоретических положений исследования. 142

Заключение. 172

Библиография. 175

Введение к работе

Масштабные изменения в социально-культурной сфере, произошедшие в России в последнее десятилетие XX столетия, потребовали серьёзных корректив в организации и методике общего и профессионального образования. Это наиболее глубоко проявилось в изменении статусной роли учащегося в процессе обучения, развитии его личностных качеств, общих и профессиональных способностей. Совершенствование теории и методики преподавания является одной из актуальных задач, стоящих перед педагогами-музыкантами. Однако дальнейшее совершенствование процессов обучения и воспитания молодых музыкантов, оптимизация практики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин предполагает органичное освоение педагогического опыта выдающихся музыкантов-педагогов прошлого, обращение к их методическому наследию, позволяющее почерпнуть всё лучшее, актуализировать наиболее ценные положения и принципы их деятельности.

Одним из таких выдающихся педагогов является Анна Николаевна Есипова (1851 - 1914). Первая российская пианистка, вслед за А.Г. Рубинштейном завоевавшая всемирную славу, А.Н. Есипова добилась европейской известности и в педагогике. Посвятив преподаванию в стенах Санкт-Петербургской консерватории более двадцати лет, она воспитала плеяду ярко талантливых пианистов. Многие из учеников А.Н. Есиповои успешно проявили себя не только на концертной эстраде, но и на педагогическом поприще, развивая лучшие традиции своего учителя. (И.А. Венгерова, В.Н. Дроздов, O.K. Калантарова, Л. Крейцер, М.В. Юдина и другие).

Педагогическое наследие А.Н. Есиповои многогранно. Она - автор незавершённого методического труда «Фортепианная школа А. Есиповои». Являясь плодом многолетней педагогической деятельности, этот труд и в существующем виде даёт интересный материал для характеристики её педагогических воззрений. Мало изучено и редакторское наследие А.Н. Есиповои, которое имеет несомненную инструктивно-педагогическую направленность, служит характеристикой её основных педагогических установок. Имеются многочисленные высказывания видных деятелей отечественного музыкознания, посвященные А.Н. Есиповои, архивные материалы, воспоминания учеников, ряд из которых был опубликован (М.А. Бихтер, А.Д. Вирсаладзе, А.В. Зейлигер, Н.Н. Позняковская, С.С. Прокофьев, М.А. Скорульский), другие остались в рукописи (Е.П. Безменова, М.М. Воль-кенштейн, С. Зегжда, П.Н. Зимин).

Исследование этих материалов позволило существенно расширить представления о личности А.Н. Есиповой как педагога. Это тем более необходимо, что после её кончины многие положения педагогики А.Н. Есиповой незаслуженно критиковались (Г.М. Коган, Л.В. Николаев), а методическое наследие было большей частью предано забвению. Более того, некоторые положения её педагогики неоправданно искажались, приобретали противоположное исходному значение; многие приёмы стали фактором, тормозящим развитие процесса обучения пианиста. В противовес свойственным педагогике А.Н. Есиповой: превосходно разработанной пальцевой технике, филигранному владению разнообразными оттенками звучания, отсутствию форсированного, тяжеловесного, жёсткого звукоиз-влечения, ее большому вниманию к деталям интерпретации и, естественно, тщательной их отделке, появляются (особенно в 20-е годы) иные пианистические приоритеты - чрезмерное увлечение монументально насыщенным звучанием инструмента, привнесение элементов ударности в зву-коизвлечение, резко очерченные, эскизно-фресковые контуры фразы, зачастую отсутствие естественности и логики исполнения.

Несмотря на то, что А.Н. Есипова являлась, по сути, главой петербургской пианистической школы, занимала ведущее положение среди своих коллег по консерватории и оставила заметный след в фортепианном искусстве, её педагогические воззрения и принципы преподавания пока ещё не получили должного освещения в специальной литературе. Научных трудов, посвященных педагогическому творчеству А.Н. Есиповой практически нет. Исключение составляют две небольшие книги Т.Л. Берк-ман и Н.В. Бертенсона, в большей части являющие собой очерки биографического плана и не претендующие на исчерпывающий анализ есипов-ской педагогики.

