Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интерпретация национального песенного фольклора в системе музыкально-эстетического воспитания Республики Казахстан Строкова Наталья Владимировна

Интерпретация национального песенного фольклора в системе музыкально-эстетического воспитания Республики Казахстан
<
Интерпретация национального песенного фольклора в системе музыкально-эстетического воспитания Республики Казахстан Интерпретация национального песенного фольклора в системе музыкально-эстетического воспитания Республики Казахстан Интерпретация национального песенного фольклора в системе музыкально-эстетического воспитания Республики Казахстан Интерпретация национального песенного фольклора в системе музыкально-эстетического воспитания Республики Казахстан Интерпретация национального песенного фольклора в системе музыкально-эстетического воспитания Республики Казахстан Интерпретация национального песенного фольклора в системе музыкально-эстетического воспитания Республики Казахстан Интерпретация национального песенного фольклора в системе музыкально-эстетического воспитания Республики Казахстан Интерпретация национального песенного фольклора в системе музыкально-эстетического воспитания Республики Казахстан Интерпретация национального песенного фольклора в системе музыкально-эстетического воспитания Республики Казахстан
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Строкова Наталья Владимировна. Интерпретация национального песенного фольклора в системе музыкально-эстетического воспитания Республики Казахстан : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1999 174 c. РГБ ОД, 61:99-13/904-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Казахский традиционный музыкальный фольклор как феномен народной художественной культуры 13

1.1. Интерпретация как способ сохранения и актуализации традицийнародной художественной культуры 13

1.2. Особенности функционирования музыкального фольклора в контексте современной культуры 31

1.3. Значение народного творчества в системе общего образования Республики Казахстан 49

Глава II. Педагогические условия возрождения казахского песенного фольклора в системе музыкального воспитания личности

2.1. Особенности восприятия и исполнения казахской народной песни в процессе формирования художественно-творческой деятельности детей младшего школьного возраста 64

2.2. Характеристика опытно-экспериментальной работы по совершенствованию музыкально-эстетического воспитания в системе общего ; образования 84

2.3. Динамика формирования мотивационной готовности к ! восприятию аутентичного фольклора 116

Заключение 125

Список использованной литературы 131

Приложения 144

Введение к работе

Процесе современного культурного развития в Казахстане вызвал интерес широких слоев казахского народа к своей истории, народно-художественному творчеству. Освоение ценностей национальной культуры в данном случае выступает как предпосылка и условие развитие национального самосознания. Процесс возрождения национальной культуры - явление неоднородное, включающее не только позитивные, но и негативные процессы.

Комплексный анализ культурных, экономических, политических проблем, характерных для современного общества, позволяет определить наиболее значимые направления в культурной жизни молодого государства, выявляет оптимальные условия для эффективного формирования музыкальной культуры учащихся в системе общего и высшего музыкального образования. "Этнический ренессанс" /Бромлей Ю.В./ 80-90-х годов, для которого характерно резкое усиление интереса к национально-самобытным сферам культуры, осознанное стремление к сохранению исторического прошлого, может оказаться хорошей предпосылкой для воссоздания художественно-творческого духа, способствовать актуализации определенного культурно-исторического среза национальной культуры и явиться мощным стимулом эстетического развития современного общества. Д.С.Лихачев писал: "Массовой культуре, с завидной энергией вторгающейся в нашу жизнь, следует противопоставить высокую культуру, имеющую народную, эмоциональную основу - в том одна из задач эстетического и нравственного воспитания" /107/.

О тесной связи национальной культуры и дальнейшим формированием общества писал О.Сулейменов "Культурное прошлое - неотъемлемая часть нашего настоящего, и возможно, продвижение в будущее, как-то связано с приближением нашим к тому, от чего стремимся скорей отказаться. Речь идет о народной культуре, о той целостности, где эстетические формы предметов быта неразрывно связаны с их функциональной предназначенностью,

где эстетическое естественно перерастает в этическое и является основой социального проектирования" /152/.

Народная художественная культура, являясь одной из граней культуры вообще, воплощает этнохудожественное сознание и этнохудожественную деятельность поколений.

Она кристаллизует в себе наиболее характерные черты своеобразия художественной культуры того или иного народа, "Культура никогда не была и не будет отвлеченно - человеческой, - писал Н.А.Бердяев, она всегда конкретно народная и лишь в таком качестве восходящая до общечеловечности729/.

