Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Использование экологических знаний учащихся средних общеобразовательных школ в процессе обучения математике Ходжамбердиев А.Ш.

Использование экологических знаний учащихся средних общеобразовательных школ в процессе обучения математике
<
Использование экологических знаний учащихся средних общеобразовательных школ в процессе обучения математике Использование экологических знаний учащихся средних общеобразовательных школ в процессе обучения математике Использование экологических знаний учащихся средних общеобразовательных школ в процессе обучения математике Использование экологических знаний учащихся средних общеобразовательных школ в процессе обучения математике Использование экологических знаний учащихся средних общеобразовательных школ в процессе обучения математике Использование экологических знаний учащихся средних общеобразовательных школ в процессе обучения математике Использование экологических знаний учащихся средних общеобразовательных школ в процессе обучения математике Использование экологических знаний учащихся средних общеобразовательных школ в процессе обучения математике
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ходжамбердиев А.Ш.. Использование экологических знаний учащихся средних общеобразовательных школ в процессе обучения математике : ил РГБ ОД 61:85-13/942

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Проблема формирования духовно-нравственных ценностей личности в отечественной педагогической культуре 16

1.1. Анализ основных категориальных понятий исследуемой проблемы в философско-педагогической мысли отечественных ученых 16

1.2. Аксиологический подход к представлению иерархии ценностей в российской педагогической культуре 36

1.3. Состояние уровня развития духовно-нравственных ценностей отечественной педагогической культуры у будущих учителей. 51

ГЛАВА 2. Образовательный процесс по изучению курса «история образования и педагогической мысли», ориентированный на формирование у студентов духовно-нравственных ценностей отечественной педагогической культуры 68

2.1. Особенности отбора содержания образования в целях формирования у студентов духовно-нравственных ценностей педагогической культуры России .68

2.2. Педагогические условия и динамика формирования у студентов духовно-нравственных ценностей отечественной педагогической культуры в процессе изучения истории образования и педагогической мысли 89

2.3. Практические рекомендации по формированию у студентов духовно-нравственных ценностей отечественной педагогической культуры в процессе изучения курса «История образования и педагогической мысли» 113

Заключение. .135

Список использованной литературы 139

Приложения. 152

Анализ основных категориальных понятий исследуемой проблемы в философско-педагогической мысли отечественных ученых

Исследование формирования у студентов духовно-нравственных ценностей отечественной педагогической культуры в процессе изучения курса «История образования и педагогической мысли» предполагает необходимость анализа научных понятий и терминов, которые составляют его категориальный инструментарий, рассмотрения их в отношении традиционных особенностей отечественной воспитательной аксиологии, применительно к высшей школе с точки зрения педагогической, психологической и философской науки.

Категориальными понятиями в исследовании выступают: образование, воспитание, ценность, личность, педагогическая культура.

Категория «образование» в Педагогической энциклопедии трактуется как процесс и результат усвоения систематизированных знаний и навыков (123, 142). Это обеспечивает полноценное существование любого общества. В отношении будущего учителя особый профессиональный набор знаний, умений и навыков позволяет говорить о педагогическом образовании, а также о педагогике высшего профессионального образования, определяемой В.М. Полонским как «область профессиональной педагогики, изучающая закономерности і профессионального роста, содержание, методы и формы подготовки и повышения квалификации специалистов» (137, 19). Современная Российская педагогическая энциклопедия объясняет педагогику высшей школы как отрасль педагогической науки, изучающую теоретические и практические проблемы развития личности студентов и их профессиональной подготовки в вузе (147, 118). В отличие от преобладающих ранее «зуновских» определений в данном академическом издании речь идет о личности студента — будущего специалиста, которому завтра предстоит работа с умами и душами детей.