Таким образом, назрела необходимость обратиться к богатейшему педагогическому опыту А.Н. Есиповой и воссоздать те основополагающие подходы, которые способствовали успешному воспитанию в её классе плеяды молодых музыкантов и, опираясь на которые, можно улучшить качество обучения будущих педагогов-музыкантов в фортепианном классе. В этом заключается актуальность темы диссертационного исследования.

Цель данной работы: проанализировать и обобщить теоретические и методические аспекты деятельности Есиповои-педагога, которые не утратили своей актуальности для современного музыкально-педагогического образования.

Объектом исследования является педагогическая деятельность А.Н. Еси-повой.

Предметом исследования являются педагогические воззрения А.Н. Еси-повой и пути актуализации ее фундаментальных теоретико-методических положений в практике обучения в классах фортепиано на музыкальных факультетах педагогических ВУЗов.

В основу исследования положена гипотеза о том, что: совершенствование процесса обучения педагога-музыканта в фортепианном классе педагогического ВУЗа должно не только учитывать инновационные поиски последнего времени, но и опираться на лучшие достижения предыдущих эпох, опыт выдающихся мастеров прошлого, одним из которых была А.Н.Есипова.

Улучшению качества подготовки педагога-исполнителя будет способствовать оптимизация разнообразных педагогических путей и средств, использованных в педагогической работе А.Н.Есиповой, призванных интенсифицировать процесс обучения и воспитания молодого музыканта. К ним относятся:

- комплексное развитие музыкально-интеллектуальных и профессионально-личностных качеств учащегося-пианиста,

- расширение его эрудиции и обогащение музыкально-слуховой сферы,

- органичное сочетание развития двигательно-технических и художественных сторон в становлении будущего педагога-музыканта,

- гибкое использование разнообразных форм и методов работы с учащимися-пианистами,

- совершенствование коммуникативных и волевых качеств учащегося, развитие его самостоятельности,

- широкая исполнительская практика.

Основные составляющие педагогической концепции А.Н. Есиповой

могут быть успешно экстраполированы на практику работы со студентами-пианистами современных музыкально-педагогических ВУЗов. Задачи диссертационного исследования:

1) Осветить основные этапы творческой биографии А.Н. Есиповой: её профессиональное становление в годы учения, в процессе исполнительской и педагогической деятельности;

2) Охарактеризовать особенности исполнительского стиля А.Н. Есиповой и показать их влияние на формирование её педагогических воззрений.

3) Ввести в научно-педагогический оборот теоретические и методические материалы, посвященные А.Н. Есиповой (эпистолярное наследие, архивные источники, периодическая литература), и ранее недоступные для музыкально-педагогической общественности;

4) Проанализировать педагогические принципы, методы и формы работы в классе А.Н. Есиповой, обобщить ключевые методические положения её незавершённой «Фортепианной школы»; охарактеризовать педагогически значимые аспекты её редакторской работы над текстом исполняемых произведений;

5) Обобщить педагогические взгляды и воззрения А.Н.Есиповой в виде целостной методической концепции, которая могла бы быть адаптирована к современным условиям преподавания фортепиано на музыкальных факультетах педагогических ВУЗов;

6) Проверить ведущие педагогические принципы, методы и формы работы А.Н. Есиповой в опытно-экспериментальной работе.

Методологической основой исследования стали работы, посвященные сущности музыки как вида искусства (В.В. Асафьев, А.Д. Алексеев), труды педагогов-пианистов, отражающие масштабные проблемы фортепианной педагогики и исполнительства (А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Г.Г. Ней-гауз, Л.В. Николаев, СЕ. Фейнберг, Г.М. Цыпин), работы, посвященные концептуальным вопросам музыкальной педагогики (Э.Б. Абдуллин, Ю.В. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Варенбойм, Г.М. Коган, Я.И. Миль-штейн, Л. А. Рапацкая, СИ. Савшинский), исследования по психологии искусства (Л.С. Выготский), раскрывающие проблемы музыкальной (Л.Л. Боч-карёв, Е.П. Крупник, В.И. Петрушин, В.М. Теплов, В.В. Ражников) и общей психологии (В.В. Давыдов, А.А. Никольская и др.), а также общедидактические исследования, посвященные специфике учебной деятельности в современных условиях (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Рассмотрение педагогической системы того или иного яркого музыканта, путём вычленения отдельных звеньев из единого методического комплекса малоэффективно. Поэтому, анализ отдельных составляющих педагогики А.Н. Есиповой опирается на принцип целостности аналитических и обобщающих методов, а также на принцип историзма.