Проблема исследования - совершенствование педагогических условий использования в музыкальном воспитании и образовании казахского народно-песенного фольклора.

Объектом исследования стал процесс музыкально-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста на основе песенного фольклора.

Предмет исследования - педагогические основы формирования навыков восприятия и интонирования детских песен казахского музыкального фольклора у детей старшего дошкольного и школьного возраста.

Цель исследования - выявление оптимальных условий совершенствования музыкально-эстетического воспитания личности средствами песенного фольклора.

Внимание исследователей и педагогов к проблемам сохранения и развития национально-культурных традиций народов, живущих в Республике Казахстан и зарубежных странах привело к углублению и развитию понятия "культура", определению функции, роли и места, которое занимает этноху-дожественная культура в структуре общества. Е.Стариков предлагает следующую модель: "Культура многослойна, в ней сосуществуют, лежащие на поверхности нормы поведения, под ними общие мировоззренческие принципы и идеологемы, и, наконец, есть у культуры ядро крепящихся в коллектив

но-бессознательном этнических архитипов. Это ядро - своеобразная мета-структура культуры, ее генетический код" /151/.

Главные функции ядра культуры - "сохранение и передача самоидентичности социума" /Иванчук А.П./. Именно ядро культуры сохраняет информацию в виде принципов, стандартов и норм поведения, передавая по следующим поколениям систему ценностей и способов их создания, определяя, таким образом, суть национальной культуры /79/.

Автором работы исследуется механизм интерпретации песенного фольклора Казахстана в XX веке в народном и композиторском творчестве, выявляются условия его адекватного /аутентичного/ возрождения в культуре своего народа в процессе непрерывного музыкально-эстетического воспитания - "детский сад - гимназия - колледж - вуз". В этой связи разработка теории и практики использования народного опыта музыкально-эстетического воспитания, актуализации аутентичного песенного фольклора в детском исполнительском творчестве и в подготовке учителей музыки в вузах культуры и искусства является задачей первостепенной важности. Этническое своеобразие казахского музыкального фольклора, особенности его возникновения, исторического развития, форм бытования и продолжительность активного существования требуют поиска новых приемов педагогического внедрения, наиболее созвучных традиционной песенной культуре конкретного региона, в нашем случае - Приуралья, северной части Западно-Казахстанской области. Б.В.Асафьев писал: "Связанность песенных форм с социальной средой и бытовым укладом несомненна" (12).

В процессе исследования необходимо было решить следующие задачи:

- выявить и обосновать дидактические условии обучения средствами казахского музыкального фольклора;

- разработать модель экспериментальной программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе казахского песенного фольклора;

- провести опытно-экспериментальную проверку отобранного музыкального материла, его соответствие возрастном возрастным возможностям восприятия детей;

- конкретизировать содержание учебно-методической работы студентов при прохождении учебно-производственной практики в соответствии о профессиональным подходом в подготовке учителей музыки, руководителей детских коллективов;

- определить наиболее эффективные формы и методы изучения музыкального фольклора в младших классах средних школ на основе этнопеда-гогических и музыкальных традиций своего региона.

Была выдвинута гипотеза о том, что на данном историческом этапе в жанре детского фольклора возможно тождественное воспроизведение, определяемое нами как специфический тип преемственности "come back", которое создает оптимальные условия для эффективного освоения традиционного песенного казахского фольклора в системе массового воспитания при создании педагогических технологий, разработанных в исследовании.

Методологической основой является диалектико-материалистический метод познания и разработанные на его основе принципы и подходы философской, культурологической и эстетической наук (историзм, системный анализ, теоретический анализ источников и литературы) к рассмотрению проблемы преемственности традиционного народного творчества. При изучении сущности традиций, их роли в жизни современного общества автор опирался на труды Н.А.Бердяева, М.М.Бахтина, В.С.Библера, Д.С.Лихачева, Л.Н.Гумилева, А.Ф.Лосева, Ю.Б.Борева, К.Леви-Стросса, Ю.М.Лотмана, Б.Н.Федотова, А.Я.Гуревича, И.Хейзинги, Т.В.Чередниченко и др.