В научных трудах последних лет пониманию важности этого уделяется немалое внимание. В связи с этим и термин образование вполне закономерно получает несколько иное наполнение. Так, А.С. Запесоцкий, говоря об образовании, отмечает, что именно «образование обеспечивает целостное воспроизводство человека — в соответствии с теми его идеалами, которые сформированы в недрах культуры. » (58, 5). Им замечено далее: «именно возможности образования сохранить специфику отечественной культуры позволяют рассматривать его в качестве важнейшего условия духовной безопасности российского общества, ибо утрата духовной самобытности народа ведет к потере своего особого места в общемировой семье культур и цивилизаций» (58, 6). Но эти потенциальные возможности образования : реализуются не всегда. Г. Сараф подчеркивает, что чаще всего именно профессиональное образование не вооружает специалиста методами, позволяющими видеть воспроизводство человека главным требованием деятельности. А именно это является возможностью совпадения профессиональности со сферой нравственности (150, 117). В.А. Сластенин считает главнейшей стратегией современного университетского образования — развитие и саморазвитие личности учителя. Эта стратегия, по его мнению, должна воплощаться в принципиальной направленности содержания и форм учебного процесса высшей педагогической школы на становление духовно развитой: культурной личности, обладающей целостным гуманистическим мировоззрением, активно реализующей свои творческие силы и способности в профессионально-педагогической деятельности (139, 4). З.И. Равкин видит ближайшей задачей сферы образования разработку проблем аксиологии с учетом нашего менталитета и национально-исторических традиций (116, 16). Прежде всего это касается высшего образования, поскольку осуществляемая в течение последних лет новая стратегия развития школы подразумевает и новую, ориентированную на актуальные социальные запросы, подготовку специалистов высшего звена. Уровень сегодняшних требований, предъявляемых обществом к образованию, достаточно высок — и касается в первую очередь духовного возрождения страны, которого, по мнению В.Ю. Троицкого, невозможно достичь, если не изменится характер отношения к миру, человеку, нашему общежитию и природе (166). В связи со сказанным ученый вводит понятие «истинного образования», которое «всегда просвещает, настраивает на движение к высоким гуманным целям науки, культуры, вообще — образа жизни» (166, 37). По его мнению, «истинное образование включает, во-первых, личностно-сердечное, личност-но-духовное отношение к знанию... во-вторых, истинное образование (и просвещение) всегда основываются на осознании преемственности духовно-исторического развития народа и личности» (там же).

В исследовании В.А. Беляевой образование представлено как «категория, которая может рассматриваться как сфера духовно-нравственного производства и воспроизводства образа «Я» личности в человеке, как процесс духовно-нравственного становления личности учителя, содержательной сущностью которого является отечественная культура, культура русского народа» (20; 28). Для нашего исследования такая трактовка термина образование является наиболее значимой, поскольку в нем идет речь о становлении личности учителя на базе потенциала русской ментальносте и русских традиций, в том числе и педагогических.

Анализ рассмотренных подходов позволяет установить, что смысловое понятие образование изменяется в зависимости от ожидаемого конечного результата подготовки выпускников школы, вуза, но в любом случае оно предполагает целостное формирование личности с учетом духовно-нравственной направленности отечественной аксиологической традиции.

В педагогической науке понятия образование и воспитание упоминаются чаще всего вместе и дополняют друг друга. Общепризнанным определением понятия воспитание является следующее: воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Термин, как известно, принято понимать в широком и узком смысле. В широком смысле оно включает в себя всю сумму воздействий, весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в жизни. Имеется в виду влияние семьи, общественных организаций, церкви, государственного уклада и господствующих в нем идей, а также искусства во всех его проявлениях (в том числе литературы, кино), средств массовой информации.

Аксиологический подход к представлению иерархии ценностей в российской педагогической культуре

Отечественная педагогическая культура представляет собой, как уже отмечалось, совокупность национальных особенностей, норм, законов и традиций, ярко проявляющихся в ценностях, поставленных во главу угла в российской истории, одной из составляющих которой является особая система воспитания. Подобная система сложилась, естественно, не сразу — на основе фольклорных мотивов, древних литературных памятников, своеобразного уклада жизни русских людей, наследия великих мыслителей светской и религиозной культуры. Важно подчеркнуть: из различных источников легко можно вычленить то общее, что в них имеется, поскольку основополагающие ценности, так называемые ценности высшего порядка, присутствующие в них, отмечены единым альтруистическим, «добротворческим», христианским звучанием. Данный факт достаточно полно отражен в многочисленных научных исследованиях последних лет. В нашей же работе наибольшее внимание уделяется аксиологическому подходу к представлению ценностей.