Методы исследования:

1) Изучение литературы по истории музыкальной педагогики, музыковедению, работ по музыкальной психологии, общепедагогических трудов. Исследование научно-литературных источников, в том числе впервые введенных в научный оборот архивных материалов, писем, критических статей, рецензий, воспоминаний, связанных с исполнительской и педагогической деятельностью Есиповой.

2) Анализ основных положений теоретико-методического труда «Фортепианная школа А. Есиповой».

3) Реконструирование педагогических воззрений А.Н.Есиповой как целостной методической концепции, отражающей характерные особенности ее работы с учащимися.

4) Создание на ее базе методической модели, способной быть реализованной в современных условиях музыкально-педагогического образования.

5) Опытно-экспериментальная проверка данного подхода в практике обучения игре на фортепиано в высшем музыкально-педагогическом учебном заведении.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что: впервые в теории и методике обучения музыке предметом исследования стали педагогические воззрения выдающегося исполнителя и педагога России, одного из основателей санкт-петербургской фортепианной школы -А.Н.Есиповой, дошедшие до нас в виде незавершенного методического труда пианиста-исполнителя, а также отдельных идей, взглядов, комментариев, рекомендаций, аналитических характеристик, разбросанных по многочисленным документам, письмам, нотным изданиям, принадлежавших лично Есиповои или сохранившихся в воспоминаниях ее учеников и современников. Значительная часть этих документов впервые стала достоянием широкого круга педагогов-музыкантов.

В диссертационном исследовании с научно-методических позиций современной музыкальной педагогики рассмотрены принципиальные положения, содержание, методы и формы репетиционной и концертной работы с учащимися, использовавшиеся в фортепианной педагогике А.Н. Есиповои, проведён их системный анализ; на базе которых реконструирована целостная методическая концепция выдающегося исполнителя и педагога. Ее отличительной стороной стали комплексность подходов к обучению пианистов, в сочетании с гибкостью и индивидуальным характером путей и средств достижения художественно-технического уровня каждого исполнителя, формирование чувства уверенности на концертной эстраде.

В диссертации по итогам аналитического исследования представлена методическая модель обучения в классе фортепиано, базирующаяся на теоретико-методических установках наследия А.Н. Есиповои, адаптированная к реалиям современной действительности. Она успешно апробирована в практике учебной работы на музыкальных факультетах педагогических ВУЗов.

Теоретическая значимость исследования: на основе научного обобщения существенно расширен круг уже известных и ранее не изученных источников, связанных с педагогической деятельностью А.Н. Есиповои. В исследовании с педагогических позиций рассматривается исполнительская деятельность, всесторонне проанализирована методика преподавания А.Н. Есиповои, подробно освещена педагогическая составляющая ансамблевого творчества и редакционного наследия.

С позиций современных достижений музыкальной педагогики конкретизированы комплексные педагогические подходы и-установки А.Н. Есиповои в работе с учащимися, касающиеся музыкально-слухового обогащения впечатлений и совершенствования кругозора учащегося, пополнены представления о воззрениях А.Н. Есиповои на искусство фортепианного интонирования и педализации, уточнены концептуальные положения её методического наследия, касающиеся двигательно-технического развития учащегося, раскрыты методические аспекты применения форм и методов работы, а также использование невербальных методов в обучении студентов.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в практической деятельности преподавателя фортепиано педагогического учебного заведения. Они позволяют оптимизировать занятия в классе фортепиано, интенсифицировать двигательно-техническое развитие учащегося, качественно улучшить профессионально-исполнительскую подготовку будущих учителей музыки; а также послужить опорой в дальнейшей разработке проблем истории и методики отечественной музыкальной педагогики. Исследуемые материалы могут быть использованы в содержании курса лекций по методике фортепианного обучения и истории отечественного фортепианно-исполнительского искусства. Предлагаемые методические рекомендации позволят существенно дополнить практику преподавания на музыкальных факультетах педагогических ВУЗов и училищ.