В области педагогики, психологии исследования Ю.П.Азарова, Ю.К.Бабанского, В.Г.Белинского, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.А.Сухомлинского, И.Я.Лернера, К.Н.Успенского, Р.Штейнера, Д.Б.Эльконина, явились основой для обоснования оптимальных педагогиче

ских технологий музыкально-эстетического воспитания.

Работы Б.В.Асафьева, Т.С.Бершадской, Н.А.Ветлугиной,

Е.Я.Грозненской, И.И.Дубовского, Р.Ингардена, М.С.Кагана, З.Кодаи, В.М.Максимова, Л.М.Мазеля, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, К.Орфа, Б.М.Теплова, В.Н.Шацкой, Б.Л.Яворского, в области музыкальной педагогики, теории музыкального восприятия, развития музыкальных и творческих способностей личности определили направление исследования.

Изучение и анализ исследуемой проблемы позволили предположить возможность моделирования методов культурно-исторического, структурного, музыковедческого анализа при исследовании механизма преемственности и характеристики интерпретации песенного фольклора казахского народа.

"Этнический ренессанс" -явление, характерное для всего мира, но стремление к развитию духовных основ своего этноса наиболее остро и противоречиво в республиках бывшего Союза. Разрушение национальной культуры в годы "культурной революции" привели к деформации или забвению традиционного еще в XIX в. народно-музыкального творчества; характер и последствия спонтанного возрождения обусловлены решением проблемы актуализации национального фольклора в системе общего музыкального воспитания, охватывающего систему дошкольного, школьного и вузовского образования.

Концептуальное значение в определении теоретической позиции автора имели исследования, посвященные проблемам изучения и возрождения традиций народно-художественной культуры Э.А.Алексеева, Т.И.Баклановой, Б.Г.Ерзаковича, А.В.Затаевича, А.Е.Байгаскиной, И.И.Дубовского, А.К.Жубанова, Б.И.Каракулова, С.А.Елемановой, Л.В.Шаминой.

В ряде исследований 30-80-х годов затронуты проблемы изучения народно-песенного фольклора в системе казахского музыкального образования /О.Байдилдаев, М.Х.Балтабаев, В.М.Миненко, Б.Г.Гизатов, А.А.Ахметова, Р.Р.Джердималиева, Г.Ж.Карамолдаева и другие/, но при изучении фолькло

pa недостаточно используется его музыкально-эстетический потенциал отсутствует научно-обоснованная система в музыкальном развития и воспитания детей.

При проведении исследования использовались следующие методы:

- изучение научной литературы по философии, культурологии, этнографии, педагогике (общей, музыкальной, этнопедагогике), психологии, музыкознанию, детскому хоровому исполнительству и музыкальному образованию,

- изучение и анализ учебно-методических программ по музыкальному образованию в Казахстане, России, других странах,

- педагогическое наблюдение за деятельностью учителей и учащихся с целью изучения состояния проблемы в практике работы детских садов, школ, гимназий, экспертный опрос, включенное наблюдение автора в процессе педагогической работы,

- педагогический эксперимент, состоящий из подготовительного, констатирующего, поисково-формирующего и контрольного этапов, включающих педагогическое наблюдение, беседы, первоначальный, текущий и итоговые замеры, фиксацию степени усвоения музыкального материла, соответствия его возрастным особенностям восприятия детей.

Исследование осуществлялось в 3 этапа. На первом этапе изучалось состояние теории и практики использования музыкального фольклора в современном музыкальном воспитании, анализировалось и обобщалось состояние преподавания музыки в СШ №7, 9, 17, 24 г.Уральска в лицее и СШ №27 с обучением на казахском языке. Экспериментальной площадкой явилась "школа - сад - гимназия", представляющая наиболее эффективную модель непрерывного дошкольного и школьного образования с циклом эстетических занятий, обучением на русском языке при многонациональном составе контингента (45% - русских, 46% - казахов, 3% - татар, 6% - других национальностей). Эти обстоятельства ставят эксперимент в наиболее типичные для

городских школ условия.

Второй этап содержал продолжение опытно-экспериментальной работы, обобщение полученных данных, разработку научно-педагогических рекомендаций по применению народно-песенного фольклора в школе и в вузе. В обучающем эксперименте, проводимом на базе музыкального факультета института искусств г.Уральска, использовалось массовое обследование динамики формирования осознанного отношения к народной музыке у будущих учителей путем анкетирования, бесед, анализа, выполнения специальных заданий при проведении уроков школьной практики, сравнивались результаты работы экспериментальной и контрольной групп студентов при прохождении школьной практики.