Все ценностные основы отечественной педагогической мысли можно представить в определенной иерархической системе. История педагогики содержит немало попыток всевозможных классификаций иерархического построения, поэтому важно прежде всего выделить сходное, основное, что в них содержится, и свести воедино многочисленные «варианты» на основании аксиологической значимости ценностных ориентиров. Аксиология рассматривается современной философской наукой именно в свете исследования ценностей «как смысло-образующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам» (115, 25—28). Основным вопросом, находящимся в поле пристального внимания аксиологии, является вопрос об оценках, имеющих «абсолютное значение», их критериях и соотно-симости разных систем ценностей между собой. Подобный акцент обеспечивает правомерность нашей задачи: рассмотреть некоторые ценностно-иерархические системы с точки зрения их соподчиненное и выделить законополагающие основы, на которых они зиждутся. Сделать это необходимо еще и потому, что ценности отечественной педагогической культуры, выделенные с точки зрения аксиологического подхода, должны служить главными ориентирами воспитания и соответственно направлять профессиональную деятельность будущего педагога.

Для обеспечения принципа адекватности и последовательности при рассмотрении философско-педагогических идей в области исследования целесообразным представляется сначала обратиться к ориентирам, провозглашаемым в религиозно-христианской культуре, так как они главным образом являются средоточием духовности и моральных ценностей, полностью созвучных наших отечественным традициям.

Наибольший интерес в этом отношении представляет наследие Тихона Задонского (1724—1782), систематизированное и обобщенное священнослужителем схиархимандритом Иоанном (Масловым) в книге «Симфония» и рекомендованное министерством образования для студентов вузов в качестве пособия по духовно-нравственному воспитанию, и Ивана Александровича Ильина (1883—1954). При несомненном различии их взглядов (обусловленном такими объективными причинами, как служение церкви первого и светский, гражданский характер деятельности второго, разные годы жизни) очевидна сходная во многом позиция относительно основополагающих законов бытия.

Особо примечательно, на наш взгляд, то, что сходство это присутствует даже при разноплановом восприятии мира и роли человека в нем. Область морально-философских исканий этих ученых цементируется исследованием таких системообразующих ценностных понятий, как вера, любовь, свобода, совесть, семья, родина. Именно они выступают тем «внутренним стержнем», который есть организующее звено и духовно-нравственной сферы жизни человека в целом, так и теории и практики воспитания и образования.

Первостепенная роль в этом ряду отводится вере как феномену, направляющему и организующему жизнедеятельность человека. Безусловный приоритет данной ценности обусловлен исторически сформировавшимся отношением русского народа к религии, подразумевавшим присутствие божественного высшего начала абсолютно во всех сферах существования, а также восприятие окружающего мира через призму «вечных законов». О вере как о свидетельстве присутствия божественного в человеке Т. Задонский пишет: «Истинная вера...движет его (человека— прим. наше) к желанию и исканию небесных и вечных благ; ибо истинная, живая вера есть дар божий духовный, и потому внутрь человека учит духовных благ искать. Она от неба в человеческое сердце входит, к небу и небесным движет и восхищает сердце человеческое...» (162, 131). Вера лишь тогда одухотворена и созидательна; лишь тогда становится нравственной ценностью, когда обращена к Высшему Творцу. Воздействие веры на мировоззрение человека, на его внутренние мотивы и побуждения исключительно значимо. Так, И. Ильин утверждает, что вера всегда составляет для человека суть его жизни: «Человек верит в то, что он воспринимает как самое главное в своей жизни. Скажи мне, что для тебя самое важное в жизни, и я скажу, во что ты веришь. Душа твоя прилепляется к тому, во что ты веришь, и как бы живет и дышит им; ...Здесь пребывают твои чувства и твое воображение. Словом, здесь реальный центр твоей жизни: тут твоя любовь, твое служение; тут ты идешь на жертвы. Здесь твое сокровище; а где сокровище твое, там и сердце твое; — там и вера твоя» (69, 136-—137). Таким образом, вера как стремление к вечной истине, смыслообразующему началу бытия — Творцу объясняет вечное стремление человека к совершенству, совершенствованию мира и себя. Это заложено в его природе и раскрывает сущность человеческой жизни. Вера относится к числу высших, первостепенных ценностей потому, что она и делает человека человеком, центром мироздания.