Научная достоверность результатов исследования обусловлена обращением к широкому кругу источников, освещающих мировоззрение, эстетические предпочтения, исполнительскую деятельность и педагогические принципы А.Н. Есиповой, опорой на теоретико-методические труды по педагогике, психологии, дидактике, истории музыкальной педагогики и исполнительского искусства, музыкознанию; соответствием методов исследования природе и характеру исследуемого объекта; совокупностью опытно-экспериментальных данных.

Положения, выносимые на защиту: 1) Педагогический опыт и воззрения А.Н. Есиповой, не дошедшие до нас в целостном виде и поэтому долгое время остававшиеся не востребованными в практике обучения, а порой и подвергавшиеся необоснованной критике за академизм и скрупулезность работы над вокальной природой фортепианного звучания, представляют собой целостную методику обучения игре на фортепиано в условиях ВУЗа. Её отличие заключается в самостоятельности поиска учащимися стилевых особенностей произведения и индивидуальном характере его исполнения, что в современных условиях личностно-ориентированной музыкальной педагогики приобретает актуальное значение, поскольку позволяет гармонично развивать индивидуально-личностные, художественно-творческие и двигательно-технические стороны учащегося-пианиста. Поскольку дальнейшее развитие методики фортепианного обучения проходило по различным направлениям, отдельные его стороны развивались неодинаково, порой за счет ослабления внимания к другим.

2) В педагогическом наследии А.Н. Есиповой наибольшую ценность представляет оптимизация многогранных задач и создаваемых для этого условий обучения и воспитания, включающих: а) комплексную методику, направленную на формирование профессионально-личностных качеств учащегося и совершенствование его двигательно-технических умений и навыков; б) гибкую организацию учебной деятельности и внеклассной работы студентов-пианистов; в) активную подготовку их к концертной деятельности.

3) Целостная методическая концепция, разработанная на основе анализа педагогических и исполнительских воззрений А.Н.Есиповой, позволяет не только реально представить и оценить ее значение, но и выявить ее удивительную практическую востребованность в современных условиях вузовского обучения. Методическая модель обучения в классе фортепиано вбирает в себя наиболее существенное из педагогики А.Н.Есиповой; она адаптирована к современным условиям и может успешно использоваться в практике подготовки педагогов-пианистов на музыкально-педагогических факультетах.

Результаты исследования апробировались в процессе опытно-экспериментальной работы, проводимой автором в 1996-2000 гг. на кафедре музыкальных инструментов музыкального факультета МПГУ; в выступлениях с докладами и сообщениями на научных и научно-практических конференциях, методических семинарах; путём опубликования статей и тезисов, содержащих основные положения диссертационного исследования; при обсуждении материалов диссертации на кафедре музыкальных инструментов МПГУ.

Структура исследования: Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

На пути к мастерству. Педагогика Т. Лешетицкого

Прежде чем исследовать результаты масштабной и плодотворной деятельности Есиповой на концертной эстраде и анализировать.богатейшее педагогическое наследие, обратимся к истокам её исполнительского и педагогического искусства, проследим пути, по которым оно развивалось.

Становление Есиповой как пианистки проходило в непростых условиях. В семье её не было профессиональных музыкантов, большого интереса к музыке не проявляли. Отец - Николай Иванович Есипов , был единственным, кто обратил внимание на музыкальные способности своей младшей дочери. Незаурядное дарование девочки - чуткий слух, прекрасная музыкальная память - ярко проявившееся уже в шестилетнем возрасте, оставалось без должного руководства. Следуя принятым в обществе того времени традициям, отец маленькой Аннет, (как звали девочку в кругу семьи) отдал её в частный пансион. Однако и фортепианные уроки в пансионе не дали Есиповой ни выучки, ни технических навыков игры на инструменте. Вскоре из-за невозможности, оплачивать занятия, пребывание её в пансионе прервалось.