Проводилась апробация экспериментальной программы в условиях учебного процесса "школы - сад - гимназии /2-3 классы/ и Западно-Казахстанского института искусств - III-IV курс, специальность "учитель музыки". Были созданы контрольные и экспериментальные группы в школе и институте. В результате констатирующего эксперимента определились цель и задачи обучающего эксперимента. На основе разработанной программы по предмету "Музыка" /1-4 классы/ и спецпрактикума студенты экспериментальной группы проводили уроки музыки, народные праздники, тематические занятия и открытые уроки-концерты, актуализирующие народные музыкальные традиции.

На итоговых обсуждениях результатов учебной практики в 1997, 1998 годах студенты экспериментальной группы показали фрагменты уроков, казахские народные игры, воссоздающие принципы народного воспитания средствами музыкального фольклора. Программа по музыке, дополненная и I переработанная с учетом высказанных предложений, была издана в лабора тории проблем воспитания Западно-Казахстанского Научно-методического центра системы образования в качестве учебного пособия для школ и гимназий эстетического направления.

На третьем этапе осуществлялась систематизация и обобщение материалов экспериментальной работы. На основе сравнительного анализа полученных эмпирических результатов: записей открытых уроков, внеклассных мероприятий, контрольных замеров уровня глубины восприятия музыкального фольклора детьми и студентами, готовности последних к педагогической деятельности в области народного музыкального творчества были сформулированы выводы исследования о возможностях совершенствования этнохудожественной подготовки студентов музыкально-педагогических вузов при педагогических условиях, способствующих типичному возрождению традиционного казахского песенного творчества с учетом особенностей культурно-исторического развития Западно-Казахстанского региона.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

проведен историко-культурологический анализ музыкально-эстетического потенциала обычаев и традиций народной педагогики в музыкальном воспитании и образовании Казахстана, определены проблемы использования народного опыта музыкально-эстетического воспитания в современных условиях,

- выявлены особенности интерпретации детского музыкального фольклора по типу "come back",

- исследованы воспитательные возможности регионального народно-песенного материала,

- разработаны педагогические основы освоения детьми дошкольного и младшего школьного возраста казахского песенного фольклора,

- предложен новый подход в организации практической подготовки студентов к проведению уроков музыки на основе спецпрактикума "Педагогические технологии этнохудожественной подготовки будущих учителей музыки".

Практическая значимость исследования определяется тем, что основные

и выводы и рекомендации могут быть использованы в профессиональной подготовке учителей в высших и средних педагогических учебных заведениях, вузах культуры и искусства, в процессе организации педагогической практики, в системе повышения квалификации учителей начальной школы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством: опубликования научно-исследовательских материалов "Формирование основ профессионального мастерства будущих хормейстеров в процессе практики работы с хором, "Музыкальный фольклор Казахстана и особенности его восприятия", "Личность учителя будущего - основа духовного ренессанса"; учебного пособия "Программа по предмету "Музыка" для гимназий и школ с эстетическим уклоном" (1-4 классы),

- составления рабочей программы по учебно-производственной практике для студентов специализации " Учитель музыки",

- разработки специального практикума "Педагогические технологии эт-нохудожественной подготовки будущих учителей музыки",

- применения разработанных методических принципов в преподавании дисциплин дирижерско-хорового цикла студентам специализаций, "учитель музыки" Западно-Казахстанского института искусств.

На защиту выносятся следующие положения:

- установлен в ходе исследования особый тип интерпретации детского фольклора, "come back", являющийся одним из основополагающих способов сохранения и актуализации традиций народной художественной культуры;

- разработана совокупность методических принципов обучения детей с учётом особенностей восприятия и интонирования казахского музыкального фольклора на основе словаря "интонаций - попевок" казахских народных песен;

- созданные педагогические условия для интенсивного усвоения аутентичного музыкального фольклора младшими школьниками с учетом использования народного опыта музыкально-эстетического воспитания обеспечи вают эффективную подготовку учителей музыки.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, 2-х глав (I Казахский традиционный музыкальный фольклор как феномен "народной художественной культуры". П Педагогические условия возрождения казахского песенного фольклора в системе музыкального воспитания), заключения, списка литературы и приложения.