Особенности отбора содержания образования в целях формирования у студентов духовно-нравственных ценностей педагогической культуры России

Сегодня в распоряжение педагогической науки поступает огромное количество различных новаторских методик, передовых технологий и средств, внедрение которых имеет, своей целью дальнейшее совершенствование уровня подготовки молодого специалиста, выпускника педвуза. Предлагаемые альтернативные варианты, как правило, реализуют очередную модную тенденцию, взятую «без купюр» из опыта западной высшей школы..В сложившейся обстановке трудно выделить ориентиры, которые могли бы выступить в роли базовых основ преподавания, направленного на формирование у студентов аксиологических представлений, связанных с отечественной педагогической традицией.

Между тем современная социокультурная ситуация способствует изменению привычного, устоявшегося взгляда на профессиональную подготовку учителя, предъявляя к ней новые требования. Ив числе этих требований наблюдается все большее внимание к обеспечению духовно-нравственной составляющей профессиональной деятельности педагога, поскольку он имеет дело с воспитанием завтрашнего поколения страны. Важность обозначенного аспекта подчеркивается тем, что все надежды на стабилизацию и укрепление позиции і России на общемировой арене в настоящий момент связываются именно с молодым поколением. Общество крайне заинтересовано в том, чтобы увидеть достойную смену, стремящуюся работать на укрепление блага страны, знать ее историю и гордиться ей, способную реализовать национальную идею возрождения государства.

Все это выводит отечественную педагогическую культуру в ее аксиологическом наполнении на первый план в вузовской работе по подготовке будущих учителей.

Соответственно рождается потребность пересмотра содержания современного педагогического образования в высшей школе с позиций аксиологического и культурологического подходов в представлении духовно-нравственных ценностей педагогической культуры России. В данном отношении определенными возможностями располагает почти каждая учебная дисциплина. В нашем случае изучение студентами истории образования и педагогической мысли при определенных условиях организации образовательного процесса может в значительной степени способствовать формированию у них духовно-нравственных ценностей отечественной педагогической культуры.

Адекватная целевая установка выступает в качестве стержневой основы; построения содержания профессионального образования будущих учителей и актуализирует для каждого из них роль духовно-нравственного воспитания школьников вне зависимости от того, какой из предметов они будут преподавать в дальнейшем.

В то же время, правильно сформулированная цель актуализирует приоритет воспитывающего обучения, при котором усвоение определенного комплекса специальных и общих знаний, интеллектуальное развитие служат лишь средством становления личности в аспекте ее внутреннего самоопределения и самореализации, осознание человеком своей уникальности, «единичной заданности» и одновременно наивысшей предназначенности, устремленности к глубинным сущностным смыслам бытия.

В соответствии с поставленной целью ориентирами, в соответствии с которыми следует выстраивать отбор и структурирование учебного материала в рамках такой дисциплины, как история образования и педагогической мысли России, становятся: включение ценностей отечественной педагогической культуры в систему общепедагогических знаний в качестве: базовой основы обучения; выведение профессионально-педагогических знаний в их аксиологическом наполнении на мировоззренческий уровень; реализация законодательно декларируемых положений обновления и модернизации образования в практической работе педагогического вуза.

Решение задачи включения ценностей отечественной педагогической культуры в систему общепедагогических знаний в качестве базовой основы обучения предполагает обращение к концепции модернизации российского образования напериод до 2010 г. В концепции в. числе центральных приоритетов воспитания полагается формирование прежде всего таких жизненных установок личности, как российское самосознание и самоидентичность. Важнейшим фактором в этом процессе должна являться школа (в том числе и высшая школа). Предстоит сосредоточить педагогические усилия на том, чтобы «Обновленное образование...сыграло ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда...» [1.2 (77, 5)].

В связи с этим на учителя возлагается особая миссия «транслятора» как культурно-исторического, так и нравственно-воспитательного потенциала нашей отечественной традиции. В свете подобной ситуации пересмотр содержания педагогического образования вуза необходимо осуществлять таким образом, чтобы при знакомстве учащихся с основополагающими профессиональными дисциплинами, с историей образования и педагогической мысли России, аксиологическая направленность отечественной педагогической системы выполняла функцию своеобразной матрицы, на которую будет накладываться весь объем передаваемых студентам знаний из области отечественной педагогики в ее контекстной целостности светского и религиозного воззрений.