Пытаясь в какой-то мере возместить отсутствие планомерного музыкального обз чения дочери, Н.И. Есипов часто посещал с Аннет различные концерты, На одном из фортепианных концертов произошёл случай, заставивший отца всерьёз задуматься о профессиональном обучении дочери. Одна из сыгранных пьес особенно понравилась ей; и «...в антракте юная пианистка подбежала к роялю и с большой точностью наиграла только что прослушанную музыку». [120, 353] Прошло ещё несколько лет, прежде чем у Есиповой появилась возможность поступить в.консерваторию. На приёмном прослушивании Есипова проявила незаурядные музыкальные способности, продемонстрировала беглость и уверенное владение инструментом, поэтому её приняли на подготовительное отделение в класс известного педагога А.И. Виллуана. А.Г. Рубинштейн в «Автобиографических рассказах» даёт высокую оценку его педагогике: «У Виллуана была хорошая постановка рук и хороший звук. Он очень заботился о звучности фортепиано... Основу он дал мне самую прелестную, фундамент такой, с которого мне нельзя уже было упасть». [133, 67] Такой нее прочный фундамент получила в классе А.И. Виллуана и Есипова. Гибкая постановка рук, правильная посадка за инструментом, первоначальные навыки самостоятельной домашней работы, то есть то, что необходимо начинающему пианисту. Основополагающей же была работа над качеством фортепианного звука, выработка навыков игры legato. Учащиеся воспитывались на специально подобранном для этих целей репертуаре..Так, например, большая часть произведений, перечисляемых Виллуаном в его «Школе для фортепиано», изданной в 1863 году - это либо транскрипции для фортепиано вокальных произведений, либо пьесы кантиленного характера.

Каких-либо подробных, детализированных свидетельств о занятиях Есиповой у Виллуана не сохранилось, но его методика и принципы обучения благотворно повлияли на юную пианистку. Весной 1865 года Есипова обратила на себя внимание педагогов превосходным исполнением сонаты Бетховена ор. 2 №3. Успешно завершив обучение на подготовительном отделении, Есипова была переведена в класс К. Фан-Арка, адъюнкта профессора Теодора Лешетицкого.

Есипова поражала необыкновенными способностями, она была одарена огромным талантом. Легко импровизировала, очень быстро выучивала произведения наизусть, прекрасно читала с листа. Однако на начальном этапе ей не хватало усидчивости, целеустремлённости в занятиях. Темпераментная, своенравная и упрямая ученица доставляла немало хлопот своим учителям. К. Фан-Арк говорил. Лешетицкому, что он не рад тому, как проходят занятия с Есиповой, столько труда стоило ему заставить её серьёзно работать над необходимым академическим репертуаром-. Особенно трудно давались ей произведения классиков. Перейдя в класс Т..Лешетицкого, Есипова на первых порах с трудом могла справиться со своим темпераментом. Некоторая недисциплинированность и налёт любительского музицирования ещё в течение некоторого времени мешали развитию её художественного вкуса и овладению музыкальной культурой. Приведём высказывание Т. Лешетицкого, посвященное Есиповой-ученице: «Эта крошка «одержима», она будет великой артисткой, если удастся обуздать её натуру». [170, 220] Лешетицкий понимал, что в процессе обучения необходимо было одновременно с воспитанием пианистки, приучить её к упорядоченным занятиям и осмысленному выполнению текущих исполнительских задач. В летние месяцы, оставаясь без волевого воздействия своего педагога, она «...занималась отнюдь не тем, что ей предназначено было по курсу, а с увлечением, в изобилии играла музыку, какая только ей заблагорассудится - словом отбивалась от рук». [120, 354] Предоставленная самой себе Есипова играла разнообразную музыку: от многочисленных вальсов и полек И. Штрауса, рапсодий Ф. Листа в собственном «облегчённом» переложении до почти всего «Фауста» Ш. Гуно. Такое свободное музицирование имело и некоторые положительные стороны - оно позволило Есиповой приобрести навыки быстрого чтения с листа, обогатило её интонационный слух.