Интерпретация как способ сохранения и актуализации традицийнародной художественной культуры

Несомненная историческая амбивалентность народно-художественного творчества, древнейшим компонентом которого является музыкальный фольклор, с процессом становления и развития культурных эпох своего этноса, и возникающем при этом взаимопроникновением культурных традиций других народностей, предполагают рассмотрение широкого круга тем, позволяющих нам определить:

- динамику развития казахского музыкального фольклора в периоды кризисных изменений;

- влияние этнического самосознания на формирование художественных стереотипов;

- механизм преемственности народно музыкальных традиций;

- значение музыкального фольклора в контексте современной культуры;

- педагогические приемы воздействия на этнохудожественное сознание с учетом природы музыкального фольклора.

В центре находятся ключевые понятия "культура", "народное художественное творчество", "музыкальный фольклор". Они являются звеньями единой цепочки в структуре современного общества.

Понятие "культура" имеет множество определений, каждое философское направление выстраивало свою модель мира и определяло место культуры в ней согласно созданной системе.

Культурой считают: - "совокупность результатов материальной и духовной деятельности человека" /112/, - только духовную часть жизни общества как проявление "локальных цивилизаций".

Наиболее актуально в нашем понимании определение данное В.С.Библером "Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных - прошлых настоящих и будущих культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур" /31/. Оно предполагает сопоставление различных культурных течений не только по горизонтали, но и по вертикали, допуская разнообразные механизмы сохранения и передачи информации, а также актуализацию культурного наследия. Диалог как основу творческого мышления в формировании культуры представляет Л.М.Баткин "Диалог -становление разных умов, разных истин, несходных культурных позиций, составляющих единый ум, единую истину и общую культуру" /24/.

Народно-художественная культура, является специфической, наиболее традиционной, древнейшей частью духовной культуры современного общества. Внимание теоретиков к проблеме сохранения и развития национально-культурных традиций привело к углублению и конкретизации понятия "народная художественная культура". Т.И.Бакланова подчеркивает этническую природу и самодостаточность народной художественной культуры, определяя ее как совокупность художественных ценностей того или иного народа, а также форм и способов их создания, сохранения, распространения, бытования в народной среде /20/. Народная художественная культура зародилась как духовное творчество родоплеменных коллективов и развивалось в классовом обществе стихийно, отличаясь самобытностью художественных форм. Наиболее поэтичной, многозначной и разнообразной формой является "фольклор", выражая самобытные, этнически своеобразные черты национальной культуры.

Существует много трактовок понятия фольклор. Выработанное в результате длительного обсуждения ученых в ЮНЕСКО определение этого термина звучит так: "Фольклор /в более широком смысле - традиционная народная культура./ - это коллективное и основанное на традициях творчество групп или индивидов, определяемое надеждами и чаяниями общества, яв ляющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности; фольклорные, образцы и ценности передаются устно путем имитации или другими способами; к формам фольклора, наряду с другими, относятся язык, литература, музыка, танцы, игры, мифология, ритуалы, обычаи, ремесла, и другие виды искусства" /175/.

XX век, особенно его вторая половина, отличается бережным отношением к интерпретации творений композиторов прошлого, стремлением воссоздать художественный стиль эпохи композитора средствами исполнительской интерпретации /темп, агогика, динамика, туше/, и исполнением на старинных инструментах, в том же количественном составе, в каком звучали ансамбли у мастеров эпохи Средневековья, Возрождения, Барокко. Подобная ситуация возникла и в отношении к народному творчеству, в том числе, и к песенному фольклору. Главная особенность современной интерпретации - "чувство дистанции" - по отношению к великому прекрасному и равно по "отношению к человеку", которое "заставляет по новому отнестись и к тексту искусства, ранее служившего поводом для передачи "несказанного", а теперь ставшим знаком определенной культурной системы с особым типом логики, идеалом красоты, характером эмоциональной жизни.

Народная художественная культура в социокультурном развитии общества XX века испытала взлеты и падения, модернизацию и обращение к архаике. Долгое время народное творчество находилось под прессингом идеологических установок социалистического общества. Социальные катаклизмы 80-90-х годов вызвали интерес к национальному, самобытному в культуре всех народностей входивших в состав СССР.