Необходимо отметить, что структурирование учебного материала относительно главных ценностей светской и православной педагогических культур было свойственно педагогической мысли нашей страны с момента ее зарождения, а по мере дальнейшего развития это лишь укреплялось, постепенно переходило в отличительную особенность. Причин подобного явления несколько, но главная среди них — специфическая ментальность русского народа, когда восприятие окружающего мира и собственной жизни происходит через имеющиеся у человека представления о нравственности, совести, о добре и зле.

Переход аксиологических знаний на базовый уровень предполагает, во-первых, увеличение самого объема знаний по истории отечественной педагогики, а во-вторых, выделение их в отдельный блок, который будет предварять ознакомление будущих учителей со становлением зарубежной педагогической мысли.

Подобный вариант построения учебной программы может, на наш взгляд, способствовать повышению качества усвоения знаний в целом. Знакомство с отечественной педагогической системой, с ее аксиологическим наполнением, происходящее комплексно (от зарождения представлений о воспитании до современного состояния педагогики) обеспечит максимальную эффективность изучения особенностей и традиций образовательно-воспитательных систем других стран; поможет самим учащимся увидеть определенные закономерности, провести параллели, выявить общие и отличительные черты.

Логика именно такого построения учебного материала очевидна по нескольким причинам, главной среди которых является уже имеющееся значительное представление о культуре и истории своего народа у будущих учителей. Складывается оно преимущественно на базе средней школы, где усвоению истории, родного языка, литературы, климатических и географических характеристик нашей страны традиционно отводится большая часть программы. Кроме этого, непрерывное пополнение знаний о родине происходит и;вне школы: осознание принадлежности к определенному мировоззренческому типу приходит и с личным опытом (родителей, знакомых, собственного), организованного досуга (посещение музеев, выставок, театров, просмотр исторических кинофильмов, чтение классической литературы, занятия народными промыслами, музыкой, живописью и др.).

Педагогические условия и динамика формирования у студентов духовно-нравственных ценностей отечественной педагогической культуры в процессе изучения истории образования и педагогической мысли

Исследование подобных условий невозможно без обращения к анализу как самого содержания изучаемых знаний, так и согласованности его с целевой установкой и постановкой соответствующей образовательной задачи.

Необходимые условия, систематизирующие педагогический механизм развития у студентов педвузов представлений о традиционных отечественных ценностях воспитания, о их роли и значимости в образовательном процессе апробировались и выявлялись согласно исходным теоретическим положениям, которые были определены в гипотезе исследования.

Так, педагогическое условие системной целевой установки на формирование у студентов профессиональной компетентности на основе духовно-нравственных ценностей отечественной педагогической культуры в целостном образовательном процессе по изучению истории образования и педагогической мысли направлено на реализацию нескольких направлений, среди которых важнейшими являются смысловое и ценностное.

Смысловое подразумевает адекватное осмысление ситуации духовно-нравственного воспитания учащихся средствами отечественной педагогической культуры применительно к общекультурному образовательному базису, приобретаемому в процессе обучения в вузе. Ценностное предполагает способность к объективной оценке современной социально-педагогической ситуации; ее проблем и путей их разрешения , с точки зрения наиболее значимых ценностей отечественной педагогической : культуры. Системообразующим фактором здесь выступает «стремление к совершенным человеческим взаимоотношениям как высшей ценности жизни и деятельности личности, которой подчинены все остальные ценности» (И, 119). Данное положение требует реализации в особом построении содержания учебного материала, когда его информативно-интеллектуальная часть находится в подчинении; нравственному потенциалу изучаемой дисциплины. Рассматриваемое условие требует сохранения подобной расстановки акцентов из темы в тему, делая этот процесс системным. Например, при изучении темы «Влияние христианства на развитие образования в русском государстве» фактическое изложение основных историко-педагогических событий данного периода целесообразно проводить при расширенном, тщательно продуманном и спланированном рассмотрении (анализе) его причин и следствий. Особое внимание следует уделить аксиологическому, нравственному значению этого процесса, той роли, которую сыграло православие в исторической судьбе нашей страны в ее ключевых изломах, в становлении воспитательных традиций, неотъемлемых сегодня от понятия отечественной педагогики. Необходимо подчеркнуть неразрывную связь веры и воспитания, сохраняющуюся на протяжении нескольких столетий; разъяснить обучаемым, что именно с православия берет свое начало российская традиция воспитывающего обучения (педагогическое наследие Феофана Затворника Вышинского). При изучении указанной темы важно активно привлекать уже имеющиеся у студентов знания, широко задействовать межпредметные связи (история, философия, литература). Такой подход обеспечит ясное и четкое осознание обучаемыми того,. что стремление к совершенным человеческим отношениям есть традиция и одновременно конечная цель воспитательной \ работы всей современной отечественной педагогической системы, ее идеальное построение. Понимание этого будет эффективно способствовать формированию профессиональной компетентности будущих учителей в области отечественной педагогической культуры.