Содержание занятий

Систематическая педагогическая деятельность А.Н. Есиповой началась с осени 1893 года, когда она приняла профессуру в Петербургской консерватории. Годы эти связаны с расцветом на рубеже веков петербургской фортепианно-педагогической школьї. То, что Едипова была не только педагогом, но и выдающейся артисткой, придавало её педагогике особую ценность. В отличие от некоторых своих коллег по консерватории Есипова могла обучать, в значительной степени опираясь на принципы собственного исполнительства. Все творческие находки, богатый исполнительский опыт естественно экстраполировались ею на педагогическую практику, постоянно совершенствовались и, видоизменяясь, являлись прочным фундаментом, на котором базировалось обучение молодых музыкантов. Несмотря на артистический и педагогический авторитет Есипова никогда не «злоупотребляла» им. Никогда не говорила учащемуся: «это можно - это нельзя», так как ясно осознавала, что, даже пользуясь авторитетом невозможно механически вложить в голову ученика некую сумму знаний, большую или меньшую. Требовалось всегда убеждать, развивать самостоятельное мышление учащегося, побуждать к творческому поиску за инструментом. В процессе такого обучения - совместного преодоления исполнительских препятствий напряжённого размышления над ними - устанавливался плодотворный двусторонний контакт, который позволял Есиповой опираться на индивидуальность учащегося, развивать её. В том числе и этим объяснялась огромная популярность Есиповой как педагога, приобретённая ею уже в первые годы работы. Учиться к ней приезжали из многих стран Европы, как начинающие пианисты, так и зрелые музыканты, окончившие Берлинскую, Венскую, Лейпцигскую, Лондонскую, Парижскую консерватории.

Много внимания уделялось формированию волевых качеств характера будущего пианиста-исполнителя. Есипова осознавала, насколько необходимы концертанту или педагогу такие качества как целеустремлённость, максимальная собранность, работоспособность и стремилась к их воспитанию. К примеру, одним из воспитательных приёмов было неукоснительное требование выполнить то или иное указание педагога немедленно, на уроке, за инстрз7ментом х. Функция такого требования Есиповой, естественно, шире сугубо практического воплощения указания педагога. Именно необходимость быстро собраться5 сконцентрировать внимание, стремительно вникнуть в педагогическую установку и найти в себе силы и возможности (приёмы) для моментального воплощения на инструменте - вот что являлось целью такой требовательности Есиповой. Она могла с полным правом вслед за Н,Г. Рубинштейном сказать, что «хотеть и уметь» [22, 13] является самым действенным: средством достижения высоких результатов в обучении.

Немаловажным фактором в воспитании профессионально-личностных качеств з7нащегося являлось глубокое неприятие педагогом разного рода манерности s аффектированшсти, поведения учащегося за инструментом. Необходимо было воспитывать в себе, и Есипова помогала ему в этом, лаконично-собранное, логически оправданное проявление эмоциональности. Как свидетельствуют воспоминания учеников, особенно ярко эта з станов-ка педагога проявлялась в последний период её педагогической деятельности. Так, Есипова стремилась искоренить всё показное, что было рассчитано на внешнее восприятие: нарочитые ритмические несоответствия, преувеличенно изысканное интонирование, лишние движения во время исполнения - размахивание руками, раскачивание корпуса, изнеможённое откидывание и т,п. Например, негативно восприняла Есипова исполнение финала из сонаты h-moll Шопена одним из её студентов, «.„Ученик этот играл, обливаясь потом, усердно стараясь выжать из инструмента максимум звучности, и, окончив» стал вытирать лоб платком. «Это рояль, а не корыто, - сухо сказала ему Анна Николаевна. - Устраните ненужную силу, не стремитесь преувеличивать звучность, не насилуйте природу инструмента», [29, 128]