Особенности функционирования музыкального фольклора в контексте современной культуры

Музыкальная культура тюркских народов зародилась, вероятно, в форме древних культовых шаманско-жреческих песен. Тотемические песни имели простую жанровую структуру, были однообразны по тематике. Неразвитость общественных отношений в VI веке постепенно сменяется целой системой религиозных представлений с традиционными ритуалами, праздниками, а простейшие речетативно-песенные интонации устного музыкально-поэтического фольклора: синтез "проречи" и "предмузыки" (Э.Алексеев) складываются в вокализированный поэтический казахский мелос. Фольклор VI века выделяет поэтическое творчество "жырау" или "жыршы" - певцов-сказителей. Песни утилитарного, прикладного характера выражали зооморф-но-религиозные представления о мире, были однородны по мелодико-интонационному строению, имели простейший произвольно-амморфный тип формы стихосложения. (Пр.2)

В раннефеодальный период зарождается героический эпос, достигший расцвета в XV-XVI веках в эпосах "Ер-Таргын", "Кезе-Керпеш", "Алпамыс", "Кыз-Жибек". Исследование эпического жанра Б.Г.Ерзаковичем, С.А.Елемановой, Т.А.Бекхожиной, А.Е.Байгаскиной; классификация эпосов на архаический, героический, любовный, исторический в диссертационном исследовании А.Б.Кунанбаевой позволили воссоздать по результатам комплексного музыкально-стилистического, текстового, исторического анализа наиболее древние мелодико-ритмические структуры и предположить путь их дальнейшей трансформации на историческом отрезке времени длиной не менее 500 лет. Ерзакович Б.Г. определил основные принципы и формы мелодического строения эпического жанра: а) песенно-речетативная форма "жыр" -силлабические по строю стихи, имеющие 7-8 слогов в строке на короткую, небольшую по диапазону, равномерную по ритму мелодию, часто с вступительным возгласом. Песенно-речетативная форма "жыр" варьировалась исполнителем (жырши) по ходу изложения эпоса; б) музыкально-иллюстративный принцип воплощения эпоса носил программный, изобразительный характер: звуками домбры или кобыза исполнитель дополнял устный рассказ, легенду, создавая емкий музыкально-поэтический, театрализованный жанр эпоса - "кюй".

"Кюй" получил широкое распространение в северно-западном регионе Казахстана, оказал влияние на песенно-народное творчество, на формирование основ профессионального устного музыкального искусства в домбровых школах Курмангазы, Даулеткерея, Дины Нурпеисовой, Мухита.

В эпическом жанре сформировалась еще одна "ритмоформула" (Байга-скина А.Е.), включающая 11 слогов, она широко распространена в казахской обрядовой песне и называется "кара олен".

Процесс становления и формообразования казахского музыкально-поэтического фольклора сложен: предположительно возник он из песен мифологического, исторического содержания или музыкальной поэтической сказки, которые создали основу для формирования эпической поэмы. Попев-ки и интонации из мелодики куманов, образовавших с другими многочисленными тюрко-язычными племенными союзами казахскую народность, были найдены в нотной записи католической молитвы, имеющейся в Codex cumanicus ("Кодекс куманов" -13-14 век). Эти же интонации и мотивы выявляются в песнях и кюях эпического и исторического содержания. /72/

В дореволюционном Казахстане эпическая песенность являлась ведущим жанром художественной культуры. Эпос - более значительный по содержанию и форме впитывал в себя массовые песенные жанры. Изучение наиболее распространной народно-музыкальной терминалогии помогает выявить генезис и семантику музыкально-поэтического творчества, а так же определить его место в традиционной казахской музыкальной культуре. Так термины "олен" и "эн" (с арабского "напев", а с древнекипчакского - "привязь" - писал К.Г.Жузбасов в книге "Казахи" "Свидетельствуют о многослойной и многоуровневой системе этнокультурных музыкальных традиций, объединенных в многообразное целое в контексте мировозренческого и концептуально-художественного общения понятийно-категориальных норм и представлений... тюркоязычных народов" /74/. Процесс пения тесно связан с системой казахского стихосложения. Об этом свидетельствуют термины-слова: "соз", "олэн"; "жыр" и т.д., "толгау", "терме", "бунак" слоговая группа, "буык" - слог, относящиеся к жанровой системе музыкально-поэтического фольклора. Тотовицкий М.В. первый из русских этнографов отметил синкретический характер исполнения эпоса, сохраняемый в наше время профессиональными жырши", - писал Ерзакович Б.Г. /72/

Музыкально-поэтическое интонирование, неотрывное от слова, имеет самостоятельную цель. В "слове" по определению А.Б. Кунанбаевой - смысл повествования, в исполнительской манере - музыкальный текст и весь контекст жанра" /100/ Подобное соотношение поэтического и музыкального текстов характерное для народной песни вообще, в казахском фольклора приобретает синтезирующее значение, благодаря особенностям казахского стихосложения: силлабическое с равносложностью строк, с слабо централизующим ударением, с тенденцией к внутри слоговому членению; (кара олен -4+3+4; 3+4+4; 4+4+3; жыр - 3+4; 4+3; 3+3+3; 3+2+3). Предполагает, поэтому, использование метода анализа песенного материала на основе стихотворного строения эпической строки, разработанного Байгаскиной А.Е. (18) в обучении основам исполнения народных песен.

Особенности восприятия и исполнения казахской народной песни в процессе формирования художественно-творческой деятельности детей младшего школьного возраста

Подготовительный этап опытно-экспериментальной работы начался в 1992 году и включал косвенное наблюдение за результатами вокально-хоровой работы на основе использования интонаций народных песен с целью формирования устойчивого звуковысотного слуха, ощущения переменного лада, ритмического разнообразия. Субъектом наблюдения являлся старший хор ДМШ № 3 г.Уральска, а хормейстером - автор исследования.

Практическим руководством послужили работы В.С.Попова, Г.А.Струве, В.В.Емельянова и стремление найти в народной музыке основу эффективного воспитания вокально-слуховых представлений с одной стороны и музыкально-образных - с другой. Работа данного коллектива представлялась в течение 1990-1994 годов на областных методических совещаниях преподавателей ДМШ и учителей музыки:

- доклад и открытый урок по теме "Значение народной музыки в воспитании хорового коллектива" (декабрь 1992) для учителей школ города и области;

- урок для слушателей ФІЖ института усовершенствования учителей "Работа с дошкольниками на основе народных песен, попевок, дразнилок" (октябрь 1993);

- лекция и открытый урок для слушателей ФПК "Развитие вокальных, эмоциональных способностей младших школьников по методике В.В.Емельянова на основе детского фольклора" (март, 1994).

В работе с хоровым коллективом, состоящим из детей 12-15 лет выявились следующие проблемы этнохудожественного воспитания:

- ученикам среднего и старшего школьного возраста не интересна тематика детских народных песен;

- интонационные обороты народных песен непривычны, сильно отличаются от сложившихся у школьников музыкальных стереотипов;

- отсутствует стремление к исполнению аутентичного варианта песен в народной манере.

На основе анализа наблюдений были сформированы основные задачи, способствующие активизации интереса к народной песне:

- необходимо введение детского фольклора в раннем возрасте, когда он более "созвучен" мироощущению ребенка;

- необходимо использовать игровые приемы, наиболее естественные для восприятия детей, для традиций народного воспитания;

- изучение музыкально-поэтического творчества должно сохранять син-кретичность музыкального фольклора, совпадающую с синкретичностью восприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста.

С 1993 года эти задачи определяли работу с дошкольниками (детсад №16 г.Уральска) в эстетических группах, а с 1995 года по 1999 г. с учениками 1-4 классов "школы - сад - гимназии" эстетического направления.

В 1996 году обращение к народному песенному творчеству легло в основу педагогического исследования и приобрело планомерный, целенаправленный характер.

В 1996-97 годах были проведены беседы с учителями городских и районных школ, принимавшими участие в методических совещаниях, семинарах и конкурсах школьных хоровых коллективов, анкетирование учителей музыки и студентов Западно-Казахстанского института искусств.

В анкетировании принимали участие учителя средних школ города в количестве 32 человек и студенты старших курсов Западно-Казахстанского института искусства в количестве 50 человек.

В ответах на вопросы анкеты "Духовный ренессанс Казахстана в руках молодых" учителя музыки (средний возраст - 36 лет) на наш взгляд, более объективно оценивали реальную ситуацию в развитии традиционного народного творчества - 75% учителей считали эту проблему актуальной (а студентов - всего 40%).

Похожие диссертации на Интерпретация национального песенного фольклора в системе музыкально-эстетического воспитания Республики Казахстан