Необходимость обеспечения условия личностно-деятельностного подхода как задающего в организации образовательного процесса, реализующегося на основе учета индивидуальных ценностных ориентации обучаемых в области духовно-нравственных ценностей отечественной педагогической культуры, обусловлена прежде всего спецификой; понимания личностно-ориентированного профессионального образования на сегодняшний момент, когда позади преодоление перехода от одной крайности — ярко выраженного коллективистского начала — к другой — индивидуализму. В.И. Загвязинский справедливо отмечает, что «...образование и воспитание теряют смысл, если они не наполнены социальным содержанием» (53, 11). Известно,,что личность складывается только при включении в систему всесторонних общественных отношений. Следовательно, личностно-ориентированный- подход одновременно является и социально-ориентированным. Поэтому построение системы высшего педагогического образования с учетом личностной ориентации выступает необходимым условием трансляции их во «внешнюю среду» — в систему отношений, ценностных установок, стремлений и идеалов человека, а также во все виды, средства и способы его деятельностной активности. Деятельностная активность личности, выступающая как задающий фактор в организации образовательного процесса, обеспечивает преобразующий, творческий характер учебной работы студента. При личностно-деятельностном подходе знания, получаемые будущими учителями, носят уже не объективно-интеллектуальную, а субъетивно-практическую направленность, становятся залогом успешной профессиональной подготовки и обеспечивают в дальнейшем ее качественную реализацию в школе. Усвоение программного материала происходит постепенно и определяется спецификой индивидуальных дифференцирующих особенностей обучаемых. Следовательно, в образовательном процессе, направленном на формирование у студентов духовно-нравственных ценностей отечественной педагогической культуры, следует уделять внимание особенностям содержательного наполнения как аудиторных занятий в вузе, так и самостоятельной работе обучаемых. Самостоятельная работа должна иметь разновекторную направленность, предусматривать возможность выбора студентами различных форм выполнения и отчетности. Личностно-деятельностныи подход стимулирует самостоятельный внутренний рост личности обучаемых. В то же время, личностно-деятельностныи: подход, осуществляемый на основе учета индивидуальных особенностей студентов, позволяет дифференцировать не только их учебно-познавательную деятельность, но и глубину освоения изучаемой дисциплины, создает предпосылки и возможности выхода личностной деятельности на исследовательский уровень, позволяет заложить основы; своей научной работы, что является значимым показателем эффективности и качества профессиональной подготовки специалиста в вузе. Так, знакомство обучаемых с факторами и особенностями, влияющими на специфику становления и развития российской педагогической традиции конца XIX — начала XX в., помимо устоявшегося комплекса знаний, может включать также значительный объем сведений в блоке самостоятельной творческой работы,. организуемой и проводимой на разных уровнях сложности (от реферативного до дипломного). Практика работы кафедры педагогики РГПУ показывает, что проведение комплексной работы по данной теме на аудиторных занятиях и в Центре православной педагогической культуры (ЦГШК) усиливает впечатление обучаемых от изучаемого материала и делает его усвоение еще более эффективным. Это достигается за счет неформального соприкосновения студента (в процессе творческого научного поиска) с воспитательными ценностями того или иного исторического периода в ходе подробного, вдумчивого, а самое главное — целенаправленного ознакомления с первоисточниками, воспоминаниями современников, судьбами тех или иных исторических персонажей, внесших вклад в формирование педагогической мысли России, самостоятельного поиска и анализа их творческого наследия в русле конкретной специфики выполняемой работы.

Похожие диссертации на Использование экологических знаний учащихся средних общеобразовательных школ в процессе обучения математике