Строго искореняла Есипова. и любые проявления самодовольства, самомнения у учащихся. Если она сталкивалась с такими чертами характеpa своих подопечных, могла зло высмеять, дать уничижительную словесную характеристику, пристыдить. Умение заострить внимание учащегося, а также его товарищей на разнообразных недостатках, (т.е. апелляция к студенческому коллективу), позволяли эффективно воспитывать необходимые положительные качества личности учащегося. Склонность Есипо-вой к прямолинейным характеристикам никогда, естественно, не переходила границы корректности. Относившаяся к музыкальному искусству, как к глубоко этическому служению высшим идеалам гуманизма и красоты, Есипова не могла пройти мимо музыкального ремесленничества, самодовольной посредственности, разного рода безынициативности, и деструктивной деятельности в искусстве. Этим и объяснялась склонность Есипо-вой к сатирическим персональным характеристикам или, подчас едким, обобщающим высказываниям.

Методическая модель фортепианного обучения. (На основе педагогических воззрений А.Н. Есиповой).

Успешность решения задач воспитания и образования будущего педагога-инструменталиста зависит от комплексности процесса обучения на музыкально-педагогическом факультете - от развития интеллекта, становления творческой инициативы, зрелости профессионально-исполнительского мышления студента. От этого зависят и собственно интерпрета-торские возможности учащегося, и адекватность воплощения им художественного образа произведения, и, в конечном итоге, эффективность профессиональной деятельности будущего учителя музыки.

Практика инструментального обучения студентов показывает, что далеко не все составляющие процесса обучения являют собой органическое целое. Нередко какой-либо из компонентов получает гипертрофированное развитие или, наоборот, затушёвывается, отходит на второй план. В связи с этим становление музыканта происходит по пути «наименьшего сопротивления»: учащийся не столько образовывается и развивается духовно, сколько получает набор конкретно-практических указаний, носящих ситуативный, необобщенный характер - и в результате нередко превращается в ремесленника, изощрённого в технической сфере, но чуждого творческому восприятию искусства. Говоря о таком явлении в учебной практике, профессор Г.М. Цыпин указывает: «Ограничиваясь сообщением знаний, тренировкой определённых умений и навыков, обучение... «сводится к простому усвоению «программного материала» и оказывает очень слабое влияние на общее развитие учащегося... Именно в области музыкального преподавания зачастую приходится сталкиваться с диспропорцией в соотношении между обучением и развитием, наблюдать явственный крен в сторону научения, сводимого к тому же к выработке у учащегося сравнительно небольшого фонда профессионально-исполнительских умений и навыков». [147, 13]

Сравнивая применяемые сегодня, широко распространённые методические рекомендации, установки, средства и формы обучения с педагогической системой А.Н. Есиповой необходимо выделить несколько направлений в её работе, заслуживающих более детального рассмотрения.

Обратимся к формированию профессионально-личностных качеств учащегося. Каждый учащийся - явление неповторимое и потому требует индивидуального, дифференцированного педагогического подхода. Данная установка традиционна для современной педагогической практики. Однако зачастую приходится сталкиваться и с противоположными явлениями, когда педагог выпускает из поля зрения некоторые стороны индивидуальности учащегося - интеллектуальные, духовные запросы формирующейся личности, исполнительские возможности, физиологические особенности, психологические черты личности. Практика показывает, что это неизбежно приводит к разнообразным недочётам, постоянным затруднениям, ошибкам, существенно затормаживающим процесс учения, и подобным явлениям в развитии как профессионально-личностных, так и исполнительских качеств учащегося.

Основополагающим является развитие интеллекта учащегося, совершенствование музыкального мышления, расширение его кругозора и эрудиции. По мнению А.Н. Есиповой, это возможно при условии понимания учащимся содержания музыкального произведения, стилистики композитора, рациональном выборе средств музыкальной выразительности и адекватном их применении, способствующем воплощению художественного образа произведения. Совершенное - лабильное, скрупулёзное, - музыкальное мышление подразумевает осмысленное проникновение в логику различных звуковых структур, умение оперировать музыкальным материалом, сопоставлять детали, элементы, найденные в ходе аналитического рассмотрения музыкального материала, способность синтезировать их в единое целое.

Похожие диссертации на Фортепианная школа А. Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике